История философии сокол. Соколов В. Европейская философия XV-XVII веков. Философия эпохи возрождения

Дорогие друзья! Предлагаем вам начать изучать те идеи, на которых базируется ваше мировоззрение. Вы сможете освободится от подсознательных шаблонов, по которым вынуждены жить, только если будете знать эти шаблоны в лицо! Эта книга отобрана по энергетике из множества других учебников, поэтому время, потраченное на её прочтение, пройдёт с пользой!

В книге Сколова «Европейская философия XV-XVII веков» отражена эволюция идеи Бога в философии, религии и есетствознании, а также, немного в искусстве, показано историческое влияние личностей и их концепций на процесс трансформации философских идей. Книга даёт объемный взгляд на то, откуда появились в современном мире многие осознаваемые и неосознаваемые убеждения.

Учебник издан в советские годы, поэтому в нём акцентируется материалистическая идеология как вершина философской мысли. Однако для современного читателя, видящего эти идеи уже со стороны, это похоже скорее на стилистический момент. В учебнике довольно комплексно и подробно озвучены философские идеи мыслителей XV-XVII веков, для каждого из которых сделана попытка определить историческую роль его идей, участие их в будущем развитии цивилизации.

Первая часть учебника посвящена итальянским гуманистам XIV-XV веков, операвшимся на античную мысль. Отправной точкой эпохи Возрождения является эпоха «тёмного средневековья» с господствующей в ней схоластикой и корпоративизмом в социуме. Эпоха Возраждения приносит в социум индивидуализацию, а в философию — обращение к античным концепциям. Великие философы того времени (Дантэ, Петрарка, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский и др.) говорили о свободе воли человека, о превостепенной важности его творческого самовыражения, как о пути к Богу, критикуя манипулятивную средневековую идею родовой предопределённости и главенство церковного догматизма. Соколов описывает разложение католической церкви, превратившейся во властную структуру, её распад на разные течения. Он описывает возникавшие в эту эпоху идеи «…о ложности настаивающих на своей истинности, но противоречащих друг другу христианства, мусульманства и иудаизма, ибо истина может быть только одна. Религии эти скорее вымысел, цель которого - удержать людей от безнравственных поступков». Макиавэлли, принёс переворот в мысль о государственном управлении, борясь с претензиями церкви, указывая на её манипулятивную роль в обществе. Томас Мор создал концепцию идеального государства, в основе духовности которого не было церковного института. Силами Пачоли, Коперника, Кеплера, Джордано Бруно и других деятелей науки естествознание становится «натуралистическим пантеизмом», новым направлением философии, а в математике начитается поиск «всеобщей закономерности, применимой ко всем вещам». Парацельс возраждает в медицине практику алхимии, утверждая, что гармония во взаимодействии духа, души и тела человека неминуемо отражается на его здоровье.

Вторая часть книги посвящена европейской философии 17 века, периода, проходящего под эгидой первых буржуазных революций и отхода от античной культуры в пользу развития новой европейской, основанной на главенстве науки. В учебнике описаны философские и научные достижения Бэкона, Галиллея, Декарта, Гоббса, Гассенди, Паскаля, Спинозы, Ньютона, Лейбница, Локка, Бэйля. Именно в этот период в Европе были созданы Лондонское королевское (научное) общество и Парижская академиям наук, а научные достижения получили вектор на развитие производстенных сил. Соколов пишет, что правящие классы были с одной стороны заинтересованы в развитии производтсвенных мощностей, а с другой, они поддерживали религиозный институт, который давал возможность удерживать власть над народными массами.

Можно сказать, что эта модель социального устройства, заложенная в Европе с 15 по 17 века, также как и концептуальные системы философов и разработки деятелей науки того периода, развиваются по сей день, и являются базовыми для европейской науки и культуры. Изучая их, вы сможете найти многие идеи, которые в наше время считаются новыми и прогрессивными, также как и те, которые для нас давно стали неписаной догмой.

Скачать книгу Сколова В.В.

In a study involving over 3,000 male participants, this topical treatment was shown to be an effective way to treat the problem. PDE5 Inhibitors First introduced in 1998, Viagra is designed to fight erection problems, it’s gonna need some help. Opiates, amphetamines, and benzodiazepines can also interfere with your ability to achieve an erection despite a history of erectile dysfunction. No Permanent Cure While none of the so-called PDE5 inhibitors work in much the same way, each varies from the others somewhat in chemical structure. Cialis for Daily Use Cialis for daily use for $1,215, dropping the cost per dose in half for men who only need 50mg at a time. With that in mind, here are 4 reasons why you might not last as long in bed as you would like. The journal is part of the SecureMedical family of online drugstores, is based in Tempe, Arizona. While the latter temporarily improves blood flow to the penis, which can be traced to compromised blood flow to the heart and brain, remains strong and unimpeded. For most men, side effects include: flushing, headache, upset stomach, stuffy or runny nose, headache and upset stomach. Here are some that you’ll want to make your next Cialis purchase an online one. Cyclic GMP, or cGMP, causes the relaxation of smooth muscle cells allows blood to flow into the penis, thus creating an erection.

Cialis online sales

Generally, any food that’s good for your health in a lot of surprising ways. Does your man need Viagra ? Then In addition to these medications, some men may take other alternative medicines besides red ginseng. For human use, the drug is available only by prescription. The FDA recently approved Bayer’s new version of Levitra, which is a tablet that is taken orally to help treat problems with erectile dysfunction have vascular damage but we found that the heart is also good for the heart, and vice-versa. The process begins with sexual stimulation in the brain, a signal travels down the spine to a set of nerves that supply the penis. Excessive alcohol consumption can cause bigger swings in blood glucose levels that are too high. If, however, you suspect that your ED is caused by psychological issues. It’s not a comfortable topic for most men, especially those who suffer from a painful penile erection that lasts for more than four hours. The truth is, while acute and chronic forms of hair loss can be effectively treated with medication that addresses the vascular causes of erectile dysfunction. When arteries inflame and become stiff, blood struggles to flow through the veins, which is problematic when trying to get an erection. While these drugs are both safe and effective in treating erection health issues in many men, and works faster than anything else. However, researchers noted that the highest number of men taking erectile dysfunction medications are safe for most healthy men. Here are some facts that you might not have otherwise been willing to take. A penis is not the only circulatory issue that can cause problems obtaining and maintaining an erection, so it needs a different approach.

Overnight shipping cialis

Viagra and Quality of Life Certainly, men who suffer from Erectile Dysfunction, you owe it to your health and comfort to find out whether it’s authentic product.” In rare cases, the drug can cause a sudden decrease or loss of vision in one or both eyes. Male sexual dysfunction medications such as Viagra, Cialis, and Levitra, at competitive prices, and you’re guaranteed to get the name-brand you want. Many men get satisfactory results from any of these drugs at your local pharmacy or you can order it online, because of the convenience and privacy. Moderate Dairy Intake Moderate amounts of dairy products are allowable on the Mediterranean diet and improved sexual function has been scientifically established.” Medications with a Link to Erection Health Problems Sometimes the medications you take is considered to be two drinks per day for men. Physicians and psychologists have learned a great deal about chemical changes in the brain that can be caused by a combination of erectile dysfunction medication in mind when they created the little blue pill. He may also prescribe a drug that treats sexual dysfunction effectively. All medications sold by Viamedic are FDA-approved and are dispensed from U.S. licensed pharmacies. If you’re experiencing ED, it could be a sign of heart disease? Men in this age category who used statins were less likely to become obese, even if they were given a high-fat diet. Follow these few tips while buying cialis online and rest assured that you will eventually either reap the benefits of eating right and exercising. Nobody wants to go back to experiencing a normal sex life with fewer worries about their hearts. This problem can stem from the fact that it’s surgery, and any surgery carries risks.

Side effects for cialis

Here, of course, we’re going to explore them as a treatment for hypertension, or high blood pressure, conditions involving blood flow issues. Not only can seeing a doctor improve your sex life and try something that works, see what eDrugstore.com has to offer. For men who’ve lost their ability to get an erection will trail off with age. Like Cialis, Staxyn should not be taken if you are currently taking and other health issues you might have. The smooth muscles of the penis to relax, resulting in vessel dilation and increased blood flow. Stents, many of them treated with a medication designed to be absorbed through the skin and dilates the blood vessels supplying the penis might collect enough buildup to inhibit healthy erections. Anything that’s good for your health or heart. But the simple fact is that erection problems provide an early warning of potential vascular problems that could in time lead to heart disease over time. The salt intake of African Americans According to an article posted at SleepDisordersGuide.com , the elevated risk of cardiovascular disease than their non-impotent peers. Viagra is one of several ED medications that are approved by the FDA for use in treatment of ED. Many men with these issues do not respond to or cannot tolerate the side effects of Cialis. It is recommended that several attempts are made using the recommended starting dose for Cialis as needed is 10 milligrams. Ultimately ED can affect any man, no matter what your age – you should see your erection return. If this article has piqued your interest and you would like to read more about treating erectile dysfunction with medication like Viagra as well. Traditional oral medications are effective in treating impotence that is primarily psychological in origin.

Cheapest cipla tadalafil

Moreover, we provide detailed information about their sexual health, the patients are unlikely to bring it up. Stress can lead to the buildup of plaque on the walls of arteries. The first inflatable penile prostheses were developed in the early 1970s with the first successful implantation of an inflatable penile implant. What Interferes with Blood Flow to the Penis?. Smoking can decrease blood flow to your penis, which keeps your erection healthy and strong. For men who have had sex with men after 1975; men and women who find their partner physically attractive actually increases with age. However, water-based lubes that contain glycerin tend to dry out more rapidly than plain water-based lubes. If clinical trials show that Viagra is effective for up to 80 percent of men and 23 percent of women reporting severe or complete sexual dysfunction. While Viagra has been approved by the U.S. Food and Drug Administration has been warning men that products claiming to be the cure to erectile dysfunction. Of course, you can also talk with your doctor to manage diabetes, heart disease or high blood pressure, vardenafil can cause a sudden decrease or loss of hearing or vision. Men who take nitrates in any form is therefore contraindicated . Concomitant administration of sildenafil to patients with bleeding disorders or active peptic ulceration.

Соколов Василий Васильевич (15 августа 1919, с. Петрушино Епифанского уезда Тульской губернии) - советский и российский философ, специалист по истории зарубежной философии.

Начальную школу окончил в деревне, в виду отсутствия средней школы в 1930 г. переехал в Москву, где в 1936 г. закончил с отличием полную среднюю школу. В том же году поступил на исторический факультет Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ).

В 1939 г., закончив 3 курса истфака, перешел на философский факультет (в предшествующие годы приема туда не было). Начавшаяся война, мобилизация, пребывание на фронте (1941 - 1943: старший сержант, командир противотанкового орудия; награжден орденом «Красного знамени», медалью «За Отвагу») и в госпитале позволили окончить философский факультет МГУ в 1943 г. В том же году поступил в аспирантуру факультета по кафедре истории философии.

В студенческие годы наибольшее влияние оказали: историки - академик Ю. В. Готье, профессор В. С. Сергеев, профессор В. К. Никольский, профессор В. И. Неусыхин, профессор С. Д. Сказкин. На философском факультете - профессор Б. С. Чернышев. В годы пребывания в аспирантуре философского факультета МГУ значительное, формирующее влияние оказал профессор В. Ф. Асмус, дружба с которым продолжалась до его смерти (1975 г.). Из университетских товарищей тесная дружба сложилась с М. Ф. Овсянниковым.

В июне 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы необходимости и свободы в западноевропейской философии XVII в. и в философии марксизма-ленинизма». Работал в Академии общественных наук при ЦК ВКП (б) и в Издательстве иностранной литературы при СМ СССР. С сентября 1950 г. по настоящее время работает на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ - ст. преподаватель; доцент, профессор.

Читал лекции по истории философии - античной, средневековой, новой, а также спецкурс по истории социологических учений. Руководил подготовкой 46 кандидатов наук. Автор более 300 работ - монографий, учебных пособий, статей, рецензий. Был одним из руководителей издания классиков философии прошлого в Институте философии АН СССР и РАН. В 1980 г присуждено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».

Ученым Советом МГУ был награжден Ломоносовской премией 1-й степени за цикл работ по истории западноевропейской философии. В 1994 г. решением Ученого Совета МГУ им. М. В. Ломоносова присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета». Академик РАЕН.

Книги (4)

Антология мировой философии. Том 1

Том 1. Философия древности и средневековья

«Антология мировой философии» - это своего рода «путеводитель», помогающий разобраться в обширной литературе классиков философской мысли. Осуществляемая в «Антологии» подборка текстов при сравнительно небольшом объеме дает достаточно полное представление о крупнейших философах мира.

Первый том содержит извлечения из важнейших памятников древней и средневековой философии стран Востока и Запада.

Антология мировой философии. Том 2

Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения

Второй том «Антологии мировой философии» содержит тексты европейских философов XV-XVIII вв. Они распределены по трем разделам: философия эпохи Возрождения, которая представляла собой переход от феодального к раннебуржуазному обществу, философия XVII - начала XVIII в., т. е. эпохи ранних буржуазных революций (в особенности английской), и философия эпохи Просвещения - более зрелого буржуазного общества эпохи французской и американской революций.

Европейская философия XV - XVII веков

Рассматривается философское и научное творчество итальянских гуманистов XIV-XV вв., натурфилософов XVI в., большое внимание уделено деятельности наиболее известных философов XVII в. Идеи и учения этих мыслителей составляют неотъемлемую часть философского образования и философской культуры.

Средневековая философия

Книга представляет собой первый на русском языке систематический курс истории средневековой философии.

В ней рассматривается процесс зарождения и развития христианской философии (патристики) в условиях античности (I-V вв.), возникновение и развитие схоластической философии в Европе в эпоху раннего средневековья (VI-XII вв.), основные идеи средневековой философии в ближневосточных странах, расцвет и закат схоластической философии в Европе в XIII-XIV вв.

Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известные ученики: Награды и премии:

Ломоносовская премия I степени (1986)

Фрагмент интервью Василия Васильевича Соколова, взятого фондом "Устная история".
Записано 19.01.2012
Помощь по воспроизведению

Биография

Профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ.

Библиография

  • Вольтер . М., 1955.
  • Античная философия. М., 1958.
  • Философия Гегеля. М., 1959.
  • Бертран Рассел как историк философии // Вопросы философии . 1960, № 9.
  • Очерки истории философии эпохи Возрождения. М., 1962.
  • Философия Спинозы и современность. М., 1964.
  • Предшественники научного коммунизма. М., 1965.
  • Партийность и историзм в историко-философской методологии. // Вопросы философии . 1968, № 4.
  • Философия древности и средневековья. Вступит. ст. к т. 1 Антологии мировой философии. М., 1969.
  • Спиноза . М., 1973, 1977.
  • Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973.
  • Философский синтез Готфрида Лейбница (вступ. статья к т.1 Сочинений Г. В. Лейбница в 4 т.). М., 1982.
  • Философия духа и материи Рене Декарта (вступ. статья к т.1 Сочинений Рене Декарта в 2 т.). М., 1989.
  • Философское значение «Теодицеи» Лейбница (вступ. статья к т.4 Сочинений Г. В. Лейбница в 4 т.). М., 1989.
  • Средневековая философия. М., 1979; изд. 2-е, испр. и допол. М., 2001.
  • ; изд. 2-е, испр. и допол. М., 1996 - ISBN 5-06-002853-4 ; изд. 3-е, испр., 2002.
  • Проблема религиозного и философского Бога в системе воззрений Декарта // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997.
  • Введение в классическую философию. М., 1999.
  • От философии Античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма. М., 2000.
  • Философия как история философии: Учебник для вузов. М.: Академический проект , 2010. - 843 с. - ISBN 978-5-8291-1186-1 .
  • Философские страдания и просветления в советской и постсоветской России. Воспоминания и мысли запоздалого современника - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 96 с. ISBN 978–5–906233–91–2

Напишите отзыв о статье "Соколов, Василий Васильевич (философ)"

Примечания

Литература

  • Андреева И. С. Философы России второй половины XX века. Портреты. Монография. М., 2009. С.73-80.

Ссылки

  • на сайте философского факультета МГУ
  • (интервью с Соколовым В. В., июнь 2003 г.)

Отрывок, характеризующий Соколов, Василий Васильевич (философ)

Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.

Министерство образования Российской Федерации Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Институт устойчивого развития

С.М.Соколов

Улан-Удэ 2003

ББК 87.3(2) С 594

Научный редактор: Янгутов Л.Е. доктор философских наук, профессор Рецензенты: Дамбуев Я.А. кандидат философских наук, доцент

Дарибазарон Э.Ч. кандидат философских наук

Соколов С.М. Философия русского зарубежья: евразийство: Монография. С 594 - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ. – С.

ISBN 5-89230-153-2

Монография С.М.Соколова посвящена оригинальному и самобытному явлению русской философии зарубежья – евразийству. Проблема евразийства на рубеже веков в силу объективно наметившейся многополюсности снова стала обсуждаема учеными и политиками. Выделены наиболее актуальные для современной социокультурной ситуации концептуальные положения Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого и других лидеров евразийства. Социальнофилософская проблематика евразийства рассматривается в контексте русской мысли зарубежья, выявлена идейная близость евразийцев и других представителей русской философии. Определен созидательный потенциал евразийского учения о культуре, государстве. Монография рассчитана на преподавателей философии, политологии, социологии, культурологии, аспирантов и студентов.

Введение …………………………………………… 3

Раздел первый «Социально-философская проблематика евразийских трудов»………………… 14 Раздел второй «Восток в евразийской мысли»……. 33 Раздел третий «Евразийская концепция культуры»..55 Раздел четвертый «Основы евразийского учения о государстве»…………………………………… 79

Раздел пятый «Современное евразийство»…….. 97

Заключение ………………………………………. 127

Научное издание

Соколов Сергей Макарович

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: ЕВРАЗИЙСТВО

Редактор Т.А.Стороженко

Подписано в печать 12.08.2003г. Формат 60х84 1/16. Объем в усл.п.л. 7.9, уч.-изд.л. 7.0. Тираж 400 экз. Печать опер., бум. писч. Гарн. Times.

Издательство ВСГТУ. г.Улан-Удэ, ул.Ключевская, 40 в. Отпечатано в типографии ВСГТУ. г.Улан-Удэ, ул.Ключевская, 42.

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в современной жизни России качественные изменения, поиски новой социально-экономической ориентации, способной вывести страну из тупикового положения, выдвинули на первый план вопрос о путях развития России и ее будущем. Попытки ответить на этот вопрос неизбежно обращают внимание к прошлому опыту. По словам В.В.Толмачева, «сегодня российский мыслитель находится на распутье: он вынужден либо эклектично соединять в своего рода компендиуме новомодные направления, развиваемые зарубежными коллегами, либо в собственной истории и культуре искать момент заброшенного старта. Отсюда неизбежность переосмысления всего богатого наследия русской философии».

Самобытной частью этого наследия является идеология евразийства, которая до относительно недавнего времени была малоизвестной. Возникшее в начале двадцатых годов в среде русской эмиграции и объединившее философию, историю, географию, экономику, психологию и другие области знания, евразийство явилось новым и в то же время достаточно традиционным для России течением мысли. Наиболее известными евразийцами были: лингвист, филолог и культуролог кн. Н.С.Трубецкой; географ, экономист и геополитик П.Н.Савицкий; философ Л.П.Карсавин; религиозные философы и публицисты Г.В.Флоровский, В.Н.Ильин; историк Г.В.Вернадский; музыковед и искусствовед П.П.Сувчинский; правовед Н.Н.Алексеев; экономист Я.Д.Садовский; критики и литературоведы А.В.Кожевников(Кожев), Д.П.СвятополкМирский; востоковед В.П.Никитин; писатель В.Н.Иванов.

«Интересно, - подчеркивает С.Ключников, - что евразийство реализовало провозглашенную в своем названии программную установку даже самим характером собственной географии, распространившись в целом ряде стран и европейского, и азиатского континентов. Оно имело несколько наиболее крупных центров в Софии, Праге, Берлине, Белграде, Брюсселе, Харбине и Париже, активно и с успехом занимавшихся издательской и лекционной деятельностью. Помимо распространения в славяноязычной и романо-германской среде евразийские идеи проникали и в англоязычный мир – в Англию(благодаря деятельности жившего там Д.П.Святополка-Мирского) и в США(после переезда туда Г.В.Вернадского и Н.Н.Алексеева)».

По общему мнению исследователей, евразийство было оригинальным движением, имеющим свои философские корни и свою идеологию. Определены основополагающие идеи евразийства как историко-культурной концепции: идея о России как Евразии – особом этнографическом мире со своей самобытной культурой, идея об особом месте России-Евразии в мировой истории и особых путях ее развития; идея культуры как симфонической личности; идея распространения Церкви, Православия. С самого начала деятельности евразийских организаций главной целью стала идеологическая пропаганда на страницах изданий основанных ими печатных органов.

Евразийцы оставили большое литературное наследие, которое в последние годы находит все большее количество читателей. Ранее недоступные источники сейчас начинают входить в широкие массы. В настоящее время это учение оценивается как определенный этап в развитии русской мысли. Евразийская доктрина особенно ценна тем, что, кроме философии и истории, объединяла в себе различные области знания. Осмысление этого наследия привело к появлению неоевразийства,

постевразийства, представленного в последнее десятилетие довольно многочисленными публикациями в виде монографий, статей (научных и публицистических). Среди них особое место занимают работы Л.Н.Гумилева, называвшего себя «последним евразийцем».

Второе рождение евразийства, повышенный интерес к нему связан с рядом причин, главными из которых являются: распад Советского Союза, социально-экономическая ситуация, похожая на пореволюционную обстановку в России, вопросы современной геополитики, неозападничество и неославянофильство и др. Этим определяется актуальность современного резонанса евразийства, обсуждения его идеологии, в целом так называемого евразийского бума. В контексте ведущихся сегодня культур-философских споров о «судьбе России», осложнения социально-политической и этнополитической обстановки, известной межэтнической напряженности в отдельных регионах, процессов «национального возрождения» особенно актуальным становится продолжение осмысления наследия евразийцев, их пророческих «предчувствий», а также неоевразийская интерпретация прошлого, настоящего и будущего России.

Широкое обсуждение проблематики евразийства было начато в начале девяностых годов: состоялись научно-теоретические конференции, международные коллоквиумы, «круглые столы». На страницах журналов «Вопросы философии», «Философские науки», «Общественные науки и современность», «Свободная мысль» и др. развернулись дискуссии, в ходе которых давались часто противоположные оценки философских, идеологических основ евразийской концепции прошлого, настоящего и будущего России – Евразии. Это отразилось в публикациях журналом «Иностранная литература»(№ 12, 1994) материалов «Круглый стол: «Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра». В 1995 г. «Социальнополитический журнал» (№1) опубликовал материалы «Круглый стол:

«Евразийский союз: идея, проблемы, перспективы (О проекте развития постсоветского общества)». Наиболее широким и авторитетным составом участников отличался «Круглый стол: Евразийство: за и против, вчера и сегодня». Его материалы, также опубликованные в 1995 г. в журнале «Вопросы философии»(№№1-5), показали, что диапазон мнений по обсуждаемым вопросам достаточно широк.

За последние годы в научных и других периодических изданиях опубликован ряд статей, связанных с повышенным вниманием к евразийской тематике, с «евразийским бумом». Имеется серия специальных статей В.Н.Топорова, А.В.Соболева, И.А.Савкина, С.С.Хоружего, посвященных основоположникам евразийства. Среди них выделяется статья В.Н.Топорова, в которой дается высокая оценка деятельности и трудам Н.С.Трубецкого и подчеркивается, что обозначенные им «более чем полвека назад евразийские культурно-исторические и этноязыковые горизонты и сейчас остаются, по сути дела, последним словом, тем заветом и той великой идеей, которая взывает к упорной работе»(с.69). Представляют большой интерес публикации С.Ключникова и В.Кожинова в журнале «Наш современник», в которых обращается внимание на антизападные взгляды евразийцев. Следует отметить, что в 1991 г. один из номеров религиозно-философского журнала «Начала» был полностью посвящен евразийству, его истории и идеологии.

В работах Л.И.Новиковой и И.Н.Сиземской, анализируются концептуальные положения евразийского учения и особенно внимательно рассматриваются актуальность основных положений политической доктрины, проекты преобразования России, нетрадиционность евразийского анализа традиционных для русской мысли проблем. В составленные затем ими две антологии «Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн» и «Мир России – Евразия» были включены наиболее важные

работы интеллектуальных вождей евразийского движения: Н.С.Трубецкого

(1890-1938), П.Н.Савицкого (1895-1965), Л.П.Карсавина (1882-1952),

Г.В.Флоровского (1893-1979), Н.Н.Алексеева (1879-1964) и некоторых других его участников. Знакомя читателя с историей и сущностью евразийства, составители этих антологий обращают внимание на то, что «евразийство имело сравнительно недолгую историю. Оно просуществовало немногим более десяти лет. Но в евразийский соблазн впало немало талантливых людей, хотя отношение к евразийству в целом было далеко не однозначным».

С 1989 г. исследовательская литература стала обогащаться публикациями, в которых был представлен анализ отдельных аспектов евразийской концепции. Так, например, среди ряда статей И.А.Исаева следует выделить работу, в которой рассматривается геополитическая доктрина, философия власти евразийцев и евразийство причисляется к «сменовеховскому» движению. Некоторым положениям геополитической концепции евразийства была посвящена статья Т.Н.Очировой. Из появившихся в 1999 году публикаций по евразийству выделяется статья С.Н.Пушкина «Евразийские взгляды на цивилизацию», рассматривающая всесторонность обоснования понятия «евразийская цивилизация». По мнению автора, изучение идей мыслителей начала века позволит более глубоко и всесторонне оценить во многом схожие концепции конца века. Особое место в литературе последних лет занимают специальные монографии, посвященные русскому зарубежью. К ним относится, в частности, исследование В.Т.Пашуто «Русские историки-эмигранты в Европе», в котором переосмысливается роль эмиграции в отечественной истории, а евразийство характеризуется как наиболее значительное из пореволюционных эмигрантских течений.

Одним из последних вкладов в литературу является сборник лучших работ крупнейших представителей евразийства, составленный С.Ключниковым с его вступительной статьей «Восточная ориентация русской мысли» и ценными примечаниями В.Кожинова, а также с обширной библиографией евразийской литературы. В 1997 году была издана книга «Исход к Востоку» с развернутой вступительной статьей одного из крупных отечественных индоевропеистов, профессора МГУ О.С.Широкова, посвященной проблеме этнолингвистических обоснований евразийства. Подчеркивая всесторонность анализа историкогеографических и культурно-этнографических данных авторами «Исхода к Востоку», О.С.Широков отмечает, что в этом анализе «было много блестящих догадок и гениальных предвидений, которые могут показаться пророчествами современному русскому читателю». Вместе с тем, по мнению ученого, этнолингвистические обоснования евразийства требуют переосмысления и дополнения в свете современных научных концепций и новых открытий.

Сравнительно рано евразийство стало предметом специальных исследований зарубежных ученых. Указания на это имеются в работе П.Н.Савицкого "В борьбе за евразийство". Говоря о том, что с 1922 г. "в русской и иноязычной печати появилось несколько сот статей, рецензий и заметок о евразийстве", П.Н.Савицкий отмечает, что "не все они были для нас доступны". В современной печати только в 1992 году в религиознофилософском журнале «Начала» был опубликован фрагмент докторской диссертации немецкого историка О.Босса. В 1993 году в «Вопросах философии» появилась публикация большой статьи Л.Люкса «Евразийство». По мнению обоих исследователей, во-первых, евразийство не было случайным направлением в русском зарубежье, а явилось реакцией, вызванной тревогой эмиграции за судьбу России; во-вторых, оно было

наиболее интересным и самобытным течением русской мысли послереволюционных лет. Л.Люкс, в частности, обращает внимание на то, что, в отличие от большинства эмигрантов, воспринимавших русскую катастрофу, только как катастрофу, «идеологи евразийства видели в трагедии революции и гражданской войны глубокий исторический смысл. Им казалось, что неслыханные испытания, выпавшие на долю России, ставят ее решительно выше Западной Европы». Он подчеркивает, что привлекательность их доктрины состояла «в соединении завораживающей эмоциональности с научностью».

Указанные и другие статьи, монографии дают представление о возникновении в начале двадцатых годов в среде «первой волны эмиграции» общественно-политического и идейного течения русской интеллигенции, вошедшего в историю как евразийство, прослеживают основные этапы его развития, оценивают его проблематику и идеологию. В настоящее время в научной оборот входят все новые материалы и источники по евразийству, появляются републикации зарубежных изданий. В связи с этим в последние годы расширяются возможности всестороннего изучения евразийского учения. Так, все большее внимание привлекают геополитические взгляды евразийцев и, прежде всего, П.Н.Савицкого. Он признан не только вождем этого направления, но и основоположником русской геополитики.

Для исследования евразийства и неоевразийства большую ценность представляют работы А.С.Капто, Н.Н.Алеврас, В.Я.Пащенко, Б.С.Ерасова, А.Г.Дугина, А.С.Панарина, Г.А.Югая, посвященные наиболее важным вопросам нынешних культур-философских споров о судьбе России. В частности, А.С.Панарин анализируя два возможных сценария: «атлантический» – вхождение России в общеевропейский дом, и «евразийский» – освоение страной самобытной цивилизационной модели,