Модернизация ЖКХ: от слов к делу. Модернизация ЖКХ: энергосервис, концессионные соглашения, лизинг. За и против Модернизация и реформирование жилищно коммунального хозяйства

Проводимая в настоящее время модернизация ЖКХ в долгосрочной перспективе снизит расходы госбюджета на содержание коммунальной инфраструктуры, что приведёт к экономии миллиардов рублей. В связи с этим в непростые кризисные времена задача обновления жилкомхоза становится не просто модным трендом, а приоритетным направлением во внутренней политике Российской Федерации. Для проведения модернизации ЖКХ даже создан специальный федеральный Фонд поддержки реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ФЗ №185 от 21 июля 2007г.). Эти средства направляются в особо проблемные регионы.

Как модернизация ЖКХ сберегает государственные деньги?

Экономия государственных денег возникает на этапе формирования тарифов на коммунальные услуги, в понятие которых входит обеспечение населения энергоресурсами и водой. Государство дотирует именно коммуналку и оплачивает коммунальщикам часть тарифов. Доля бюджетных платежей зависит от конкретного региона, но в любом случае составляет внушительные цифры.

Своевременная модернизация ЖКХ устранит потери электрической и тепловой энергии, а, значит, госрасходы существенно сократятся. И возникнет та самая экономия государственных денег. По расчётам аналитиков Минстроя РФ, эта сумма может составить до 20 млрд. рублей в год.

Направления модернизации ЖКХ

Основными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются обновление инженерных коммуникаций и оптимизация конечного потребления энергетических ресурсов . Первая составляющая требует наибольших финансовых вливаний, но зато обеспечивает самое большое сокращение госрасходов.

Выполнение работ по замене инженерных сетей предполагает обновление тысяч километров трубопроводов холодного и горячего водоснабжения . Важный аспект состоит в обновлении энергетического оборудования местных генерирующих объектов. Очевидно, что это связано с высокими затратами, но государство идёт на них, хотя в последнее время выделять из казны необходимые суммы становится всё сложнее и сложнее.

Частные инвестиции в модернизацию ЖКХ

Положение дел с недостаточным финансированием могут улучшить частные инвестиции в модернизацию ЖКХ нашей страны. К этой возможности получения дивидендов присматриваются физические лица, паевые фонды и кредитные учреждения, включая крупные банки, например, ВТБ24 и ряд других. Объём этого рынка оценивается примерно в 100-120 млрд. рублей, что сулит хорошую прибыль.

Различные экономические обсуждения выявляют интерес со стороны частного бизнеса к участию в реформировании отечественной коммунальной инфраструктуры. В частности, на Санкт-Петербургском форуме этого года прошли две крупные панельные дискуссии, на которых представители финансовых компаний высказывались в пользу участия негосударственных компаний в реформе жилкомхоза. Привлечение этих денег ослабит нагрузку на казну и опять же выльется в экономию государственных финансов .

Единственное, что останавливает инвесторов от вложения денежных средств, это отсутствие механизма контроля расходования средств. Поскольку в качестве подрядчиков работ обычно выступают частные фирмы, а то и вовсе индивидуальные предприниматели, существует риск нецелевого использования денег и даже элементарных хищений бюджетов. До тех пор, пока не будут предложены по-настоящему эффективные способы учёта ассигнований, об активных вложениях в модернизацию ЖКХ говорить не приходится.

Оптимизация конечного потребления

Вторая составляющая не нуждается в привлечении значительных бюджетов и может частично перекладываться на плечи самих потребителей. Это работы по установке всевозможных счётчиков, замена ламп накаливания энергосберегающими осветительными приборами и так далее. Впрочем, это направление модернизации ЖКХ и так реализуется за счёт граждан, так что, нагрузка на государство здесь отсутствует как таковая. Хотя если рассматривать в качестве потребителей госучреждения, то казённые деньги выделять всё равно придётся, но это копеечные суммы в сравнении с миллиардными вливаниями в обновление инженерных сетей и ресурсного оборудования.

В перспективе

Согласно стратегии развития жилищно-коммунального комплекса России до 2020 года, принятой Правительством РФ, модернизация ЖКХ заключается не только в реконструкции существующей инфраструктуры, но и в формировании новых подходов к созданию новой. В связи с этим Минстрой РФ постепенно вносит изменения в нормативно-техническую документацию, на основании которой проектируются новостройки – как отдельные здания, так и районы под застройку. В силу этого вновь возводимые объекты будут дешёвыми в эксплуатации, что обернётся экономией денежных средств, выделяемых государством.

Модернизация технологического оборудования – является лучшим решением для увеличения производительности промышленного оборудования и уменьшения затрат, при необходимости покупки нового.

Любое оборудование со временем морально устаревает. Чтобы промышленное предприятие сохраняло свою конкурентоспособность, на нем необходимо периодически модернизировать оборудование, с чем успешно справляются специалисты Компании «Синтез ТМК».

Проанализировав конкретную ситуацию, мы предлагает ряд мероприятий, направленных на увеличение производительности оборудования и уменьшение затрат без необходимости покупки новой техники .

Результатом выполнения модернизации является увеличение производительности, сокращение накладных расходов и производственных издержек, повышение качества производимой продукции. Вложения в модернизацию окупаются в кратчайшие сроки при выполнении полного цикла работ на высоком профессиональном уровне.

Для старого оборудования проводится комплекс работ по модернизации. Модернизация станков с ЧПУ может включать в себя оснащение модернизируемого оборудования новейшими системами ЧПУ, приводами, шпиндельными узлами, гидравликой.

Затраты такой модернизации составляют до 50% от стоимости нового станка , при обеспечении тех же функциональных и технологических возможностей.

При этом, модернизированное оборудование отвечает требованиям технологии на ближайшие 10 – 12 лет.












Основные направления модернизации технологического оборудования:

  • Доведение технических параметров до современных требований;
  • Создание типовых проектов для модернизации станков;
  • Оснащение станков современными системами управления;
  • Оценка состояния металлорежущего оборудования;
  • Увеличение количества управляемых координат;
  • Замена, автоматизация процессов, механических узлов.
  • Можно довести параметры оборудования до современных, более жестких требований, расширить его технологические возможности.
  • Существующие станки могут быть модернизированы, на них установлены новые системы управления с ЧПУ, гидравлические системы, шпиндельные узлы.
  • Работа оборудования автоматизируется, механические узлы заменяются.

Оборудование на промышленном предприятии довольно дорогое и чаще всего имеет большие габариты и вес. Если возникает необходимость усовершенствования цеха, полная замена станков потребует высоких затрат на покупку нового и демонтаж т утилизацию старого оборудования. Отправлять еще вполне добротное и работоспособное оборудование на переплавку дорого и непрактично. Но своими силами усовершенствовать и без того сложные станки практически невозможно.

Здесь потребуются знания конструкции оборудования, знакомство с мировыми тенденциями в данной отрасли, способность нестандартно использовать различные узлы и системы и в этом мы можем вам помочь.

В компании «Синтез ТМК» вы можете заказать техническое обслуживание следующих категорий промышленного оборудования:


– Черная и цветная металлургия
– Горнодобывающая промышленность
– Нефтеперерабатывающая промышленность
– Нефтедобывающая промышленность
– Тяжелое и легкое машиностроение
– Химическая промышленность
– Нефтехимическая промышленность
– Нефтегазодобывающая промышленность

Высокая квалификация рабочих, хорошие знания и способность их применения у инженерного состава позволяет использовать новые разработки на старом оборудовании для его усовершенствования. Наши специалисты проанализируют порядок работы станка, выполнят чертежи нового оснащения, предложат нестандартное использование некоторых узлов.

Наши сотрудники обладают разносторонними знаниями, а потому прекрасно справятся с модернизацией станков для металлургической, энергетической, химической и многих других отраслей. Наличие необходимых допусков в сочетании с опытом работы и специальными знаниями делают для наших специалистов возможной модернизацию стана, с предоставлением гарантий .

Введение

1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

2 Инвестирование жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Башкортостана

2.1 Сфера жилищно-коммунального хозяйства в РБ и ее финансирование

2.2 Комплекс мер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере.

Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству.

Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др. Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая снанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных и дополнительных источников инвестирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Объектом изучения является сфера ЖКХ.

Задачи при выполнении работы: изучение инвестиционных возможностей жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрение источников инвестирования модернизации ЖКХ на примере региона РБ.


1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства.

В то же время эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестировании муниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.

В условиях ограниченности средств - и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса (ОКК) - для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к их финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, а также использовать различные инструменты при формировании тарифов.

Коммунальная отрасль, с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности, имеет следующие специфические особенности:

· практически защищенная от конкуренции деятельность, носящая естественно монополистический характер;

· государственное регулирование и ограничение предельными индексами цен на услуги, привязанное к инфляции;

· ежедневное потребление услуг широкой клиентской базой (населением, предприятиями, общественным сектором), обеспечивающей предсказуемые денежные потоки и гарантированный сбыт услуг;

· прогнозируемое сокращение потребления ресурсов вследствие экономии потребителями и обязательности с 201 2 г. приборного учета, что не позволяет рассчитывать на дополнительную выручку за счет расширения инфраструктуры;

· значительная стоимость, длительные сроки службы и окупаемости активов;

· нередко продолжительные сроки строительства новых объектов;

· привлечение инвестиций в основном для модернизации действующих объектов и сетей, лишь небольшая часть средств направляется на новое строительство;

· сравнительно небольшие инвестиционные потребности по проектам реконструкции, не позволяющие получать финансирование по приемлемой ставке на длительный срок в крупных финансовых институтах;

· большое количество текущих финансовых обязательств компаний;

· отсутствие ликвидной залоговой массы.

Выбор источников финансирования планов развития ОКК определяется рядом условий, в их числе:

· реализуемый вариант реформирования и управления коммунальным сектором региона (муниципального образования), тип собственности оператора и собственника объектов и сетей;

· программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (СКИ) муниципального образования, разработанная в соответствии с ней Стратегия развития ОКК с учетом текущего финансового и технического состояния ОКК;

· производственная и инвестиционная программа ОКК, предусмотренные в ней мероприятия по модернизации (новому строительству) объектов и сетей, в том числе план мероприятий или программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Источниками финансирования производственных и инвестиционных программ ОКК могут быть:

1. Собственные средства:

o операционный денежный поток (платежи потребителей по тарифам);

o амортизационная составляющая тарифа для потребителей;

o прибыль.

2. Бюджетные средства:

o средства регионального/муниципального бюджетов на финансирование отдельных мероприятий в рамках целевых программ или региональных фондов (например, по энергосбережению);

o предоставление гарантий и субсидирование процентов по кредитам из регионального/муниципального бюджетов;

o Инвестиционный фонд РФ - для комплексных проектов, объем финансирования, которых составляет более 500 млн. руб.

3. Внебюджетные привлеченные средства:

o кредиты российских и международных банков;

o кредиты и участие в капитале международных фондов и банков развития - для крупных проектов более 200 млн. руб.;

o энергосервисные контракты по энергосберегающим проектам;

o средства и гранты международных организаций, внебюджетных энергосберегающих и экологических фондов по отдельным объектам (безвозмездно);

o лизинговые схемы финансирования с привлечением лизинговых компаний;

o другие источники: облигационный заем, размещение акций (дополнительный выпуск) - возможно для объема средств более 500 млн руб., а также векселя, товарные кредиты на энергосберегающее оборудование, прямые инвестиции финансовых инвесторов (фондов прямых инвестиций), экспортное кредитование.

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий индустриального домостроения, сыгравших существенную роль в решении жилищной проблемы, являются одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса.

Задержка с их проведением приведет к росту доли ветхих и аварийных жилых домов в жилищном фонде Российской Федерации, что станет главным фактором увеличения эксплуатационных затрат на его содержание и повышения суммарных бюджетных выплат: во-первых, на покрытие расходов на жилищно-коммунальные услуги, не полностью оплачиваемые потребителями, и, во-вторых, на выплату субсидий гражданам с низкими доходами. При переходе к адресной системе субсидирования произойдет перераспределение, а точнее объединение финансовых потоков бюджетной помощи. Однако, на наш взгляд, суммарная нагрузка на бюджет уменьшится незначительно. Следовательно, решение проблемы заключается во всемерном снижении расходов на содержание жилых домов и оптимизации потребления населением ресурсов жизнеобеспечения, что возможно лишь при комплексной реконструкции жилищного фонда.

Владимир Корягин ,
председатель Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Республики Карелия – совершенствование тарифной политики, газификация населенных пунктов региона, модернизация котельных, использование местных видов топлива, развитие систем водоснабжения и водоотведения, капитальный ремонт жилья, внедрение новых форм управления многоквартирными домами.

Преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Карелия начались с момента выхода Указа Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе ЖКХ в Российской Федерации». Основные направления концепции были определены и положены в основу Программы реформы ЖКХ Республики Карелия, одобренной Постановлением Правительства РК от 19.09.1997 № 544. Ее основными целями являются улучшение качества жизни граждан, повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населенных пунктов, поэтапный переход отрасли на самоокупаемость, внедрение рыночных механизмов для развития конкурентной среды и стимулирования создания ТСЖ.

В дальнейшем был принят ряд региональных целевых программ:

  • «Реформирование и модернизация ЖКХ Республики Карелия на 2004 2010 годы»;
  • подпрограмма «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Карелия на 20042010 годы» региональной программы «Жилище»;
  • «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 20072010 годы»;
  • адресные программы проведения капитальных ремонтов МКД.

Республика активно принимала участие в Программе газификации регионов РФ на 2007 г. и последующие годы.
Промежуточные итоги развития жилищно-коммунального комплекса РК были подведены на съездах работников ЖКХ, состоявшихся 2223 ноября 2001 г. и 21 апреля 2006 г.
Мероприятия, проводимые в рамках программ, способствовали внедрению рыночных механизмов, привлечению частных операторов в жилищную и коммунальную сферу, формированию системы учета энергоресурсов.
В 2009 г. на территории республики предоставлением услуг в сфере ЖКХ занимается 286 организаций, из них 219 – частной формы собственности (77%). Доля предприятий частной формы собственности в коммунальной сфере составляет 73,8% от общего числа всех организаций коммунального комплекса, а в сфере управления и содержания жилья – 90% (рис. 1).

Рис. 1. Развитие рыночных отношений в отрасли ЖКХ.

Численность работающих на протяжении ряда лет остается стабильной и составляет более 15 тыс. человек, или 7 % общей численности занятых в экономике республики.
Объем предоставляемых организациями отрасли услуг за 2009 г. достиг 8,5 млрд руб. и превысил объем 2002 г. почти в 3 раза, что связано в основном с ростом стоимости энергоресурсов, транспортных расходов, а также повышением уровня заработной платы работникам отрасли. При этом роста объемов в натуральном выражении не произошло. Около 75 % общего объема жилищно-коммунальных услуг, оказываемых потребителям республики, предоставляется коммерческими организациями.

Позитивные изменения
Период с начала реформы до сегодняшнего дня для жилищно-коммунального комплекса республики можно охарактеризовать как период позитивных изменений в экономике отрасли. Вышеназванным Указом Президента РФ в 1997 г. была введена система федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг для обеспечения плавного перехода к 100%-ной оплате ЖКУ с применением социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Целенаправленная работа по соблюдению в Республике Карелия федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг позволила в 2005 г. перейти на 100%-ую оплату населением ЖКУ и отказаться от прямого бюджетного дотирования предприятий отрасли. Соответственно возрос и фактический уровень покрытия затрат платежами населения. Это позволило обеспечить финансовую стабильность предприятий, направляя дополнительные финансовые средства на расчеты с кредиторами, и остановить рост неплатежей в отрасли (рис. 2).

Рис. 2. Изменения утвержденного и фактического уровня платежей населения за ЖКУ и соотношения кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ.

Социальная защита малообеспеченных групп населения осуществлялась путем предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Планомерная работа по обеспечению полного финансирования предприятий позволила безболезненно перейти на предоставление субсидий в виде денежных выплат на счета граждан и освободить предприятия от несвойственных функций. Работа по переходу к перечислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на социальные счета граждан в Республике Карелия проводилась с 2006 г. К началу 2008 г. процесс перехода был завершен во всех муниципальных образованиях региона.

В настоящее время более 7 % семей воспользовались правом на получение субсидий на сумму более 200 млн руб. Кроме того, 1/3 населения пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что составляет более 1000 млн руб. Следует отметить, что с 1 января 2010 г. меры социальной поддержки на всей территории республики также предоставляются в виде денежной компенсации и перечисляются непосредственно на счета граждан, как требует того действующее законодательство. При этом полностью выполняются обязательства бюджета Республики Карелия по финансированию льгот и субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг. Так, если в 2002 г. возмещение из бюджета составляло 66%, то в 2009 г. – 100%.

Совершенствование тарифной политики
Самоокупаемость предприятий не могла быть обеспечена без существенного совершенствования тарифной политики, поскольку в 1997 г. при существующей тогда системе дотирования и недостатке средств в местных бюджетах затраты предприятий покрывались не более чем на 20%. Мероприятия, осуществленные в этом направлении, позволили в настоящее время практически обеспечить баланс между затратами по производству жилищно-коммунальных услуг и начисленными платежами потребителям этих услуг. Процент возмещения затрат организаций платежами потребителей по установленным тарифам за 2009 г. остался на уровне прошлого года и составил около 99% по сравнению с 84% в 2002 г.

В рамках реформирования отрасли удалось решить и вопросы ликвидации просроченной задолженности по заработной плате работникам организаций ЖКХ, выравнивания заработной платы по видам деятельности, а также доведения ее до уровня заработной платы на крупных и средних предприятиях республики. Просроченная задолженность на действующих предприятиях ЖКХ по выплате зарплаты на 1 января 2010 г. составила 6,8 млн руб., или 0,05 мес., по сравнению с 0,7 мес. в 2001 г. При этом рост среднемесячного фонда зарплаты по отношению к тому же периоду составил более чем в 3 раза (150,8 млн руб. против 44,8 млн руб.). Рекомендуемая ставка рабочего 1 разряда позволяет обеспечить заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума и единообразно подходить к процессу тарифообразования как при государственном регулировании тарифов, так и при установлении тарифов органами местного самоуправления.
За период реформирования предприятия ЖКХ из категории стабильно убыточных перешли в категорию частично прибыльных. Величина убытков предприятий ЖКХ республики с 2001 г. снизилась более чем в 2 раза и по итогам 2009 г. составила 92,6 млн руб. Количество прибыльных организаций в регионе достигло 53 % общего числа организаций. Для сравнения в 2007 г. этот показатель составлял 33%, в 2008 г. – 48%. В то же время достичь полной самоокупаемости, несмотря на реализуемые меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, пока не удается.

Стратегической целью реформирования ЖКХ является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Достижение этой цели возможно при осуществлении мероприятий по модернизации и реконструкции объектов ЖКХ, развитие местных видов топлива.
Суммарный объем финансирования программных мероприятий за счет всех источников в 2004-2009 годах составил 4539,6 млн руб. (табл. 1). Привлечение этих средств позволило провести значительные работы по ремонту и модернизации объектов жизнеобеспечения, улучшить ситуацию с теплоснабжением в большинстве поселений республики. В целом в регионе заменено около 300 км ветхих тепловых и водопроводных сетей, отремонтировано и модернизировано 102 источника теплоснабжения, установлено более 212 новых котлов, что позволило закрыть 35 малоэффективных источников тепла.

Табл. 1. Суммарный объем финансирования программных мероприятий за счет всех источников в 2004-2009 годах.

Источники финансирования

Всего, млн руб.

Адресная инвестиционная программа РК

Бюджет Республики Карелия (субсидии)

Местные бюджеты

Средства предприятий ЖКХ

Бюджет РФ

Другие внебюджетные источники

Всего:

Теплоснабжение
Мероприятия по модернизации котельных осуществляются параллельно с реализацией Региональной целевой программы «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы». В результате за период с 2005 г. существенно снизились объемы потребления привозных ископаемых (невозобновляемых) видов топлива – каменного угля и продуктов нефтепереработки. Доля потребления местных видов топлива в сводном балансе потребления ТЭР на сегодняшний день составляет 23,8 %. Постепенное замещение привозных энергоресурсов местными видами топлива и сетевым газом обеспечивает повышение надежности теплоснабжения и экологической безопасности региона.
За период 2006-2007 гг. удалось провести реконструкцию котельных п. Вярсиля, п. Салми, и тем самым полностью снять вопросы качественного теплоснабжения в данных населенных пунктах.

Пока с трудом, но все же удается привлечь и внешние инвестиции. В рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Карелия и ОАО «Малая энергетика» (Москва) реализовано два инвестиционных проекта строительства и реконструкции котельных п. Кааламо и Хелюля в Сортавальском районе с переводом их на биотопливо. Эти два проекта полностью реализованы за счёт внебюджетных средств в сумме 95 млн руб. Также за счет внебюджетных источников приобретено торфодобывающее оборудование для производства местных видов топлива на общую сумму 32,5 млн руб.
В целях координации процессов производства местных энергетических ресурсов, снижения зависимости региона от привозного топлива и формирования местной топливно-сырьевой базы разработана Стратегия развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов на 2011–2020 годы.

Водоснабжение
С 2004 г. обеспечено софинансирование средствами бюджета Российской Федерации объекта коммунальной инфраструктуры – Водозаборных сооружений и напорных водоводов в п. Лоухи. Софинансирование осуществлялось по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» в объеме 20,9 млн руб. За счет всех источников финансирования в стройку вложено более 72 млн руб. В конце 2009 г. строительство объекта завершено, он введен в эксплуатацию. Продолжается реализация инвестиционного проекта «Строительство и реконструкция ВОС г. Петрозаводска (I и II этапы).

В настоящее время на водоочистных сооружениях работают 17 новых контактных фильтров. При необходимости, в зависимости от погодных условий и цветности воды в Онежском озере, будут подключены все 22 новых фильтра. На 20 мая цветность воды в губе Онежского озера составляла 110 градусов. Таким образом, вся водопроводная вода – 145 тыс. м3 в сутки – в Петрозаводске уже проходит две ступени очистки, а не одну, как было раньше. Первые 8 новых осветлителей (фильтров) на ВОС заработали еще в начале марта, что позволило осветлять до нормы 40 % поднимаемой из озера воды.
Финансирование вышеуказанного инвестиционного проекта осуществлялось за счет средств бюджета Российской Федерации, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», бюджетов Республики Карелия и Петрозаводского городского округа. В 2009 г. было привлечено более 300 млн руб. средств бюджета Российской Федерации.

В поддержку инвестиционных проектов, имеющих региональное значение, в 2009 г. была проведена работа по использованию бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. В соответствии с заключенным соглашением между Правительством РК и Инвестиционным Фондом РФ на строительство и реконструкцию водопроводных очистных сооружений г. Петрозаводска (II этап) планируется направить 631,9 млн руб. инвестиционных средств, в том числе за счет ассигнований Фонда – 237,6 млн руб. Срок реализации проекта – 2009-2013 гг.
В рамках международного сотрудничества приграничных районов и бассейна Балтийского моря в республике ведется работа над обеспечением надежности систем водоснабжения и водоотведения и снижением нагрузки на окружающую природную среду. Реализован ряд крупных международных проектов с привлечением иностранных инвестиций, таких как строительство сетей водоснабжения и водозаборных сооружений в п. Валдай Сегежского района и строительство КОС в г. Сортавала.

В 2009 г. подготовлен инвестиционный проект «Комплексная система водоочистки малых городов Республики Карелия» с предположительным объемом инвестиций 3,7 млрд руб. По проекту предлагается создание сети очистных сооружений в наиболее экологически критичных населенных пунктах Республики Карелия, с единым информационным и обслуживающим центром, привлечением крупных инвестиций на основе долгосрочного кредита государственной корпорации «Внешэкономбанк», зарубежных банков и фондов (как возмездные, так и грантовые, то есть безвозмездные). Это одна из схем государственно-частного партнерства, предложенная ВЭБ. Ожидаемый эффект от реализации проекта – снижение нагрузки на окружающую природную среду по азоту на 103 т в год, по фосфору – на 7 т в год.

Сегодня для республики в направлении природоохранной деятельности являются важными вопросами отведение и очистка сточных вод, ликвидация прямых выпусков неочищенных сточных вод в Онежское озеро и Белое море. В связи с этим Госкомитетом подготовлены предложения в Федеральную целевую программу «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на период до 2020 года» по разделу «Эвтрофикация» о включении 9 населенных пунктов Республики Карелия, требующих строительства канализационных очистных сооружений. Софинансирование из бюджета Российской Федерации на реализацию вышеуказанных мероприятий планируется в объеме 80%.

Газоснабжение
В рамках мероприятий по газификации Республики Карелия в период с 2007 по 2009 гг. выполнены работы по строительству модульных котельных в с. Янишполе, п. Березовка Кондопожского района и п. Мелиоративный Прионежского района. Переведено на потребление природного газа 400 квартир муниципального и частного жилого фонда этих населенных пунктов.
За счет средств ОАО «Газпром» проектным институтом ОАО «Газпром Промгаз» завершена работа по разработке Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Карелия на период до 2015 г.
В целях дальнейшей работы по газификации населенных пунктов региона был подготовлен перечень мероприятий до 2013 г., который утвержден Распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.08.2009 № 290р-П.

Жилищные проблемы и их решение
За годы реформирования в жилищной сфере, также как и в коммунальной, произошли существенные изменения. С 1998 г. доля частного жилищного фонда увеличилась с 35,9 % до 66, 4% к 2010 г. (рис. 3).

Рис. 3. Изменения в структуре собственности на жилье.

Вместе с тем в уровне благоустройства жилищного фонда Карелии на протяжении последних лет значительных изменений не произошло, так как новое строительство почти не велось.
Невозможность проведения капитального ремонта многоквартирных домов в необходимых объемах в связи с отсутствием средств и невысокие темпы строительства нового жилья, привели к усилению процесса старения жилищного фонда, моральному и физическому износу жилых зданий. По данным статистики на протяжении ряда лет ветшание жилищного фонда совпадает с темпом ввода нового жилья. Изношенность жилищного фонда республики оценивается на уровне 60 %.
С принятием в 2007 г. Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реформа в жилищной сфере получила дальнейшее развитие, резко увеличилась возможность проведения капитального ремонта МКД (рис. 4).

Рис. 4. Проведение капитального ремонта жилищного фонда.

Фондом в 2008 г. была принята Региональная адресная программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Карелия, на 2008 год». Решением Правления Фонда по итогам 2009 г. она признана завершенной в полном объеме. В результате реализации программы в 6 муниципальных образованиях республики было отремонтировано 176 многоквартирных домов общей площадью 235,443 тыс. м2, в которых проживают 10738 человек. На эти цеди израсходовано 209,173 млн руб., в том числе средств Фонда – 139,147 млн руб. (рис. 5).

31 декабря 2009 г. Постановлением РК № 313-П утверждена подготовленная Госкомитетом Региональная адресная программа по капитальному ремонту МКД на 2010 г.
30 апреля 2010 г. Правление Фонда одобрило заявку Республики Карелия на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда для реализации региональной адресной программы капитального ремонта МКД в 2010 г. В настоящее время средства Фонда и бюджета РК в размере 218,8 млн руб. перечислены в бюджеты муниципальных образований. За счет этих средств планируется капитально отремонтировать 127 многоквартирных домов общей площадью 190,052 тыс. м2 в 29 муниципальных образованиях региона. Реализация Программы позволит улучшить условия проживания 8948 человек.

В настоящее время Госкомитет приступил к формированию дополнительной программы капитального ремонта многоквартирных домов 2010 г. и проводит подготовительную работу с муниципальным образованиями республики.
Ориентировочный срок подачи на согласование в Фонд дополнительной заявки Республики Карелия на 2010 г., по которой планируется привлечение порядка 470,5 млн руб. средств Фонда, – 1 июля 2010 г.
Участие в Программе позволило ускорить процесс реформирования отрасли в целом. Развиваются введенные жилищным законодательством принципиально новые формы управления жилищным фондом. Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления, в Карелии составляет 58,3 %. Существенный прогресс получила самоорганизация населения по управлению многоквартирными домами. В результате проводимой на региональном и муниципальном уровнях работы по поддержке создания и функционирования товариществ собственников жилья их количество увеличилось в 2,3 раза – со 178 в 2007 г. до 404 в 2009 г. (рис. 6).
Наибольшее количество ТСЖ создано в Петрозаводском ГО – 210 (52%), Сортавальском районе – 68 (16,8%), Лахденпохском районе – 22 (5,5%). Слабо проводится работа по созданию ТСЖ в Лоухском (1), Калевальском (2), Питкярантском (2) и Суоярвском (2) районах.
Развитие конкуренции на рынке управления жилищным фондом наглядно характеризуется ростом в 1,8 раза числа управляющих компаний – с 34 в 2007 г. до 65 в 2009 г.

Развиваются современные формы участия общественных организаций в управлении процессами в жилищной сфере. Созданы и активно функционируют некоммерческие объединения: Ассоциация управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Республики Карелия и Карельская региональная ассоциация по поддержке ТСЖ, ЖК и ЖСК. В г. Петрозаводске открыта общественная приемная Ассоциации по поддержке ТСЖ. В марте текущего года в регионе создана саморегулируемая организация управляющих компаний (СРО УК).

Рис. 6. Выбор способа управления многоквартирным домом.

Постоянно увеличивается доля отпускаемых коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов. В настоящее время этот показатель составляет 56% (рис. 7).

Рис. 7. Доля коммунальных ресурсов, отпускаемых по приборам учета.

В контексте этого направления разработана региональная адресная программа «О поэтапном переходе на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в 2009-2011 годах», которая утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 12 октября 2009 г. № 231-П.
В связи с выходом Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Госкомитетом РК по реформированию ЖКХ совместно с Госкомитетом по энергетике и регулированию тарифов начата разработка программ по энергосбережению и энергоэффективности.

Разработать механизмы эффективного решения проблем
В Республике Карелия 2010 г. является завершающим в реализации действующих региональных целевых программ и подпрограмм в области реформирования и модернизации ЖКХ. Однако дальнейшая модернизация ЖКХ в настоящее время осложняется рядом проблем. Например, отсутствие в муниципальных образованиях региона градостроительной и землеустроительной документации, разработанной по единой методологии, затрудняет подготовку документов территориального планирования, в первую очередь, генеральных планов поселений и городских округов и схем территориального планирования муниципальных районов, а также правил землепользования и застройки.

В Карелии из 127 муниципальных образований приступили к разработке градостроительной документации 16 муниципальных районов, 2 городских округа, 8 городских (Сортавала, Калевала, Кондопога, Медвежьегорск, Олонец, Питкяранта, Пудож, Сегежа) и 2 сельских поселения (Курортное, Боровское). Разработка большей части схем территориального планирования и генеральных планов завершена. Но документация не передана заказчикам в связи с задолженностью по выполненным работам. В то же время стоимость разработки генеральных планов поселений сопоставима с годовым бюджетом муниципального образования, а иногда и превышает его. Это, в свою очередь, не позволяет определить перспективы развития коммунальной инфраструктуры, принять комплексные планы прокладки и замены сетей, определить инвестиционные потребности предприятий.

Вследствие этого в настоящее время инвестиционные программы утверждены на 4 предприятиях Сортавальского городского поселения (МУП «Теплоснабжение» и МУП «УК Водоканал») и Кемского городского поселения (ООО «Теплосфера» и МУП « Водоканал»).
Таким образом, софинансирование расходов местных бюджетов на разработку градостроительной документации из бюджета Республики Карелия становится особенно актуальным. Методическая и консультационная помощь, оказываемая Министерством строительства РК органам местного самоуправления в указанной сфере, очень важна для реализации полномочий в градостроительстве.

Передача полномочий в области организации жилищно-коммунального хозяйства на уровень поселений также выявила проблемы организационного, кадрового и профессионального характера. Вместе с тем в ближайшее время предстоит большая скоординированная работа по реализации программных документов Правительства РФ, таких как:

  • Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2011-2020 годы;
  • Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные в отдельные законодательные акты РФ»;
  • проект Федерального закона «О федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов», проходящий в настоящее время согласование в регионах.

Необходимо разработать механизмы эффективного решения проблем текущего и перспективного развития жилищно-коммунального хозяйства.

Социальная значимость жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), повышенное внимание к его проблемам и развитию со стороны государственных органов требуют от всей отрасли не только высоких темпов реформирования, но и серьёзных технологических и управленческих изменений. Проводимая реформа в соответствии с Программой модернизации ЖКХ подразумевает ее техническое перевооружение, повышение качества, надежности и доступности предоставления услуг.

Поставленные в рамках модернизации ЖКХ задачи требуют от отрасли разработки и внедрения оптимальной модели взаимодействия субъектов жилищно-коммунального хозяйства, повышения его инвестиционной привлекательности, внедрения инновационных технологий, подготовки высококвалифицированных кадров и их переподготовки, формирование эффективного и ответственного собственника.

Внастоящее время жилищно-коммунальное хозяйство решает много проблем, вызванных прежде всего неэффективным управлением итяжелым финансовым положением, высокими затратами на текущий ремонт и техническое состояние, высокой степенью изношенности основных фондов, неэффективной работой коммунальных предприятий, большими потерями водных, энерго- идругих ресурсов. Следовательно, управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг является приоритетной задачей для государства.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства представлена двумя основными взаимосвязанными элементами:

  • жилищный сектор, включающий в себя многоквартирные жилые дома (далее – МЖД) и индивидуальные домостроения, являющиеся основными потребителями коммунальных услуг.

Основными проблемами многоквартирных жилых домов являются:

  • низкая активность собственников жилья в управлении объектом кондоминиума;
  • неудовлетворенность владельцев квартир деятельностью части органов управления объектами кондоминиумов;
  • сосредоточение функций управления и содержания объекта кондоминиума в деятельности органов управления;
  • слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт общедомового имущества;
  • отсутствие механизмов доступного кредитования органов управления объектами кондоминиума на ремонт общего имущества;
  • низкий уровень собираемости платежей за услуги по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума;
  • недостаточный уровень использования механизма предоставления жилищной помощи;
  • высокий уровень потребления энергоресурсов.

Учитывая то обстоятельство, что основной жилищный фонд был построен еще в советский период, то естественным будет направить все усилия, прежде всего на проведение капитального ремонта домов.

Реализация намеченной программы модернизации ЖКХ требует проведения не только по капремонт, но и проведения определенных мероприятий по энергосбережению, экологии и «зеленым технологиям», эффективному менджменту, организационным, правовым и экономическим аспектам развития жилищных отношений.

Опыт таких стран как Эстония, Польша, Словакия, Венгрия, Чехия показывает, что государство оказывает помощь собственникам квартир, финансируя проведение капитального ремонта от 10 до 50%.

Действительно, обновление и дальнейшее содержание жилых зданий – это, прежде всего, вопрос финансирования. Например, капремонт одного 9-этажного дома стоит в среднем 50 млн. тенге.

Фасад дома является общим имуществом собственников многоквартиного дома. Поэтому и решение по поводу его ремонта принимается на общем собрании собственников помещений. Фасад дома подвергается постоянным воздействиям солнечных лучей, ветра, атмосферным осадкам, поэтому он в скором времени теряет цвет, покрывается плесенью, внешний вид дома оставляет желать лучшего, а проживание в таком доме может негативно сказаться на здоровье людей. Своевременный ремонт является залогом того, что не возникнет необходимость производить капитальный ремонт. Если работы по ремонту крыши и фасадов выполнены в соответствии с требованиями нормативов и стандартов, то повторный ремонт нужно будет проводить не скоро.

Другая проблема фасада зданий наблюдается на стенах многоэтажных домов – это появление белых налетов, свидетельствующих о попадании и скоплении соли в раствор для кладки кирпичей.

Наружная отделка и утепление имеет ряд преимуществ, таких как защита от внешних воздействий: шум, конденсат, холод.

В соответствии со СНиП температура внутреннего воздуха в подъездах должна быть не менее +120С. Энергоэффективность проведения мероприятий по утеплению и герметизации окон и входных дверей в подъездах могут составлять до 5% от всей тепловой энергии, поступающей в систему отопления здания. При этом сроки окупаемости данного метода зависят от выбранного варианта реконструкции и могут составлять от 1 до 10 лет.

По данным акимата города Астаны, в соответствии с проведенными мерприятиями по термомодернизации зданий в рамках программы ЖКХ, были достигнуты следующие результаты: повышение энергоэффективности многоквартирных домов, увеличился класс их энергоэффективности, зафиксировано снижение энергопотребления отремонтированных многоэтажных домов (по тепловой энергии – до 50%, электрической – до 20%).

Программа модернизации жилого фонда города базируется на финансовой государственной поддержке, которая оказывается на возвратной основе. Выполненный акиматом Астаны расчет показал, что максимальная сумма финансирования капитального ремонта многоквартирного дома составила 65 млн. тенге. При этом охват жилищной помощью составил 29 млн. тенге. Сорок процентов общей суммы составили возвратные средства – 35 млн. тенге. Возврат средств жильцами, проживающими в квартире общей площадью 45 кв. метров, составил 5400 тенге за кв. метр. По другим, менее проблемным многоквартирным домам, суммы возврата значительно меньше (2000 тенге за кв. метр). При реализации Программы предусмотрена адресная поддержка малообеспеченных граждан для оплаты их расходов на проведение ремонта. На эти цели в виде финансовой помощи выделено 33,5 млн. тенге. Участниками программы в 2013 году стали 3,5 тысяч человек. Жилищной помощью охвачены 45% жителей домов вошедших в Программу.

Модернизация жилищного сектора, где основной задачей является обеспечение и содержание жилищного фонда, должна решать две задачи. Первое – формирование эффективного собственника, второе – внедрение оптимальной модели жилищных отношений.

Под термином «формирование эффективного собственника» понимается повышение ответственности собственников квартир. В Законе «О жилищных отношениях» ответственность собственников квартир содержит только единственный пункт – ответственность за несение расходов по содержанию общего имущества.

Государством предусматривается создание и развитие управляющих компании, в функции которого будет входить заключение договоров с подрядными организациями на ремонт домов и с сервисными компаниями – на оказание сервисных услуг.

Литература:

1. Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2011 года № 473.

2. http://zhkh.kz/multimedia/2013/24/ Модернизация жилищного фонда: опыт Астаны.

3. В.А.Спектор, М.Б.Рыбальченко. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Учебное пособие, Москва, 2008г.