Применение сретенской свечи для молитв: какого эффекта можно добиться? Сретенские свечи О "чудодейственных" сретенских свечах и сретенской воде. Сретенские суеверия Как освящают свечи на сретение господне

Сретенская свеча

На праздник Сретения Господня, 15 февраля, в храмах происходит освещение свечей особым образом. Такие свечи называются «сретенскими». Этот обычай пришел в Православную церковь в 17 веке. Сретенская свеча символизирует Свет, принесенный Иисусом на нашу землю.

Сретенские свечи отличаются от обычных, которые продаются в церковных лавках, только чином освещения. Если простая церковная свеча освящается в любое время, то сретенская – только один раз в год. В старину сретенскую свечу хранили целый год в красном углу избы за иконами или сундуке с семейными реликвиями.

Свеча – это наша малая жертва Богу. Огонь свечи , это огонь нашей веры. В состав любой Церковной Свечи обязательно входит: елей – симолизирующий Божественную милость к людям, и пчелиный воск – символизирующий сладость общения с Богом, мягкость воска выражает готовность человека подчинить свою волю Богу.

Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу, Божией Матери, или к святым, при возжжении и горении Сретенских свечей, имеет особую благодатную силу , и если сопровождается искренной верой молящихся, приводит к скорому исполнению просимого.

Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается сугубо только для возжжения ее во время молитвы. Обычно Сретенские Свечи зажигаются только в особых случаях: когда мы молимся при решении важных жизненых проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, прибретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.

Любая церковная свеча – это жертва Богу, следовательно свеча ставится с молитвой: "Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)." Если свеча ставится какому-либо святому, то молитесь: "Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечмсляете имена)".

Церковные свечи освящаются и посвящаются Богу, поэтому и сгореть должны только для Бога, ПОЭТОМУ НЕЛЬЗЯ церковные свечи относить бабкам, целителям и колдунам, это святотатство и кощунство по отношению к Святыне, и в конце концов приводит к абсолютно противоположному результату.

Те огарки которые остаются у вас после домашнего возжжения свечей нельзя выкидывать, их необходимо принести в храм для переплавки.

Сретенская свеча. Молитва на освящение сретенских свечей

Православный мир отмечает 15 февраля праздник Сретения Господня. Освящённые в этот день вода и свечи приобретают совершенно особые качества. Они помогают нашим молитвам обрести благодатную силу, дарующую помощь при обращении к Богу. Весь год их бережно хранят и используют только в особых случаях. Очень важно помнить, что сами по себе помочь нам они не могут. Сретенская вода и свечи обретают свои исцеляющие свойства лишь в сочетании с нашей верой и готовностью следовать заповедям Божиим.

Древний закон иудеев

Но прежде всего обратимся к тому событию, в воспоминание которого церковь установила этот праздник. Из Евангелия мы узнаём, что на сороковой день после рождения младенца Иисуса принесли в храм, как того требовал древний иудейский закон. Его ждал обряд посвящения Богу. В дверях храма Деву Марию с сыном встретил старец по имени Симеон. Ему было предсказано дожить до дня, в который он сподобится видеть Бога, воплотившегося от Девы. С ним была такая же старая, как и он, провидица Анна.

Прозрев Святым Духом в младенце Иисусе обетованного Мессию, Симеон торжественно поведал об этом его матери и всем присутствующим. Это событие знаменует собой первую непосредственную встречу (сретение) Бога с людьми. Кроме того, Симеон и Анна – это ветхозаветные святые. Таким образом, произошло ещё одно сретение ― Ветхого Завета и Нового Завета Иисуса Христа. В память этих событий и установлен праздник.

Сретение Господне в православной церкви

Православный мир отмечает это событие 15 февраля, то есть через сорок дней после празднования Рождества Христова. Оно относится к группе непереходящих праздников, так как отмечается каждый год в один и тот же день. На Руси праздник известен с X века. Слово «сретение» славянское и означает «встреча». Церковные свечи, освящённые в этот день, называются сретенскими.

Чем же отличается сретенская свеча от той, которую каждый прихожанин может купить в церковной лавке во все остальные дни года? Отличие состоит только в том, что обычные свечи можно освящать всегда, а сретенские раз в год ― на праздник Сретения Господня. Делается это особым чином. В православном требнике, которым пользуется каждый священник, приводится молитва на освящение сретенских свечей и весь текст, сопровождающий этот обряд.

Также освящается в этот день и вода. Любопытно, что в старину было принято во время сретенской службы святить воду, собранную из талого снега или из капели. Она считалась особенно целебной.

День, когда встречаются зима и весна

Вообще, праздник Сретения Господня, символизирующий собой обетованную встречу Бога с людьми, кроме чинопоследования, предписанного православной церковью, всегда был наполнен элементами народной фантазии, граничащей с явными пережитками язычества. Дело в том, что в старину в деревнях официальный церковный праздник воспринимался в определённой степени как господский. Среди крестьян же этот день был праздником первой встречи зимы с приближающейся весной, ведь отмечался он в последний зимний месяц, когда уже появлялись первые признаки будущего тепла.

Народные обычаи в день праздника

В этот день в помощь весне устраивались потешные кулачные бои. Одна группа бойцов рядилась в весенние одежды, а другая – в зимние. В том, кто победит, видели предсказание ранней или поздней весны. Хозяйки в этот день закармливали овсом своих кур, так как считалось, что это поможет им хорошо нестись весь год. А крестьянские дети в праздничное утро выбегали на улицу и просили солнышко поскорее привести весну. Если оно при этом выглядывало из-за туч, то считалось, что их просьба будет исполнена.

Римские корни праздника

В народном календаре православный праздник Сретение Господне самым причудливым образом сочетается с древним праздником, который называется Громницей. Наверное, многим знакомо это название. Невероятно, но праздник, отмечаемый на Руси, восходит корнями к древним традициям Рима. Дело в том, что в XVII веке митрополит Пётр Могила редактировал текст Требника, то есть книги, по которой совершались богослужения в церкви. В качестве образца он использовал римский аналог, в котором подробно описывались шествия в этот день с зажжёнными свечами в руках. Митрополит, взяв за основу описываемое действо, вложил в сретенские свечи, применение которых ещё не вошло в обычай, иной смыл – освящение и очищение мира светом Христовым.

В сознании наших предков эти свечи были наделены магическими свойствами. Считалось, что сретенская свеча может уберечь от всех проявлений враждебных сил, в том числе и от молнии и грома. Отсюда и название ее – громница. Однако православная церковь предостерегает от того, чтобы прихожане приписывали им какие-либо магические или чудодейственные свойства. Это было бы в высшей степени легкомыслием.

Молитва – путь к Божественной Благодати

Не сами свечи, а горячая и искренняя молитва при их свете способна принести желаемую пользу. То же в полной мере относится и к сретенской воде. Она целебна, но её никогда не будут продавать в аптеках, так как благодатные свойства воды проявляются лишь при условии глубокого религиозного чувства в том, кто прибегает к её помощи.

Это следовало бы понять и тем, кто пробует без веры в Бога использовать сретенские свечи. Значение их пытаются перевести в плоскость различных модных в наше время эзотерических теорий. Например, для нейтрализации окружающей нас отрицательной энергии они рекомендуют использовать сретенские свечи. Молитва, обращённая к Богу, и только она, может избавить от всех видимых и невидимых врагов рода человеческого – вот чему учит нас святая православная церковь.

Истинная жертва Богу – наша душа

Кроме того, необходимо понимать, что сретенская свеча, как и любая другая церковная свеча, это прежде всего наша жертва Богу, то есть то, что мы отдаём безвозмездно, не надеясь получить равноценную компенсацию. В данном случае речь идёт о материальной жертве, приносимой нами. Мы тратим собственные деньги и покупаем на них свечу. Вот тут и подстерегает соблазн свести нашу жертвенность к чисто денежному эквиваленту. Проще говоря, купить за деньги Благодать Божию.

Нам кажется, что чем дороже свечу мы поставили, чем больше мы потратили (вложили) денег, тем ближе мы к Царствию Небесному. Это глубочайшая ошибка. Мы забываем, что всё материальное, что мы имеем, дано нам Богом, то есть и без нашей жертвы принадлежит Ему. Богу нужна от нас не сретенская свеча, не те купюры, которые мы опускаем в церковную кружку, а наши души, наша преданность и наша любовь. Свечи же являются лишь символом жертвы. Они, безусловно, нужны, но их свет лишь помогает нам настроить наше сознание на восприятие незримого Божественного света, увидеть который – цель жизни каждого истинного христианина. Сретенские свечи, применение которых, несомненно, благотворно, – всё же лишь камертон, помогающий нам настроиться на восприятие великой Божественной гармонии.

Храм пророка Илии

О СРЕТЕНСКИХ СВЕЧАХ

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня. Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином.

Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается исключительно для возжигания во время молитвы. Обычно Сретенскую свечу зажигают в особых случаях при испрашивании помощи Божией в решении жизненных проблем: выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, а также в болезни, скорби. Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу Христу, к Божией Матери, или к святым при возжжении и горении Сретенской свечи, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренней верой молящегося, то приводит к скорому исполнению просимого.

Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение. «Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ СВЕЧУ

Любая церковная свеча – это жертва Богу, а потому возжигается со словами следующей краткой молитвы: «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого молитесь)».

Жертва - это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному. Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва.

Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней - это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в «церковную кружку» на восстановление храма - это жертва.

Жертва - это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы.

Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный дорогой галстук или крем для бритья на данные мамой деньги.

Некоторые пытаются вступать с Богом в «коммерческие отношения», например: «Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!».

Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного.

Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, - он язычник. Родная сестра язычества - магия - то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и советы. Например: «Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить», «Чтобы успешно шла торговля, нужно посвятить офис», «Отче наш» - сильная молитва, но Иисусова - сильнее», «Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом».

ПОМНИТЕ: церковные свечи освящаются и посвящаются Богу, а потому их ни в коем случае нельзя носить к «бабкам», «целителям и колдунам». Это рассматривается, как кощунство по отношению к святыне, и приведёт к абсолютно противоположному результату.

Огарки, оставшиеся после домашнего возжжения свечей, необходимо приносить в храм для переплавки.

Напоминаем, вы можете приобрести Сретенские свечи в церковной лавке Ильинского храма.

Популярные материалы

Официальный сайт храма Пророка Илии города Мичуринска Тамбовской области (Мичуринская и Моршанская Епархия). Здесь вы найдете информацию о храме, жизни его прихода, душеполезные чтения, информацию о православных праздниках, статьи о православии, выдержки из творений святых отцов, православное видео и много другое. Это сайт для православных мичуринцев, а также для всех православных христиан. Присоединяйтесь!

Будьте с Богом – будьте с храмом!

Адрес храма: 393740, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Советская, 349

Применение сретенской свечи для молитв: какого эффекта можно добиться?

Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля и свечи, освященные в этот день в церкви приобретают особое значение и имеют благодатную силу, вспомогающую при обращении молитвы к Богу.

Сретенская свеча, то есть свеча, освященная один раз в году в праздник Сретения, символизирует Свет, принесенный Господом в дар людям. Все церковные свечи - это есть символ нашей жертвы Богу, и зажжение их означает готовность подчинить свою волю и поступки во благо. Даже сам состав, из которого они изготавливаются, имеет глубоко символичное значение.

Наряду с парафиновой основой, основой крепости Веры, обязательно добавляется елей - который характеризует благодатную милость Христа, а также пчелиный воск - что означает сладость Господней близости и готовность человека стать мягким воском в божественной длани провидения. Ну а сретенские свечи считаются поистине даром Бога и наполнены они силой исцеления, любви и благодати.

Ведь сам по себе праздник Сретение означает долгожданную встречу Иисуса Христа с людьми, что когда-то произошла в Иерусалимском храме, и на сегодняшний день символизирует божественное воссоединение в сердце каждого отдельно верующего и ищущего милость Господа.

А посему, свечи, что освящаются в этот день перед литургией, наполняются совершено особенной силой и способны стать для людей проводником в обращении к Божьей помощи в трудные минуты жизни. Эти свечи бережно хранят в течение всего года в красном углу за иконой и обращаются к ним только в случае крайней необходимости.

Потому как негоже просить милости Господней не имея на то действительно серьезных оснований. Да к тому же нельзя отождествлять Милость Божию с мистикой, ибо сила создателя нашего в вере нашей, и способность противостоять силам зла, наряду с готовностью укрепиться в своей вере в любых жизненных ситуациях, и есть исцеляющая сила.

Зажжение свечей имеет символичное значение жертвенности, ну а возжженные сретенские свечи - молитва, возносимая и наполненная особенной искренностью, потому как их сила не терпит лукавости. Они зажигаются в особых случаях, тогда когда молящийся особенно сильно нуждается в Божьей помощи.

Особенно действенно их вспомогательное значение при молитве за других, об исцелении больного, либо же помощи страждущим, тогда - когда одолевает печаль и скорбь, когда внутреннее состояние души и веры испытывает сомнения, метания и ищет выход. Именно тогда, молитва вознесенная при горящей сретенской свече наиболее сильна и наполнена смыслом и способностью помогать и исцелять.

Но не стоит поддаваться искушению просьбы ради получения выгоды и удовлетворения собственной гордыни. Только чистые помыслы возносит к Богу сретенская свеча. Применение не должно нести корыстные помыслы и бесчестные мысли. А иначе, сила ее приведет к абсолютно противоположному результату и накажет утратившего истинную веру.

В глубине каждого сердца надобно сохранять и сберегать искорку Благодати Божией, которая дана без исключения каждому человеку живущему на этой земле. И только в этом случае, свет жизни, подаренный нам Богом осветит путь к вечной жизни.

Что такое "сретенская свеча" и ее назначение. Сретенские суеверия..

О сретенских свечах

Любая церковная свеча – это жертва Богу, следовательно свеча ставится с молитвой: "Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)." Если свеча ставится какому-либо святому, то молитесь: "Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечмсляете имена)".

О "чудодейственных" сретенских свечах и сретенской воде.

Также и со "сретенскими свечами" – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что "сретенским свечам" следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно."Сретенские свечи" православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

Оценка 4.6 проголосовавших: 95

В праздник Сретения Господня после окончания праздничной Литургии в нашем храме прошел особый чин освящения свечей. В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? На этот и другие вопросы, связанные с чином освящения «сретенских» свечей, ответил в своем пастырском слове настоятель храма протоиерей Георгий Гончаренко.

«Вчера на вечернем богослужении и сегодня за Божественной литургией мы слышали о том, что Господа по закону Моисееву принесли в храм для того, чтобы представить пред Лицем Бога Отца. Принесли Его родители – Пресвятая Дева Мария и мнимый отец – праведный Иосиф обручник.

Всегда, когда мы совершаем празднование Сретения Господа, верующие люди стремятся прийти в этот день в храм Божий для того, чтобы после окончания Божественной литургии (а по Уставу Церковному перед началом Божественной литургии) поучаствовать в совершении чина освящения «сретенских» свечей. Для чего мы освящаем «сретенские» свечи? Это символ того, что мы с горячей молитвой, с упованием на милость Божию также встречаем Господа нашего Иисуса Христа. Это символ того, что в этот день подобно тому как Симеон Богоприимец и Анна Пророчица с глубокой верой встречали Господа (ведь перед ними находился непростой младенец, а по обетованию Духа Святого Богомладенец, Сын Божий), так и мы освящаем «сретенскую» свечу в знак того, что в нашем сердце есть пламенная вера, что Господь наш Иисус Христос действительно Спаситель мира.

В праздник Сретения во время Божественной литургии положено стоять с зажженными освященными «сретенскими» свечами. Но, к сожалению, наш храм небольшой, поэтому освятить свечи перед Литургией практически мы не можем и освящаем свечи после окончания Литургии.

Обратим внимание, что наше православное богослужение отличается от других христианских и нехристианских богослужений тем, что во время совершения Божественной службы мы совершаем зажжение светильников – то ли лампад, в которые налит елей, то ли свечей, которые сделаны из воска и других материалов для того, чтобы украсить нашу Божественную службу. Обычай зажигать свечи во время богослужений и во время домашней молитвы пришел к нам из Греческой Церкви. Когда князь Владимир принял Святое Крещение со своим народом, то принят был обычай зажигать свечи и светильники пред Лицем Божиим. Но нужно отметить, что не греки установили этот обычай, а пришел он из глубокой древности, когда Сам Бог повелел Моисею изготовить из чистого золота светильник в семь лампад и зажигать его в Иерусалимском храме. Так, когда начинался день священники готовили утреннюю жертву – приношение Богу, а один священник поправлял все семь лампад во Святая Святых и, когда заканчивалась вечерняя жертва то светильники оставляли гореть на всю ночь, дабы показать, что под водительством Бога будет еврейский народ. А впоследствии зажигать светильники в храме перешли и в дома древних иудеев, и этот обычай был принят и христианами.

Еще Тертуллиан - один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов говорил, что в катакомбах, в тех местах, где совершали молитву Богу, зажигались светильники и не столько, чтобы прогнать ночной мрак, а чтобы показать, что Господь наш Иисус Христос является в нетварном свете, который просвещает каждое творение, живущее здесь, в этом мире.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

Святые отцы VII Вселенского собора установили, что каждение фимиама, зажжение светильников, лампад или свечей совершается перед Святым Евангелием, перед иконами Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих, перед святыми мощами, перед другими святынями.

Каждый из нас, приходя в храм Божий по установившейся традиции зажигает свечи перед иконами Господа, Матери Божией, своего Ангела хранителя, перед иконой того святого, память которого чествуется Церковью – это является неоспоримой истиной. И те деньги, которые человек заплатил при покупке свечи, являются его добровольной жертвой храму, и, в конечном счете, Богу.

Но часто у людей возникает нелепое представление о свече. Они приписывают ей какое-то мистическое действие. Свеча сама по себе ничего не значит. Это воск или другой материал, из которого она сделана. Но, если свеча поставлена с горящей верой и горячей молитвой к Богу, то она, действительно, будет являться символом этой веры, этой молитвы. А, если человек совершил какой-то грех, и приходит в Церковь для того, чтобы как бы «подкупить» Бога своей свечой, то есть своей жертвой, но сердце его горит злобой к тем людям, которых он обидел в эту ночь или прошедший день, и этот человек не кается в грехах, которые он совершил, то свечи зажженные им, не будут в оправдание ему. Господь праведный Судия, у Него нет лицеприятия. Поэтому, если принес дар к алтарю Господню и вспомнил, что в сердце есть какая-то обида на ближнего своего, то прежде чем ставить этот дар нужно примириться с этим человеком.

Хочу вспомнить преподобного Серафима Саровского, к которому приходило множество людей со своими скорбями. Люди приносили преподобному не только свои скорби и свои приношения, но и много свечей. Преподобный Серафим не мог никого оставить без своей пламенной молитвы и помощи. Но физически он не мог совершить молитвы за всех и вспомнить все нужды людей, с которыми к нему обращались в своих чаяниях, и тогда он говорил: «Я возжигал множество светильников, множество свечей, которые приносили люди и молил Господа через эти горящие свечи, которые принес человек вспомнить о нем, даровать ему то, что он просил». И, как мы знаем, Господь слышал все прошения Серафима Саровского и через те горящие свечи, которые были в его келии, даровал людям просимое.

Все мы помним житие схиархимандрита Виталия. Это человек подвижнической жизни, всю свою жизнь он возлагал на волю Божию. Он любил ставить перед образами Господа так называемые «ставники» - огромные свечи, которые горели целыми сутками в его келии. И когда он вспоминал о человеке, о котором нужно помолиться, он ставил «ставник», и эта свеча горела в течение всего дня, напоминая схиархимандриту Виталию, что в течение дня он должен молиться об этом человеке.

Если с верой и упованием на помощь Божию возносится горячая молитва, то и свеча является выражением нашей молитвы и помощницей нашей в выражении наших духовных чувств и нашей веры ко Господу.

Поэтому, будем всегда во время наших молитв зажигать свечи пред Лицем Божиим, как выражение нашей горячей любви и веры к Нему, нашей горячей молитвы пред Престолом Божиим и надежды на то, что Господь наш Иисус Христос примет нашу малую жертву – горящую свечу и осветит нам путь к достижению Горних высот Царства Небесного. Аминь».

После прикладывания к кресту прихожане выходили в Церковную ограду, где клирик храма иерей Владимир Валиков совершил чин освящения свечей.

Сретение Господне – старинный христианский праздник, который отмечается уже несколько столетий. День праздника приходится на 15 февраля 2019 года. Не удивительно, что к нему приурочено множество обрядов и обычаев, которые соблюдают верующие.

Один из них – освящение свечей в праздник Сретения Господня. В давние времена в этот день проводилось шествие с зажженными светильниками.

Позднее в католических храмах стало совершаться благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Также появилась традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона.

Освящение свечей в праздник Сретения Господня

Этот древний чин был воспринят православной церковью в ХVII веке. В 1646 году митрополит Киевский святитель Петр (Могила) составил и издал требник, в котором подробно описывался католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. Он совершается в знак очищения мира светом Христова Евангелия.

В Православии освящение свечей в день этого праздника также происходит в память об установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца.

До наших дней сохранился ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка. Согласно сложившимся традициям, в 40-й день после его появления на свет или позднее мать с ребенком приходит в храм, где совершается обряд крещения младенца.

Сретенская свеча символизирует огонь Благодати Божией, а также воспринимается как символ пылающего любовью к Господу молящегося сердца. Как ее пламя устремляется ввысь, так и молитва верующих должна возноситься к Богу, сжигая преграды суеты мирской и оплавляя, подобно воску, грешные души.

В одной из молитв чина освящения свечей на Сретение Господне говорится:

«Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Верующие возносят просьбы о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и души христиан, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы.

После праздника Сретения Господня освященные свечи хранят дома в течение года как обереги и возжигают в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог.

Также существует обычай возжигать их в дни Великого поста при чтении канона Андрея Критского, страстных Евангелий и др. Однако православная церковь предостерегает верующих от того, чтобы придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение.

Ника Кравчук

Почему на Сретение Господне освящают свечи?

15 февраля отмечают Сретение Господне. В народе говорят, что в этот день встречаются зима с весной. Но это языческое представление. Христиане имеют в виду другую встречу — Младенца Христа и Симеона Богооприимца. Последний прожил 360 лет и смог умереть только тогда, когда увидел Богомладенца. Почему в этот праздник освящают свечи? Об этом читайте далее.

300 лет в ожидании Мессии

40 дней, согласно ветхозаветной традиции, длился период очищения для женщины, родившей мальчика. По истечению срока мать с младенцем должна была прийти в храм и принести жертву. Вот поэтому на 40-й день после Рождества Христова Дева Мария с Иосифом Обручником пришли в Иерусалимский храм. Они принесли Богомладенца и в знак благодарности Господу — двух голубей.

В храме их радо встретили старец Симеон и пророчица Анна. Симеон взял Богомладенца на руки и произнес слова, известные многим как молитва:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:29-32).

Так совершилось Сретение Господне — встреча старца с Богом. Но как Симеон Богоприимец узнал, что перед ним — Спаситель?

Евангелист Лука пишет, что Симеону было открыто Духом Святым: не умрешь до тех пор, пока не увидишь Христа. Более подробно об этом старце рассказывает Священное Предание.

На самом деле Богооприимец был одним из 72 толковников и переводчиков Писания на греческий язык. Однажды, когда праведный переводил слова Исайи «се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» , он хотел исправить «ошибку», — Дева не может быть матерью. Но Симеона Богооприимца остановил Ангел: «За то, что усомнился, ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь Рожденного от Девы». По Преданию, праведный Симеон прожил от 300 до 360 лет и никак не мог отойти к Богу. Это длилось до тех пор, пока не состоялась встреча, о которой нам напоминает Сретение Господне.

Святой Дух открыл праведному Симеону, что перед ним именно Тот Младенец. Тогда праведный возрадовался и произнес знаменитую молитву. Также Симеон Богоприимец говорил о миссии Христа:

… се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34).

Как понимать эти слова? Одни принимали Христа и становились наследниками Царства Божьего, вторые — добровольно отказывались от Него и спасения.

Если говорить образно, то Спаситель пришел для того, чтобы изменить человека — избавить его от последствий грехопадения Адама и Евы и воскресить для вечной жизни.

Симеон Богоприимец также обратился с пророчеством к Деве Марии: Ей «оружие пройдет сердце» . Так и случилось: когда Пречистая стояла у распятия, острый меч боли пронзил Ее сердце.

Сретение Господне и пророчица Анна

Среди присутствующих в храме был еще один человек, кроме Симеона, который узнал Господа, — пророчица Анна. Согласно Евангелию от Луки, эта женщина также была в преклонном возрасте. За свою 84-летнюю жизнь она лишь семь лет прожила в браке, пока не овдовела. Лишившись супруга, старица всю жизнь посвятила Богу и жила при Иерусалимском храме. За праведную жизнь и чистое сердце Господь наградил ее даром пророчества. Поэтому в 40-й день после Рождества Христова в душе старицы Анны также состоялось Сретение Господне, и она прославила Христа.

Как появилась традиция освящать сретенские свечи?

В наше время Сретение Господне знаю еще и как праздник, в который освящают свечи. Как появилась эта традиция и что она символизирует?

Чин освящения свеч возник в XVII веке при киевском митрополите Петре Могиле. Именно этот архиерей включил свечеосвящение в свой «Требник».

Смысл обряда иллюстрируют слова молитвы священника:

Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещы сия, и освяти я светом благодати Твоея.

Обратите внимание: в молитвенных текстах Христа неоднократно называют «Светом». Симеон Богооприимец в своем обращении к Спасителю также использует эту метафору: «свет к просвещению язычников».

Именно эти слова праведного Симеона послужили основой для возникновения массовых шествий со светильниками. Эти ходы возникли еще в VI веке и совершались на Сретение Господне. До нашего времени обряд сохранился в Католической Церкви. В православных христиан он трансформировался в освящение свеч, но своего смысла не потерял.

Для каждого верующего Сретение Господне — это напоминание о первой встречи с Богом. Кто-то уже давно зажег свечу своей души и встретил Спасителя, другой еще только готовится к этому событию.

Предлагаем вам дополнительно посмотреть фильм митрополита Илариона о празднике Сретения:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

По большому счету так называемые сретенские свечи ничем не отличаются от всех остальных свечей. И вот почему. Свеча – это не некий священный сам по себе предмет, который мог бы содержать в себе благодать Божию, как, например, святая вода, миро или освященный елей. Свеча – это только символ наших отношений к Богу: горение свечи и поднятие ее пламени вверх символизирует собой, прежде всего, наше горение и стремление к Творцу, а мягкость и податливость воска – это символ нашей любви к Богу и готовность к духовной перемене.

Кроме того, свеча – это также и особая жертва Господу, а потому неважно, какая свеча возжигается нами в храме, ведь главное в данном случае – наша готовность к жертве, а также искренность наших отношений к Богу.

К сожалению, в околоцерковной среде сложилось мнение, что сретенские свечи имеют особую «благодатную» силу, а потому они могут использоваться верующими как некий оберег, защищающий человека от нечистой силы или от таких природных явлений, как, например, гром или гроза. Но при этом мы должны помнить, что спасает и защищает нас от всевозможных напастей не какой-нибудь материальный предмет, пусть даже и приобретенный нами в церковной лавке, а только один Бог.

Если мы надеемся на силу свечей и при этом и думать не хотим о Боге, в таком случае мы ничем не лучше наших предков – язычников, которые приписывали определенным вещам некую магическую силу. Ведь что такое магия? Магия – это совокупность действий, ставящих своей целью повлиять на окружающую действительность с помощью неких таинственных сил. Почему магия всегда была столь популярной? Да потому, что человек надеялся добиться своих целей без определенных душевных затрат. Намного проще произнести какое-нибудь непонятное заклинание, совершить какой-нибудь ритуал, чем молиться Богу, поститься, каяться в грехах. И если в православии духовное преуспеяние человека зависит только от того, насколько его сердце открыто перед Творцом, насколько он исполняет Его заповеди и стремится к Нему, то в магии главное – точное соблюдение ритуала. И при этом неважно, что чувствует сам человек.

Таким образом, подобное отношение к предметам, даже и церковным, не является соответствующим духу православия. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: отношение к сретенским свечам должно быть точно таким же, как и к остальным свечам, а потому не стоит их использовать только, так сказать, в «особых случаях» – во время погодных ненастий или же тогда, когда нам нужно, чтобы Бог «гарантированно» исполнил наши прошения. И тем более сретенские свечи не нужны для того, чтобы их хранить как некий оберег от нечистой силы. Предназначение свечи – гореть во время нашей молитвы, а не пылиться на полке в ожидании «особого дня».