Путешествие в прошлое: жизнь и творчество первобытных людей. Как жили древние люди – описание жизни первобытных людей с картинками, фото и видео Жизнь древних людей для детей

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.

Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.

Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:

переселения ЭСО -- перемещения его на новую территорию;

расселения ЭСО -- перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО; сегментации ЭСО -- по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов.

Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы -- это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей -- уровня «присваивающего хозяйства».

Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство -- передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т. п. люди должны были, чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.

Этиоэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом.

К объективным причинам можно отнести такие факторы, как: климатические (разливы рек, извержение вулканов, сходы лавин и т.д.), биологические (преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными), социальные (погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию).

Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.

Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет: Они несли постепенное изменение форы и фауны. Но могли бить и скоротечные катаклизмы, например, землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы (убийства молодняка и самок охотниками).

В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняя их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения

Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков -- охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.

Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий (см. приложение № 1).

В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» -- если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать»! Фигура же странствующего «торговца» считалось в то время неприкосновенной.

В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководились внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было - выживание. Человек в те далекие времена был, практически, полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее. На странствия человека путешествующего в древние времена влияла не только внешняя мотивация, ее причины, но и внутренняя. Принятие и хожение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию.

К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.

Потребность в знакомстве с новыми многообразными явлениями в жизни, относящаяся к внутренней мотивации, составляла одну из естественных черт характера человека, начиная с эпохи первобытности.

Кроме миграционных путешествий, в древности развивались «брачные путешествия», которые постепенно становились характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине. Семейно-брачные отношения в первобытном стаде носили характер или промискуитета, или гаремный. С переходом к родовой общине брак внутри нее был запрещен. Брачных партнеров можно было искать только вне рода, в других кровнородственных коллективах. Это явление получило название экзогамии. Соответственно, чтобы выбрать себе жену, необходимо было совершить путешествие на территорию обитания соседней родовой общины. Отголоски этого явления можно увидеть в генеалогических мифах, традициях и поверьях. Таковы, например, сведения о 12 коленах древнего Израиля, 6 племенах мидийцев, 4 филах древних афинян,.24 старейшинах гуннов и т.д. Брачные права и привилегии, установленные внутри определенной группы, развились в систему, на которой было построено общество периода родовой общины.

Передвижения первобытных людей имели множественную мотивировку, они являлись характерной чертой их образа жизни. Все сколько-нибудь важные сферы жизни первобытного коллектива были непосредственно связаны с миграционными процессами. Можно констатировать, что жизнь первобытных людей без «путешествий» была бы просто невозможна.

Краткосрочный план урока истории Казахстана в 5 классе
Раздел долгосрочного плана:
Школа:
5.1.Жизнь древних людей на территории
Казахстана
Дата:
Класс: 5
Тема урока
ФИО учителя: Локтионова С.В.
Участвовали:
Отсутствовал
и:
Путешествие в жизнь древних людей
Учебные цели для
достижения на этом
уроке (ссылка на
учебную программу)
Цель урока
Критерий успеха
5.1.2.1 демонстрировать жизнь и быт первобытных
людей в творческой форме (рассказ, изображение,
постановка, макет).
Учащиеся продемонстрируют жизнь первобытных людей
через постановку
Учащиеся демонстрируют жизнь первобытных людей через
постановку
Языковые цели
Ключевые слова:
обработка кожи, сбор урожая, охота, рыбалка, мотыжное
земледелие,
рукоделие, ткачество, керамика, глиняные
сосуды
Серия полезных фраз для диалога/письма
В жизни и в быту древних людей произошли следующие
изменения:...
Следующие факторы повлияли на изменения в жизни
древних людей:...
То, что мы определили...
В итоге...
По мнению нашей группы...
Следующие причины / факторы......
....стали самыми главными достижениями
Судя по этому, … было важнее чем... потому что.....
Привитие ценностей
­ трудолюбие
­ терпеливость
Межпредметная связь
География, всемирная история, изобразительное искусство

Предшествующие
знания
знают о том, что мужчины занимались охотой, а женщины
собирательством; различают орудия труда древних людей:
дубина, палка­копалка, чоппер, чоппинг, наконечники стрел
и т.д.; умеют систематизировать орудия труда в
зависимости от рода занятий

Ход урока
Запланиров
анные
этапы урока
Начало: 3
мин
Середина:
3
мин

Виды запланированных упражнений на уроке
Ресурсы
Организационный момент (психологический настрой
«Пожелание друг другу»)
ИР: Работа с иллюстрациями:
 Определение группового соответствия «Виды
деятельности древних людей»
 Выход на тему урока;
 Учащиеся самостоятельно формулируют цель
урока;
Иллюстрации по
теме «Разные
виды
деятельности
древних людей»
ПР: Приём «Рассуждаем вместе»
 В каком периоде древние люди объединялись в
Учебник, КСП
стада, роды, племя?
Рассматривая картинки, уч­ся определят причину
объединения древних людей в разный период времени
ФО: жесты
ИР: Проблемный вопрос: приём «Секретный
предмет» (глиняная кружка, лук и стрелы, камень и
т.д.): что это такое и какое может иметь отношение к
уроку?
5
мин
Кинометафора: просмотр фрагмента из фильма
«Древнейшие люди»
 Какие произошли изменения в жизни и быту

2
мин
15
мин
древних людей?
 С какими трудностями столкнулись древние
люди?
 Что способствовало изменению в жизни и
быту древних людей?
ФО: похвала
Разминка: «Море бушует раз» (нацелена на умение
остановить момент, с последующим деление на
группы по одинаковым фигурам)
Групповая работа: Творческое задание
(Интерпретация):
Составьте сценарий кинофильма «Путешествие
в жизнь древних людей»
Используя стратегию «Стоп­кадр», изобразить
стоп­кадр из жизни и быта древних людей, опираясь
на полученные карточки с названием видов
деятельности. В группе обсуждают, и с помощью
движений инсценируют событие перед классом.
Задание­сцена:
1.Изготовление орудия труда из камня
2.Занятие собирательством и земледелием
3.Охота
Раздаточный
материал
Видеофрагмент
из видеоурока об
орудиях труда
древних людей
из видеоурока
по всеобщей
истории
«Древнейшие
люди»
(videouroki.net)
Разрезанные
картинки с
орудиями труда
древнейших
людей.
Правила работы
в группе на
доске.
Учебник,
шаблон таблицы
Листы А­4,

4. Разжигание огня
5.Рисование наскальных рисунков
6. Строительство жилища
7. Ткачество, обработка шкур
Дескриптор:


Знают какие изменения произошли в жизни
древних людей;
учащиеся безошибочно определяют вид
деятельности древних людей;
 могут последовательно изобразить изменения
в быту древних людей
ФО: сигнальные карточки
3.Используя стратегию
«Карусель» провести
взаимопроверку в группах, опираясь на демо­
лист
фломастеры
Карточки –
подсказки
Демо­лист
ПР: Стратегия «Деловая игра»
Составление диалога с выбором роли (учет рода
занятий предполагаемого собеседника):
Художник­земледелец
Строитель­ хранитель очага
Ткач­гончар
Охотник­собиратель
Старейшина­ребёнок
Дескрипторы:
­ соответствие теме,
­учет рода занятий предполагаемого собеседника;
­ наличие 4­8 реплик,
Критерии
оценивания:
Учащиеся
безошибочно
определяют род
занятий
соответствие теме
учет рода занятий
предполагаемого
собеседника
наличие 4­8 реплик
Дескрипторы
Услов.об
озн.
­
*
+
Лист
взаимооценки
Конец урока
3мин
Обратная связь: Билет на выход с урока
 На уроке я узнал…
 На уроке я не понял…
 Мне хотелось бы узнать

Охрана
здоровья и
соблюдение
техники
безопасности
Физминутка
Дифференциация – каким
способом вы хотите больше
оказывать поддержку?
Какие задания вы даете
ученикам более способным
по сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете
проверять уровень освоения
материала учащимися?
 используя
разноуровневые
задания, мотивируя
на успех
 применяя
интерпретацию
Самооценивание
Сигнальные карточки
Взаимооценивание
по стратегии «Колесо знаний»,
«Карусель»
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и
доступной цель урока
или учебные цели?
Все ли учащиеся
достигли цели
обучения? Если ученики
еще не достигли цели,
как вы думаете,
почему? Правильно
проводилась
дифференциация на
уроке?
Эффективно ли
использовали вы
время во время этапов
урока? Были ли
отклонения от плана
урока, и почему?

Общая оценка
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?
1:
2:
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся
преподавания и обучения)?
1:
2:
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных

учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Niramin - Авг 3rd, 2016

Первобытные люди появились на Земле около 2 миллионов лет назад. Очень трудно с точностью воссоздать их быт, но археология совершенствуется, и многие нюансы жизни древних людей нам уже доподлинно известны.

В суровых и опасных условиях в те времена невозможно было выжить в одиночку, и первобытные люди жили небольшими группами. У каждого человека были свои обязанности и права, вся добытая еда была общей, люди вместе защищались от хищников, вместе решали спорные вопросы.

Первые орудия труда (острый камень и палка) помогали улучшать нелегкий быт: с помощью камня можно было разделывать убитую добычу, а заостренная палка применялась на охоте, и ей можно было выкапывать корешки.

Вопрос пропитания стоял всегда очень остро, люди зависели от природы. Ведь при засухе нельзя найти ягод, а пожары могут отогнать от стоянок всех животных. Древний человек часто менял место обитания, племя переходило с места на место в поисках еды. Первобытные люди старались устраивать стоянки поближе к воде, ведь так проще нападать на стада животных, пришедших на водопой.

С помощью примитивных орудий труда еще невозможно было построить жилище самостоятельно, поэтому древние люди выбирали уже созданные природой – пещеры и ущелья. От сырости в пещерах не спасал даже огонь, прирученный человеком и заботливо охраняемый днем и ночью. Но, несмотря на такие сложные условия жизни, древние люди болели гораздо меньше, чем наши современники.

Смотрите как жили древние люди — на картинках и фото:





Древние люди у входа в пещеру.








Происхождение человека вызывает многочисленные споры до сегодняшнего дня. Но среди множества гипотез (основные среди них: креационизм, панспермия, эволюция и инволюция) 8 можно выделить основополагающий момент: движение (передвижение) сыграло в происхождении и/или развитииHomo sapiens одну из решающих, ведущих ролей.

Существовавшая с глубокой древности идея, впоследствии доведенная до научной формы С. Аррениусом 9 , о том, что в мировом пространстве повсеместно рассеяны зародыши живых существ (споры жизни), переносящиеся с одного небесного тела на другое, позволяла объяснить происхождение жизни на Земле.

Если взять за основу происхождения жизни на Земле вышеназванную концепцию панспермии или же одну из ее разновидностей: гипотезу о том, что люди - потомки переселенцев из других миров, тогда возникновение земной человеческой популяции прямо связано с «путешествием» космического масштаба.

Пророки некоторых религий, например Заратустра, по поверьям, считаются «пришедшими со звезды», в данном случае - Сириуса, чтобы дать людям знания об истинном устройстве мироздания, о Едином Боге, о Вселенском Разуме.

Теория эволюции подводит нас к тому, что для выживания и сохранения своего генофонда в меняющемся и не всегда гостеприимном и комфортном мире человек вынужден был довольно значительное время находиться «на марше», мигрировать. И расселение людей по всей планете - блестящее тому подтверждение.

Согласно последним археологическим открытиям, неандертальцы заселили Европу в промежутке от 200 до 100 тыс. лет назад. Во время холодных фаз (наступление ледника) неандертальцы в своих перемещениях достигали территорий современного Ирака, а также Восточного Средиземноморья. Примерно около 80 тыс. лет назад в районе Ближнего Востока произошла встреча неандертальцев - выходцев из Европы - и Homo sapiens , которые мигрировали из Африки. Вторая миграционная волнаHomo sapiens начала свое движение 60-50 тыс. лет назад вновь на север: в сторону Красного моря, и далее, в район Индостана, а оттуда, возможно, в Австралию. Третья волнаHomo sapiens - переселенцев лишь спустя 10-20 тыс. лет вновь двинулась в Европу, где и осела. Это подтверждают находки в пещерах Швабии и в верховьях Дуная. Вновь произошла встреча неандертальцев и представителей отрядаHomo sapiens , чьи пути развития, как предполагают ученые-генетики, разошлись около 600 тыс. лет назад. Встреча этих двух ветвей разумных существ закончилась тем, что неандертальцы «сошли» с исторической арены. Почему это произошло? Ведь культура неандертальцев практически ни в чем не уступала культуре пришельцев -Homo sapiens . Оружие их, возможно, было даже более совершенным. У них существовали погребальные обряды. О развитии декоративного искусства говорят многочисленные украше-ния из кости.

В качестве объяснения этого явления можно привести, на наш взгляд, наиболее гуманную теорию. Детская смертность у неандертальцев была всего лишь на 2 % выше, чем у представителей Homo sapiens , и эта, казалось бы, столь незначительная статистическая величина, могла привести к тому, что за 30 поколений неандертальцы вымерли даже и без какого-либо «геноцида» со стороны наших пращуров.

Согласно двум основным концепциям, базирующимся на эво- люционной теории, прародиной человека можно считать или несколько центров (полицентризм) или один (моноцентризм). Но, несмотря на отсутствие единства в отношении местонахождения колыбели человечества, ученые считают, что это произошло в Старом Свете. Но и обе Америки, и Австралия, и Океания были со временем «обжиты» человеком.

Человечеству для выживания и развития необходимо было осваивать ойкумену. О том, как это происходило, писали еще Геродот, Плиний-старший, Страбон, Арриан, Полибий и многие другие ученые древности. Не обошли проблему палеоэкспансии и современные ученые: Д.Н.Анучин, В.Брукс, А.Б.Дитмар, Л.А. Ельницкий, Р. Г. Подольный, М.Римшнейдер, А. Б.Сниса-ренко, Х.Ханке, Ю.Б.Циркин, И.Ш.Шифман и др.

Можно только догадываться о глобальности торговых палеоконтактов. Очевидно, что уже в мегалитический период существовал «общеевропейский рынок», появились зачатки и межконтинентального евразийского обмена.

Подтверждая теорию «вызова-ответа» выдающегося английского историка А. Дж.Тойнби, можно констатировать, что люди совершали многокилометровые морские путешествия еще в глубокой древности. «Отсутствие вызовов означает отсутствие к росту и развитию. Стимулы роста можно разделить на два основных вида: стимулы природной среды и стимулы человеческого окружения», - писал А. Дж. Тойнби . Оказываясь в неблагоприятных климатических или социальных условиях, люди вынуждены были для сохранения своего социума бросать вызов как бескрайним континентальным пространствам, так и безбрежным океанским просторам.

Заселение всех материков (кроме Антарктиды) произошло в период от 40 до 10 тыс. лет назад. При этом очевидно, что попасть, например, в Австралию можно было только водным путем. Первые поселенцы появились на территории современной Новой Гвинеи и Австралии около 40 тыс. лет назад.

К моменту появления в Америке европейцев она была населена большим количеством индейских племен. Но до сегодняшнего дня на территории обеих Америк: Северной и Южной - не найдено ни одной нижнепалеолитической стоянки. Следовательно, Америка не может претендовать на роль колыбели человечества. Люди здесь появляются позднее в результате миграций.

Возможно, заселение этого континента людьми началось около 40 - 30 тыс. лет назад, о чем свидетельствуют находки древнейших орудий труда, обнаруженные в Калифорнии, Техасе и Неваде. Их возраст, согласно радиокарбонному методу датировки, составляет 35-40 тыс. лет. В то время уровень океана был ниже современного на 60 м. Поэтому на месте Берингова пролива существовал перешеек - Берингия, соединявший во времена ледникового периода Азию и Америку. В настоящее время между мысом Сьюарда (Америка) и мысом Восточный (Азия) «всего» 90 км. Это расстояние и было преодолено сухопутным путем первыми переселенцами из Азии. По всей вероятности, миграционных волн из Азии было две.

Это были племена охотников и собирателей. Они перешли с одного материка на другой, видимо, преследуя стада животных, в погоне за «мясным эльдорадо». Охота, по большей части загонная, велась на крупных животных: мамонтов, лошадей (они водились в те времена по обе стороны океана), антилоп, бизонов. Охотились от 3 до 6 раз в месяц, так как мяса, в зависимости от размера животного, могло хватить племени на пять-десять дней. Как правило, юноши занимались и индивидуальным промыслом мелких животных.

Первые жители континента вели кочевой образ жизни. Для полного освоения американского континента «азиатским мигрантам» понадобилось около 18 тыс. лет, что соответствует смене почти 600 поколений. Характерной чертой жизни ряда племен американских индейцев является тот факт, что перехода к оседлой жизни у них так и не произошло. Вплоть до завоеваний европейцев они занимались охотой и собирательством, а в прибрежных районах - рыболовством.

Доказательством тому, что миграция из Старого Света проходила до начала эпохи неолита, является отсутствие у индейцев гончарного круга, колесного транспорта, металлических орудий труда (до прихода в Америку европейцев в период Великих географических открытий), поскольку эти нововведения появились в Евразии, когда Новый Свет был уже «изолирован» и стал развиваться самостоятельно.

Представляется вероятным, что заселение велось и с юга Южной Америки. Сюда через Антарктиду могли проникнуть племена из Австралии. Известно, что Антарктида отнюдь не всегда была покрыта льдами. Сходство представителей ряда индейских племен с тасманийским и австралоидным типом очевидно. Правда, если придерживаться «азиатской» версии заселения Америки, то одно другому не противоречит. Существует теория, согласно которой заселение Австралии производилось выходцами из Юго-Восточной Азии. Вероятно, что произошла встреча двух миграционных потоков из Азии на территории Южной Америки.

Свой вклад в «открытие» и дальнейшее освоение американского материка могли внести и меланезийцы. Будучи отличными мореходами, они совершали длительные «путешествия» по просторам Тихого океана. Наиболее объективным доказательством родства меланезийцев и ряда племен американских индейцев являются их гематологические характеристики. К одной из них относится такой объективный показатель, как группа крови «О», или «тихоокеанско-американская».

Палеолингвистика также подтверждает наличие нескольких языковых групп на американском континенте, некоторые из них имеют сходство с малайско-полинезийской группой. Кроме того, есть доказательства сходства языков американских индейцев с языками монголов и жителей Приамурья.

Сколь бы ни были противоречивы теории о предках американских индейцев, все они подтверждают ту истину, что материк был заселен в результате миграционных перемещений из других частей Земного шара.

Проникновение на другой материк - Австралию произошло на рубеже палеолита и мезолита. Из-за более низкого уровня океана, наверняка, существовали «островные мосты», когда переселенцы не просто уходили в неизвестность открытого океана, а перебирались на другой остров, который они либо видели, либо знали о его существовании. Перебираясь таким образом с одной островной цепи Малайского и Зондского архипелага на другую, люди со временем оказались в некоем эндемическом царстве растительного и животного мира - Австралии. Предположительно, прародиной австралийцев также была Азия. Но переселение произошло так давно, что невозможно обнаружить сколько-нибудь близкого родства языка австралийцев с каким-либо другим народом. Их физический тип близок тасманийцам, но последние полностью были истреблены европейцами уже к середине XIXв.

Сходство древних австралийцев с народами Юго-Восточной Азии прослеживается по некоторым характерным признакам орудий труда эпохи позднего палеолита и мезолита азиатских народов. Дальнейшие контакты австралийцев с папуаско-меланезий-скими народами не носили постоянного характера. Последние познакомили австралийцев с луком и стрелами, лодками с балансиром. Но в значительной мере из-за того, что австралийцы вели номадический (кочевой) образ жизни, они не могли поддерживать регулярных контактов с папуасами и меланезийцами. Могли, например, во время их прибытия на материк перебираться на другие территории.

Австралийское общество из-за своей изолированности в большой степени стагнировало. Аборигенам Австралии не было известно земледелие, и одомашнить они сумели лишь собаку динго. За десятки тысяч лет они так и не вышли из младенческого состояния человечества, время как бы остановилось для них. Европейцы застали австралийцев на уровне охотников и собирателей, кочующих с места на место по мере оскудения кормящего ландшафта.

Исходным пунктом в освоении Океании была Индонезия. Именно отсюда направлялись переселенцы через Микронезию в центральные области Тихого океана. Сначала ими был освоен архипелаг Таити, затем Маркизские острова, а потом острова Тонга и Самоа. «Облегчало» их миграционные процессы, видимо, наличие группы коралловых островов между Маршалловыми островами и Гавайями. Ныне эти острова находятся на глубине от 500 до 1000 м. Об «азиатском следе» говорит сходство полинезийского и микронезийского языков с группой малайских языков.

Существует и «американская» теория заселения Океании. Ее основателем является монах X. Цунига. Он в началеXIXв. опубликовал научный труд, в котором доказывал, что в тропической и субтропической широтах Тихого океана господствуют течения и ветры с востока, поэтому южноамериканские индейцы, «полагаясь» на силы природы, смогли добраться до островов Океании, используя бальсовые плоты. Вероятность подобных путешествий была подтверждена многими путешественниками. Но пальма первенства в подтверждении теории о заселении Полинезии с востока по праву принадлежит выдающемуся норвежскому ученому - путешественнику Туру Хейердалу, который в 1947 г. так же, как и в древности, на бальсовом плоту «Кон-Тики» сумел добраться от берегов города Кальяо (Перу) до островов Туамоту.

Видимо, верны обе теории. И заселение Океании велось переселенцами как из Азии, так и из Америки.

Одним из наиболее выдающихся народов, склонным к путешествиям планетарного масштаба, были малайцы. Они с начала Iтыс. до н. э. вплоть до концаIтыс. н. э. пересекали пространство Индийского океана, колонизируя остров Мадагаскар. Часть переселенцев прибывала даже с островов Ява и Суматра. Мальгаши, современные жители Мадагаскара, говорят на языке малайско-полинезийской группы и относятся к южной ветви монголоидной расы. Совпадают способы обработки земли мальгашей и малайцев, типы жилищ, многие обычаи. Это не в последнюю очередь относится к традиции мореплавания. У каждой семьи, живущей в прибрежных районах, есть лодка. И отделение сына начинается не с брачной церемонии, а со строительства лодки для его будущей семьи.

Почему же не произошло заселение Мадагаскара жителями Африканского материка? Скорее всего, африканцы, которые традиционно не были очень сильными мореходами, не смогли преодолеть коварного и бурного течения в Мозамбикском проливе, отделяющем остров от материка, которое достигает скорости 5 узлов (около 10 км/ч). В то же время, в Южном полушарии существуют благоприятные условия для плавания на Запад. Ровный пассат и постоянное попутное течение помогают пересечь океан. Поэтому остров и был заселен малайцами, преодолевшими десятки тысяч километров, а не африканцами, для которых и десятки километров оказались непреодолимыми.

Окончание ледникового периода привело к изменениям кли-матогеографического, а как следствие, и биолого-социального характера. Из-за потепления не только поднялся уровень мирового океана, но и стали изменяться флора и фауна. Ряд животных, не сумевших приспособиться к новым климатическим условиям и новой кормовой базе, вымирал, другие откочевывали. Соответственно, вслед за миграциями животных, начались (продолжились) миграции людей.

На доисторические морские путешествия в бассейне Эгейского моря указывают многочисленные археологические находки. Глубоководная охота была развита и у народов, живших на побережье Ирландии и Шотландии около 7 тыс. лет назад (кости глубоководных рыб, не подходящих к прибрежному мелководью, найдены в большом количестве в этих районах). Эти люди должны были выходить в открытый океан, удаляясь от берега на 50 - 60 км. Надо отметить, что общность мегалитических культур Европы (находки в современной Португалии, Англии, Франции, Северной Скандинавии, Испании и Ирландии) говорит о том, что между ее различными районами существовали прекрасно налаженные связи, в основном морские.

Миграционные процессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Это были знания по географии, развивался календарь, ботаника и зоология, а также зачатки механики.

Особенно эти знания были необходимы при создании транспортных средств. Известно, что еще в период мезолита народы, населяющие разные материки, выходили в открытый океан. Для морской охоты и рыболовства надо было строить надежные лодки и катамараны. Кочевые народы, занимающиеся отгонным скотоводством, должны были иметь прочные повозки для перевозки домашнего скарба.

Прекрасные мореходные качества древних плавсредств были блестяще подтверждены в наше время, когда были повторены палеотрансокеанские путешествия на судах, сконструированных по древним рисункам и археологическим находкам: например, плавание Тима Северина или Тура Хейердала.

Хорошо известны многочисленные памятники художественной культуры первобытности. Это говорит о том, что чувство прекрасного не было чуждо нашим предкам. Они были замечательными художниками, среди них были скульпторы и музыканты, появляются зачатки театра. Наверняка, охотники, уходившие далеко от стоянок, могли наблюдать нечто неординарное, с чем стремились познакомить соплеменников, и не только вербально, но и визуально. Поэтому можно говорить о том, что путешествия в древности содействовали становлению художественной культуры.

Очевидно, что не только технологические инновации лежали в основе взаимодействия первобытных коллективов. Существовало и воздействие культурных стандартов, а возможно, и эталонов. Думается, что свое распространение получали также стандарты и эталоны, выполнявшие престижную функцию. Зарождается интеллектуальное воздействие на уровне верований и магических действий. Наверняка, начал формироваться и феномен моды, базирующийся на социальной психологии.

Отражением постоянных земных путешествий в верованиях наших предков стало посмертное «путешествие души», которое один из героев Карлоса Кастанеды, современного американского писателя и философа, очень верно характеризует как «окончательное путешествие». Это явление нашло свое отражение в различных анимистических верованиях и обрядах. Во всем прослеживается идея о том, что умершему в его путешествии многое может понадобиться. Отголоском этих первобытных обрядов является саркастическое упоминание Лукиана о том, что для Цербера предназначался медовый пирог, который клали в гроб, а монета, положенная в рот умершему, должна была служить платой Харону за перевоз души через Аид . Даже в новейшие времена японцы дают деньги взаймы для возвращения их с огромными процентами на том свете, веря в посмертное «путешествие души».

Богиня смерти этрусков Лаза и демон смерти Тухулка имели крылья, что подразумевало их перелет вместе с душами умерших в подземный мир.

Души умерших викингов «брали» с собой своих слуг и лошадей, лодки и деньги, ноги покойного всегда были обуты в хельско (вид специальной обуви) для трудного путешествия. В Бенга-лии на погребальный костер клали монеты, чтобы умилостивить демонов, стоящих при входе в Страну теней. Древние пруссы клали в карманы усопшему монеты, чтобы он мог купить себе сладости во время трудного пути и т.д. Этот аспект анимизма можно встретить и в Полинезии, и в Индостане, и у индейцев обеих Америк. О странствовании души в Страну мертвых слагались мифы.

В самых начальных культурных пластах надо искать и истоки учения о переселении душ. Это учение составляет существенную часть примитивной «философии», говоря о том, что душа может переселиться в материальные предметы, начиная с человеческого тела и заканчивая кусками камня или дерева. У североамериканских индейских племен такулли и алгонкинов еще в начале XXв. старались хоронить умерших детей около дороги, чтобы их души могли перейти в проходящих мимо матерей и вновь таким образом родиться.

В Древнем Египте маршрут следования в загробный мир был сформулирован священными текстами, обобщавшими знания сути всего мира, видимого и невидимого. Эхо этого древнейшего знания впервые запечатлено в «Текстах пирамид», высеченных на стенах погребальных камер пирамиды Унаса - XXIVв. до н. э.

В Китае забота о покойном проявлялась в следующем: чтобы в загробной жизни душа умершего ни в чем не испытывала недостатка, родственники клали в могилу фигурки, изображавшие различную утварь и даже здания. Последователи философского учения даосизма впереди похоронной процессии несли бумажного журавля, крылатого посланца небес. Когда журавля сжигали, душа умершего на его спине возносилась к небесам.

Учение о переселении души (сансара) характерно и для многих религий, в том числе исповедующихся и в настоящее время: индуизма и буддизма.

В зороастрийском учении умершие уходят в загробный мир по мосту Чинват (или Чинвато-перето - Переход-разлучитель). Чин-ват выстроен из лучей света. Аналог этому «Переходу-разлучите-лю» можно встретить и в древнеславянской мифологии. Радуга славянами воспринималась как небесный мост. Славяне отмечали ра-дунец или радуницу - «навий-день», родительскую, день поминовения усопших. Древние славяне считали, что душа умершего по радуге (рай-дуге) совершает свое последнее путешествие: из Яви в Навь (потусторонний мир).

И древнейшая история таит еще немало загадок, которые указывают на то, что развитие Homo sapiens явно не всегда носило линейный эволюционный характер. Необходимы специальные исследования и ее инволюции.

Человек эпохи первобытности не был столь примитивен, как иногда представляется. Он сумел заселить все материки, кроме Антарктиды, преодолевая морские преграды, горные цепи, пространства евразийских степей и северных приполярных районов. С усовершенствованием его хозяйственной деятельности усложнялась социальная структура первобытных коллективов, менялась мотивация миграций. Но сами миграции были составной частью образа жизни в эпоху первобытности.

Контрольные вопросы и задания

1 . Назовите основные теории происхождения жизни на Земле.Какие из них связаны с активными «миграционными процессами»?

2. Обоснуйте влияние миграций на антропогенез.

3. Как происходило освоение: Америки; Океании; Австралии?

4. Каким образом влияли миграции в эпоху первобытности на распространение и интенсификацию знаний и умений?

5. Как у различных народов проблема путешествий была отражена в их религиозных воззрениях?

6. Правомерно ли говорить о «первобытном туризме»?

Литература

Войтов В. И. Океанские дороги человечества. - М., 1994.

Голант В. Планету открывали сообща. - Л., 1969.

Зубов А. А. Человек заселяет всю планету. - М., 1963.

Крючков А. А. История международного и отечественного туризма. - М., 1999.

Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий (проблемы исторических контактов). - М., 1978.

Сенкевич Ю. А. На Ра через Атлантику. - Л., 1973.

Ханке X . Люди, корабли, океаны. - М., 1982.

Хвйердал Т. Древний человек и океан. - М., 1982.