Типичная американская семья. Америка, Америка… правда и вымысел об американских семьях. Особенности семей в странах Африки – яркий колорит и древние обычаи

С самого начала американская семья использовала те блага, которые появились в результате

резких изменений в этике семьи, охвативших Европу и колонии в середине XVIII столетия.

Хотя отеческая власть была все еще ядром «упорядоченной семьи», новая этика

«эмоционального индивидуализма» вела к идеалу более теплых и близких отношений между

мужем и женой и между родителями и детьми. Следуя «наплыву чувств», мужчину и

женщину поощряли вступать в брак на основе взаимной привязанности; брак расценивали как

«союз индивидов», а не как «союз двух генеалогий». Уменьшилось число случаев жестокого

обращения мужей со своими женами: снизилось количество избиений жен, а также мужей,

настаивавших на своих супружеских «правах». Родители стали менее жестоки к своим детям,

о чем можно судить по данным о снижении частоты телесного наказания детей4.

Американские женщины имели больше свободы, чем европейские. Без приданого,

связывавшего жену экономически с ее семьей и с правом сохранять владение своим

имуществом при вступлении в брак, они гораздо легче могли и выйти замуж, и вступить в

повторный брак. Таким образом, американская семья XVIII и начала XIX в. меньше походила

на миниатюрную монархию и больше на «небольшое содружество наций», в котором муж,

жена и дети «работали вместе как члены общего предприятия». Было гораздо меньше

дифференциации между

«его» и «ее» сферами: женщины и мужчины работали и дома, и вне его; женщины

производили многое из того, что необходимо для семьи; мужчины работали, следуя ритму

семейного, а не индустриального времени. Поскольку и женщины, и мужчины работали, оба

родителя принимали участие в воспитании детей. Историк Джон Демос пишет об «активном,

полном отцовстве, пронизывавшем всю ткань домашней и производственной жизни».

Фактически вначале XIXв. руководства по воспитанию детей писали отцы, а не матери, и

ребенка в основном воспитывал родитель соответствующего пола, следуя неофициальной, но

общепринятой модели разделения воспитания по половому признаку5.

Однако впервые десятилетия XIXв. этот мир изменился. К середине столетия разрыв между

работой и домом резко обозначился, и в действительности, и в идеологии стало утверждаться

разделение сфер. Семейную жизнь «вырвали из мира работы». Рабочее место и дом стали

четко обозначенными его и ее сферами.

В 1849 г. лорд Альфред Теннисон выразил это разделение сфер в поэме «Принцесса»:

Мужчина для поля, а женщина для очага. Мужчина для меча, а она для иглы. Мужчина с головой, а

женщина с сердцем. Мужчина командует, и женщина повинуется; Иначе наступит хаос.



Мужчины ощутили это разделение сфер в двух аспектах. Во-первых, из дома и с фермы место

зарабатывания денег переместилось на мельницу и фабрику, в магазин и офис. Мужчины

оказались подчинены другому ритму д:;я, продиктованному растущей специализацией

промышленнссти. Во-вторых, мужская доля работы в доме была постепенно индустриализи-

рована, и из нее были устранены такие задачи, как сбор топлива, обработка кожи и зерна,

поскольку они оказались перемещены во внешний мир. Это «освободило» мужчин, чтобы они

оставили свои дома и передали женам воспитание уже не только дочерей, но и сыновей.

При такой эмансипации мужчин популярная литература занималась возвеличиванием

положения женщин, которые на самом деле оказались заперты дома. Начиная с кафедры про-

поведника и заканчивая образцами высокого искусства, женскую работу переосмысляли не

как «работу» вообще, а скорее как миссию, возложенную Богом на женщину. Некоторые

виды домашней работы исчезли, как, например, прядение и ткачество, но большая часть

женской сферы оставалась незатронутой. Женщины продолжали готовить пищу и печь хлеб,

даже если их мужья больше не выращивали и не мололи зерно или не забивали скот на мясо.

Уборка и воспитание детей все сильнее маркировались как «женская работа». Хотя мужские и

женские сферы являлись симметричными и взаимодополняющими, они не были равны.

Кэтрин Бичер и Гарриет Бичер-Стоу писали в своей знаменитой книге «Дом американской

женщины» (1869):

«С брака начинается семья, и именно мужчина ею управляет, обладая физической властью и

требованиями ответственности главы семьи, а также согласно христианскому закону, по

которому, когда возникают разногласия, муж имеет право на окончательное решение, а жена

должна повиноваться»7.

Многие историки утверждают, что эта новая идеология на самом деле репрезентировала

историческое снижение статуса женщины. Историк Герда Лернер, например, указывает, что в

1830-х гг. было меньше женщин, владеющих магазинами, и деловых женщин, чем в 1780-х:

«Женщину исключили из новой демократии», - пишет она. Демократия означала геогра-

фическую мобильность, а также социальную и экономическую. Женщину же «заключили в

тюрьму», в «дом», в новую идеологию женской домашней жизни. Утверждение «маленькой

чудесной женской сферы» нуждалось видеологической поддержке со стороны рапсодической

поэзии и религиозных проповедей. Но мужское «освобождение» от дома частично оказалось

жаловались, что мужчины проводят слишком мало времени дома. «Отеческое пренебрежение

в настоящее время - один из самых обильных источников домашнего разлада», - писал

преподобный Джон Эббот в «Журнале для родителей» в 1842 г. Отец, «весь в спешке ради

своих деловых интересов, рано или поздно обнаруживает, что ему не хватает времени на

исполнение... своего родительского долга». В «Книге для отцов» (1834) Теодор Дуайт писал о

необходимости убедить мужчин вновь взять на себя свои домашние обязанности8.

Семья становится «приютом и убежищем от бессердечного мира», который великий

французский теоретик Алексис де Токвиль наблюдал во время путешествия по Соединенным

Штатам вначале 1830-х гг. «Лишенная своих производительных функций, семья теперь

специализируется на воспитании

детей и эмоциональном утешении, обеспечивая весьма необходимую святость в мире,

основанном на безличных принципах рынка», - пишет историк Кристофер Лэш9.

Конечно, идеология и реальность разделения сфер в середине XIX в. в Америке были в

значительной степени характерны для белого среднего класса, но именно эта идеология

пропагандировалась как норма и для всех остальных, как «американская» форма семьи.

Женщины рабочего класса и цветные женщины продолжали трудиться вне дома, в то время

как мужчины с готовностью делили с ними работу по дому и воспитанию детей, если не из-за

идеологических обязательств, то из экономической потребности. «Расцениваясь, скорее, как

работницы, чем как члены семейных групп, женщины из непривилегированных слоев

работали для обеспечения, поддержки, стабилизации и воспроизводства своих семей как в

публичной (производительной), так и в приватной (репродуктивной) сферах»"0.

Поскольку семья теперь была отнесена к области ответственности женщин, уменьшилась ее

значимость и ослабла степень интеграции в более широкие общности. Словно в качестве

компенсации за это изменение, символическая значимость семьи увеличилась. События,

которые раньше торжественно организовывались от случая к случаю, стали теперь рутиной

семейных праздников; праздники сообщества должны были стать домашними. «Семья» как

место идеализированной романтической тоски было изобретением XIX в., поскольку она

Джон Гиллис пишет:

«Когда мужчины работали дома, трапезы редко бывали приватными или даже регулярными.

Выходные выливались в общинные празднества и взаимное хождение по гостям, а не в

приватные семейные праздники с приготовленной для них домашней пищей. Неторопливые

часы обеда, проведение воскресного дня с семьей и воссоединение нуклеарной семьи по

большим праздникам, например во время Рождества, были изобретены лишь начиная с

середины XIX в.»11

Быстрая индустриализация американской экономики в десятилетия после гражданской войны

только укрепила эти тенденции. К 1890г. всего лишь около 1% замужних женщин работали

вне дома. Поскольку материнство все чаще рассматривалось как единственное «призвание»

женщины, важность отцовства преуменьшалась. «Муж и отец в семье среднего достатка,

проживающей в пригороде, - почти полностью вос-

названием «Отцы, время вернуться в семью!» с определенной регулярностью появлялись в

популярных журналах. «Бедного отца оставили за дверью, - делилась своими наблюдениями

член движения прогрессивных реформаторов Джейн Адаме в 1911 г. - Он не получает

особого признания. Было бы хорошо, если бы у отца был специальный день, когда бы он

получал это признание». (Эта благородная идея шестьдесят один год ждала момента своего

осуществления"2.)

Комментаторы на рубеже XIX и XX вв. также немало волновались из-за кризиса семьи. Число

разводов устойчиво росло начиная со времени возвращения солдат после гражданской войны

От семи тысяч в 1860 г. до пятидесяти шести тысяч в 1900 г. иста тысяч в 1914 г. В 1916 г. в

Сан-Франциско один из каждых четырех браков заканчивался разводом; в Лос-Анджелесе -

один из пяти, в более традиционном и католическом Чикаго - один из семи. В 1914 г.

исследование семейного положения женщин - дипломированных выпускниц колледжей

Барнард, Брин-Мор, Корнелл, Маунт-Холиок, Рэдклифф, Смит, Вассар, Уэлсли и Уэллс

показало, что менее 40% выпускниц вышли замуж. Из выпускниц Гарварда 1870-х гг. почти

треть женщин между сорока и пятьюдесятью годами оказались одинокими. «Через пятьдесят

лет брак исчезнет», - предсказывал уважаемый гарвардский психолог Джон Уотсон в начале

Кризис семьи был настолько животрепещущим вопросом, что президент Теодор Рузвельт в

1909 г. созвал первую конференцию Белого дома по вопросам детей. Рузвельт полагал, что

необходимо поощрять мужчин к более активному отцовству, а белые урожденные

американки, в свою очередь, нуждаются в поддержке, чтобы рожать больше детей, чтобы

белые люди не кончили, по его выражению, «расовым самоубийством». Он также полагал, что

бедность, особенно бедность овдовевших матерей, - главная проблема в жизни их детей и

помощь таким семьям является обязанностью правительства. Рузвельт считал необходимым

материально поддерживать матерей-одиночек, которые, по общему мнению, были способны

обеспечить достойный уход за своими детьми, если им добавить немножко денег14.

Разделение сфер обеспечило основу для фактически бесконечного кризиса семьи на

протяжении всего XX в. Попытки женщин выйти за пределы дома, чтобы поступить в

институт,

прийти на рынок труда, вступить в профсоюзы, получить профессиональное образование,

встретили существенное сопротивление, а мужское желание вернуться домой, в семью, падало

вплотьдо 1940-х гг. Вторая мировая война прервала этот процесс, поскольку женщины снова в

огромном количестве оказались на рынке труда. Но послевоенный экономический бум,

питавшийся огромными правительственными расходами на строительство дорог, школ, а

также законодательством, направленным на поддержку ветеранов войны, сделал нуклеарную

семью, проживающую в своем доме в пригороде, жизненной реальностью для все

возрастающего числа американских семей. Все это стабилизировало данную форму семьи, на

самом деле искусственную и чреватую проблемами: нуклеарную семью Джун и Уорда

Кливеров с их детьми Уолли и Бивером*15.

Огромные государственные инвестиции в поддержку идеальной модели семьи, состоящей из

мужа-кормильца, матери-домохозяйки и их детей, сопровождались резким повышением числа

браков и столь же резким снижением возраста заключения первого брака. В то время как

сегодняшние показатели в этой области соответствуют показателям остальной части XX в.,

эра 1945-1960гг. резко выделяется, так как «молодые мужчины и женщины... в качестве

реакции на трудности и разлуки, связанные с депрессией и войной... вступали в брак необыч-

но рано». В 1867 г. в США было заключено 9,6 браков на 1000 человек; столетие спустя - 9,7

браков. А вот в 1946г. это число достигло своего абсолютного максимума - 14,2. При таком

высоком показателе брачности, высокой фертильнос-ти и стабильно низких показателях

разводов семья 1950-х гг. превратилась в образец, который многие продолжают расценивать

как идеал. На самом деле такая модель семьи оказалась «результатом взаимодействия

необычного радч исторических, демографических и экономических обстоятельств, к которым

вряд ли можно возвратиться снова», - таков итог двух ведущих специалистов по истории

Но сформировавшуюся новую модель семьи объявили естественной, т.е. и биологически

неизбежной, и нравственно соответствующей общественному прогрессу. Попытки укрепить

эту модель превратились в постоянное назойливое жужжание в ушах нации. «Требование

укреплять традиционные нормы казалось почти неистовым, - пишет историк Уильям Чейф,

Речь идет о персонажах популярного фильма «Предоставьте это Биверу!» (режиссер Энди Кэдифф, 1997 г.). -

Прим. ред.

как если бы в действительности происходило что-то совершенно другое». В академической

сфере ученые структурно-функ-ционалистской школы в социальных науках также обеспечили

легитимность этой модели, утверждая, что изолированная нук-леарная семья среднего класса,

с разделением сфер, обслуживает потребности и детей, и общества. Такая система семьи

требует присутствия и экспрессивных (женских), и инструментальных (мужских)

компонентов, писал Толкотт Парсонс, и этого возможно достигнуть только в семье, где мать-

домохозяйка сохраняет домашнюю сферу для мужа-кормильца, работающего вне дома. В

1955 г. другой социолог описал этот домашний рай следующим образом:

«Отец помогает матери помыть посуду. Он накрывает на стол. Он разводит молочную смесь

для ребенка. Мать может дополнить доход семьи, где-нибудь подрабатывая. Однако именно

американский мужчина по определению должен „обеспечить" свое семейство. Он

ответственен за свою жену и детей. Его главная сфера самореализации - профессиональная

роль, от которой непосредственно зависит его статус; и его главнейшая функция в семье

заключается в обеспечении „дохода", в том, чтобы быть „кормильцем". Что-то не в порядке с

американским взрослым мужчиной, который не имеет работы".

Американские женщины, с другой стороны, имеют тенденцию работать до замужества и

прекращать это делать, когда приходит „их день"; или продолжают выполнять работу более

низкого статуса, чем у их мужей. Мать играет центральную роль в эмоциональной поддержке

ребенка в американской семье среднего класса и намного больше посвящает себя этому, чем в

большинстве других обществ... Культ „материнской теплоты" противостоит культу

„способного", „компетентного", „предприимчивого" мужчины. Более экспрессивный тип

мужчины, фактически, будет расценен как „женоподобный" (слишком много жира у него на

ляжках)»17.

Целое поколение мужчин среднего класса пробовало соответствовать типажу кормильца

семьи, проживающей в пригороде. Они стали коллективным персонажем, объектом бесчис-

ленной сатиры, «мужчинами в серых фланелевых костюмах», которые каждое утро мчатся на

своих автомобилях последней модели к пригородному вокзалу, чтобы успеть на один поезд

вместе с другим мужчиной, соседом по улице. И поколение их жен готовило и убирало,

чистило и мыло, стирало и гладило, и все ради того, чтобы соответствовать постоянно

возрастающим стандартам чистоты.

Для многих родителей и детей из поколения демографического взрыва эта форма семьи

оказалась удачной. Пригородная жизнь была безопаснее и проще, чем в переполненных

городах, из которых в 1950-е гг. сбежали многие семьи. Жизнь в такой семье создала

мужчинам послевоенных поколений безопасный якорь во все более и более опасном

корпоративном мире. Домашняя жизнь сосредоточилась на времяпрепровождении с детьми и

множестве хобби на досуге, от пешего туризма и кемпинга, концертов и театра до парусного

спорта и увлечения фотографией. Американцы среднего класса предпочитали семейные

отпуска, въезжая все вместе в рассчитанные на семью номера отелей, покупая «семейные

упаковки» готовой пищи - если только не занимались кулинарией, следуя французским

гурманам. Они вместе ходили в местную библиотеку или кинотеатр. Некоторые мужья

обожали своих жен-компаньонов и строили вместе с ними свою, более устойчивую, удобную,

дето центристскую и товарищескую семью, чем могли вообразить себе их родители (развод

был последним средством решения проблем). Вот какие нежные строки посвятил поэт

Арчибальд Маклейш своей жене, которой он благодарен за свое семейное счастье:

Все, что становится женщиной Слова ли, пути ли - все прекрасно Сладкий долг любви Чисто

выметенная комната

И в заключение:

Величайшее и изобильнейшее мое богатство -

Вся моя жизнь -

Вот ее дар мне

Все, что она смогла мне дать.

Безусловно, представление поэта о домашнем счастье опиралось на неоспоримое для него

обязательство разделения сфер и мужского первенства (она дает ему его жизнь, но он не дает

ей ее жизни). Хотелось бы послушать его жену. Тем не менее, «эти идеи и образы, подобно

религиозному языку и воображению, все еще имеют сложную власть над нами, - написал

мне недавно мой друг, пославший мне поэму Маклейша как напоминание о той эре. - Когда

мы читаем про переход Романтической страсти в домашний мир любви и спокойствия, Даже у

наиболее циничных и свободных из нас перехватывает Дыхание, и мы задаемся вопросом, не

было ли здесь потеряно

нечто незаменимое». Если современные защитники семейных ценностей испытывают

чрезмерную ностальгию по этой романтизированной форме семейства, то часто и их критики

в равной степени проявляют односторонний подход18.

Видимость домашнего счастья только частично скрывает увеличивающееся беспокойство и со

стороны мужей, и со стороны жен (не говоря о детях, которые дадут много творческих [и не

только творческих] выходов своему недовольству в 1960-е гг.). Многие женщины и мужчины

чувствовали себя расстроенными и несчастными в этой предположительно «естественной»

форме семьи. Некоторым отцам казалось, что они отчуждены от своих семей и особенно от

детей. Хотя они видели Уорда Кливера, Джима Андерсона и других «преданных папаш» в те-

левизионных комедиях, большинство американских мужчин среднего класса были лучшими

отцами в теории, чем на практике, они больше говорили о необходимости проводить время с

детьми, чем на самом деле это делали. Положение профессиональной домашней хозяйки и

матери было «чем-то новым и исторически беспрецедентным», и жены, следуя требованиям

«бессмысленной тирании безупречных рубашек и сверкающих чистотой полов», сдерживали

растущее негодование на мир, обходящий их стороной. В своем обзоре американской куль-

туры «Америка как цивилизация» (1957) историк Макс Лер-нер писал о «суровом испытании»

для современной женщины, утверждая, что «несчастная жена стала характерным типом

культуры»19.

Такое несчастное положение питало все более и более политизированный гнев женщин. В

1963 г. вызов феминистки Бетти Фридан в «Женской тайне» прозвучал подобно набату над

всеми тщательно вылизанными пригородными лужайками и двориками университетских

кампусов. Называя пригородный дом «комфортабельным концлагерем», она объявила, что

реальная жизнь лежит за пределами сковородников и раздражения кожи от пеленок. Битники,

плейбои и юные преступники возникли как три альтернативы образу кормильца из пригорода.

И конечно, популярная музыка той эпохи подвергала насмешкам «уважаемых» мужчин и их

жен, тоннами глотающих «маленьких маминых помощников» (mother"s little helper)*20.

* Имеются в виду транквилизаторы, по названию одной из композиций группы «Роллинг Стоунз»,

посвященной этой же теме. - Прим. ред.

Фактически, как только эта «традиционная» семья была полностью упрочена и признана, она

начала давать трещины под огромным весом, который был на нее возложен. Семья, как

предполагалось, являлась единственным источником комфорта и удовольствия во все более

холодном бюрократическом мире; брачный союз был единственным, самым важным

бастионом близости и дружбы, на которые только способен человек. Лишившись более

«традиционной» поддержки со стороны сетей локального сообщества, гражданского участия и

уз расширенного родства, семья должна была в одиночестве удовлетворять все

психологические и эмоциональные потребности.

И это было слишком тяжело: «традиционная» семья была анахронизмом с момента своего

возникновения. В 1960-е гг. меньше половины (43%) американских семей соответствовали

традиционной модели семьи с одним кормильцем; одну четверть (23%) составляли семьи с

двумя кормильцами. Все же почти девять из десяти (88%) белых детей до восемнадцати лет

жили с обоими родителями, 9% с одним родителем и 3% - без родителей. Среди

афроамериканских семей две трети (67%) жили с обоими родителями, и одна пятая - только

с матерью.

Семья 1970-х и начала 1980-х гг. была фактически более устойчивой и одновременно более

гибкой именно из-за растущего разнообразия форм семьи. В начале 1970-х гг. Теодор Кап-лоу

и команда социологов возвратились в Мидлтаун (Мунси, штат Индиана) спустя пятьдесят лет

после знаменитого исторического исследования провинциальной.Америки, проведенного

Робертом и Хелен Линд. Социологи пришли к выводу, что семья находится влучшей форме по

сравнению с 1920-ми гг. Объяснялось это экономически и социально улучшенными

условиями, а также улучшенными оплатой, досугом, жильем. Родители проводили больше

времени с детьми, чем полстолетия тому назад. Более гибкие тендерные роли, расширение

возможностей для женщин и выросший уровень знаний о контроле над рождаемостью и

сексуальности также заметно улучшили супружеские отношения21.

Но с начала 1980-х гг. семья действительно стала испытывать неприятности, частично из-за

резкого уменьшения социальных услуг. Снижение и замораживание заработной платы, осо-

бенно для мужчин, сокращение досуга и общественного финансирования жилья, большая

необходимость занятости обоих родителей и возвращение прежних ограничений контроля над

рождаемостью и абортов - все это вело к резкому снижению качества жизни семьи. Многие

из проблем семьи были на самом деле вызваны экономическим спадом. В 1970 г. 15% всех

детей до восемнадцати лет жили в семьях, подпадавших под определение «бедных»; сегодня

же это число достигает одной четвертой22.

В семьях среднего класса уменьшение времени досуга и выросшие профессиональные

папа» семьи 1950-х гг. превратился в «вымирающий вид». Более 10% мужчин с детьми до

шести лет работают более шестидесяти часов в неделю, а 25% - между 50 и 60 часами.

(Менее 8% женщин с детьми этого возраста имеют такой же режим работы.) Всегда гибкая и

отзывчивая к продолжающемуся размыванию своих основ, американская семья ответила

рядом изменений и модификаций, а также появлением кучи пророков и ученых мужей,

прокламирующих ложные решения23.

Начиная с 1960-х гг. возраст вступления в первый брак устойчиво полз вверх, увеличиваясь на

три года и для женщин (двадцать четыре года), и для мужчин (двадцать шесть лет).

Количество детей в семье устойчиво снижалось, поскольку женатые пары задерживали

рождение ребенка из-за получения обоими супругами высшего образования и реализации их

профессиональных интересов. Сегодня только половина американских детей живут

внуклеарных семьях с обоими родителями. Одна пятая живет с отчимами или мачехами и

одна четвертая - в семье с единственным родителем. Число родителей-одиночек

увеличивается приблизительно на 6% в год. Если в 1970 г. родители-од и ночки составляли

лишь 13% всех семей, то к 1991 г. они составляли уже более четверти (29%) всех семей и 23%

всех семей, в которых детям восемнадцать лет или меньше. Отцы в настоящее время

возглавляют 14% таких семей. Эти показатели являются наиболее высокими среди

индустриальных наций24.

Число людей, не вступающих в брак до тридцати лет, увеличилось с 11% для женщин и 19%

для мужчин в 1970 г. до 31% женщин и 45% мужчин. Доля женщин в возрасте от двадцати

пяти до сорока четырех лет, которые никогда не были замужем, в 1950 г. составляла 9% среди

цветных женщин и 10% среди белых; к 1979 г. эти показатели составляли уже 23% для

цветных женщин и 10% среди белых женщин. Сожительство становится все более обычным, и

не просто как явление среди студентов

колледжа и молодых людей. (Фактически большинство таких пар никогда не учились в

колледже и представляют наименее образованный сектор общества; сожительство заменяет

ранний брак для бедных и представителей рабочего класса.) 40% всех сожительствующих

семей имеют детей25.

В тоже самое время показатели разводов взлетели вверх. В 1860 г. на

однутысячузамужнихженщин было приблизительно два развода, приблизительно четыре

развода в 1900г. и более двадцати на сегодняшний день. Почти половина всех браков,

заключенных в 1980 и 1990 гг., закончится разводом. Эти показатели развода в Америке -

наиболее высокие в индустриальном мире. Большинство разводов происходит лишь через

несколько лет брака. Можно сказать, что семья все меньше служит «приютом в бессердечном

мире» ностальгического сентиментализма и больше похожа на «амортизатор»

противоречивых воздействий из внешнего мира. «Традиционная» семья - отец-кормилец и

мать-домохозяйка - остается нормой приблизительно в одной семье из десяти, в то время как

модель двойного кормильца и другие формы семьи (включая семьи родителей-одиночек, а

также семьи геев и лесбиянок) составляют приблизительно 40%26.

Недавняя статья в «Ньюсуик» утверждает, что «американской семьи как таковой не

разнообразных стилей и форм... Есть семьи, в которых отец работает, а мать ведет хозяйство;

есть, где работают оба - мать истец; есть родители-одиночки; вторые браки и бездетные

пары; а также не состоящие в браке пары с детьми и без детей; семьи геев и лесбиянок с

детьми». Такое разнообразие семей хорошо проиллюстрировано одной извесгяой

современной политической фигурой: белый мальчик среднего класса, рожденный на Юге в

неполной семье, воспитанный матерью-одиночкой, который затем, когда вырос, развелся со

своей первой женой, никогда не платил алименты или пособие на ребенка, не поддерживает

никакого контакта со своими детьми и имеет сестру лесбиянку, которая недавно завела свою

собственную семью. Кто бы мог принадлежать к такой разнообразной семье? Это - Ньют

Гингрич, до недавнего времени спикер Палаты представителей, так много радевший о

семейных ценностях27.

По мере того как меняются семьи, меняются и наши представления о них. Социолог семьи Скотт

Колтрейн пишет, что «поддержка разделения сфер жизни и автоматического

господства мужчин резко снизилась за прошедшие несколько десятилетий, хотя существенное

меньшинство американцев все еще цепляется за так называемые традиционные взгляды».

Рассмотрим один или два примера. В середине 1970-х гг. один мужчина сказал в интервью

социологу Лилиан Рубин, что, «[если} мужчина с женой и детьми нуждается в работе, никакая

женщина не должна иметь права отнять у него эту работу». Немногие мужчины сегодня

выразили бы такое ощущение права на рабочие места как «свою» собственность. В 1977г. две

трети американцев согласились с утверждением, что «намного лучше для всех членов семьи,

если мужчина добивается успеха вне дома, а женщина заботится о доме и семье». Двадцать

лет спустя с этим утверждением согласились меньше двух из пяти человек (38%) и менее 30%

людей «поколения демографического взрыва». В 1977 г. более половины американцев

утверждали, что «для жены важнее помочь карьере ее мужа, чем самой делать карьеру». К

1985 г. немногим более трети (36%) согласились с этим, а к 1991 г. число согласных составило

лишь 29%. Сегодня оно приближается к одной

четверти.

Такое отношение ощущается во всем мире. В недавнем международном опросе Института

Гэллапа менее половины людей согласились с тем, что «традиционная» семейная модель

«кормилец-домохозяйка» была бы желательна: в Соединенных Штатах - 48%, в Чили 49%,

во Франции 46% и в Японии 46%. Только в одной стране, Венгрии, эту структуру семьи

поддержало большинство - 66%, вто время как в нескольких странах число таковых

достигло лишь трети, включая Испанию (27%), Индию (28%), Германию (28%) и Тайвань

«Традиционная» семья как нормативный идеал не была действительностью для всех

американских семей даже тогда, когда этот идеал был изобретен. И сегодня тем более. Этот

идеал представляет собой последний оплот традиционных тендерных отношений -

тендерных различий, созданных тендерным неравенством, которым сегодня бросают вызов во

всех видимых сферах жизни. Семьи - гендерно сформированные институты; они

воспроизводят тендерные различия и тендерные неравенства среди взрослых и детей. Семьи

дают тендерное воспитание детям и напоминают родителям, что они должны вести себя

соответственно своему тендеру. Неудивительно поэтому, что каждый специфический аспект

семейной жизни - брак, воспитание детей, работа по дому, развод - выражает различие и

тендерное неравенство.

Валерия Протасова


Время на чтение: 8 минут

А А

Свои неповторимые семейные особенности и традиции существуют в каждой стране. Конечно, многие обычаи претерпевают изменения в силу влияния современного мира, но большинство народов стремится сохранить наследие предков — из уважения к своему прошлому и во избежание ошибок в будущем. Психология семейных отношений также своя в каждой стране. Чем отличаются семьи разных стран?

Психология семьи в Азии – традиции и жесткая иерархия

В странах Азии к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая азиатская семья — это отдельная и практически оторванная от окружающего мира ячейка общества, в которой дети — главное богатство, а мужчины неизменно уважаемы и почитаемы.

Азиаты…

  • Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни. То есть, на их весах счастья всегда перевешивают житейские радости, что исключает многие проблемы семейных отношений, свойственных, например, европейцам.
  • Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов в Азии практически не бывает. Потому что брак — это навсегда.
  • Не боятся заводить много детей. В азиатских семьях всегда много ребятишек, и семья с одним малышом — редкость.
  • Рано создают семьи.
  • Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является наиболее значительным в семье. Родственные связи в Азии весьма крепкие и сильные. Помощь своим родственникам обязательна и естественна для азиатов даже в том случае, когда отношения с ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.

Семейные ценности разных азиатских народов

  • Узбеки

Их отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Узбеки малообщительны, но доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь, всегда поддерживают тесную связь с родственниками, тяжело переносят отрыв от дома и родных людей, живут по законам и традициям своим предков.

  • Туркмены

Трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем проявляется сдержанность. Почитание родителей — абсолютное. Значительная часть туркменов вступают в брак по религиозным обычаям, даже не являясь верующими.

  • Таджики

Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления — такие моменты таджики не прощают. Главное для таджика — семья. Обычно большая — от 5-6 человек. Причем беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок.

  • Грузины

Воинственны, гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, по-рыцарски. Грузинам свойственна психология терпимости, оптимизма и чувства такта.

  • Армяне

Народ, преданный своим традициям. Армянская семья — это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы. Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.

  • Японцы

В семьях японцев царит патриархат. Мужчина неизменно — глава семьи, а его супруга — тень главы семьи. Ее задача — заботиться о душевном/эмоциональном состоянии мужа и вести хозяйство, а также распоряжаться семейным бюджетом. Жена-японка — добродетельна, смиренна и покорна. Супруг никогда не обижает ее и не подвергает унижениям. Измена мужа аморальным поступком не считается (жена смотрит на измены сквозь пальцы), а вот ревность супруги — да. На сегодняшний день еще сохранились (хоть и не в той же мере) традиции брака по расчету, когда партию для взрослого чада выбирают родители. Эмоции и романтика при вступлении в брак не считаются определяющими.

  • Китайцы

Этот народ очень бережно относится к традициям страны и семьи. Влияние современного общества до сих пор не принято китайцами, благодаря чему бережно сохранены все обычаи страны. Один из них состоит в необходимости для мужчины дожить до своих правнуков. То есть, мужчина должен сделать все, чтобы его род не прервался — родить сына, дождаться внука и т.д. Супруга обязательно берет фамилию мужа и после свадьбы ее заботой становится уже семья мужа, а не ее собственная. Бездетная женщина осуждается, как обществом, так и родственниками. Женщина, родившая сына — уважаемая теми и другими. Бесплодную женщину не оставляют в семье мужа, а многие женщины, родившие дочерей, даже отказываются от них прямо в роддоме. Жесткость отношения к женщине наиболее сильно проявляется в сельских районах.

Портрет семьи в Америке – настоящие семейные ценности в США

Заокеанские семьи — это, прежде всего, брачные контракты и демократия во всех ее смыслах.

Что известно о семейных ценностях американцев?

  • Решение о разводе принимается с легкостью при потере былого комфорта в отношениях.
  • Брачный контракт — это норма для США. Распространены они повсеместно. В таком документе прописывается все до мелочей: от финансовых обязательств в случае развода до разделения обязанностей по дому и размера вклада от каждой половины в семейный бюджет.
  • Феминистические настроения за океаном также весьма основательны. Супруге, выходящей из транспорта, не подают руку — она и сама справится. А глава семьи отсутствует как таковой, потому что в США «равноправие». То есть, каждый может быть главой семьи.
  • Семья в США — не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности.
  • Все семейные проблемы американцы обсуждают с психологами. В данной стране личный психолог — это норма. Без него не обходится практически ни одна семья, а каждая ситуация разбирается до мелочей.
  • Счета в банке. Такой счет имеется у жены, у мужа, у детей и еще один общий — на всех. Сколько денег на счету мужа, жена интересоваться не будет (и наоборот).
  • Вещи, авто, жилье — все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя.
  • О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке — редкость.
  • По количеству разводов Америка сегодня лидирует — значение брака уже давно и весьма сильно пошатнулось в американском обществе.
  • Права ребенка — почти как у взрослого. Сегодня ребенок в США редко вспоминает про уважение к старшим, в его воспитании главенствует вседозволенность, а публичная оплеуха чаду может довести до суда (ювенальная юстиция). Поэтому родители просто боятся лишний раз «воспитывать» своих детей, стараясь предоставить им полную свободу.

Современная семья в Европе – уникальное сочетание разных культур

Европа — это множество самых различных культур, каждая — со своими традициями.

  • Великобритания

Здесь люди сдержанны, прагматичны, чопорны и верны традициям. На 1-м плане — финансы. Детей рожают только после того, как супруги добились определенного положения. Поздний ребенок — явление довольно частое. Одна из обязательных традиций — семейные обеды и чаепития.

  • Германия

Немцы, как известно, аккуратисты. Что в работе, что в социуме, что в семье — везде должен быть порядок, и все должно быть идеально — от воспитания детей и дизайна в доме до носочков, в которых ложишься спать. До официального оформления отношений молодые люди обычно живут вместе, чтобы проверить — а подходят ли они вообще друг другу. И только когда проверка пройдена, можно думать о создании семьи. А если нет серьезных целей в учебе и работе — то и о детях. Жилье обычно выбирается раз и навсегда, поэтому к его выбору подходят очень тщательно. В основном, семьи предпочитают жить в собственных домах. Дети с младенчества приучаются спать каждый в своей комнате, а разбросанных игрушек вы никогда в немецком доме не увидите — везде идеальный порядок. После 18-ти лет ребенок покидает отчий дом родителей, отныне он содержит себя сам. А о своем приезде в гости должен обязательно предупреждать. Дедушки и бабушки с внуками не сидят, как в России — им просто нанимают няню.

  • Норвегия

Норвежские пары, как правило, знакомы друг с другом с детства. Правда, не всегда они состоят при этом в браке — многие живут вместе десятилетиями без штампа в паспорте. Права ребенка одинаковы — как при рождении в законном браке, так и в гражданском. Как и в Германии, ребенок уходит в самостоятельную жизнь после 18-ти лет и зарабатывает себе на оплату жилья самостоятельно. С кем дружить и жить ребенок выбирает сам, родители не вмешиваются. Дети появляются, как правило, годам к 30-ти, когда в отношениях и финансах однозначно видна стабильность. Отпуск по уходу за ребенком (2 недели) берется на того супруга, который способен его взять — решение принимается между женой и мужем. Бабушки с дедушками, как и немецкие, также не торопятся брать к себе внуков — они хотят жить для себя. Живут норвежцы, как и многие европейцы, в кредит, все расходы делят пополам, а в кафе/ресторане часто расплачиваются отдельно — каждый сам за себя. Наказывать детей запрещено.

  • Россияне

В нашей стране множество народов (около 150-ти) и традиций, и, несмотря на технологические возможности современного мира, мы бережно храним традиции предков. А именно — традиционная семья (то есть, папа, мама и дети, и никак по-другому), мужчина — глава семьи (что не мешает жить супругам на равных правах в любви и согласии), заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Количество детей (как правило, желанных) зависит только от родителей, и Россия славится своими многодетными семьями. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием.

  • Финские семьи

Особенности семьи и секреты счастья финнов: мужчина — основной кормилец, семья дружная, супруга терпеливая, увлечения совместные. Гражданские браки — весьма частое явление, а средний возраст для мужчины-финна, вступающего в брак — около 30 лет. Что касается детей, то обычно в финской семье ограничиваются одним ребенком, иногда 2-3-мя (менее 30% населения). Равноправие мужчин и женщин — на 1-м месте, что не всегда идет на пользу супружеским отношениям (женщине нередко просто некогда заниматься домашним хозяйством и детьми).

  • Французы

Семьи Франции — это, в первую очередь, романтика в свободных отношениях и весьма прохладное отношение к браку. Большинством своим французы отдают предпочтение гражданскому браку, а число разводов с каждым годом — все больше. Семья для французов сегодня — это пара и ребенок, остальное — формальности. Глава семьи — отец, после него авторитетной личностью является свекровь. Стабильность финансового положения поддерживают оба супруга (домохозяек здесь практически не бывает). Отношения с родственниками поддерживаются везде и всегда, хотя бы по телефону.

  • Шведы

Современная шведская семья — это родители и пара детей, свободные добрачные отношения, хорошие отношения между разведенными супругами, защищенные права женщин. Живут семьи обычно в гос/квартирах, покупка своего жилья — это слишком дорого. Трудятся оба супруга, оплата счетов происходит также на двоих, но счета в банках — раздельные. И оплата счета в ресторане тоже отдельно, каждый платит за себя. Шлепать и ругать детей в Норвегии запрещено. Каждый кроха может «звякнуть» в полицию и пожаловаться на своих родителей-агрессоров, после чего родители рискуют лишиться своего чада (его просто отдадут в другую семью). Вмешиваться в жизнь ребенка папа с мамой права не имеют. Комната малыша — его территория. И даже если ребенок категорически отказывается наводить там порядок — это его личное право.

Особенности семей в странах Африки – яркий колорит и древние обычаи

Что касается Африки, то цивилизация ее не сильно изменила. Семейные ценности остались прежними.

  • Египет

Здесь по-прежнему относятся к женщине, как к бесплатному приложению. Египетское общество — исключительно мужское, а женщина — это «существо из соблазнов и пороков». К тому, что мужчину нужно ублажать, девочку учат сразу с пеленок. Семья в Египте — это муж, жена, дети и все родственники по линии мужа, крепкие связи, общие интересы. Независимость детей не признается.

Это не моя семья и даже не мои знакомые. Статья взята из интернета. Хочу только заметить, что у родителей специальности довольно дорогие, так что на мой взгляд, эта семья живет выше средней.

Брайан и Мэйри МакМанус с тремя детьми живут в городе Сиракузы, в штате Нью Йорк. Брайан работает инженером-механиком (mechanical engineer), а его жена Мэйри работает медицинским асистентом хирурга (physician assistant, это такая специальность на ступеньку ниже чем врач, что-то вроде фельдшера или продвинутой медсестры).

Брайан ведет подробный бюджет своей семьи, в котором более 40 отдельных категорий расходов. «Каждое утро я прихожу на работу, и проверяю банковские счета и кредитных карточки, и записывают последние траты в таблицу», объясняет Брайан МакМанус. «Я стараюсь делать это каждый день — и это занимает, может быть, три минуты.»

В 2014 году они заработали чистыми (после уплаты налогов) в среднем $14735 в месяц. Конечно, кто-то может возразить что их доход выше среднего. Например, согласно статистике, средний доход семьи с детьми составляет около $7500 в месяц после налогов. Однако, этот средний доход включает в себя очень разные семьи — и семьи, в которых один супруг не работает, и те, которые живут в других местах страны с более низкой стоимостью жизни, и те, в которых супруги не имеют образования.

Поэтому, доход семьи МакМанус, хотя и выше среднего, но тем не менее довольно типичный для семей подобных им — два работающих супруга живущих в штате Нью Йорк, с нормальным профессиональным образованием, и востребованными специальностями. Средний доход physician assistant в 2012 году был около 90 тысяч в год, и средний доход инженера-механика в 2012 году был около 80 тысяч в год. Налоговая ставка для людей в их ситуации (дом, ипотека, 3 ребенка) состявляет около 18% (включая федеральный налог, налог штата Нью Йорк, и социальные налоги).

В таблице ниже, приведены из ежемесячные расходы в 2014 году.

Доход (после налогов) $14,735.00
Ра​сходы :
Ипотека $1,510.49 долг около 320 тысяч под 4%
Детский сад/школа $2,076.92 похоже что старшая дочка ходит в частную школу, а двое младших в детский сад
Студенческий займ (федеральный) $171.77 три разных займа, изначально было 54 тысячи долгов, осталось 14 тысяч
Студенческий займ (частный) $222.57
Студенческий займ (частный) $119.94
Страхование жизни $43.84
Продукты питания для дома $1,130.69
Еда вне дома $122.98
Бензин $311.21
Телефоны $112.90
Электричество $217.44 отопление в доме электрическое
Кабельное ТВ/Интернет $75.78
Спортзал $86.87
Автомобиль Брайана $394.01 кредит на автомобиль
Автомобиль Мэйри $364.79 кредит на автомобиль
Страхование автомобилей $124.89
Развлечения $575.79
Домашние расходы $377.22 уборка дома, садовник, и тд.
Лекарства $29.65
Медицинские/зубоврачебные расходы $406.92
Мебель для дома $239.22
Ремонт/улучшение дома $482.23
Одежда $160.87
Расходы на Социальные Сбережения:
Пенсионный накопительный счет 401К Мэйри $1,016.67
Пенсионный накопительный счет 401К Брайана $1,484.74
Образовательный накопительный счет 529 первого ребенка $114.58
Образовательный накопительный счет 529 второго ребенка $114.58
Образовательный накопительный счет 529 третьего ребенка $116.67
Сберегательный счет первого ребенка $41.67
Сберегательный счет второго ребенка $41.67
Сберегательный счет третьего ребенка $-
Другие сбережения:
На ремонт машин $120.00
На праздники $400.00
На непредвиденный случай $-
На ремонт дома $572.43
На выплату налога на недвижимость/страховку $829.25
На отпуск $370.00
Всего расходы: $9,358.99
Всего социальные сбережения: $2,930.58
Всего другие сбережения: $2,291.68

В 2005 году (еще до их свадьбы) Мэйри купила за $207 тысяч дом, в котором они жили до 2013 года. Дом был с 4 спальными комнатами, 3 сан. узлами, столовой комнатой, гостинной, стиральной комнатой, и общей площадью около 240 кв. м. (плюс подвал 500 кв. м и гараж на две машины).

В 2013 году, незадолго до рождения третьего ребенка, семья решила что им нужен более просторный дом. Они купили участок земли размером в 1 акр (40 соток) за $62 тысячи и построили себе вот такой дом в пригороде, потратив около $360 тысяч на строительство.

Деньги на строительство дома были взяты в ипотеку. Новый дом немного более просторный, 300 кв. метров жилой площади, 4 спальни, 2 с половиной сан узла, подвал, гараж на 2 машины. Налоги на недвижимость за этот дом составляют около 12 тысяч в год.

- Ада Леонтьевна, в чем, на ваш взгляд, основное отличие нашей семьи от американской?

В том, что американцы начинают готовить ребенка к предстоящей ему борьбе за место под солнцем с первых дней. Острая конкурентность, напряжение, стрессы - вот тот постоянный психологический фон сферы, в которой крутится деловой американец. Так же, впрочем, как и наш с вами соотечественник. Так вот, американский родитель много думает о том, как привить ребенку навыки противостояния этой жизни. Новорожденных детей закаливают с первых дней. Огромное место в воспитании занимает спорт. Почти каждый ребенок состоит в какой-либо спортивной секции, клубе, играет в школьной команде.

А вам кажется, что это - хорошо? У нас есть специалисты, которые с пренебрежением говорят о том, что в американских школах главный предмет - физкультура.

Тут, конечно, важно держать золотую середину. Если это платная частная школа, то в ней развит и спорт, и уровень обучения высокий. В так называемой публичной, бесплатной, и то, и другое слабее.

Другая цель американских родителей - воспитать у детей самостоятельность и независимость. Несколько раз я слышала на телевизионных ток-шоу, как подросток предъявляет к родителям претензию: они слишком давят на меня! Этим бы юным американцам да наше родительское давление. У нас влияние и слово старших намного сильнее. Чувство независимости - естественное следствие самостоятельности. А это свойство прививается многими способами, в том числе ранним трудом. Почти каждый старшеклассник после уроков работает несколько часов в день - так называемая part-time job - официантом, мойщиком машин, дворником.

Проблему воспитания самостоятельности родители решают весьма последовательно. Как-то в городе Сиэтле, штат Вашингтон, ко мне после лекции подошли две студентки. Мы разговорились. Оказалось, что они из города Бостона, на противоположном побережье страны. Лететь туда шесть часов. Они пожаловались, что очень скучают, не могут привыкнуть к местной жизни. Я удивилась: в Бостоне несколько десятков университетов и колледжей. Что же их занесло в такую даль? Они отвечают: "Потому что наши семьи там". И, увидев мое недоумение, пояснили: здесь так принято. Обычно, окончив школу, дети уезжают как можно дальше от семьи.

В Америке меньше криминала, бытовая жизнь в тех же общежитиях более обустроена, есть способы заработать на съем квартиры. У нас же ребенок, оставшись один, редко когда справится с ситуацией, потому что родители во многом играют роль государства.

С одной стороны, конечно, чем раньше молодой человек пускается в самостоятельное плавание, тем легче ему потом в этой жизни ориентироваться. Но с другой, оказавшись без помощи и поддержки родителей, вчерашние школьники чувствуют себя очень одинокими. В своей книге я цитирую слова известного американского культуролога Макса Лернера из его труда " Развитие цивилизации в Америке": "Американцы состоят в сотнях клубов, ассоциаций, сестринств, братств. Кажется, что коллективная жизнь кипит, и человек в нее глубоко погружен. Но если вглядеться пристальней, выяснится, что главная душевная драма американца - одиночество... Потому что американцам свойственны индивидуализм и атомизм".

Получается противоречие. Посмотришь любой американский фильм - там культ семьи. У нас в большинстве своем культ семьи исчез со старыми советскими фильмами. Герой всегда один .

Одно другому не мешает. В Америке действительно культ семьи. Там проводятся бесконечные социологические опросы на тему о том, что для человека самая большая ценность. И в любом исследовании на первом месте оказывается семья.

- Значит ли это, что в Америке ничтожное число разводов?

Отнюдь. В 47 процентах американских семей хотя бы один супруг второй раз в браке. Семья - самая высокая ценность, и в то же время столько супругов разводятся. Парадокс? Оказывается, логика есть. Ее мне невольно объяснила одна сорокалетняя школьная учительница, в доме которой я какое-то время жила. Она рассказала, что от нее ушел муж и недоумевала: "Так хорошо жили. Он приходил с работы, мы смотрели телевизор, почти не разговаривали. Дом всегда был в порядке. Обед подогрет. Дети ухожены". Потом с раздражением объяснила: "А все потому, что сегодня пришла такая дурацкая мода: главное в семье - это эмоциональный комфорт". И я вдруг поняла, что никакого парадокса нет: американец действительно ценит семью. Но только семью счастливую. И, если у него в доме нет такой, он довольно легко решает попробовать что-либо другое.

- А что же это такое - счастливая семья?

Этим вопросом занимаются много американских исследователей. Все сходятся в том, что главное - это психологическая близость, когда основная связывающая сила в семье - любовь. Американцы воспитывают эту установку у детей с самого раннего возраста. Детская передача с ведущим Барни, огромным плюшевым динозавром, каждый выпуск заканчивает песенкой-формулой: " Ты любишь меня. Я люблю тебя. Мы счастливая семья". Но однажды одна из гостей шоу, пятилетняя Кэти, грустно спрашивает: "Барни, а у меня семьи нет, как же мне быть?" "Как нет, с кем же ты живешь?" "С мамой и с бабушкой, а папы у нас нет".Тогда Барни интересуется, любит ли девочка своих родных и любят ли они ее. "О да, - отвечает она, - мы очень любим друг друга". Динозавр протягивает ей огромную плюшевую лапу: "Кэти, я тебя поздравляю: у тебя настоящая счастливая семья".

И все-таки как в Америке с разводами? В любой стране мужчины все равно уходят к другим женщинам, потому что они полигамны...

Если вы произнесете это вслух в Америке, вас обвинят в отсутствии политкорректности. На самом деле никто еще не доказал, что мужчина действительно полигамен. Но если это так, то полигамна и женщина.

Недавно в интервью "РГ" наша феминистка номер один Мария Арбатова рассказывала о таком понятии: два человека - одна карьера. Мол, если в развитых странах происходит развод, то муж продолжает содержать жену, которая помогала ему делать карьеру, а сама осталась ни с чем. У нас же в таком случае женщина остается у разбитого корыта.

Да, американец обеспечивает бывшую жену, но при условии, что она своей карьеры не делала. Потому что очень часта ситуация, что женщина в карьерном росте ушла далеко вперед. Кстати, поэтому и уходит от мужа. Там положено платить жене, если доказано, что она не работала, а занималась детьми. Но, если она сама делала карьеру, тогда бывает, что и она платит мужчине.

- А если они одинаково работали?

Он может платить, может - нет. Дело в том, что юридическая процедура развода достаточно сложная: все зависит от ситуации. Американцы знают это и облегчают ее составлением брачных контрактов, о которых у нас уже достаточно хорошо известно. Они все его подписывают, без этого просто не заключается брак. Моя знакомая - директор театра музыкальной комедии - вышла замуж второй раз, и муж подарил ей дом, в котором они живут. Дом стоит миллион долларов, но муж - очень обеспеченный человек. Но в контракте записано, что, если они будут разводиться, дом за ней не остается. Она на это согласилась. А он говорит: " У меня нет других способов тебя удержать".

Мне всегда было интересно, когда женятся совсем молодые (хотя сейчас и есть тенденция выходить замуж попозже), что они могут записать в контракте? У них же ничего нет.

Разговаривая с Джиной - американским психологом, специалистом по разводам, я спросила: вот мы с будущим мужем собираемся пойти в загс и как в это время станем обсуждать то, что произойдет, когда будем разводиться?

Она ответила так: "Учитывая российские традиции и ментальность, в вашей стране вряд ли приживутся брачные контракты. В России всегда большое внимание уделялось тому, что называется романтической любовью. В Америке это идет параллельно: любовь - отдельно, деловитость - отдельно. А у вас брачные контракты могут нарушить гармонию взаимоотношений".

- Что вам нравится в русской семье?

Тесные связи. Это чаще всего вызвано плохим решением квартирного вопроса. Но, даже когда родители и дети не живут вместе, все равно контакт очень тесен. А еще - отношения между супругами. В Америке есть такой термин - разъединенные супруги. Это не гостевой брак, не путайте. Это - нормальная семья, где просто один из супругов получил работу в другом месте. Я таких семей знаю очень много. Живут в разных штатах, в разных странах. У моих знакомых мать и дети живут в Америке, а муж - в Лондоне, потому что он специалист по английской литературе и ему дали кафедру там.

- Но вот вы столько лет изучали проблему - может считаться американская семья эталоном семьи?

Нет, не может. В ней, на мой вкус, есть некий перебор деловитости и здравого смысла. Порой это идет в ущерб непосредственности, сердечности отношений. В наших семьях подчас ссорятся, мучаются от необходимости жить под одной крышей. Но при этом отношения родных ближе.

П.В. Иванова; С.В. Шишонков, ст. преподаватель

(ФГБОУ ВПО Ивановский институт ГПС МЧС России, г. Иваново)

Американская семья сегодня

Соблюдение общих семейных традиций, как неотъемлемой части семейной жизни сегодня, гарантирует сохранение и дальнейшее развитие американской культуры. Американская семья это строительный блок нации, потому что это то место, где происходит процесс становления личности, которая будет жить и работать в данном обществе. Именно в семье через любовь, поддержку, толерантность и заботу воспитываются члены семьи, чтобы сначала стать хорошими людьми, а затем добропорядочными гражданами своей страны.

Типичная модель американской семьи - нуклеарная семья, состоящая из двух родителей и их детей. Эта тенденция ведет свои исторические корни со времен переселения колонистов, в семьях которых ответственность за ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи и воспитание детей полностью лежала на женах и матерях, не получавших никакой помощи от других родственников-женщин по причине того, что они остались на другом континенте. И в наши дни после заключения брака, пары, формируют свое собственное домашнее хозяйство, отдельное от своих биологических семей.

Нуклеарная семья это идеал американской культуры, но он не всегда достижим в действительности. Согласно проведенным исследованиям, в семьях и ммигрантов, поженившиеся пары полагаются в своей семейной жизни на поддержку родственников.. Подобная ситуация имеет место и в афро-американских семьях, где взрослый мужчина-муж зачастую отсутствует, и родственная поддержка имеет решающее значение для женщин, воспитывающих детей в одиночку.

Американцы считают родственные отношения по крови более важными чем родственные связи. Возникшие после заключения брака. Родственные связи среди нуклеарных семей ближе чем среди членов расширенных семей. Усыновление или удочерение является общепринятой практикой в американских семьях, но очень высоко ценятся репродуктивные технологии, позволяющие бесплодным парам или гей парам заводить детей. Это отражает важность концепции биологического родства в культуре.

Сейчас много говорят об упадке американской семьи. Сторонники социального консерватизма утверждают, что традиционная американская семья подвергается постоянной атаке, например:

1) влияни е СМИ, которые подпитывают тревогу рассказами о женщинах, выбирающих одинокую жизнь, без семьи, замужества, детей. Это можно объяснить тем, что женщины не желают обязательств, хотят самостоятельности, карьеры, а брак и дети будут только мешать. Мужчины в свою очередь также , не жела я брать на себя долгосрочную ответственность, не связывают с ебя уз ами брак а .

2) н етрадиционные связи : в большинстве штатов гражданские браки законны только между гетеросексуальными парами. Однако, количество однополых браков растет в независимости от того, признаются ли они официально государством . Некоторые религиозные конфессии и церкви признают и венчают однополые браки.

3) Либералы указывают на экономические факторы. Первый из них - замедление роста зарплат. За последние 30 лет средний заработок американских мужчин вырос менее чем на 1% с учетом инфляции. Между прочим, женщинам платят семьдесят центов в соотношении с каждым мужским долларом за одну и туже работу . Такие должности «розовых воротничков» как с екретар ь или администрат ор являются всецело женски ми . В мире " белых воротничков» женщины часто занимают положения среднего звена руководства. С истема взглядов в обществе, называемая " glass ceiling ", не допуска ет женщин, за редким исключением, к должностям топ-менеджмента. Эта ситуация оправд ывается тем, что женщины, ведя домашнее хозяйство и занимаясь воспитанием своих детей, не могут отдавать работе столько же времени как мужчины. Профессии, требующие навыков воспитани я , такие как преподавание в школе и детском саду являются все еще женски ми . В секторе «синих воротничков» не очень высока доля женщин в профессиях, где по определению требуется физическая сила, например, в строительной индустрии и в пожаротушении.

Вторым по значимости экономическим фактором является отсутствие удовлетворительных детских учреждений. Проблема отдать ребенка в дневное время затрагивает все семь и, которые в большинстве своем являются участниками программ дневного ухода за детьми. Б огаты е сем ьи пытаются найти элитны е центр ы дневного ухода за детьми; менее богаты е сем ьи ищут дефицитны е мест а в федерально- финансируемы х учреждениях . Для всех рабочих семей дневной уход за детьми может быть причиной беспокойства . Истории о жестоком обращении с ребенком в этих центрах, рассказываемые в СМИ, только увеличивают это беспокойство. Государство создает мало условий для заботы о маленьких детях , учитывая тот факт, что большинство матерей работают вне дома. Благосостоятельные родители часто нанимают нянь для ухода за своими малышами. Некоторые работодатели предоставляют короткий материнский либо отцовский декретный отпуск.

Семейные о тношения больше становятся хаотичными, не такими как были раньше. Но ведь институт брака не исчезает и не собирается это делать. Отойдя в сторону можно рассмотреть показатели количества браков с 50-х годов. Прослеживается снижение количества заключения ранних браков, это объясняется желанием американцев получить образование, сделать карьеру. Однако, к 45 годам 89% женщин и 83% мужчин хотя бы раз связывали себя узами брака. 67% американских семей по-прежнему образованы состоящими в браке парами, и подавляющее большинство американцев до сих пор считают, что брак лучшее основание для личной близости, экономической стабильности и воспитания детей.

Конечно, нельзя отрицать того, что за последние 50 лет характер семьи изменился. Хотя показатель разводов в Америке снизился на 21%, но по-прежнему половина всех браков заканчивается разводом. 60% разводов затрагивает детей, 33% всех детей рождается вне брака и 34% детей живут не со своими настоящими отцами. Такие тенденции наиболее характерны для афроамериканцев. И вполне можно сказать, что афроамериканская нуклеарная семья находится на грани краха. С 50-х годов показатель количества браков для черных женщин стремительно упал с 62% до 36%. Между 60-ми и 90-ми годами число афроамериканских детей, живущих с двумя состоящими в браке родителями, уменьшилось более чем в 2 раза. Сегодня 54% всех афроамериканских детей живут в семьях с одним родителем, в то время как у белых детей этот показатель составляет 23%.

У детей, живущих с одинокими матерями в 5 раз больше вероятность быть бедными, чем у детей, живущих в полной семье. Так же в таких семьях больше вероятность оставить школу в раннем возрасте и самим стать родителями. Все согласны с тем, что подростковая беременность может создавать самые разные проблемы и для матери и для ребенка. С 90-го года показатель подростковой беременности упал на 28%, что хорошо с любой точки зрения. Но на подростков по-прежнему приходится почти четверть всех рожденных вне брака детей.

В 60-70-е годы семья, где мать сидела дома, а отец был единственным кормильцем - была нормой. Сегодня соотношение поменялось на противоположное. 70% семей возглавляется либо двумя работающими родителями, либо работающим родителем-одиночкой. Семья в которой родители с трудом пытаются оплатить счета, присматривают за детьми, поддерживают домашнее хозяйство называют «семьей жонглеров». Такое постоянное жонглирование оказывает негативное влияние на семейную жизнь. Сегодня у американцев в неделю на 22 часа меньше, чтобы проводить время с детьми, чем в 1969 году. Работающие матери ежедневно теряют почти час сна, пытаясь со всем справится.

Американское общество понимает, что н ужно сохранять брак и стараться побудить пары, живущие вместе, образовать более долговечный союз. И в этом помогают, как показало исследование, семинары по семейной жизни. Многие же американские консерваторы считают, что семинаров может быть не достаточно, и необходимо вернуть прошлое, в котором половые отношения вне брака влекли наказание и позор, получить развод было намного труднее, а брак предлагал не только личную реализацию, но и четко очерченные социальные роли для мужчин и женщин, когда считалась нормой семья, где кормилец был один - муж, а жена была дома и занималась домашними делами (быт, воспитание детей и т.д).

Федеральное правительство всерьез подходит к семейным ценностям. А именно составление программ, которые намного облегчат «жонглирование» работой и воспитание детей. Нужно начать с создания качественных дневных детских учреждений, доступных любой семье, которая в этом нуждается. Настало время модернизировать школы, не только ради работающих родителей, но и для того, чтобы помочь подготовить детей к жизни в мире с усиливающейся конкуренцией. Бесчисленные исследования подтверждают пользу программы дошкольного образования. То же самое относится к продленному дню, летней школе и проводимым после уроков программ.

Прежде всего нужно добиться того что бы работодатели сделали рабочее расписание более гибким. Администрация Клинтона шагнула в этом направлении, издав Закон о медицинском отпуске и отпуске по семейным обстоятельствам. Нужно так же предоставить родителям гибкий график для их ежедневных потребностей. Крупные компании уже имеют программы гибкого рабочего графика и отмечают повышение морального духа сотрудников и снижение текучести рабочей силы.

Сочетая подобные методы, техническую поддержку и формируя общественное мнение, правительство может помочь сохранению полной американской семьи. Создать выгодные условия для формирования ячейки общества и рождения детей, как будущего потенциала своей страны.

Библиографический список

    Обама Б. Дерзость надежды: Мысли о возрождении американской мечты/ Пер. с англ. Т. Камышниковой, А. Метрофанова. - СПб.: Издательский Дом « Азбука-классика» , 2008.

    Barak Obama The Audacity Of Hope. Thoughts on Reclaiming the American Dream. Copyright 2006 by Barak Obama.

    http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st10.shtml