В какие годы проходила перестройка ссср. Кому была выгодна перестройка в ссср. В экономической сфере

Перестройка в СССР 1985-1991 годов - масштабные перемены в экономической, политической, а также идеологической жизни страны, достигнутые путем внедрения кардинально новых реформ. Целью реформ была всецелая демократизация политического, общественного и экономического строя, сложившегося в Советском Союзе. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с историей Перестройки в СССР 1985-1991 годов.

Этапы

Основные этапы Перестройки в СССР 1985-1991 годов:

  1. Март 1985 - начало 1987 гг. Лозунгами этого этапа стали фразы: «ускорение» и «больше социализма».
  2. 1987-1988 гг. На этом этапе появились новые лозунги: «гласность» и «больше демократии».
  3. 1989-1990 гг. Этап «разброда и шатания». Единый прежде лагерь перестройки раскололся. Политическое и национальное противостояние начало набирать обороты.
  4. 1990-1991 гг. Данный период ознаменовался крахом социализма, политическим банкротством КПСС и, как следствие, распадом Советского Союза.

Причины перестройки в СССР

Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников - Ю. А. Андропова. Есть также мнение, что с 1983 по 1985 годы Перестройка переживала «эмбриональный период», пока СССР входил в стадию реформирования. Так или иначе, в силу отсутствия экономических стимулов к труду, разорительной гонки вооружений, огромных расходов на военные действия в Афганистане, и нарастающего отставания от Запада в сфере науки и техники, на заре 1990-х годов Советский Союз нуждался в широкомасштабном реформировании. Разрыв между лозунгами правительства и реальной ситуацией был огромен. В обществе росло недоверие к коммунистической идеологии. Все эти факты и стали причинами Перестройки в СССР.

Начало перемен

В марте 1985 года М. С. Горбачева избрали на пост генсека ЦК КПСС. В следующем месяце новое руководство СССР провозгласило курс на ускоренное развитие страны в социальной и экономической сфере. С этого и началась реальная Перестройка. «Гласность» и «ускорение» в результате станут ее главными символами. В обществе все чаще можно было услышать лозунги типа: «мы ждем изменений». Горбачев тоже понимал, что изменения крайне необходимы государству. Со времен Хрущева он был первым генсеком ЦК КПСС, который не брезговал общением с простым народом. Путешествуя по стране, он выходил к людям, чтобы спросить об их проблемах.

Работая над выполнением поставленного курса по развитию и внедрению реформ Перестройки в СССР 1985-1991 года, руководство страны пришло к выводу, что отрасли экономики нужно перевести на новые способы хозяйствования. С 1986 по 1989 гг. постепенно издавались законы о государственных предприятиях, индивидуальном труде, кооперативах, а также о трудовых конфликтах. Последний закон предусматривал право рабочих на забастовку. В рамках экономических преобразований были внедрены: госприемка продукции, хозяйственный расчет и самофинансирование, а также назначение директоров предприятий по результатам выборов.

Стоит признать, что все указанные меры мало того что не привели к главной цели Перестройки в СССР 1985-1991 годов - положительным улучшениям экономического положения страны, так еще и ухудшили ситуацию. Причиной тому стали: «сырость» реформ, значительное расходование бюджета, а также увеличение количества денег в руках простого населения. Из-за государственных поставок продукции нарушились установленные между предприятиями связи. Дефицит потребительских товаров усилился.

«Гласность»

С экономической точки зрения, Перестройка началась с «ускорения развития». В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности». Под этим он подразумевал, что народ должен знать обо всех государственных событиях прошлого и процессах настоящего. В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Культура в годы Перестройки СССР (1985-1991 гг.) начала «оживать». Власть изменила свое отношение к диссидентам. Лагеря для политзаключенных постепенно начали закрываться.

Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году. К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов. Репертуар театральных и кинематографических деятелей значительно расширился. Процессы «гласности» нашли проявление в журнальных и газетных публикациях, а также на телевидении. Большой популярностью пользовался еженедельник «Московские новости» и журнал «Огонек».

Политические преобразования

Политика Перестройки в СССР 1985-1991 годов предполагала раскрепощение общества, а также его избавление от партийной опеки. Вследствие этого на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости политических преобразований. Важнейшими событиями во внутриполитической жизни СССР стали: одобрение реформы государственного строя, принятие поправок к конституции и принятие закона о выборах депутатов. Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. Высшим законодательным органом власти стал Съезд народных депутатов. Он выдвигал в Верховный Совет своих представителей.

Весной 1989 года состоялись выборы членов Съезда народных депутатов. В состав съезда была включена легальная оппозиция. В ее главе были поставлены: известный на весь мир ученый и правозащитник академик А. Сахаров, бывший секретарь Московского горкома партии Б. Ельцин и экономист Г. Попов. Распространение «гласности» и плюрализма мнений привело к созданию многочисленных объединений, часть и которых были национальными.

Внешняя политика

В годы Перестройки коренным образом изменился курс внешней политики советского союза. Правительство отказалось от конфронтации в отношениях с Западом, прекратило вмешиваться в локальные конфликты и пересмотрело свои взаимосвязи со странами социалистического лагеря. Новый вектор внешнеполитического развития базировался не на «классовом подходе», а на общечеловеческих ценностях. По мнению Горбачева, отношения между государствами должны были базироваться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора путей развития в каждом отдельном государстве и коллективной ответственности стран за решение глобальных вопросов.

Горбачев был инициатором создания общеевропейского дома. Он регулярно встречался с правителями Америки: Рейганом (до 1988 года) и Бушем (с 1989 года). На этих встречах политики обсуждали вопросы разоружения. Советско-американские отношения были «разморожены». В 1987 году были подписаны договоры об уничтожении ракет и ПРО. В 1990 году политики подписали договор о сокращении количества стратегического вооружения.

В годы Перестройки Горбачев смог установить доверительные отношения с главами ведущих государств Европы: Германии (Г. Коль), Великобритании (М. Тэтчер) и Франции (Ф. Миттеран). В 1990 году участники Совещания по безопасности Европы подписали договор о снижении количества обычного вооружения на территории Европы. СССР начал выводить своих солдат с Афганистана и Монголии. На протяжении 1990-1991 годов были распущены как политические, так и военные структуры Варшавского договора. Военный блок, фактически, прекратил свое существование. Политика «нового мышления» принесла принципиальные изменения в международные отношения. Это было концом холодной войны.

Национальные движения и политическая борьба

В Советском Союзе, как в многонациональном государстве, всегда существовали национальные противоречия. Особые обороты они набирали в условиях кризисов (политических или экономических) и радикальных перемен. Занимаясь строительством социализма, власть мало внимания уделяла историческим особенностям народов. Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Особо сильное давление власти оказывали на буддизм, ислам и шаманизм. Среди народов Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, которые присоединились к СССР накануне ВОВ, были очень распространены антисоциалистические и антисоветские настроения.

На советскую власть были сильно обижены народы, депортированные в годы войны: чеченцы, крымские татары, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, турки-месхетинцы и прочие. Во времена Перестройки в СССР 1985-1991 годов в стране были исторические конфликты между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, Грузией и Арменией, и прочие.

Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Наиболее значимыми из них были: «Народные фронты» стран Прибалтики, армянский комитет «Карабах», украинский «Рух» и российское сообщество «Память». К оппозиционному движению привлекались широкие массы.

Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Еще в 1988 году в Нагорном Карабахе развернулись трагические события. Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации. Вслед за ними в азербайджанском Сумгаите и узбекской Фергане произошли погромы. Апогеем национального недовольства стали вооруженные столкновения в Карабахе.

В ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонии было провозглашено верховенство республиканского закона над общесоюзным. В следующем году Верховная Рада Азербайджана провозгласила суверенитет своей республики, а Армянское общественное движение стало выступать за независимость Армении и отделение ее от Советского Союза. В конце 1989 года Коммунистическая партия Литвы заявила о своей самостоятельности.

Выборы 1990-го

Во времена избирательной кампании 1990 года было ярко выражено противостояние между партийным аппаратом и оппозиционными силами. Оппозиция получила избирательный блок «Демократическая Россия», который стал для нее не иначе как организационным центром, а позже превратился в общественное движение. В феврале 1990 года состоялось множество митингов, участники которых добивались ликвидации монополии Коммунистической партии на власть.

Депутатские выборы в Украине, Белоруссии и РСФСР стали первыми истинно-демократическими выборами. Порядка 30% должностей в высших законодательных органах получили депутаты с демократической ориентацией. Эти выборы стали отличной иллюстрацией кризиса власти партийной верхушки. Общество потребовало отмену 6-й статьи Конституции Советского Союза, провозглашающей верховенство КПСС. Так в СССР начала формироваться многопартийная система. Главные реформаторы - Б. Ельцин и Г. Попов, получили высокие посты. Ельцин стал председателем Верховного Совета, а Попов - мэром Москвы.

Начало распада СССР

М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.

Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации - новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.

В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.

Выборы президента России

12 июня 1991 года прошли всенародные выборы первого президента в истории России. По результатам голосования этот почетный пост достался Б. Н. Ельцину, которого поддержали 57% избирателей. Так Москва стала столицей двух президентов: российского и общесоюзного. Согласовать позиции двух лидеров было проблематично, особенно учитывая тот факт, что их отношения были далеко не самыми «гладкими».

Августовский путч

К концу лета 1991 года политическая ситуация в стране сильно усугубилась. 20 августа после острых дискуссий руководство девяти республик договорилось о подписании обновленного Союзного договора, который, по сути, означал переход к настоящему федеративному государству. Ряд государственных структур СССР был устранен или заменен на новые.

Партийно-государственное руководство, посчитав, что лишь решительные меры приведут к сохранению политических позиций Коммунистической партии и остановке распада СССР, прибегли к силовым методам управления. В ночь с 18 на 19 августа, когда президент СССР находился на отдыхе в Крыму, они образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Новоиспеченный комитет объявил чрезвычайное положение в некоторых районах страны; объявил о расформировании властных структур, девствующих в разрез с Конституцией 1977 года; воспрепятствовал деятельности оппозиционных структур; запретил собрания, демонстрации и митинги; взял под жесткий контроль средства массовой информации; и, наконец, ввел войска в Москву. А. И. Лукьянов - Председатель Верховного совета Советского Союза, поддержал ГКЧП, хотя сам не вошел в его состав.

Б. Ельцин вместе с руководством России возглавил сопротивление КГЧП. В обращении к народу они призывали его не подчиняться незаконным решениям комитета, интерпретировав его действия не иначе, как антиконституционный переворот. Ельцина поддержало более 70% москвичей, а также жители ряда других регионов. Десятки тысяч мирных россиян, выражая поддержку Ельцину, были готовы встать на оборону Кремля с оружием в руках. Испугавшись развязывания гражданской войны, ГКЧП после трех дней противостояния начал выводить войска из столицы. 21 августа членов комитета арестовали.

Руководство России использовало августовский путч для разгрома КПСС. Ельцин издал указ, согласно которому партия должна приостановить свою деятельность на территории России. Имущество Коммунистической партии национализировали, а средства арестовали. Либералы, которые пришли к власти в центральной части страны, забрали у руководства КПСС рычаги управления силовыми структурами и средствами массовой информации. Президентство Горбачева были лишь формальным. Основное количество республик отказалось от заключения Союзного договора после августовских событий. О «гласности» и «ускорении» Перестройки уже никто не думал. На повестку дня стал вопрос о дальнейшей судьбе СССР.

Окончательный распад

В последние месяцы 1991 года Советский Союз окончательно распался. Съезд народных депутатов распустили, Верховный Совет радикально реформировали, большинство союзных министерств ликвидировали, а вместо кабинета министров создали межреспубликанский экономический комитет. Государственный совет СССР, в который вошел президент Советского Союза и главы союзных республик, стал высшим органом по управлению внутренней и внешней политикой. Первым решением Государственного совета стало признание независимости стран Прибалтики.

1 декабря 1991 года на Украине провели референдум. Более 80% опрошенных высказались за независимость государства. В результате Украина также приняла решение не подписывать Союзный договор.

7-8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, встретились в Беловежской пуще. По результатам переговоров политики объявили о прекращении существования Советского Союза и об образовании СНГ (Союза независимых государств). Сначала в СНГ вошли только Россия, Украина и Беларусь, но в дальнейшем к нему присоединилась все государства, входящие ранее в Советский Союз, кроме прибалтийских.

Итоги Перестройки в СССР 1985-1991 годов

Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла.

Положительные итоги перестройки:

  1. Жертв сталинизма полностью реабилитировали.
  2. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой.
  3. Однопартийную систему ликвидировали.
  4. Появилась возможность беспрепятственного въезда/выезда в/со страны.
  5. Служба в армии для студентов, проходящих обучение, была отменена.
  6. Женщин перестали зажать в тюрьму за супружескую измену.
  7. Был разрешен рок.
  8. Формально прекратилась «холодная война».

Конечно же, Перестройка в СССР 1985-1991 годов имела и негативные последствия.

Вот лишь основные из них:

  1. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
  2. Международный долг страны вырос, по меньшей мере, в три раза.
  3. Темп экономического роста страны упал едва ли не до нуля - государство попросту замерло.

Ну, и главный негативный итог Перестройки в СССР 1985-1991 гг. - распад СССР.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

В марте 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Черненко. Генеральным секретарем был избран 54-летний Михаил Сергеевич Горбачев . В борьбе за этот пост поддержку Горбачеву оказал патриарх советской дипломатии Громыко. Вскоре Громыко занял пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Горбачев выступил на нем с программной речью. Состояние общества было оценено как предкризисное. Провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был конкретизирован на 26 съезде КПСС в начале 1986 г. Основные направления курса:

1. ускорение научно-технического прогресса;

2. активизация человеческого фактора;

3. отказ от остаточного принципа в социальной сфере;

4. стержень курса - новая инвестиционная и структурная политика – не строительство новых, а модернизация действующих предприятий; ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. (Идея академика Аганбегяна.)

Предполагалось : увеличить темпы экономического роста и к 2000 г. удвоить промышленный потенциал; производительность труда увеличить в 2,5 раза; обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом; осуществить всеобщую компьютеризацию.

В качестве мер, призванных способствовать ускорению социально-экономического развития, были проведены: антиалкогольная кампания ; введена госприемка . Изменилась кадровая политика : к началу 1987 г. было заменено более половины партийных руководителей «брежневского призыва» на союзном и областном уровнях.

Результаты курса на ускорения оказались плачевными : в 1985 г. бюджетный дефицит составлял 17-18 млрд. рублей, в 1986 г. – в три раза больше.

Причины неудачи курса ускорения:

1. на треть сократились поступления от экспорта нефти в связи с падением мировых цен;

2. из-за массированной антиалкогольной кампании страна за 3 года недополучила 37 млрд. руб.

3. ошибка в выборе экономической стратегии – отдачи от инвестиций в машиностроение не было; эти средства могли быть с большей пользой израсходованы на развитие легкой и продовольственной отраслей промышленности, где отдача быстрее и люди на себе ощущают положительный результат; так называемая госприемка отвлекала квалифицированных специалистов.

Явно несбыточные обещания, расточаемые на фоне ухудшающегося экономического положения, только раздражали людей.

Реформа управления экономикой и причины ее неудачи.

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС неудачи курса на ускорение были объяснены действием «механизма торможения» и недооценкой глубины кризиса. Вместо прежнего курса был провозглашен новый: перестройка . Суть перестройки: разрушение командно-административной системы , перестройка механизма управления экономикой. Предполагалось демократизировать все сферы государственной и общественной жизни. Заговорили о новой модели социализма – социализме «с человеческим лицом». Важнейшим инструментом перестройки должна была стать гласность .

Была провозглашена новая экономическая стратегия – рыночный социализм (или хозрасчетный социализм). Возможность рыночного социализма отстаивали такие экономисты как Абалкин, Бунич, Шмелев, Богомолов, Попов. Их оппоненты – Пияшева, Пинскер – говорили, что рынок и социализм несовместимы, но к их голосу не прислушивались.

В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии , который вступал в силу с 1 января следующего года. Предприятия получали определенную самостоятельность : до них доводился план госзаказа. Государство гарантировало приобретение продукции, произведенной по госзаказу. Все, что предприятие производило сверх госзаказа, оно могло реализовывать по свободным ценам на рынке. Предприятия сами определяли численность работников, устанавливали зарплату, выбирали хозяйственных партнеров, избирали руководителей и т.д.

Курс на рыночный социализм также оказался несостоятельным . Причины:

1. Отсутствовала инфраструктура рынка: товарно-сырьевые биржи, посреднические организации. Значительная часть предприятий стремилась получить госзаказ по максимуму, в то время как его предполагалось постепенно сокращать и добиваться перевода предприятий на рыночные условия хозяйствования.

2. Только четвертая часть всех предприятий приносила небольшую прибыль. Треть предприятий были убыточными. Их перевод на рыночные условия хозяйствования означал банкротство. Банкротство, безработица, повышение цен – все это не принималось обществом и властью.

3. На тех предприятиях, которые были способны приспособиться к рыночным условиям, восторжествовал так называемый коллективный эгоизм трудовых коллективов. Они «проедали прибыль» (увеличивали зарплату) вместо того, чтобы тратить ее на развитие производства. Сокращался выпуск дешевых товаров и увеличивалось производство дорогих («вымывание дешевого ассортимента»). В руководители нередко выбирали удобных лиц, не всегда способных к управлению.

Наряду с вышеназванными причинами были глубинные причины , которые предопределили неудачу экономической стратегии как ускорения, так и рыночного социализма:

1. Приоритет идеологии и политики над экономикой. Отсюда незавершенность реформ. Власть лавировала между так называемыми консерваторами и демократами.

2. Политическая нестабильность – забастовочное движение, противостояние центра и союзных республик, их стремление к самостоятельности вело к разрыву традиционных хозяйственных связей.

3. Расходы, по крайней мере в первое время, на поддержание дружественных социалистических режимов.

Реформа политической системы: завершение десталинизации общества.

Неудачи в экономике подтолкнули Горбачева к проведению реформы политической системы . О ее несовершенстве говорилось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. !9 Всесоюзная партийная конференция , прошедшая летом 1988 г., приняла решение о реформе политической системы.

Два главных направления реформы: переход к альтернативным выборам ; расширение полномочий советов. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР . 2/3 депутатов избирались на альтернативной основе в округах, 1/3 – партийными и общественными организациями, профсоюзами и др. Срок полномочий – 5 лет. В перерывах между съездами высшим законодательным органом был Верховный Совет .

На первом съезде народных депутатов в 1989 г. председателем Верховного Совета на альтернативной основе были избран Горбачев . (Конкурентом был депутат Оболенский.)

На 3 съезде (1990 г.) был учрежден пост президента СССР . Горбачев понимал, что авторитет партии, а соответственно и его как генерального секретаря, снижается. Чтобы укрепить свои позиции, Горбачев выступил инициатором учреждения поста президента. Он же был избран на съезде президентом СССР, правда, на безальтернативной основе. 3 съезд отменил 6 статью Конституции СССР , закреплявшей за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. Тем самым была открыта дорога к многопартийности в СССР. Обрели законный статус уже существующие партии, начали появляться новые. Наиболее активными были: демократическая, конституционно-демократическая, республиканская, социалистическая, социал-демократическая партии, демократический союз и др.

Благодаря перестройке возобновился процесс десталинизации общества, остановленный в годы застоя. Была образована комиссия Политбюро ЦК КПСС по изучению репрессий 1930-1950-х гг. (во главе с секретарем ЦК КПСС Яковлевым ). Были реабилитированы те, кто не был реабилитирован при Хрущеве. Символами времени стали публикации произведений : Солженицын А. «Архипелаг Гулаг», Дудинцев В. «Белые одежды», Рыбаков А. «Дети Арбата», Пастернак Б. «Доктор Живаго», Платонов А. «Котлован», Приставкин А. «Ночевала тучка золотая» и др. На страницах журналов , прежде всего журнала «Огонек», публиковались материалы о преступлениях сталинского режима.

Серьезным испытанием для политики гласности стала статья преподавательницы химии одного из ленинградских вузов Н.Андреевой «Не могу поступаться принципами», появившаяся в начале марта 1988 г. в газете «Советская Россия». Автор обвинила руководство КПСС в забвении коммунистических принципов и насаждении чуждой идеологии. Только через месяц, в начале апреля, в «Правде» появилась передовая статья, написанная Яковлевым . Сталинизму Нины Андреевой противопоставлялся ленинизм, понимаемый как демократия, социальная справедливость, хозрасчет.

Внешняя политика СССР.

Изменения произошли и во внешней политике. Гонка вооружений была не по силу СССР. В советском руководстве начали подумывать о западных кредитах, что естественно предполагало отказ от конфронтации. Было провозглашено новое политическое мышление . Оно, в частности, предполагало приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми . Основные внешнеполитические акции СССР:

После ряда встреч на высшем уровне СССР и США подписали соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987 г.).

Вывод советских войск из Афганистана (1989 г.).

Отказ от поддержки социалистических режимов в ряде стран и их крах (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, 1987-1990 гг.).

Согласие на воссоединение Германии (1990 г.).

Итогом улучшения международной обстановки стало окончание «холодной войны». (Горбачев стал лауреатом Нобелевской премии мира.)

Нарастание экономического и политического кризиса.

Внешнеполитические успехи Горбачева не могли компенсировать внутриполитических трудностей. Экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась . В 1989 г. прирост промышленного производства был нулевым. В первой половине 1990 г. оно сократилось на 10%. В 1988-1989 гг. бюджетный дефицит превысил 100 млрд. рублей. Инфляция составила 10% в год, что было невиданным для советской экономики.

Экономический кризис дополнялся и усугублялся политическим кризисом . Его составляющими были:

1. Всплеск национального радикализма - армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, деятельность народных фронтов, особенно активно в Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Армении. Радикально настроенные члены народных фронтов требовали выхода из состава СССР.

2. Усиление давления на Горбачева со стороны демократических и консервативных сил. Демократы , во главе которых стояли общественно-политические деятели Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Станкевич, Попов, Собчак, выступали за углубление реформ. Они считали, что должны быть демонтированы три главные основы тоталитарного строя: СССР как имперское государство; государственный социализм с нерыночной экономикой; партийная монополия (последнее фактически было осуществлено после отмены 6 статьи Конституции). Консерваторов представляли вице-президент Янаев, глава правительства Павлов, министр обороны Язов, министр внутренних дел Пуго, председатель КГБ Крючков, партийные функционеры Лигачев и Полозков, народные депутаты Алкснис, Петрушенко. Они обвиняли Горбачева в отказе от социалистических ценностей и стремлении развалить СССР.

Горбачев лавировал между демократами и консерваторами. Его положение значительно осложнилось после того как ряд союзных республик, в том числе и Российская Федерация, провозгласили государственный суверенитет. Выход Горбачев видел в том, чтобы остановить развал СССР, заключив новый союзный договор. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г. Но консерваторы не стали ждать. Горбачев нужен был им до тех пор, пока он мог обуздывать демократов. Когда стало ясно, что он не в состоянии этого делать, его эпоха закончилась.

В начале августа 1991 г. Горбачев отправился в Крым, в отпуск. Этим воспользовались его противники. 19 августа 1991 г. они предприняли попытку совершить государственный переворот. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП ). В него вошли, в частности, упоминавшиеся Крючков, Павлов, Пуго, Янаев, некоторые другие лица.

ГКЧП объявил о болезни Горбачева, обязанности президента взялся исполнять Янаев. Было заявлено о крахе перестройки. Запрещалась деятельность всех структур, не узаконенных Конституцией СССР, приостанавливалась деятельность политических партий и объединений, оппозиционных КПСС, выпуск нелояльных ГКЧП газет. Было обещано замораживание цен с их последующим снижением, повышение зарплат и пенсий, стипендий, поддержка частного предпринимательства.

Однако члены ГКЧП действовали нерешительно . Руководство России – президент Ельцин, вице-президент Руцкой, председатель Верховного Совета РСФСР Хасбулатов, мэры Москвы и Ленинграда Попов и Собчак – вели себя, напротив, довольно уверенно и решительно. В итоге 21 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы (Пуго застрелился).

Распад СССР.

События 19-21 августа 1991 г. привели к окончательному ослаблению союзного центра. Крах СССР стал неизбежен. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще собрались руководители России, Украины, Белоруссии – Ельцин, Кравчук , Шушкевич . Они объявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об образовании Содружества независимых государств (СНГ ).

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча лидеров ряда бывших союзных республик. В СНГ вошли еще 8 союзных республик . Не вошли Эстония, Латвия, Литва, Грузия. Они считали, что их включение в состав СССР было насильственным, и не хотели нового альянса. Правда, позже Грузия вступила в СНГ.

Советский Союз и формально и фактически перестал существовать.

Основные итоги перестройки:

Распад СССР;

Демонтаж тоталитарной системы;

Создание предпосылок для построения в России подлинно демократического общества.

11 марта 1985 г. Пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева.

М. С. Горбачев

Совет Министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. В наследство новому руководству, вышедшему из команды Ю. В. Андропова, досталась продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война, международная изоляция страны, нарастающий экономический кризис. Выход Горбачев видел в "обновлении социализма", т.е. в соединении социализма и демократии, установлении "лучшего социализма".

Начало перестройке было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, где зашла речь о необходимости качественного преобразования общества. На пленуме Горбачев выдвинул основной лозунг преобразований: "гласность-перестройка-ускорение". Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны, что по сути являлось новой версией прежнего лозунга "Догнать и перегнать Америку!". Предполагались более активное использование достижений науки и техники, децентрализация управления народным хозяйством, расширение прав предприятий, внедрение хозрасчета, укрепление производственного порядка и дисциплины. Социалистическая модернизация подразумевала приоритетное развитие машиностроения, с подъемом которого можно было добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. Кадровую базу научно-технического прогресса должна была подготовить школьная реформа, в ходе которой предполагалась всеобщая компьютеризация. На основе реформированной экономики намечалось решить жилищный и продовольственный вопросы. Другими реформами первого этапа перестройки стали антиалкогольная компания, закон о госприемке, меры по укреплению трудовой дисциплины. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей.

Плакат эпохи перестройки

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) принял программу КПСС в новой редакции, подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение экономического и социального развития на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. На съезде руководство страны дало обещание решить к 2000 г. жилищную проблему и впервые заговорило о гласности с целью устранения отдельных недостатков и деформаций, присущих хозяйственной системе.

Однако вскоре политика гласности выходит за намеченные для нее рамки. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. На страницах периодических изданий разгорелась дискуссия о выборе пути общественного развития, что вызвало всплеск социальной активности населения. Обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых собраниях граждан. Он находил как сторонников, так и противников в разных слоях населения.

Плакат эпохи перестройки

При Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью изучения документов репрессированных в 1930-е начале 50-х гг. граждан. Результатом работы комиссии стала реабилитация многих лиц, невинно осужденных сталинским режимом.

Четкой программы реформ у нового руководства не было, поэтому одним из главных направлений перемен стала "кадровая революция" - смена части партийных и советских руководителей. В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором Горбачев выступил с докладом "О перестройке и кадровой политике", признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе такого критерия, как поддержка ими целей и идей перестройки. Были устранены противники реформ, члены "команды" Л. И. Брежнева: В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, Г. В. Романов, Н. А. Тихонов, В. В. Щербицкий. Идеи Генерального секретаря разделяли члены Политбюро ЦК партии: Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, секретари ЦК: Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев. К поиску конструктивных идей были привлечены ученые: А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин, Т. Заславская. Под предлогом борьбы с консерватизмом произошла массовая замена и "омоложение" партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.

М. С. Горбачев и А. Н. Яковлев, один из главных идеологов, «архитекторов» перестройки

Конституционная реформа 1988–1990 гг.

Первые провалы перестройки (несостоятельность ускорения, рост бюджетного дефицита в результате антиалкогольной реформы) показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. В январе 1987 г. ЦК КПСС признал необходимыми меры по развитию элементов демократии. Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений.

Вопросы реформы политической системы обсуждались в ходе XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.). Ее решения предусматривали создание таких атрибутов демократического социализма, как система разделения властей, парламентаризм в рамках Советов, гражданское общество. На конференции говорилось о необходимости прекращения подмены КПСС хозяйственных и государственных органов, важности перераспределения властных функций от партийных структур к советским.

Из документа (Доклад М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции):

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. На основе решений конференции были внесены поправки в Конституцию СССР. Изменения избирательного законодательства сводились к следующему: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Весной 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. Впервые происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований: Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев. Вместе с тем, выборы депутатов обнаружили падение популярности сторонников Горбачева и нарастание влияния его оппонентов.

Из документа (Предвыборная платформа А. Д. Сахарова. 1989 г.)

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств…

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений…

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД – МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях…

5. Поддержка политики разоружения и разрешения региональных конфликтов. Переход на полностью оборонную стратегическую доктрину.

В первый день работы I Съезд народных депутатов СССР (май–июнь 1989 г.) избрал Горбачева председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались в прямом эфире по телевидению. В последний день Съезда была сформирована Межрегиональная группа народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, В. А. Пальм), выступавших за радикальное реформирование советского общества.

Заседание съезда

На втором этапе конституционной реформы (1990–1991) была выдвинута задача введения поста Президента СССР. III Съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал им М. С. Горбачева. Став президентом, Горбачев сохранил за собой пост Генерального секретаря ЦК партии. Председателем Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов. Съезд внес изменения в Конституцию, отменившие однопартийную систему в СССР, 6-я статью, закреплявшую руководящее положение КПСС в обществе. Решения съезда открывали возможность для формирования многопартийности в стране.

Реформа политической системы СССР в период перестройки

    радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов;

    установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране (Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда);

    прямое представительство общественных организаций. Из 2 250 депутатов Съезда – 750 от КПСС, профсоюзов и др.;

    превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент;

    введение правового контроля – Комитет Конституционного надзора;

    ликвидация монопольного права КПСС путем отмены ст. 6 Конституции СССР;

    становление многопартийной системы;

    утверждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;

    изменение структур высшей исполнительной власти, реорганизация правительства и создание Кабинета Министров, подчиненного Президенту.

Формирование многопартийности

Отмена 6-й статьи Конституции создала условия для формирования многопартийности. Еще в мае 1988 г. первой "оппозиционной" КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз", возглавляемый Е. Дебрянской и В. Новодворской. Целью партии провозглашалось мирное ненасильственное изменение политической системы с целью установления в стране представительной парламентской демократии.

В. Новодворская, 1988 г. Логотип Саюдиса

В апреле того же года возникли политические движения в Прибалтике: Саюдис в Литве, Народные фронты в Эстонии и Латвии, которые стали первыми реальными независимыми массовыми организациями.

Образованные в СССР партии отражали все основные направления политической мысли. Либеральное направление включало "Демсоюз", христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее крупной из либеральных партий являлась Демократическая партия России, основанная в мае 1990 г. Н. Травкиным. В ноябре 1990 г. В. Лысенко, С. Сулакшин, В. Шостаковский создали Республиканскую партию Российской Федерации.

Н. И. Травкин, основатель Демократической партии России

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, лидером которой стал И. К. Полозков. Руководство партии придерживалось традиционной марксистско-ленинской идеологии.

Из документа (Выступление И. К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.):

Теперь уже ясно всем, что перестройка, задуманная в 1985 г. и начатая партией и народом как обновление социализма… не состоялась.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Общество оказалось на перепутье. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем.

Надо признать, КПСС не сумела вовремя разглядеть начало перерождения перестройки, позволила этому процессу набрать силу…

Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо – антикоммунизм.

К XXVIII съезду КПСС в партии сложился ряд течений: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Съезду не удалось преодолеть кризис партии. Начался массовый выход из КПСС рядовых членов. К лету 1991 г. численность партии сократилась до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс.

В центре обозначившейся политической борьбы оказались два направления – коммунистическое и либеральное. Коммунисты выступали за развитие общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления.

Либералы настаивали на приватизации собственности, свободе личности, системе полноценной парламентской демократии, переходе к рыночной экономике.

Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, соединяясь с другими организациями. В условиях нарастающего политического кризиса Горбачев проводил тактику лавирования между консерваторами и реформистами, пытаясь сдерживать крайности. Однако, отсутствие твердости и решительности в проведении реформ тяжело сказалось на экономике. Отказ от партийного руководства экономикой имел тяжелые последствия: она еще не стала саморегулируемой, а старый механизм был разрушен. В условиях роста инфляции, падения производства, снижения уровня жизни, товарного дефицита становилось очевидно, что идея перестройки практически исчерпала себя.

обострение межнациональных отношений

На фоне демократизации общества, плюрализма и гласности обострился национальный вопрос. Росту межнациональной напряженности способствовали экономические трудности, ухудшение экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. непоследовательность и противоречивость национальной политики. В ноябре 1987 г. Горбачев констатировал, что "национальный вопрос у нас решен", достигнуто фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития.

Причины обострения межнациональных отношений

Между тем, еще в декабре 1986 г. в ответ на назначение Г. Колбина первым секретарем компартии Казахстана вместо отправленного в отставку Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста под лозунгами «Даёшь ленинскую национальную политику!», «Требуем самоопределения!», «Каждому народу - свой лидер!», «Не быть 1937-му!», «Положить конец великодержавному безумию!». Демонстранты были разогнаны властями.

Желтоксан-86

Из документа (Н. Кенжеев. Мухтар Аблязов о декабристах, репрессиях и Назарбаеве):

…Вопрос был не в том, что он (Колбин) русский. Он был не из Казахстана, ставленником Москвы. То есть он мог себе позволить не ориентироваться на казахстанскую политическую верхушку, не вступать с ними в сговор и не особо считаться с их интересами. Поэтому местная политическая верхушка была заинтересована выдавить его, чтобы во власти был свой функционер, с которым они могли бы решать свои вопросы, влиять на него.

Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов. 20 февраля 1988 г. внеочередная сессия облсовета Нагорного Карабаха (НКАО) приняла решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Проблема Нагорного Карабаха, территории с преобладающим армянским населением, включенной в 1923 г. в состав Азербайджана, из желания угодить Турции, стала причиной кровавых столкновений между двумя советскими республиками. 27-29 февраля 1988 г. произошли погромы и истребление армян в пригороде Баку – городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска.

Из документа (В. Кривопусков. Мятежный Карабах):

…К вечеру 27 февраля трибунные выступления переросли в насильственные действия. Сотни сумгаитских азербайджанцев, распалённые митинговыми призывами, подогретые спиртными напитками, раздаваемыми бесплатно с грузовиков (следствием эти факты установлены), беспрепятственно приступили к погромам квартир армян, их массовым избиениям, убийствам, которые длились до поздней ночи. Государственные, партийные и правоохранительные органы города и республики на беспрецедентные беспорядки в городе не отреагировали. Сумгаит полностью перешёл во власть погромщиков.

Жертвы резни армян в Сумгаите

Очагом межнациональных столкновений в 1989 г. стали Новый Узень (Казахстан), Приднестровье. В том же году произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане. Результатом происшедших конфликтов стало появление тысяч беженцев.

Турки-месхетинцы, пострадавшие в Ферганской долине

Из документа (А. Осипов. «Ферганские события» двадцать лет спустя. История без урока?):

Но почему именно Фергана? Почему тысячи человек, которые вчера еще без соизволения начальства боялись выступить на колхозном собрании, кинулись на митинг и на погром? Ответы – увы, в области догадок. Правдоподобно предположение, что первопричиной беспорядков, точнее, атмосферы, сделавшей беспорядки возможными, было «хлопковое дело». Сначала – гнетущее впечатление от «борьбы с коррупцией» и массовых репрессий. Затем – шок от резкого изменения политики Москвы и борьбы вокруг «дела Гдляна-Иванова». Недоумение от нового руководства Узбекской ССР, временами показывавшего слабость и растерянность. А во время I Съезда депутатов СССР привычная картина мира вообще пошатнулась и стала рассыпаться. У людей чесались руки, и им хотелось высказаться, но они не знали как. Инцидент местного значения стал клапаном, через который наружу рванулся скопившийся пар. Наличие организаторов и закулисных манипуляторов вызывает большие сомнения, но провокация вполне могла иметь место. Возможно, ее целью было сорвать учреждение отделения «Бирлика» в Ферганской области. Превратить митинг в беспорядки и увести часть толпы бить турок было несложно. Достаточно десятка, как сейчас принято выражаться, «гопников», сидящих на крючке у «органов», особенно тогда, когда область будоражили слухи о драках с турками в Кувасае.

В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили митинги протеста в Тбилиси. Демонстранты требовали проведения демократических реформ и независимости Грузии. Силами Советской армии и внутренних войск демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР была разогнана.За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

В 1990 г. произошел вспыхнул межнациональный конфликт на территории Киргизской ССР между киргизами и узбеками, известный как Ошская резня.

Руководство страны оказалось не готово к решению проблем, вызываемых межэтническими конфликтами.

"ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ"

Неспособность правительства Горбачева подавить сепаратистские настроения национальных регионов привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР. Особенно сильным было стремление образовать суверенные государства в республиках Прибалтики. Если на первых порах активисты национальных движений настаивали на признании родного языка официальным и обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти, то в конце 1980-х гг. на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса.

Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти прибалтийских республик одержали победу представители народных фронтов. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Верховный Совет Эстонской ССР. Аналогичные документы были утверждены в Литве, Латвии, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Состоялись избрания президентов новых суверенных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, закрепившую приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ был избран Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой.

Б. Н. Ельцин

Из документа (Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.):

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,

Свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

Выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах…

Власть постепенно переходила из центра в республики. Страна вступила в полосу дезинтеграции, усугублявшейся межнациональными конфликтами. На повестке дня встал вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. Руководство страны спешно пыталось принять меры по оформлению нового Союзного договора, первый проект которого был опубликован 24 июля 1990 г. Принимались попытки традиционными (силовыми) мерами сохранить Советский Союз. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге произошли события, сопровождавшиеся применением военной силы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати, здания Комитета по телевидению и радиовещанию, другие общественные здания.

Ввод танков в Вильнюс в январе 1991 г. Похороны погибших в Вильнюсе

IV съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократическое федеративное государство. Было принято постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения", в котором отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. 17 марта 1991 г. состоялся всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц. Референдум не поддержали Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Молдавия, Армения.

Предпосылки распада СССР

Августовский политический кризис 1991 г.

В апреле мае 1991 г. в Ново-Огарево, подмосковной резиденции президента СССР, состоялись встреча М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик, в ходе которой обсуждался вопрос о новом союзном договоре. Участники переговоров поддержали идею подписания договора о создании Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Датой подписания договора было назначено 20 августа 1991 г.

Накануне подписания договора наметился раскол в обществе. Сторонники Горбачева надеялись на снижение уровня конфронтации в стране. Группа ученых-обществоведов выступила с критикой проекта договора, расценивая его как результат капитуляции центра перед требованиями сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора предупреждали, что демонтаж СССР вызовет распад народнохозяйственных связей и углубит экономический кризис.

Консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьера В. Павлова, министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра внутренних дел Б. Пуго, секретаря ЦК КПСС О. Бакланова, президента Ассоциации госпредприятий А. Тизякова и председателя Крестьянского союза В. Стародубцева. Заявив о невозможности Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности, ГКЧП принял на себя полноту власти. Свои задачи путчисты видели в преодолении экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. В стране было введено чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещены митинги и забастовки. ГКЧП приостановил деятельность оппозиционных партий и движений и установил контроль над средствами массовой информации. В Москву были введены войска, установлен комендантский час.

Члены ГКЧП: Г. И. Янаев - вице-президент СССР, В. С. Павлов - премьер-министр СССР, В. А. Крючков - председатель КГБ СССР, А. И. Тизяков - президент Ассоциации госпредприятий СССР, О. Д. Бакланов - секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета обороны, В. А. Стародубцев - председатель Крестьянского союза СССР, Б. К. Пуго - министр внутренних дел СССР, Д. Т. Язов - министр обороны СССР.

Руководство РСФСР во главе с Президентом Б. Н. Ельциным выступило с обращением к гражданам, осудив действия ГКЧП как антиконституционный переворот. В обращении объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти. По призыву Ельцина десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома. Активную роль в организации отпора путчу сыграли новые предприниматели, оказавшие финансовую и техническую помощь руководителям России. 21 августа 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, которая поддержала руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.

Защитники Белого дома, август 1991

распад СССР

Последствием событий августа 1991 г. стал отказ большинства республик от подписания Союзного договора. Распад СССР стал необратимым. В конце августа заявила о создании самостоятельного государства Украина, за ней последовали другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. Была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь бывших республик.

Подписание соглашения о создании СНГ, 1991

Из документа (К советским гражданам. Выступление по телевидению Президента СССР 25 декабря 1991 г.):

… Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, - труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года.

Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству:

Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это - самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, и потому что еще не научились пользоваться свободой. Тем не менее проделана работа исторической значимости:

Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей.

Совершен прорыв на пути демократических преобразований. Реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы, представительные органы власти, многопартийность. Права человека были признаны высшим принципом.

Началось движение к многоукладной экономике, утверждается равноправие всех форм собственности. В рамках земельной реформы стало возрождаться крестьянство, появилось фермерство, миллионы гектаров земли отдаются сельским жителям, горожанам. Узаконена экономическая свобода производителя, и начали набирать силу предпринимательство, акционирование, приватизация.

Поворачивая экономику к рынку, важно помнить - делается это ради человека. В это трудное время все должно быть сделано для его социальной защиты, особенно это касается стариков и детей…

Перестройка закончилась. Ее главным итогом стали распад СССР, завершение советского периода развития в истории Отечества.

Цели, осуществление, итоги перестройки

Даты События
М. С. Горбачев - Генеральный секретарь ЦК КПСС
Акции протеста в Алма-Ате
Обострение межнациональной ситуации в Нагорном Карабахе
XIX Всесоюзная партконференция
Выборы I Съезда народных депутатов СССР
Акции протеста в Грузии
Декларация о суверенитете Литвы
I Съезд народных депутатов СССР
Межнациональные столкновения в Ферганской долине
Декларация о государственном суверенитете России
Провал ГКЧП
Распад СССР. Образование СНГ

Перестройка в СССР 1985-1991 годов стало масштабным периодом в истории, охватившем социальную, политическую и экономическую жизнь в государстве. Многие считают именно перестройку этапом, который привел к распаду Советского Союза.

Предпосылки и основные причины перестройки

Период правления Л. И. Брежнева с легкой руки М. С. Горбачева был назван эпохой застоя.

Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

Несмотря на рост благосостояния населения, в экономике наблюдался спад. На рынке наблюдался постоянный дефицит товаров. Только продажа нефти помогала СССР финансово оставаться на плаву, благодаря эмбарго арабских стран. Однако после снятия этого эмбарго цены на нефть стали стремительно падать. Правительство Брежнева не хотело или не могло решить накопившихся экономических проблем, которые могли сказаться при любом изменении ситуации в мире. Это показало несовершенство системы управления. Ко всему прочему война в Афганистане также была экономически невыгодной Советскому Союзу. Капиталистический мир ввел против СССР санкции для прекращения боевых действий, что сократило количество экспорта и сказалось на доходах страны.

Именно эти явления и показали слабость советской экономики.

Перестройка

Март 1985 года стал началом перехода к новой политике М. С. Горбачева, который сразу дал понять, что будет проводить целый ряд изменений. Целями перестройки была реформа социально-экономического развития страны, омоложение кадров в политической системе, смягчение внешнеполитической деятельности и подъем промышленности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В апреле 1985 года Горбачевым впервые был использован термин «ускорение» экономического развития. Его задачами были административные реформы, модернизация машиностроения и тяжелой промышленности. Однако попытки реформирования экономики не дали желаемых результатов и от ускорения было принято решение перейти к глобальной перестройке.

Перестройку было предложено разделить на несколько этапов.

Таблица “События в период перестройки СССР”

Проводимые во втором этапе мероприятия произвели раскол общества на демократов и коммунистов. Это сформировало некоторую напряженность в социальной среде, породившие неуправляемость перестроечных процессов.

В 1985 году Горбачевым была провозглашена гласность. Были оправданы многие жертвы сталинских репрессий, начали печататься литературные произведения Солженицына и других диссидентов, по телевизору начала работать передача «Взгляд», печататься газета «Аргументы и факты», многие запрещенные ранее фильмы (например, «Собачье сердце») вышли на экраны телевидения. Власть позволяла себя критиковать и не проводила реакционных мер на жесткую критику.

Рис. 2. Портрет Солженицына.

Началась перестройка во внешней политике. Советский Союз взял курс на «потепление» отношений с Западом. Холодная война была фактически проиграна, когда Горбачев пошел на существенные уступки США, надеясь на отмену санкций. При переговорах с президентом США Рейганом была заключена договоренность о разоружении, а в 1989 году из Афганистана были выведены все советские войска.

Рис. 3. Вывод войск из Афганистана.

На втором этапе перестройке так и не были достигнуты поставленные задачи по переходу страны к демократическому социализму. Третий этап полностью проходил вне государственного контроля и был пущен на самотек.

Нарастание политических противоречий на втором этапе перестройки повлекло за собой и национальную конфронтацию. Периферийные республики все чаще начинали заявлять о своем неподчинении Москве. Начиная со второй половины 1989 года, в стране прошел парад суверенитетов. Местные власти декларировали о приоритете местных законов перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. Добиться положительных итогов этой реформой не удалось.

Последствиями третьего этапа перестроечного процесса стал Путч 1991 года, повлекший за собой и распад СССР по политическим, социальным и экономическим причинам.

Что мы узнали?

Говоря кратко о перестройке в СССР, следует отметить, что желая вывести страну на новый уровень, были допущены грубые просчеты, которые привели к распаду целой страны, изменившей судьбы десятков миллионов человек.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2561.

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

  • 1985 – 1986 гг.
  • 1987 – 1988 гг.
  • 1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.

Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.