Бунтующее сердце евгения базарова. Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова. Личностный конфликт Базарова

Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённому всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: "…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто сатана, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…". Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом убеждение очень трудно было вышибить оттуда.

Он пришёл на смену Чацким, Онегиным и Печориным, многое унаследовав от них, но добавив к теории практику (ибо когда-то это надо было сделать), что в корне отделяет его от них, он – участник, естествоиспытатель (единственный, кто работал в Марьине), пересматривающий мир и делающий выводы. Начинает он при этом с нуля и не пользуясь кусочками других лестниц (не принимая чужих суждений на веру): автор даёт читателю чёткое представление о простоте натуры и происхождения героя: "Мой дедуля землю пахал", – с гордостью говорит Базаров; когда он знакомится с Николаем Петровичем, он не сразу подаёт ему свою "обнажённую красную руку", лицо его "выражает самоуверенность и ум". Всё это говорит о человеке из низших сословий, умном и целеустремлённом, у которого "страстное и бунтующее сердце", но не как не об "ужасном существе", "дьяволе", "асмодее". У Базарова есть в душе чувства, это видно с самого начала романа, но он их тщательно скрывает; очень резкий и самоуверенный в своих высказываниях и поступках, Евгений Васильевич на самом деле имеет много слабостей и комплексов, у него ранимое и тревожное сердце, которое, несмотря на свою ранимость и тревожность, полно энергии и хочет совершать. За это его и невзлюбил Павел Петрович, который "раскис из-за женщины", лишился на всю жизнь жизненной энергии и фактически превратился в мертвеца. Он пришёл к выводу, что человек рождён для действия, а не для пустых размышлений: его раздражают "красивые речи", он хочет переделать общество: "Исправьте общество, болезни не будет", считает, что человек должен быть настолько активным, чтобы сам себя воспитать, что природа нужна только для деятельности человека, что она "не храм, а мастерская", что любовь – физическое явление, искусство – пустое развлечение, не приводящее ни к каким действенным последствиям. Отчасти он в своих суждениях прав, но только отчасти, только на половину, потому что существует и вторая половина: любовь не только пустое влечение, но и высокое чувство, природа не только мастерская, но и храм – слишком уж он резок и категоричен в своих суждениях и не обдумывает их до конца.

Но, как я уже говорил, герой не человек-робот, а активный, наделённый универсальным интеллектом, как и все люди, и поэтому имеет право на ошибки. Понять свои ошибки ему впервой помогает Одинцова – один человек, которого он уважает, – а сделать новые – Павел Петрович, но, слава Богу, со временем он начинает меньше с ним общаться. Одинцова вообще переворачивает жизнь Базарова: он становится менее отъявленным эгоистом, начинает лучше понимать свои ошибки, понимает кто такой человек, и то, что он и есть тот самый человек. Под конец романа он совсем отходит от нигилизма, в нём просыпается любовь, романтизм, он начинает задаваться такими вопросами, которыми раньше ни за что бы не задался: "Нужен ли я России?", что радует читателя тем, что он пришёл в норму, прозрел и умирает с чистой душой.

Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», предстает перед нами, как человек с неординарным характером. Хоть Базаров и являлся личностью не богатой в денежном плане, у него восхитительный склад ума. Молодой человек являлся будущим доктором, который только начал развиваться в этой отрасли. В его характере заложен тот стержень, благодаря которому он был в силах стать выдающимся профессионалом своего дела, прожить стезю своего отца. Евгений Базаров трудолюбив, даже находясь в гостях у своего друга Аркадия Кирсанова, препарировал лягушек, минуту не могу усидеть на месте. Сам Базаров с гордостью заявлял: «Мой дед землю пахал». Эта черта характера мне очень понравилась в Евгении Базарове, отчасти я даже позавидовала такой целеустремленности героя. Пусть он даже существовал лишь на страницах книги, на меня он повлиял достаточно сильно, чтобы постараться что-то изменить в себе.

13444

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / "Бунтующее сердце" (образ Е. Базарова).

Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева)

Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…». Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом убеждение очень трудно было выбить оттуда.

Он пришёл на смену Чацким, Онегиным и Печориным, многое унаследовав от них, но добавив к теории практику (ибо когда-то это надо было сделать), что в корне отделяет его от них, он – деятель, естествоиспытатель (единственный, кто работал в Марьине), пересматривающий мир и делающий выводы. Начинает он при этом с нуля и не пользуясь кусочками других лестниц (не принимая чужих суждений на веру): автор даёт читателю чёткое представление о простоте натуры и происхождения героя: «Мой дед землю пахал», – с гордостью говорит Базаров; когда он знакомится с Николаем Петровичем, он не сразу подаёт ему свою «обнажённую красную руку», лицо его «выражает самоуверенность и ум». Всё это говорит о человеке из низших сословий, умном и целеустремлённом, у которого «страстное и бунтующее сердце», но не как не об «ужасном существе», «дьяволе», «асмодее». У Базарова есть в душе чувства, это видно с самого начала романа, но он их тщательно скрывает; очень резкий и самоуверенный в своих высказываниях и поступках, Евгений Васильевич на самом деле имеет много слабостей и комплексов, у него ранимое и тревожное сердце, которое, несмотря на свою ранимость и тревожность, полно энергии и хочет действовать. За это его и невзлюбил Павел Петрович, который «раскис из-за женщины», лишился на всю жизнь жизненной энергии и фактически превратился в мертвеца. Он пришёл к выводу, что человек рождён для действия, а не для пустых размышлений: его раздражают «красивые речи», он хочет переделать общество: «Исправьте общество, болезни не будет», считает, что человек должен быть настолько активным, чтобы сам себя воспитать, что природа нужна только для деятельности человека, что она «не храм, а мастерская», что любовь – физическое явление, искусство – пустое развлечение, не приводящее ни к каким действенным последствиям. Отчасти он в своих суждениях прав, но только отчасти, только на половину, потому что существует и вторая половина: любовь не только пустое влечение, но и высокое чувство, природа не только мастерская, но и храм – слишком уж он резок и категоричен в своих суждениях и не обдумывает их до конца.

Но, как я уже говорил, герой не человек-робот, а живой, наделённый универсальным интеллектом, как и все люди, и поэтому имеет право на ошибки. Понять свои ошибки ему впервые помогает Одинцова – единственный человек, которого он уважает, – а сделать новые – Павел Петрович, но, слава Богу, со временем он начинает меньше с ним общаться. Одинцова вообще переворачивает жизнь Базарова: он становится менее отъявленным эгоистом, начинает лучше понимать свои ошибки, понимает кто такой человек, и то, что он и есть тот самый человек. Под конец романа он совсем отходит от нигилизма, в нём просыпается любовь, романтизм, он начинает задаваться такими вопросами, которыми раньше ни за что бы не задался: «Нужен ли я России?», что радует читателя тем, что он пришёл в норму, прозрел и умирает с чистой душой.

6067 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Трагизм образа Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева "Отцы и деты")

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева)

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

«Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Утро. Первый луч солнца касается занавесок, затем закрытых глаз. Пробуждение. Сон её не покинул тела, и потому рождается мечта. Как последний отголосок прекрасного сна, дающий покой уже в реальности. Но вот мы уж совсем просыпаемся… и видим. Что от мечты нашей нет и следа, реальность сурова. Со вздохом встаём, и начинаем новый день. Грустно. А так хотелось… Но не все грустят, что их мечтам не суждено сбыться. Некоторые твёрдо верят, что они сбудутся. Кто-то остаётся в них, отгораживаясь от суровой реальности. Кто-то всю жизнь пытается воплотить их в жизнь. Но есть те, что разочаровываются в своих снах. Пытаются от них избавиться, страдают от них. И получаются несчастные, но ужасные люди, отрицающие романтику. Ярким примером такого человека является базаров – герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Для начала коротко познакомимся с этим героем. Евгений Васильевич Базаров – сын бедного уездного лекаря. Автор ничего не говорит нам о студенческой жизни Базарова. Но понятно. Что всего он добился сам – он смог добиться сам. Естественные науки – главный предмет его жизни. Они же и сделали его суровым, волевым, но и недоверчивым к опыту другим. Наука всегда придерживалась принципа «доверяй, но проверяй», ибо всё в науке нужно доказывать. Одних ощущений ей мало. Как истинному сыну науки Базарову тоже их стало мало. Он доверял лишь органам чувств, и то только тем проявлениям, которые он мог объяснить: «Я придерживаюсь отрицательного направления, - говорит он, - в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в сиу ощущения – это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет. Да и я в другой раз тебе этого не скажу». Наслаждение искусством во всех его проявлениях, красивым закатом, высоким чувством любви он равняет с наслаждением сытным обедом. Всё. Чем восхищается человечество, что любо и мило ля Базарова – «романтизм», что ничуть не лучше чем «вздор» (в его лексиконе это синонимы.) Но что породило в нём такие чувства? Расчет. Расчетливость родилась в нём с нуждой. Ведь было время. Когда он остро нуждался в удовлетворении элементарных физических потребностей. На это он и делал упор, оставляя мечты позади. Потом, когда он решил эти проблемы… вернуть мечты не получилось. И потому он работал неутомимо, повинуясь влечению и вкусу, рассчитывая каждый ход. Почему он не убивал. Не грабил, когда остро нуждался? Он слишком умён для этого – ему это просто было не выгодно. Ведь честным быть выгоднее.

Честность, расчетливость усугублялась ещё и непоколебимой уверенностью в себе. Очень точно сказал о нём Д. И. Писарев: «его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей».

Но жизнь никогда не оставляет человека в покое. Почти всегда она ниспосылает нам испытания. Пройдём мы их или нет – это уже наше дело, наша личная история и биография. Базарову тоже было послано испытание в виде любви – он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Она пригласила Аркадия и Евгения к себе в имение. Аркадий. Конечно, уже успел заинтересоваться Одинцовой после их мазурки на губернаторском балу, что, конечно, заметил Базаров, но не обращает внимания на это, продолжая обсуждать красивые плечи Одинцовой. Но незаметно для себя самого, он тоже начинает увлекаться этой жениной: странно-сдержанно ведёт себя в её обществе, не делает своих обыкновенных резких выходок, старается увлечь собеседницу. Отвечая поклоном на предложение приехать ещё раз, краснеет. И как бы не старался он по-прежнему шутливо говорить о ней, он всё равно всё больше и больше срастается душой с той, что не испугалась его. Она сумела расшевелить его ум, струны его нервов настроились на неизвестный ему до этого лад любви. Ему чужды новые ощущения, он боится и презирает их. Чувства захлёстывают его с головой, и когда Одинцова вызывает его на дружескую беседу, он признаётся ей в любви. Он не просто любил её. «… Это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась. Сильная и тяжёлая –страсть, похожая на злобу и. может быть. Сродни ей…» Но Одинцова отвергает его. «…Я этого не могла предвидеть» - успокаивает она себя. Не верится. Что женщина с её умом не могла заметить чувств человека, с которым так близко общается. Но она не дала им волю. «Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы всё это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» - вот её мысли. Всё было в её руках. Но был ли шанс у этого романа? Вряд ли. Одинцова слишком умна. Чтобы отдаться человеку. Не обещающему ничего, любя которого надо жить лишь одним сегодняшним днём. Ей нужны были гарантии. Базаров же дать их не мог. Да и не хотел – для него в любви не было не компромиссов, ни гарантий. Если бы Одинцова могла со своей холодной расчетливостью, не уступающую базаровской, броситься в омут любви, тогда бы был шанс. Но она предпочла покой. Базаров же – буря.

Уехав из дома Одинцовой, базаров заводит интригу уже в доме Кирсановых – просто от скуки, пытаясь наверстать упущенное с Одинцовой и хоть как-то восстановить себя в своих же глазах. Фенечка ему просто нравиться. Поцелуй. Дуэль с Павлом Петровичем, который был неравнодушный к Фенечке. Затем отъезд… Странный водоворот событий разочарованного в жизни нигилиста. Его убеждения растоптаны, чувства подавлены – им нет полного выхода. И какой же итог?

В конце романа базаров умирает. Умирает случайно, бессмысленно – от хирургического отравления – небольшого пореза во время рассечения трупа. Рассеянная небрежность к самому себе, безразличие затем переходят в страх перед неизбежностью. И вот, полный сил, энергии, но, так и не расставшись с собственными убеждениями, он заболевает. Крепится, борется с болезнью, хотя как медик видит, что заражённые всегда умирают, и понимает, что этот закон и его не минует. Не боясь посмотреть в глаза свому страху, с гордостью умирает. Но пере смертью он становиться человеком. Нет, он не терЯет своего лица, остаётся до конца верен себе. Просто спадает маска нигилистической рассудочности и он, как любой человек, изъявляет желание видеть любимую женщину. И что же говорит он ей при встрече? «эх, Анна Сергеевна. Станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущм. Старая штука смерть. А каждому внове. До сих пор не трушу… а там придёт беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь – форма, а моя собственная уже разлагается. Скажу я лучше. Что – какая вы славная! И теперь вот стоите, такая красивая…» Что же это. В нём проснулся романтик? Да, просто человеческий романтизм – «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Не романтик ли он здесь? Романтик. Но теперь это не имеет смысла, не расходиться с его убеждениями. Которые отошли на задний план. И он умер. Красиво.

Что же такое Базаров? Болезнь? Нет, он новый тип человека. Без таких людей не было бы просвещения, науки, новых убеждений, и вообще чего-то нового. Плохо лишь. Что эти новые убеждения никаким образом не стыковывались с окружающей реальностью. Полное отрицание реальности – крайность, представленная в романе в самом жёстком её проявлении. В более мягкой форме Азаровы в жизни весьма преуспеют. Важно лишь не отрицать действительность и окружающую реальность.

12433 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Писарев, представляющий в нашей литературе революционно-демократическую критику 60-х годов XX века, справедливо сказал, что роман «Отцы и дети» «шевелит ум», вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили «отцы» (с их культом Бога, традиции, святости семьи и брака, любви, высокого искусства), и материалистическая теория переделки сознания человека и мира, в котором он живет.

Конфликт между «отцами» и «детьми» а романе явно не возрастной. Долгое время конфликт между аристократом Кирсановым и студентом из Петербурга, дерзнувшим выразить свое непочтение к щегольской одежде, прекрасным манерам, затворнической жизни в имении, воспринимался читателем как социально-политический, ибо столкнулись аристократ-«бездельник», равнодушный к судьбам России и народу, и революционер, прошедший школу труда и лишений и объявивший себя разрушителем многовекового уклада с его социальной несправедливостью - патриотизмом одних и убогостью и нищетой существования других. Но действительно ли конфликт, развернутый на страницах романа, имеет столь ограниченный смысл?

А разобраться в конфликте нам необходимо, иначе мы не сможем понять, какое явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова, в чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?

Сюжет романа строится как противопоставление двух форм бытия: родителей, укорененных всвоем Марьине, с их заботами о хозяйстве, воспитании детей, воспоминаниями о молодости, любви, счастье и «детей», которые пока не имеют собственного дома, семьи, ищут себя, формируют свое мировоззрение, спорят, ссорятся, читают книги...

Но почему озлоблен Евгений? Почему смотрит на людей «сверху вниз», полупрезрителен к тем, кто его ненавидит, и «ни в чем не стесняет свою особу»? Почему он так агрессивен? Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе». Культ силы. А какое самомнение «Волосатый» - так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и балахон с кистями, и красные неухоженные руки, контрастирующие со щегольством аристократа. Наши симпатии на стороне Базаровачеловека труда, не имеющего времени заняться своей внешностью. Если это так ну а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь? Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважения... Я думаю, именно это восстановило Павла Петровича против Базарова в первую очередь.

По-человечески Базаров не прав: в доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал Подумаешь, мелочь какая Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны: «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!»

Спор героев в X главе требует к себе пристального внимания, потому что Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Общественный строй ужасен (с этим нельзя не согласиться), Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено.

Базаров признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Базаров в этом разговоре, увы, не победитель, поскольку утверждает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Все плохо: плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе: плохо, когда мужчина видит в женщине не «богато тело», а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения «печенки», «селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовную ценность, уникальность, неповторимость, ибо каждый человек - это космос, тайна; плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка»...

Трагедия Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), - тяготился родителями, снисходителен в дружбе, циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми. Трагедия его и в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Базаровская трагедия- это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести» {Раскольников, Верховенский у Достоевского). Я не ставлю знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского. За тургеневским героем угадывается и блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60--8О-Х годов, которые действительно служили науке, России и не покушались на нравственные ценности и не противопоставляли две формы познания: духовную и научную. А Базаров объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать..» На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть ты бог, а олух не я ли?»

Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России на все последующие времена. А это и есть настоящая трагедия.

Евгений Базаров - главный герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Мы знакомимся с ним, когда он вместе с Аркадием Кирсановым приезжает к последнему домой. Чуть позже из рассказа Аркадия мы узнаём, что Базаров - нигилист, то есть человек, который не признаёт ни осмысленности жизни, ни нравственных ценностей, словом, не имеет ничего святого. Взгляды Базарова построены на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Он отвергает все авторитеты, а заодно и искусство; ставит в один ряд такие понятия как романтизм, художество, гниль, чепуха. Но, сказав, что он отрицает авторитеты, не значит, что он отрицает всё, нет, он выступает за конкретные прикладные науки. Таким мы видим Базарова в начале романа. В имении Кирсановых Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым, полной своей противоположностью. Прежде всего, дядя Аркадия - аристократ, тогда как Евгений - человек незнатного происхождения. Их принципы и мировоззрение тоже кардинально различаются. Из-за этого они с самого начала невзлюбили друг друга. Но автор заставляет Базарова испытать ту же горечь безответной любви, что и Павла Петровича, а в конце Базарова ждёт ранняя смерть. Павел Петрович, как уже говорилось, противоположность Базарова. На почве несхожести во взглядах у них часто затевались споры об искусстве, науке, английском аристократизме. Если Базаров унижал искусство, Павел Петрович его защищал; Базаров ненавидел употребление английских слов в разговоре, а Павел Петрович, наоборот, часто употреблял их. Столкновение дяди Аркадия и Базарова - это не только столкновение разных поколений, но и столкновение разных жизненных позиций. Но, несмотря на неприязнь Павла Петровича к Базарову, простые люди, например, крестьяне, всей душой тянутся к Евгению, ведь они видят в нем не барина, а своего. Он не относится к ним как к слугам; можно сказать, что общается на равных, но всё-таки в его речах иногда сквозит превосходство. Позже мы видим, как наш герой знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, аристократкой, которую он впоследствии полюбил. Но, к несчастью, эта любовь безответна. Если для Евгения Базарова это истинное чувство, то для Одинцовой это вовсе не любовь, а всего лишь временное увлечение. Все очень просто: ей интересен образ Базарова, его взгляды на жизнь, вот она и сошлась с ним поближе. Одинцова во многом достойна Базарова. В разговорах с ней Базаров охотно высказывает ей свои принципы, он видит в ней интересного собеседника, равного себе. Изначально герой не хотел признавать очевидного - свою любовь к Анне Сергеевне. Он вымещал злость на природе, скрывал от окружающих внутренние изменения... Но, оставаясь наедине с собой, он постепенно начал замечать в себе романтика. После этой любви в образе Базарова происходят перемены. Он меняется, сам того не желая. В его речах начинает сквозить тот самый романтизм, столь яро отрицаемый им ранее. Это доказательство того, что романтик жил в нём всегда. В поместье Кирсановых он совершает поступок, который в прошлом не совершил бы никогда: соглашается на дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым. Эта дуэль и её последствия, доказывают, что главным в романе является не конфликт "отцов" и "детей", не политические взгляды, а конфликт теории и живой жизни. Желая разобраться в своих чувствах, Базаров соглашается на встречу с Одинцовой. Тогда он и понимает, что для девушки важнее социальное положение и, в придачу, солидный капитал, но не чувства. После расставания с Одинцовой, Базаров возвращается в родовое имение.Там, пытаясь сбежать от остатков своих чувств, он полностью уходит в работу. Смерть Базарова - ужасная, глупая случайность. Во время вскрытия тела умершего от тифа крестьянина, герой получил порез, из-за чего и заразился. Его смерть не была внезапной: напротив, ее приближение дало Базарову время для осознания того, чего он не успел, чего не совершил. Базаров - простой человек, не более того, но, в отличие от большинства, перед лицом смерти он на удивление спокоен и невозмутим, поэтому я испытываю к нему уважение. В последние дни жизни Евгений становится добрее, нежнее; делается более снисходительным к своим родителям, в душе понимая, что они занимали значительное место в его жизни. Всю свою жизнь главный герой стремился принести пользу стране, науке, и смерть для него - не просто прекращение существования, но и горькое осознание того, что он "видно, не нужен" России. Осознание этого приводит к окончательному разрушению его взглядов, и ускоряет его собственную гибель. Говоря о Базарове, нельзя не упомянуть главного: несмотря на все его положительные стороны, он одинок, в романе нет его единомышленников, только мнимые ученики. Он был одинок при жизни, и умирает в одиночестве... Только его родители, искренне любившие Евгения, остаются с ним до конца.

«Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

Утро. Первый луч солнца касается занавесок, затем закрытых глаз. Пробуждение. Сон её не покинул тела, и потому рождается мечта. Как последний отголосок прекрасного сна, дающий покой уже в реальности. Но вот мы уж совсем просыпаемся… и видим. Что от мечты нашей нет и следа, реальность сурова. Со вздохом встаём, и начинаем новый день. Грустно. А так хотелось… Но не все грустят, что их мечтам не суждено сбыться. Некоторые твёрдо верят, что они сбудутся. Кто-то остаётся в них, отгораживаясь от суровой реальности. Кто-то всю жизнь пытается воплотить их в жизнь. Но есть те, что разочаровываются в своих снах. Пытаются от них избавиться, страдают от них. И получаются несчастные, но ужасные люди, отрицающие романтику. Ярким примером такого человека является базаров – герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Для начала коротко познакомимся с этим героем. Евгений Васильевич Базаров – сын бедного уездного лекаря. Автор ничего не говорит нам о студенческой жизни Базарова. Но понятно. Что всего он добился сам – он смог добиться сам. Естественные науки – главный предмет его жизни. Они же и сделали его суровым, волевым, но и недоверчивым к опыту другим. Наука всегда придерживалась принципа «доверяй, но проверяй», ибо всё в науке нужно доказывать. Одних ощущений ей мало. Как истинному сыну науки Базарову тоже их стало мало. Он доверял лишь органам чувств, и то только тем проявлениям, которые он мог объяснить: «Я придерживаюсь отрицательного направления, - говорит он, - в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в сиу ощущения – это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет. Да и я в другой раз тебе этого не скажу». Наслаждение искусством во всех его проявлениях, красивым закатом, высоким чувством любви он равняет с наслаждением сытным обедом. Всё. Чем восхищается человечество, что любо и мило ля Базарова – «романтизм», что ничуть не лучше чем «вздор» (в его лексиконе это синонимы.) Но что породило в нём такие чувства? Расчет. Расчетливость родилась в нём с нуждой. Ведь было время. Когда он остро нуждался в удовлетворении элементарных физических потребностей. На это он и делал упор, оставляя мечты позади. Потом, когда он решил эти проблемы… вернуть мечты не получилось. И потому он работал неутомимо, повинуясь влечению и вкусу, рассчитывая каждый ход. Почему он не убивал. Не грабил, когда остро нуждался? Он слишком умён для этого – ему это просто было не выгодно. Ведь честным быть выгоднее.

Честность, расчетливость усугублялась ещё и непоколебимой уверенностью в себе. Очень точно сказал о нём Д. И. Писарев: «его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей».

Но жизнь никогда не оставляет человека в покое. Почти всегда она ниспосылает нам испытания. Пройдём мы их или нет – это уже наше дело, наша личная история и биография. Базарову тоже было послано испытание в виде любви – он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Она пригласила Аркадия и Евгения к себе в имение. Аркадий. Конечно, уже успел заинтересоваться Одинцовой после их мазурки на губернаторском балу, что, конечно, заметил Базаров, но не обращает внимания на это, продолжая обсуждать красивые плечи Одинцовой. Но незаметно для себя самого, он тоже начинает увлекаться этой жениной: странно-сдержанно ведёт себя в её обществе, не делает своих обыкновенных резких выходок, старается увлечь собеседницу. Отвечая поклоном на предложение приехать ещё раз, краснеет. И как бы не старался он по-прежнему шутливо говорить о ней, он всё равно всё больше и больше срастается душой с той, что не испугалась его. Она сумела расшевелить его ум, струны его нервов настроились на неизвестный ему до этого лад любви. Ему чужды новые ощущения, он боится и презирает их. Чувства захлёстывают его с головой, и когда Одинцова вызывает его на дружескую беседу, он признаётся ей в любви. Он не просто любил её. «… Это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась. Сильная и тяжёлая –страсть, похожая на злобу и. может быть. Сродни ей…» Но Одинцова отвергает его. «…Я этого не могла предвидеть» - успокаивает она себя. Не верится. Что женщина с её умом не могла заметить чувств человека, с которым так близко общается. Но она не дала им волю. «Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы всё это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» - вот её мысли. Всё было в её руках. Но был ли шанс у этого романа? Вряд ли. Одинцова слишком умна. Чтобы отдаться человеку. Не обещающему ничего, любя которого надо жить лишь одним сегодняшним днём. Ей нужны были гарантии. Базаров же дать их не мог. Да и не хотел – для него в любви не было не компромиссов, ни гарантий. Если бы Одинцова могла со своей холодной расчетливостью, не уступающую базаровской, броситься в омут любви, тогда бы был шанс. Но она предпочла покой. Базаров же – буря.

Уехав из дома Одинцовой, базаров заводит интригу уже в доме Кирсановых – просто от скуки, пытаясь наверстать упущенное с Одинцовой и хоть как-то восстановить себя в своих же глазах. Фенечка ему просто нравиться. Поцелуй. Дуэль с Павлом Петровичем, который был неравнодушный к Фенечке. Затем отъезд… Странный водоворот событий разочарованного в жизни нигилиста. Его убеждения растоптаны, чувства подавлены – им нет полного выхода. И какой же итог?

В конце романа базаров умирает. Умирает случайно, бессмысленно – от хирургического отравления – небольшого пореза во время рассечения трупа. Рассеянная небрежность к самому себе, безразличие затем переходят в страх перед неизбежностью. И вот, полный сил, энергии, но, так и не расставшись с собственными убеждениями, он заболевает. Крепится, борется с болезнью, хотя как медик видит, что заражённые всегда умирают, и понимает, что этот закон и его не минует. Не боясь посмотреть в глаза свому страху, с гордостью умирает. Но пере смертью он становиться человеком. Нет, он не терЯет своего лица, остаётся до конца верен себе. Просто спадает маска нигилистической рассудочности и он, как любой человек, изъявляет желание видеть любимую женщину. И что же говорит он ей при встрече? «эх, Анна Сергеевна. Станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущм. Старая штука смерть. А каждому внове. До сих пор не трушу… а там придёт беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь – форма, а моя собственная уже разлагается. Скажу я лучше. Что – какая вы славная! И теперь вот стоите, такая красивая…» Что же это. В нём проснулся романтик? Да, просто человеческий романтизм – «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Не романтик ли он здесь? Романтик. Но теперь это не имеет смысла, не расходиться с его убеждениями. Которые отошли на задний план. И он умер. Красиво.

Что же такое Базаров? Болезнь? Нет, он новый тип человека. Без таких людей не было бы просвещения, науки, новых убеждений, и вообще чего-то нового. Плохо лишь. Что эти новые убеждения никаким образом не стыковывались с окружающей реальностью. Полное отрицание реальности – крайность, представленная в романе в самом жёстком её проявлении. В более мягкой форме Азаровы в жизни весьма преуспеют. Важно лишь не отрицать действительность и окружающую реальность.