Черты домашнего быта. Жизнь в древнем китае Население древнего китая особенности быта

(算筹 суаньчоу)

Счетные палочки стали использовать в Китае задолго до изобретения абака и счетов. Согласно письменным источникам, суаньчоу были довольно широко распространены уже в период Чуньцю (9-8 вв. до н.э.), а также в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.). По расчетам ученых счетные палочки были в хождении на протяжении 1500 лет, но к периоду династии Мин (1368-1644) их постепенно вытеснил абак (счеты).

Для выражения чисел с помощью палочек с насечками китайцы использовали десятеричную систему счета. Расположенные вертикально палочки представляли числа от 1 до 9, при счете на десятки, сотни, тысячи и т.д. палочки располагали горизонтально. Незамысловатая система для выражения любого числа позволяет без труда овладеть правилами счета. Согласно им на месте нуля в числе следовало оставить пропуск.

Изначально палочки для счета использовали для выражения только положительных чисел, по мере усложнения процесса вычисления палочки стали делать двух цветов: красные для обозначения положительных чисел, черные - для отрицательных.

Счетные палочки использовали не только для выполнения операций сложения, но и для вычисления квадратных и кубических корней, нахождения корней уравнений и вычисления числа π .

Бронзовый треножник (鼎 дин)

5-6 тыс. лет назад дин использовали как котел для варки мяса и рыбы. Он был сделан из глины и стоял на 3 (реже 4) ножках, за что и получил свое название.

С приходом рабовладельческого строя (бронзовой эры) треножники стали изготовлять из бронзы. Он стал важным предметом для совершения жертвоприношений в обрядах богопоклонения у рабовладельцев той эпохи.

Самым большим треножником, дошедшим до наших дней, считают треножник «Сымиу» периода династии Шан (ок.17 -10 вв. до н.э.). Его вес составляет 875 кг, высота - 1,33 м, прямоугольной формы, стоящий на 4-х ножках. Изготовлен «Сымиу» был специально для императора Шан по случаю принесения жертв его почившей матери. Он признан образцом высокого искусства бронзовой эпохи во всем мире. Треножники этого исторического периода обладают уникальной формой и зачастую украшены изображениями животных, а также рисунками, характерными для того времени. Сейчас дины представляют из себя важный объект для изучающих устройство древнего общества.

К концу рабовладельческого строя по количеству бронзовых треножников во владении аристократа определяли его положение в обществе. Во время проведения обрядов император использовал комплект из 9 треножников, князья и бароны - комплекты из 7 треножников, младшее чиновничество - из 5 треножников, а ученые мужи - комплекты из 3 динов. По количеству треножников в могиле можно судить о статусе захороненного в ней человека.

В настоящее время посетители императорских дворцов и парков могут видеть множество треножников, служивших в свое время и украшениями, и символами занимаемого положения их владельца.

В период принятия буддизма в качестве государственной религии треножники использовали как курильницы для благовоний. Треножники, изготовленные из бронзы, железа и камня, самых различных размеров можно видеть и по сей день в старинных храмах Поднебесной. В известном ламаистском монастыре Пекина Юнхэгуне находится огромный бронзовый треножник 4,2 м в высоту. Надпись на нем гласит, что он был изготовлен в 12 год правления Цянлун (1747 г.) и использовался императорами династии Цин для совершения жертвоприношений в храмах. Согласно поверьям, во время обрядов в этот дин опускали сотни и сотни ароматических палочек.

Бронзовые треножники всегда ассоциировались у людей с высоким положением в обществе и притягивали незамысловатостью и величавостью форм. Это обеспечило процветание искусству изготовления их копий и дубликатов. Как правило, миниатюрные копии вырезают из нефрита, агата, покрывают глазурью, они служат украшеними рабочего стола. Это ремесло представляет собой важную отрасль китайского искусства.

Бронзовые зеркала (铜镜 тунцзин)

Как и их современные стеклянные собратья, бронзовые зеркала служили предметом быта в Древнем Китае. Лицевая сторона тунцзин отполирована настолько, что отражает лицо смотрящегося. В центре обратной стороны традиционно расположен шарик, остальная поверхность покрыта рисунками, что делает бронзовые зеркала также объектами искусства. Большинство тунцзин были найдены на раскопках древних могил, однако отдельные экземпляры хранятся в семьях, где они бережно передавались из поколения в поколение.

В Китае бронзовые зеркала стали использовать не позднее 11 в. до н.э. Об этом свидетельствуют 5 зеркал, найденные в останках Ин (могильное захоронение №4, Аньян, пров. Хэнань). Зеркала пользовались особой популярностью в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.). На тунцины того периода зачастую нанесены один-два ряда украшений. Как правило, изображали морды животных, цветы и листву, драконов и фениксов и т.д. В период династии Западная Хань зеркала стали толще, и украшали их изображения сверхъестественных существ, наносили геометрические узоры, фигуры птиц и животных. Именно в этот время на зеркалах появляются первые незамысловатые надписи, как то: «Помни обо мне, никогда не забывай меня», «Вечная удача, нескончаемое удовольствие» и др. пожелания благополучия. В периоды династий Сун и Юань (10-14 вв.) мастера стали изготовлять зеркала более изощренных форм - круглой, овальной, ромбовидной, восьмиугольной; зеркала могли быть как с ручкой, так и без нее.

Особого внимания заслуживает одно зеркало периода династии Западная Хань. В диаметре оно составляет 11,5 см, с традиционными для того времени узорами на внешней стороне, на первый взгляд оно мало чем отличается от других, за исключением надписи, гласящей: «Весь мир озарен ярким солнечным светом». Когда солнечные лучи падают на его гладкую поверхность, отражение на стене полностью повторят узор и надпись на внешней стороне зеркала, словно свет проникает сквозь бронзу. Феномен этого зеркала ставил в тупик многих ученых на протяжении столетий, за это его прозвали «волшебным». В настоящее время редкий экземпляр хранится в Шанхайском музее. Тайна «волшебного зеркала» научно объяснена, было изготовлено множество копий для коллекционеров.

Бронзовые зеркала - обычный атрибут похоронного обряда - часто находят при проведении археологических раскопок. Их оставляют в изголовье могилы или на грудной клетке почившего, упакованными в лакированные шкатулки с заколками или в специальных мешочках. Зачастую зеркала располагали на крыше усыпальницы или по углам гроба, т.к. существовало поверье о волшебной силе зеркал отпугивать злых духов.

Паланкины (轿子 цзяоцзы)

Паланкин (цзяоцзы) - традиционное средство передвижения в Китае, который изначально назывался «цзянюй», от «цзян» - «плечо». Свое современное имя «цзяоцзы» паланкин получил сравнительно недавно.

В прежние времена существовало два класса седанов - для чиновников («гуаньцзяо») и для частных лиц («миньцзяо»). Следовало соблюдать строгие правила в отношении отделки паланкина - ее выбор осуществлялся в соответствии с занимаемым постом владельца. Император пользовался различными паланкинами в зависимости от важности мероприятия: на официальные приемы полагалось приезжать в церемониальном паланкине; специальный паланкин полагался для осуществления регулярных проверок в Гугуне; цзяоцзы облегченной конструкции -для выездов на охоту и путешествий за пределами столицы; а также специальный запасной паланкин, сопровождавший императора во время всех его перемещений на случай, если ему захочется его поменять. Для ежедневного пользования в распоряжении императора также имелись специальные паланкины. Отделка паланкина зависела от его предназначения - утепленный вариант для зимы и простой для лета. Два таких паланкина в настоящее время экспонируются в зале Полной гармонии Запретного города Гугун.

Паланкины чиновников и прочих официальных лиц разнились в соответствии с принятой ранговой системой. Но при этом какого бы ранга ни был владелец паланкина, его перемещение по городу всегда сопровождалось барабанным боем и стражей, расчищающей путь господину. Встречая на улице высокопоставленное лицо в паланкине, простолюдинам полагалось замолчать и отойти в сторону. Чем выше занимаемый пост чиновника, тем большее число сопровождающих лиц и носильщиков ему следовало иметь. При этом чиновникам низших рангов позволялось иметь двух носильщиков, а более титулованным - до 8 носильщиков. Число носильщиков императорского паланкина достигало 16 человек.

Частные паланкины не отличались изысками в отделке, но полагались лишь землевладельцам и городским богачам. Материалом для таких паланкинов служил бамбук или дерево. Обладая повышенной мобильностью, они использовались для транспортировки на ровной местности и на горных тропах. Некоторые изнеженные представители мелкого дворянства также нанимали себе охрану, сопровождавшую их в путешествиях.

Однако помимо перечисленных существовал еще специальных свадебный паланкин, который брали в наем по случаю бракосочетания. Их называли «хуацзяо» («цветочные паланкины») или «сицзяо» («паланкины счастья»). Лучшие экземпляры свадебных паланкинов были отделаны яркой шелковой тканью с вышитыми пожеланиями удачи, декорированные драгоценными камнями. Самым простым украшением для паланкина служили шелковые ленты. Согласно китайской традиции в день свадьбы невеста должна было скрывать свое лицо от посторонних глаз. Для этого был изобретен «двойной паланкин» - маленький, на котором невесту переносили из дома, ставили в большой, таким образом невеста оставалась не увиденной. В некоторых районах Китая эта традиция сохранялась даже после образования КНР (1949 г.). Современная молодежь предпочитает автомобили, а паланкин занял свое место в истории.

Традиционное глубокое кресло (太师椅 тайшии)

Тайшии (в дословном переводе «кресло наставника императора») больше известно среди китайцев как «дедушкино кресло». В отличие от европейских кресел традиционные китайские кресла - с прямой спинкой и подлокотниками - делают из древесины твердых пород и не обивают материей. Кресла самых разных видов можно увидеть по сей день в императорских дворцах, а также особняках придворных и чиновников. Реже они хранятся непосредственно у населения.

Название кресла впервые прозвучало в 12 в. в период династии Северная Сун. Чтобы задобрить могущественного и жестокого премьер-министра и наставника императора, некто преподнес ему с подарок удобный стул с подставкой под голову, по форме напоминающий листок лотоса. Оригинальный дизайн кресла пришелся по душе высшему чиновничеству, и имя закрепилось. К периоду династии Мин (1368-1644) ручки и спинку кресла стали делать полукруглой формы.

Как правило, тайшии большого размера и в комнате их ставят парами - с чайным столиком между ними для создания соответствующей атмосферы. Кресла со скрещенными ножками периода династии Сун, с закругленными формами периода династии Мин, с прямой спиной династии Цин, разной формы и конструкции, принято называть тайшии. Прежде их принято было изготавливать только для высокопоставленных чиновников, поэтому в богатых домах на них усаживали почетных гостей. В постановках исторических пьес кресло неизменно присутствует на сцене как часть декораций, характеризующая то время.

Изделия из бронзы (青铜器 цинтунци)

В древности изделия из бронзы считали настоящими сокровищами за их оригинальный дизайн, традиционный орнамент и обилие надписей.

История Древнего Китая подразделяется на Каменный век и Железный век. Самое раннее из найденных каменных орудий датируется 3000 г. до н.э. На периоды династий Шан и Чжоу приходится расцвет китайского Бронзового века. Именно тогда искусство изготовления бронзовых предметов достигло своего пика. После периода Весны и Осени, а также периода Воюющих государств в Китае наступил Железный век.

Бронза - это сплав из меди и цинка или меди и свинца голубовато-серого цвета. Большинство музеев КНР, а также некоторые крупные музеи за пределами Поднебесной, обладают полной коллекцией бронзовых изделий Китая, вплоть до ранних образцов династий Шан и Чжоу. Некоторые из представленных экспонатов передавались из поколения в поколение как часть национального достояния, однако большинство из них были обнаружены на археологических раскопках.

Бронзовое оружие представлено образцами ножей, мечей, копий, алебард, топоров и кинжалов.

Уникальность китайских бронзовых изделий заключается в обилии надписей, которые являются основными главами в развитии каллиграфии в Китае.

Древние монеты (古币 губи)

Как известно, в древности практиковался натуральный обмен. Следующим шагом в развитии товарообмена стало появление денег - универсального средства для совершения торговых операций. В Древнем Китае деньги имели самые разные формы, прежде всего, в их качестве могли выступать различные ракушки, нефрит, золото, серебро и бумага.

Металлические деньги в форме мотыги произошли от традиционного орудия крестьянского труда. Они также напоминают лопату, за что их называют «деньги в форме лопаты».

Бронзовые монеты в форме раковин пришли на смену обычным морским ракушкам с развитием товарообмена и сокращением предложения натуральных «баобэй». Чтобы восполнить недостаток естественных раковин, их стали изготовлять из камня, кости, фарфора и бронзы. Со временем все остальные виды были вытеснены бронзовым вариантом. Такая ситуация сохранялась вплоть до унификации денежной системы, проведенной в 221 г. до н.э. императором Циньшихуаном, когда их целиком изъяли из обращения.

Монеты в форме ножа, сделанные из бронзы, были в хождении на протяжении периодов Весны и Осени, а также Воюющих государств. Их форма была заимствована от специального оружия тех дней.

Бронзовые монеты с квадратным отверстием. Первые монеты с круглым отверстием впервые появились в Китае во времена Воюющих государств. Это делало их удобными для связывания вместе. С приходом к власти императора Циньшихуана и унификации денежного обращения страны, круглые отверстия были заменены квадратными, чтобы соответствовать древней теории о том, что небо имеет круглую форму, а земля - квадратную. Феодальный строй в Китае держался на протяжении 2000 лет, столько же находились в хождении круглые бронзовые монеты с квадратными отверстиями, несмотря на смену династий. И лишь после свержения династии Цин на смену бронзовым деньгам пришли денежные банкноты.

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира. Историки считают, что в 221 год до н. э. можно считать датой, когда Китай превратился в огромную империю или королевство.


Повседневная жизнь


Цивилизацию древнего Китая в те времена считали самой развитой, самой продвинутой. Привычная повседневная жизнь китайцев включала гончарное мастерство, выпекание, фермерское хозяйство и позже изготовление шелка. Так же как и династии сменяли друг друга из века в век, менялись и интересы в сфере науки и философии.


Драконы


Драконы – мифологические существа древнего Китая, часто их описывают в виде огромных змеевидных пятилапых животных с когтями. Эти драконы были символом доброй силы в китайском фольклоре и искусстве. Согласно традиции дракон – это воплощение Янь (мужское начало), он также приносит дождь и воду в Китай, где вся архитектура зависит от воды. Что касается женского начала, то его символизирует китайский феникс Фэнхуан.


Язык


На древнем китайском языке говорят аж со времен династия Хань. Язык уникален благодаря своему внутреннему многообразию, хотя все разговорные варианты китайского языка тональны (использующий повышение и понижение тона для различения смысла) и аналитичны (грамматические отношения выражаются служебными словами, порядком слов, интонацией). В зависимости от классификации существует порядка 6-12 основных региональных языковых групп, среди которых мандаринский (китайский) – самый популярный, после него идут ву, мин и кантонский.


Религия


Народ древнего Китая практиковал религию, которая развивалась веками и менялась вместе с императорами и династиями. В самом раннем периоде китайской цивилизации китайцы поклонялись разным богам, включая богов разных стихий и погодных явлений, богу неба и верховному божеству Шанг-ти, стоящему над всеми остальными богами. Более того, древние китайцы верили, что после смерти их родители и прародители тоже становились богами, и им тоже надо было поклоняться. С тех пор каждая китайская семья чтит своих предков и поклоняется им.

Около 600 года до н.э. в Китае философия Даосизма приобрела большую популярность. Согласно даосизму люди не должны были жить или делать что-то против своей воли, насильно, а придерживаться компромиссов и использовать только природные силы себе в помощь. Немного позже ошеломляющую популярность получило Конфуцианство, которое вообще противоречило даосизму. Согласно конфуцианству люди должны были делать свое дело, слушаясь лидера и беспрестанно повинуясь богам. Китайцы - последователи данного учения считали, что порядок - это самый верный способ сохранить мир, если остальные будут делать все, что им говорят и должным образом, то никогда не будет вражды, и все будут радоваться жизни.

Однако два этих новых философских учения не смогли изменить религию древних китайцев, и поэтому они продолжали чтить верховные божества и поклоняться предкам, твердо веря в небесное господство.


Одежда


В древнем Китае люди, в основном, носили туники. Если женщины носили длинные туники в пол, то мужчины надевали туники чуть ниже колен. Во время зимы, когда становилось очень холодно, древние китайцы поверх туник надевали теплые кафтаны. Бедные носили конопляную одежду или одежду из китайской крапивы, в то время как богачи одевались в шелка. У большинства китайцев были длинные волосы, они верили, что такие волосы – это дар и наследие предков, поэтому с древних времен подстригать волосы считается неодобрительным.

Одежда и мода древнего Китая постоянно развивалась и менялась с годами и с династиями Китая. Например, во время правления династии Суй в 500 году н.э. император объявил, что лишь богатые люди имеют право носить цветную одежду, а бедные должны одеваться только в голубой или черный. Когда древним Китаем правила династия Сунь в 1100 году н.э. новая мода пошла на то, что было красиво – теперь красивыми считались маленькие ноги. Как только девочкам исполнялось 6 лет, их стопы обматывали повязками. Эти повязки были такими тугими, что у маленьких девочек ломались пальцы на ногах, их загибали наверх и перевязывали. Девочки терпели адскую боль на протяжении 3-4 лет, потому что лишь по прошествии такого продолжительного времени она утихала.


Изобретения


Эти четыре изобретения являются великими изобретениями древнего Китая, они торжественно воспеты в китайской культуре за их историческую ценность и значимость, а также за возможности, которые они подарили всему миру.


Компас: известный еще, как «прибор для определения направления» или «рыба, указывающая на юг». Китайцы помещали намагниченную стрелку в форме рыбы в чашу с водой, где стрелка и определяла направление.


Порох: около XII века китайский народ использовал соль азотной кислоты высочайшего качества, которая в виде гранаты могла разорвать даже железный контейнер.


Бумага: тутовник и другое лубяное волокно со старыми обрывками бумаги и отходами конопли использовали китайцы для изготовления первой бумаги.


Книгопечатание: изобретением печати с деревянных досок китайцы принесли в мир средства коммуникации, широко распространенные в наши дни.

Раздел - I - КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Раздел - II - КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Раздел - III -Культура древнего Китая

Раздел - IV - Искусство Древнего Китая кратко

Раздел - V - Религия Древнего Китая кратко

Древний Китай — одна из величественнейших цивилизаций Древнего мира . Происхождение древнего Китая похоже на происхождение Шумера, Древней Индии, и Древнего Египта . Величественная река Хуанхэ постоянно приносит с гор частички плодоносных почв — лесса.

В долине Желтой реки(Хуанхэ) зародилась древняя цивилизация. Первое царство появилось во втором тысячелетии до нашей эры и называлось Инь или Шан.

Современные археологи проводили раскопки, в результате чего им удалось раскопать столицу данного царства Великий Город Шан и гробницы некоторых шанских царей —их звали ваны. Хоронили Вана в достаточно глубоком (до 10 метров) котловане, в который была проведена вела лесенка. В могилу клали золотые украшения, украшения из нефрита, яшмы, а так же устанавливали огромные бронзовые сосуды. В обязанности ванна входило следующее: управлять государством, исполнение особых религиозных обрядов а так же верховный суд.

Ван считался священной и неприкосновенной личность. В тысяча сто двадцать втором году до нашей эры племя под названием Чжоу во главе с У-ваном нанесло большое поражение шанцам, установив тем самым свое господство, а большая часть жителей государства Шан-Инь было обращено в рабство. В восьмом веке до нашей эры под ударами кочевников распалось государство Чжоу; теперь, на главную роль выдвигаются то одни, то другие царства, из которых самым крупным государством было царство под названием Цзинь (седьмой - пятый века до нашей эры). После распада государства Цзинь начался тяжелый период Чжаньго (в переводе как «Сражающиеся царства»), когда древний Китай был поделен на два десятка мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой, а так же практически не подчинялась чжоускому вану.

6-5 в.до.н.э — время когда в древнего Китае начинают появляться первые философские учения. В шестом столетии до нашей эры в Китае жил великий мудрец, его звали Конфуций, он был очень почитаемый среди китайцев, как в то время, так и во все последующие столетия. Учение Конфуция об уважении к старшим, о «благородном человеке», о важности образования, о скромности, и т.д стали в последствии важным эталоном взаимоотношений в Китае между людьми — как в семье, так и в самой стране.

В 221г.до н. э. правитель Цинь Ин Чжэн стал объединять огромные территории в единственную империю и взял титул Цинь Шихуанди, что означает «Первый император династии Цинь». Этот
правитель достаточно жестоко уничтожал всякое сопротивление, используя самые ужасные виды экзекуции. Если человек не соблюдал закон, то в этом случае наказанию подвергалась и вся семья этого человека: его членов семьи попросту превращали в рабов заставляя их работать на тяжелых строительных работах.

Когда Цинь Шихуанди установил свою собственную власть в империи, он начал войну с кочевниками-гуннами, которые часто нападали с северной стороны на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить, построив мощную пограничную стену, которая получила название Великая Китайская стен. После падения династии Цинь к власти приходит Лю Бан. Он уменьшил налогообложение и отменил некоторые наиболее жестокие законы, которые были введенные в Древнем Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали затем одиннадцать его потомков, стал основателем династии Хань. В эпоху Ханьской династии сложились основные черты Древнекитайского государства. В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры — искусства, литературы, науки. В двести двадцатом году династия Хань пршла в упадок, а на все ее территории сформировалось несколько независимых друг от друга государств. Это событие считается концом античного периода в китайской истории.

Природные условия Древнего Китая кратко

Древние китайцы населяли Северо-Китайскую равнину, находящуюся на крайнем востоке Азии, С запада на восток равнину пересекала Хуанхэ (Желтая река), несшая много плодородного ила. Оседая, ил заполнял русло и заставлял реку менять его. Хуанхэ затопляла поля, смывая селения. Народ прозвал ее «горем Китая». Упорным трудом, вырубая леса, осушая болота, укрепляя берега рек, древние китайцы превратили свою родину в страну развитого земледелия. Долина реки Янцзы (Голубая река), расположенная южнее Хуанхэ, была завоевана китайцами позднее, Реки, в особенности Янцзы со своими многочисленными притоками, служили в древности важнейшими путями сообщения.

Занятия населения.

В середине второго тысячелетия до н. э, область Хуанхэ и ее притоков населяли многочисленные племена охотников и рыболовов. Одному из этих племен, племени инь, удалось подчинить своих соседей. В последнее время учеными- археологами раскопаны десятки поселений иньцев. Обнаружены многие тысячи надписей на костях животных и черепашьих щитках. Это позволяет изучить быт и занятия древнейшего населения Китая.

Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги.

На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую — пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами.

Скотоводство, рыболовство, охоте приобрели подсобное значение, Кроме крупного рогатого скота и лошадей, древние китайцы разводили овец, коз, свиней, Молочные продукты китайцами в древности в пишу не употреблялись.

Первоначально земледельцы сами изготавливали простейшие сельскохозяйственные орудия, глиняную посуду, ткани. Со временем ремесло превращается в особую, самостоятельную отрасль производства. Раньше всего выделилось ремесло литейщика, требовавшее особого умения и навыков. Бронзолитейщики Плавили И ковали металл и делали из негооружие и различную утварь. Гончары стали выделывать красивую и прочную посуду, пользуясь гончарным кругом и печью. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие
шелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне.

С развитием земледелия и ремесла возникает и развивается торговля. Торговля велась не только с непосредственными соседями, но и с народами на берегах Тихого океана. Роль денег вначале выполняли драгоценные раковины. Добывать их было трудно. Поэтому стали мастерить искусственные раковины из драгоценного камня и из кости. Затем начали отливать из бронзы слитки в форме раковин и других предметов. Так в Китае появились металлические деньги.

Древнейшие рабовладельческие государства.

Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен.

Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы.

Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также " принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.

Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения.

В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.

Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдель

ной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам.

Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда:

«Наши крысы, наши крысы, Не грызите наше просо. Мы живем у вас три года, А забот от вас не видно... Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно»,

В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали.

В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли.

Северные границы Китая постоянно подвергались нападениям кочевников, которые впоследствии стали известны под названием «гунны». Китайские государства заключали между собой союзы, так как силами одного государства бороться с кочевниками было невозможно. Но эти союзы были непрочными. Часто китайские государства воевали друг с другом. Междоусобные войны разоряли хозяйство Китая и вели к еще большему усилению эксплуатации трудящихся масс.

  • Целью нашего проекта является изучение культуры,религии,быта Древнего Китая.

  • Задачей нашего проекта, является изучение истории и возникновения Древнего Китая, изучить религиозную жизнь людей Древнего Китая, письменность, искусство.

    История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Относительно остальной истории - в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766-1122 гг. до н. э.).

    Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной.

    Древнекитайское классовое общество и государственность сформировались несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.

    Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

    Лао-цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного ключевому в философии даосозма понятия Дао. Трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций и стал каноническим сочинением религиозного даосизма.

    Даосизм – одна из великих мировых религий. Не смотря на то, что фундамент даосизма был заложен ещё в IV в. до н. э., как развитое религиозное направление он стал складываться лишь в начале Средних веков. Это было связано с крушением огромных империй Древнего Китая Цинь и Хань, сопровождавшимся 100-летними войнами. В тот период любой человек - из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин - не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве.

    Конфуций – основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере древнего Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.

    Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

    В 1-11вв. Из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в 5-7вв.: в 5в. В буддийских монастырях-3000 человек, в 6в-82700, в 7в. на севере страны в 30000монастырей около 2 млн. человек. С конца 4в. Буддизм был признан государственной религией. Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи Будд.

    Терракотовая армия, погребённая (210-209 год до н.э.) вместе со своим правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов было закопано по различным оценкам до 70 тысяч! рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

  • Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан (Xi’an), современного административного центра провинции Шаанкси (Shaanxi), одной из центральных провинций Китая

    Гробницы 13 минских императоров и их супруг находятся в живописной долине в 45 км к северо-востоку от Пекина. Здесь похоронены все императоры династии Мин за исключением троих. Прах первого императора находится в Нанкине, место захоронения второго неизвестно, поскольку он был насильно свержен своим дядей, восшествие на престол третьего считалось незаконным, поэтому он не был удостоен чести быть похороненным среди равных.

  • Место для императорских гробниц выбиралось очень тщательно в соответствии с канонами "фэншуй" под руководством неутомимого императора Юнлэ, по поручению которого также было начато строительство Запретного города и Храма неба. Раз в год правитель должен был появляться здесь для отправления ритуалов, связанным с поклонением духам предков.

  • На протяжении всей истории, понятие семьи объединяло китайскую нацию, сыновняя почтительности была на первом месте - показать неуважение к отцу считалось величайшим преступлением. Под влиянием конфуцианских ценностей, а также веры в то, что предки требуют постоянных знаков внимания, в противном случае, они причиняют всякие неудобства живым, культ поклонения предкам стал одной из центральных религиозных практик древнего Китая.

  • Гробницы императоров Мин служат прекрасным образчиком проявления сыновней почтительности и величия правящего дома. Многие из них начинали строительство своих усыпальниц сразу после того, как занимали трон, строительные работы зачастую прекращались лишь со смертью заказчика.

  • Для обозначения главного входа в долину в 1540 году была установлена Мемориальная арка. Сооружение в 12 метров высотой и 31 метр шириной служит свидетельством того, что императоры не жалели никаких средств для того, чтобы украсить свой последний путь.

  • Далее следуют Великие красные врата, построенные в 1426 году. На этом месте посетители должны были спешиться и идти далее своим ходом. Дойдя до Павильона стел, поддерживаемого четырьмя колоннами, можно было увидеть самую большую в Китае каменную стелу, на которой были высечены имена всех ушедших императоров. После отделки в 1435 году, она покоится на четырех мифических черепахах - символе долголетия.

    За павильоном открывается мифическая Тропа духов. По обе стороны от нее можно увидеть мифических животных и чудовищ, таких как Цилин - существо с рогами на голове и чешуйчатым телом, символизирующим мудрость или Сечжи - с головой льва и туловищем лошади, символ правосудия. Также здесь находятся статуи военных, гражданских и императорских чиновников, которые были призваны служить императору в его загробной жизни.

  • Из 13 усыпальниц две открыты для посещения: Чанлин и Динлин. При строительстве гробниц использовалась традиционная символика. Перед ними расположены квадратные участки, символизирующие Землю. На этих площадках выстроены мемориальные залы, в которых проводились ритуальные церемонии. Рядом были насыпаны курганы, олицетворяющие Небо.

  • В гробнице Динлин покоятся останки императора Ванли, тринадцатого императора Мин, который находился у власти 48 лет и умер в 1620. Две его супруги также захоронены рядом с ним. На строительстве усыпальницы было занято 600 тыс. рабочих, строительство длилось 6 лет. Раскопки гробницы проходили в 1956-1958 гг., подземные покои были обнаружены археологами по чистой случайности благодаря найденной каменной плите, оставленной рабочими. На ней был описан путь к гробнице.

  • Открытие входа в нее также было сопряжено с огромными трудностями: древние конструкторы разработали уникальный замок, который автоматически закрывал двери с внутренней стороны. Около Динлин находится выставочный зал, в котором собраны многочисленные экспонаты, относящиеся к этому захоронению. Сама подземная усыпальница теперь открыта для посещения.

  • Император Юнлэ и его супруга были захоронены в гробнице Чанлин, первой и самой большой из всех. Ее строительство длилось 28 лет и закончилось в 1427 году. Само по себе уникальное строение вмещает в себя самый большой в Китае погребальный зал. Массивные колонны, выполненные в том же стиле, что и их аналоги в Запретном городе, говорят о том, что тень императора будет вечно нависать над миром живых.

  • Парадный костюм императора

  • настенная роспись из монастыря Дуньхуан с изображением буддийского рая

  • китайская живопись Ма Линь. Благоухание весны- ясное небо после дождя.

  • Первые образцы древнего китайского письма "цзягувэнь" -- иероглифического письма на костях животных и панцирях черепах -- были обнаружены в 1899 г.

  • На 100 тыс с лишним костных фрагментах, лопатках и черепаховых щитках сохранилось примерно 4700 иероглифов. К настоящему времени удалось расшифровать почти 1800 иероглифов, которые стали бесценным материалом для изучения истории и культуры эпохи Инь, отдельных периодов истории Древнего Китая, а также эволюции китайской письменности. Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах появились в тот же исторический период, когда и древнеегипетские иероглифы, письменность американских индейцев майя и шумерская клинопись. Однако последние три вида письменности постепенно канули в вечность, и лишь древние знаки "цзягувэнь" оказались прочными корнями китайской иероглифической письменности, которая жива и поныне.

    Уже в древнейших письменных знаках на костях животных и панцирях черепах прослеживается такая характерная черта, наследуемая всеми более поздними видами китайского письма, как расположение каждого иероглифа в пространстве воображаемого квадрата. Знаки располагаются в строке вертикально, сверху вниз, а если надпись состоит из нескольких строк, то они читаются справа налево. Такой порядок письма сохранялся в Китае на протяжении трех тысячелетий

Основанием пирамиды государственности китайской цивилизации всегда оставалась семья . Число членов семьи исчислялось сотнями и тысячами. Держалась она на соблюдении «пяти постоянств»:

ü отец должен был следовать долгу и справедливости;

ü мать – источать милосердие;

ü старшие братья – питать к младшим дружеское расположение;

ü младшие к старшим – уважение;

Государственные и коллективные интересы ставились всегда выше личных. Согласно конфуцианским нормам, от мужчины требовалось честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, подчиняться вышестоящим и главе рода. Обязанности женщины – служение мужу, смирение и послушание свекру и свекрови, усердие в труде и продолжение рода. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу. Чем богаче был дом, тем бесправнее чувствовала себя в нем женщина. Только рождение сына делало ее сопричастной власти глав семьи, безграничны были ее права в роли свекрови.

Китайское общество снизу доверху было связано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец – за сына, покровитель – за рекомендуемого. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена, поэтому нередко за вину одного человека казнили четыре поколения такой семьи.

Китаец всегда своими помыслами устремлен не в будущее, а в прошлое. Отдельный человек значил очень мало, не случайно в китайском имени фамильный знак и до сего времени предшествует имени собственному: сначала – клан, потом – человек.

Воспитание осуществлялось также в соответствии с постулатами и суждениями Конфуция. Идеально воспитанный человек должен был иметь высокие моральные качества: благородство, правдивость, стремление к истине. Именно Конфуцию принадлежит идея всестороннего, гармоничного развития личности, где приоритетная доля принадлежит не образованности, а морально-духовному началу.

Брачным возрастом мужчины было достижение им 30 лет, а женщины – 20 лет. Но такие правила нередко нарушались, известны случаи, когда императоры женились в 15, 16 лет, а девушки выходили замуж в 13, 14 лет. Приверженцы конфуцианства осуждали ранние браки. Выбор невесты осуществлялся по нескольким критериям: внешний вид, происхождение, богатство. Эстетическим идеалом китайской девушки считалась та, которая имела утонченную, почти невесомую фигурку с полным отсутствием всяких выпуклостей (поэтому девушкам туго бинтовали грудь), максимально маленькие и изящные руки и ступни, высокий округлый лоб, выразительные глаза, маленький нос и рот с ярко-красными губами. Широко использовались различные косметические средства. На свадьбу приглашали множество гостей, нередко родители жениха вынуждены были брать деньги в долг.


Китай – родина многих величайших изобретений и открытий . Здесь появились шелк, чай и чайная церемония, порох и компас, фарфор, бумага и книгопечатание (с досок). Воздушные легчайшие велосипеды с остовом из бамбука и бумаги, на которых смельчаки перелетали Ла-Манш, были известны в Древнем Китае.

Однако в целом отношение к техническим новшествам в Китае всегда было отрицательным : концепция, пришедшая из даосизма, приводила китайцев к мнению, что тот, кто занимается механическими ухищрениями, обретает механическое сердце, т. е. нарушает постоянную связь с вечно пульсирующим духовным океаном Дао. Китаец всегда мыслил себя частью природы, включался в ритм природы. Он не позволял себе земляной работы зимой, так как нельзя было будить заснувшую землю. Человек в этой культурной системе стремился не к подчинению природы, а к жизни во всей ее полноте и рациональной устроенности.

Таким образом, восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга.

Ментальность народов восточного типа была своеобразной. Общественное сознание носило харизматический характер: действительность воспринималась через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Боги и небесные силы воспринимались как часть живой природы.

Представление об историческом времени на Востоке имело не меньшие особенности: прошлое, настоящее и будущее существовало как бы одновременно, вместе. Это объяснялось тем, что душа – бессмертна, меняется только форма ее существования. Отсюда особое представление о предках: умершие существуют в настоящем и влияют на человека, также существуют и неродившиеся потомки, поэтому на Востоке не возникла проблема «отцов и детей».

Главной ценностью бытия народов Востока являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Общества были построены на принципах коллективизма, личностное начало развито слабо. Изменения в обществах происходили медленно, был очень высок авторитет старшего поколения.

Тем не менее, каждая из рассмотренных цивилизаций имела и свои отличительные черты, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие народов этих стран.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Гомбрих Эрнст. История искусства.– М., 1998.

Культурология / Под ред. А. Н. Марковой – М., 2003.

Культурология./ Под ред. А. С. Неверова – Мн., 2004.

Моисеева Л. А. История цивилизаций.– Ростов-на-Дону, 2000.

Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии.– М., 2003.

Силичев Д. А. Культурология.– М., 2000.

Дополнительная

Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь.– М., 1997.

Галеркина О. И., Богданов Ф. Л. Искусство Индии в древности и средние века.– М., 1963.

Искусство стран и народов мира. Т. 2.– М., 1965.

Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства.– М., 1966.

Культура Древней Индии.– М., 1975.

Тюляев С. И. Искусство Индии, архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло.– М., 1968.

Виноградова Н. А. Искусство Китая.– М., 1988.

Кравцова М. Е. История культуры Китая.– СПб., 1999.

Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая.– Мн., 1997.

Рифтин Б. Л. Сказание о Великой стене и проблема жанра в китайском фольклоре.– М., 1961.

Энциклопедия Нового Китая.– М., 1989.