Драматургия А. Н. Островского. Основные черты. Основные принципы драматургии островского Мастерство писателя в языковой характеристике героев драмы

В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола "для дел словесной расправы".

Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его

Речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

Отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Рассмотрим речевую характеристику в описании характера и нравов Катерины. Эпиграфом "Грозы" служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. В песне предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью ("Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?"), с

Ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире ("Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?"). В трудную минуту жизни Катерина посетует: "Кабы я маленькая умерла, лучше бы было... летала бы с василька на василек по ветру, как

Бабочка". В сознании Катерины оживают древние мифы славянской культуры. Надо

Чувствовать свежесть внутреннего мира Катерины. В ней торжествует народное начало,

Нравственная народная крестьянская культура. "Какая я была резвая! - обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: - Я у вас завяла совсем". Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире Диких и Кабановых.

Измена Катерины - это несомненно преступление, и Катерина понимает всю тяжесть своего поступка, но она не может жить без нормальной, естественной любви, которую она

Нашла в Борисе. И как оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: "Что ж, уж

Все равно, уж душу я свою я ведь погубила". Источник покаяния героини в чуткой

Ее совестливости. "Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами". "Страх" всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. Катерина очень религиозная женщина.

Она слишком тяжело выносит духовные муки в этом ужасном обществе: насмешки и

Издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви Бориса. Катерина надеется, что.Бог простит ей ее грехи из-за мучений в этом обществе. Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: "...И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет не пойду... Придешь к ним - они ходят, говорят, - а на что мне это?..." Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: "Так тихо, так хорошо... А об жизни и думать не хочется... Опять жить? Нет, нет не надо... нехорошо...".

Но когда Катерина бросается в Волгу, она проявляет себя как мужественная женщина. Ведь только мужественный человек может решиться на такой страшный шаг. Своей смертью Катерина показывает всем обитателям "Темного царства", что она не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обменять свою живую душу на жалкое прозябанье. Катерина протестует против кабановских понятий о

Нравственности. В этом и состоит глубокая трагедия Катерины, Но Кабанов только в

Самом финале этой страшной трагедии ощущает в себе что-то похожее на протест:

"Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы..."

Уход Катерины русским народом воспринимается, как гибель чего-то светлого и прекрасного. "А точно, ребяты, как живая!..." – говорит мужик, глядя на мертвую Катериргу.

Сочинение "Мастерство драматурга А. Н. Островского в изображении конфликта" в драмме «Гроза»

А. Н. Островский был убежден в том, что народному зрителю
в драмах и трагедиях нужен «глубокий вдох, на весь театр, нужны
непритворные, теплые слезы, горячие речи, которые лились бы прямо
в душу».
Пьеса «Гроза» была написана в 1859 году. И. С. Тургенев охарактеризовал
ее как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение
русского могучего таланта». Дата написания пьесы вызывает представление
о революционной ситуации, об отмене крепостного права,
о проблеме свободы человека.
Действие пьесы развивается в вымышленном, но очень типичном
и узнаваемом городке Калинове. Автор показывает семейные
отношения в доме Кабановых - провинциальном купеческом семействе.
Драматург раскрывает социальные отношения, и за привычным,
несколько сонным течением жизни, встает человеческая и общественная
трагедия. Как известно, в основе каждого драматического
произведения лежит конфликт, таковы законы этого литературного
рода. Исследуем природу конфликта в «Грозе».
Прежде всего, остановимся на той стороне конфликта, который
принято называть социальным: между человеком и обществом. В этот
конфликт втянуты все герои. В сложных отношениях пребывают
Кабаниха и Катерина (свекровь и невестка). Первая героиня не просто
злой человек, она еще представляет собой и определенное социально-
нравственное явление. Кабаниха защищает определенные законы
жизни, поэтому она обижает Катерину не только из личной неприязни.
Кабаниха сама прошла, видимо, такую же жизненную школу, как
Катерина (от свободной девушки до замужней женщины), и считает
естественным униженное положение Катерины. В конфликтных отношениях
пребывают и мать с дочерью (Кабаниха и Варвара). С одной
стороны, Кабаниха отпускает ее гулять на всю ночь с Кудряшом.
Это тоже, кстати, социально обусловленная модель поведения, ведь
Варвара еще не замужем, следовательно, свободна. С другой стороны,
такая относительная свобода не устраивает даже лукавую Варвару. Эта
героиня испорчена атмосферой «темного царства», приучена лгать,
лицемерить, но побег с Кудряшом из города после смерти Катерины
является ее протестом против деспотизма матери и общего произвола.
Стремится к свободе и безвольный Тихон. Его порыв к независимости
так же уродлив и слаб, как и он сам - жертва «темного царства
». Но важно то, что этот порыв есть, а к концу пьесы он возрастает
до обвинений, брошенных Кабанихе.
Рядом выстраивается еще одна конфликтная социальная группа,
центром которой является Дикой. Дикой - типичный русский самодур:
с домашними необычайно груб, издевается над теми, кто от него
зависит. В его доме живет племянник Борис, человек образованный,
порядочный, но смирившийся с обстоятельствами. Борис и Дикой
в конфликтных отношениях - как бедняк и богач, зависимый человек
и хозяин. В сложных отношениях пребывает Дикой с Кудряшом.
Но это уже конфликт между хозяином и наемным работником,
поэтому Дикой, видимо, побаивается независимого конторщика. И со
стороны Бориса, и (в большей степени) со стороны Кудряша мы видим
протест против существующего произвола. Дикой, как и Кабаниха,
средоточие зла в современном Островскому обществе. Эти герои не просто
жестоки, но еще и крайне невежественны. Против этого присущего
им качества выступает бедный механик-самоучка Кулигин. Он почти
нищий, но если бы у него были деньги, он бы их потратил на изобретение
вечного двигателя, недаром он просит у Дикого немного
денег на солнечные часы для города. Дикой и Кулигин противопоставлены
как ограниченность и просвещение, стяжательство и щедрость,
тьма и свет. Для Дикого недоступно прекрасное, принципиально
чужда духовность. Кулигин же не только механик, он еще и поэт в душе,
недаром он читает стихи Ломоносова
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна...
Как видим, все наиболее значимые персонажи разбиваются на
два враждебных лагеря. Но как бы ни сопротивлялись молодые герои
старым, все: и Борис, и Варвара, и Тихон, и даже Кулигин - в какой-то
мере идут на компромисс. Все, кроме Катерины. Она-то и разовьет
ситуацию «Грозы» до трагической. Хотя Катерина сама тоже «частица
» «темного царства» (глубоко религиозна, неразвита), она
самый цельный, самый яркий и поэтический персонаж «Грозы».
Естественно, что именно такой искренний и чистый человек вступает
с обществом в непримиримые противоречия. Усугубляет конфликт
Катерины с «темным царством» ее любовь к Борису. Она
теперь не просто равнодушна к мужу и тяготится гнетом свекрови,
она полюбила... В любви до конца проявились лучшие качества
героини. Глубокое эмоциональное потрясение вызывает желание
быть свободной и счастливой.
С этого момента социальный конфликт усиливается психологическим,
внутренним, происходящим в душе самой героини. Катерина
не могла запретить себе любить Бориса, но она может признать за
собой право на это чувство. Кроме того, Катерина - настолько совестливый
человек, что она не может обманывать, жить с грехом в душе,
сочетать любовь с ложью. Следствием этой сложной внутренней
борьбы является публичное покаяние героини, которое еще более
усложняет ее положение в обществе.
Далее события развиваются стремительно. Общество потрясено
признанием Катерины, стремящейся к очищению страданием или
даже смертью. Конфликт становится неразрешимым, трагическим.
Катерина не может больше жить в удушающем, лишенном воздуха
«темном царстве», еще более тяготит ее грех, который она осознает
как нарушение нравственности и социальных норм, но она не может
не любить Бориса. Единственный выход - смерть.
Но смерть персонажа художественного произведения - это не
только конец конкретной жизни. Это и очищение героини от греха,
и философская концепция автора, и сила огромного воздействия на
читателя или зрителя.
В древнегреческой литературе трагедия как ведущий жанр была
призвана формировать душу зрителя, существовал даже термин:
«катарсис» (очищение страданием). Присутствует катарсис и в «Грозе».
Современники сообщают, что купцы, находившиеся в зрительном
зале во время спектакля, бросались на сцену спасать тонущую Катерину,
а некоторые впоследствии даже кончали жизнь самоубийством.
Такова была сила страдания и глубина прозрения, которые вызывались
более чем актуальным спектаклем. Островский объяснил средствами
искусства, что быть Человеком и жить в «темном царстве» нельзя.
Личность непременно вступит в жесточайшую схватку с уродливыми
общественными устоями, которые обречены на отмирание в силу
своей антигуманности и бесчеловечности.

дипломная работа

1.3 Основные принципы драматургии Островского

Решение А.Н. Островским проблемы эстетических принципов русского театра вообще можно проследить в ряде теоретических работ драматурга разных лет: «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» (1863), «Докладная записка об авторских правах драматических писателей» (1869), «Ответная речь на приветствие труппы провинциальных артистов 14 марта 1872 г.», «Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время» (1882). Особое внимание, которое уделяет драматург проблеме публики, и в первую очередь, демократической, позволило сделать вывод о том, что драматургия А.Н. Островского создавалась в расчете на широкую демократическую аудиторию, его пьесы предназначались, главным образом, для «свежей публики». А.Н. Островский утверждает, театр должен быть национальным, демократическим и просветительским художественным учреждением. Создание такого театра драматург считал делом всей своей жизни Леонова Н.М. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка». Автореферат дисс.. - Самара, 2001// http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats3/b16.htm.

Островский неоднократно подчеркивал, что репертуар нужно собрать не эфемерный, а непременно «из пьес с вескими достоинствами и художественных», преимущественно русских авторов. При этом Островский вовсе не отрицает зарубежную драматургию. Особое внимание уделяет А.Н. Островский спектаклям для рядовой публики и требует для них пьес более воспитывающих, более нравственных.

Современников драматурга (Н. Добролюбова, Л. Новского, И. Горбунова, В. Боткина), а также исследователей творчества Островского, позволяют нам прийти к пониманию взглядов Островского на реализм и правдивость в искусстве.

Островский различает понятия «правды в искусстве» и «жизненной правды». Правдивость деталей понимается им как особая художественная правдивость, зачастую далекая от правдивости житейской и научной. Поэтому, в поисках путей изображения сущности явлений А.Н. Островский обращается к заострению образа, к нарушению его реальных масштабов, так же как к символу («Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Снегурочка»), лейтмотиву, лирической или юмористической трансформации действительности. Им применяются средства «крупного комизма» - гипербола, гротеск, шарж - и сильного драматизма, рассчитанные на самого широкого зрителя («Свои люди - сочтемся!», «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь», «На всякого мудреца довольно простоты»). Именно эта специфическая художественная правда, которая имеет своим познавательным аналогом жизненную правду, подчеркивалась Островским в реализме.

В чем состоит принцип художественной типизации в понимании Островского? Прежде всего в том, что у драматурга явление реальной жизни и его непосредственное восприятие приобретают в искусстве более высокую степень обобщения. На таком теоретическом основании Островский и выступает против натурализма. Критикуя натурализм в драматическом произведении, Островский исходит из самой природы художественно-эстетического восприятия, которая требует, чтобы произведение искусства не было копией, не содержащей в себе эмоционального отношения автора к действительности и его идеала Леонова Н.М. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка». Автореферат дисс.. - Самара, 2001// http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats3/b16.htm.

Островский не только продолжает и развивает традиции общеевропейского и русского реализма (его привлекают, как правило, не исключительные личности, а обычные, рядовые характеры; он создает социально-психологические портреты, обладающие достоинством стойкой типичности; в разработке образов драматург следует принципу разнообразия и многосторонности характеров), но и вносит в понимание реального свои особенные, новые мотивы.

В своем понимании народности Островский исходит из идей Белинского и Добролюбова, гласящих, что театр для огромного большинства публики имеет воспитательное значение. Поэтому писать надо не для избранного круга, а для всего народа. Это утверждение в большей степени относится к драматической литературе, так как она ближе к народу, чем все другие отрасли литературы: народный писатель, с точки зрения Островского, тот, кто воспроизводит мысли, интересы и чаяния народа.

Островский вслед за Н. Добролюбовым видит народность в обращении к ведущим идеям и типам эпохи, в которых затрагивались бы наиболее существенные стороны жизни народа. Более того, драматург впрямую связывает способность художника к драматическому воспроизведению действительности со свойством самого русского народа. Народность, таким образом, становится неотъемлемой чертой драматической литературы.

Считая драматургию средством гражданского служения, Островский утверждал ее народность. Борьба за народную драматургию, за идейно-эстетическое воспитание массового зрителя, за организацию общедоступного театра стала основой всей его последующей литературно-общественной активности Ревякин А.И. Драматургия А.Н. Островского. - М.: Знание, 1973, с. 9..

Таким образом, мы можем утверждать, что А. Н. Островский с самого начала своего творческого пути руководствовался принципами демократической идейности, народности и реализма.

Как художник-демократ он видел в драматургии цивилизующую идейно-нравственную силу и стремился откликаться на самые насущные запросы своего времени, писать о том, что затрагивало и волновало широчайшие массы людей. Обязанностью каждого честного писателя он считал разъяснение моральных и общественных явлений и вопросов, изживающих себя идеалов и типов, утверждение положительных идеалов как высшего выражения современной жизни.

Первым условием драматического произведения Островский полагал ясность идеи, определенность авторской позиции. Эта ясность, свойственная всем его пьесам, начиная с «Семейной картины» и кончая «Не от мира сего», достигалась упорным трудом. «Я, - писал он своему сотруднику Н. Я. Соловьеву, - над «Дикаркой» работал все лето, а думал два года. В ней у меня не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи» См. Макеев М.С. Творчество А.Н. Островского. - М.: Просвещение, 1987, с. 52..

В понимании Островского, народность драматургии проявляется и в защите интересов наиболее незащищенных слоев населения, и в ее предназначенности для массового зрителя. Народная драматургия мыслилась Островским как реалистическая. Но реализм никогда не отождествлялся им с натуралистическим копированием, с мелким бытовизмом. По его мнению, верность воспроизведения общественных характеров и нравов, если она не идет дальше простой копировки, антихудожественна. Островский не был писателем-бытовиком в том ограничительном смысле, какой ему придавали и еще, к сожалению, придают некоторые исследователи. В его пьесах бытовое - выражение глубоко социального. Разъясняя сущность реализма, он настойчиво подчеркивал, что реалистическое не мелко обыденное и низменное, а жизненно правдивое и творчески обобщенное. Реалистическая правдивость требует, заявлял он, воспроизведения более характерных национальных типов, всей полноты их внутреннего облика, включающего и «лиризм», и «возвышенные чувства», и высокие думы. Как видим, речь идет именно о психологизме драматических произведений.

Итак, в качестве основных принципов драматургии А.Н. Островского можно выделить следующие: народность, идейность, реализм, психологизм.

Именно последний из принципов и будет рассмотрен в следующей части работы на примере пьесы «Бесприданница».

Денди и дендизм в русской культуре XIX века

Драматизм и психологизм "Сказания о Борисе и Глебе" и повестей о княжеских преступлениях

В композиционном отношении произведений, о которых пойдет речь, обязательны три части - вступление, описание факта мученической кончины князя и его страданий, т.е. преступления против него других князей или слуг, и заключение...

Жанр элегии в творчестве Е. Баратынского

Творчество Е. Баратынского - одно из наиболее своеобразных явлений русского романтического движения. С одной стороны, Баратынский - романтик, поэт нового времени, обнаживший внутренне противоречивый...

Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу...

Лексические средства создания подтекста в малой прозе Э. Хемингуэя

Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков

У А.Н.Островского представления о "маленьком человеке" больше похожи на чеховские, но есть в них что-то и от Достоевского. В пьесе "Бесприданница" "маленьким человеком" является Карандышев. Он не хочет чувствовать себя человеком третьего сорта...

Особенности композиции в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова. “Постепенное проникновение во внутренний мир героя... Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов”,}