Как бог создал землю. Сотворение мира. Сотворение светил имело несколько целей

Читающий Священное Писание поверхностно (то есть понимающий написанное в нем буквально) “приходит в великое недоумение”, - говорит святитель Иоанн Златоуст. Недоумение вызывают уже первые страницы Библии, чрезвычайно простые по форме, но необычайно трудные для понимания. В первой главе Книги Бытия говорится о сотворении мира:

“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее , и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так… И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так… И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо… И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так…

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой” (Быт. 1. 1–9, 11, 13–15, 19–21, 23–24, 26–28, 31).

На первый взгляд кажется, что это древнее повествование не соответствует современным научным представлениям о происхождении мира. Но Библия, как уже было сказано, и не является учебником по естественно-научным дисциплинам, в ней не содержится описания того, как совершалось сотворение мира с физической, научной точки зрения. Ибо Библия научает нас не естественно-научным, а религиозным истинам. И первая из таких истин та, что именно Бог сотворил мир из ничего. Представить подобное человеческому сознанию невероятно трудно, ибо творение из ничего лежит вне пределов нашего опыта.

Желая постичь тайну начала бытия физического мира, люди впадали (и до сих пор впадают) в одно из трех заблуждений.
Одно из них не разграничивает Творца и творение. Некоторые из древних философов считали, что Бог и Его творение суть одна субстанция, а мир является эманацией божества. Согласно этим представлениям Бог, подобно жидкости, переполнившей сосуд, излился вовне, образуя физический мир. А потому Творец буквально присутствует Своим естеством в каждой частице творения.

Таких философов называли пантеистами.

Другие же считали, что материя всегда существовала наравне с Богом, и Бог просто вылепил мир из этой вечносущей материи. Таких философов, признававших исходное существование двух начал - Божественного и материального, - называли дуалистами.

Третьи вообще отрицали существование Бога и утверждали извечное существование одной только материи. Таковые получили название атеистов.

Ошибки в постижении сущности Божественного творчества объясняются тем, что творчество это осуществлялось вне реальности человеческого опыта. У людей есть опыт творчества посредством науки, техники, искусства, хозяйственной и иной практической деятельности. Однако и наука, и техника, и искусство, и любой другой вид деятельности изначально располагают материалом для творчества, имея дело с объективным началом - окружающим миром. Отталкиваясь от опыта собственного творчества, люди и пытались осмыслить творение Вселенной.

Бог же сотворил мир, Вселенную из ничего - Словом Своим, Своею Всемогущей силой, Божественной волей. Божественное творение не есть однократный акт - оно происходит во времени. В Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках, ибо, как повествует Библия, светила были созданы только в четвертый день. Речь идет об иных периодах времени. “У Господа, - возвещает нам Слово Божие, - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2 Пет. 3. 8). Бог - вне времени. И поэтому нельзя судить о том, как долго совершалось это Божественное творение.

Зато вполне очевидно другое. Господь Сам говорит в Божественном Откровении о том, что творческий Божественный акт еще длится: “Се, творю все новое” (“Я творю все новое” - Откр. 21. 5). Это означает, что Бог неявным и непостижимым для нас образом продолжает дело творения, поддерживая своей Божественной энергией вселенское мироустройство в равновесном и жизнеспособном состоянии. Бог есть Творец мира, и Его промышление о мире и человеке, Его творческое созидание по отношению к миру и человеку не закончено.

Именно первые строки Книги Бытия стали камнем преткновения для многих, особенно в XVIII–XIX веках, в эпоху бурного развития естествознания. Но давайте задумаемся: мог ли почти три тысячи лет назад древний пророк Моисей, обращаясь к кочевому народу, повествовать о творении мира на языке современной науки? А вот то, что поведал Моисей на языке своего времени, человечеству внятно даже до сего дня. Минули тысячелетия, но нет на земле такого народа, который не сумел бы понять эти древние слова. Для современного человека это прекрасные символы, образы, метафоры - замечательный язык древности, образно доносящий до нас сокровенную тайну, религиозную истину о том, что Бог есть Творец мира.

Эти образы не рисуют нам фантастической картины мироздания. В них раскрывается процесс возникновения духовного и материального миров. “Сотворил Бог небо…” - традиционное церковное толкование этих слов усматривает в них свидетельство о создании сверхчувственного ангельского мира; “… и землю” - здесь указание на сотворение материи. Даже если оценивать повествование Библии о творении мира с точки зрения современных взглядов на происхождение космоса, то и здесь - конечно, с поправками на язык и образность изложения - можно найти нечто, представляющееся весьма логичным и понятным. Преобразование материи начинается с сотворения света: “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…” Сегодня мы знаем, что свет - это электромагнитные колебания, это энергия. Итак, в основе творческого акта, преобразующего хаотическую материю, - создание энергии. Затем - творение мира неживого и живого. Вначале были растения, потом водоплавающие, пресмыкающиеся, летающие; затем млекопитающие. Как сказано в Библии, все это Бог не прямо сотворил, но произвели вода и земля. Это указывает на вовлеченность всей природы в тайну сотворения нового. И в завершение творения мира - создание человека.

Древние образы и метафоры не должны быть препятствием к восприятию истины о сотворении Богом мира и человека. При этом мы должны помнить, что цель библейского повествования - не дать научные ответы на вопрос о происхождении мира, но открыть человеку важные религиозные истины и воспитать его в этих истинах.

Бог создал мир во времени и в пространстве, вызвав его из небытия к жизни Своею всемогущей силой. Бог создал человека и предназначил его к особому общению с Собой, возвысив над всем творением и определив ему главную цель его бытия - жизнь в полной гармонии с Творцом, иначе говоря, жизнь религиозную. Об этом и свидетельствуют нам вечные глаголы Библии.

В соответствии с философской мыслью последних лет, поэтический язык представляет наиболее вероятный путь к познанию. Для большего подтверждения этого тезиса ниже я стремился показать связь наиболее древних библейских рассказов с физическими знаниями. Впоследствии читатель сможет, самостоятельно проследить их аналогию путем сравнения двух различных процитированных позиций.

День 1 от сотворения мира

По науке: 15 миллиардов лет тому назад необъяснимо, из одной бесконечно малой точки, происходит гигантский Большой Взрыв энергии, содержащий все совокупности возможных частот и длин волн.

300000 лет спустя Вселенная является темным облаком.

По : «И тьма была выше края бездны».

По науке: С течением времени температура падает, и свет может распространяться.

1 миллиард лет спустя вследствие действия гравитационной силы G появляются галактики, галактические заготовки и суперзаготовки.

По Библии: «И сказал Бог: Да будет свет!»

День 2 от сотворения мира

По науке: 5 миллиардов лет тому назад образовалось Солнце, 4 миллиарда лет тому назад — Земля. Появление первичной атмосферы, богатой паром; планета представлена жидкой магмой.

По Библии: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом…»

День 3 от сотворения мира

По науке: В результате магматического выхода газов, вулканизма, действия тепла, выделяемого при радиоактивном распаде, образовались вторичная атмосфера и стабильная гидросфера — океан. Из субстанции, образованной под воздействием ультрафиолетового излучения (электрослабой силы), внутри океана, куда наиболее опасные лучи не проникают, возникают первые живые клетки, рождаются первые организмы — хемиотропные бактерии. 3,8 миллиарда лет тому назад появились цианобактерии с хлорофиллом.

По Библии: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так».

«И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его».

День 4 от сотворения мира

По науке: Интенсивность солнечного света увеличивается на 10 % за каждый миллиард лет. 3,8 миллиарда лет тому назад, когда была рождена жизнь, солнечное излучение составляло 40 % от сегодняшнего.

По причине притяжения Земли, Луна в то время была совсем вблизи Земли, из-за чего лунный свет на Земле был более интенсивным, по сравнению с нынешним. Впрочем, по причине лунно-солнечного притяжения, длина дня увеличивается на 1,5 миллисекунды за столетие. 3,8 миллиарда лет тому назад дни и ночи чередовались приблизительно с 4-часовым ритмом. Кроме того, наземная атмосфера, богатая метаном, пылью, углекислотой, обогащенная частыми вулканическими извержениями, поглощала большую часть солнечного излучения. Эти условия создавали смешение солнечного и лунного света и, главным образом, стирали грань между днем и ночью, не допуская тот ритм, который физиологически требуется для удовлетворительного развития хлорофильной функции.

По Библии: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов».

День 5 от сотворения мира

По науке: Только после появления (катастрофического) кислорода и озона, способных поглощать часть наиболее опасного для жизни жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, менее интенсивное ультрафиолетовое излучение смогло породить первый вид очень сильных животных. Однако, они могли выживать только в лоне океана, который экранировал опасное остаточное ультрафиолетовое излучение. 200 миллионов лет тому назад вследствие роста концентрации кислорода и озона до уровня, равного нынешнему, появляются млекопитающие, затем приматы — 70 миллионов лет тому назад и обезьяны — 20 миллионов лет тому назад. 1,5 миллиона лет тому назад некоторые субклеточные структуры смогли войти в резонанс с особыми волнами, интенсивность и частота вибрации которых, были способны изменять генетический код клеточных структур (тем же способом, который гипотезируется сегодня для электромагнитных локальных передатчиков и Солнца, полагаемых ответственными за лейкемию и рак кожи).

По Библии: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их».

День 6 от сотворения мира

По науке: 40 тысяч лет тому назад вышеупомянутая резонирующая случайность могла сопровождаться очень высокой диффузионной подвижностью, связанной со скудостью длин волн в наборе, чтобы позволить этой клетке, так радикально измененной, придать интерактивные и созидательные способности.

Земля первоначально была безводна и пуста (неустроенна) . Тьма была над бездною; и дух Божий носился над водою.

Бог дал устройство миру вещественному в шесть дней Словом Своим.

В первый день Бог создал свет.

Бог сказал: «да будет свет»; и стал свет. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро: день один .

Во второй день Бог создал твердь, или видимое небо.

Бог сказал: «да будет твердь посреди воды». И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом .

В третий день Бог отделил воду от земли и создал собрания вод на земле, сушу и растения.

Бог сказал: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями . Потом сказал Бог: «да произрастить земля зелень , траву, сеющую семя , и дерева плодовитые ». И произвела земля зелень, траву и дерева.

В четвертый день Бог создал светила небесные: солнце, луну и звезды.

Бог сказал: «да будут светила на тверди небесной». И стало так .

В пятый день Бог сотворил животных пресмыкающихся, рыб и птиц.

Бог сказал: «да произведет вода пресмыкающихся , душу живую, и птицы да полетят над землею по тверди небесной». И сотворил Бог рыб, и животных пресмыкающихся, и всякую птицу. И благословил их , сказав: «плодитесь и размножайтесь».

В шестой день Бог создал животных четвероногих, живущих на суше.

Бог сказал: «да произведет земля душу живую, скотов, гадов и зверей земных». И стало так.

Наконец в шестой же день Бог сотворил человека, мужчину и женщину.

По сотворении мира, Бог воззрел на все, что он создал, и увидел, что все хорошо весьма.

В седьмой день Бог почил от всех дел своих , благословил день седьмой и освятил его, то есть назначил, чтобы разумные твари в этот день особенно прославляли Его. (.)

Сотворив мир, Бог стал промышлять о мире, то есть хранить его и управлять им. Такое действие Божие называется промыслом Божиим. Посему Бог называется Вседержителем и Царем неба и земли.

Сотворение человека. Рай земной. Заповедь Божия. Имена животных. Сотворение жены. Благословение Божие мужу и жене

Бог при самом сотворении человека благоволил показать Особенное Свое попечение о нем. Прежде сотворения человека был совет между Богом Отцом, Сыном Божиим и Духом Святым. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему И по подобию Нашему , и да владычествует он над рыбами Морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею». После сего совета Бог сотворил человека по образу своему . Бог создал тело человека из праха земного , и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою.

Для человека Бог насадил рай (прекрасный сад) в Эдеме , на востоке ; и произрастил в нем всякое дерево приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла . И поселил Бог человека в этом раю с тем, чтобы он возделывал его и хранил.

И заповедал Бог человеку: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь; потому что в день, в который вкусишь от него, умрешь» .

И сказал Бог: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Бог привел к человеку всех животных, чтобы он дал им имена. Человек нарек имена животным , но для него не нашлось помощника подобного ему.

Навел Бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, Бог взял одно из ребер его, из этого ребра создал жену и привел ее к человеку. Тогда человек сказал: «вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо она взята от мужа . Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть ".

Бог благословил мужа и жену и сказал им: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». И назначил Бог в пищу людям траву с семенем и плоды дерев , а зверям, птицам и пресмыкающимся – зелень травную.

Адам и жена его были наги и не стыдились . (.)

Грех прародителей и последствия его. Суд Божий и обетование о Спасителе. Наказание за грех

Прежде человека Бог сотворил бесплотных духов, которые называются Ангелами, то есть вестниками Божиими.

Один из этих светлых духов ложно вообразил себя равным Богу, возгордился, не стал повиноваться Богу и возмутил против Бога многих других духов. Возмутившихся духов, которые сделались злыми духами, Бог лишил света и блаженства и низверг с неба. Главный из них называется диаволом и сатаною .

Диавол позавидовал блаженству людей и захотел погубить их. Однажды жена была близ запрещенного дерева познания добра и зла. Диавол вошел в змея, который был хитрее всех животных, и сказал ей: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни от какого дерева в раю»? Жена отвечала: «плоды с дерев мы можем есть; только плодов дерева, которое среди рая, Бог сказал, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Искуситель сказал жене: «нет, не умрете; но знает , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И увидела жена, что это дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и что привлекательно это дерево, потому что дает знание, и она взяла плодов его и ела; также дала мужу своему, и он ел. Тогда у них обоих открылись глаза, и они узнали, что они наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания.

Когда наступила вечерняя прохлада дня, услышали они голос Бога, ходящего в раю, и скрылись между деревьями. Бог воззвал к Адаму: «где ты»? Он отвечал: «я услышал голос Твой в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог спросил его: «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть»? (Бог спрашивал человека, как бы незнающий, чтобы расположить его к раскаянию) Адам, думая сложить часть своей вины на жену, даже на самого Бога, сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод с этого дерева, и я ел». Бог спросил жену: «что ты это сделала»? Жена сказала: «змей обольстил меня, и я ела».

Тогда Бог произнес такой суд на искусителя, на жену и на мужа.

Он сказал змею: «за то, что ты сделал это, проклят ты. Будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту».

Этими словами Бог сказал змею: «ты будешь низким, презренным и ненавистным животным »; – сказал диаволу, который был в змее: «ты будешь вечно мучиться в удалении от Бога; у тебя будет постоянная борьба с людьми; Семя жены, Спаситель, Который родится от Пресвятой Девы, победит тебя совершенно, а ты сделаешь Ему ничтожное зло ». Эти слова Господа в горестном состоянии согрешивших, но каявшихся во грехе, прародителей были первою утешительною, радостною вестью, первоевангелием о Спасителе.

Жене Бог сказал: «ты в болезни будешь рождать детей; будешь иметь влечение к мужу твоему, и он будет господствовать над тобою».

Адаму сказал: «за то, что ты послушал голоса жены твоей, и ел от дерева, от которого Я запретил тебе есть, проклята земля за тебя ; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе, и ты будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб (до пота будешь трудиться, чтобы приобрести хлеб), доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ты прах, и в прах возвратишься».

Адам, веря обещанию Божию, что от жены произойдут все люди, которые будут жить на земле, и Сам жизнодавец, Спаситель, нарек имя жене своей: Ева (жизнь).

Чтобы люди тверже помнили и верили, что придет на землю Спаситель и прольет кровь Свою за грехи их, Бог повелел им приносить Ему в жертву животных. Жертвы эти должны были прообразовать крестную жертву Иисуса Христа.

Чтобы люди не вкушали более плодов дерева жизни, Бог изгнал их из сада Эдемского, поставил у него Херувима и пламенный обращающийся меч, чтобы охранять путь к дереву жизни. ( гл.)

Обещав грешным людям Спасителя, Бог стал постепенно приготовлять их к принятию Его, а люди для спасения своего должны были веровать в обещанного Спасителя и ожидать Его. Это приготовление Богом людей к принятию Спасителя и спасение их верою и обещанного Богом Спасителя называется Ветхим Заветом (древним, старым союзом Бога с людьми).

Православная издревле считает от сотворения мира до Рождества Христова 5508 лет. Это число лет от сотворения мира до Рождества Христова принимали отцы пятошестого собора (Деян. Соб. т. XVII, р. 123). Такое летосчисление основывается на греческом переводе Библии, сделанном 70 толковниками. Посему здесь годы от сотворения мира считаются по летосчислению 70 толковников, как оно означено в русском переводе Библии

О существе и существенных свойствах Божиих Божественное откровение сообщает нам такое понятие: Бог есть Дух вечный, неизменяемый, вездесущий, всеведущий, премудрый, всеблагий, который дает всем столько добра, сколько кто принять может, всеправедный, всемогущий, вседовольный и всеблаженный. Как чистейший Дух, Бог не имеет тела и ничего вещественного в Себе

Небо и земля, вместе взятые, обыкновенно означают целое творение Божие. В этом месте под небом, основываясь на толковании блаженного Августина, святого Григория Богослова и святого Иоанна Дамаскина, разумеют небеса небес, мир невидимый, духовный и жилище блаженных, а под землею – первоначальное вещество, из которого потом Бог создал мир вещественный (Запис. на кн. Быт. М. Ф., Начерт. Биб. Ист. М. Ф. Догм. Богосл. М. Макария, § 64)

Землею здесь названо вещество видимого мира вообще. Эта первоначальная земля, то есть всеобщее вещество мира, была, по свидетельству книги Бытия, безвидна и пуста (по русскому переводу), невидима и неустроенна (по славянскому переводу), была нечто пустое и ничтожное, изумляющая пустота (по некоторым другим переводам). Это значит, что первоначальное вещество мира не имело определенных качеств, видов и форм. Далее в книги Бытия это же вещество названо бездною, потому что занимало собою необъятное пространство, не разграниченное разнообразием вещей, и названо водою, потому что не имело никакой твердости и постоянных образов, и в этом отношении приближалось к свойству жидких веществ. (Зап. на кн. Быт. Начерт. Биб. Ист.)

Полагают, что вместе с созданием света последовало некоторое движете в первосозданном веществе, подобно тому, какое ныне примечается в телах небесных, разделившее вещество на множество частей и отделившее светлое вещество солнца от вещества темных тел небесных, то есть планет. Первый период сего движения, вместе с предшествовавшим ему мраком, составил то, что в Святом Писании в первый раз названо вечером и утром, и днем не только первым, но единым, и как бы единственным. В первый день мира, равно и в следующие два дня, те действия, которые ныне производит солнце, производил первосозданный неустроенный свет, занимавший часть небесного пространства, то есть та масса светлого вещества, из которого в четвертый день Бог создал солнце. (Начерт. Библ. Ист. Запис. на кн. Бытия М. Ф.)

Во второй день Бог разделил воды твердью. Можно думать, что то были воды, содержавшие в себе вещество темных тел небесных, то есть планет, которые теперь, плотнее сложась около своих центров и заключась в постоянных пределах, оставили более удобопроницаемое для света пространство, или твердь. Твердь же означает у священного писателя не только воздушное небо, которое носит облачные воды, но и звездное, на котором в продолжение творения поставлены и утверждены на определенных друг от друга расстояниях светила. (Начерт. Библ. Ист. М. Ф.) Впрочем, на повествование книги Бытия о первых двух днях творения мира существуют и другие толкования. В виду различных толкований библейского повествования о сотворении Богом мира, должно помнить, что творение мира есть тайна, которую мы, по слову Апостола, разумеваем верою (.), что достоверность Святого Писания простирается далее пределов нашего разумения (блаженный Августин)

Вода по своей плотности и тяжести занимает средину между воздухом и землей, поэтому при первоначальном образовании земного шара, естественно, должна была покрывать всю поверхность его. Но, по слову Творца, одни части земной поверхности понизились, а другие поднялись, вследствие этого вода собралась в низменный части земной поверхности, а возвышенный части земной поверхности осушились

Низшие породы растений, не имеющие ни листьев, ни цветов, ни плодов, каковы: водоросли, лишаи, мхи

В четвертый день созданы светила, по всей вероятности, через совершенное сосредоточение в определенных местах и чрез совершенное образование масс светящегося вещества, с утверждением для этих небесных тел постоянных законов и круга деятельности (Начерт. Биб. Ист. Запис. на кн. Быт.)

Собственно – многородящих, под которыми разумеют животных микроскопических, насекомых, животных, живущих в воде, и земноводных

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.

И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле... и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Так совершены небо и земля и все воинство их.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его...

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». (Быт. 1, 1-31; 2, 1-3, 7-9)

Итак, великолепен был Божий мир, данный в жилище человеку. Роскошна была природа, окружавшая его; щедро рассыпала она перед ним дары свои. Жить и блаженствовать - вот что было назначением человека: для этого-то и вызван он был из небытия Всемогущим, Всеблагим, Всеправедным, а потому и Всеблаженным Богом, восхотевшим разделить Свое блаженство со Своим возлюбленным созданием - человеком.

Вот и причина его создания, а вместе с тем и начало его отношений к Творцу своему. Отношения же эти, получив начало от Безначального и Бесконечного Бога Самого, не будут никогда иметь и своего окончания.

Но все дело в том, что, дав жизнь человеку, Бог дал ему вместе с тем и свободную душу, хотя и созданную по образу и подобию Божию, но свободную по собственной воле направлять свои отношения к Богу и в добрую, и в недобрую сторону.

Как же употребили люди эту данную им беспредельно-возвышающую их свободу? В какие отношения к Богу поставили они себя и состоят?

Проследить историю отношений между Творцом и созданием можно в священных книгах, написанных богодухновенными людьми. Имя этим книгам - Библия, или сказания о жизни людей от их сотворения до воплощения Сына Божия на земле (Ветхий Завет) и от Рождества Спасителя мира, Иисуса Христа, до Его крестной смерти ради искупления употребившего во зло свою свободу человечества (Новый Завет, Евангелие).

Из этого-то священного источника - Божественного Откровения и предлагаются «Библейские рассказы», доступные для ознакомления с историей союза или общения Бога с людьми, которая должна составлять начальную и главную науку человека - ради того, чтобы при сознательном изучении отпадения его от Бога или разобщения его с Богом и вместе с тем неустанного привлечения его Богом к Себе научиться направлять себя к возвращению в потерянный рай - вечное Царство своего Небесного Отца.

Сотворение мира Богом - это предание, с которого начинается первая глава Библии. О сотворении мира в той или иной форме говорят все без исключения религии мира, подтверждая тот факт, что мир не возник случайно

Сотворение мира по Библии.

Библия описывает сотворение мира очень кратко. Это описание не расчитано на конкретное историческое время и расчитано на понимание людей всех времен и разного образования. Поэтому сотворение мира выражается символами, очень емкими по значению, и не всегда правильно понимаемыми нами. Так, например, слово “йом” (переведенное словом “день”), в древнееврейском языке может означать, как непосредственно “день”, так и неограниченный период времени. В пользу последнего варианта некоторые исследователи Библии приводят слова апостола Петра: “… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3:8)”, хотя возможно и прямое значение этого слова.

История сотворения мира. Сотворение мира из ничего

В Священном Писании и стория сотворения мира начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю". Понятия "небо" и "земля" в данном случае не следует воспринимать буквально. "Небом" здесь названы "силы небесные", то есть мир ангелов - светлых духов, исполняющих Божью волю. Дословно "ангел" - значит "вестник". А словом "земля" обозначено абстрактное пространство (возможно Вселенная). Эта "земля" была "безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". И сказал Бог: "Да будет свет" - и явился свет. Бог отделил его от тьмы и назвал свет днем, а тьму - ночью. "И был вечер, и было утро, день один". Отличительной особенностью Бога-Творца является сила Его Слова: только Ему было подвласно сотворение мира из ничего, только Слово способно вызывать к существованию несуществующее и мертвое возвратить к жизни - никому в мире, кроме Него, это неподвластно.

Во второй день Бог создал "твердь", которую назвал небом (собственно, небесный свод), и “отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью". Так появились воды земные и воды небесные, способные проливаться на землю в виде осадков.

В третий день Бог сказал: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша". Сушу Он назвал землею, а "собрание вод" - морями. "И увидел Бог, что это хорошо". Затем Господь сказал: "Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле".

В четвертый день создал Бог солнце, луну и звезды "для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов".

В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и животные. Господь благословил их и повелел им "плодиться и размножаться".

Сотворение человека Богом

В шестой день Бог сказал: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" и сотворил мужчину и женщину. Сотворение человека по образу и подобию Божию подразумевает не внешнее сходство, а присутствие "образа Божия" в душе человека, т. е. - сходство внутреннее. И Господь сотворил человека, образовав его "из праха земного", то есть из глины, и "вдунул в лицо его дыханье жизни, и стал человек душою живою". Имя первого человека было Адам, что по-древнееврейски значит "человек", однако иногда это имя переводят как "слепленный из красной глины".

В стране Эдем Бог насадил сад невиданной красоты и изобилия (в русском переводе Эдемский сад назван "Раем") и поселил там Адама, чтобы он возделывал и хранил его. Затем Бог сказал: "Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответствующего ему". Он создал зверей и птиц - и привел их к Адаму. Адам дал им всем имена (Согласно древним преданиям Адам был способен понимать язык зверей и птиц, видеть их свойства и повелевать ими в прямом смысле слова). Но среди птиц и животных "для человека не нашлось помощника, подобного ему". Тогда Господь погрузил Адама в глубокий сон, и пока тот спал, вынув у него одно ребро, сотворил из ребра женщину. Впоследствии она получила имя - Ева (“жизнь”), но поначалу Адам назвал ее просто женою, сказав: "Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою: ибо взята от мужа своего". Бог благословил первых людей и сказал им: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею".

В седьмой день от начала сотворения мира Бог "почил от всех дел Своих". Этот день был назван "суббота", что означает "покой", и установлен в качестве праздника - для отдыха и служения Богу. Так произошло сотворение человека Богом.

О существовании ангелов задолго до сотворения человека говоритят слова Господа к Иову: “… где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд , когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов.38:4-8)”

Главные боги Олимпа

Ясон и герои Олимпа

Хранители мира

Город Шамбала

Гиперборея

Гиперборея - легендарная страна на севере, в переводе с древ-негреческого означающая «за Бореем». Греческий бог Борей считался богом северного ветра, ...

Орион

В этом созвездии две звезды нулевой величины. 5 звёзд второй и 4 третьей величины, причём среди ярчайших звёзд есть переменные. Созвездие...

Тайна замка


Стилизованное под средневековую оборонную готическую архитектуру здание замка, давно стало визитной карточкой поселка Мангуш, расположенного в юго-восточной части Украины. Почему построенный...

АМС Зонд-5

15 сентября 1968 года советская космическая станция Зонд-5 первой в мире облетела вокруг Луны. Автоматическая ст анция Зонд- 5 была...

Древнегреческий театр

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только...