Классный час «И дети тоже победили в той войне! Классный час «Дети войны Кл час к 9 маю

Сценарий классного часа «Дети войны»

Цели:

- Активизировать интерес к истории Великой Отечественной войны;

Содействовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту своей страны;

-Воспитывать чувство благодарности за подвиг маленьких защитников Отечества.

Оборудование: выставка книг о войне, интерактивная доска.

Ход мероприятия:

Ведущий: Тебе 10 лет или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного

грома. Ты видишь, как строятся новые дома, но не подозреваешь, как легко они рушатся под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как весёлый утренний сон.

Война – какое слово страшное!

Звучит оно в сердцах людей

Набатом памяти и вечности.

Как это слово объяснить,

Ребятам, живущим в 21 веке,

В эпоху видиков, компьютеров и теликов?

Сейчас мне надо рассказать о том,

Что много лет тому назад

На нашу Родину нагрянула беда – война!

Ну, как же объяснить весь этот ужас,

Когда мальчишки и девчонки,

Похожие на вас, ушли на фронт?

Ведущий:

Мы с вами все от мала до велика,

Должны умом и сердцем понимать:

О них, солдатах той войны великой,

Должны мы память свято сохранять .

Война унесла 27 миллионов человеческих жизней.

За годы Великой Отечественной войны погибло на фронтах 10 миллионов воинов.

Замучено в концлагерях свыше 11 миллионов.

Разрушено городов 1710.

В каждой семье не вернулся домой кто-то из родных.

Каждые 6 секунд уносили на фронте человеческую жизнь.

Школьный выпуск 1941 года практически весь погиб на фронтах Великой Отечественной войны.

Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость и труд!

Звучит клип песни «Дети герои». (минута молчания)

Ведущий: Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей, о том, как и чем жили, как боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье -22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне с взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанском движении, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд использовали на заводах и фермах Германии.

А мы не стали памяти перечить,

И, вспомнив дни далёкие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда.

Была земля и жёсткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война…

Ведущий: Дети огненных лет – так зовут это поколение. Война не пощадила их детства. Но они не сдались. Выдержали. Выстояли. Не звонкими кострами, а испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого.

Дети войны… Они рано и быстро взрослели, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков делать снаряды для фронта, набивали мешки песком для бомбоубежищ, помогали ухаживать в госпиталях за ранеными воинами, набивали патронами пулемётные ленты, собирали боеприпасы для солдат. Этим дети тоже приближали нашу Победу.

Ведущий: Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли. Сколько им было от роду? Десять – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете.

Война вошла в мальчишество моё.

Да, в десять лет мы были дети,

Но жёсткий, в горьких складках рот.

Я жил на Волге в сорок третьем,

Бежал не с фронта, а на фронт.

Я скорбь свою умело прятал.

Я видел скорбную страну

И только в мае сорок пятом

Наплакался за всю войну.

Ведущий: Мальчишки… Девчонки… Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, матерями. Сражались повсюду. И не на миг не дрогнули их юные сердца! В те дни рано взрослели дети, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было ба поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. Пришёл грозный час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём большая любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Спят мальчишки в сиянии звёзд.

Им – семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из - под белых берёз.

Из - под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!

Ведущий: Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей.… А немцы хохотали», - вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным ребёнком и ждём, когда сердце у него остановится… Снегом присыплем. Вот ему и могилка до весны».

Ведущий: Фашизм – когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали до тех пор, пока ребёнок не умирал. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти. Детей гнали из концлагеря в концлагерь. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах страх. Маленькие старички с истощёнными телами, обтянутые кожей.

Мальчик: Нас заставляли работать по 15 – 20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда мы выбивались из сил, нас раздевали догола и обливали холодной водой не морозе, били палками.

Ведущий: В Польше, в городе Лодзь, есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города фашисты устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от голода, болезней и побоев. В общей сложности в концлагерях было уничтожено свыше двух с половиной миллионов детей. Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось от боли, глядя на страдания детей в страшных лагерях смерти… Что есть у матерей дороже их детей? Что есть дороже у любого народа? А кто посчитает сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был придти в этот мир.

Чем оправдать детей невинных муки,

Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,

Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

И мира варварское разрушенье?

А сколько в том огне жестоком,

Не избежав безжалостного рока,

Сердец сгорело молодых,

Мечтавших заглянуть в глаза родных!

Ведущий: 9 мая всё человечество отметит День Великой Победы. Никогда и никто не забудет Великой Отечественной войны, не забудет, какой ценой досталась победа, как не забываем тех, кто отдал жизнь ради неё.

Войну мы вспоминаем не за тем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться,

Мы просто повторяем вся и всем:

Подобного не должно повториться.

Ведущий: «Никто не забыт. Ничто не забыто» - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Наш долг не забывать тех, кому мы обязаны сегодняшним мирным днём.

Что знаем мы о каждом дне

Войны, смерть породившей?

А может нам дано вдвойне

Жить – жить за всех погибших!

Жить и помнить!

Жить и чтить!

Во время классного часа идёт показ слайд – программы «Дети войны»

Классный час в 3-4 классе «Жестокая правда войны»

Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся.
Задачи:
- воспитание у школьников любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого.
- закрепление и увеличение объема исторических знаний.
- воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа

Оборудование: плакаты, посвящённые великой Победе, компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, видеофрагмент документальных кадров времен Великой Отечественной войны,

Литература:
И.Х. Баграмян. Слово о генерале Карбышеве. Венок Славы т.8 – Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в 12томах с.551-559 / Москва, «Современник» 1989г /

Письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги. Венок Славы т.8 – Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в 12томах с.367-368 / Москва, «Современник» 1989г /

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, мы поговорим сегодня о жизни людей нашей страны в разные периоды истории.
Расскажите, чему радуетесь вы в своей жизни и чему огорчаетесь.
(ответы детей)
Когда ваши родители были детьми, их радости и печали были похожи на ваши. Не всегда спокойно жили люди нашей страны. Сегодня мы мысленно вернёмся в прошлое нашей страны, в грозные годы 1941-1945гг.
Как жилось нашему народу?
Учитель: Прошла война
Прошла беда
Но боль взывает к людям
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.

(видеофрагмент начала войны)
Так война вошла в жизнь советских людей.

И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким и беспощадным врагом. С заводов и фабрик, с колхозных полей уходили мужчины на фронт.

(аудиозапись песни « Священная война» слова В. Лебедев-Кумач музыка А. Александрова)
Учитель: Война затянулась на долгие 4 года. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства.
В Белорусской деревеньке Хатынь фашисты согнали и закрыли в сарае стариков, женщин и детей. Их сожгли заживо. А тех, кто пытался выбежать, расстреливали из автоматов.
В организованных лагерях для заключённых, фашисты проводили опыты над людьми, заражая их новыми болезнями, беспомощных и обессиленных отправляли в крематорий (помещение, где пленных травили газом и потом сжигали)
Много подвигов было совершено советскими людьми в эти годы. Я хочу, чтобы вы больше знали о великих сынах нашей родины.

Рассказ учителя о генерале Карбышеве (Венок славы т.8):
Дмитрий Михайлович Карбышев - генерал-лейтенант инженерных войск в начале войны был направлен из Москвы для проверки укрепительных сооружений. Оказался в районе боевых действий, попал под бомбёжку, был ранен, засыпан землёй и в бессознательном состоянии оказался в немецком плену. Немецкие врачи привели его в чувства спустя сутки.
В Москве о Карбышеве было ничего неизвестно. В его личном деле появилась запись «Пропал без вести». А он до фераля 1945 года находился р разных концлагерях. Фашистское командование пыталось привлечь Карбышева к сотрудничеству на благо Германии. Не получив согласия, генерал был отправлен на каторжные работы в каменоломни, а ему было больше 60 лет.
По концлагерям разносилась молва о несгибаемом генерале. Из уст в уста пленные передавали его правила поведения в плену:
1.В любых условиях соблюдать организованность, сплоченность, товарищескую взаимопомощь, всеми силами помогать раненым и больным.
2.Высоко держать честь воина Красной Армии, быть верным воинской присяге.
3.Вести борьбу с фашистами и их пособниками-изменниками Родины, при первой возможности уничтожать их.
4.Создавать группы для диверсий и саботажа (действий, которые наносят вред)
5. смело совершать побеги и помогать в этом товарищам.
……………………………………………………….
8.Неизменно поддерживать в товарищах веру в конечную и полную победу Родины над врагом, которая принесет избавление от плена.
Эти заповеди были известны большинству военнопленных.
В 1945 г., когда Советские войска были в 70 км от концлагеря Маутхаузен,17 февраля фашисты уготовили мучительную смерть для группы заключенных, в которой находился и Д.М. Карбышев.
Людей раздели догола и вывели на улицу на 12-градусный мороз. Дул резкий ветер. Военнопленные простояли на морозе несколько часов. Тех, кто остался живой. Загнали в баню под горячий душ, а затем снова на мороз. Теперь их поливали холодной водой из шлангов. Струи воды сбивали людей с ног. Очевидец рассказывал, что один из этих людей, седовласый человек стоял прислонившись к стене.Он превращался в обледеневший памятник воинской стойкости.
Один из немногих, кто выжил после этой пытки, оказался старший офицер канадской армии Седдон де Сент-Клер. В 1946г он находился на лечении в лондонском госпитале. Он потребовал у администрации госпиталя вызвать представителя посольства СССР.В присутствии священника сообщил прибывшему подполковнику Сорокопуду следующее:

читает ученик
«Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим долгом рассказать, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполняю долг обыкновенного человека. Мне осталось жить совсем недолго и меня волнует мысль, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической жизни и трагической гибели советского генерала, благодарная память о котором должна жить среди людей»
Далее он изложил те факты о гибели Карбышева и его товарищей, о которых вам рассказали и закончил.
«Старый генерал, как всегда, был спокоен, его только бил сильный озноб, как и каждого из нас. Он что-то говорил окружающим его русским. Они внимательно слушали его. В его фразах я уловил несколько раз повторяющиеся и понятные мне слова «Советский Союз». Затем,посмотрев в нашу сторону он сказал нам по-французски: «Бодрее товарищи. Думайте о своей родине, и мужество не покинет вас»
Я вспоминаю о генерале Карбышеве, как о самом честном солдате и мужественном человеке, которого я встречал в своей жизни.»

Учитель: 16 августа 1946г Указом Президиума Верховного Совета СССР Д.М. Карбышеву посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

А вот другая история военной жизни.
Фашисты угоняли в плен людей, использовали их на тяжелых работах, в качестве слуг.
После освобождения белорусского города Лиозно в 1944г при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес:
"Действующая армия. Полевая почта N... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей!

Читает ученица(Венок славы т.8)
Март, 12, Лиозно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.

Учитель: трудно найти в нашей стране дом, куда не пришло горе. Кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга.
Хочу, чтобы вы знали и героев-наших земляков.

Рассказ о лётчике В. Талалихине
Талалихин Виктор Васильевич, герой Советского Союза (1918-1941гг.)
Родился в с. Тепловка Вольского района Саратовской области
Учился в ФЗО и работал в Москве. Окончил школу лётчиков. 7 августа 1941г. совершил ночной таран. После уничтожил 5 самолётов противника. Погиб в воздушном бою 27 октября 1941г в возрасте 23 лет.

Учитель: дети не остались в стороне в эти грозные годы. Они собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, работали на колхозных полях и в цехах заводов вместо взрослых. Много детей сражались с врагом, кто на фронте, кто в партизанских отрядах. Мы читали с вами рассказы о пионерах-героях. Кого из них вы запомнили?
(ответы детей)

Девочка:
Я родилась после войны
Я выросла под иным небом
Каким живу духовным хлебом?
Чем дорожу я в эти дни?

Учитель:
Чем же отличается ваша жизнь от жизни детей военных лет? (ответы детей)
Да мы не слышим взрывов бомб, не стоим в очередях за хлебом, не знаем что такое похоронки.

Миллионы людей ковали победу над врагом на фронте и в тылу.
Во многих семьях хранятся фронтовые письма. Которые присылали отцы и братья. Они писали, что вернуться домой с победой.
Послушайте некоторые из них. (Дети читают письма - треугольники)
****
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые.
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу
Буду немцев без жалости бить
Чтобы вам ничего не грозило
Чтоб могли вы учиться и жить!
Ваш брат.
****
Здравствуй, дорогой Максим,
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой
Будем мы фашистов гнать!
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец.
До свиданья, твой отец

Учитель: и вот он наступил - долгожданный День Победы. Этого дня люди ждали 1448 дней и ночей. На улицах в этот день люди пели, танцевали, незнакомые обнимали друг друга, поздравляли с победой. Многие плакали.

(аудиозапись песни День Победы слова В.Харитонов музыка Д.Тухманов)
Учитель: 70 лет как закончилась война. Это целая жизнь. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память погибших, кланяется живым. С каждым годом число ветеранов войны становиться меньше. Но мы не должны забыть великий подвиг советских солдат.
Давайте почтим минутой молчания память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле.

Дети:
1. Ради счастья и жизни на свете
Ради воинов павших тогда
Да не будет войны на планете

Вместе: Никогда! Никогда! Никогда!

2.Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Вместе: Пусть!

3.Пусть мирные звёзды сияют над небом!

Вместе: Пусть!

4.Пусть дышится глубже, спокойней, полней!

Вместе: Пусть! Пусть! Пусть!

Завершаем классный. час песней «Пусть всегда будет солнце» слова Л. Ошанин музыка А.Островский

Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

Ход мероприятия

Ведущий: Каждый год в мае наша страна празднует День Победы

Чтец:

Наш светлый май!
Наш май идет!
На праздник вышел весь народ,
Вся площадь Красная поет,
Поет о радостной весне
И о далеком славном дне
О Дне Победе на войне!

Ведущий: - Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Всеот мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ.

Чтец:

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Война – жестче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Исполняется песня “Священная война”, слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.

Ведущий: 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о нападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

“Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла, чтоб отстоять Отечество родное.

На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победи над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину!

Чтец:

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.

Чтец:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м. в мае.

Чтец:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких – то 5 минут осталось.

Ведущий: Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи советского союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов.

Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле.

Началась великая отечественная война…

Чтец:

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Ведущий: Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети . Дети войны …Они дети-войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде

Чтец:

Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.

Чтец:

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Чтец:

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

1-й ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2-й ведущий: Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети.

Исполняется песня “Темная ночь”.

Ведущий: В годы войны погибли свыше 26 миллионов наших граждан. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Прошу всех встать! (Проходит минута молчания)

Чтец:

Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Люди!
Покуда сердца стучат – помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!

Ведущий: Весной 1945 года Великая Отечественная война закончилась.
8 мая 1945 года был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Фашистской Германии, а 9 мая – объявлен днём Великой Победы великого советского народа над гитлеровской Германией. Наша армия разгромила фашистов и освободила народы всего мира от этого величайшего зла. И до сих пор в нашей стране 9 мая празднуется День Победы!

Цена победы сложена из многих факторов:

    Благодаря таланту военачальников и командиров была создана мощная боевая армия, которая была способна дать достойный отпор врагу.

    Отчаянная вера нашего народа в Победу.

    И самая страшная плата за Победу – 27 миллионов унесенных жизней советских людей, павших в сражениях, умерших от ран и голода, погибших в лагерях смерти и под бомбёжками.

Чтец:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды.
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…

Чтец:

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты. Подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Чтец:

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Исполняется песня “День Победы”. Сл.В Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Ведущий:

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
А травы будут зеленей.

Победа! Победа!
Во имя отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!

Благодарим солдаты вас,
За жизнь, за детство и весну
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем.

авторы: Юлия Викторовна Воропаева , учитель математики , Елена Евгениевна Билан , учитель русского языка, литературы

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной системы образования. Данное внеурочное мероприятие формирует у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения учащихся среднего звена, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества.
Для достижения результативности мероприятия использованы различные средства: презентация слайдов, аудиозаписи, видеозаписи, фотографии детей военных лет, фронтовые письма, иллюстрации памятников «Дети войны», наглядный материал.
Воспитательное мероприятие представлено в форме классного часа, которое включает в себя чтение стихотворений, рассказы учащихся об историческом прошлом своих родных, исполнение песен.

Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
  • Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
  • Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.
  • Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.

Развивающие:

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
  • Развивать связную, выразительную речь.
  • Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные:

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.
  • Побудить учащихся к нравственным поступкам.
  • Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: классный час.

Метод: интерактивный.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • презентация в программе «PowerPoint»;
  • фотографии детей военных лет;
  • фронтовые письма;
  • аудиозапись Юрия Левитана « Объявление о начале войны »;
  • аудиозапись Булата ОкуджавыПесня «До свидания, мальчики»
  • аудиозапись Матусовского Михаила Песня «Песня о солдате»
  • аудиозапись Аксенова Василия и Синявского Петра Песня «Ах эти тучи в голубом…»
  • видеозапись Плотниковой Елены «О той весне»

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Учитель объявляет тему классного часа (Слайд 1)

На доске эпиграф:

«В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной»

Ученик

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.

II. Вводная часть

Учитель (Слайд 3): Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Ученик

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить.
Почему нашим людям в нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

Ученик (Слайд 4):

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Учитель:

Тысяча четыреста восемнадцать дней – война,
А за ней
Тысяча тысяч ненайденных звезд,
Несбывшихся жизней.
Война –
Это жизни безумный оборот,
Время, текущее назад, а не вперед.
Война – это разлука,
Война – это злейший враг человека.

III. Основная часть

Ученик (Слайд 5):

Какими они были, солдаты 1941 года?
Грянул 41 год, ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем,
А им бы еще петь, любить и быть любимыми.
Но судьба распорядилась иначе.

Ученик:

Мальчики, еще не герои…
Еще вас не знает страна.
Но близится двадцать второе…
Стоит на пороге война.
Какими вы юными были,
Красивыми были – когда
Часы еще те не пробили,
Но рядом стояла беда! ...

Звучит песня «До свидания, мальчики» Слайд 6

Ученик:

Последнее мирное лето.
На улицах песня гремит.
И как все нарядно одеты:
От белого солнца слепит!
Еще ваши голуби реют,
Садятся на старый сарай,
И мама на кухне вам греет
На примусе утренний чай.

Ученик:

Вы эту минуту продлите –
Как будто беда далека.
Спешите, пока не убиты
Допеть, до любить, дописать,
Из бронзы потом, из гранита –
Ни слова уже не сказать.

Учитель (Слайд 7): Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Ученик:

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.

Ученик:

А мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив, дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была беда и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ученик (Слайд 8):

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей от смерти сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

Просмотр видеозаписи. Песня «О той весне» Слайд 9

Учитель: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Ученик (Слайд 10): Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много.

Ученик:

Мальчик. Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цвели цветы,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.

Письма с фронта. (Звучит фоновая музыка «Бухенвальдский набат») Слайд 11

Ученик:

«Здравствуй, дорогая мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя, Костя, Валя, Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, Тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня, тетя Поля и дядя Вася, Таня и Коля.

Привет от бойца…

Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую.

Нет наших … почти все на фронте. Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир. Мама, если меня не будет, то живите без меня …»

Ученик:

«Здравствуй, дорогие мама и Алексей Михайлович! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, держусь за Дон, за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно у нас был замечательный вчерашний день. Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 28, 1261 АП ПВО, лейтенанту Буримовучу. Пишите обо всем. А то я за все время. От вас не получил ни одного письма.

В Сталинграде у отца я был уже 3 раза. Не получал я писем и из Рязани. Особенно писать не о чем. Вот разобьем немцев, приеду, и обо всем расскажу, как дрались и т.д.

Обо мне не беспокойтесь. Мы, зенитчики, заговорены, нас бомбы не берут, а мы их бьем»

Пишите. Целую, ваш Алеша.

Посылаю письмо из Сталинграда, куда приехал в 4ый раз».

Ученик:

«Дорогой, добрый, папенька! Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы когда допытывали о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы, не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, пошлёт вон отсюда» и офицер выстрелил маме в рот… Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне отстригли налысо, руки высохли, похожи на грабли».

Ученик:

Мы слез тогда уж не лили,
Мы знали вкус полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Но что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – Родина за нами
И что такое наш народ.

Ученик: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Ученик:

Четыре года было мне
В тот страшный день и час,
Когда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел, сжигая города,
Осатаневший зверь.
И трудно виделось тогда
Далекое теперь.
Года немыслимых атак
Еще пройти суметь!
Так далеко стоял рейхстаг…
И очень близко смерть…

Звучит песня «Песня о солдате». Слайд 12

Рассказы наших одноклассников о прадедушке . Слайд 13

Спасибо прадеду за победу

(рассказ о прадедушке Завьялова Тимура)

В моей семье много ветеранов: и труда, и Великой Отечественной войны. Я расскажу о своем прадедушке. Это Алдошин Михаил Ефимович. Своего прадеда я никогда не видел, он умер за три года до моего рождения. Но я о нем много знаю и очень им горжусь.

Девятнадцатилетним парнишкой его, 18 апреля 1941 года Выборгским военкоматом города Ленинграда, призвали в армию. А уже в июле месяце он воевал на Белорусском фронте, вместе с такими же ребятами, как и он. Мой прадед был сержантом 766 стрелкового полка, командиром 120 миллиметрового минометного орудия. Однажды, лютой зимой 1942 года, их часть попала в окружение, многие лошади, тягловая сила орудий, были ранены или убиты. Солдаты сами тащили орудия, костры нельзя было разжигать из-за маскировки. Воины мерзли, голодали, но никто не дезертировал, не сдавался в плен, они сражались за Родину. Ведь слово Родина было для них не просто красивым словом. Они прорвались благодаря своему мужеству и любви к своему народу. Прадедушка был много раз ранен, последнее серьезное ранение он получил при взятии Кенигсберга, награжден орденами и медалями. На фронте стал коммунистом.

Несмотря на суровые испытания, мой прадед остался добрым и заботливым человеком. Он никогда не кричал на своих детей и внуков, уделял им большое внимание. И семья, и соседи, и знакомые, с большой теплотой и любовью вспоминаю его. Его имя занесено в «Книгу памяти Украины». Мой прадед для меня – пример.

Рассказ о прадедушке Зубкова Владислава. Слайд 14

Летний день 22 июня 1941 года застал моего прадедушку Сашу на занятиях в Одесском университете. А моя прабабушка Тоня в это время училась в Сталинском медицинском институте.

Прадедушка добровольно записался в армию и его направили на трехмесячные курсы лейтенантов в Краснодаре. По окончании училища его послали на фронт командиром минометной роты. Вскоре это училище было атаковано и разбито вражеской авиацией. Прадедушка воевал под Сталинградом, Курском, на Украине, в Польше и закончил войну в Германии. Он вернулся на Донбасс вначале 1946 года.

Прабабушка не успела эвакуироваться вместе с институтом, так как многие студенты были посланы рыть окопы.

До 8 сентября 1943 года она вместе с сестрой и мамой находилась в оккупации на Донбассе, пережила страшный голод и холод, скрывалась от фашистов.

Для моих прадедушки и прабабушки победа в этой страшной войне стала самым главным праздником в жизни.

Учитель (Слайд 15): 18 июля 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил до 25 бомб на детский эшелон, который перевозил эвакуированных ленинградских детей. Были убиты 41 человек, в том числе 28 детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей.

После налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были рассредоточены по лесу и кустарникам. Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал…

Ученик (Слайд 16): Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей – матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Ученик: 10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС "Принц Евгений" окружили Лидице; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли.

Ученик:

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Ученик:

Память, стой, замри – это надо!
То из жизни моей, не из книжки!
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку…
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые!
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя, мальчишка-подросток.

Учитель: Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза.

Ученик:

Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю не встанут. Я все понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Учитель (Слайд 17): Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученик:

Девчонка руку протянула
И головой упала на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил,
Что снова занятья после похорон.

Ученик:

Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.

Стихотворение «Мальчишка – партизан»

Читают ученики.

Если верить буквам этим,
Если верить цифрам этим,
То погиб он в сорок третьем,
То погиб он в сорок третьем.

Как не верить цифрам этим?
Как не верить буквам этим?
Был он схвачен на рассвете
в сорок третьем,
в сорок третьем.

Был он схвачен и опознан.
Отпираться-
Слишком поздно.

Офицер спросил с улыбкой:
– Ты есть русский партизан?
– Есть! – в ответ сказал мальчишка.-
Партизан! – сказал мальчишка,
Гневно выстрелив глазами
По смеющимся глазами.

Вмиг растаяла улыбка
-Ты не сделаешь ошибку.
Ты хороший русский мальчик
И, конечно, хочешь жить.

Ты расскажешь нам немного,
В лес покажешь нам дорогу,
И за это – ты свободен:
Можешь к мамке уходить! ...

– Нет! В ответ сказал мальчишка. -
Ни за что, – сказал мальчишка
И в лицо им рассмеялся:
– Ни за что и никогда! ...

Целый день его пытали,
А под вечер расстреляли…
Расстреляли партизана
Возле старого пруда.

Но живет,
Живет мальчишка
Став легендой,
Песней, книжкой,
Улицей в нашем поселке,
Нашей школой.

И сейчас: -
Я не верю буквам этим,
Я не верю цифрам этим,
Не погиб он
В сорок третьем -
Жив мальчишка
Среди нас.

Памятники «Дети войны» (иллюстрация слайдов 18-29)

  • Памятник детям войны в Белгороде, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в Липецке, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия.
  • Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия.
  • Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия.
  • Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия.
  • Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия.
  • Памятник "Детям Керчи – жертвам войны 1941-1945 г.г." в Керчи, Крым, Россия.
  • Памятник детям войны в Ульяновске, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия.

IV. Заключительная часть

Сегодня мы говорили о детях – героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

Ученик:

Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам.

Ученик:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…

Ученик

– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Исполняется песня «Ах эти тучи в голубом…» Слайд 31


Классный час «Дети войны»

Цели и задачи :

Развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Расширять знания о Великой Отечественной войне.

Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Дети войны»

Цели и задачи :

Развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Расширять знания о Великой Отечественной войне.

Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”.

Ф.М. Достоевский (слайд 1)

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной. (слайд 2)

Учитель. Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей. Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Недетская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по серым листам похоронок. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. (слайд 3)

Ведущий 1. А. Твардовский сказал: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль. (слайд 4)

Учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение русского народа. (слайд 5)
М. Джалиль "Варварство".

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья,
Еще не старой женщины. Она,
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже, (слайд 6)
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно
. (слайд 7)
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
(слайд 8)

Ведущий 2. Блокада … Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам. Смотреть на голодающих детей (их в городе было около 400 тысяч), чувствовать свою беспомощность перед тем, что ничем им помочь не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери, совершали подвиг милосердия, отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. (слайд 9)

Чтец

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам-

Дом из мрака шагнул, покарежен пожаром.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням,

И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки. Бледные губки.

Старичок семилетний в потрепанной шубке.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: (слайд 10)

Пожуй-ка!... –

И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

Там - поверх одеяла – распухшие руки.

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бледные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали как свечи….

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца. Настоящий мужчина.

И когда замигал догоревший огарок

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку,-

Приезжай!,- закричал ему мальчик вдогонку.

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол

Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему положила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила.

Егор Лившиц

Чтец. Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева .

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Девочке Тане 11 лет…

(слайд 11)

Чтец:

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

(слайд 12)

Учитель. Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов, но они никогда не смогут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, наблюдая, как умирают его близкие.

Ведущий 1

Конечно, подумать – кому она легче,

Лихая година была?

Но всё же война на детские плечи

Всей тяжестью взрослой легла.

Сиротство, и холод пронзающей стужи,

И голод, и слёзы, и смерть!

Войной просквожённые детские души

Уже никогда не согреть.

Учитель. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Послушай о ребятах, о ваших сверстниках, которым пришлось вместе со взрослыми встать на защиту нашей Родины.

Ученик: Лёня Голиков. (Слайд 14) Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звание Героя Советского Союза

Ученик: Валя Котик. (Слайд 15) Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Ученик: Зина Портнова . (Слайд 16) Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик: Марат Казей... (Слайд 17) Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. Мать Марата Казея прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

Ученик: Володя Дубинин (Слайд 18) был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалёв. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате десантной операции 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Ученик: Ковалёв Саша (Слайд 19) родился в семье инженера Филиппа Марковича Рабиновича и Елены Яковлевны Рабинович В 1937 году его родители были репрессированы. После ареста родителей воспитывался в семье тёти переводчицы Риты Ковалевой. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ярославскую область, а позже, вернулся к месту службы мужа тёти - Николая Петровича Ковалёва в Архангельск, где поступил на катер.

В 1942 году поступил в Соловецкую школу юнг под именем Александр Николаевич Ковалёв в группу подготовки мотористов. После её окончания был распределен на эсминец «Громкий», а после - на торпедный катер. Участвовал в 20 боевых операциях Северного флота.

8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации. В результате, которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв, прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом, удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на судне находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера.

9 мая 1944 Саша Ковалев погиб в результате взрыва германской фосфорной мины, неразорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника. Был награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Лара Михеенко (Слайд 20) родилась в Ленинградской области) В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы к дяде Лариону в деревню Печенёво Пустошкинского района Калининской области (в настоящее время территория Псковской области). Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Весной 1943 года Лара вместе с подругами, которых фашисты хотели угнать в Германию, ушли в партизанский отряд.

В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов из-за подозрительности немцев. Девушки собирали сведения о дислокации фашистов, узнавали, где собирают отобранный скот для отправки в Германию, какое количество солдат и техники в том или ином районе. Кроме разведки приходилось Ларе и её подругам заниматься и другим делом - распространением агитационных листовок. Внезапно появились враги. Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась. 4 ноября 1943 года Лариса Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Ведущий 2. По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати ле т. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов

Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения, юный солдат мог остаться в части, которые вносили его в список части и ставили на довольствие. В этом случае ребёнку выдавалось обмундирование; могло быть выдано и личное оружие. (слайд 21)

Ведущий 1. Большинство из сыновей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении. Однако немало среди них принимали непосредственное участие в боевых действиях: юные разведчики, пехотинцы, танкисты, юнги. (слайд 22)

Ученик . (слайд 23) В апреле 1943 г. Аркадий Каманин прибыл в штурмовой авиационный корпус, которым командовал его отец, на Калининский фронт. Сначала Аркадий работал механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи. Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. В июле 1943 года был выпущен в первый "официальный" самостоятельный полет на самолете У-2. После чего четырнадцатилетний Аркадий назначается на должность летчика. Воевал на нескольких фронтах: Калининский фронт, 1-й Украинский фронт, 2-й Украинский фронт. За весь период своей службы А. Каманин произвел более 400 вылетов на задание по маршруту, при чем, часть из них производилась в сложных метеоусловиях и в непосредственной близости от линии фронта.

Ведущий 2. В действующей армии служили и «дочери полка», так например на 3-м Украинском фронте служила десятилетняя санитарка Вера Белякова, воевала 14-летняя пулемётчица Маша Щербак, спасла от взрыва госпиталь в Бернау 13-летняя санитарка Валя Таран, начавшая свою службу в 10-летнем в возрасте в Керчи. (слайд 24)

Ведущий 1. Многие юные солдаты были награждены орденами и медалями. Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой шестилетний Сергей Алешков, который под Сталинградом спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он был награждён медалью «За боевые заслуги ». (слайд 25)

Учитель.

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских - седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Песня Ильи Резника «Дети войны».

На Минском шоссе.

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось у дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы.

В пути минуты длились, словно дни.

Все время сыну было непонятно:

Зачем свой дом оставили они?

Что значат слезы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Которые в тенечке у кювета, раскинув руки,

Вместе с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы..

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у кювета,

И этим мамам никогда не встать!

Но сын вопросы задавал упрямо

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От пули не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг.

В его глазах, доныне безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось.

Он прежним больше не был.

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Учитель. Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам. Имена не всех героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни . (слайд 26)

Чтец. (слайд 27)

Майор привез мальчишку на лафете,

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди любимую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Чтец. (слайд 31)

Я недавно смотрела фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,
Лебеда – их еда и землянка – их кров,
А мечта до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Учитель. Победа досталась нам очень дорого, поэтому об этом мы должны знать. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую жизнь!

Объявляется минута молчания.

Учитель.

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Видеофрагмент «Пусть всегда будет солнце»