Нац платья сев кавказ. Кавказская национальная одежда – многообразие стилей, красок, узоров и названий. Парадный или выходной комплекс

Особенности и традиции народов Северного Кавказа хорошо отражены в так называемом кавказском стиле одежды. Национальный костюм – это совокупность сходных черт культуры и быта народов Кавказа, которые сложились за длительное время.

Кавказская женская одежда

Одежда женщин Кавказа довольно разнообразна в зависимости от местности. По фасону женский костюм был похож на мужской – платье было сходно с мужской «черкеской», также и в верхней одежде – куртка на вате была похожа на мужской «бешмет».

Главная национальная кавказская одежда женщин называется, как и у большинства народностей, платьем. Верхняя одежда представлена кафтаном. В женском костюме, безусловно, присутствовало большее разнообразие, чем в мужском, да и декор более богатый.

По своей сути, национальная одежда кавказских народов носит много общих черт, что говорит об общности традиций и эстетического восприятия народов Кавказа.

Материалы и отделка

Для пошива платьев небогатые кавказские женщины использовали домотканое сукно, которое отличалось высоким качеством. Одежда кавказских девушек высшего сословия шилась из привезенных дорогих материалов – шелка, атласа, бархата. Так как фасон платья предполагал расширенную книзу пышную юбку, то на пошив одного платья уходило более пяти метров материала.

Девицы из богатых семей начинали обучаться искусству прикладного характера с пятилетнего возраста. Они учились вышивке золотом и жемчугом, плетению различных видов тесьмы.

К тому времени, как девушка была готова идти под венец, у нее уже было готово . С ручной вышивкой золотом помогали девушки, которые служили в прислуге.

Узоры и орнаменты на свадебном наряде могли быть как минималистичными, так и массивными – все зависело от личных предпочтений и богатства семьи невесты.

Мужская одежда всех народов Северного Кавказа, как в отдельных предметах ее, так и в комплектов в целом, обнаруживает чрезвычайную близость, а в ряде случаев и тождество. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Ниже мы попытаемся разобраться в причинах сходства и в том, в какой исторический период оно могло сложиться.

У всех народов Северного Кавказа было несколько комплексов одежды, связанных с различными жизненными обстоятельствами. Первый — это дорожный, походный комплекс одежды. Он включал в себя помимо той или иной обычной одежды бурку, башлык и папаху, т. е. те три обязательных предмета, которые собственно и превращали его в дорожный комплекс. В условиях длительных поездок и походов эти предметы были не только очень удобны, но и крайне необходимы. На первом месте, конечно, была джамчы (бурка), о разнообразии употребления которой мы говорили ранее. Джамчы (бурка) наиболее специфична для народов Северного Кавказа. Горцы издавна изготовляли бурки не только для себя, но и на продажу. Бурка являлась предметом торговли, а часто прямого обмена с соседями, прежде всего с Западной Грузией, в свою очередь служившей для народов Северного Кавказа источником получения различных тканей, ниток и т. п. Бурки продавались также и северным соседям — казачеству, где они не только вошли в быт, но и стали частью воинской казачьей формы. Наиболее популярны были бурки кабардинской, карачаевской и балкарской работы.

Вторым характерным для дорожного комплекса предметом являлся башлык. Западноевропейские путешественники в ряде случаев так и называют башлык «дорожным капюшоном». Особенностью покроя башлыка были длинные лопасти, которые позволяли замотать ими шею, не защищенную ничем, кроме стоячего воротника бешмета, да и он, видимо, не всегда был высоким. Этими же лопастями можно было прикрыть лицо от ветра, холода (или при желании быть неузнанным). Башлыки также служили предметом вывоза в Закавказье, в Россию, в Крым. Народы Северного Кавказа в отличие от населения Западной Грузии и Абхазии носили башлык только поверх шапки, а не прямо на голову. И если в Западной Грузии существовали десятки способов завязывания башлыка, то на Северном Кавказе его просто накидывали поверх папахи, а концы спускали вперед или заматывали вокруг шеи. Размер башлыка в известной мере зависел от фасона папахи, так как, надетый поверх нее, он должен был закрывать и плечи.

Папахи имели различную форму, что, однако, служило не столько этническим признаком, сколько временным; форма также определялась возрастом, приверженностью к моде и личным вкусам. Папаха обязательно входила в состав дорожного комплекса, даже если про запас имелась войлочная шляпа. Башлык надевали только на папаху, а возможность холодной и дождливой погоды в горах всегда надо было учитывать.

Джамчы (бурка), башлык и бёрк (папаха) составляли обязательный комплекс дорожной одежды всадника во второй половине XIX — начале XX в. и бытовали в качестве таковой почти по всему Кавказу. Второй комплекс — выходной, парадный. В нем также весьма ярко выступали общие черты бытовой культуры народов Северного Кавказа.

Он включал в себя чепкен (название после было искаженно и стало называться черкеской ), кёлек (бешмет), иногда рубаху, кёнчек(штаны — широкие или узкие в шагу), ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху того или иного фасона. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой и башлыком, и таким образом первый и второй комплексы совмещались. Полный выходной костюм имели зажиточные люди. Порой костюмом или отдельными его предметами могли пользоваться другие лица — родственники и друзья хозяина. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями, а иногда и вышивкой. Башлык в этих случаях носили на плечах с капюшоном и лопастями, спущенными за спину. Он закреплялся спереди при помощи завязок из галуна или шнура. Такой башлык молодые люди носили и внутри селения в торжественных случаях — на свадьбу, на танцы и т. п.

Сочетание первого и второго комплексов одежды образовывало тот самый костюм, который бытописатели часто называли «обычный горский костюм». Второй комплекс был очень близок к одежде населения Западной Грузии (Имерети, Сванети, Рача, Мегрелия) и особенно Абхазии. Это сходство наблюдалось главным образом в верхней одежде — черкеске (в западногрузинской чохе) и бешмете, обувь и головной убор имели отличия. Именно указанные выше области были более всего связаны в хозяйственном и историко-культурном отношениях с Северо-Западным и Центральным Кавказом – карачаевцами, балкарцами и адыгскими народами, а также осетинами (последние имели наиболее тесные связи с карталинцами). «Наряду с традиционным костюмом весьма популярной в Кахети и Картли была северокавказская черкеска из белого или желтого сукна с хазырами (с газырницами) на груди». Первый и второй комплексы, характерные для народов Северного Кавказа, бытовали в Дагестане, также в качестве парадного выходного костюма.

Эти же комплексы распространились и среди терского и кубанского казачества и стали их военной формой. В конце XIX в. и особенно в начале XX в. второй комплекс распространяется и в Восточном Закавказье — Восточной Грузии, Азербайджане и Армении. Здесь он сосуществовал с другими традиционными для этих мест костюмами (с чохой, архалуком и т. п.). Его бытование было ограничено определенными слоями населения, главным образом молодежью из зажиточных семей.

Н. Г. Волкова и Г. Н. Джавахишвили. рассматривая вопрос о традициях и инновациях в грузинском мужском костюме, пишут: «В мужской одежде в конце XIX — начале XX в. более стабильны традиционные формы. Помимо них органической частью мужского костюма Грузии стали элементы, привнесенные с Северного Кавказа, из Персии, Турции (черкеска, разрезные рукава в чохе, остроконечный головной убор из меха и др.)».

Если сходство одежды Северо-Западного Кавказа и Северо-Западной Грузии, как можно предполагать, опирается на какие-то глубокие традиции и даже этногенетическое родство (абхазы и адыги), то на Восточном Кавказе комплекс с черкеской явно привнесен с Северного Кавказа. Характерно, что в этих районах местные женщины не умели шить черкеску, ее изготовляли только специалисты-портные. Костюм с черкеской северокавказского типа стал для населения значительной части Кавказа той общей формой одежды, которая предшествовала городскому костюму.

Третий комплекс — это повседневная рабочая одежда. Она имела большие отличия у разных народов. Эти отличия выявлялись не столько в покрое и характере отдельных предметов, сколько в составе комплекса в целом.

Повседневный комплекс одежды карачаевцев и балкарцев, а также адыгских народов, абазин и кубанских ногайцев состоял из бешмета, штанов с широким шагом, заправленных в ноговицы, и рабочей обуви из сыромятной кожи со швом на заднике и носке. При некоторых работах надевали обувь с плетеной из ремней подошвой. В летнее время на голову надевали войлочную шляпу или папаху. Зимой носили папаху и шубу. Рубашка при таком костюме была не обязательна (при выходе из селения надевали черкеску). Этот вариант повседневного комплекса условно можно назвать западным.

У чеченцев и ингушей при наличии вышеописанного костюма чаще в качестве рабочей одежды носили рубаху, штаны, более узкие в шагу. папаху и иногда войлочную шляпу. Штаны иногда заправляли прямо в обувь, без ноговиц. Это восточный вариант комплекса.

Рабочий костюм осетин занимал промежуточное место. У них бытовали и западный и восточный варианты комплекса повседневной одежды. Но они чаще, чем другие народы, носили войлочную шляпу. Для них типична также обувь из сукна с кожаной подошвой, которой почти не было на Северо-Западном Кавказе. По-видимому, в основном с осетинами надо связывать распространение черкески без газырей, иногда с высоким воротником. Она надевалась прямо на рубаху и считалась рабочей, повседневной одеждой. Такие черкески бытовали также у балкарцев, а иногда и в Карачае.

Говоря о повседневной рабочей и домашней одежде, необходимо выделить четвертый комплекс- специализированную одежду для пастухов, продиктованную условиями их работы. По своему составу она совпадает с рабочей одеждой, но у разных народов в нее включалась специальная пастушеская одежда. В Карачае, Балкарии, Осетии (Дигории) и отчасти в Кабарде в состав одежды пастухов крупного рогатого скота, и овец входила войлочная одежда с рукавами, а также короткая бурка или просто накидка из куска войлока. У осетин была распространена короткая бурка, а еще также накидка из грубой ткани. У чеченцев и ингушей, кроме бурки, была накидка из домотканого сукна.

Итак, в повседневной одежде наблюдались наибольшие различия, видимо, прежде всего потому, что она была наиболее приспособлена к бытовым особенностям жизни народа, отвечала его потребностям и возможностям. Все предметы повседневной одежды делались руками местных женщин, а не ремесленников, чье участие в создании костюма обычно приводит к известной его нивелировке.

Можно условно выделить пятый комплекс — с шубой, указав при этом, что он является не столько сезонным (зимним), сколько более всего связанным с вертикальной зональностью, отгонным скотоводством, возрастными различиями. Шубы (чаще всего нагольные) разного покроя носили на горных пастбищах и летом. Они же могли служить покрывалом для спанья. В шубе летом можно было видеть стариков, особенно по вечерам.

Карачаевцы, балкарцы и адыгские народы, обычно надевали шубы поверх бешмета, иногда под черкеску. Осетины, чеченцы, ингуши носили шубу и прямо на рубаху. Крытые шубы носили более зажиточные люди и в качестве выходной одежды. Комплекс с шубой был характерен и для народов Дагестана — соседей чеченцев. Народы Дагестана в отличие от горцев Северного Кавказа имели разнообразный набор шуб.

Причины сходства мужской одежды народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. уже являлись предметом суждений в ряде наших работ. Кратко их можно сформулировать следующим образом:

1. Сходство географических условий и хозяйственной деятельности, связанной с вертикальной зональностью. Даже народы, жившие в предгориях, пасли свой скот на альпийских пастбищах, т. е. имели одинаковые условия производственного быта с жителями горных районов. Одинаковые формы производственной деятельности — в основном отгонное скотоводство в сочетании с земледелием — давали сходное сырье для производства одежды.

2. Наличие общих компонентов, участвовавших в этногенезе многих народов, а также общих исторических влияний. Значение аланской(карачаево-балкарской) культуры, влияние тюрков-кочевников, прочные историко-культурные и экономические связи с русскими, с народами Закавказья, в первую очередь с грузинами. Источники получения материалов, отдельных предметов одежды были общими для всех народов Северного Кавказа.

3. Длительное соседство и исторические связи народов Северного Кавказа между собой имели большое значение в сложении общих форм и целых комплексов одежды. Специфические формы связей между народами: аталычество, куначество, побратимство, межплеменные и межнациональные браки — сопровождались обменом предметами одежды, ее дарением родственникам мужа, иногда одежда входила в состав выкупа за кровь и др.

Поскольку создательницей костюма в основном была женщина, переход ее из одной этнической среды в другую служил одним из путей сложения общности одежды. Все эти виды связей, в особенности межэтнические браки, были характерны в основном для феодальной верхушки, где в наибольшей степени наблюдались заимствования, следование «моде». Несомненно влияние одежды кабардинских феодалов на одежду соседних народов, в первую очередь их привилегированных сословий, часто являвшихся вассалами кабардинских князей.

Итак, причин, способствовавших сложению общности в одежде народов Северного Кавказа, было много. Но на разных этапах исторического развития наибольшее влияние оказывала та или иная причина или их сочетание. Такие причины, как сходство хозяйственной деятельности или торговые связи, в первую очередь обусловливали идентичность материала для одежды. Сходство покроя диктовалось общими чертами не только в хозяйстве, но и в быту, в частности воинском, и т. п. Но сказать «почему» и даже «как» — еще не значит сказать «когда». Для иллюстрации сложности ответа на этот вопрос приведем два мнения крупных кавказоведов.

Е. И. Крупнов, говоря о второй половине I тысячелетия нашей эры, пишет о сходном культурном облике населения Северного Кавказа: «Эта культурная общность племенных групп разных районов Северного Кавказа, прослеживаемая по формам материальной культуры, совершенно не исключает существующих между ними языковых и других различий… По всем данным именно здесь, на Северном Кавказе, зарождаются основные типы современных горских костюмов: папаха,чепкен (черкеска), бешмет, ноговицы и пояс, украшенный цветным металлом».

Рассматривая значительно более поздний период, Л. И. Лавров говорит: «Как видно из приведенных материалов, в XIV-XV вв. уже существовали прототипы таких позднейших видов адыгского костюма, как бешмет, бурка, ноговицы и чувяки». Что касается пояса, то он, по мнению Л. И. Лаврова, напоминает нынешний лишь формой металлического набора. Черкеска, папаха, башлык, низкая войлочная шляпа с большими полями XIX в. не имеют прототипов среди известных фрагментов адыгской одежды XIV-XV вв. Появление их в быту кабардинцев относится к более позднему периоду.

При изложении материала по конкретным разделам мы в ряде случаев говорили о древности той. или иной формы одежды. Но более точно ответить на этот вопрос смогут только позднейшие исследователи, в руках которых будет, надеемся, и новый материал. Мы высказали мнение о том, что терминология одежды может в какой-то мере способствовать определению времени появления того или иного типа одежды. Что же касается приведенных высказываний Е. И. Крупнова и Л. И. Лаврова, то при расхождении в отдельных моментах важно единое мнение обоих авторов в том, что основной комплекс мужской одежды сложился как общий для народов Северного Кавказа много столетий назад.

Мы также можем подтвердить длительное сохранение традиционных упоминавшихся выше форм одежды. Наибольшей устойчивостью отличаются обувь и ноговицы, затем бурка, меховая шапка, бешмет, штаны, рубаха и пояс. Значительные изменения претерпели верхняя одежда (черкеска) и парадный головной убор. Общая тенденция развития к сближению форм особенно ясно выявилась во второй половине XIX — начале XX в.

(Е. Н. Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв., «Наука», Москва, 1989 г.)

01.02.2010 0 12910

Мужская одежда всех народов Северного Кавказа, как в отдельных предметах ее, так и в комплектов в целом, обнаруживает чрезвычайную близость, а в ряде случаев и тождество. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Ниже мы попытаемся разобраться в причинах сходства и в том, в какой исторический период оно могло сложиться.

У всех народов Северного Кавказа было несколько комплексов одежды, связанных с различными жизненными обстоятельствами. Первый - это дорожный, походный комплекс одежды. Он включал в себя помимо той или иной обычной одежды бурку, башлык и папаху, т. е. те три обязательных предмета, которые собственно и превращали его в дорожный комплекс. В условиях длительных поездок и походов эти предметы были не только очень удобны, но и крайне необходимы. На первом месте, конечно, была бурка, о разнообразии употребления которой мы говорили ранее. Бурка наиболее специфична для народов Северного Кавказа. Горцы издавна изготовляли бурки не только для себя, но и на продажу. Бурка являлась предметом торговли, а часто прямого обмена с соседями, прежде всего с Западной Грузией, в свою очередь служившей для народов Северного Кавказа источником получения различных тканей, ниток и т. п. Бурки продавались также и северным соседям - казачеству, где они не только вошли в быт, но и стали частью воинской казачьей формы. Наиболее популярны были бурки кабардинской, карачаевской и балкарской работы.

Вторым характерным для дорожного комплекса предметом являлся башлык. Западноевропейские путешественники в ряде случаев так и называют башлык "дорожным капюшоном". Особенностью покроя башлыка были длинные лопасти, которые позволяли замотать ими шею, не защищенную ничем, кроме стоячего воротника бешмета, да и он, видимо, не всегда был высоким. Этими же лопастями можно было прикрыть лицо от ветра, холода (или при желании быть неузнанным). Башлыки также служили предметом вывоза в Закавказье, в Россию, в Крым. Народы Северного Кавказа в отличие от населения Западной Грузии и Абхазии носили башлык только поверх шапки, а не прямо на голову. И если в Западной Грузии существовали десятки способов завязывания башлыка, то на Северном Кавказе его просто накидывали поверх папахи, а концы спускали вперед или заматывали вокруг шеи. Размер башлыка в известной мере зависел от фасона папахи, так как, надетый поверх нее, он должен был закрывать и плечи.

Папахи имели различную форму, что, однако, служило не столько этническим признаком, сколько временным; форма также определялась возрастом, приверженностью к моде и личным вкусам. Папаха обязательно входила в состав дорожного комплекса, даже если про запас имелась войлочная шляпа. Башлык надевали только на папаху, а возможность холодной и дождливой погоды в горах всегда надо было учитывать.

Бурка, башлык и папаха составляли обязательный комплекс дорожной одежды всадника во второй половине XIX - начале XX в. и бытовали в качестве таковой почти по всему Кавказу. Второй комплекс - выходной, парадный. В нем также весьма ярко выступали общие черты бытовой культуры народов Северного Кавказа.

Он включал в себя черкеску, бешмет, иногда рубаху, штаны (широкие или узкие в шагу), ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху того или иного фасона. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой и башлыком, и таким образом первый и второй комплексы совмещались. Полный выходной костюм имели зажиточные люди. Порой костюмом или отдельными его предметами могли пользоваться другие лица - родственники и друзья хозяина. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями, а иногда и вышивкой. Башлык в этих случаях носили на плечах с капюшоном и лопастями, спущенными за спину. Он закреплялся спереди при помощи завязок из галуна или шнура. Такой башлык молодые люди носили и внутри селения в торжественных случаях - на свадьбу, на танцы и т. п.

Сочетание первого и второго комплексов одежды образовывало тот самый костюм, который бытописатели часто называли "обычный горский костюм". Второй комплекс был очень близок к одежде населения Западной Грузии (Имерети, Сванети, Рача, Мегрелия) и особенно Абхазии. Это сходство наблюдалось главным образом в верхней одежде - черкеске (в западногрузинской чохе) и бешмете, обувь и головной убор имели отличия. Именно указанные выше области были более всего связаны в хозяйственном и историко-культурном отношениях с Северо-Западным и Центральным Кавказом - адыгскими народами, карачаевцами и балкарцами, а также осетинами (последние имели наиболее тесные связи с карталинцами). "Наряду с традиционным костюмом весьма популярной в Кахети и Картли была северокавказская черкеска из белого или желтого сукна с газырницами на груди". Первый и второй комплексы, характерные для народов Северного Кавказа, бытовали в Дагестане, также в качестве парадного выходного костюма.

Эти же комплексы распространились и среди терского и кубанского казачества и стали их военной формой. В конце XIX в. и особенно в начале XX в. второй комплекс распространяется и в Восточном Закавказье - Восточной Грузии, Азербайджане и Армении. Здесь он сосуществовал с другими традиционными для этих мест костюмами (с чохой, архалуком и т. п.). Его бытование было ограничено определенными слоями населения, главным образом молодежью из зажиточных семей.

Н. Г. Волкова и Г. Н. Джавахишвили. рассматривая вопрос о традициях и инновациях в грузинском мужском костюме, пишут: "В мужской одежде в конце XIX - начале XX в. более стабильны традиционные формы. Помимо них органической частью мужского костюма Грузии стали элементы, привнесенные с Северного Кавказа, из Персии, Турции (черкеска, разрезные рукава в чохе, остроконечный головной убор из меха и др.)".

Если сходство одежды Северо-Западного Кавказа и Северо-Западной Грузии, как можно предполагать, опирается на какие-то глубокие традиции и даже этногенетическое родство (абхазы и адыги), то на Восточном Кавказе комплекс с черкеской явно привнесен с Северного Кавказа. Характерно, что в этих районах местные женщины не умели шить черкеску, ее изготовляли только специалисты-портные. Костюм с черкеской северокавказского типа стал для населения значительной части Кавказа той общей формой одежды, которая предшествовала городскому костюму.

Третий комплекс - это повседневная рабочая одежда. Она имела большие отличия у разных народов. Эти отличия выявлялись не столько в покрое и характере отдельных предметов, сколько в составе комплекса в целом.

Повседневный комплекс одежды адыгских народов, а также карачаевцев и балкарцев, абазин и кубанских ногайцев состоял из бешмета, штанов с широким шагом, заправленных в ноговицы, и рабочей обуви из сыромятной кожи со швом на заднике и носке. При некоторых работах надевали обувь с плетеной из ремней подошвой. В летнее время на голову надевали войлочную шляпу или папаху. Зимой носили папаху и шубу. Рубашка при таком костюме была не обязательна (при выходе из селения надевали черкеску). Этот вариант повседневного комплекса условно можно назвать западным.

У чеченцев и ингушей при наличии вышеописанного костюма чаще в качестве рабочей одежды носили рубаху, штаны, более узкие в шагу. папаху и иногда войлочную шляпу. Штаны иногда заправляли прямо в обувь, без ноговиц. Это восточный вариант комплекса.

Рабочий костюм осетин занимал промежуточное место. У них бытовали и западный и восточный варианты комплекса повседневной одежды. Но они чаще, чем другие народы, носили войлочную шляпу. Для них типична также обувь из сукна с кожаной подошвой, которой почти не было на Северо-Западном Кавказе. По-видимому, в основном с осетинами надо связывать распространение черкески без газырей, иногда с высоким воротником. Она надевалась прямо на рубаху и считалась рабочей, повседневной одеждой. Такие черкески бытовали также у балкарцев, а иногда и в Карачае.

Говоря о повседневной рабочей и домашней одежде, необходимо выделить четвертый комплекс- специализированную одежду для пастухов, продиктованную условиями их работы. По своему составу она совпадает с рабочей одеждой, но у разных народов в нее включалась специальная пастушеская одежда. В Карачае, Балкарии, Осетии (Дигории) и отчасти в Кабарде в состав одежды пастухов крупного рогатого скота, и овец входила войлочная одежда с рукавами, а также короткая бурка или просто накидка из куска войлока. У осетин была распространена короткая бурка, а еще также накидка из грубой ткани. У чеченцев и ингушей, кроме бурки, была накидка из домотканого сукна.

Итак, в повседневной одежде наблюдались наибольшие различия, видимо, прежде всего потому, что она была наиболее приспособлена к бытовым особенностям жизни народа, отвечала его потребностям и возможностям. Все предметы повседневной одежды делались руками местных женщин, а не ремесленников, чье участие в создании костюма обычно приводит к известной его нивелировке.

Можно условно выделить пятый комплекс - с шубой, указав при этом, что он является не столько сезонным (зимним), сколько более всего связанным с вертикальной зональностью, отгонным скотоводством, возрастными различиями. Шубы (чаще всего нагольные) разного покроя носили на горных пастбищах и летом. Они же могли служить покрывалом для спанья. В шубе летом можно было видеть стариков, особенно по вечерам.

Адыгские народы, карачаевцы и балкарцы обычно надевали шубы поверх бешмета, иногда под черкеску. Осетины, чеченцы, ингуши носили шубу и прямо на рубаху. Крытые шубы носили более зажиточные люди и в качестве выходной одежды. Комплекс с шубой был характерен и для народов Дагестана - соседей чеченцев. Народы Дагестана в отличие от горцев Северного Кавказа имели разнообразный набор шуб.

Причины сходства мужской одежды народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. уже являлись предметом суждений в ряде наших работ. Кратко их можно сформулировать следующим образом:

1. Сходство географических условий и хозяйственной деятельности, связанной с вертикальной зональностью. Даже народы, жившие в предгориях, пасли свой скот на альпийских пастбищах, т. е. имели одинаковые условия производственного быта с жителями горных районов. Одинаковые формы производственной деятельности - в основном отгонное скотоводство в сочетании с земледелием - давали сходное сырье для производства одежды.

2. Наличие общих компонентов, участвовавших в этногенезе многих народов, а также общих исторических влияний. Значение аланской культуры, влияние тюрков-кочевников, прочные историко-культурные и экономические связи с русскими, с народами Закавказья, в первую очередь с грузинами. Источники получения материалов, отдельных предметов одежды были общими для всех народов Северного Кавказа.

3. Длительное соседство и исторические связи народов Северного Кавказа между собой имели большое значение в сложении общих форм и целых комплексов одежды. Специфические формы связей между народами: аталычество, куначество, побратимство, межплеменные и межнациональные браки - сопровождались обменом предметами одежды, ее дарением родственникам мужа, иногда одежда входила в состав выкупа за кровь и др.

Поскольку создательницей костюма в основном была женщина, переход ее из одной этнической среды в другую служил одним из путей сложения общности одежды. Все эти виды связей, в особенности межэтнические браки, были характерны в основном для феодальной верхушки, где в наибольшей степени наблюдались заимствования, следование "моде". Несомненно влияние одежды кабардинских феодалов на одежду соседних народов, в первую очередь их привилегированных сословий, часто являвшихся вассалами кабардинских князей.

Итак, причин, способствовавших сложению общности в одежде народов Северного Кавказа, было много. Но на разных этапах исторического развития наибольшее влияние оказывала та или иная причина или их сочетание. Такие причины, как сходство хозяйственной деятельности или торговые связи, в первую очередь обусловливали идентичность материала для одежды. Сходство покроя диктовалось общими чертами не только в хозяйстве, но и в быту, в частности воинском, и т. п. Но сказать "почему" и даже "как" - еще не значит сказать "когда". Для иллюстрации сложности ответа на этот вопрос приведем два мнения крупных кавказоведов.

Е. И. Крупнов, говоря о второй половине I тысячелетия нашей эры, пишет о сходном культурном облике населения Северного Кавказа: "Эта культурная общность племенных групп разных районов Северного Кавказа, прослеживаемая по формам материальной культуры, совершенно не исключает существующих между ними языковых и других различий... По всем данным именно здесь, на Северном Кавказе, зарождаются основные типы современных горских костюмов: папаха, черкеска, бешмет, ноговицы и пояс, украшенный цветным металлом".

Рассматривая значительно более поздний период, Л. И. Лавров говорит: "Как видно из приведенных материалов, в XIV-XV вв. уже существовали прототипы таких позднейших видов адыгского костюма, как бешмет, бурка, ноговицы и чувяки". Что касается пояса, то он, по мнению Л. И. Лаврова, напоминает нынешний лишь формой металлического набора. Черкеска, папаха, башлык, низкая войлочная шляпа с большими полями XIX в. не имеют прототипов среди известных фрагментов адыгской одежды XIV-XV вв. Появление их в быту кабардинцев относится к более позднему периоду.

При изложении материала по конкретным разделам мы в ряде случаев говорили о древности той. или иной формы одежды. Но более точно ответить на этот вопрос смогут только позднейшие исследователи, в руках которых будет, надеемся, и новый материал. Мы высказали мнение о том, что терминология одежды может в какой-то мере способствовать определению времени появления того или иного типа одежды. Что же касается приведенных высказываний Е. И. Крупнова и Л. И. Лаврова, то при расхождении в отдельных моментах важно единое мнение обоих авторов в том, что основной комплекс мужской одежды сложился как общий для народов Северного Кавказа много столетий назад.

Мы также можем подтвердить длительное сохранение традиционных упоминавшихся выше форм одежды. Наибольшей устойчивостью отличаются обувь и ноговицы, затем бурка, меховая шапка, бешмет, штаны, рубаха и пояс. Значительные изменения претерпели верхняя одежда (черкеска) и парадный головной убор. Общая тенденция развития к сближению форм особенно ясно выявилась во второй половине XIX - начале XX в.

Е.Н. Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. Москва, 1989.

Представить себе кавказца без его традиционного костюма очень трудно. Некоторые элементы этнического наряда народов Закавказья известны всем: черкески, бурки и др. И хотя все горные народы берегут память, уважение и почитание к национальному костюму, увидеть его сейчас можно лишь в дальних селениях или же являются возможностью насладиться подобным изысканным нарядом

Какие же основные элементы традиционного кавказского одеяния были особенно любыми не только горными жителями Кавказа? Прежде всего, это черкески, бурки, папахи и платки. Вся одежда этой местности характеризуется несколькими общими чертами - универсальностью, удобством, она не сковывает движения, является и одеждой и защитным приспособлением. Нужно помнить, что это одежда воинов и пастухов, и исходя из этого, становится понятно, зачем на ней те или иные элементы. Сейчас же вся обыденная национальная одежда стала лишь выходным, торжественным нарядом.

Черкеска - роскошный приталенный кафтан с одним бортом и газырями, специальными деревянными или костяными гнездами для пороха, патронов и деревянных щепок на распил.

Ежедневный наряд был темных, маскирующих тонов. Длина - ниже колен, чтобы согревать коленные суставы всадника, но может варьировать. Одежда это приталенная, но не стесняющая движения благодаря складкам и сборам, подпоясывается узким ремнем с пряжкой-кресалом. Рукава - идеальные для боя, широкие и короткие. Если не одеяние шьется для старца, то рукава будут узкие и длинные, чтобы прогревались руки уважаемого старика. Праздничная черкеска светлых тонов, сильнее приталенная и длиннее.

Головной убор, сшитый из ткани, меха или войлока. Традиционный национальный наряд невозможен без этого олицетворения мужественности, чести и порядочности. Разновидностей этого убора очень много, плоские и цилиндрические, с ровным и скошенным верхом, с полосой и без, папахи отличались от народности и от назначения. Раньше, до конца 18 в., мужские и женские головные наряды не отличались, теперь же мужской вариант и считается истинной папахой.

Считалось, что каждый кавказский мужчина должен иметь у себя не менее 10 папах, на разные случаи. Хранились такие шапки только в чистых тканевых мешочках и очень трепетно оберегались, передаваясь по наследству. Без папахи раньше выйти из дому было дурным тоном и неуважением к другим, тем более явится на торжество или траурное мероприятие. Цвет папахи мог быть любой, но каждодневный убор был темным, а свадебная, праздничная папаха - белая или светлая. Снимался этот исключительно теплый и удобный головной убор лишь чтобы попросить о прекращении войны из-за кровной мести. Также парень забрасывал папаху в окно любимой девушке, словно спрашивая, примет ли она его ухаживания. Воины и пастухи использовали эту пышную и теплую шапку как подушку во время дальних походов.

Бурка - очень теплый, водонепроницаемый безрукавный плащ из овечьего или козьего войлока. Узкий в плечах и очень широкий книзу. Цвет обычно темный, но выходные одеяния были привычно белыми. У горловины и переднего разреза идет нашивка кожей, для нарядности, долговечности и практичности, плюс кожаные завязки.

Для всадников, воинов, изготавливались длинные, сшивные модели с широкими плечами и длинным ворсом. Они позволяли прикрыть не только наездника, но и лошадь. Также полами бурки прикрывали глаза лошади, если ее нужно было направить в реку или заставить прыгнуть через обрыв. Для пеших горцев - короткие, бесшовные и гладкие.

При весе в пару килограмм, настоящая войлочная бурка стоит на полу, настолько прочный и качественный материал используется. Изготавливается она только вручную, методом валяния шерсти женскими ручками, варки и пропитки, стирки, сушки и пришивания подкладки. Процесс очень тяжелый и трудоемкий, занимает от трех дней при одновременной работе трех женщин.

Этот традиционный наряд пастухов позволял защититься от любых погодных неприятностей. Ее можно было использовать как палатку, как одеяло и временное, защитное сооружение, она спасала от нападающего с кинжалом и позволяла под широкими полами спрятать свое оружие. Поэтому, как и большинство одежды кавказцев, бурка является не просто красивым нарядом, но и жизненной необходимостью. Сейчас же это становится лишь декоративным или празднично выходным одеянием. Теперь ее изготавливают и для маленьких детей, и для декора бутылок с напитками.

Бешме́т — нарядный кафтан, особенностью которого являлся стоячий воротник. Его надевали как основу под рубаху и халат, так и носили отдельно, дома. Шили из из разнообразных материалов, постепенно стали делать и утепленные модели, типа ватника, и укороченные.

Платок для кавказских женщин является такой же важной частью наряда, как и для любого другого народа. Но его носили и носят постоянно, даже сверху на косынку. Это способ прикрыть женскую красоту и фактор престижа. Важность и силу платка сложно переоценить. Брошенный на пол, между двумя бранящимися мужчинами способен прекратить спор и даже драку.

Исследователи выделяют больше 40 основных видов платков у народов Закавказья. Разноцветный и одноцветный, с бахромой и без, с вышивкой и без декора, маленький и шаль - разновидностей платка больше сотни. Они отличаются материалом, мотивами на нем и назначением. Особенно важный и роскошный свадебный платок. Он украшал красавцу невесту, мог закрывать лицо, защищал молодых от сглаза и порчи, скрывал от злых духов молодую семью. Такой защитный и магический платок был белого или красного цвета. Это всегда желанный и дорогой подарок для самого шикарного праздника и повода.

Украшение и пошив платка должны быть ручной работой, чтобы он нес ту энергетику, которую приписывают этому неизменному атрибуту кавказкой женщины и девушки.

Традиционное кавказское одеяние всегда было и будет частью культуры этих горных народов, но сейчас увидеть истинно национальный наряд можно лишь во время кавказских танцев или на гуляниях.

Одежда горцев Северного Кавказа во второй половине XVIII – XIX вв. обладала сходными чертами. Одежда мужчин состояла из рубашки, сшитой из хлопчатобумажной ткани или легкой красной тафты. Сверху на рубашку надевался шелковый жилет, обычно украшенный вышивкой. Рубашка заправлялась в широкие штаны, которые суживались книзу. Неотъемлемой частью национального костюма горцев (прежде всего адыгов) была черкеска. Она шилась в талию, с расклешенными полами и широким вырезом на груди. Длина ее, как правило, доходила до колен. Обычно черкески шили из черного, бурого или серого домотканого сукна. На груди по бокам располагались подгазырники, которые изготавливались из кожи или сафьяна. Первоначально гнезд для газырей было 4-5, но ко второй половине XIX века их число увеличилось до 8 с каждой стороны. Праздничные черкески делали из покупного сукна разных цветов и украшали галунами.

Обязательной деталью мужского костюма был пояс с металлическим набором. Носить черкеску без пояса считалось у адыгов неприличным. Верхней одеждой являлась бурка – длинная войлочная накидка без рукавов, колоколообразной, расширяющейся внизу формы (см. Приложение № 1).

Обувь представляла собой чувяки и туфли с высокими каблуками. Вместе с чувяками носили ноговицы из войлока, иногда из сукна или сафьяна.

Головными уборами служили папахи, войлочные шляпы, башлык – на случай ненастной погоды.

Непременным атрибутом мужского горского национального костюма являлось холодное оружие (кинжал, сабля, шашка), о котором более подробно будет рассказано ниже.

Одежда женщин мало отличалась от мужской за исключением цвета: женщины предпочитали белое, тогда как мужчины никогда не использовали ни красного цвета для своих колпаков, ни белого цвета в своей одежде.

Молодые женщины из знатных родов носили под покрывалом шапочку красного цвета, а волосы заплетали в несколько свободно ниспадающих косичек. Платья, как правило, были длинными, впереди открытыми, с застежками на груди до пояса. Кроме того, горянки носили широкие длинные штаны (шальвары), собранные у щиколоток. Праздничная одежда женщин состояла из полукафтана, сшитого из шелка или хлопка, поверх которого надевалась длинная одежда из сукна с открытыми рукавами. Чтобы сохранить фигуру, знатные горские женщины с 10 лет носили корсет до вступления в брак (в первую брачную ночь супруг вспарывал его кинжалом). Благодаря корсету, скромному питанию без излишеств, многие черкешенки долго сохраняли прекрасную фигуру. Вообще идеал красоты у адыгов и других народов Кавказа состоял в том, чтобы иметь тонкую фигуру (только у мужчин должны были быть широкие плечи). Европейские путешественники, посещавшие Кавказ в XVIII – XIX вв. неоднократно подчеркивали, что адыги были законодателями мод на Северном Кавказе, как французы в Европе. Действительно, одежда черкесов служила образцом для одежды других горских народов Кавказа.


Изготовление одежды было обязанностью женщин, которые достигали в своем деле замечательного искусства. Швейные изделия адыгских мастериц были известны далеко за пределами Кавказа. Украшения одежды и обуви, выполняемые из галуна, золотых и серебряных нитей, поражали своим совершенством. Русский офицер Ф.Ф. Торнау, наблюдавший быт адыгов, находясь у них в плену в 1864 году, лестно отзывался об изделиях адыгских мастериц: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах – скорее изорвется материал, чем шов, сделанный их рукой; серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они изготавливают, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление».

Как отмечали многие исследователи, в середине XIX века одежда абхазов была похожа на черкесскую. Они носили полукафтан, а под ним узкое платье, подбитое ватой (бешмет). Абхазы-мужчины носили узкие штаны, а поверх них одевали суконные чулки, которые подвязывали под коленями узорной тесьмой (ноговицы). На голове абхазы носили суконный капюшон (башлык). Князья и знатные люди носили небольшие суконные шапочки с меховой опушкой.

Осетины также одевались как черкесы, только одежда у них была более длинной и скроена с меньшим вкусом. На тело они одевали короткую рубаху и штаны, сверху черкесскую одежду из грубого сукна, которую делали сами или покупали у своих соседей. Как и все горцы, они также пришивали на грудь к верхней одежде два кармана, разделенных на маленькие отделения, в которых размещали от 5 до 8 патронов.

Одежда женщин была похожа на одежду черкешенок, однако осетинки не носили шальвары, и прическа их отличалась от причесок черкесских женщин (они носили под покрывалом распущенные волосы или одну косу).

Изготовление одежды являлось широко распространенным промыслом и основным занятием горских женщин Кавказа в изучаемый период (середина XVIII – конец XIX вв.). Женским трудом производилась вся одежда и обувь (в том числе черкески, бурки, ноговицы, перчатки), все кожаные принадлежности военного снаряжения (подушки для седел, ножны для шашек и кинжалов, налучья и колчаны для луков и стрел, а впоследствии – с распространением огнестрельного оружия – чехлы для ружей, кобуры для пистолетов).

Что касается изготовления оружия, то она являлось сугубо мужским

промыслом и основным занятием профессионалов-мастеров оружейного дела. У адыгов особенно славились оружейные мастера, которые умели изготавливать даже дамасскую сталь, секрет изготовления которой в настоящее время, к сожалению, утрачен.

Здесь необходимо подчеркнуть, что изготовление оружия издавна было одним из важнейших промыслов народов Кавказа. Военный уклад жизни горцев требовал постоянного ношения оружия ввиду постоянной опасности, возникавшей в силу разных причин (внешние войны, феодальные усобицы, набеги соседних племен и т.д.).

Кроме того, по понятиям горцев военное дело было единственным делом, достойным мужчины. Джигитом считался удалой наездник, меткий стрелок, удачливый в набегах. В результате все мужчины горского населения Кавказа прекрасно владели оружием, хорошо знали военное дело и были готовы к отражению опасности в любое время.

В силу этих причин значение оружия в жизни горца невозможно переоценить. Никогда черкес не выходил из своей сакли без оружия и даже, находясь дома, никогда не снимал кинжал с пояса. Оружие было единственным украшением стен жилища горца. Так как оружие имело высокую материальную ценность, то оно играло большую роль при жизненно важных расчетах. Например, в уплату за невесту (калым) всегда входило оружие.

И. Бларамберг подробно отмечал, из каких видов оружия состоит калым. У князей и дворян были обязательны кольчуга, шлем, боевые перчатки и налокотники, шашка, ружье, пистолет. Кроме того, полагалось отдать отцу невесты мальчика-раба, восемь быков, коня и лошадей.

У простолюдинов обязательную часть калыма составляли ружья, украшенные серебряной насечкой, две лошади, два быка, десять баранов и коз. Оружие играло большую роль и при свадебном обряде (во время свадьбы устраивались скачки и стрельба в цель). Свадебный поезд (арбу с невестой) сопровождали всадники с песнями и стрельбой из ружей и пистолетов. Мастерски исполненный танец в знак одобрения сопровождался пальбой.

Оружие входило также и в уплату штрафа за убитого. Например, в плату за кровь дворянина включались панцирь, шлем, шашка, налокотники, ружье, серебряный кубок, хороший конь, 23 лошади, быки и мелкий рогатый скот.

Рассмотрим кавказское холодное и огнестрельное оружие.

Холодное оружие является средством нападения и активной защиты, приводимым в действие рукой человека. Клинковое оружие – один из видов холодного оружия. На Кавказе в XVIII – XIX веках употреблялось холодное оружие с длинным и коротким клинком.

К оружию с длинным прямым клинком относились мечи и палаши (различие между ними состояло в том, что у меча были заточены обе стороны лезвия клинка, а у палаша только одна). Данный вид оружия был наиболее распространен в XVI – XVII веках.

Что касается XVIII века и особенно XIX, то в данный период на Кавказе было наиболее распространено оружие с изогнутым клинком (сабли и шашки). Особое назначение кривизны клинка состоит в том, чтобы придать центральной линии рубящего оружия линию направления удара, то есть чтобы обе эти линии (рубящего оружия и направления удара) совпадали. У некоторых клинков конец делали обоюдоострым.

Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает «длинный нож» . Сабля была наиболее ранним вариантом оружия с изогнутым клинком, шашка – более поздним. Дело в том, что сабли с длинным клинком и мощным штыковым концом были рассчитаны на прокол кольчуги. В XIX веке по мере всё более широкого распространения огнестрельного оружия, все меньше пользовались кольчугой, вследствие этого исчезала потребность в сабле со штыковым концом. Шашка являлась более легким оружием, ее всегда носили на поясе; таким образом, горец в случае внезапного нападения одним движением вынимал ее из ножен и, не меняя положения руки, наносил удар.

Для черкесских шашек характерен небольшой изгиб клинка, для кабардинских – легкость. Согласно кабардинской формуле «шашка должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, острая, как бритва».

Декор черкесских шашек таков: в центре головки рукояти помещалась 4-х или 6-ти лепестковая розетка. Ее окружали замкнутые круги и овалы, образующие двойные или тройные рамки. Черенок рукояти нередко украшался полосками, расположенными наискосок, которые заполнялись надписями и запятообразными лепестками.

Другой разновидностью черкесского орнамента является орнамент, состоящий из густых стеблей с крупными листьями и бутонами, внутри которых помещен белый рисунок (завитки и запятые). Этот орнамент всегда выполнен гладкой чернью, окаймленной линией вторичной гравировки.

Наиболее распространенным видом холодного оружия, который носили буквально все без исключения горцы, являлся кинжал. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне, Кабарде кинжалы носились мужчинами постоянно, начиная с подросткового возраста.

Кавказские кинжалы имели свои характерные черты. Их клинок прямой, с двумя лезвиями. Клинок заканчивался вытянутым четырехгранным острием, и в разрезе имел форму ромба. Такой конец был приспособлен к колющему удару. Средняя длина клинка 33-35 см, ширина – от 3-х до 3,2 см. Рукояти кинжалов прямые, их делали из различных материалов (кости, рога, железа и т.д.). Многие клинки кинжалов имели надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клеймо, какие-либо изречения. Эти надписи, а также украшения клинков, помогают определить место их производства.

Во второй половине XIX века кинжалов производилось значительно больше, чем других видов холодного оружия, по той причине, что после окончания Кавказской войны сабли и шашки могли иметь только те жители Кавказа, кто шел служить в русскую армию, кинжалы же по обычаю имел каждый горец.

Следующий вид оружия, который мы рассмотрим, это огнестрельное оружие. Появление у черкесов огнестрельного оружия, согласно многим письменным источникам, относится ко второй половине XVII века. Согласно свидетельству турецкого путешественника Эвлия Челеби (1660-е гг.) в честь праздника, на котором он присутствовал, черкесы палили залпами из ружей. Доля воинов, вооруженных огнестрельным оружием (согласно данным путешественника) составляла от одной трети (у бжедугов) до одной шестой (в Малой Кабарде).

XVIII век – время сосуществования огнестрельного оружия с луком и стрелами. В этот период вся пехота была вооружена ружьями, а всадники – преимущественно луком, стрелами и копьями.

Однако огнестрельное оружие в горах Кавказа постепенно вытесняло архаическое (лук и стрелы) и XIX век уже можно считать временем повсеместного распространения огнестрельного оружия. Как отмечал черкесский ученый А. Хан-Гирей (1830-е гг.): «Нет почти ни одного черкеса, который не имел бы огнестрельного оружия». Он также свидетельствовал, что в Черкессии «в каждом ауле в небольшом количестве приготавливают порох».

Здесь необходимо подчеркнуть, что, как и большинство других кавказских народов, в данный период черкесы сами производили порох, для этого они в горах добывали селитру – «пороховую соль».

Производство огнестрельного оружия на Кавказе имеет свою историю. Зародившись в Дагестане, предположительно в конце XVI века, оно успешно развивалось в последующие два с половиной столетия. Первоначальными образцами огнестрельного оружия послужили турецкие ружья XVI – XVII веков. К середине XVIII века на Кавказе сложился свой тип кавказского кремневого ружья, имеющего несколько разновидностей. Высшей точкой в развитии производства огнестрельного оружия был период Кавказской войны, когда имело место массовое производство. К концу XIX века кустарное производство кавказского кремневого ружья постепенно сошло на нет, вытесненное фабричным производством и распространением более современного оружия европейского происхождения.

Приведем описание ружья черкесского производства, высоко ценимого на Кавказе в указанный период. Как правило, ружье имело длинный, массивный, большей частью круглый ствол, украшенный растительным орнаментом и не имеющий какого-либо клейма или надписи. Замки у подобных ружей были такими же, как и у крымских (имеют турецкий прототип). Ложи были изготовлены из орехового дерева. Широкие обоймицы сделаны из серебра. Обоймицы и накладки украшены орнаментом, выполненным гладкой чернью по серебру. Орнамент имеет несколько вариантов: извивающиеся ветки с круглыми листьями; круг, заполненный черненым штриховым узором «сито», а также расположенные в кругах солярные розетки с рогообразными завитками.

В связи с рассмотрением характерных черт кавказского оружия, как огнестрельного, так и холодного, необходимо отметить кавказские центры производства оружия.

Прославленным центром производства и украшения холодного оружия на Кавказе были Кубачи (Дагестан). Неповторимой оригинальностью и своеобразием отличался также лакский орнамент, украшавший сабли, шашки, кинжалы (лакские мастера жили в Казикумухском округе Дагестана). Орнамент на серебряных деталях лакского оружия, как правило, состоит из основного симметричного рисунка, создающего общую композицию, и из дополнительного, заполняющего свободное пространство фона. Основной рисунок выполнялся гравировкой с чернью, а дополнительный – гравировкой без черни, отличающийся от поверхности фона только выпуклостью рисунка.

Искусство кубачинских мастеров проявилось не только в украшении, но и в производстве, как холодного, так и огнестрельного оружия. Кроме Кубачей в Дагестане существовали и другие центры – Верхнее Казанище, Кадар, Тарки, Унцукуль, Гоцатль.

В заключение необходимо подчеркнуть, что тип кавказского ружья второй половины XVIII – XIX вв., в общих чертах одинаков для всех областей Кавказа. Ему свойственны следующие черты: длинные (круглые или граненые) как правило, нарезные стволы, украшенные у казны и дула золотой или серебряной насечкой. Замки принадлежат к средиземноморскому типу кремневого замка. Если принять его за кавказский вид, то его можно подразделить на черкесский, кубачинский и закавказский образцы.

Замки обычно украшались золотой насечкой, растительным орнаментом. Орнамент различался и представлял собой важный показатель при определении происхождения ружья. Ложа у кавказского ружья тонкая с длинным узким прикладом. Серебряные накладки и обоймицы украшены гравировкой и чернью.

В период Кавказской войны, не только горское, но и русское казачье население приобретало оружие у дагестанских мастеров, так как это оружие славилось своими достоинствами (прочностью, легкостью и силой боя).