Относительно вопросительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Нестандартные формы смешанного типа

(Interrogative and Relative Pronouns):

К ним относятся местоимения:

- who кто - (объектный падеж whom кого, кому)
- what - что, какой
- whose - чей
- which - который
.

Эти местоимения имеют значения и функции как вопросительных местоимений (Interrogative Pronouns) , так и относительных местоимений(Relative Pronouns) .

Сюда же относится относительное местоимениеthat который .

В качестве относительных местоимений who, whom, whose, what и which являются союзными словами и служат для присоединения придаточных предложений к главному предложению.

Употребление вопросительно-относительных местоимений

Местоимение "who (кто)" относится к лицам. При употреблении who? - кто? в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего сказуемое употребляется в единственном числе (см. здесь):

При употреблении who в качестве вопросительного местоимения в функции именной части сказуемого глагол- связка согласуется в лице и числе с существительными или местоимением, которым выражено подлежащее:

При употреблении who кто, который в качестве относительного местоимения в функции подлежащего сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе:

Who в качестве относительного местоимения употребляется в обороте it is (was)...who при выделении подлежащего, обозначающего лицо.
Местоимение whom является формой объектного падежа местоимения who . Так же как и who , местоимение whom употребляется по отношению к лицам;
Whom употребляется в качестве как вопросительного, так и относительного местоимения:



Вопросительное местоимение "whom" с относящимся к нему предлогом соответствует в русском языке местоимению кто в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. Предлог, относящийся к whom , обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение-после дополнения:

Примечание:

Местоимение "what" в качестве вопросительного местоимения выполняет функцию подлежащего, когда вопрос относится к подлежащему; прямого дополнения, когда вопрос относится к прямому дополнению;

Определения, когда вопрос относится к определению, и именной части сказуемого, когда вопрос относится к именной части сказуемого. Такт образом, в зависимости от того, к какому члену предложения относится вопрос, меняется функция, а также значение местоимения what .
Глагол-сказуемое при местоимении what в функции подлежащего употребляется в единственном числе (см также):

- What has happened? - Что случилось?

Глагол-сказуемое при местоимении what в функции именной части сказуемого согласуется в числе (и лице). с существительным (или местоимением), являющимся подлежащим предложения:

Местоимение what в функции дополнения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению что в косвенных падежах без предлогов или с предлогами. Предлог, относящийся к местоимению what , обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение- после дополнения:

Местоимение what в функции определения стоит перед существительным, к которому оно относится. Если существительное имеет другие определения, what ставится перед ними. Когда what является определением существительного, артикль с существительным не употребляется:

Местоимение what в функции определения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению какой в косвенных падежах с предлогами и без предлогов:

"Which" в качестве вопросительного местоимения может относиться как к лицам, так и к предметам. Which имеет значение какой, который (из), кто (из) и употребляется при выборе из определенного числа лиц или предметов.

Which в качестве относительного местоимения употребляется в отношении неодушевленных предметов. Обычно which относится к одному из членов главного предложения и переводится который:

Иногда which может относиться к дополнению, выраженному местоимением, в состав которого входит элементthing (something и т, д.) , или ко всему предложению в целом. В этом случае which переводится словом что

Who, what и which в качестве относительных местоимений в сочетании с наречием ever употребляются для усиления значений местоимений:

- whoever - кто бы (ни)
- whatever - что бы (ни), какой бы (ни)
- whichever - который бы (ни)

Примечание:

В современном английском языке имеется тенденция употреблять вопросительное местоимение who вместо whom :

Если whom в качестве относительного местоимения употребляется с предлогом, то предлог занимает место перед whom:

Более обычен, однако, пропуск относительного местоимения в определительном ограничительном придаточном предложении, причем в этом случае предлог занимает место после глагола:

Местоимение whose обычно употребляется в отношении лиц. В предложении местоимение whose выполняет Функцию определения и стоит непосредственно перед существительным, к которому оно относится. Артикль перед существительным в этом случае не употребляется. Whose в качестве вопросительного местоимения имеет значение чей?

Whose в качестве относительного местоимения иногда употребляется в отношении неодушевленных предметов:

Местоимение what относится к неодушевленм предметам*.
Местоимение what может относится к лицам если выясняете профессия или занятие лица, о котором задается вопрос.

What в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего или прямого дополнения имеет значение что, в функции именной части сказуемого или определения - какой, каков .

AddThis Sharing Buttons

Share to FacebookShare to ViberShare to VkontakteShare to WhatsAppShare to OdnoklassnikiShare to TwitterShare to Google+Share to Избр

Вопросительные и относительные местоимения совпадают по форме. Первые используются для постановки вопросов, а вторые для присоединения придаточного предложения к главному.

Вопросительные местоимения Относительные местоимения
who? кто? who который; тот, кто; тот, который
whose? чей? whose которого
whom? кого? whome которого, кого
by whom? кем? by whome которым, кем
with whom? (с) кем? with whom (с) которым, (с) кем
what? что?, какой? what что; то, что
about what? о чём? about what о том, что
which? который? which который, которого
which of? кто, который из?
that который, которые
Если в главном предложении речь идет о человеке, то в придаточном используется who, whome, whose, в остальных случаях употребляется which. Местоимение that может употребляться в любом случае.

Примеры:

What do you want? – Что ты хочешь?

That is not what I want. – Это не то, что я хочу.

The dog which you gave me ran away. – Собака, которую ты мне подарил, убежала.

Which of these stories do you like better? Который из этих рассказов вам нравится больше?

I see the man that I know. Я вижу человека, которого я знаю.

Взаимные местоимения

Неопределенные и отрицательные местоимения и их производные.

Неопределенные местоимения используются, когда вы не знаете или не хотите точно назвать некое лицо. Они обозначают неопределенный объект или объекты.

Отрицательные местоимения служат для передачи в предложении значения отрицания.

Значение неопределенных местоимений и перевод их на русский язык зависят от того, в каком предложении они употребляются – в утвердительном, вопросительном или отрицательном.

Местоимения + thing + body, one + where Употребление
some некоторый, какой-то, какой-нибудь, несколько something что-то, что-нибудь somebody, someone кто-то, кто-нибудь somewhere где-то, куда-то, где-нибудь, куда-нибудь В утвердительных предложениях
any 1) любой, всякий 2) какой-нибудь anything 1)всё 2)что-то, что-нибудь anybody, anyone 1) всякий, всё 2) кто-то, кто-нибудь anywhere 1) везде 2) где-нибудь, куда-нибудь 1) в утвердительных 2) в вопросительных
no=not any никакой ни один nothing not anything ничто, ничего nobody, no one not anybody none никто nowhere not anywhere нигде, никуда В отрицательных предложениях
every всякий, каждый everything всё everybody, everyone все everywhere везде, повсюду В утвердительных, отрицательных, в вопросительных

Количественные местоимения


Количественные местоимения выражают значение неопределенного числа или количества. Употребление этих местоимений зависит от разряда существительных, с которыми они сочетаются.

Другие местоимения

all весь, вся, все, всё Не was busy all the time - Он был занят все время.
each каждый (в отдельности) Each group numbers twenty-five students - В каждой группе насчитывается двадцать пять студентов.
both оба Both looked dark. Оба казались мрачными.
either каждый из двух, и тот и другой, один из двух Either of the examples is correct.И тот и другой пример верен (оба примера верны).
neither ни тот, ни другой Neither of the statements is true.Ни то, ни другое заявление не является правильным
other другой, другие My friend took the othermagazines - Мой друг взял другие журналы.
another ещё один, другой (не тот) (с исчисляемыми сущ. в ед. ч) I need another car. Мне нужна другая машина.

Вряд ли мы смогли бы получить ответы на интересующие нас вопросы, если бы не умели эти вопросы задавать. Делаем мы это с помощью вопросительных местоимений. На уроке вы узнаете правила употребления вопросительных, а также относительных местоимений.

1. Понятие о вопросительных местоимениях

Местоимения - это слова, которыми мы можем заменить недостающую, или скрываемую, или неважную информацию. Если мы не знаем, о ком речь, или нам это не важно, но мы хотим об этом неизвестном что-то рассказать, то воспользуемся неопределенным местоимением: кто-то , кое-кто , некто . Если мы хотим отрицать наличие чего-либо, то употребим ничего , ничто - отрицательные местоимения.

А в каких ещё ситуациях мы не можем назвать то, о чем говорим? Тогда, когда хотим спросить о чем-то или о ком-то. Когда мы спрашиваем, то заведомо не знаем ответ, не можем обозначить его в вопросе. В таком случае мы используем вопросительные местоимения. Например:

Сколько туфелек на ней было?

Кто съел всю сметану?

Который час?

Чья это сумка?

Слова сколько , кто , который , чья - это вопросительные местоимения. Мы их используем, чтобы заменить в вопросе неизвестную нам информацию:

  • о предметах, которые обычно обозначаются одушевленными или неодушевленными существительными (кто? что? );
  • о признаках, которые обычно обозначаются прилагательными (какой? чей? );
  • о количестве (сколько? который? ).

2. Изменение местоимений по родам, числам и падежам

Местоимения какой, который, чей так же, как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Например: какой, какая, какое, какие, какими, о каком, к какой и т. д.; чей, чья, чьё, чьи, чьими, о чьих, чьей, чьего и т. д.; который, которая, которое, которые, которым, с которой и т. д.

Местоимения кто и что изменяются только по падежам. Местоимение кто сочетается только с прилагательными и глаголами в форме мужского рода единственного числа.

А местоимение что - в форме среднего рода единственного числа. Например:

Кто это сделал? Девочки, кто из вас это сделал? Кто тут самый быстрый?

Что произошло? Что тут самое интересное?

Обратите внимание на сочетание вопросительных местоимений кто или что с указательным местоимением такой .

Кто это такой? (м. р.) Кто это такая? (ж. р.) Кто это такие? (мн. ч.)

Местоимение кто сочетается и с мужским родом, и с женским, и с множественным числом указательного местоимения такой .

Местоимение сколько изменяется как числительное. Следует запомнить, что при склонении слова сколько ударение всегда падает на основу.

И. п. ско лько?

Р. п. ско льких?

Д. п. ско льким?

В. п. ско лько?

Т. п. ско лькими?

П. п. (о) ско льких?

3. Относительные местоимения

Относительные местоимения звучат так же, как и вопросительные: кто, что, который, какой, чей, сколько .

Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении. Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А.С. Пушкин). Слово который , с одной стороны, заменяет слово «предмет» в придаточной части предложения (Я приказал ехать на незнакомый предмет, и этот предмет стал подвигаться нам навстречу.) Слово который является подлежащим в придаточном предложении, оно заменило слово «предмет». Такие относительные местоимения называют еще союзными словами. Роль союзного слова в сложноподчиненном предложении - отличительная черта относительных местоимений.

4. Относительное местоимение кто и сказуемое в придаточном предложении

Вопросительное местоимение кто является местоимением мужского рода и в письменной речи сочетается с прилагательными и глаголами в единственном числе и мужском роде. Это же правило распространяется и на относительное местоимение кто .

Все, кто собирается с нами, возьмите с собой резиновые сапоги. Глагол собирается употребляется в единственном числе, несмотря на то что собираются многие. Этот глагол относится не к местоимению все , а к местоимению кто . Кто - подлежащее, собирается - сказуемое.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О вопросительных местоимениях ().
  2. О разрядах местоимений ().
  3. Относительные местоимения. Презентация ().

Домашнее задание

Задание № 1

Просклоняйте местоимения кто, какой, чей, сколько.

Задание №2

Составьте вопросы для интервью с известным актёром. Какие вопросительные и относительные местоимения вы использовали?

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока : Вопросительно-относительные местоимения.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс : 6

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока :

Обучающая цель:

Сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;

Выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;

Расширить лексический запас учащихся;

Отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Развивающая цель:

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доб рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ ляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план тек ста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргумен ты фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.

2. Объяснительный диктант.

Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им

Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.

Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

1. Беседа.

Назовите известные вам вопросительные местоимения.

Правильно. А где они используются?

Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.

Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:

И. п. – кто?

Р. п. – кого?

Д.п. – кому?

В. п. – кого?

Т. п. – кем?

П. п. – о ком?

По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.

2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.

Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?

Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.

Изменяют вопросительное местоимение по падежам.

Работают с теорией учебника в парах.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Работа с таблицей.

Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.

Склоняется как

Пример местоимения

Предложение, иллюстрирующее пример

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

2. Самостоятельная работа.

Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)

Кто, какой, каков, чей, сколько, что.

3. Коллективная работа.

Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.

Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.

4. Диктант.

Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).

5. Работа с учебником.

1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Упр. 39.

2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.

Упр. 40, 41

3) склонение местоимений.

Упр. 42

4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».

Упр. 43.

Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.

Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.

Работают с предложениями в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.

Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.

Выполняют тренировочные упражнения учебника.

Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.

Склоняют местоимения устно, в парах.

Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Работа с рубрикой «Проверяем себя»

Расскажите об особенностях указательных местоимений.

Как изменяются определительные местоимения?

Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?

Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.

- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.

Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Вряд ли мы смогли бы получить ответы на интересующие нас вопросы, если бы не умели эти вопросы задавать. Делаем мы это с помощью вопросительных местоимений. На уроке вы узнаете правила употребления вопросительных, а также относительных местоимений.

1. Понятие о вопросительных местоимениях

Местоимения - это слова, которыми мы можем заменить недостающую, или скрываемую, или неважную информацию. Если мы не знаем, о ком речь, или нам это не важно, но мы хотим об этом неизвестном что-то рассказать, то воспользуемся неопределенным местоимением: кто-то , кое-кто , некто . Если мы хотим отрицать наличие чего-либо, то употребим ничего , ничто - отрицательные местоимения.

А в каких ещё ситуациях мы не можем назвать то, о чем говорим? Тогда, когда хотим спросить о чем-то или о ком-то. Когда мы спрашиваем, то заведомо не знаем ответ, не можем обозначить его в вопросе. В таком случае мы используем вопросительные местоимения. Например:

Сколько туфелек на ней было?

Кто съел всю сметану?

Который час?

Чья это сумка?

Слова сколько , кто , который , чья - это вопросительные местоимения. Мы их используем, чтобы заменить в вопросе неизвестную нам информацию:

  • о предметах, которые обычно обозначаются одушевленными или неодушевленными существительными (кто? что? );
  • о признаках, которые обычно обозначаются прилагательными (какой? чей? );
  • о количестве (сколько? который? ).

2. Изменение местоимений по родам, числам и падежам

Местоимения какой, который, чей так же, как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Например: какой, какая, какое, какие, какими, о каком, к какой и т. д.; чей, чья, чьё, чьи, чьими, о чьих, чьей, чьего и т. д.; который, которая, которое, которые, которым, с которой и т. д.

Местоимения кто и что изменяются только по падежам. Местоимение кто сочетается только с прилагательными и глаголами в форме мужского рода единственного числа.

А местоимение что - в форме среднего рода единственного числа. Например:

Кто это сделал? Девочки, кто из вас это сделал? Кто тут самый быстрый?

Что произошло? Что тут самое интересное?

Обратите внимание на сочетание вопросительных местоимений кто или что с указательным местоимением такой .

Кто это такой? (м. р.) Кто это такая? (ж. р.) Кто это такие? (мн. ч.)

Местоимение кто сочетается и с мужским родом, и с женским, и с множественным числом указательного местоимения такой .

Местоимение сколько изменяется как числительное. Следует запомнить, что при склонении слова сколько ударение всегда падает на основу.

И. п. ско лько?

Р. п. ско льких?

Д. п. ско льким?

В. п. ско лько?

Т. п. ско лькими?

П. п. (о) ско льких?

3. Относительные местоимения

Относительные местоимения звучат так же, как и вопросительные: кто, что, который, какой, чей, сколько .

Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении. Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А.С. Пушкин). Слово который , с одной стороны, заменяет слово «предмет» в придаточной части предложения (Я приказал ехать на незнакомый предмет, и этот предмет стал подвигаться нам навстречу.) Слово который является подлежащим в придаточном предложении, оно заменило слово «предмет». Такие относительные местоимения называют еще союзными словами. Роль союзного слова в сложноподчиненном предложении - отличительная черта относительных местоимений.

4. Относительное местоимение кто и сказуемое в придаточном предложении

Вопросительное местоимение кто является местоимением мужского рода и в письменной речи сочетается с прилагательными и глаголами в единственном числе и мужском роде. Это же правило распространяется и на относительное местоимение кто .

Все, кто собирается с нами, возьмите с собой резиновые сапоги. Глагол собирается употребляется в единственном числе, несмотря на то что собираются многие. Этот глагол относится не к местоимению все , а к местоимению кто . Кто - подлежащее, собирается - сказуемое.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О вопросительных местоимениях ().
  2. О разрядах местоимений ().
  3. Относительные местоимения. Презентация ().

Домашнее задание

Задание № 1

Просклоняйте местоимения кто, какой, чей, сколько.

Задание №2

Составьте вопросы для интервью с известным актёром. Какие вопросительные и относительные местоимения вы использовали?