План конспект имя существительное. План-конспект урока русской речи на тему "Имя существительное. Обобщение". А сейчас продолжим говорить о именах существительных

Конспект урока

Учитель: Березина Маргарита Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Программа: Н. А. Чуракова УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Тема: «Имя существительное»

Цели урока:

Образовательные – познакомить детей с морфологическими признаками имени существительного. Организовать деятельность по систематизации знаний по теме; создать содержательные и организационные условия с применением исследовательской и групповой формы работы (работа в парах, группах) для развития у школьников умений по изученной теме, сформировать умение осмысленно употреблять имя существительное в речи;

Развивающие – содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений общаться в процессе учебного диалога, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи учащихся;

Воспитывающая – воспитывать у учащихся любовь к родному языку, развивать чувство ответственности за деятельность группы и личную ответственность за собственную деятельность в группе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Смыслообразование : установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего).

Нравственно - этическая ориентация : уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

Целеполагание: постановка учебной задачи на основании, что известно, усвоено, а что еще нет.

Планирование: определять последовательность действий с учетом конечного результата.

Оценка: осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

    Познавательные УУД:

Общеучебные: осуществлять смысловое чтение; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Знаково – символические: использовать знаково – символические средства для решения задач.

Информационные: поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.

Логические: установление причинно – следственных связей, обобщение.

    Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Оборудование:

Компьютер и проектор, учебник, дидактические тесты, рабочие тетради, записи на доске: «Вместе любая работа спорится», «Работать спустя рукава», «Работать засучив рукава».

Метод: частично-поисковый.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Логика урока:

мотивация – актуализация полученных ранее знаний – создание проблемной ситуации – микроисследование - систематизация – самоконтроль и самооценка – подведение итогов урока – рефлексия – домашнее задание

План урока:

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся.

2.Актуализация знаний учащихся по теме.

3.Проблемная ситуация.

4. Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

5. Организация микроисследования.

6. Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах.

7. Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

10. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

I . Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный

Улыбнёмся друг другу, дети! Сядьте удобно, закройте глаза, опустите голову на руки.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю!

Дети тихо повторяют за учителем.

Личностные: действие смыслообразования,

установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

Каллиграфическая минутка

Вместе любая работа спорится.

Как вы понимаете значение слова спорится ?

Объясните смысл пословицы.

Надеюсь, что наша совместная работа принесёт нам успех и удовлетворение!

Спишите предложение, соблюдая нормы каллиграфии.

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

II . Актуализация знаний учащихся по теме. Создание проблемной ситуации.

Цель: организовать актуализацию изученных

способов действий, достаточных для проблемного

изложения нового материала.

Какие части речи вы помните? Согласны ли вы с утверждением, что все части речи отвечают на один и тот же вопрос?

У меня есть знакомый мальчик Гена. Он всё привык делать спустя рукава. Что это значит?

Он считает, что все части речи отвечают на вопросы кто? и что?

(Слайд 2)

Прав ли Гена? Попробуйте объяснить ему, в чём его ошибка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

III .Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

Цели:

1) Зафиксировать причину затруднения.

2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Для того чтобы помочь Гене, мы станем сегодня настоящими исследователями. Посмотрите на вопросы, которые задал Гена, определите, какая часть речи отвечает на эти вопросы.

Давайте сформулируем тему урока.

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

(Слайд №3)

Имя существительное

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

IV . Организация микроисследования по определению морфологических признаков имени существительного

Цель: развить умения находить ответы на проблемные вопросы, подводить детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Работа в группах

Гена принёс нам загадочные рисунки. Что это?

(Слайд №4)

Давайте поможем Гене разгадать их.

На какой вопрос они отвечают, какой частью речи являются?

Что общего у этих слов? Поразмышляйте!

А что они обозначают?

Продолжим разгадывать ребусы.

(Слайд №5)

(На какой вопрос отвечают, что обозначают?)

Среди этих слов спряталось словарное слово. Найдите его, запишите в тетрадь.

Так какая часть речи отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? И обозначает предметы?

Сегодня мы узнаем об этой части речи много нового и даже построим для неё «дом».

(Слайд №6)

А вот и крыша этого удивительного «дома». Готов уже и один этаж. Так что же мы знаем об имени существительном?

Напишите 2 существительных, называя любые два предмета.

А сейчас я попробую угадать хотя бы одно слово, которое никто из вас не записал: дружба.

Подходит ли оно? Докажите.

(Слайд №7)

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома?

Что они обозначают?

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1 группа выписывает в столбик слова, обозначающие предметы.

2 группа выписывает в столбик слова, обозначающие состояния.

3 группа выписывает слова, обозначающие явления природы.

4 группа выписывает слова, обозначающие события.

1. Прочитайте слова:

Сахар, каникулы, радость, корова, встреча, мороз, печаль, жара, волнение, велосипед, снег, праздник, землетрясение, сон, книга, спектакль.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Проверка работы групп.

Слайд №8

Что обозначает имя существительное?

Это и будет второй этаж нашего дома.

(Слайд №9)

Настоящие исследователи – учёные, которые найдут ключ к любой загадке.

(Слайд №10)

Среди множества букв спрятались слова. Найдите их.

Что вы можете сказать об этих словах?

Можно ли к этим слова поставить вопрос ЧТО? Почему? Докажите.

А что вы можете сказать об именах существительных, отвечающих на вопрос КТО?

Молодцы! Вот и ещё один этаж нашего дома.

(Слайд №11)

Так что же вы узнали в ходе исследования? Глядя на алгоритм, расскажите о признаках имени существительного.

Ученики отгадывают ребусы слайда №4.

Отвечают на вопрос кто?

Имя существительное.

Дети разгадывают ребусы слайда №5.

Отвечаю на вопрос ЧТО?

Предметы.

Дети пишут: пенал.

Имя существительное.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы.

Мороз – явление природы, радость – состояние, встреча – событие.

Лиса, кенгуру, слон, лось, медведь, волк.

Животные, имена существительные, отвечают на вопрос КТО?

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные УУД:

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в группах;

Оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

V.Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

VI .Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах

Цель: систематизировать и обобщить изученный материал; выявить пробелы для корректировки знаний.

Работа по тетради

ТПО1 , упражнение № 13, стр. 19

(Откройте Обратный словарь на –Л. Выпишите сначала все одушевлённые существительные, затем все неодушевлённые).

Учитель советует детям при работе в парах распределить обязанности.

Взаимопроверка.

Проверка работы в парах.

Слайд №12

Выполняют упражнение в парах.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII . Формирование навыка самоконтроля и самооценки

Дидактические тесты по теме «Имя существительное»

Работа по алгоритму –

(Слайд №1 3 )

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : самоопределение.

VIII . Подведение итога урока

Цель: систематизировать изученный материал, способствовать его осмыслению, использованию в практической деятельности.

В начале урока мы говорили, что мальчик Гена привык всё делать спустя рукава и потому совершал ошибки.

Прочитайте два фразеологизма и скажите, какой из них подходит к вашей работе на уроке:

- «Работать спустя рукава»

- «Работать засучив рукава»

А что помогло нам достичь успехов в нашей работе?

А значит, мы с полным правом можем сказать: «Вместе любая работа спорится»!

Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX . Рефлексия

Цель: формировать у обучающихся умение осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

У каждого ученика лист с двумя шкалами:

Интересный урок Моё участие

Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии.

Урок окончен. Спасибо за урок!

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

X . Домашнее задание

Цель: закрепить изученный материал.

Учебник упражнение №20 стр. 28.

Прочитайте список существительных.

Карандаш, енот, карточка, голубь, человек, дым, шерсть, улитка, малыш, паук.

Поставьте к каждому из них вопрос: кто? или что?

Подумай: почему к одним словам ты задаёшь вопрос кто?, а к другим – вопрос что?

Затем распредели слова из упражнения в два столбика: одушевлённые существительные и неодушевлённые.

Познавательные:

осуществлять анализ учебного материала.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

Список литературы:

1. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – 2- е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 1.

2. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – 2- е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2.

3. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы №1: 3 кл. / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская под ред. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

4. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.

6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Приложение 1

Фамилия, имя________________________________

1. Соедини стрелками

Имена существительные

Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи

Предметные :

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные :

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

Личностные :

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи

Предметные :

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные :

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

Личностные :

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 3 класс, часть 2; листы самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в новую тему.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое ).

– Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни. (Задание на доске)

– Вам сейчас предстоит определить тему урока. УУД личностные

– Кто определил тему урока? (Имя существительное )

III. Сообщение темы и целей урока.

– Верно. Тема урока «Имя существительное». Сегодня на уроке вы ознакомитесь с обобщенным лексическим значением имён существительных, будете отрабатывать грамматическое понятие «имя существительное», развивать умение работать над ошибкоопасными местами в слове, называть орфограмму. В листах самоконтроля вы будете ставить себе оценки за каждое выполненное задание.

IV. Чистописание.

– Начнём путешествие с минутки чистописания. Чтобы письмо было правильным и красивым давайте сделаем массаж для пальчиков (упражнения для пальчиков ).

– Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

– Сегодня мы вспомним написание прописных букв В, К, Н, Ю. Запишем эти буквы в сочетании с верхней петелькой (учащиеся прописывают буквы после показа учителем ).

V. Орфографическая минутка.

– А сейчас орфографическая минутка.

На доске запись : к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б

– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить слова и т. д. ) УУД коммуникативные

– Давайте соберём из букв слова.

(Учащиеся собирают из букв слова, ученик записывает их на доске, называет и объясняет орфограммы, остальные записывают слова в тетрадь. Н-р: река, земляника, снег, город и другие. )

– Молодцы! Вы нашли и объяснили все орфограммы. А какие изученные орфограммы не встретились?

– Теперь скажите, какие виды заданий вы бы предложили для данных слов? (разбор слова по составу, фонетический разбор слов, составить со словом предложение ). Хорошо!

VI. Работа по теме урока.

1. Слова, обозначающие предмет. УУД регулятивные

– Что обозначают эти слова? Назовите одним словом. (Предметы)

– Права ли я буду, если скажу, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы? (Да. Мы в этом только убедились)

На доске появляется карточка: ПРЕДМЕТ

– Какое открытие сделали? (В русском языке есть слова, обозначающие предметы )

– Придумайте слова, обозначающие предметы. (Ответы детей )

2.Упражнения на группировку. УУД познавательные

– Распределите слова в две группы.

Сладкий, кошка, умный, ученик.

– На какие группы распределили? (Слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признак предмета )

– А кошка – это тоже предмет? (Да)

– Если это предмет, то какой? (Живой )

– Значит, какое открытие можно сделать? (В русском языке есть слова, обозначающие живые предметы )

– Если есть слова, обозначающие живые предметы, значит, есть и те, которые… (Обозначают неживые предметы )

– Что у меня в руках? (Мяч )

– Какой вопрос я задам? (Что? )

– Кто сделает следующее открытие? (Слова, обозначающие неживой предмет, отвечают на вопрос Что? )

На доске появляется карточка: ЧТО?

– Задайте вопрос к слову «ученик». (Кто? )

– Какой вывод сделали? (Слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос Кто? )

На доске появляется карточка

КТО?

– В русском языке принято называть такие слова одушевлёнными и неодушевлёнными.

Информация об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

УУД личностные

– Выполните следующее задание.

VII. Физкультминутка.

VIII. Продолжение работы по теме урока.

1. Игра в слова. УУД коммуникативные

– Поиграем в слова. Назовите слова, отвечающие на вопрос что? и обозначающие предмет мебели, транспорт, посуду, явления природы и т.д. (Ответы учащихся)

– Назовите слова, обозначающие профессии людей. Какой вопрос поставим к этим словам? (Кто?)

– Можем ли мы сказать, что названные предметы существуют? (Да )

– Придумайте название всем этим существующим словам, обозначающим предметы. (Существительное )

УУД познавательные

– Да, в русском языке эти слова называют именами существительными. Это слова, которыми люди обозначают всё, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.

– Вот мы и познакомились с первым жителем страны с необычным названием Речь.

– Как его зовут? (Имя существительное )

На доске появляется карточка: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

– Если мы с вами жители села Брилякова, то слова тоже жители, только страны Речь и являются его частью.

– Так как назовём этого жителя? (Часть Речи )

На доске появляется карточка: ЧАСТЬ РЕЧИ

– В ходе урока у нас появились опорные слова, из которых мы сейчас составим схему нашего ответа. УУД познавательные

2. Обобщение . УУД познавательные

– Пользуясь схемой, расскажите, что узнали об имени существительном. (Учащиеся составляют ответ )

IX. Закрепление.

1. Имена собственные и нарицательные.

– Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю...» (5 имён девочек, 5 имён мальчиков, 5 кличек животных, 5 названий городов)

(Ученик берёт мяч, подбрасывает его и называет слова)

– Какое ещё открытие сделали? (Имена существительные могут называть имена мальчиков, девочек, клички животных и т. д. )

– Как называются такие имена существительные? (Имена собственные )

– Какое открытие сделали? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными )

2. Изменение имён существительных по числам.

– Как изменяются имена существительные? (По числам. Могут быть единственного и множественного числа )

– Поиграем в слова. УУД регулятивные

Если я назову слово в единственном числе, вы должны его назвать во множественном числе.

3. Наблюдение над ролью имён существительных. УУД личностные

– Откройте учебник на странице 13. Выполним упражнение 389.

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. (Ответы учащихся )

– Прочитайте текст без имён существительных. Можно ли без них понять текст? (Нет )

4. Упражнение в классификации имён существительных.

УУД коммуникативные

– А сейчас выполним упражнение 391. В каждую группу слов напишите ещё по два слова. Когда работа будет закончена, поменяйтесь тетрадями и проверьте как выполнил упражнение ваш сосед. (Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение )

X. Итог урока

– Куда отправились в начале урока? Кем были? Какое открытие сделали?

– Какие орфограммы повторили на уроке?

– Какие задания понравились на уроке?

– Наше путешествие в страну Речь подошло к концу. В листах самоконтроля вы оценивали свою работу. Мне очень понравилось как вы работали. Каждый из вас получит оценку после того, как я сравню свою оценку с вашей.

Рефлексия


Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

1.Конспект урока по ФГОС средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное»

3. Основное содержание.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.

Задачи урока:

  • Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.
  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Основной дидактический метод:

  • частично – поисковый

Дидактические средства:

  • учитель – презентация;
  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица

Оборудование:

  • «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - 3 класс
  • компьютер +проектор
  • маркерные доски

Ход урока

  • Организация класса.

Учитель : Прозвенел долгожданный звонок –

Начинается урок!

Будьте внимательными, работайте активно и я думаю, в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку! (Учащиеся записывают классная работа и число.)

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)

Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)

IV. Cамоопределение к деятельности

Прочитайте слова.

Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.

(Слайд 2, 3)

Сформулируйте тему урока . (Слайд 4.)

- Приведите примеры имен существительных.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 55).

Прочитайте и сравните пары слов.

К какой части речи относятся слова?

Чем они похожи? (Написанием.)

Чем отличаются? (Ударением.)

Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка)

  • Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.

(Работа в парах)

Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны. (Слайд 5.)

Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Марс.

(Проверка.) (Слайд 6.)

  • Работа со словами из словаря

Отгадайте загадки.

Какой конь землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор )

В поле – метелкой,

В мешке – жемчугом.

(Пшеница )

Найдите слово трактор и пшеница в орфографическом словаре.

Запишите слова в тетрадь.

Составьте предложение со словами пшеница и трактор, запишите в тетрадь.

(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)

Запомните написания этих слов.

VI. Физкультминутка

(слайд 7.)

Раз – поднялись, подтянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VII. Закрепление изученного материала

  • Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

(Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)

Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

  • Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 8.)

Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.

Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.

Какие слова написали в первую группу? Почему?

Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?

VIII. Рефлексия

Выпишите имена существительные. Укажите их род и число.

Образец: стол – м. р., ед. ч. (Слайд 9.)

Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, синева, холодный, простор, Москва.

Какие слова выписали? Почему?

Какие слова оказались лишними?

Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.

Какие имена существительные называются собственными?

Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

С какими новыми словарными словами вы познакомились?

Домашнее задание. (Слайд 10.)

Упр. 96 (с. 56).


Цель: обобщить полученные ранее знания учащихся о грамматических признаках имени существительного; формировать умения выделять в речи и правильно употреблять

имена существительные;

Способствовать развитию мышления, речи, памяти, продолжить развивать умение анализировать, группировать слова по признакам;

воспитание мотивации к учению.

Тип урока: урока : комбинированный

Но вначале мы должны узнать имя нашего героя. Ведь так?

В. Л. О. С. О - буквы по классу спрятаны.

СЛОВО.

3. Повторение и обобщение изученного материала.

Вот вы и назвали имя героя, в гости к которому мы и оправляемся.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Поговорим о словах – существительных.

Какие значения предметности вы можете назвать?

( Дополнить по одному слову – устно).

Люди: старик, девушка,…

Животные: мышь, попугай, …

Растения: береза, овощи,…

Предметы быта: посуда, сапоги,

Явления природы: метель, дождь, …

Географические названия: пустыня, наводнение, …

Вам надо было записать слова из словаря, вставить пропущенные буквы. Найти лишнее слово и доказать, почему оно лишнее?

Какое слово вы нашли. Докажите, что оно лишнее.

. Бонемент, Б. ндероль, кв. танция, кл. ент, т. леграф, п. чтамт, .п. рация,.бр. зование,

.бр. зовывать, ф. йе, кв. л.фикация, .теч. ство, .ску..тво.

Вы должны были записать данные слова в три столбика:

Ж. р. м. р. ср. р.

Бандероль, клиент, образование,

Квитанция, абонемент, фойе,

Операция, телеграф, искусство,

Квалификация, почтамт, отечество.

(Самопроверка) .

Какие слова можно объединить одним словом?

(Почта - почтамт, бандероль, клиент, квитанция, операция, телеграф).

Составьте со словом Бандероль Предложение, запишите его, подчеркните главные члены предложения. Над лексическим значением этих слов мы будем с вами работать на следующем уроке.

О каком грамматическом признаки имени существительного вы должны были помнить, записывая слова в три столбика.

Какие ещё грамматические признаки имени существительного вы знаете?

Одушевлённое. Неодушевлённое Собственное/нарицательное. Род: м. р., ж. р., ср. р. Число: ед., мн. Падеж: И. п. Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.

Сегодня мы ещё раз повторим и обобщим знания о грамматических признаках имени существительного.

ИГРА: « Третий лишний» (Карточки).Два варианта заданий.

В каждом ряду слов узнай лишнее существительное по одному из грамматических признаков (Карточки) :

1. Столяр, станок, повар; Одуш/неодуш

подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, стекло, стекольщик; Собств./нар .

Шира, село, Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло, стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, игла, пяльцы; число

молоток, шипцы, рубанок.

5. Под окном, над окном, у окна; падеж

О маме, к маме, по маме.

2 вариант. (Убери выделенные слова).

1. Столяр, Станок , повар; Одуш/неодуш

Подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, Стекло , стекольщик; Собств./нар .

Шира, Село , Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло , стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, Игла , пяльцы; число

молоток, Шипцы, рубанок.

Доказать, какое слово лишнее .

Какое из всех слов можно отнести к данной схеме? Докажи.

Приставка+ корень+ суффикс+ окончание

Подружка – разобрать как часть речи.

Подружка – сущ., одуш.. нариц., ж. р., ед. ч., 1 скл.

Придумайте предложение с данным словом, чтобы оно было главным членом предложения.

Моя подружка Настя хорошо поёт .

Второстепенным членом предложения:

Мы с подружкой Настей ходим на занятия кружка « Маленькая хозяюшка».

Какой частью речи является слово подружка? Докажи, используя схему.

Учебник, стр. 78.

О каком грамматическом признаке существительного мы ещё не говорили?

(о склонении).

Пользуясь таблицей, которая есть у вас, определи, чем похожи и чем различаются слова: ночь, ночка, ночник.

Разбери эти слова по составу слова. А какое время суток изображено на нашей картине? Назови грамматические признаки этого существительного (день).

Когда, я работа над составлением плана урока, то ваш учитель географии, увидев замок на берегу озера, сказала « Какой красивый ЛАНДШАФТ», но я не знаю, что

Означает данное слово, т. е. его лексическое значение.

Поэтому на Домашнее задание вам : узнать у учителя географии как толкуется значение этого слова, правильно записать это слово, подчеркнуть , записать лексическое значение, разобрать Слово ландшафт как часть речи .

А я найду значение в словаре Ожегова. Посмотрим, как толкуется значение одно и тоже слова в разных источниках.

А сейчас продолжим говорить о именах существительных.

Работа по учебнику стр. 76, упр. № 106 – выписать имена собственные.

Как пишутся имена собственные?

О каких словах – существительных мы не говорили?

(несклоняемых).

Знакомство со словами и их значением.

Учебник, стр. 72. Запомнить написание данных слов.

Итак, наше путешествие подошло к концу.

Так кто живёт в замке? Какие слова там живут?

Посмотри на замок, на природу, что его окружает. Назови слова – имена существительные, называя их грамматические признаки. Что интересного вы услышали, называя слова(нет одушевлённых предметов). А кто, по – вашему, мог жить в замке?

(Король. Принцесса. Животные).

Что нового узнали на уроке?

(слово может иметь грамматические признаки и лексическое значение).

4.Оценки. Рефлексия.

Как вы понимаете пословицу:

« Доброе слово построит, а злое разрушит».

У каждого на парте лежат имена существительные, выбери те существительные, которые могут прибавить радости, любви, тепла. Окружим ими наш замок

А какой частью речи будут являться эти слова? Какие грамматические признаки указывают на это?

Карточки со словами:

Тепло, радость, свет, война, мир, агрессия, солнце, веселье, мир, труд, лень, чернота, доброта, Честность, справедливость, праздник.

Запомните, пожалуйста, что:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает так сурово,

То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как им не ранить

Того, кто слушает тебя.

© 2024 | Сайт о строительстве и ремонте