Последний любовник галы. Сальвадор Дали и Гала: праздник длиной в жизнь. От Елены Дьяконовой до Галы Дали

Краевед Ренат Бикбулатов категорично утверждает, что Гала Дали (Елена Дьяконова) «придумала» свое казанское происхождение

35 лет назад ушла из жизни женщина, которая одной из первых разглядела недюжинный талант молодого каталонца и с помощью которой художник не только обрел мировую известность, но и стал самым высокооплачиваемым живописцем ХХ века. По словам Галы-Елены, местом ее рождения была Россия, город Казань. Этот факт считался вроде как общеизвестным, пока им не заинтересовался местный краевед. С Ренатом Бикбулатовым встретился корреспондент «БИЗНЕС Online».

Гала и Сальвадор Дали

«РОДИЛАСЬ В ТАТАРСКОЙ СТОЛИЦЕ, НА БЕРЕГУ ВОЛГИ»

— Ренат Хайруллович, почему инженер завода ЭВМ вдруг заинтересовался такой далеко не компьютерной темой, как судьба супруги Сальвадора Дали?

— Все просто: в 1993 году завод, на котором я работал, перестал существовать, а я вышел на пенсию. Надо было чем-то заняться. Поскольку я был любителем книг (у меня порядка 10 тысяч томов), Казани, ее истории, то начал писать статьи в местные журналы и газеты. Примерно в 1998 году я увидел вот эту книжку — «Гала». Она меня заинтересовала, поскольку ходили слухи о том, что Гала родилась в Казани. И даже указывали дом, где она родилась. Некоторые выдержки из этой книги я опубликовал в газете, где заместителем редактора работал Рафаэль Мустафин, вы, наверное, слышали о нем (Рафаэль Ахметович Мустафин (1931–2011) — писатель, литературовед, литературный критик, публицист, редактор, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2006), лауреат премии комсомола Татарской АССР имени Мусы Джалиля (1976) прим. ред. ) А я с ним учился в Казанском университете. Он тоже подключился к поискам. Информации о казанской жизни Галы было мало, и мы решили восполнить этот пробел.

Действительно, что мы знаем о казанском периоде жены знаменитого художника, о ее происхождении, семье, детстве? В книге «Казанский ретро-лексикон» казанский краевед Максим Глухов пишет: «Елена Дьяконова (1894–1982) родилась в Казани. Окончила Ксенинскую гимназию и Высшие женские курсы (1912). В 1916 году вышла замуж за французского поэта Поля Гренделя (впоследствии всемирно известного под именем Поля Элюара) и прожила с ним около 15 лет, навсегда оставшись для поэта „сестрой, подругой, возлюбленной и тайной“. После этого она сблизилась и в 1934 году оформила брак с выдающимся испанским живописцем».

Более подробный рассказ о ее детских годах в Казани и Москве я узнал из книги французского писателя Доминика Бона, изданной в России в русском переводе в 1997 году: «Дьяконова родилась в Казани — татарской столице, на берегу Волги. На Руси да и по всему Востоку женщины из Казани имеют легендарную репутацию: султаны рекрутировали их в свои войска, так как считали, что в сладострастии им нет равных. Она появилась на свет в 1894 году, 26 августа, под знаком Девы».

Ренат Бикбулатов

«ЕЕ МОЖНО БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ УРОДЛИВОЙ»

«У нее славянская внешность: широкие скулы, крупный подбородок, огромный лоб, очерченный рот, матовый цвет лица; не красавица, однако, даже не хорошенькая. В овале лица и во всей внешности есть какая-то суровость, не хватает изящества. Если бы не густые, черные, завитые в локоны волосы, если бы не длинные сильные руки с округлыми ногтями, если бы не стройный стан, ее можно было бы назвать уродливой. Худая, с выступающими костями шеи и плеч, но довольно хорошо сложена. У тела ее гармоничные пропорции, у нее красивые ноги с тонкими лодыжками. Но первое впечатление говорит не в ее пользу. На первый взгляд, в ней нет ничего привлекательного, а высокомерный вид держит людей на расстоянии.

Она среднего роста, но держится так прямо и столь гордо несет свою голову, что кажется высокой. Ее внешность привлекает внимание. Но что в конечном счете выделяет ее из толпы (не только молодость и гордый вид) — так это взгляд. У нее черные глаза, лихорадочные и черные, блестящие и темные одновременно. Как смоль — полное соответствие сравнению».

— Отличное, но всего лишь описание. А как насчет конкретных фактов — помог ли вам француз в вашем исследовании?

— Да, книга Бона стала настольной; стала, что называется, хорошей отправной точкой для поисков. Читаем дальше:

«Что известно о ней? О ее недавнем прошлом совсем немного информации. Мать зовут Антониной, девичья фамилия матери — Деулина... Род Антонины Деулиной происходит из Сибири, где у семьи были золотые рудники. Но девушка всего лишь один-единственный раз со своими братьями и сестрой навещала бабушку в Тобольске. В Сибири жил также дядя, брат матери, с ним Елена едва знакома...

У девушки два старших брата, Вадим и Николай, и сестра Лидия, которая на восемь лет ее младше. У старшего, Вадима, такие же, как у Елены, черные волосы и темные глаза. Лидия и Николай светло-русые, у них сине-зеленые глаза, унаследованные от отца. Их отцом является Иван Дьяконов, точнее — являлся. Он умер в 1905 году, когда Елене едва исполнилось одиннадцать лет. Он был чиновником в министерстве сельского хозяйства. Елена никогда о нем не рассказывала».

— Но ведь министерства сельского хозяйства в Казанской губернии тогда вроде бы не было — это была столичная прерогатива. В провинции больше практиковались департаменты...

— Совершенно верно. Поэтому напрашивался простой вывод: подвергать сомнению и проверке все источники, невзирая на авторитеты авторов. Но пока вернемся к Бона:

«Елена не любила рассказывать о своем детстве, она была скупа на откровения о своем прошлом. Известно, что у ее матери был диплом акушерки, но она никогда не работала по специальности, а занималась творчеством — писала сказки для детей. Известно, что сама Елена любит читать... По тому, как она умеет приручать кошек, можно догадаться, что Елена к ним неравнодушна. Дома у нее остался черный кот. Сведения, неохотно сообщенные любителям порасспрашивать, незначительны и малоинтересны.

Во время знакомства с новыми людьми Елена никогда не произносила своего истинного имени, а использовала имя Гала, делая ударение на первом слоге. Имя редкое, видимо, уменьшительное от Галины. Гала — так ее называла мать. А ее настоящее имя, которое дал ей отец, так и осталось лишь в официальных документах...

Гала — нелюдимая, холодная, суровая, раздражительная, одинокая... до такой степени замкнута, что это наводит на мысль: не скрывает ли она что-нибудь? Есть ли ей о чем умалчивать? Тайна происхождения? Болезненные воспоминания? А может, она предпочитает навсегда отделаться от своего прошлого, чтобы не оживлять, думая о нем беспрестанно, неизбежное страдание. Елена ничего не говорит о своем прошлом, о своей биографии. Любой вопрос о предыдущей жизни выводит ее из себя».

Лена Дьяконова (или Гала, как любила называть ее мать)

«О ПРОЖИВАНИИ В КАЗАНИ ДЬЯКОНОВЫХ НЕТ НИКАКИХ ДОКУМЕНТОВ!»

— Тайны — настоящий хлеб краеведа. Что было по прочтении загадочной французской книжки?

В «Казанских историях» я как-то давненько уже рассказывал о своих дальнейших действиях. А именно: чтобы приоткрыть завесу над секретом казанского рождения Елены Дьяконовой, узнать побольше о ее жизни в Казани до 1905 года, о ее семье, я обратился в государственный республиканский Национальный архив, где в течение года просмотрел буквально горы старой документации. Первые же результаты буквально шокировали! В метрических книгах казанских церквей за 1894 год не оказалось записей о рождении Елены Дьяконовой, не было аналогичных записей и о ее сестре Лиде, которая родилась в 1902 году. В документах казанских гимназий и школ ничего не говорится о том, что в какой-либо из них с 1894 по 1905 год обучались два ее старших брата, а также нет никаких упоминаний и о самой Елене.

Дальше — больше. Дом по улице Грузинской (ныне улица Карла Маркса, 55/29), где якобы в 1894 году она родилась и где проживала с семьей до 1905 года, оказывается, принадлежал известному для всех казанских краеведов коллежскому советнику Ивану Александровичу Котелову. Он жил здесь со своей семьей, больше никого из постоянных жильцов там не было. Кстати, этот дом известен еще и тем, что после ареста родителей в нем жил будущий знаменитый писатель Василий Аксенов. И еще: в адресных книгах Казани о проживании в нашем городе отца Елены — Ивана Дьяконова — тоже не говорится ни слова!

Кстати, в 2003 году в Казань приезжали кинематографисты из Испании, они готовили фильм к 100-летнему юбилею Сальвадора Дали. Так вот и они не обнаружили в нашем Национальном архиве никаких документальных подтверждений о дате и месте рождения Елены Дьяконовой!

Так что вывод из загадки, которую нам задала Елена Дьяконова, один: она не родилась в 1894 году в Казани, как и ее сестра Лида в 1902 году. Ее братья Вадим и Николай не учились в казанских гимназиях, а семья Елены Дьяконовой с 1894 по 1905 год не проживала в Казани.

Дом по улице Грузинской (ныне улица Карла Маркса, 55/29) в Казани / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОНА НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЛЮБИТЬ ГЕТТО»

— Упомянув дом по улице Грузинской, вы сказали, что будущая сеньора Дали, по предыдущим версиям, в нем якобы проживала с семьей до 1905 года. Куда они оттуда съехали?

— Как уже было сказано, Иван Дьяконов умер в 1905 году, когда Елене еще не исполнилось 11 лет. Вдова с детьми переезжает в Москву. И то, что они там жили, — это уже известно вполне достоверно. Там Антонина Дьяконова вторично выходит замуж — за адвоката Димитрия Ильича Гомберга.

«Димитрий Ильич Гомберг, — читаем у Доминика Бона, — еврей только по отцу, что позволяет ему жить в Москве, в городе, котором евреям запрещалось проживать до 1917 года. Хотя дети Антонины православные, исповедуются раз в году, регулярно посещают богослужения и никогда не расстаются с иконами, живут они, однако, под одной крышей с человеком нерелигиозным, открыто проповедующим новые идеи свободы, справедливости и прогресса. Димитрий Гомберг — либеральный буржуа. Библиотека в его доме не украшение, но неотъемлемая часть существования. У себя он принимает своих друзей, таких же либералов, как и сам. Возможно, благодаря отчиму-еврею, чувствительному к эволюции нравов, очень умному и обеспеченному, у Елены рано развилось стремление к независимости. Она никогда не будет любить гетто.

Адвокат великодушно содержит семью своей жены в достатке, потому что, кроме четверых детей Ивана Дьяконова, он принимает у себя и двух двоюродных братьев, приехавших из далекой провинции учиться в Москву. Димитрий Ильич Гомберг оплачивает не только учебу, но еще и походы в театры, занятия спортом и, конечно, медицинское обслуживание, необходимое пасынкам и падчерицам. Специально для Елены он оплачивает расходы на дорогостоящее пребывание в санатории (Елена после окончания московской гимназии в 1912 году с января 1913 по апрель 1914 год лечилась от туберкулеза в швейцарском санатории).

Елена, по мнению братьев и сестры, вне всякого сомнения, его любимица; и это правда. Ходят даже слухи о том, что Димитрий Гомберг — настоящий отец девушки. Тень сомнения падает на ее происхождение. Она же сама, если бы и знала ответ этой загадки, предпочла бы второго отца первому. Она приняла линию поведения, от которой не отклонялась никогда: не говорить об этом...

Вместо того чтобы добавить имя отца к собственному имени, как это делается по русскому обычаю, Елена Дьяконова прибавляет к нему имя второго мужа матери. Поступая по-своему, она выбирает понравившееся сочетание: Елена Димитриевна Дьяконова. Это имя свидетельствует о значении в жизни молодой женщины отчима, который смог до такой степени заменить законного отца и был любим ею, что она взяла себе в отчество его имя...

В Москве семья Дьяконовых-Гомбергов живет в доме номер 14 по улице Трубниковской, на шестом — последнем — этаже нового дома, куда она въехала в поисках чистого воздуха: здоровье Елены с самого раннего возраста — постоянный повод для беспокойства Антонины и Димитрия. Физическое состояние мешало ей заниматься спортом, но не учебой. Елена, как позже и Лидия, поступила в лицей, точнее — в частную школу для девочек, в гимназию к Брюхоненко (это имя их смешило: по-русски «брюхо» — толстый живот). Елена, несмотря на слабое здоровье, была блестящей ученицей. В семестровых табелях у нее только четверки и пятерки — оценки превосходные, так как пятерку ставят за наивысшие достижения в учебе. Особенных успехов она достигает в русской словесности. Дома же Елена разговаривает по-французски со служанкой-швейцаркой по имени Жюстина...»

Анастасия Цветаева, Николай Миронов и Марина Цветаева

«НЕТ, ЦВЕТАЕВЫ БЫЛИ НАСТОЯЩИЕ»

— А дружба с сестрами Цветаевыми в гимназии Брюхоненко тоже из области слухов?

— Нет, на сей раз сущая правда. Доминик Бона пишет в своем исследовании о первой знаменитости, тоже — будущей, с которой Гала-Елену сводит ее потрясающая судьба. Действительно, писатель имеет в виду подругу-одноклассницу, которую звали Асей, — Анастасию Цветаеву, дочь университетского профессора истории и младшую сестру начинающей поэтессы, сердечно любимой, непревзойденной Марины Цветаевой. Ася и Елена были неразлучны. Но это Елена всегда приходила к Асе, в красивый дом Цветаевых в Трехпрудном переулке; атмосфера богатства и интеллектуальности, царящая в нем, казалась ей в высшей степени изысканной. В книге «Воспоминаний» Анастасия Цветаева так расскажет об их странноватой подруге:

«Описанию личности Гали Дьяконовой позднее и Полем Элюаром, и другими людьми искусства была посвящена не одна книга, стихи и статьи. И может быть, мой долг — рассказать, какой же Галя была в детстве. Один из самобытнейших характеров, мною встреченных. Взгляд ее узких, поглощающих глаз, движение волевого рта — и она была милее, нужнее всех, что глядели на меня с восхищением. Темы, все, были — общие. Стихи, люди, начинающиеся в вихре рождавшегося вкуса — причуды. В ней, пожалуй, сильней моего — некое оттолкновение; во взлете брови вдруг вспугивающий весь пыл застенчивости короткий взрыв смеха (в ее брате Коле повторенный кровным сходством). Она хватала меня за руку, мы неслись.

Чувство юмора в Гале было необычайно: смех ее охватывал, как стихия. Как нас с Мариной. Только была в ней Марине и мне не присущая, какая-то ланья пугливость, в которой было интеллектуальное начало, только внешне выражаемое мгновенной судорогой смеха, вскипающего одним звуком, почти давящим ее; взлетали брови, все ее узенькое лицо вспыхивало, и, озираясь на кого-то, на что-то ее поразившее, отпугнувшее, она срывалась с места: не быть здесь. Так некая часть ее сущности была — в убегании, в ускальзывании от всего, что не нравилось. Не осуждая, не рассуждая, она, может быть еще не осознав, отвертывалась. Девочкой в матроске, с незаботливо заброшенной на плечи — пусть живет! — косой, кончавшейся упрямым витком. Быть занятой ее толщиной, холить? Стараться — над косами? Гордиться? Взлет бровей, короткое задыхание смеха.

Мне казалось, я всегда знала Галю. Мы сидели — Марина, Галя и я — в воскресенье, в субботу вечером с ногами на Маринином диване в ее маленькой (через одну от моей) комнате и рассказывали друг другу все, что хотелось, подумалось, было. Мы водили Галю по нашему детству, дарили ей кого-то из прошлого, вздохом покрывая безнадежность подобного предприятия, и от тайной тоски легко рушились в смех, прицепившись к какому-нибудь нескладному выражению, словесной ошибке, поглощая из кулечка душистые, вязкие ирисы, любимые всеми нами больше других конфет.

— Н-не отлипает! Яз-зык прилип... — вдруг, еле ворочая им, говорил кто-то из нас, и делалось так смешно, что от смеха было больно, потому что в эту бездну, ненасытимую, как одиночество (его поправ!), вместе летели трое, связанные, как горцы. «Не тает...» — продолжал язык борьбу с ирисом. «Н-не растает...» — еле выговаривал утешающий. Пароксизм смеха походил на страшный рассказ Эдгара По.

— А бывало у тебя так, Галя?! — (я).

— А так с вами бывало, Галочка? — (одновременно со мной Марина)».

«Гала Дали не была ни художником, ни искусствоведом. И тем не менее навеки вписала свое имя в историю мировой живописи» / Сальвадор Дали, "Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече", 1933 г.

«ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?»

О зарубежной жизни Елены Дьяконовой, о том, как она там превратилась сначала в мадам Элюар, а потом в сеньору Дали, узнать можно много и довольно легко, если не лениться. Но ваши выводы о том, что Гала в Казани совсем даже не родилась, а может статься, и вообще не бывала, не слишком ли категоричны?

Минуточку терпения! Как-то в Москве я увидел на книжной обложке крупные заветные буквы — «Дали». Не мог я пройти мимо и не купить эту книжку. Автор опять же французский — Софья Бенуа, название — «Гала. Как сделать гения из Сальвадора Дали». Меня просто потрясло, что там упомянуты я и мои поиски. И вполне доходчиво, по-писательски, дается ответ на ваш вопрос. Читайте:

«Помните: краевед Ренат Бикбулатов вел тщательные поиски документов, подтверждающих происхождение русской Музы? Оказывается, узнав об этих поисках, хороший знакомый Бикбулатова — профессор-психиатр — рассказал, что у него как-то была пациентка, уверявшая, что знает семью Дьяконовых. По ее словам, Елена родилась в селе Антоновка, которое находится по дороге из Казани в Камское Устье. Краевед, обнадеженный поступившими сведениями, перелистал метрические книги двух церквей села за большой период, но и там ничего не нашел.

Зачем надо было супруге Сальвадора Дали сочинять историю про то, что она родилась на берегу Волги в Казани? «В этом вся Гала, — считает Р. Бикбулатов. — Эта женщина не могла поступить иначе — история ее жизни должна была вдохновлять, а для этого быть красивой. Почему бы не придумать, что Елена Дьяконова родилась в Казани? Ведь присвоила же она себе отчество отчима и стала Еленой Димитриевной. А потом и вовсе не Еленой, а Галиной. И это было в порядке вещей. Кто бы стал проверять, где она родилась? Согласитесь, Казань как нельзя лучше подходила для музы Дали, для ее образа русской женщины, в жилах которой текла татарская кровь. Казань знали в Европе благодаря университету. А еще семья Дьяконовых если была не богатой, то очень зажиточной. Но в смутные годы, когда началась Октябрьская революция, а в сталинские годы — репрессии, разве могла Гала сказать, что в их семье водились деньги? Наверное, нет. А чтобы никто не мог проверить, что это не так, Гала могла еще больше запутать следы и соврать про место своего рождения».

— Обидно, если так... И Рафаэль Мустафин, ваш спутник по этим поискам, был согласен с этими выводами?

— Давайте так: оставим ваш вопрос риторическим, а под занавес прочитаем у Рафаэля Ахметовича следующее: «Гала Дали не была ни художником, ни искусствоведом. И тем не менее навеки вписала свое имя в историю мировой живописи. Ей посвящены десятки статей и специальных исследований. Ни один из теоретиков искусств, писавших о Сальвадоре Дали, не обходится без упоминания ее имени и признания той огромной роли, которую она сыграла в судьбе художника. Многие искусствоведы проводят параллель между Галой и русскими женами Пабло Пикассо, Луи Арагона и других выдающихся деятелей западной культуры. Справедливо отмечают, что русские женщины внесли в мировое искусство особый шарм и интеллектуальный блеск. Более того, сами истоки французского сюрреализма связывают с влиянием России и русских женщин».

На момент встречи Гала было 35 лет, а Сальвадору 25. Казалось бы, что может быть общего между русской женой французского поэта и художником, о чьей экспрессии и чудачествах ходили слухи? Однако, их крепкому союзу суждено было просуществовать 53 года, при том что Гала была старше Дали на 10 лет. Одни называли «хищницей» эту загадочную женщину из России, считая ее эксплуататоршей, заставлявшей художника творить. Другие - уверены, что если бы не вдохновение Гала, ее поддержка и вера в Дали, то гений Сальвадор мог бы быть утрачен для Мира.

Кто такая Гала?

Гала, с ударением на последней букве, как во всех французских словах, ее настоящее имя Елена Ивановна Дьяконова. Родилась она в 1894 году, в Казани в семье небогатой семье. Ее отец был мелким чиновником, умер, когда девочка была еще в совсем юном возрасте. Мать второй раз вышла замуж за адвоката. Когда Елене было 17 лет, семья переехала в Москву. Там девушка стала гимназисткой, кстати, училась она вместе с будущей поэтессой Мариной Цветаевой.

Детство Сальвадора Дали

Сальвадор Дали родился в 1904 году в городе Фигерасе, что в Испании. Его отец был нотариусом-атеистом, а мать ярым приверженцем католичества. В школьные годы его талант художника проявлялся в рисунках на полях тетрадей. Позже с Дали занимался художник Рамон Пихо. Часть мальчик гулял среди представителей низших слоев общества, моряков, рыбаков, впитывая мифологию своего народа, что позже отразилось в его работах. В 17 лет он поехал в Мадрид для обучения в Академии Изящных Искусств, но попал под влияние Лорки и Бюнуэля – ярых противников консервативных норм и был исключен из Академии за распространение «бунтарских» идей. Отец Сальвадора был расстроен: он еще тешил себя надеждами, что сын пойдет по пути государственного служащего.

Так постепенно шаг за шагом под влиянием Ницше, Фрейда, Бретона, Хуана Миро, Дали предложил миру совершенно новый художественный подход, который он назвал «параноидально-критическим методом».

Гала и Поль Элюар: муза поэта

У Елены с самого детства было очень слабое здоровье, и в 18 лет ей ставят диагноз: туберкулез. На лечение девушку отправляют в Швейцарию, там в санатории произошло роковое знакомство с поэтом из Франции Эжен-Эмиль-Поль-Гренделем, это будущий Поль Элюар. Родители отправили Поля туда лечиться от странной болезни – поэзии.

И тут началось: между ними разгорелся страстный роман.

Отец и мать поэта были против, всячески отговаривая Поля от какой-бы то ни было связи с «русской девчонкой». Но это было бесполезно. Пламя уже вспыхнуло, несмотря на то, что влюбленным пришлось на время расстаться, они постоянно слали друг другу письма. Уже тогда в письмах прослеживается яркое материнское начало в Елене (именно в этот период она решает переименовать себя Галой, что обозначает «праздник», «веселье»). Часто она обращается к полю как к «мальчику», «душеньке».

Свадьба Гала и Поля Элюар

Страстный роман Гала и Поля закончился их свадьбой в 1917 году. Родители Элюара преподнесли в качестве подарка молодоженам огромную кровать, на которой поэт романтично планировал «умереть» со своей возлюбленной, но не тут-то было.

Спустя год после законного скрепления брачных уз, в их семье родилась дочь Сесиль. Несмотря на это столь радостное для обоих событие, их союз не сулил счастья. Элюар не мог усидеть на месте, часто путешествовал, иногда чудачил. В доме скандалы стали обычным делом. Например, поэт легко мог показывать снимки в стиле ню своим друзьям. Гала была одновременно музой и раздражителем Поля. Вскоре она вступила во внебрачные отношения с художником Максом Эрнстом.

Судьбоносная встреча Галлы и Сальвадора Дали

Брак Галлы и Поля Элюара насчитывал уже почти одиннадцать лет. Однажды летом 1929 года, семья Элюаров решила отправиться на автомобиле из Парижа в испанскую деревню Кадакес в гости к молодому художнику Сальвадору Дали. Эта идея принадлежала Полю, он был шокирован фильмом Дали «Андалузский пес». На момент судьбоносной встречи Гале было 35 лет, она была выдержанной женщиной, получившей солидный жизненный опыт, а Сальвадору Дали не так давно исполнилось 25 лет.

Всю дорогу по пути в деревню Элюар расхваливал работы Дали. Перед приездом гостей Сальвадор принарядился специально к встрече: покрасил свои подмышки в синий цвет, набрызгал себя самодельным парфюмом из лаванды, обмазался пометом коз и рыбьим клеем. В таком эпатажном наряде он собрался предстать перед семьей Элюаров. Однако, случайно его взгляд упал на жену Поля. Он увидел ее из окна своего дома. Перед гостями Дали предстал уже в нормальном своем облике, но потеряв дар речи. Тогда он чувствовал, что эта женщина будет его настоящей и единственной любовью всей жизни.

Плодотворный творческий союз: Гала и Сальвадор Дали

Современники Галлы отмечали, что она не была красавицей, но было в ней что-то, что являлось притягательным для многих мужчин: строгость, загадка, магнетизм… Как Гала признается позже, с первого взгляда на Дали она поняла, что перед ней – гений.

Так Гала приняла, пожалуй, одно из важнейших решений в своей жизни: бросить супруга и дочь и посвятить свою жизнь молодому художнику. Без оглядки на состоятельность мужа и бедность художника.

Только после смерти Элюара, спустя 29 лет после встречи, пара официально скрепила свои узы браком.

Их союз был, будто союзом льда и пламени: строгая, расчетливая Гала и робкий Дали. Поговаривают, что до брака он был девственником и панически боялся всякого контакта с женским полом.

Тем не менее, огромное влияние Гала на Дали дало свои плоды: художник ушел из-под влияния Бретона и его группы и стал самостоятельным. Он много работал, возлюбленная была не просто его музой, но еще и его продюсером, арт-директором, маркетологом: она сама создавала выставки работ, постоянно искала состоятельных спонсоров и вела с ними переговоры, занималась продажей картин.

Постепенно в прессу стала просачиваться информация, что Дали работает под давлением Гала, якобы она заставляет его создавать картины, а когда картины не шли из-под кисти, то она сажала его за разработку новых аксессуаров и предметов интерьера. Возможно, так и нужно было обращаться со слабовольным и всего боящимся Сальвадором.

В 1994 году вышла в свет статья, где журналист называл Галлу хищницей, которая взяла жестокой и крепкой хваткой беззащитного и слабовольного художника, имеющего некоторый талант и своими силами сделала из него миллионера и «звезду», за возможность обладания работами которого выстраивались толпы богачей и толстосумов.

Сама Гала была на седьмом небе от счастья. Она транжирила деньги направо и налево.

Путешествие в США: пик популярности Сальвадора Дали

Интуиция Галлы привела пару в США, где, казалось, публика только и ждала их приезда. В 1934 году как раз пересматривались художественные каноны, и бомонд скучал в ожидании скандалов и эпатажа. Америка преподнесла им головокружительный прием: работы Дали раскупались за баснословные суммы, в их честь устраивались шумные вечеринки. Эта поездка только прибавила паре славы и денег.

Годы войны и несколько послевоенных лет Гала и Дали прожили в США, популярность художника, благодаря действиям Гала, была на пике. Гений творил и создавал свои шедевры.

Феномен Гала

«Галатея», «мой талисман», «мой клад», «мое золотце» - так писал о своей супруге Дали. Ее образ можно найти в изображениях множества картин, даже в лике Богоматери. Художник не раз говорил, что он любит ее больше всего на свете – больше денег, славы, даже больше матери. А точней, вместо матери. Художник потерял рано мать, а Гала сумела дать ему материнскую заботу и любовь, которой столь сильно не хватало мужчине.

Приближенные к паре, в частности, сестра Галы, приехав к ним в гости, не раз твердила о материнском поведении Галы в отношении Сальвадора: она за ним убирала, подносила напитки и еду, обожествляла, всячески заботилась о нем.

А в ответ художник творил: картины он подписывал: «Гала-Сальвадор-Дали». По сути, Гала своими руками создала бренд «Сальвадор Дали», была не только его музой, но и умелым менеджером и финансистом. Ей удалось убедить Дали в его исключительности, уникальности и гениальности, а художник в ответ готов был преподнести Гале весь мир.

Борьба со временем

Пара Дали и Гала, которую многие в народе называли «шизофрениками», «сумасшедшими» «извращенцами». Постепенно Гала старела. В бессмысленных попытках хоть как-то удержать свою молодость Гала то ложилась под скальпель пластического хирурга, то принимала «волшебные» таблетки для сохранения молодости, то сидела на диетах. Роскошь, слава, богатство – все это дало женщине возможность держать рядом с собой любовников помоложе. Одним из них стал Джефф Фенхольт – главный актер рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Но этого ей было мало. Однажды Гала обратилась к Сальвадору с просьбой купить ей замок в Пуболе. Там женщина устраивала оргии, но Дали был на них очень редким гостем. Вход ему был возможен только в случае ее письменного приглашения.

На закате жизни

В 1982 году в результате падения, Гала сломала шейку бедра. Ее поместили в больницу, где разум ее постепенно оставлял. Муза художника умерла в одиночестве, забытая множеством своих любовников, на которых столь беззаботно и щедро тратила деньги.

Дали, узнав об этом, пошел на нарушение закона (в те времена нельзя было самостоятельно перевозить тела умерших) – он надел на Гала ее любимое платье, большие солнечные очки, усадил в «Кадиллак» и отвез в замок в Пуболе, где его муза и была похоронена.

Дали после смерти своей Музы

После смерти своей возлюбленной, источника вдохновения, жены, друга в одном лице. Сальвадор Дали закрылся в себе. Он больше не возвращался к холсту, как будто бы его дар покинул. Художник, казалось, сходил с ума, утратил интерес к жизни, мало ел, агрессивно себя вел, кидался на собеседников, вместо нормальной речи – мычание, которое никто не мог разобрать. В таком режиме он провел оставшиеся семь лет.

Вывод:

Во многом, благодаря Гала, Мир узнал о Сальвадоре Дали. Она была его женой, матерью, другом в одном лице. Как Дали признавался сам много раз, всем, что у него есть он обязан всецело «своей Гала».


Фильм "Сальвадор Дали и Гала"

О Сальвадоре Дали написаны тысячи книг и песен, снято множество кинофильмов, но смотреть, читать и слушать это всё необязательно - ведь есть его картины. Гениальный испанец на собственном примере доказал, что в каждом человеке живёт целая вселенная и увековечил себя в полотнах, которые ещё не одно столетие будут в центре внимания всего человечества. Дали уже давно не просто художник, а что-то вроде глобального культурного мема. Как вам возможность почувствовать себя репортёром жёлтой газеты и вдоволь покопаться в грязном белье гения?

1. Самоубийство деда

В 1886-м году Гал Хосеп Сальвадор, дед Дали по отцовской линии, свёл счёты с жизнью. Дедушка великого художника страдал от депрессии и мании преследования и чтобы досадить всем, кто за ним «следит», решил покинуть этот бренный мир.

Однажды он вышел на балкон своей квартиры на третьем этаже и стал кричать, что его обокрали и пытались убить. Прибывшая полиция смогла убедить несчастного не прыгать с балкона, но как оказалось, лишь на время - спустя шесть дней Гал всё-таки бросился с балкона вниз головой и скоропостижно скончался.

Семья Дали по понятным причинам пыталась избежать широкой огласки, поэтому самоубийство замяли. В заключении о смерти не было ни слова о суициде, лишь отметка, что Гал умер «от черепно-мозговой травмы», поэтому самоубийцу похоронили по католическому обряду. Долгое время родственники скрывали от внуков Гала правду о смерти деда, однако художник в конце концов узнал об этой неприятной истории.

2. Зависимость от мастурбации

Будучи подростком, Сальвадор Дали любил, если можно так выразиться, померяться пенисами с одноклассниками, причём свой он называл «маленьким, жалким и мягким». Ранние эротические переживания будущего гения этими безобидными шалостями не закончились: как-то к нему в руки попал порнографический роман и больше всего его поразил эпизод, где главный герой хвастался, что «может заставить женщину скрипеть, как арбуз». Юноша был так впечатлён силой художественного образа, что вспоминая об этом, корил себя за неспособность делать с женщинами тоже самое.

В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (в оригинале - «The Unspeakable Confessions of Salvador Dali») художник признаётся: «В течении долгого времени мне казалось, что я импотент». Вероятно, чтобы преодолеть это гнетущее чувство, Дали, как и многие мальчишки его возраста, занимался мастурбацией, к которой он настолько пристрастился, что на протяжении всей жизни гения онанизм был для него основным, а иногда даже единственным способом сексуального удовлетворения. В то время считалось, что мастурбация может привести человека к безумию, гомосексуализму и импотенции, так что художник постоянно пребывал в страхе, но ничего не мог с собой поделать.

3. Секс у Дали ассоциировался с гниением

Один из комплексов гения возник по вине его отца, как-то раз (нарочно или нет) оставившего на пианино книгу, в которой было полно красочных фотографий мужских и женских гениталий, обезображенных гангреной и другими заболеваниями. Изучив очаровавшие и одновременно ужаснувшие его снимки, Дали-младший надолго утратил интерес к контактам с противоположным полом, а секс, как он позже признавался, стал ассоциироваться у него с гниением, разложением и тленом.

Конечно, отношение художника к сексу заметно отразилось на его полотнах: страхи и мотивы разрушения и распада (чаще всего изображённые в виде муравьёв) встречаются практически в каждой работе. Например, в «Великом мастурбаторе», одной из самых значимых его картин, присутствует смотрящее вниз человеческое лицо, из которого «вырастает» женщина, скорее всего списанная с жены и музы Дали Галы. На лице сидит саранча (гений испытывал необъяснимый ужас перед этим насекомым), по брюшку которой ползают муравьи - символ разложения. Рот женщины прижимается к паху стоящего рядом мужчины, что намекает на оральный секс, при этом на ногах мужчины кровоточат порезы, свидетельствующие о страхе художника перед кастрацией, который он испытывал в детстве.

4. Любовь зла

В молодости одним из самых близких друзей Дали был знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Ходили слухи, что Лорка даже пытался соблазнить художника, но сам Дали это отрицал. Многие современники великих испанцев поговаривали, что для Лорки любовный союз живописца и Елены Дьяконовой, позже известной как Гала Дали, стал неприятным сюрпризом - якобы поэт был убеждён, что гений сюрреализма может быть счастлив только с ним. Надо сказать, несмотря на все сплетни, точных сведений о характере отношений двух выдающихся мужчин нет.

Многие исследователи жизни художника сходятся в том, что до встречи с Галой Дали оставался девственником и хотя в то время Гала была замужем за другим, имела обширную коллекцию любовников, в конце концов была на десять лет его старше, художник был очарован этой женщиной. Искусствовед Джон Ричардсон писал о ней: «Одна из самых противных жён, которую мог выбрать современный успешный художник. Достаточно с ней познакомиться, чтобы начать её ненавидеть». На одной из первых встреч художника с Галой тот спросил, чего она от него хочет. Эта, вне всякого сомнения, незаурядная женщина ответила: «Я хочу, чтобы вы меня убили» - после такого Дали сразу её полюбил, окончательно и бесповоротно.

Отец Дали на дух не переносил пассию сына, ошибочно полагая, что она употребляет наркотики и заставляет художника их продавать. Гений настаивал на продолжении отношений, в результате чего остался без отцовского наследства и уехал в Париж к возлюбленной, но перед этим в знак протеста обрил голову налысо и «похоронил» волосы на пляже.

5. Гений-вуайерист

Бытует мнение, что Сальвадор Дали получал сексуальное удовлетворение, наблюдая, как другие занимаются любовью или мастурбируют. Гениальный испанец подглядывал даже за собственной женой, когда та принимала ванну, признавался в «волнующем опыте вуайериста» и назвал одну из своих картин «Вуайерист».

Современники шептались, что художник каждую неделю устраивает у себя дома оргии, но если это правда, скорее всего, сам он не принимал в них участия, довольствуясь ролью зрителя. Так или иначе, выходки Дали шокировали и раздражали даже развращенную богему - арт-критик Брайан Сьюэлл, описывая знакомство с художником, рассказывал, что Дали попросил его снять штаны и мастурбировать, лёжа в позе эмбриона под статуей Иисуса Христа в саду живописца. По словам Сьюэлла, Дали обращался с подобными странными просьбами к многим своим гостям.

Певица Шер вспоминает, что однажды они с мужем Сонни зашли в гости к художнику, а тот выглядел так, будто только что участвовал в оргии. Когда Шер принялась вертеть в руках заинтересовавший её красиво раскрашенный резиновый жезл, гений торжественно сообщил ей, что это вибратор.

6. Джордж Оруэлл: «Он болен, а его картины омерзительны»

В 1944-м году знаменитый писатель посвятил художнику эссе под названием «Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали»,в котором высказал мнение, что талант художника заставляет людей считать его безупречным и совершенным.

Оруэлл писал: «Вернись завтра на землю Шекспир и обнаружься, что его любимое развлечение в свободное время - насиловать маленьких девочек в железнодорожных вагонах, мы не должны говорить ему, чтобы он продолжал в том же духе только потому, что он способен написать еще одного „Короля Лира“. Нужна способность держать в голове одновременно оба факта: и тот, что Дали хороший рисовальщик, и тот, что он отвратительный человек».

Писатель также отмечает ярко выраженную некрофилию и копрофагию (тяга к экскрементам), присутствующую в полотнах Дали. Одной из самых известных работ подобного рода считается «Мрачная игра», написанная в 1929-м году - в нижней части шедевра изображён испачканный фекалиями мужчина. Подобные детали присутствуют и в более поздних творениях живописца.

В своём эссе Оруэлл приходит к выводу, что «такие люди [как Дали] нежелательны, а общество, в котором они могут процветать, имеет какие-то изъяны». Можно сказать, писатель сам признался в своём неоправданном идеализме: ведь человеческий мир никогда не был и не будет совершенным и безукоризненные полотна Дали - одно из ярких тому свидетельств.

7. «Скрытые лица»

Свой единственный роман Сальвадор Дали написал в 1943-м году, когда вместе с женой находился в Соединённых Штатах. Кроме всего прочего, в литературном произведении, вышедшем из-под руки живописца, присутствуют описания выходок эксцентричных аристократов в охваченном огнём и залитом кровью Старом Свете, при этом сам художник называл роман «эпитафией довоенной Европе».

Если автобиографию художника можно считать фантазией, замаскированной под правду, то «Скрытые лица» скорее - истина, прикидывающая вымыслом. В нашумевшей в свой время книге есть и такой эпизод - победивший в войне Адольф Гитлер в своей резиденции «Орлиное гнездо» пытается скрасить своё одиночество разложенными вокруг бесценными шедеврами искусства со всего мира, играет музыка Вагнера, а фюрер произносит полу-бредовые речи о евреях и Иисусе Христе.

В целом отзывы о романе были благоприятными, хотя литературный обозреватель «The Times» критиковал прихотливый стиль романа, чрезмерное количество прилагательных и сумбурный сюжет. В тоже время, например, критик из журнала «The Spectator» писал о литературном опыте Дали: «Это психотический бардак, но он мне понравился».

8. Бьёт, значит… гений?

1980-й год стал для престарелого Дали переломным - художника разбил паралич и он, будучи не в состоянии удержать в руках кисть, прекратил писать. Для гения это было сродни пытке - он и раньше не был уравновешенным, однако теперь стал срываться по поводу и без, к тому же его сильно раздражало поведение Галы, которая тратила вырученные от продажи картин гениального мужа деньги на молодых поклонников и любовников, дарила им сами шедевры, а также частенько пропадала из дома на несколько дней.

Художник начал бить жену, да так, что однажды сломал ей два ребра. Чтобы успокоить супруга, Гала давала ему валиум и другие седативные препараты, а однажды подсыпала Дали большую дозу стимулятора, которая нанесла психике гения непоправимый ущерб.

Друзья живописца организовали так называемый «Комитет спасения» и определили его в клинику, но к тому времени великий художник представлял собой жалкое зрелище - худой, трясущийся старик, постоянно пребывающий в страхе, что Гала бросит его ради актёра Джеффри Фенхольта, исполнителя главной роли в бродвейской постановке рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

9. Вместо скелетов в шкафу - труп жены в машине

10-го июня 1982-го года Гала покинула художника, но не ради другого мужчины - 87-летняя муза гения скончалась в одной из больниц Барселоны. Согласно её завещанию, Дали собирался похоронить любимую в принадлежащем ему замке Пуболь в Каталонии, но для этого её тело необходимо было вывезти без юридической волокиты и не привлекая лишнего внимания прессы и публики.

Художник нашёл выход, жутковатый, но остроумный - он приказал одеть Галу, «посадил» труп на заднее сиденье её «Кадиллака», а рядом расположилась медсестра, поддерживающая тело. Покойную доставили в Пуболь, набальзамировали и одели в её любимое красное платье от Dior, а затем похоронили в склепе замка. Безутешный муж несколько ночей провёл, стоя на коленях перед могилой и изнемогая от ужаса - их отношения с Галой были сложными, но художник не мог представить себе, как будет без неё жить. Дали практически до самой своей смерти жил в замке, часами рыдал и рассказывал, что видит различных животных - у него начались галлюцинации.

10. Адский инвалид

Через два с небольшим года после смерти жены Дали снова пережил настоящий кошмар - 30-го августа кровать в которой спал 80-летний художник, загорелась. Причиной пожара стало короткое замыкание в электропроводке замка, предположительно вызванное тем, что старик постоянно теребил кнопку звонка для вызова прислуги, прикреплённую к его пижаме.

Когда на шум пожара прибежала сиделка, она обнаружила парализованного гения лежащим у двери в полу-обморочном состоянии и тут же бросилась делать ему искусственное дыхание изо рта в рот, хотя тот пытался отбиваться и называл её «сука» и «убийца». Гений выжил, но получил ожоги второй степени.

После пожара, Дали стал совершенно невыносим, хотя и раньше не отличался лёгким характером. Публицист из «Vanity Fair» отмечал, что художник превратился в «инвалида из ада»: нарочно пачкал постельное бельё, царапал лицо медсёстрам и отказывался есть и принимать лекарства.

После выздоровления Сальвадор Дали переехал в соседний городок Фигерас свой театр-музей, где и умер 23-го января 1989-го года. Великий Художник как-то сказал, что надеется воскреснуть, поэтому хочет, чтобы после смерти его тело заморозили, однако вместо этого его согласно завещанию, набальзамировали и замуровали в пол одной из комнат театра-музея, где оно находится и по сей день.

История любви великого сюрреалиста Сальвадора Дали и его непокорной музы Елены Дьяконовой невероятна. Она полна неожиданных поворотов, подъемов и спадов.

Влюбленные женились около 50 раз. В пылу чувств Сальвадор буквально отрекся от всего, что было ему дорого, заявив, что Гала ему милее матери, денег и даже милее Пикассо, служившего источником неисчерпаемого вдохновения.
Рассказ о том, как два удивительных человеческих гения встретились и полюбили друг друга.

Русская и испанская душа

Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила навсегда
Знакомство Галы и Сальвадора произошло неожиданно, эта встреча изменила их жизнь. Сальвадору было 25, он был невинен и читал труды Ницше. Жил он тогда в поселке Кадакес, который располагался недалеко от города Порт-Аигата. Художник пригласил в гости две семейные пары: Магрит и Элюар. Поль Юлюар познакомил Дали с девушкой, которая покорила его раз и навсегда. «Знакомьтесь, это моя русская жена Гала, я много рассказывал ей о ваших работах», - произнес Поль. Бедный Сальвадор утратил дар речи и мог только крутиться вокруг своей дамы сердца.

Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать - кисть не желала оставаться в руке. Все мысли Дали были лишь о жене его друга.

Жить вместе

Развод Галы и Элюара состоялся спустя 9 лет после ее знакомства с Дали. Но муза художника оформила с ним отношения лишь после смерти первого супруга, проявив редкую чуткость.


Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту
Гала и Сальвадор поселились в Париже. Картины, написанные в этот период, поражали своей легкостью. Они меняли мир и представления о том, каким должен быть художник и его произведения. Ни капли своего драгоценного внимания Сальвадор не уделял быту: Гала взяла на себя все, что было ежедневным и обыденным. Она же занималась продажей картин. Однажды Гала выручила 29 000 франков за полотно, которое еще не было написано: таков был авторитет Дали среди ценителей.
Известно, что у художника в качестве домашних животных жили оцелот и муравьед.

Публика была в восторге и изумлении от различного рода чудачеств со стороны известной пары. Длинные усы и выпученные глаза Сальвадора лишь подтверждали тот факт, что рядом с гениальность всегда рядом идет сумасшествие.

Гала часто позирует своему мужу, она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери, и Елены Прекрасной. Порой интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он.

За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге «Дневник одного гения» Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ". Русская Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения…

Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин. Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно, если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза — Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантной женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой...

Соседи поговаривают, что молодой человек «с большими странностями», болезненно застенчив, то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу. Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином на манер танцоров аргентинского танго, одевается в шелковые рубашки диких расцветок, дополняя наряд уродливыми сандалетами и браслетами из фальшивого жемчуга…Той осенью Дали пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Он уже предвкушал, как шокирует гостей, выйдя к ним, благоухая «ароматом козла», для чего еще с утра заготовил «духи» из клея, сваренного из рыбьих голов, козлиного помета и нескольких капель лавандового масла. Но неожиданно из окна он увидел молодую женщину, с интересом рассматривавшую его жилище. Она была в белом платье, а ее черные как смоль волосы развевались по ветру. Он тут же вспомнил авторучку из детства и поразился сходству двух женщин. Неужели это Она?...

Он быстро смыл с себя козлиный «аромат», надел ярко-оранжевую рубашку и, заложив за ухо цветок герани, выбежал навстречу гостям. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на женщину в белом. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях», — лихорадочно пронеслось в голове художника. Вместо того чтобы пожать женщине руку, он лишь глупо захихикал, пританцовывая вокруг нее…

С той минуты Дали потерял покой — он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». - Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.

Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал:

Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла...

В своей книге «Тайная жизнь» Дали пишет:

Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. Она стала рассматривать меня как гения, — признавался далее Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить. Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище. В 1934 году Гала разведется с Полем Элюаром, но из жалости к нему официально оформит свои отношения с Дали только после смерти поэта. (Последний, к слову сказать, до конца своих дней надеялся, что Гала вернется к нему, и был готов ей простить все что угодно).

Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, — и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: «Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении».

В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали — абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего — от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры».

«Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться».

Отныне Дали пишет фантастические картины одну за другой, подписывая их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали», как будто речь идет об одном лице. Она внушила ему, что он гений. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову. Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей (а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон) вкладывать деньги в творчество Дали.

Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину. А к его жене — титул главной Музы. С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорят, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. Его знаменитые усы и выпученные безумные глаза знает весь мир. О Гала в прессе не перестают злобно судачить: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Дали без устали рисует свою Гала то в образе Богоматери, то Елены Прекрасной, а то и… женщины с отбивными на спине. Когда спрос на его живопись начал падать, Гала тут же подбросила ему идею создавать дизайнерские вещички, и «далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ.

Теперь уже не было нужды убеждать Дали в его гениальности, потому что он как никогда верил в себя. Верил настолько, что даже рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Сюрреализм это Я!».

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...».

Насчет матери — это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара). Несмотря на то, что всю жизнь Дали называл свою жену не иначе как «божественной», она все-таки была земной женщиной. А еще никому из простых смертных не удавалось избежать старости. После 70-ти Гала начала безудержно стареть. Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве.

Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель. Её любовником был молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет. И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы «лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь». Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы — неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Отвечая на недвусмысленные вопросы журналистов, Дали придерживался той же «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Но что он чувствовал на самом деле? Этого не знал никто. Наконец, Гала попросила Дали купить для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии, а мужа принимала лишь изредка, посылая заранее приглашение в надушенном конверте… Все закончилось в 1982 году, когда Гала сломала шейку бедра при падении. Вскоре она умерла. В последние дни в клинике старая женщина, страдающая от сильной боли, покинутая всеми молодыми любовниками, была на грани безумия и все время старалась спрятать деньги под матрас… Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили. Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…

Очевидцы говорили, что с уходом Гала не стало и прежнего Дали. Он больше не писал, мог подолгу не есть, часами громко кричал, плевал в медсестер и царапал им ногтями лицо. Безумие окончательно овладело его разумом. Его нечленораздельное мычание никто не понимал. Он пережил Гала почти на семь лет, но это была уже не жизнь, а медленное угасание. Согласно завещанию Сальвадора, Дали не похоронили, а выставили забальзамированное тело под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала. А чуть поодаль установили желтую лодку, носящую имя жены художника. В свое время Дали привез ее из Кадакеса, где он впервые встретил свою «черноволосую даму из детства» и был так сюрреалистически счастлив.

Мне нравится 71

Похожие посты