Познавательная функция истории. Реализация воспитательной функции истории в высшей школе в условиях внешних вызовов

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повелœение исполнять свой нравственный долг (ʼʼ...от первого мгновенья до последнегоʼʼ, - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг (ʼʼ...я другому отдана и буду век ему вернаʼʼ), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой ʼʼвоздалʼʼ, бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача ʼʼочеловечения человечестваʼʼ всœегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, к примеру подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей ʼʼИстории Карла XIIʼʼ Вольтер видел в излечении государей от ʼʼбезумия завоеванийʼʼ. Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе ʼʼО нашем призванииʼʼ Г. Я. Бакланов доказывает, что ʼʼпризвание писателя - пропагандировать человечностьʼʼ, а В. А. Каверин в ʼʼОсвещенных окнахʼʼ обоснованно убеждает нас, что нужно учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителœем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: ʼʼГенеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепцииʼʼ .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.

И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров ʼʼЛюди, годы, жизньʼʼ приводит мысль В. Маяковского: нужно надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родинœе, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость ʼʼморального допускаʼʼ к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

ВВЕДЕНИЕ.

1.Предмет истории.

Науки подразделяются на естественный и общественные или гуманитерные, история является одной из гуманитарных или общественных дисциплин. Корни истории уходят в глубокую древность. Уже тогда возникла необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых профессиональных историков Геродота (481 – 425 гг. до н.э.). В основе всякой науки лежат факты, точно также исторический факт является фундаментальной категорией исторического знания. Факт это событие или явление исторической действительности.

Определения:

История это наука о прошлом.

История этодеятельность человека преследующего свое цели.

Как науку историю интересуют вопросы: Что произошло, когда, как и почему? Она изучает события и явления в прошлом.

История как наука многогранна. Она включает:

    изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история );

    исследование отдельных регионов, стран, континентов (история Европы, история Азии, история городов и т.д.);

    изучение различных направлений исторического процесса , жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);

Ее предметом является изучение деятельности людей , а также отношений человеческого общества.

2.Функции истории.

а) Функция социальной памяти.

Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…» (Геродот. История. – Л.: 1972, стр.12).

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего отечества, истории развития человечества. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. В 3-х томах. Т.3. Время мира. – М.: Прогресс, 1992, стр.11).

Обращение к истории помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда вышли, куда идем, во имя чего?

Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.

б) Научно-познавательная функция.

Научно-познавательная функция – неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков прошлого. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. «Без знания истории, - писал В.О.Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М.: 1968, стр. 332).

Осмысление прошлого поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры в будущее.

в) Прогностическая функция.

Исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Игнорирование исторического прошлого может привести к негативным последствиям. Однако зачастую прогнозы не сбываются. Например, прогноз о построении коммунизма в СССР. Прогнозироч вание - дело сложное, поскольку в общественной жиз-ни действует слишком большое число факторов, свя-занных с деятельностью отдельных субъектов. Поэтому любой социальный прогноз носит вероятностный харак-тер. Отдельные социальные и экономические процессы легче поддаются учету и анализу, и прогнозирование их развития имеет широкое применение. Этим занимаются в основоном социологи, психологи, экономисты.

В марксистской методологии истории прогнозирующая функция истории выделялась как важнейшая. При этом делалась существенная оговорка, что речь идет о предвидении на уровне событий всемирно-исторического масштаба либо о «вероятностном знании устойчивых типов».

Что же касается конкретных примеров точного прогнозирования средствами исторической науки, привести их фактически ни один автор не может. Со страниц одной работы в другую переходит один и тот же пример о предвидении Ф.Энгельсом первой мировой войны, между его появлением и войной прошло 27 лет.

Случаи удачного предвидения тех или иных черт будущего носят не более чем вероятностный характер Поэтому историк, исходя из необходимости серьезных исследо-ваний в области социального прогнозирования, не может не признать, что его прогноз отличен от предвиде-ния ученого-естествоиспытателя. Историографии противопоказано оперировать с предположительными величинами. Как указывает А.Стерн, «исследовать можно только то, что стало реальным, а именно-так и обстоит дело с прошлым. История будущего невозможна; она была бы всего лишь продуктом воображения: басней, романом».

Прогнозирование будущего нельзя рассматривать как обязательную функцию исторической науки. Пред-видения не входят в компетенцию истории, даже если ее исследования в отдельных случаях способствуют ус-пеху социального прогнозирования.

г) Воспитательная функция.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов сообщества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов. (см. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.3. – М.: Наука, 1964, стр. 194) В эпоху Просвещения в своей «энциклопедии» Дидро и Д.Аламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминания о них мешает их повторению». (История в энциклопедии. Дидро и Д.Аламбер. – Л.: Наука, 1978, стр.13). Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа. (см. Болинброк Г.С. – Д. Письма об изучении и пользе истории. – М.: Наука, 1978, стр.13-15)

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, - писал Н.Г.Чернышевский, - можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек совершенно неразвитый умственно». (Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти томах. Т.2, стр.546).

3. Основные принципы и методы в историческом познании.

    Историзма – подход к действительности которая изменяется и развивается во времени.

    Объективности – обеспечивает получение истинного знания (беспристрастность).

    Ценностный – изучаемое прошлое соотносится с общепризнанными ценностями.

Основные методы в исторической нуке.

а) Историко-генетический метод - метод, посред-ством которого изучаются исторические явления в про-цессе их развития, от зарождения до гибели или совре-менного состояния. Он дает «биографию» исторического объекта (го-сударства, нации и т.д.).

б) Историко-генетический метод направлен на ана-лиз динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и законо-мерности исторического развития.

в) Описательный (идеографический ) метод . Сущность идеографического метода Г.Риккерт сводил к описанию индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов.

г) Историко-сравнительныи метод состоит в сопос-тавлении исторических объектов в пространстве и во времени и в выявлении сходства и различия между ни-ми. Историко-сравнительныи метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущ-ности разнородных исторических явлений. Применение же сравне-ния в сочетании с историко-генетическим методом по-зволяет объяснять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияние различ-ных исторических явлений.

д) Социально-психологический метод. Целое направление в науке под названием психоистория. В основе этого подхода лежат исследования австрийского ученого З. Фрейда. Жанр психобиографий. В 1958 г. психолог Э. Эриксон издал книгу «Молодой Лютер: психоанализ и история». Благодаря К. Юнгу появилось понятие коллективное бессознательное , которое проявляется в массовых волнениях, восстаниях, революциях и т.д.

е) Колическтвенный или статистический метод. Используется практически во всех науках. В истории появился в сер. ХХ века. Связано с использованием достижений математики и информатики и в первую очередь компьютера (демографическая история).

Тэма 1. ПЕРШАБЫТНАЕ ГРАМАДСТВА НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСІ

    Каменны і бронзавы век.

Першае пранікненне чалавека на тэрыторыю Беларусі адбылося ў прамежку часу 100 – 40 тыс. гадоў назад. Такая недакладнасць у вызначэнні тэрміну тлумачыцца тым, што ў старажытнасці беларускія землі былі заняты ледавіком. Ледавіковая эпоха пачалася каля 500 тыс. гадоў таму назад і скончылася толькі ў 9 тыс. да н. э. Ледавік не знаходзіўся на адным месцы. Ён рухаўся ў залежнасці ад змены клімату з поўначы на поўдзень і наадварот. Вучоныя вылучаюць найбольш моцныя зледзяненні: бярэзінскае (480 – 390 тыс. гадоў назад), дняпроўскае (320 – 250 тыс. гадоў назад) і паазерскае (105 – 85 тыс. гадоў назад). Археолагамі былі знойдзены прылады працы (востраканечнікі, скрэблы, рубілы) найстаражытнейшых людзей на поўдні Беларусі каля вёсак Клеявічы і Абідавічы. Каля 40 – 10 тыс. гадоў назад на тэрыторыі Беларусі з’явіліся людзі сучаснага фізічнага тыпу. Ім належаць стаянкі ля вёсак Юравічы (больш за 26 тыс. гадоў назад) і Бердыж (больш за 23 тыс. гадоў назад). Найбольш характэрным паказчыкам узроўню развіцця чалавечай дзейнасці лічацца матэрыялы, з якіх вырабляліся прылады працы. На гэтай падставе вучоныя вылучаюць каменны век (да канца 3 тыс. да н. э.), век медзі і бронзы (канец 2 тыс. – пач. 1 тыс. да н. э.) і жалезны век (пач. 1 тыс. да н. э. – да VII-VIII стст. н. э.). У сваю чаргу каменны век падзяляюць на палеаліт (старажытнакаменны – да адступлення ледавіка), мезаліт (сярэднякаменны – 9 – 5 тыс. да н. э.) і неаліт (4 – 3 тыс. да н.э.). Асноўным заняткам у эпоху палеаліту былі збіральніцтва, лоўля рыбы і паляванне. Толькі ў мезаліце тэрыторыя Беларусі была заселена поўнасцю. Першыя паселішчы будаваліся ў асноўным на берагах рэк і азёр. Жытлы былі наземныя і паўзямлянкавыя. У кожным жытле мясцілася адна сям’я. Жыхары аднаго паселішча складалі сваяцкую абшчыну, якая была часткай буйнейшага аб’яднання – племені. Людзі таго часу карысталіся лукам, стрэламі, сякерамі і нажамі з крамянёвых пласцін. Тады ж з’явілася першая свойская жывёла – сабака. У неаліце пачалі актыўна выкарыстоўваць шліхтаваныя каменныя прылады працы, керамічны посуд, зарадзіліся земляробства і жывёлагадоўля. Найбольш старажытныя назвы азёр, рэк і паселішчаў Беларусі сведчаць пра тое, што першымі людзьмі сучаснага тыпу былі фінамоўныя плямёны. Але ў канцы 3 тыс. да н. э. яны выціснуты балтамі, з прыходам якіх пачаўся век медзі і бронзы. Медзь і волава, з якіх вырабляецца бронза, не здабываліся на Беларусі. Іх завозілі з-за мяжы, таму металічныя прылады пакуль што заставаліся рэдкімі.Историческое развитие захватывает не...

  • Метод литературной герменевтики. Теория понимания Ф. Шлейермахера

    Курсовая работа >> Иностранный язык

    И, соответственно, его логика и методология исторического познания опираются на конкретно-научный фундамент... были выявлены основные принципы и методы герменевтического анализа: принцип диалогичности гуманитарного мышления; принцип единства грамматической...

  • Основные принципы немецкой классической философии

    Реферат >> Философия

    ... Основные принципы немецкой классической философии. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания ... отношению к метафизике методу мышления и познания - методу диалектическому, разработала... истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе...

  • Основные принципы философии прагматизма и его представители Ч.Пирс, Д.Дьюи

    Контрольная работа >> Философия

    ... …………………………………………………………………………3 1. Концепция прагматизма………………………………………………….…..4 2. Основные принципы ………………………………………………………….5 3. Чарльз Пирс - основоположник... Хаак. Прагматизм в исторической науке - термин, ... метод , как бихевиористская ориентация в познании ...

  • История (от греческого historia) означает рассказ о про­шедшем, об узнанном. Имеет много определений, но преж­де всего - это процесс развития природы и общества; ком­плекс общественных наук, изучающий прошлое человече­ства во всей его конкретности и многообразии.

    В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функци­ей которых является выработка и теоретическая система­тизация объективных знаний о действительности. Одна из них - историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, за­кономерностей, категорий и понятий, в совокупности обоб­щенных знаний, накопленных в процессе общественно-ис­торической жизни. "Отцом истории" считается древнегре­ческий историк Геродот, живший между 490 и 480-425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. - III в. н. э. на территории нашего Отечества.

    История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естествен­ной потребностью человека знать историю. В прошлые годы история как наука во многом была поли­тизирована. Многие ее страницы отражались в литерату­ре односторонне, что накладывало определенный отпеча­ток на формирование исторического мышления людей. Се­годня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.

    В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихо­миров, М. Н. Покровский, и других наших современников.

    Для чего нужно знать историю? Ответить на постав­ленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего соци­альные функции истории как науки. Вокруг проблем исто­рии во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не ос­талась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее вре­мя особенно отчетливо дали о себе знать негативные яв­ления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и си­туациями. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч бежен­цев, уничтожение в мирные годы огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства, дегра­дация духовной жизни. Но самое страшное - искалечен­ные души и сердца детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической дей­ствительности.

    Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобрать­ся в причинах социальных неурядиц, порождающих серьез­ные политические кризисы. И для этого необходимо выяс-

    нить социальные функции знания истории. Без этого невоз­можно восстановление и сохранение национального про­шлого, его места и роли в великой драме всемирной исто­рии. Народ, нация, народность без исторической памяти об­речены на деградацию. Они не могут и не должны отказы­ваться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функ­ции выполняет курс истории России.

    Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практичес­ки-политическая; мировоззренческая.

    Познавательная, интеллектуально-развивающая функ­ция исходит из познания исторического процесса как соци­альной отрасли научного знания; из теоретического обоб­щения исторических фактов, выявления главных тенден­ций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово "история" употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российско­го государства на различных этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом изу­чении исторического пути Российского государства, позна­нии всех его сторон, явлений, событий и фактов.

    Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического ос­мысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснован­ный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

    Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает доку­ментально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложен­ные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемир­ная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемир­ного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, ко­торые по своему воздействию на весь исторический про­цесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руко­водством Спартака, историю средних веков - без крупней­ших восстаний против феодальных владык, новую историю - без Парижской коммуны, современную историю XX века - без Октябрьской революции и последовавших за ней собы­тий. В этой связи знание истории вооружает людей понима­нием исторической перспективы. Историю нельзя модерни­зировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная исто­рия никогда никого ничему не научит. Более того, она вред­на, ибо самое худшее для общественно-политической прак­тики - это ориентировка на искаженный исторический опыт.

    Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой стра­ны, воспитывает у народа нравственные качества, помога­ет прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Зна­ние истории активно формирует такие гражданские каче­ства, как патриотизм и интернационализм; позволяет по­знать моральные и нравственные качества и ценности чело­вечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вмес­те с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их вли­янии на человеческие судьбы.

    Наконец, изучение истории позволяет выяснить, ка­кие интересы отражает политика тех или иных политичес­ких партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, по­казать приоритет общечеловеческих интересов на конкрет­ных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраня­ется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем полити­ческих знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.

    Между тем одно дело иметь определенные политичес­кие симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое - превращать историю в "служанку" политических пристрас­тий. В этом смысле подлинная правда истории всегда луч­ше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отноше­ния к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоас­пектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.

    Каждое поколение историков переписывает "свою ис­торию". Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что "переписывание истории" каж­дым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что "переписывание истории" диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.

    Список используемой литературы:

    1.Горинов,М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века/ М.М.Горинов(и др.).-М.,2000

    2.Орлов,А.С. История России: учебник/ А.С.Орлов (и др) –М.,2008г.

    3.Зуев М.Н. История России: учебник/Зуев М.Н.-М.,2000г.

    4.Мунчаев Ш.М. История России:учебник/ Мунчаев Ш.М (и др) –М.,2003г.

    5. Александров В.А. Общинное управление в помещичьих имениях XVIII-нач.

    XIX в. /. М., 1975. С.

    6. Гордон А.В. Тип хозяйствования - образ жизни - личность. М., 1993

    7. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / М., 1989.

    8. Чистяков, История государства и права России. - М., 2001 г.

    Интернет-ресурсы по истории:

    1.http;//www.humanities.edu.ru/-образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

    2. http;//rushistory.stsiand.ru - История России с древнейших времен до наших дней.

    Главные
    познавательная, или интеллектуально-развивающая;
    воспитательная;
    политическая, или практически-политическая;
    мировоззренческая.

    Познавательная, интеллектуально развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения историко-политических фактов, выявления главных тенденций политического развития истории. Не случайно на научном языке весьма часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени.

    Практико-политическая функция состоит в том, что политическая история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективные решения политического характера.

    Вместе с тем, знание политической истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных политических партий и движений.

    Мировоззренческая функция при изучении политической истории в значительной степени определяет формирование научно-политического мировоззрения. Это и понятно, так как политическая история дает документально точные данные о выдающихся политических событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. В этой связи знание политической истории вооружает людей пониманием исторической политической перспективы. Политическая история не есть политика, “опрокинутая в прошлое”, хотя между ними существует определенная связь. Политическую историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная политическая история никого, никогда и ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно – политической практики – это ориентировка на искаженный исторический опыт.

    Политической истории присуща и воспитательная функция. Изучение политической истории воспитывает у народа высокие политические качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства людей. Знание политической истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем, знание политической истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, людей, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

    Наконец, изучение политической истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. Это весьма важно, прежде всего, потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется большой разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. По мере включения в процессы преобразований громадных масс населения этот разрыв приобретает или, по крайней мере, может приобрести трагические черты, которые несомненно приведут к кровавой развязке

    История- это наука, изучающая прошлое разных стран и народов.

    Учёт вины потерпевшего и имущественного положения лица причинившего вред.

    Возможны активные или пассивные действия при причинения вреда.

    Вред который возник в следствии умысла потерпевшего возмещению не подлежит.

    Если степень вины потерпевшего содействовал увеличению вреда. То в зависимости от степени его вины размер возмещения может быть уменьшен.

    Если была грубая неосторожность потерпевшего и не было вины потерпевшего, если есть ответственность без вины то размер возмещения может быть уменьшен или в возмещении вред может быть отказано вообще.

    Если вред причинён жизни или здоровью гражданина отказ или освобождения от возмещения вреда не допускается.

    Если причинителем является гражданин, то суд может уменьшить сумму причинения вреда исходя из его имущественного положения кроме тех случаев когда вред причинён умышленно

    Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.

    Задача историка, как и любого другого ученого, - поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки

    Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

    История – наука многогранная. Археология некогда была вспомогательной дисциплиной, а теперь стала наукой, которая изучает предметы материальной культуры, что важно для реконструкции реальных событий. Кроме археологии есть и другие вспомогательные дисциплины в рамках исторической науки – нумизматика (изучение монет и денежных систем), геральдика (наука о родовых знаках), лингвистика (изучение языков) и ряд других дисциплин. Историческая наука не замыкается в себе, а она открывает двери для сотрудничества с теми учеными, которые помогают истории.

    Первая – познавательная , интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
    Вторая функция -практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
    Третья функция мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность.