При формировании учетной политики организации не утверждается. Учетная политика ПБУ: применение и общее положение. Учет материалов в учетной политике

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, к разработке учетной политики они относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная полтика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Формирование учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
- рабочий бухгалтерского учета, содержащий синтетические и , необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней ;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Порядок изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с , сменой собственников, изменением видов деятельности, производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете я отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Раскрытие информации в рамках учетной политики

В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:

Выбранных способах начисления амортизации;
- порядке списания затрат по ремонту ;
- способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);
- принятых сроках полезного использования объектов;
- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
- об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по ;
- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и факти-чески используемых, находящихся в процессе регистрации.

По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

Способах начисления по отдельным группам ;
- способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;
- способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
- принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

По расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы () элементами учетной политики являются:

Выбор способа списания расходов по НИОКР;
- определение сроков списания расходов по НИОКР.

По элементами учетной политики являются:

Выбор варианта синтетического учета МПЗ;
- выбор метода оценки МПЗ;
- последствия изменений в учетной политике методов оценки МПЗ;
- стоимость МПЗ, переданных в залог;
- величина и движение резервов под снижение стоимости матери-альных ценностей;
- разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации;
- порядок документального оформления поступающих материалов.

По затратам на производство и по учету элементами учетной политики являются:

Выбор системы счетов для учета расходов по обычным видам деятельности;
- выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;
- выбор способа учета готовой продукции;
- выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;
- выбор варианта сводного учета затрат на производство;
- выбор метода определения от продажи продукции;
- признание момента продажи по работам долгосрочного характера;
- выбор способа распределения косвенных расходов между отдель-ными объектами учета и калькулирования;
- выбор метода учета затрат на производство и калькулирования се-бестоимости продукции.

Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Минфина РФ) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации. Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутри-производственного учета, отчетности и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся:

Способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;
- оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
- признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Если при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, то такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в

В соответствии с законодательством России все предприятия обязаны составлять учетную политику, представляющую собой основополагающий документ (либо документы), который четко регламентирует особенности бухгалтерского и налогового учета в определенном периоде.

Формирование учетной политики - это непростая задача, для решения которой необходим анализ законодательства (действующего и (или) еще не вступившего в силу), изучение бизнес-процессов предприятия, различных вариантов развития и т.д., на основе которых вырабатываются наиболее оптимальные варианты учета тех или иных хозяйственных операций.

Наши специалисты составят учетную политику компаниям, а также окажут услуги по изменению в предусмотренных случаях для целей:

  • Бухгалтерского учета;
  • Налогового учета.

Стоимость и особенности ее определения

На сайте Юридической компании ЮСТЕНА указана приблизительная стоимость формирования и изменения. Цены зависят от системы налогообложения, видов деятельности и других существенных особенностей бизнеса.

Фиксированная цена определяется в индивидуальном порядке после получения нашими специалистами всех необходимых данных, которые могут иметь значение для ее определения.

Полученные данные будут храниться как конфиденциальная информация, доступны ограниченному числу специалистов и использованы с одной целью - исключительно для оценки предстоящей работы.

Выезд нашего специалиста для определения стоимости услуг в пределах Москвы осуществляется бесплатно.

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика - это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

На основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов ее хозяйственной деятельности.

Формирование учетной политики

Организация должна самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Формирование своих учетных политик для целей бухгалтерского и (или) налогового учета компания осуществляет исходя из своих индивидуальных особенностей.

Формирование учетной политики в отношении конкретного объема бухгалтерского учета должно осуществляться с учетом выбора организацией способа ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае, когда в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, то такой способ самостоятельно разрабатывается компанией исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Кем формируется

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером либо иным уполномоченным лицом ответственным за ведение бухгалтерского учета на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

При этом следует учитывать, что указанное положение применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Положение об учетной политике организации

Положение об учетной политике является одним из основных документов в организации.

Указанное положение представляет собой документ, которым в своей деятельности обязаны руководствоваться все работники предприятия, связанные с решением вопросов, относящихся к учетной политике.

Иные распорядительные документы предприятия не должны противоречить такому положению.

Требования, предъявляемые к учетной политике компании

Бухгалтер должен руководствоваться следующими требованиями, отраженными в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

1. Первое требование - это установление полноты и достоверности отражения совершаемых финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2. Требование своевременности призвано обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности;

3. Требование осмотрительности - приоритет признания в бухгалтерском учете расходов и обязательств по сравнению с признанием возможных доходов и активов, не допуская при этом создания скрытых резервов;

4. Требование приоритета содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий деятельности предприятия;

5. Непротиворечивость отчетной информации подразумевает отсутствие ситуации, при которой одни отчетные показатели в одной и той же отчетности противоречили бы другим;

6. Рациональное ведение бухгалтерского учета - это отражение фактов хозяйственной жизни, исходя из условий деятельности и величины организации.

Порядок изменения учетной политики

Учетная политика в целях бухгалтерского учета применяется компанией последовательно из года в год. Ее изменение в организации может производиться при наступлении следующих условий:

  • изменение требований, которые установлены законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности предприятия.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики в компании производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Изменение учетной политики организации оформляется отдельным приказом или распоряжением ее руководителя.

Утверждение учетной политики компании

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, как правило, это директор. Учетная политика оформляется на бумажном носителе.

При отсутствии изменений, учетная политика не утверждается ежегодно. В случае необходимости утверждаются только сами изменения к учетной политике.

Приложения к учетной политике организации

К учетной политике необходимо утвердить следующие приложения:

Рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций предприятия;

Порядок проведения инвентаризации, методы оценки видов имущества и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля над хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность организовать и осуществлять в организации внутренний контроль фактов хозяйственной жизни.

На организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также возложена обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исключение составляют случаи, когда руководитель организации возложил обязанность ведения бухгалтерского учета на себя.

Порядок предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности (внутренней, промежуточной).

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Согласно п.2 ст.11 Налогового кодекса учетная политика - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Для целей налогообложения она применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя компании.

Последовательность применения налоговой учетной политики

В отличие от Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Налоговый кодекс РФ не содержит требование о применении учетной политики последовательно из года в год, в тоже время следует отметить что, любое изменение налоговой учетной политики должно быть обосновано.

Учетная политика как отражение способов ведения налогового учета

Учетная политика должна содержать особенности учета только по тем налогам, плательщиком которых, является организация.

Учетная политика является документом, отражающим специфику способов ведения налогового учета и (или) исчисления налога и (или) уплаты налога в случаях, когда:

Налоговое законодательство содержит положения, позволяющие делать выбор из нескольких вариантов, предусмотренных законодательством и (или) прямо не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему;

Налоговое законодательство содержит лишь общие положения, но не содержит конкретных способов ведения налогового учета или порядка исчисления и (или) уплаты налога;

Налоговое законодательство содержит неясные, неоднозначные или противоречивые нормы;

Налоговое законодательство любым иным образом делает возможным или не запрещает применение налогоплательщиком способов учета, установленных учетной политикой.

Если управленец хочет быть хорошим менеджером, то он должен уметь наводить порядок в имуществе предприятия и знать, сколько оно стоит. В этом свете учетная политика представляется незаменимым атрибутом современных деловых отношений. А если еще вспомнить, что любая организация является участником налоговых отношений, то становится понятным, что без системы учета бизнес долго не проживет. Итак, что такое учетная политика организации?

Учетная политика организации – это комплекс методик, позволяющих систематизировать бухгалтерскую информацию о функционировании предприятия и о его имуществе.

На практике учетная политика представлена в виде документа, который должен четко регламентировать хозяйственную жизнь предприятия: когда платить по обязательствам, как документировать хозяйственные операции, что относить к оборотным, или основным средствам, как оценивать стоимость активов и многое другое.

Для чего нужен бизнес-план и как его составить самостоятельно, вы можете узнать

Существует довольно большое количество приемов ведения бухгалтерского и налогового учета. Из их многообразия главный бухгалтер выбирает те, которые оптимальным образом удовлетворяют требования конкретной фирмы.

Именно этот процесс выбора, задокументированный и одобренный руководителем компании приказом, отражает концепцию учетной политики отдельно взятого предприятия.

Учетная политика организации формируется при соблюдении следующих предпосылок:

  • Материальная обособленность. Это означает, что после основания организации в ее собственности появляется имущество, которое является отдельной экономической категорией по отношению к имуществу и обязательствам других организаций и ее собственников.
  • Непрерывность функционирования. Суть этой предпосылки заключается в том, что учет хозяйственной жизни предприятия имеет смысл тогда, когда оно существует в неизменном виде (касательно объемов производства и правового статуса) определенное количество времени.
  • Методичность использования учетной политики. Это означает, что подобранные методики учета будут эксплуатироваться на протяжение относительно длительного временного отрезка, другими словами, по порядку, от прошедшего отчетного периода к следующему.
  • Временная однозначность эпизодов хозяйствования. Факты хозяйственной жизни подлежат признанию в тот отчетный период, в коем они имели место быть, безотносительно к тому, когда зафиксировано поступление денежных средств.

К примеру, оплата рабочей силы (зарплата) должна быть отражена тогда, когда была начислена, безотносительно к тому, когда она была выплачена.

  • Превалирование экономического смысла над видом. Это значит, что для целей учета более важна не правовая форма эпизода хозяйствования, а его экономическая суть и обстоятельства его происшествия.
  • Тождественные учетные данные не должны различаться, если они представлены в разных регистрах бухучета.
  • При учете актов хозяйствования необходимо придерживаться принципа рациональности (должны учитываться экономические обстоятельства эпизода, размер предприятия, объем данных, необходимых для того, что принять обособленное управленческое решение).

Таким образом, если учесть предпосылки и требования к учетной политике, можно сформировать учетную политику, которая подлежит одобрению руководителем предприятия и состоит из: способов разделения на виды и анализа эпизодов хозяйствования, способов оплаты дебиторской задолженности, методов координации оборота учетных документов, способов координации описи имущества, методов использования счетов бухучета, комплекса счетов бухучета, способов анализа данных, другой необходимой методологии.

Необходимо ли регистрировать учетную политику в ФНС?

Предприниматель не обязан в обязательном порядке регистрировать учетную политику в налоговых органах. Но иногда для анализа налогового состояния предприятия уполномоченные органы могут попросить предоставить учетную политику фирмы.

Какая предусмотрена ответственность учредителей ООО по долгам созданного ими юридического лица – узнайте

Для индивидуальных предпринимателей вообще не предусмотрена учетная политика и бухучет.


Схема: Организационный и методический аспекты учетной политики.

Порядок внесения изменений в учетную политику

Учетная политика корректируется от одного отчетного периода к другому. Если же необходимо внести поправки до истечения текущего отчетного периода, то это можно сделать в следующих случаях: изменение норм права касательно бухучета, подготовка фирмой новых методов бухучета, значительные перемены в экономической ситуации предприятия.

При изменениях учетной политики, если таковые повлекли сильные изменения в отчетности, их необходимо указать в ней, а также привести данные всей отчетности в соответствие с изменениями. Можно указать изменения и в пояснительной записке. Тогда необходимо обозначить причину изменений, суть изменений, сумму изменений, текущий способ отображения результатов перемен в бухучете.

и пошаговая инструкция по регистрации содержатся в публикации по ссылке.


Образец учетной политики организации.

Специфические детали учетной политики организации

Согласно главе 25 НК РФ следует проводить учетную политику отдельно: для того, чтобы выполнять цели по бухучету и по налоговому учету. Если в законодательных актах не оговаривается право на выбор из нескольких альтернатив калькуляции одной процедуры, то ее не нужно отражать в учетной политике.

Когда составляется учетная политика, то в ней необходимо указывать только те методы бухучета, которые уже используются, или будут использованы.

Базовые принципы и методология учетной политики организации были подробно рассмотрены в следующем видео-уроке:

Якутский филиал

Байкальского государственного университета

экономики и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ФИНАНСОВОМУ УЧЕТУ

ТЕМА: «Учетная политика»

Выполнил:

Студент 4 курса УУБ/3 группы

Ромашов Алексей Игоревич

Руководитель:

Якутск 2004

Введение………………………………………………………………………….

1. Учетная политика. Формирование, раскрытие и изменение учетной политики……………………………………………………………….

1.1. Формирование учетной политики……………………………………..

1.2. Раскрытие учетной политики…………………………………………..

1.3. Изменения учетной политики………………………………………….

2. Порядок утверждения учетной политики. Основные элементы учетной политики……………………………………………………………….

2.1 Порядок утверждения учетной политики……………………………..

2.2 Элементы учетной политики……………………………………………


Заключение………………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………...


ВВЕДЕНИЕ.


В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 устанавливаются основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Целью учетной политики являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Рассматриваемая тема актуальна в наше время тем, что на практике к формированию учетной политики часто относятся формально, как к одному из требований налоговых органов, ссылаясь на ограниченные требования к ее содержанию. На самом деле действующая нормативная база позволяет с помощью учетной политики решить множество задач.

Главной задачей этой работы является ознакомление с правилами формирования, раскрытия и изменения учетной политики на предприятии.

1. Учетная политика. Формирование, раскрытие и изменение учетной политики.


Бухгалтерский учет на предприятии ведется по определенным правилам. Разработка этих правил осуществляется тремя путями: централизованным, децентрализованным и смешенным. Первый подразумевает регламентацию ведения учета из единого государственного центра (Министерство Финансов Российской Федерации) и каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выбранным этим центром: отступления от них не допустимы. Второй путь предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого предприятия. И хотя он позволяет предприятию максимально отразить в учете особенности своей хозяйственной деятельности, в современных условиях России он неприемлем. Третий путь основывается на разумном сочетании элементов первого и второго, когда за централизованным регулированием остается совокупность общих правил и принципов, а конкретизация и механизм выполнения этих правил и принципов разрабатывается самостоятельно каждым предприятием с учетом условий его хозяйственной деятельности, степени осознания особенностей, квалификации персонала, технической базы управления. Другими словами, согласно Положению о ведении учета и отчетности в Российской Федерации, исходя из общих правил, каждое предприятие само разрабатывает свою учетную политику, то есть правила ведения бухгалтерского учета.

1.1 Формирование учетной политики.


При выборе учетной политики необходимо учитывать:

- отраслевую принадлежность организации

- форму собственности и организационно-правовой статус

- организационную структуру предприятия

- объемы деятельности предприятия и др.

При формировании учетной политики следует руководствоваться рядом допущений и требований изложенных в ПБУ 1/98.

Понятие «допущения» примерно соответствует понятию «основополагающие бухгалтерские принципы» в западном учете. В отечественном учете это понятие относится, по существу, к правилам ведения учета и составления отчетности. При этом указанные в положении по учетной политике допущения не обязательно должны объявляться организацией. Их принятие и следования им подразумевается. Вместе с тем, если организация при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности допускает отступления от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих отступлений.

Положением по учетной политике установлены следующие допущения: инвестиционной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности факторов хозяйственной деятельности.

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации. Для нашей страны в период становления рыночной экономики это допущение представляется особенно важным, так как во многих организациях (особенно в хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявлять об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможности ликвидации организации или сокращения деятельности.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий «принцип начисления».

В международной практике наряду с основополагающими используются и другие бухгалтерские принципы (осторожности, существенности, стоимостной оценки объектов учета и др.)

В отечественной практике в качестве указанных понятий используют понятие «требования». Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.

Требование осмотрительности (осторожности, в западной практике – еще и консерватизма) означает большую часть готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская срытых резервов).

В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так называемый асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов, например резерв по сомнительным долгам. Следует отметить, что в отечественной практике тоже предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам в коммерческих организациях. Однако они могут создаваться лишь по окончании финансового года на основе проведенной в конце года инвентаризации, не погашенной в установленный срок дебиторской задолженности. В западной практике указанные резервы можно создавать в момент образования сомнительной задолженности. Принципиальное отличие порядка формирования резервов сомнительных долгов в отечественной и зарубежной учетной практике позволяет сделать вывод о том, что требование осторожности не используется в полной мере в нашей учетной практике.

Требования приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является не законным. Однако, если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотами и остатками по синтетическим счетам на первое число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а так же показателей отчетности на начало и конец периода.

Требование рациональности означает необходимость рационального и экономического ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности:

На основе системы субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

- форма бухгалтерского учета:

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

1. журнально-ордерная;

2. мемориально-ордерная;

3. упрощенная;

4. автоматизированная.

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а так же формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности:

Если для учета какой-либо операции унифицированной формы документа не существует, организация может разработать ее самостоятельно.

Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:

1. наименование документа;

2. дату, когда он был составлен;

3. название организации, составившей документ;

4. содержание хозяйственной операции;

5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7. личные подписи этих лиц.

- Порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств:

Инвентаризация имущества и обязательств проводится для того, чтобы проверить, насколько достоверны данные бухгалтерского учета. Согласно п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете проводить инвентаризацию необходимо в следующих случаях:

1. перед составлением годовой отчетности. Исключение делается только для инвентаризации основных средств, которую можно проводить один раз в три года, и инвентаризации библиотечного фонда, которую можно проводить один раз в пять лет;

2. при смене материально-ответственных лиц;

3. при краже и порче имущества;

4. при реорганизации либо ликвидации предприятия;

5. в чрезвычайных ситуациях (при пожарах, стихийных бедствиях).

- Правила документооборота и технология обработки учетной информации

- Порядок и правила внутреннего контроля за хозяйственными операциями

- Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников учета

- Номенклатура дел бухгалтерии

- Классификатор нормативных актов по бухгалтерскому учету

При формировании учетной политики организация по каждому конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документации (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяется с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационо-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации не зависимо от их место нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

1.2 Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрыть избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае публикования бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация в учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

1.3 Изменения учетной политики

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный период); указание не то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Изменение учетной политики организации может производится в случаях:

· Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету

· Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации

· Существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизаций, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

Не считается изменением учетной политики утверждения способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в первые в деятельности организации.

Изменения учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативного акта по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующие законодательство или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достоверной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности, при этом никакие учетные записи не производятся.


2. Порядок утверждения учетной политики. Основные элементы учетной политики.


2.1 Порядок утверждения учетной политики.


Порядок утверждения и применения определенной учетной политики для целей налогообложения установлен в главах 21 (ст.167), 25 (ст.313) и 26 (п.2 ст.339) НК РФ, да и то косвенно. Учетная политика, как уже было сказано, утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Никакой "жесткой" формы такого приказа нет, поэтому не важно, как будет закреплена учетная политика - в тексте приказа или как приложение к нему.

Ввиду разрозненности элементов учетной политики и отсутствия единого подхода законодателя к этому вопросу мы сталкиваемся с тем, что глава 21 Кодекса содержит одни указания по утверждению учетной политики, глава 25 - другие, а в остальных главах вообще нет упоминания об этом.

Срок утверждения учетной политики для вновь созданных организаций прямо установлен только для целей исчисления НДС - не позднее окончания первого налогового периода (п.12 ст.167 НК РФ). Впрочем, глава 25 Кодекса содержит обязанность налогоплательщика определить и закрепить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Понятно, что для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми.

Изначально предполагается, что учетная политика организации сопровождает ее деятельность с момента создания и до момента ликвидации и изменяется только в исключительных случаях. То есть, как указано в статье 313 НК РФ, применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Здесь же законодатель указал и два момента, когда такое изменение возможно:

- в случае изменения законодательства о налогах и сборах;

- в случае изменения применяемых методов учета.

Изменения в учетной политике для целей налогообложения принимаются:

- с начала нового налогового периода (со следующего года) при изменении применяемых методов учета;

- не ранее момента вступления в силу изменений норм законодательства (при изменении законодательства о налогах и сборах).

Все сказанное выше относится к налогу на прибыль организаций.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации. То есть раз в год. Других вариантов глава 21 НК РФ не предусматривает.

Есть элементы учетной политики, которые вообще не подлежат изменению по воле налогоплательщика. Например, глава 26 Кодекса содержит такой элемент учетной политики, как метод определения количества добытого полезного ископаемого. Выбранный организацией метод применяется в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого (может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии добычи полезных ископаемых).

Обязанность ведения налогового учета определена только в главе 25 Кодекса. Данный учет необходим для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для других налогов, установленных Кодексом, такой обязанности нет.

Таким образом, утвердить учетную политику для целей налогообложения необходимо в первую очередь для налогоплательщика, так как ее отсутствие повредит ему самому. Во-первых, учетная политика служит определенным инструментом налогового планирования и позволяет в известных пределах корректировать налоговые платежи. Во-вторых, она выполняет функцию доведения до сведения налоговых органов информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты сумм налога. В-третьих, она дает налогоплательщику возможность систематизировать и закрепить в едином документе те методы и способы, которые он посчитает необходимым применять при исчислении налогов (разумеется, в рамках, установленных Кодексом).

Рассмотрим еще один вопрос: нужно ли принимать новую учетную политику каждый год? Скажем сразу: не нужно, но можно. Нельзя забывать, что налоговое законодательство постоянно меняется, а значит, возникает необходимость вносить изменения и в учетную политику. Кроме того, выбрав неудобный либо невыгодный вариант учетной политики, бухгалтер может изменить его только один раз в год. Поэтому подходить к решению этого вопроса нужно очень серьезно.

Если возникла необходимость изменить учетную политику, то в зависимости от того, что удобнее, можно либо утвердить новый приказ об учетной политике, либо внести изменения в прежний.


2.2 Элементы учетной политики


Налогоплательщик самостоятельно в установленных Кодексом рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы можно разбить на различные группы, например по отношению к конкретным налогам.

Кодекс содержит нормы, позволяющие налогоплательщику самостоятельно выбрать вариант расчета (порядка уплаты и т.п.) того или иного налога. На сегодняшний день из всех налогов, установленных частью второй НК РФ, элементы учетной политики для целей налогообложения предусмотрены для налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых.

Кстати, наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, содержится в главе 25 НК РФ и касается исчисления налога на прибыль.

Возможна и другая группировка элементов учетной политики. Их можно условно разделить на три группы:

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5 , 5.1 и настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;