«Путешествие в страну Экономику». Классный час. Классный час Экономика классный час

Классный час

« Экономика в нашей жизни »

Цели:

    Рассмотреть определение понятие «деньги»;

    Определить с учащимися значимость денег в жизни человека;

    Обсудить различные варианты отношения к деньгам;

    Помогать учащимся планировать семейный бюджет;

    Способствовать обогащению характера человека духовностью;

    Развивать у учащихся познавательные интересы, творческие

способности, общеучебные умения и навыки, способствовать

самореализации личности.

План.

    Вступительное слово.

    Обсуждение сюжета из мультфильма.

    Историческая справка о возникновении денег.

    Аукцион пословиц и поговорок.

    Беседа. « Деньги-это лишь средство к существованию или нечто более?»

    Викторина.

    Деловая игра. Планирование семейного бюджета.

    Заключительное слово.

Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить на тему « Экономика в нашей жизни» На доске вы видите слова Уильяма Ю.Гладстона (премьер-министра Великобритании).

« Мы относимся к деньгам,как неразумное дитя к

строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас

пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он

добивается лишь понимания »

Уильям Ю.Гладстон

(Премьер-министр Великобритании)

Как вы понимаете сущность этих слов.

А как вы понимаете смысл понятия «деньги»

Итак, на вопрос, что же такое Деньги и какое место они занимают в жизни человека мы постараемся ответить сегодня.

Сейчас вашему вниманию предлагается сюжет из мультфильма, который знаком вам с детства.

Мультфильм

Ребята, как вы считаете, были ли искренны слова раджи о том, что он сделает мальчика министром

(Но мальчик в ответ сказал замечательную фразу- Раджа, разве ты не знаешь, что друзей не придают).

На предварительном этапе подготовки к классному часу проводилось анкетирование на тему: « Можете ли вы подружиться с деньгами». Проанализировав анкеты можно видеть следующие результаты:

5%- готовы на любые жертвы ради денег

27% - достигнут определенный успех в сфере бизнеса с помощью друзей.

68%- обязательно преуспеют в сфере бизнеса

Да действительно, в отношениях между людьми деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог и телефона.А как же возникли деньги?

История денег.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике – какао бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины – каури, на Руси – скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра – гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200г.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII в. До н.э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны – Монеты. Отсюда пошел термин « монета». Монета- денежный знак, изготовленный из металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце X в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VIII в. До н.э. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце XVII –начале XVIII вв. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение. Так же пользуется популярностью система электронных платежей. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара.

Деньги, металлическая монета, это просто бумага в конце концов. Но непонятно почему они вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег. Вот как высказался об этом А.С.Пушкин в «Скупом рыцаре».

А.С. Пушкин « Скупой рыцарь» (Корытина Марина )

Барон смотрит на свое золото.

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп- я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

Вернуться к мультфильму

Вот такой парадокс: с одной стороны деньги-это великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны это зло, от которого нужно избавляться. Определенное отношение к деньгам вы также узнали из пословиц и поговорок. Итак, объявляется конкурс аукцион знатоков народной мудрости. Победителем становится участник, закончивший аукцион.

Деньги любят счет.

Свой грош везде хорош.

Копейка рубль бережет.

Долг платежом красен.

Долго спать с долгом встать.

Денег куры не клюют.

Денежка дорожку прокладывает.

С деньгами мил, без денег постыл.

Денежка не бог, а бережет.

Денег наживешь -без нужды проживешь.

Лишние деньги- лишняя забота.

И то бывает, что и не деньгам не рад.

Не хвались серебром, хвались добром.

Без денег сон крепче.

Меньше денег –меньше хлопот.

Без нужды живет, кто деньги бережет.

И снова противоречие: «Денежка дорожку прокладывает и в то же время «Лишние деньги-лишние заботы» Так как же найти ту золотую середину?

Искусству обращения с деньгами западный человек начинает обучаться с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Наверное вы слышали истории об этом

Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно.

В 90-е годы 19 века электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечера проводил в сарае, работая над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд.

Прослушав данные истории можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если конечно, относится к ним с уважением и не совершать ради них безумные поступки. А какие же поступки нельзя совершать ради денег?

Предательство

Ложь

-- Ребята, а какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие нет.

Постоянное саморазвитие

Пища

Влияние на других людей

Модные вещи, одежда

Хорошее здоровье

Уважение близких

Образование

Развлечения

Любовь

Самоуважение

Дружба

Итак, если всерьез задуматься над вопросом Так что же такое деньги – то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средство к существованию, но не более. С этим утверждением согласны многие поэты и режиссеры. Сейчас вашему вниманию будет предложена викторина с определенным высказывание про деньги. Ваша задача- отгадать автора и произведение.

Викторина.

Ребята, мы сегодня много говорили про деньги, выяснили отношение каждого. А сейчас попробуйте применить свои знания на практике. Для этого задания нужно разделиться на группы. Допустим их будет три.

Представьте такую ситуацию : Вы уже замужем или женаты и у вас есть ребенок (ему 3 года). Вам нужно расписать, как вы будете тратить семейный бюджет, исходя из общего дохода в 10 тысяч.

Подведение итогов. Стихотворение собственного сочинения Майстровой Кристины.

Анкетирование.

Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс (1)

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое(1)

4. Деньги – самое главное в жизни (7)

5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1)

6. Я могу работать 10 – 12 часов, даже если работа мне неприятна(1)

7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7)

8. Любая компания признает меня лидером. (5)

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4)

10. Я хочу получить в будущем высшее образование (2)

11. Бедность- следствие недостатка способностей (5)

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1)

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5)

14. Я хороший организатор (5)

15. Мне не нужно время на « раскачку» перед работой (1)

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1)

17. Я бы рискнул начать собственное дело, вместо работы на кого-то еще (5)

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5)

19. Я не могу сидеть без дела (1)

20. Для нормальной работы мне достаточно шести часов сна (1)

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1)

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4)

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4)

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7)

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3)

26. У меня очень много знакомых (3)

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5)

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1)

29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1)

30. Я почти никогда не опаздываю (1)

Результаты:

Меньше 6 баллов: В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны всем.

От 6 до 18 баллов: Ваших задатков, возможно, вполне достаточно для работы по найму. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов: Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов: Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением.

Больше 75 баллов: Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достичь. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Викторина.

1. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал:

« Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя».

2. Кто и в каком произведении восклицал: « Пиастры! Пиастры!»

3. Герои какого романа, решая вопрос приобретения военной экипировки, выполняли такие расчеты?

А во сколько вы оцениваете эту экипировку?

О, дело плохо! Мы только сделали подсчет, причем были невзыскательны, как спартанцы, и все же каждому из нас необходимо иметь по меньшей мере полторы тысячи ливров.

Полторы тысячи, помноженные на четыре, - это шесть тысяч ливров.

Правда, у нас есть седла. . .

4. Герой какого романа, « . . . несмотря на свою легкомысленность с виду светскую жизнь. . . раз пять в году уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это «посчитаться. . . ».

5. О ком были сказаны эти слова:

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

6. Между кем и в каком произведении состоялся этот диалог:

Слушай-ка. . . если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?

Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело!

Неужто ты ничего не отложишь про запас?

Откладывать? Это к чему же?

А к тому, чтобы хватило и на будущий год.

7. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон?

Все скорлупки золотые.

Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету.

8. « Там царь Кощей над златом чахнет». А где это- там?

9. Из какого произведения эти строки:

Деньги

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И, не жалея, шлет туда-сюда.

Старик же видит в них друзей надежных

И бережет их как зеницу ока.

10. Кто и в каком произведении так рассуждает о деньгах:

Вы довольно пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо.

А вы не любите денег?

Не люблю.

Зачем же вам шестьдесят тысяч?

Из принципа!

1.Между Томом и Геком, героями романа М.Твена « Приключения Тома Сойера».

2. «Скупой рыцарь» А.С.Пушкин

3. Робинзон Крузо, герой книги Даниэля Дефо.

4. «Три мушкетера» А. Дюма

5. Об Евгении Онегине, герое романа А.С. Пушкина.

6. В лукоморье, сказка А.С.Пушкина.

7. Это диалог между Остапом Бендером и Ипполитом Воробьяниновым,

« Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова.

8.Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона.

9.Алексей Вронский, герой романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

10. Золотые.

Как много истин нам известно

Копейка рубль бережет,

И кто с утра с печи не встанет

Потом гроша не соберет.

Так из расчета экономят

И не щадят тут никого,

И годы вновь закон запомнят

Что деньги здесь важней всего.

Как жить среди немых купюр

Все что бесценно то не важно

Важней наряды от кутюр.

А как же честь? Что раньше в"есела

На цену,выше нет какой

Она теперь амбиций месево

Гордится глупою ценой.

Все что не куплено, то продано.

Что не продать зачем держать.

И пусть что совесть здесь не модна

Её не страшно показать.

И дружба, что огонь и воду вновь,

Всех будет снова поражать

Ведь и её как и любовь

И не купить и не продать!

  1. Анализ воспитательной работы 4 класса за 2013 2014 учебный год

    Документ

    Проведены родительские собрания по следующим темам : «Эстетическое воспитание ребенка... для птиц Программа по экономике «В гостях у Скруджа » Воспитание любви к... Классный час «Доброжелательность и грубость» Гражданско-патриотическое Возложение венков на ...

  2. Татьяна Шишова «кто соблазнит малых сих…»

    Документ

    В мультфильме дядюшка Скрудж представлен очаровательным стариком... гости , оказывается за столом рядом с «представителем теневой экономики » и сочувственно кивает в ответ на ... распространяться на уроке на тему женской... так называемый «классный час » будет...

  3. 5 Где моя зарплата? 6 Если я знаю ответы на все вопросы, зачем мне думать?

    Документ

    Автоматически осуществляются 24 часа в сутки. ... дядюшку Дональда Дака Скруджа МакДака. Ее... коренной американский гость рассказал нам... . Экономика Японии между тем основывается на несколько... и посещать классные собрания, направленные на поддержание школы...

  4. Давайте проведем небольшой тест. Какие ассоциации вызывает у вас слово «хакер?»

    Документ

    Нарисованные на простой старой классной доске, ... и отрубиться часов на двенадцать. Альтернативой... как почетный гость и повивальная... разговаривать на тему финансирования группы на деньги... драгоценным камнем экономики , потому... «дядей Скруджем », не позволяя...

  5. Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы

    Документ

    Написал реферат на тему гигиены полости рта... выдвигаются скупцом типа Скруджа *. Аргументы же... изменений в политике, экономике , вызвать сдвиги в классо... принять в качестве гостей китайцев?» Ответило... не столько на уроках и классных часах через публичные...



Материал содержит сценарий классного часа "Поговорим о деньгах". Мероприятие проводится в 10 классе. Целью проведения классного часа является просветительская работа по природе и значению денег в жизни человека, диагностирование знаниц учащихся в форме опросов и викторины по теме.

Материал содержит сценарий классного часа "Деньги. История возникновения денег". Мероприятие проводится в 3 классе. Целью проведения классного часа является формирование у учащихся понятия "деньги", рассказать о появляении денег, их роли в жизни человека.

Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа "Экономический калейдоскоп". Мероприятие проводится в 5-6 классах. Классный час проводится для того, чтобы развивать интеллект учащихся, социальное и экономическое мышление.

Материал содержит сценарий классного часа "Бюджет семьи". Мероприятие проводится в 10 классе. Классный час проводится с целью воспитания чувства ответственности за свою семью и своих близких, воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, развитие у учащихся умения высказывать и отставивать свою точку зрения.

Оборудование: выставка книг, плакат, карточки с пословицами, медали для конкурсов, закладки, книги из школьной библиотеки, требующие ремонта.

  • дидактическая: сформировать у детей представление о необходимости книги для людей, рассказать о том, как появляется книга, люди каких профессий участвуют в изготовлении книги, повторить правила обращения с книгой.
  • развивающая: развивать логическое мышление, внимание, речь, память, усидчивость, кругозор, творческие и организаторские способности.
  • воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям и их труду, бережное отношение к книге.

Подготовительная работа.

  1. Обсуждение темы и формы проведения классного часа. Постановка целей.
  2. Обсуждение хода классного часа.
  3. Подготовка ведущих и распределение ролей.
  4. Формирование групп учащихся 8 класса. Каждая группа получает задание.
  1. 5.Учащимся 5-го класса подготовить загадки, пословицы и поговорки, стихи о книгах.

Ход классного часа

Исполнение песни “Чему учат в школе?”

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе-3 раза.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе-3 раза.
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова,
Учат в школе-3 раза.
Книги добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе -3 раза.
Находить восток и юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе-3 раза.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе-3 раза.

Учитель. Так чему учат в школе? (Ответы детей)

Сегодня мы проводим классный час “Книга - наш друг!” (Знакомство с выставкой книг)

На нашей выставке
Самые разные книги
Короткие и длинные,
Новые, старинные.
Обычные и странные
И даже иностранные.
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные.
Про море и про лес
С картинками и без.

Учитель. Мы говорим: “Книга – друг!”

Ребята, почему книгу называют другом? (Ответы)

Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в настоящем, словно крылья, уносит в будущее.

Книга- учитель,
Книга- наставник,
Книга - надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.

Учитель. Сегодня мы будем учиться беречь книги.

Учитель. К нам на праздник пришли гости Читай-ка, Книги.

(Представление гостей)

Читай-ка. Ребята, а какие загадки о книге вы знаете?

  1. Не куст, а с листочками,
    не рубашка, а сшита,
    не человек, а говорит.
  2. Кто говорит молча?
  3. Не дерево, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита.
    Не растение, а с корешком.
    Не человек, а с разумом.
  4. Без рта, без языка, а разговаривает?
  5. Неживая живого учит.
  6. Эта слоеная лепешка
    Глупым даст ума немножко.
  7. Ты беседуй чаще с ней,
    станешь вчетверо умней.
  8. Это диво: поглядишь - чистехонько,
    Погладишь - гладехонько,
    а станешь читать - везде задевает.
  9. У каждой девчонки и мальчишки
    Есть эта книжка - заветная книжка.
    Читают и ныне, читали и встарь
    Чудесную книжку с названьем …… (Букварь)

(Отвечающие дети награждаются медалями)

Читай-ка. Ребята, люди придумали много пословиц и поговорок о книге? Чтобы вспомнить некоторые из них проведем игру “Найди пару”.

(Для проведения игры приглашаются 10 ребят, им раздаются карточки)

Условия игры. На данных карточках написаны начало или окончание пословицы. Вам нужно образовать пары таким образом, чтобы на ваших карточках получилась пословица о книге.

  1. Не на пользу читать,
    Коли только вершки хватать.
  2. Книга – не сайка, а раскусишь - сладко.
  3. Книга подобна воде,
    Дорогу пробьет везде.
  4. С книгой жить - век не тужить.
  5. Ум без книг, как птица без крыл.

(Читай – ка награждает детей медалями)

Учитель. Посмотрите, как много пословиц и поговорок, загадок о книге вы знаете. А ребята нам приготовили стихи о книгах.

В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе –
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пеленок-
Просит книжку показать.
В день рождения подарок
Хочешь другу подарить,
Принеси ему Гайдара –
Будет век благодарить.

Учитель. Сколько хороших слов было сказано о книге. А всегда ли мы благодарны книге, относимся к ней, как она этого заслуживает?

К нам пришли герои басни Бориса Заходера “Две книжки”. Послушайте их и скажите, хозяин какой книжки вам понравился? И почему? А хозяин какой не понравился? И почему?

1 Книга. Ну, как твои делишки?

Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да, что обложки…
Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты.
И голубей…
Боюсь листы пойдут на змей.
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А, посмотри – ка, на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
О них и говорить – то неприлично.
Зато и я его учу не как – нибудь…
А на “отлично”.

Ну, мой на “3” едет еле-еле
И даже “2” получил на той неделе…

Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки
Какой ты ученик.

(Обсуждение)

Учитель. Вы учитесь в школе и основные книги для вас учебники. Часть книг вы получаете бесплатно.

Послушайте стихотворение В. Суслова, в котором рассказывается, как по учебнику можно рассказать о его хозяине или хозяйке.

Дают нам учебники в школах бесплатно.
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности, что неприятно:
Весною учебник сдается обратно…
А, если ты, скажем, не очень опрятна,
И там на страницах
Какие – то пятна?
Чернилами синими залит портрет…
В тарелку учебник
Свалился случайно…
Грязнуля?
Но это твой личный секрет!
Твоя, так сказать,
Сокровенная тайна.
И вдруг за зимою
Приходит весна!
Все улицы залиты
Солнечным светом!
Учебники в школу вернуть ты должна…
Вернуть со своим
Сокровенным секретом.
Какой – то мальчишка
Из младшего класса
Отыщет там пятнышко
Хлебного кваса
И спросит:
-Скажите, вы, правда, грязнуля?
Вы этот учебник
Весною вернули
С большим живописным
Пятном на обложке!
Еще я нашел там
Следы вашей кошки,
Заляпан стишок
На четвертой странице,
Какао следы оказались
В таблице,
Вверху на полях
Нарисован пиджак…
Попробуй поспорить,
Что это не так!
Ведь надо же:
Там, где фамилия ваша,
Печать приложила
Перловая каша!
Учебник…
Ну, что в нем?
Обложка…
Страницы…
Но он в то же время –
Портрет ученицы!
Хозяйка учебник
Весь год изучает,
А он для себя кое – что подмечает.
И может весной доложить без утайки
О странных привычках и нравах хозяйки.

Обращение Книжки:

Да, к сожалению не все ребята с нами обращаются бережно и поэтому среди нас есть грязные и рваные.

Учитель. Наверное, не все знают, как создаются учебные книги.

Послушайте ребят и постарайтесь запомнить, люди каких профессий участвуют в создании книг.

  • Над созданием учебника работают ученые, а чаще коллектив ученых – авторский коллектив. Они пишут рукопись и приносят ее в издательство.
  • В издательстве над рукописью работают редакторы, машинисты, художники. Они готовят рукопись к производству.

(Демонстрация рукописи, книги С. Я. Маршака “Как печатали вашу книгу”.

  • Для создания учебников нужны миллионы тонн бумаги. Значит лесорубам нужно валить лес.

Чтобы напечатать только учебники русского языка для ребят нашей страны, требуется срубить более семи тысяч елей. Вот сколько деревьев можно сохранить, если бережно относиться к каждой книге.

60 килограммов макулатуры (старых журналов, газет, книг) сохраняют 1 дерево.

  • Но срубленный лес – это еще не бумага. Плотогоны сплавляют его по рекам.
  • На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту.
  • Начинается работа в типографии, где должны напечатать миллионы учебников. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

Учитель. Всех ли людей мы вспомнили? Нет, конечно.

  1. Машиностроители делают бумагоделательные, наборные, печатные станки.
  2. Металлурги плавят металл для этих станков.
  3. Шахтеры добывают руду и уголь для выплавки металла.
  4. Энергетики дают электрический ток шахтам, заводам, типографиям.
  5. Строители строят здания для заводов и комбинатов, жилые дома для всех, кто там работает.
  6. А, если вспомнить, что всех этих рабочих нужно накормить, одеть, обуть, то станет понятно, что в создании книги принимает участие почти каждый труженик нашей страны.

Учитель. Люди каких профессий участвуют в изготовлении учебников, книг художественной литературы?

(Ответы ребят)

Много людей трудилось, чтобы у вас были книги. И ваша обязанность сохранить их. А для этого надо знать и выполнять правила обращения с книгой.

Давайте их повторим.

(Высказывания ребят)

  1. Бери книгу только чистыми руками.
  2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
  3. Переворачивай страницы за верхний правый угол.
  4. Не перегибай книгу при чтении.
  5. Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
  6. Не закладывай в книгу карандаши и ручки.
  7. Не читай книги на солнце.
  8. Не читай во время еды.
  9. Если книга порвалась – подклей ее.

Послушайте стихотворение “Книжкины жалобы или чего книга желала бы”.

Я - книга, я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай.
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг.
Но только не для грязных рук.

Учитель. Давайте поиграем в игру “Это я, это я, это все мои друзья”.

Если вы согласны с тем, что я говорю, то кричите: “Это я, это я, это все мои друзья”. Если вы не согласны, то молчите.

Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
Отвечайте без передышки, кто же ручкой пишет в книжке?
Кто тетради забывает, книжки дома оставляет?
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
Кто из вас не знал урок, у доски считал сорок?
Кто из вас такой художник – нам на парте чертит рожи?
Кто портфель сам собирает – ничего не забывает?

Учитель. Послушайте стихотворение К. Мухаммади “Салим и книжка”.

В библиотеку шел Салим
По улице вприпрыжку.
Держал под мышкою Салим
Растрепанную книжку.
Была она в грязи, в пыли,
Без корешка, без крышки.
- Салим, - сказал ему Вали,
- Зачем калечишь книжки?
Салим сказал: “Конечно, я
Порвал две - три страницы,
Но эта книжка не твоя,
К чему тебе сердиться?
- Как не моя?
– Да, не твоя,
А из читальни детской.
Ну, а читальня эта чья?
- Страны нашей российской.
А если так, она моя,
Да и немножечко твоя.
Мы за нее в ответе,-
Мы все огромная семья,
Страны российской дети.
И если каждый из ребят
Порвет листы, обложку,
Во что же книгу превратят
Ребята понемножку?
Чтоб книги были у детей
В библиотеке, в школе,
Трудилось множество людей
На фабрике и в поле.
Трудились твой отец и мать.
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы –
Беречь и книгу, и тетрадь.
Не мять, не пачкать,
Не трепать
Страницы, переплеты.
Нам книги - лучшие друзья.
Они дают нам счастье.
А эта книга и моя,
Да и твоя отчасти.

Айболит. Здравствуйте, Вы меня узнали? Ребята я лечу детей, зверей, книги.

В нашей школьной библиотеке я нашел книги, которым требуется ремонт. Я принес их с собой и предлагаю отремонтировать.

Открываем “Книжкину больницу”.

Практическая часть на 10 минут.

Подведение итога 2 минуты.

(Демонстрация отремонтированных книг).

Читай – ка. Я хочу Вам напомнить свой девиз:

Бойтесь, дети, лени

Как дурной привычки

И читайте в день

Хотя бы по страничке.

Айболит. Я уверен, что вы будете бережно относиться к книгам. А если вам встретятся рваные книги, Вы их обязательно отремонтируете.

Учитель. Ребята 8 класса приготовили Вам закладки на память. (Вручение)

Подведение итога классного часа.

Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению проводится в форме цветограммы.

Определяется:

  • позиция ученика при проведении классного часа;
  • отношения между участниками;
  • удовлетворенность мероприятием;
  • удовлетворенность психологическим климатом.

На бумаге изображаются концентрические круги. Цветной фигурой участники определяют свое место на классном часе.


Литература:

1. Паламарь А. Мудрость общения. - М.: Молодая гвар­дия, 1990.

2. Энциклопедия этикета. Санкт-Петербургский издательский дом «МиМ»., 1997. - 576 с.

^ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

- Лекции и беседы, где проблематика выступлений должна быть увязана с изучением основных дисциплин с учетом уровня об­щеобразовательной подготовки и возрастных особенностей школь­ников.

Политические информации (обзорные и тематические), бе­седы за «круглым столом».

Тематические вечера по вопросам развития народного хо­зяйства.

Конференции.

Оформление альбомов, стенгазет, бюллетеней с экономичес­ким содержанием.

Передачи школьного радиоузла.

Создание уголков юных экономистов.

Трудовые десанты.

Рейды по соблюдению режима экономии в школе, посты юных экономистов.

Встречи и беседы с интересными людьми.

Экскурсии на предприятия для знакомства с технологией, экономикой и организацией производства.

Планирование и распределение бюджета личного времени учащихся, учет, самоконтроль, фотохронометраж.

^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1 класс - Всякому делу - свое время (о режиме дня). Как удоб­нее выполнять домашнее задание. Всякая вещь трудом создана. Сколько стоит твой учебник. Каждой вещи - свое место. Мир, ко­торый нас окружает. Удивительное рядом.

2 класс - Твой режим дня. Твое учебное место в школе и дома. Хлеб - всему голова. Наша школа - наш дом. Мы - твои друзья, природа. С кем дружит небо?

^ 3 класс - Минута час бережет. Умеешь ли ты учиться (о науч­ной организации учебного труда). Богатства Родины трудом мно­жатся.

4 класс - Как организовать себя (о режиме экономии време­ни). Учись учиться, чтобы уметь трудиться. Цена твоего учебника. «Мое» и «Наше».

^ 5 класс - Цена одной минуты. В чем заключается культура учебного труда. Сколько стоит твоя учеба. Школа умелых хозяев.

6 класс - Как научиться ценить и рассчитывать время. Учись рационально учиться. Уметь хозяйствовать - значит уметь считать. Выбор профессии - важное дело. Сколько стоит рубль?

7 класс - Береги свое и чужое время. Как правильно организо­вать свой труд и труд коллектива? Природа и человек. Экономика родного края. Экономика домашнего хозяйства.

8 класс - Почему нам не хватает времени? Значение НОТ для тебя и общества. Сколько стоит бесплатно? Экономика профессии, которую ты выбираешь. Хозяин начинается в школе.

9 класс - Рациональная организация бюджета времени. Каче­ство и эффективность нашего труда. Сколько стоит бесхозяйствен­ность? Разумные, экономически обоснованные потребности и их удовлетворение. Природа - источник предметов труда. Бережливым быть обязан. Экономика вокруг нас.

10 класс - Свободное время - простор для развития способно­стей. Режим экономии в обществе. Рационально организуй свою де­ятельность. Экономист - каждый.

^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ И ТУРНИРЫ

Цель: определение уровня экономических знаний и умений уча­щихся.

Ученики одного класса (или одновозрастной параллели) рас­пределяются по командам. В каждой команде по 10 человек. Осталь­ные - болельщики. Каждая команда предлагает свои варианты офор­мления класса, где будет проводиться турнир.

^ ПЛАН ТУРНИРА

1. Вступительное слово председателя жюри.

2. Показ домашнего задания (рассказ об одном из предприя­тий).

3. Конкурс «Спрашивайте - отвечаем».

4. Конкурс «Экономическая смекалка».

5. Подведение итогов, награждение победителей.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ

«Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо» (И.В. Гете).

«Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку» (Ж. Лабрюйер).

«Хорошее употребление времени делает время еще более дра­гоценным» (Ж. Ж. Руссо).

«Небрежный человек все делает вдвойне» (А.В. Суворов).

^ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей при­роде, научить ребят общению с ней.

Программа дня: экологическая разведка, конкурс знатоков при­роды, работа « фабрики Самоделкина» по изготовлению поделок из природного материала, выставка «Природа и фантазия», опера­ция «Муравей», знакомство с Красной книгой; «Копилка экономи­ческих знаний», подготовка рукописной книги о 10 чудесах приро­ды; игра-путешествие «В гости к Берендею»; конкурс знатоков го­лосов птиц и животных.

^ ОПЕРАЦИЯ «МУРАВЕЙ»

Цель: учить детей наблюдению за жизнью окружающего мира

на примере муравьев, формировать у них готовность к защите при­роды.

Программа дня: беседа о пользе муравьев в природе и необхо­димости их охраны, подготовка охранительных знаков; десант по поиску муравейников, установка охранительных знаков; наблюде­ние за муравейниками, рассказ «Это интересно знать».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Мирмекология - это наука, изучающая жизнь муравьев. Сре­ди них есть карлики и великаны. Самые крупные - бразильские му­равьи, их длина 4 см (40 мм), а муравьи-лилипуты достигают всего лишь 2-3 мм в длину. В одной и той же муравьиной семье живут разные особи. Бескрылая матка, или «царица», - родоначальница всей семьи - живет в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи - няньки - ухаживают за царицей. Самое многочисленное население - рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, выкармливают молодь. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные члены семьи - «солдаты», или «воины». Их обязанность - защищать гнезда от внешних врагов.

Есть муравьи, которые строят свой муравейник в грибах.

Бывают муравьи-цветоводы. Часто рядом с муравейниками можно увидеть много цветов. Их посеяли муравьи. Земля около му­равейника очень рыхлая, хорошо удобренная, семена быстро прора­стают. Муравейник растет рядом с цветником. В меню рыжего мура­вья входят выделения тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. Есть хищные виды муравьев, например, амазонки, но есть и такие, которые питаются только растительной пищей.

Бывают случаи нападения одного вида муравьев на колонии другого. Напав на них, они уводят с собой «в рабство» часть населе­ния.

Своеобразно защищаются муравьи. Их оружие - челюсти. Есть

и ядовитые муравьи, которые жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота, она обжигает кожу.

Найден муравейник-гигант в Мурманской области, за поляр­ным кругом. Высота его 132 см, диаметр около 250 см, объем около

4 кубических метров.

(Организация жизни детей в летнем лагере. Воспитание школь­ников. №3,1996. - С. 16-20.)

^ ИЗРЕЧЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». (К. Па­устовский).

« Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее». (И. С. Тургенев).

« Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (Л.Н.Толстой).

« Человек, который понимает природу - благороднее, чище». (Л. М. Леонов).

М. Дудин

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

на тропинке солнечные блики,

на камнях играющего краба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным пологом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите.

Чудо песен,

городов и весей,

мрак глубин и волю поднебесий,

старости последнюю отраду,

женщину, бегущую к детсаду,

небо в звездах, океан и сушу

и в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити!

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы.

Берегите Землю!

Берегите!

Времени крутые повороты,

радость вдохновенья и работы,

древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства.

Откровения земли и неба,

сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась. Берегите будущего ради Это слово из моей тетради. Все дарю

И все от вас приемлю Только берегите эту землю!

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ

От Айболита:

Вот заданье Айболита, врачевания урок:

и ромашку, и малину собирайте летом впрок, находите листья мяты, валерьяну, Иван-чай, травам скажем мы, ребята:

«От болезней выручай!».

Лечит ландыш, подорожник,

от недугов всевозможных,

потому что Айболит

запасать их вам велит.

Займитесь все полезным делом,

пусть каждый станет сильным, смелым!

А у кого что заболит

Так вам поможет Айболит!

Что означает слово «аптека»?

Что означает название «мать-и-мачеха?»

Когда следует собирать лекарственные травы?

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

а ее зеленый лист

Нам идет на чай!

Что за травка? отвечай!

(Душица)

Беленькие горошки на зеленой ножке...

(Ландыш) Тонкий стебелек у дорожки, На конце его - сережки. На земле лежат листки -Маленькие лопушки. Нам он, как хороший друг, Лечит раны ног и рук.

(Подорожник) Стоят в поле сестрички:

желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка)

А вот рассказ лекарственных трав о себе

Валерьяна. Я высокая, в рост человека, с бородчатыми листь­ями и мелкими, собранными в пучок, цветами. Из моего корня дела­ют волшебные лекарства, которыми лечат заболевания сердца.

Ландыш. Я зацветаю в мае, «когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Живу я в тени под дубравами, цветки мои очень ароматны. Но меня любят не только за нежную красоту, но и за то, что я помогаю людям избавиться от болезней, капельки моего сока укрепляют сердечную мышцу, но, к сожалению, я становлюсь очень редким растением.

Шиповник: Мои красивые ягоды созревают поздно - в октяб­ре. Из них получается очень вкусный и полезный напиток. Он ук­репляет здоровье, помогает больным скорее восстановить силы.

Багульник. Я -багульник. Стройный, высокий,с мелкими про­долговатыми листочками. Я избавляю людей от коклюша, лечу рев­матизм и кожные болезни.

Зверобой. Меня называют травой от 99 болезней. Расту я всю­ду: в степи, в лесу, на обочинах дорог. Посмотрите на меня: мелкие листочки, желтые цветочки. Я убиваю вредные микробы, очень быс­тро залечиваю раны и царапины. Настойка из меня укрепляет десны.

Мать-и-мачеха. Цветки мои золотистые, желтые, красивые,

листья большие. Собирают мои соцветия и листья. Излечиваю от кашля и бронхита.

^ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР «СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ЗЕЛЕНОЙ»

Щади зверей и птиц, деревья и кусты. Ведь это все слова, что царь природы ты. Ты только часть ее, зависимая часть. Что без нее и мощь твоя, и власть.

^ Вл. Алексеев

Оборудование: плакаты, рисунки, поделки из природного ма­териала.

ЭКОЛОГИЯ - «экос» - дом (лат.), «логос» - наука. Почему

это наука о доме?

1. Представление команд и защита эмблем и девизов команд.

Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Жизнь на протяжении миллионов лет создавала ту красоту, кото­рая окружает нас, которую мы привыкли считать естественной.

Человек не может существовать вне окружающей природы, т.к. он сам ее часть. И чтобы жить в согласии с природой, а только та­кая жизнь и может быть счастливой, т.к. она проходит без внутрен­него разлада человека с самим собой, человек должен подчиняться единым для всей природы законам. Мы живем с вами на дне воз­душного океана. Для нас также естественно дышать чистым возду­хом, мы задыхаемся в загрязненной среде, и только когда это про­исходит, вспоминаем, что вокруг нас воздух.

ВОПРОСЫ:

1. Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера). 1. Назовите источники загрязнения атмосферы. (Топливо, транспорт, предприятия, теплостанции, вулканы).

3. Каков состав воздуха? (№ 2 - 78%, О 2 - 21%, СО 2 - 0,03%,

инертные газы, пары Н 2 О).

4. Какие вещества являются загрязнителями воздуха? (СО, сажа, NO, NO 2, SO 2, выхлопные газы).

5. За счет чего поддерживается постоянный состав воздуха? Изобразите круговоротО 2 в природе.

6. Что такое кислотные дожди? Каков их вред? Напишите урав­нения реакций образования кислотных дождей (SO 2 + Н 2 О = Н2SО 3 ;

4NO 2 + О 2 + 2H 2 О = 4HNO 3 ).

7. Какие микроорганизмы могут находиться в воздухе? (Бак­терии, вирусы).

8. Какие болезни они могут переносить? (Грипп, ангина, ту­беркулез, паратит).

9. Предложите свои варианты по уменьшению загрязнения (или очистке) атмосферы воздуха.

Воздух чистый, свежий,

дышится легко и свободно.

Не умыться, не напиться без воды,

листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

ВОПРОСЫ:

1. Почему все живое не может обходиться без воды? (Вода вхо­дит в состав каждой клетки: клеточный сок, цитоплазма, кровь, слю­на).

2. Как называется водная оболочка Земли? Назовите ее состав­ляющие. (Гидросфера. Реки, моря, озера, океаны, ледники, подземные источники, облака).

3. Какие источники загрязнения гидросферы вам известны? (Сбросы промышленных предприятий, коммунальные и сельскохозяй­ственные, водный транспорт, смыв удобрений и ядохимикатов).

5. Какие способы очистки питьевой воды вы знаете?

6. Полезно ли пить постоянно дистиллированную воду? (Нет, она вымывает соли из организма).

7. Знаете ли вы, сколько рек и речек протекает по территории Донского края? Какая самая крупная? (Примерно 5 тысяч рек; Дон).

^ ТРИ КЛАДА У ПРИРОДЫ ЕСТЬ:

ВОДА, ЗЕМЛЯ И ВОЗДУХ - ТРИ ЕЕ ОСНОВЫ

1. Что такое почва?

2. Как называется процесс разрушения верхних слоев почв? (Эрозия).

3. Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающей к автострадам? (Автомобильные выхло­пы содержат вредные вещества, которые могут привести к отравле­ниям).

4. Какие источники загрязнения почвы знаете? (Удобрения, сред­ства борьбы с вредителями, различные аварии).

5. На холмистой поверхности ростовского Донбасса часто мож­но видеть окутанные дымкой серо-черные терриконы. Что это та­кое? Каков вред, наносимый ими, и как он восполняется?

6. Знаете ли вы сколько видов растений произрастает на тер­ритории Донского края? (Примерно около 2 тысяч).

8. У нас в области есть леса, выращенные человеком. Они име­ют большое значение: микроклимат, регулируют сток вод, защи­щают от ветров, являются пристанищем для животных и птиц. На­зовите их. (Горный лес, Манычский лесхоз. Ленинское лесничество, агролес).

^ 9. Самое могучее дерево Донского края, которое живет не одну сотню лет, служит символом могущества и долголетия. (Дуб).

Подведение итогов.

Человек - он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нем времени года. И особый в нем музыки ход.

^ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

1. По одной ветке определить породу дерева. Можно для это­го использовать следующие загадки:

Стоит красавица - косы зеленые, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее.

(Береза)

Темной он покрыт корою, лист красивый, вырезной. А на кончиках ветвей много-много желудей.

(Дуб)

Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес. Красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый.

(Сосна)

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается. А цветок - что медок, лечит от кашля, гриппа и хрипа.