Составьте сложноподчиненное предложение с придаточным времени. «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Смотреть что такое "придаточное предложение времени" в других словарях

Под сложноподчинённым предложением понимается очень большое количество разнообразных предложений, которые могут отличаться друг от друга структурой, количеством грамматических основ, смыслом и т.д. Иногда за сложноподчинённое предложение принимают то, что им даже не является. В этой статье рассмотрим виды придаточных в СПП и научимся их друг от друга отличать.

Что такое сложноподчинённое предложение?

Сложноподчинённое предложение (СПП) – это вид сложного предложения, которое состоит из главной и зависимой (придаточной) частей, соединённых между собой подчинительным союзом или союзным словом.

Нужно прихватить с собой зонт (главная часть), потому что (подчинительный союз) может начаться дождь (зависимая часть).

В зависимости от смысла, который несёт зависимая часть по отношению к главной, и от того, к какому слову в главной части относится зависимая часть, выделяют несколько типов придаточных предложений :

  • определительные,
  • изъяснительные,
  • обстоятельственные,
  • присоединительные.

Придаточное определительное

  • зависит от существительного, расположенного в главной части СПП;
  • располагается в предложении после или внутри главной части, но всегда после существительного, от которого зависит;
  • отвечает на вопросы определения «какой?», «какая?», «какие?», «чей?» (отсюда и название – «определительное придаточное»);
  • присоединяется к главной части союзными словами «что», «кто», «откуда», «где», «когда», «куда», которые могут быть заменены союзным словом «который»;
  • в главной части могут присутствовать указательные слова «тот», «такой», «этот» и др.

Виктор Петрович (какой?), который принимал экзамен уже пятый час к ряду, почувствовал приближающуюся мигрень, заполняя очередную зачётную книжку.

На день рождения Лиде подарили именно такой велосипед (какой?), о каком она мечтала .

Мне сложно припомнить тот момент в жизни (какой?), когда мы с друзьями стали встречаться всё реже и реже .

Важно! Придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов . Если в предложении присутствует союз, то это другая разновидность придаточного.

Внезапно на ум пришла безумная мысль (какая? о чём?), будто всё было спланировано заранее и сейчас уже ничего не изменить .

От существительного «мысль» можно задать вопрос «какая?» или «о чём», и может показаться, что это придаточное определительное. Но именно наличие союза «будто» указывает, что это придаточное изъяснительное .

Придаточное изъяснительное

  • относится к глаголу, существительному, наречию или прилагательному, расположенному в главной части;
  • располагается в предложении после или в середине главной части;
  • отвечает на вопросы косвенных падежей «кого?», «чего?», «кому?», «чему?», «кем?», «чем?», «о ком?», «о чём?» и т.д.;
  • присоединяется к главной части союзами , «будто», «чтобы», «словно» и союзными словами «где», «куда», «чей», «кто», «что», «который», «зачем», «какой», «откуда», «зачем», «почему» и др.

Преданная своему хозяину собака всегда чувствует издалека (что? – В.П.), что хозяин приближается к дому .

Маленькие дети уверены (в чём? – П.П.), что в Новый Год им под ёлку подарки приносит Дед Мороз .

Кажется я догадываюсь (о чём? – П.П.), откуда пошёл этот слух .

Как видно из названия, такие придаточные схожи с обстоятельствами: отвечают на те же вопросы, обозначают то же, что и обстоятельства, и бывают тех же видов, что и обстоятельства.

Придаточное времени

  • обозначает время, в которое происходит действие в главной части;
  • отвечает на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?»;
  • присоединяются к главной части союзами «когда», «пока», «как только», «едва», «перед тем как», «до тех пор пока», «прежде чем», «по мере того как» и т.д.

К тому времени как София пришла из школы, мама уже приготовила обед (в какое время?).

Солнце выглянет (когда?), когда закончится дождь .

Я буду пробовать новые рецепты шарлотки (до каких пор?), пока не найду лучший .

Придаточное места

  • обозначает место события, происходящего в конце главной части
  • может располагаться в любой части предложения;
  • в главной части, как правило, есть указательные слова «там», «оттуда», «туда», «везде», «всюду» и т.д.;
  • отвечает на вопрос «где?», «куда?», «откуда?»;
  • соединяется с главной частью союзными словами «где», «куда», «откуда».

Разведчик вернулся оттуда (откуда?), откуда никто и никогда не возвращался .

Кошка ложится спать там (где?), где теплее всего .

Куда я (куда?), туда и ты .

Придаточное причины

  • содержит в себе объяснение, почему происходят те или иные действия в главной части;
  • может располагаться в любой части предложения;
  • отвечает на вопросы «отчего?», «из-за чего?», «почему?», «по какой причине?»;
  • связаны с главной частью союзами , «ибо», «от того что», «поскольку», и т.д.

(благодаря чему?) Благодаря тому что Оксана всю ночь готовилась к экзамену по физике, она сдала его на отлично.

Детям завтра нужно рано вставать, поэтому сегодня нужно лечь спать пораньше (почему? по какой причине?).

Придаточное следствия

  • содержит в себе значение итога, следствия, результата, которые вытекают из содержания главной части;
  • всегда располагается в предложении после главной части;
  • отвечает на вопрос «вследствие чего?», а от главной части можно задать вопросы «что из этого следует?», «что произошло вследствие этого?»;
  • присоединяется к главной части при помощи союза «так что».

К зиме по вечерам рано смеркается (что из этого следует?), так что вечерние прогулки придётся отменить (вследствие чего?).

Важно! Предложение не относится к СПП с придаточным следствия, если:

а) главная часть содержит наречие «так», а придаточная – союз «что» (это придаточное действия и степени);

Солнце сегодня пекло так (как?), что уже через десять минут на улице можно было получить солнечный удар .

б) между частями присутствует сочинительная или бессоюзная связь, а вторая часть содержит наречия «потому», .

Сегодня Миша получил двойку по математике, и потому домой он не торопился . – ССП

Наша кошка недавно родила котят, поэтому из своего укрытия выходит редко . – БСП

Придаточное условия

  • содержит в себе условие, при котором возможно совершение действий, о которых идёт речь в главной части;
  • может располагаться в любой части предложения;
  • отвечает на вопрос «при каком условии?»;
  • соединяется с главной частью союзами , «когда» (в значении «если»), «при условии если», «ежели», «коли», «если… то», «раз… так», «как… так» и т.д.

Если Света закончит учебный год без троек, родители купят ей роликовые коньки (при каком условии?).

Заходите в гости – напоим и накормим, коли будем дома (при каком условии?).

Раз уж дал обещание, так сдержи его несмотря ни на что.

Придаточное цели

  • содержит в себе цель того, о чём идёт речь в главном предложении;
  • в предложении может занимать любое место;
  • отвечает на вопросы «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»;
  • соединяется с главной частью союзами «чтобы», «только бы», «с тем чтобы», и т.д.

Чтобы жить хорошо, надо много работать (с какой целью?).

Для того чтобы полететь отдыхать с детьми в страны Азии, нужно заранее подготовить аптечку и солнцезащитные средства (зачем?).

Туристы должны уметь пользоваться компасом затем (зачем?), чтобы из любой чащобы найти выход к цивилизации .

Придаточное уступки

  • содержит в себе условия, действия, несмотря на совершение которых события в главной части всё равно происходят;
  • отвечает на вопросы , «несмотря на что?»;
  • соединяется с главной частью союзами , «хоть», «невзирая на то что», «пусть», «пускай», «даром что», а также союзными словами «как», «сколько», «что (бы)», «где», «куда», «кто» и т.д. (обязательно с отрицательной частицей «ни»).

Пётр пошёл по стопам своего отца и стал прокурором города (вопреки чему?), хотя во время обучения в институте он к этой профессии интереса не проявлял .

Несмотря на то что на улице хорошая погода, дети отказались от прогулки (несмотря на что?).

Как я ни мчался на вокзал, поезд всё равно ушёл без меня (несмотря на что?).

Придаточное сравнения

  • содержит сравнение с главной частью;
  • может занимать любое место в предложении;
  • отвечает на вопросы «как?», «подобно чему?», «как что?», «как кто?», «чем кто?», «чем что?»;
  • главная часть может содержать указательное слово «так»;
  • присоединяется к главной части при помощи союзов , «словно», «чем», «точно», «подобно тому как», «как если бы», «всё равно что» и т.д.;

Собака при виде косточки начала так весело прыгать (как?), будто неделю не ела .

Дочка умело управлялась с тестом, словно уже много раз месила его .

  • в особую группу выделены придаточные сопоставления , которые содержат сопоставление двух частей, а характерной чертой таких предложений является наличие союза «чем…, тем».

а) прилагательное или наречие в сравнительной степени,

б) местоимения «иной», «другой»,

в) местоимённое наречие «иначе»,

а придаточное присоединяется союзами «чем», «нежели».

Домашних заданий оказалось больше , чем я надеялась.

Я бы лучше (прилагательное в сравнительной степени) отправился на две недели в поход по Карелии, чем ехать в Турцию.

А ты совсем иной, чем я о тебе думал.

Важно! Придаточное сравнения может не содержать сказуемое, если оно совпадает со сказуемым в главной части. Не следует путать такое придаточное со сравнительным оборотом. Отличить их друг от друга можно по следующему признаку: придаточное сравнения имеет в своём составе сказуемое или зависимые от него слова, сравнительный оборот таких слов не имеет.

Девочка танцевала грациозно и утончённо, как настоящая балерина (танцует) (где?) на сцене.

Здесь мы видим придаточное сравнения с опущенным сказуемым «танцует». «На сцене» – это зависимое от сказуемого обстоятельство (танцует (где?) на сцене ).

Девочка танцевала грациозно и утончённо, как настоящая балерина.

Если убрать зависящий от сказуемого член предложения, то придаточное сравнения превращается в сравнительный оборот.

  • говорит об образе, способе действия, а также о мере и степени, о которых идёт речь в главном предложении;
  • в предложении располагается после главной части;
  • отвечает на вопросы «как?», «каким образом?», «в какой мере?», «в какой степени?», «как?», «сколько?», «насколько?», «до какой степени?»;
  • соединяется с главной частью союзами «что», «чтобы», а также союзными словами «как», «сколько», «насколько»;
  • в главной части обязательно имеются указательные слова «такой», «столько», «настолько», «так», «до такой степени», «до того», которые с союзами образуют пары «настолько…, что», «так…, что», «до того…, что» и т.д.

Он посмотрел на неё так (как?), как смотрят только влюблённые .

Увидев гору шариков и трёхэтажный торт, именинница до того обрадовалась (насколько?), что принялась радостно прыгать и хлопать в ладоши .

Папа настолько устал от работы (как? насколько?), что на выходные даже выключил телефон .

  • как правило, относится ко всей главной части, содержит какое-либо добавочное сообщение или оценку;
  • в предложении стоит после главной части;
  • главная часть является законченной по форме и не содержит никаких указаний на то, что за ней следует придаточное
  • отвечает на вопросы «каков вывод из этого?», «какова оценка этого?», «что можно сказать по этому поводу?»;
  • присоединяется союзными словами «что», «куда», «откуда», «где», «когда», «как», «почему», «отчего», «зачем», «почему», «вследствие чего» и т.д.

Полжизни он провёл в путешествиях, что не могло не оставить отпечаток на его личности .

Медведи отлично умеют рыбачить, для чего выходят на середину мелких горных рек и ловят рыбу прямо на лету .

Мой отец отстроил дом на даче собственными руками, что требовало большой кропотливости и умения .

Таблица «виды придаточных предложений»

Расположение Вопросы Союзы / союзные слова Указательные слова
Придаточное определительное после или внутри главной части, но после существительного, от которого зависит «какой?» , «какая?» , «какие?» , «чей?» «что» , «кто» , «откуда» , «где» ,
«когда» , «куда»
----
Можно заменить на «который»
«тот» , «такой» , «этот»
и др.
Придаточное изъяснительное после или внутри главной части «кого?» , «чего?» , «кому?» , «чему?» , «кем?» , «чем?» , «о ком?» , «о чём?» и т.д. «как» , «будто» , «чтобы» , «что» , «словно» , «где» , «куда» , «чей» , «кто» , «что» , «который» , «зачем» , «какой» , «откуда» , «зачем» , «почему»
Придаточное обстоятельственное
Придаточное времени в любой части «когда?» , «как долго?» , «с каких пор?» , «до каких пор?» «когда» , «пока» , «как только» , «едва» , «перед тем как» , «до тех пор пока» , «в то время как» , «прежде чем» , «по мере того как»
Придаточное места в любой части «где?» , «куда?» , «откуда?» «где» , «куда» , «откуда» «там» , «оттуда» , «туда» , «везде» , «всюду» и т.д.
Придаточное причины в любой части «отчего?» , «из-за чего?» , «почему?» , «по какой причине?» «так как» , «потому что» , «ибо» , «оттого что» , «поскольку» , «благодаря тому что» , «вследствие того что» , «в связи с тем что» и т.д.
Придаточное следствия после главной части «вследствие чего?» «так что»
Придаточное условия в любой части «при каком условии?» «если» , «когда» (в значении «если») , «при условии если» , «ежели» , «коли» , «если… то» , «раз… так» , «как… так» и т.д.
Придаточное цели в любой части «зачем?» , «для чего?» , «с какой целью?» «чтобы» , «для того чтобы» , «только бы» , «с тем чтобы» , «затем чтобы» и т.д.
Придаточное уступки в любой части «вопреки чему?» , «несмотря на что?» «несмотря на то что» , «хоть» , «хотя» , «невзирая на то что» , «пусть» , «пускай» , «даром что» , «как» , «сколько» , «что (бы)» , «где» , «куда» , «кто» и т.д. (обязательно с отрицательной частицей «ни»).
Придаточное сравнения в любой части «как?» , «подобно чему?» , «как что?» , «как кто?» , «чем кто?» , «чем что?» «(как) будто» , «как» , «словно» , «чем» , «точно» , «подобно тому как» , «как если бы» , «всё равно что» и т.д. «так»
Придаточное образа действия и степени после главной части «как?» , «каким образом?» , «в какой мере?» , «в какой степени?» , «как?» , «сколько?» , «насколько?» , «до какой степени?» «что» , «чтобы» , «как» , «сколько» , «насколько» «такой» , «столько» , «настолько» , «так» , «до такой степени» , «до того»
Придаточное присоединительное после главной части «каков вывод из этого?» , «какова оценка этого?» , «что можно сказать по этому поводу?» «что» , «куда» , «откуда» , «где» , «когда» , «как» , «почему» , «отчего» , «зачем» , «почему» , «вследствие чего» и т.д.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Савалеевская средняя общеобразовательная школа»

9 класс

«Сложноподчиненные предложения с придаточными времени»

Учитель русского языка

и литературы

Декабрь, 2008г.

УРОК № 29

Тема урока: ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Цель урока: формирование умений:

1) распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных

предложений; определять их место в сложноподчиненном предложении, способы

связи при­даточных времени с главными;

2) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

3) производить синонимическую замену сложноподчи­ненных предложений с

придаточными времени.

I . Орфографическая работа.

Сначала едешь по извилистой колее; когда-нибудь расскажешь вкратце; постоянно проявляет инициативу; никогда не обидишь брата; завтра уедешь; когда-то в старинном замке; недавно предотвратил аварию; накануне праздника; просыпаешься ни свет ни заря; сдашь вовремя работу; вначале нужно отыскать в книге ци­тату.

II . Запись предложений.

Учащиеся должны найти обстоятельства времени, опре­делить, на какие вопросы они отвечают, чем выражены, к чему относятся.

1) Въехав во двор, Мишка спешился, привязал поводья к крыльцу. (М. Шолохов.) 2) И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы. (М. Горький.) 3) Поворачи­ваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы.

III . Анализ предложений.

Учащиеся определяют тип придаточных, на какие во­просы они отвечают, чем связаны, что поясняют; составля­ют схемы предложений.

1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (М. Лермонтов.) 2) В то время как я вздремнул, взошла луна. (Л. Толсто й.) 3) Едва я вскочил в седло, как конь, совершенно не обращая на меня внимания, по­несся по улице. (К. Симонов.) 4) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. (Пословица.) 5) Пока горел костер, было светло и тепло. 6) Когда я к нему ни приду, он всегда за рабо­той. 7) С тех пор как погиб отец, заботы об осиротевшей семье взял на себя его брат.

IV . Изучение СПП с придаточными времени

1.Объяснение этой темы вполне можно поручить кому-то из заранее под­готовленных сильных учеников. По ходу объяснения заполняем соответству­ющие графы таблицы «Виды придаточных предложений». Различие в строе­нии и значении предложений, в которых придаточные присоединяются од­ним способом, рассмотрим на примере упражнения 80.

2.Разбор предложений.

Поставить вопросы, сделать схемы, определить вид придаточных, объяс­нить постановку знаков препинания:

1) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.

Когда (). Прибежали (когда?). Придаточное обстоятельственное (значе­ние времени).

2) Скажите, когда отправляется поезд?

, (когда...). Скажите (что?). Придаточное изъяснительное.

3) Известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.
, (когда...). Случаи (какие?). Придаточное определительное.

4) Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость,
тогда налетел второй селезень.
(Ю. Коваль)

Когда () и (), [тогда...]. Налетел тогда (когда именно?). Однородные прида­точные обстоятельственные (значение времени). Оба придаточных относятся к одному главному предложению, соединены сочинительным союзом и, по­этому запятая между ними не ставится.

5) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы.

Как (), а . Прошло (с каких пор?). Придаточное обстоятельственное (значение времени). Между первыми двумя предложениями и третьим - со­чинительная связь, нужна запятая перед союзом а.

6) Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. ().

Когда () и (), [то...], что (). Понял (когда?). Однородные придаточные об­стоятельственные (значение времени). Оба придаточных относятся к одному главному предложению, соединены сочинительным союзом и, поэтому запя­тая между ними не ставится. Понял (что?). Придаточное изъяснительное.

V . Работа с учебником

Упражнение выполняем устно, «по цепочке». Схемы 2-6-го предло­жений делаем на доске.

Упражнение письменно (можно выборочно: четные предложения дела­ет 1-й вариант, нечетные - 2-й). После завершения работы - взаимопроверка.

VI . Словарная работа

Выписать в рабочий словарь слова в рамках: канонада, балет, опера, эко­логия, экологический. Выяснить их происхождение по словарю иностранных слов. Составить с этими словами сложноподчиненные предложения с прида­точными места и времени.

VII . Занимательная лингвистика

Жители Москвы - москвичи и москвички. А как называют жителей Петер­бурга, Тулы, Воронежа, Архангельска, Перми, Курска, Нижнего Новгорода?

(Петербуржец, петербурженка, петербуржцы; туляк, тулячка, туляки; воро-нежец, воронежка, воронежцы; архангелогородец, архангелогородка, архан­гелогородцы; пермяк, пермячка, пермяки; курянин, курянка, куряне; нижего­родец, нижегородка, нижегородцы.)

Упр. 141 (устно; выполняется коллективно под ру­ководством учителя).

VIII . Тренировочные упражнения.

1. Запись предложений с заданием сравнить их; опре­делить вид придаточных, средства их связи с главным; со­ставить схемы.

1) Пока мы собирались, пришел отец.- Надо было ждать, по­ка пришлют кого-нибудь на помощь. 2) Уже более двух часов про­шло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.- С тех пор как брат вернулся домой, он ни разу не вспомнил о происшед­шем. 3) Я не знаю, когда это будет.- Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.- Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. 4) Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем. (К. Паус­товский.)- Когда солнце спускалось к горизонту, ровный желтый свет отражался в густой осенней паутине, покрывавшей луга. (К. Паустовский.)

2. Упражнения на синонимическую замену предложе­ний.

1. Составьте из двух простых предложений сложносо­чиненное и сложноподчиненное с придаточным времени.

1) Начало смеркаться. Влажно и терпко запахли стволы дере­вьев. 2) Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.

В каком случае части сложных предложений более самостоятельны? В каком предложении - сложносочинен­ном или сложноподчиненном - временное значение высту­пает отчетливее?

2. Замените сложноподчиненное предложение простым с обособленным обстоятельством, выраженным деепричаст­ным оборотом. В каком случае замена невозможна?

1) Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку. (В. Арсеньев.) 2) Едва девушка взялась за калитку родного до­ма, силы покинули ее. 3) Когда вы продумываете поведение геро­ев прочитанной вами книги, попытайтесь дать оценку
их поступ­кам, поведению.

(Замена возможна, если сказуемые главного и придаточ­ного предложений обозначают действия одного и того же лица или предмета; во втором случае замена невозможна.)

Домашнее задание : упр. 147 (письменно), 149 (уст­но); выписать слова из рамочек (с. 68) в ученический словарь; найти в толковом словаре значение этих слов, запомнить их написание.

Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

Ход учебного занятия:

Организация проверки домашнего задания.

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1 группа (упр. 138):

Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.

    …туда, где… . 2) …сущ. , где… .

3) Там, где… ,… . 4) …сущ. , куда… .

5) …глаг. , куда… .

2 группа (упр. 137):

Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словомгде. Какие это придаточные?

    Теплоход остановился у того берега…

    Мы не знали…

    Город Астрахань стоит там…

3 группа (упр. 136):

Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.

    Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.

    Все бросились к месту приземления самолёта.

    Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки .

    Беседа с классом.

    Какое предложение называется сложноподчинённым?

    На что указывают придаточные предложения места?

    На какие вопросы отвечают придаточные места?

    С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

    Проверка упр.138, 137, 136.

    Учащиеся 1 группы читают составленные по схемам СПП, называют значения придаточных;

    Учащиеся 2 группы читают получившиеся предложения, называют значения придаточных:

1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное).

2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы . (Изъяснительное.)

3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Место.)

    Учащиеся 3 группы читают получившиеся СПП с придаточными места.

1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.

2) Все бросились туда, где приземлился самолёт.

3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала.

    Отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    «Третье лишнее».

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы; 2) какое предложение не является СПП с придаточным места?

    Где умирает надежда, там возникает пустота. (Леонардо да Винчи.)

    В том месте, где зашло солн це, небо ещё рдело ба гряными по ло сами.

    3) Там, где днём были лужи, теперь тре щал под но гами ле док.

    Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора.

    Находят предложение, которое не является СПП с придаточным места.

В том месте, где зашло солн це, небо ещё рдело ба гряными по ло сами.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1-е слово – одной сплошной чертой; 2-е – двумя сплошными чертами; 3-е – пунктирной линией; 4-е – пунктирной линией с точками; 5-е – волнистой линией.

Экология – наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы.

Президент –название руководителя, главы государства.

Экологический – имя прилагательное, образованное от слова, обозначающего науку, занимающуюся охраной и восстановлением окружающей природы.

Опера – музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Балет – театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.

    Учащиеся определяют по лексическому значению слово и подчёркивают его:

    экология;

    президент;

    экологический;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Анализ предложений:

    Мы прибежали на вокзал, когдапоезд уже отправился.

    Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.

    Как стемнеет, устроим привал.

    Работа с таблицами «Придаточные времени».

Таблица № 1

придаточного предложения

на которые

он отвечает

и союзные слова

когда? как долго?

с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

Таблица № 2

1. Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Место по отношению к главному предложению : любое.

    Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.

    Работают с таблицами

и отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

придаточное времени?

1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский).

2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).

3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин).

    Работа с учебником.

    УПРАЖНЕНИЕ № 140

    Составьте схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

    Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

2) Пока… , .

3) Когда… , .

4) Как только, .

5) …того, как… .

6) В то… , как… , … .

    Анализ предложений (СПП с придаточными времени, СПП с придаточными, внешне сходные с ними):

Таблица 1.

    Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.)

Таблица 2.

    Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

    Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем. (Придаточное определительное.)

    Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

1. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.

2. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

3. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

    Работа с учебником.

    УПРАЖНЕНИЕ № 145.

    Составьте схемы 1, 2 и 3 -го предложений из п. I .

    Находят СПП с придаточным времени:

Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

    Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 1, 2, и 3-го предложений из п. I :

1) …там, откуда… .

2) …с той, откуда… .

3) , когда… , .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Проверочная работа (разноуровневая)

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2. Когда ты шутишь я смеюсь.

3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

Задания:

Группа 1 . Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений.

Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы.

Группа 3 . Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы.

    Выполняют упражнения по группам.

Группа 1

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

    Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор?

    Придаточные времени относятся ко всей главной части.

    Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.

    Средство связи – союзы (простые и составные).

    Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

Группа 2.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…), .

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

, (пока…).

Группа 3

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[ ,(где…), ].

2. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…), .

3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

, (пока…).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Подведение итогов урока

    Проводится инструктаж по домашнему заданию – упр.146.

    Словарные слова записать в «Словарик современного школьника».

    Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.

    Слушают, записывают домашнее задание.

    Задают вопросы по наиболее трудным случаям.


Временньіе придаточные содержат указание на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части предложения. Придаточные времени отвечают на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?», «на сколько времени?» и относятся ко всей главной части: Как в ворота чугунные въедешь (когда?), тронет тело блаженная дрожь (А. Ахматова); По синим водам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий (когда?) несется, несется на всех парусах (М. Лермонтов); Кто-то положил на пяльцы письмо. и скрылся (когда?), прежде чем Марья Кириловна успела образу миться (А. Пушкин); По мере того как мы продвигались к озеру Ханка, течение становилось медленнее (когда?) (В. Арсеньев).
Придаточные времени могут выполнять функцию распространения главной части, когда в ней нет обстоятельства времени: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (В. Гаршин); Когда мы возвращались обратно, лес совсем проснулся и ожил и весь наполнился птичьим радостным гомоном (А. Куприн), или уточнять обстоятельство времени, имеющееся в главной: Прежде, когда я был помоложе, мои родные и знакомые знали, что со мною делать... (А. Чехов); Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче (М. Горький).
Временные отношения в сложном предложении могут быть осложнены причинно-следственными и сопоставительно-противительными: Когда человек утомлен и хочет спать, то ему кажется, что то же самое состояние переживает и природа (А. Чехов); Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу (Н. Гоголь). В этих предложениях соотношения во времени отодвинуты на второй план. Неосложненные временные отношения устанавливаются лишь в тех предложениях, придаточные которых содержат указание на те или иные определения времени (Когда прошло десять лет...; Когда наступило утро и т. д.).
Временные придаточные части могут занимать по отношению к главной части любое положение. Ограничения связаны лишь с теми случаями, когда они уточняют значение имеющегося в главной части обстоятельства времени и, естественно, помещаются после него: А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом (С. Есенин); Всюду, где только лес был прежде, лежали на земле белые холсты лунного света (В. Катаев).
Определенный порядок следования частей связан также с употреблением двойных союзов. В таких случаях главная часть, обязательно постпозитивная, имеет слова-скрепы: Едва Ростов успел передать письмо и рассказать все дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги (JI. Толстой); Когда писатель из повествователя превращается в мыслителя, тогда он художник истинный (Ю. Бондарев); Когда же он открыл глаза, то в них уже светились внимательные теплые искры (А. Куприн).
Обязателен порядок частей и в предложениях типа: Не прошло и десяти минут, как мы тронулись с места; Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел (И. Крылов), где временные отношения создаются общей семантикой лексически ограниченных и структурно связанных оборотов не прошло и... как; не успел... как, не проходило дня... чтобы, не успел... а. Такие предложения экспрессивно окрашены (тип предложения с так называемым взаимным подчинением).
Сложные предложения, выражающие временные отношения, по значению делятся на предложения с отношением одновременности и предложения с отношением разновременности. Эти отношения выражаются средствами связи (союзами и союзными словами) и видовременными значениями глаголов.
Отношение одновременности выражается в предложениях с придаточными, присоединяемыми союзами когда, пока, как, покамест, покуда, в то время как и формами глаголов (обычно глаголы в главной и придаточной частях несовершенного вида одного времени).
Союз когда служит для выражения отношений одновременности без подчеркивания совпадения во времени действий главной и придаточной частей: Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь (К. Паустовский); Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала (А. Чехов); Дедушка был старик изворотливый и не брезговал побарышничать на стороне, когда ездил в извоз (Ф. Гладков). Достаточно редко в том же значении используется союз как (архаический или просторечный): Как подошла сеноуборка, установилась сухая, жаркая погода (Ю. Нагибин). Союз когда может соотноситься с наречием тогда в главной части, подчеркивающим момент совпадения действия: Подобные мысли стали приходить мне в голову в конце жизни, тогда, когда я сводил счеты со своей юностью (В. Катаев); Тогда сироте праздник, когда белую рубаху дадут (Пословица).
Союзы пока, покуда, покамест подчеркивают совпадение сроков действия, показывают, что действие главной части целиком укладывается в промежуток времени действия придаточной: Иль не меня четыре года, покамест шла войны страда, трепала всякая погода, мотала всякая езда (А. Твардовский); И пока обезумевший зверь метался по клетке, хозяин зверинца любовался им, восхищался его силой (В. Бианки); Куй железо, пока горячо (Поговорка); Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов (В. Гаршин).
Союз в то время как (при глаголах совершенного вида) подчеркивает момент совпадения действия придаточной части с действием главной: В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка (С. Аксаков); В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение (А. Чехов).
Отношение разновременности выражается союзами когда, пока, покамест, покуда, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, как, едва, лишь, прежде чем, раньше чем, перед тем как, а также соотношением видовых форм глаголов-сказуемых и порядком расположения главной и придаточной частей предложения.
Сложные предложения с отношением разновременности имеют две основные разновидности: в одних предложениях действие главной части следует за действием придаточной, в других - действие главной предшествует действию придаточной.
Наиболее употребительными являются конструкции с обозначением того, что действие или состояние, о котором говорится в главной части предложения, следует за действием или состоянием, обозначенным в придаточной- Для выражения такой последовательности во времени служат союзы когда, после того как, с тех пор как, как только, только что, лишь только, только"лишь, только, чуть, как, едва, лишь. Сказуемые в таком случае выражаются глагольными формами совершенного вида и реже - несовершенного.
Поскольку союз когда употребляется и в предложениях с отношением одновременности, основным средством выражения последовательности действий или состояний служит глагольная форма совершенного вида в придаточной части.
Сложные предложения с союзом когда при наличии глаголов совершенного вида в главной и придаточной частях обозначают, что действие главной части следует за действием придаточной: Когда барабанщик вошел в избу, Петя сел подальше от него (JI. Толстой); Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу и опять стала смотреть в сад (JI. Толстой). Наличие в главной части предложения глагола несовершенного вида служит средством обозначения того, что совершение действия придаточной части совпадает с продолжением действия главной: Когда много знаешь, трудно сочинять (Д. Гранин); А когда, сквозь волны фимиама, хор гремит, ликуя и грозя, смотрят в душу строго и упрямо те же неизбежные глаза (А. Ахматова).
В сложных предложениях с союзами как, как только, лишь только, только лишь, только что, только, лишь, чуть, едва указывается на то, что действие или состояние главной части предложения следует за действием или состоянием (или его началом) придаточной особенно быстро: Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Азамат (М. Лермонтов); И только что землю родную завидит во мраке ночном, опять его сердце трепещет и очи пылают огнем (М. Лермонтов); Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки, французы тут как тут (М. Лермонтов); Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому (Н. Гоголь); Едва солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, волнистые облака тумана рассеялись (Л. Толстой).
Союз после того как указывает, что действие главной части предложения начинается только после окончания действия придаточной: После того как были изготовлены прописанные мне очки, наступило время отъезда из Москвы (М. Исаковский); Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того как «пойдут овраги» (К. Паустовский).
Союз с тех пор как подчеркивает начальный момент действия главной части: С тех пор как она отказала Андрею, старик был с Ионной официально сух, а Марианна едва отвечала ей (В. Панова). Сложные союзы после того как, с тех пор как и другие могут расчленяться, в придаточной части в таком случае остается лишь союз как: С тех пор, как ямщик мой ехал сзади, он сделался как будто веселее и разговорчивее (JI. Толстой).
Другую группу предложений с отношением разновременности составляют предложения, в которых действие или состояние главной части предшествует действию или состоянию придаточной. В таких предложениях придаточная присоединяется посредством союзов прежде чем, раньше чем, перед тем как, пока, покамест, покуда.
Предложения с союзами прежде чем, раньше чем могут осложняться сопоставительно-противительными отношениями: И, еще раньше чем Сережка мог рассмотреть, что это такое, он понял по наполнившему степь стрекоту, что это движется отряд мотоциклистов (А. Фадеев). Такого осложнения может и не быть: Прежде чем учить мальчика, я должен узнать его душу (А. Чехов); Нужно было попробовать много дорог, прежде чем остановиться на какой-нибудь из них (Н. Добролюбов).
Неосложненное указание на то, что действие или состояние главной части предложения предшествует действию или состоянию придаточной, содержится в предложениях с союзом перед тем как: В хате еще висит на гвозде, направо от дверей, шахтерская куртка отца, как он сам ее повесил, придя с работы, перед тем, как идти в военкомат... (А. Фадеев); Перед тем как снова двинуться в путь, Алексей Мересьев вырезал из можжевельника палку (Б. Полевой). Союз перед тем как может расчленяться; Он выдкочил из дома в самый последний момент перед тем, как обрушилась крыша (В. Ильенков).
То же значение может быть передано союзами пока, покамест, покуда, но с указанием предела, до которого продолжается действие главной части: Но в иные дни приходилось подолгу всматриваться и шарить, покуда не сыщется семейка боровичков в тесных чепчиках- (В. Набоков); Лягу спать и шепчу стихи, пока не засну (М. Горький).
Обозначение предела может подчеркиваться наличием в главной части сочетания до тех пор: Почему-то я молчаливому указанию собаки не придавал значения и занимался своими думами до тех пор, пока сзади меня не послышался новый шорох (М. Пришвин).
Среди сложных предложений с придаточными времени данного типа есть предложения, придаточные которых приобретают большую самостоятельность, что приближает эти предложения к сложносочиненным. Такие переходные случаи между сочинением и подчинением возникают при употреблении союза как (в сочетании с вдруг): Я собрался было встать и снова попытать счастья, как вдруг мои глаза остановились на неподвижном человеческом образе (И. Тургенев); Разогнался Андрий и чуть было уже не настигнул Го- локопытенко, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня (Н. Гоголь).
Необходимо отличать придаточные времени от других придаточных, присоединенных союзным словом когда: Случаются такие благостные минуты (какие?), когда человеку хочется помолчать (В. Поволяев) - придаточная определительная; Еще до суда в камерах обсуждалось (что?), когда поведут по этапу (Л. Толстой) - придаточная изъяснительная; Когда бы я злой человек был, так разве я (при каком условии?) выпустил бы добычу из рук (Д. Мамин-Сиби- ряк) - придаточная условия; Когда Каретников проснулся, то никак (когда?) не мог оторвать голову от чего-то твердого (В. Поволяев) - придаточная времени.

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами : когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

    [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).

    (после того как - союз), .

    И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны , он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

    [указ. сл., (как - союз), ].

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    [Когда?] Когда я был моложе , я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

    (когда - союз), .

    , (пока - союз).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) - придаточное времени; когда - союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться - придаточное определительное; когда - союзное слово.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению