Создание композиции по мотивам литературных произведений. Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы. Пейзаж - описание природы

Сегодня мы поговорим о способах организации структуры художественного произведения и разберем такое основополагающее понятие как композиция . Бесспорно, композиция является чрезвычайно важным элементом произведения, главным образом потому, что именно она определяет ту форму или оболочку, в которую «завернуто» содержание. И если в давние времена оболочке часто не придавали большого значения, то уже с ХIX века грамотно выстроенная композиция становится едва ли не обязательным элементом любого добротного романа, не говоря уже о короткой прозе (новеллах и рассказах). Понимание правил построения композиции является для современного автора чем-то вроде обязательной программы.

Вообще, разбирать и усваивать те или иные типы композиции удобнее всего на примерах из малой прозы, исключительно из-за меньшего объема. Именно этим мы и займемся по ходу сегодняшнего разговора.

Михаил Веллер «Технология рассказа»

Как я уже отметил выше, изучать типологию композиции проще всего на примере малой прозы, благо там используются почти те же самые принципы, что и в крупной. Ну а раз так, то и довериться в этом деле предлагаю профессиональному автору, посвятившему всю жизнь работе над малой прозой, — Михаилу Веллеру. Почему именно ему? Ну хотя бы потому, что Веллер написал целый ряд интереснейших эссе, посвященных писательскому ремеслу, из которых начинающий автор может почерпнуть много полезного и интересного. Лично я могу порекомендовать два его сборника: «Слово и судьба », «Слово и профессия », которые долгое время были моими настольными книгами. Тем, кто еще не читал их, обязательно рекомендую как можно скорее восполнить этот пробел.

Сегодня для разбора композиции мы обратимся к знаменитому труду Михаила Веллера «Технология рассказа ». В этом эссе автор буквально по косточкам разбирает все особенности и тонкости написания рассказов и новелл, систематизирует свои знания и опыт в этой области. Без сомнения, это один из лучших трудов по теории короткой прозы и, что не менее ценно, он принадлежит перу нашего соотечественника и современника. Думаю, лучшего источника для нашего сегодняшнего обсуждения нам просто не найти.

Давайте вначале определимся, что же такое композиция.

— это конкретное построение, внутренняя структура произведения (архитектоника), включающая в себя подбор, группировку и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое.

Данное определение, конечно, очень абстрактное и сухое. Мне все-таки ближе формулировка, данная Веллером. Вот она:

– это расположение отобранного для произведения материала в таком порядке, при котором достигается эффект большего воздействия на читателя, чем при простом последовательном изложении фактов .

Композиция преследует четко определенную цель — добиться от текста того смыслового и эмоционального воздействия на читателя, которое задумал автор. Если автор хочет запутать читателя — он выстраивает композицию одним образом, если решил поразить его в концовке — совершенно другим. Именно от целей самого писателя и берут начало все виды и формы композиции, которые мы будем разбирать ниже.

1. Прямоточная композиция

Это наиболее распространенный, хорошо всем известный и привычный способ изложения материала: сначала было так-то, потом произошло то-то, герой сделал вот что, и все закончилось тем-то. Главной особенностью прямоточной композиции является строгая последовательность изложения фактов с сохранением единой цепочки причинно-следственных связей. Здесь все последовательно, понятно и логично.

Вообще, для подобного вида композиции весьма характерна неторопливость и подробность повествования: события следуют последовательно одно за другим, и у автора есть возможность более основательно осветить интересующие его моменты. Вместе с тем подобный подход привычен для читателя: он исключает, с одной стороны, любой риск запутаться в событиях, а с другой, способствует формированию симпатии к героям, так как читатель видит постепенное развитие их характера по ходу истории.

В целом, лично я считаю прямоточную композицию надежным, но очень скучным вариантом, который, возможно, идеально подойдет для романа или какой-нибудь эпопеи, а вот построенный с ее помощью рассказ вряд ли блеснет оригинальностью.

Основные принципы построения прямоточной композиции :

  • Строгая последовательность описываемых событий.

2. Окольцовка

По большому счету, это та же самая прямоточная история с одним единственным, но определяюще важным нюансом – авторскими вставками в начале и в конце текста. В этом случае у нас получается своего рода матрешка, рассказ в рассказе, где герой, представленный нам в начале, будет рассказчиком основной внутренней истории. Этот ход рождает очень любопытный эффект: на изложение сюжета истории накладываются личностные особенности, мировоззрение и взгляды персонажа, ведущего повествование. Здесь автор намеренно отделяет свою точку зрения от точки зрения рассказчика и вполне может не соглашаться с его выводами. И если в обычных историях мы, как правило, имеем две точки зрения (героя и автора), то этот тип композиции привносит еще большее смысловое разнообразие, добавляя третий взгляд — точку зрения персонажа-рассказчика.

Использование окольцовки дает возможность придать истории неповторимый шарм и колорит, невозможный в других обстоятельствах. Дело в том, что рассказчик может говорить любым языком (разговорным, нарочито просторечным, даже абсолютно бессвязным и неграмотным), он может транслировать любые взгляды (в т.ч. и противоречащие любым общепризнанным нормам), в любом случае автор отстраняется от его образа, персонаж действует самостоятельно, а читатель формирует собственное отношение к его личности. Подобная сепарация ролей автоматически выводит писателя на самый широкий оперативный простор: ведь он вправе выбрать рассказчиком хоть неодушевленный предмет, хоть ребенка, хоть инопланетянина. Степень хулиганства ограничена только уровнем фантазии.

Кроме того, введение персонифицированного рассказчика формирует в сознании читателя иллюзию большей достоверности происходящего. Это ценно, когда автор – публичная персонала с широко известной биографией, и читатель прекрасно знает, что любимый автор, скажем, никогда не сидел в тюрьме. В таком случае писатель, вводя образ рассказчика – бывалого заключенного, просто снимает это противоречие в умах публики и спокойно пишет свой криминальный роман.

Окольцовка – очень действенный способ организации композиции, который нередко используется в сочетании с другими композиционными схемами.

Признаки окольцовки :

  • Наличие персонажа-рассказчика;
  • Две истории – внутренняя, рассказанная персонажем, и внешняя, рассказываемая самим автором.

3. Точечная композиция

Характеризуется пристальным рассмотрением одного единственного эпизода, момента из жизни, показавшегося автору важным и чем-то примечательным. Все действия здесь происходят на ограниченном участке пространства в ограниченный промежуток времени. Вся структура произведения как бы сжата до единственной точки; отсюда и название.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот тип композиции чрезвычайно сложен: от автора требуется сложить целую мозаику из мельчайших деталей и подробностей, чтобы получить в итоге живую картину выбранного события. Сравнение с живописью в этом контексте кажется мне весьма удачным. Работа над точечной композицией напоминает написание картины – которая, по сути, тоже является точкой пространства и времени. Поэтому здесь для автора будет важно все: и интонации, и жесты, и детали описаний. Точечная композиция – это момент жизни, рассмотренный через увеличительное стекло.

Точечная композиция чаще всего встречается в новеллах. Обычно это простые бытовые истории, в которых через мелочи передается огромный поток опыта, эмоций и ощущений. В общем, всего того, что писатель сумел вложить в эту точку художественного пространства.

Принципы построения точечной композиции :

  • Сужение поля зрения до единственного эпизода;
  • Гипертрофированное внимание к мелочам и нюансам;
  • Показ большого через малое.

4. Плетеная композиция

Отличается главным образом наличием сложной системы изображения большого количества событий, происходящих с разными героями в разные моменты времени. То есть, по сути, эта модель прямо противоположна предыдущей. Здесь автор целенаправленно выдает читателю массу событий, происходящих сейчас, происходивших в прошлом, а иногда и должных произойти в будущем. Автор в большом количестве использует отсылы в прошлое, переходы от одного персонажа к другому. И все для того, чтобы из этой массы связанных эпизодов сплести огромную масштабную картину своей истории.

Зачастую подобный подход оправдан еще и тем, что писатель вскрывает причины и взаимосвязи описываемых событий при помощи эпизодов, имевших место когда-то в прошлом, или неявной связи сегодняшних происшествий с какими-то другими. Все это складывается по воле и задумке автора как сложный пазл.

Данный тип композиции характерен скорее для крупной прозы, где есть место для формирования всех ее кружев и хитросплетений; в случае же новелл или рассказов у автора вряд ли будет возможность построить нечто масштабное.

Основные признаки этого типа композиции :

  • Отсылы к событиям, происходившим до начала истории;
  • Переходы между действующими лицами;
  • Создание масштабности через множество взаимосвязанных эпизодов.

На этом предлагаю остановиться в этот раз. Сильный поток информации часто рождает путаницу в голове. Попробуйте обдумать озвученное и обязательно почитайте «Технологию рассказа » Михаила Веллера. Продолжение – совсем скоро на страницах блога «Литературная мастреская». Подписывайтесь на обновления, оставляйте свои комментарии. До скорой встречи!

КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ. УМОЛЧАНИЕ/УЗНАВАНИЕ, «МИНУС»-ПРИЕМ, СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. МОНТАЖ.

Композиция литературного произведения – это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Фундаментом композиции является упорядоченность вымышленной и изображенной писателем реальности.

Элементы и уровни композиции:

  • сюжет (в понимании формалистов – художественно обработанные события);
  • система персонажей (их соотношение между собой);
  • повествовательная композиция (смена повествователей и точка зрения);
  • композиция деталей (соотнесенность деталей);
  • соотношение элементов повествования и описания (портреты, пейзажи, интерьер и т. д.)

Традиционные композиционные приемы:

  • повторы и вариации. Служат выделению и акцентированию наиболее значимых моментов и звеньев предметно-речевой ткани произведения. Прямые повторы не просто доминировали в исторически ранней песенной лирике, но и составляли ее существо. Вариации представляют собой измененные повторы (описание белочки в «Сказке о царе Салтане» Пушкина). Усиление повтора именуется градацией (увеличивающиеся притязания старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина). К повторам относятся также анафоры (единоначатия) и эпифоры (повторяющиеся концовки строф);
  • со- и противопоставления. У истоков этого приема – образный параллелизм, разработанный Веселовским. Основан на сопряжении явлений природы с человеческой реальностью («Стелется и вьется / По лугу трава шелкова / Целует, милует / Михайла свою женушку»). На сопоставлениях сходного основаны, например, пьесы Чехова, где первенствует общая жизненная драма изображаемой среды, где нет ни полностью правых, ни полностью виновных. Противопоставления имеют место в сказках (герой - вредитель), в «Горе от ума» Грибоедова между Чацким и «25 дураками» и т. д.;
  • «умолчание/узнавание, минус-прием. Умолчания находятся за рамками детализированного изображения. Делают текст более компактным, активизируют воображение и усиливают интерес читателя к изображаемому, порой его интригуя. В ряде случаев за умолчаниями следуют прояснение и прямое обнаружение дотоле скрытого от читателя и/или самого героя – то, что еще Аристотелем именуется узнаванием. Узнавания могут завершать воссоздаваемый ряд событий, как, например, в трагедии Софокла «Эдип-царь». Но умолчания могут и не сопровождаться узнаваниями, оставаясь пробелами в ткани произведения, художественно значимыми недоговоренностями – минус-приемами.
  • монтаж. В литературоведении монтажом называется фиксирование со- и противопоставлений, не продиктованных логикой изображаемого, но впрямую запечатлевающих авторские ход мысли и ассоциации. Композицию с таким активным аспектом называют монтажной. Пространственно-временные события и сами персонажи в таком случае связаны слабо или нелогично, но все изображенное в целом выражает энергию авторской мысли, его ассоциации. Монтажное начало так или иначе существует там, где есть вставные рассказы («Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»), лирические отступления («Евгений Онегин»), хронологические перестановки («Герой нашего времени»). Монтажному построению соответствует видение мира, отличающееся многоплановостью и широтой.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. СООТНЕСЕННОСТЬ ДЕТАЛЕЙ КАК КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ.

Художественная деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Образная форма литературного произведения заключает в себе три стороны: систему деталей предметной изобразительности, систему композиционных приемов и речевой строй. К художественной детали обычно относят предметные подробности – быта, пейзажа, портрета.

Детализация предметного мира в литературе неизбежна, так как только с помощью деталей автор может воссоздать предмет во всех его особенностях, вызывая у читателя деталями нужные ассоциации. Детализация – не украшение, а суть образа. Добавление читателем мысленно недостающих элементов именуется конкретизацией (например, воображение некого облика человека, облика, который не дан автором с исчерпывающей определенностью).

Согласно Андрею Борисовичу Есину существует три большие группы деталей:

  • сюжетные;
  • описательные;
  • психологические.

Преобладание того или иного типа порождает соответствующее доминирующее свойство стиля: сюжетность («Тарас и Бульба»), описательность («Мертвые души»), психологизм («Преступление и наказание).

Детали могут как «соглашаться друг с другом», так и противопоставляться друг к другу, «спорить» друг с другом. Ефим Семенович Добин предложил типологию деталей, исходя из критерия: единичность / множество. Он определял соотношение детали и подробности так: деталь тяготеет к единичности, подробность воздействует во множестве.

Добин считает, что, повторяясь и обретая дополнительные смыслы, деталь вырастает в символ, а подробность ближе к знаку.

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ. ПОРТРЕТ. ПЕЙЗАЖ. ИНТЕРЬЕР.

К описательным элементам композиции принято относить пейзаж, интерьер, портрет, а также характеристики героев, рассказ о многократных, регулярно повторяющихся их действиях, привычках (например, описание обычного распорядка дня героев в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя). Основным критерием описательного элемента композиции является его статичность.

Портрет. Портрет персонажа – описание его наружности: телесных, природных, и в частности возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика).

Для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты (например, полячка в «Тарасе Бульбе»). Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно-фарсового характера, где центром портрета является гротескная (трансформирующая, приводящая к некой уродливости, несообразности) подача человеческого тела.

Роль портрета в произведении разнятся в зависимости от рода, жанра литературы. В драме автор ограничивается указанием на возраст и общими характеристиками, данными в ремарках. В лирике максимально используется прием замены описания наружности впечатлением от нее. Такая замена часто сопровождается употреблением эпитетов «прекрасный», «прелестный», «очаровательный», «пленительный», «несравненный». Здесь очень активно используются сравнения и метафоры, основывающиеся на изобилии природы (стройный стан – кипарис, девушка – береза, пугливая лань). Драгоценные камни и металлы используются для передачи блеска и цвета глаз, губ, волос. Характерны сравнения с солнцем, луной, богами. В эпосе внешность и поведение персонажа связаны с его характером. Ранние эпические жанры, например героические сказки, насыщены гиперболизированными примерами характера и внешности – идеальная храбрость, необыкновенная физическая сила. Поведение тоже соответствующее – величественность поз и жестов, торжественность неторопливой речи.

В создании портрета вплоть до конца XVIII в. ведущей тенденцией оставалась его условная форма, преобладание общего над частным. В литературе XIX в. можно выделить два основных вида портрета: экспозиционный (тяготеющий к статичности) и динамический (переходящий во все повествование).

Экспозиционный портрет основан на подробнейшем перечислении деталей лица, фигуры, одежды, отдельных жестов и других примет внешности. Он дается от лица повествователя, заинтересованного характерностью внешнего облика представителей какой-нибудь социальной общности. Более сложной модификацией такого портрета является психологический портрет, где преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира (не смеющиеся глаза Печорина).

Динамический портрет вместо подробного перечисления черт наружности предполагает краткую, выразительную деталь, возникающую по ходу повествования (образы героев в «Пиковой даме»).

Пейзаж. Под пейзажем правильнее всего понимать описание любого незамкнутого пространства внешнего мира. Пейзаж не является обязательным слагаемым художественного мира, что подчеркивает условность последнего, так как в окружающей нас реальности пейзажи повсюду. Пейзаж несет в себе несколько важнейших функций:

  • обозначение места и времени действия. Именно с помощью пейзажа читатель наглядно может себе представить, где и когда происходят события. При этом пейзаж – не сухое указание на пространственно-временные параметры произведения, а художественное описание с использованием образного, поэтического языка;
  • сюжетная мотивировка. Природные, и, в особенности, метеорологические процессы могут направить сюжет в ту или иную сторону, главным образом, если этот сюжет хроникальный (с первенством событий, не зависящих от воли персонажей). Много места пейзаж занимает и в анималистской литературе (например, произведения Бианки);
  • форма психологизма. Пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутренне состояние героев (например, роль пейзажа в сентиментальной «Бедной Лизе»);
  • форма присутствия автора. Автор может проявлять свои патриотические чувства, придавая пейзажу национальное своеобразие (например, поэзия Есенина).

Пейзаж имеет свои особенности в разных родах литературы. В драме он представлен очень скупо. В лирике он подчеркнуто экспрессивен, часто символичен: широко используются олицетворения, метафоры и другие тропы. В эпосе гораздо больше возможностей для введения пейзажа.

Литературный пейзаж имеет очень разветвленную типологию. Различают деревенский и урбанистический, степной, морской, лесной, горный, северный и южный, экзотический – противопоставленный флоре и фауне родного края автора.

Интерьер. Интерьер в отличие от пейзажа являет собой изображение внутренних помещений, описание замкнутого пространства. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни (комнатка Раскольникова).

«ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ» КОМПОЗИЦИЯ. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, РАССКАЗЧИК И ИХ СООТНЕСЕННОСТЬ С АВТОРОМ. «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» КАК КАТЕГОРИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Повествователь – тот, что сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип, не будучи при этом ни участником событий, ни объектом изображения для кого-либо из персонажей. Повествователь – не лицо, а функция. Или, как говорил Томас Манн, «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования». Но функция повествователя может быть прикреплена к персонажу при том условии, что персонаж в качестве повествователя будет совершенно не совпадать с ним же, как с действующим лицом. Так, например, повествующий Гринев в «Капитанской дочке» - отнюдь не определенная личность, в противоположность Гриневу – действующему лицу. Взгляд Гринева-персонажа на происходящее ограничен условиями места и времени, включая особенности возраста и развития; гораздо глубже его точка зрения как повествователя.

В противоположность повествователю рассказчик находится целиком внутри изображаемой реальности. Если повествователя внутри изображенного мира никто не видит и не предполагает возможности его существования, то рассказчик непременно входит в кругозор либо повествователя, либо персонажей – слушателей рассказа. Рассказчик – субъект изображения, связанный с определенной социально-культурной средой, с позиции которой он и изображает других персонажей. Повествователь, напротив, по своему кругозору близок автору-творцу.

В широком смысле повествование – совокупность тех высказываний речевых субъектов (повествователя, рассказчика, образа автора), которые осуществляют функции «посредничества» между изображенным миром и читателем – адресатом всего произведения как единого художественного высказывания.

В узком и более точном, а также более традиционном значении, повествование – совокупность всех речевых фрагментов произведения, содержащих разнообразные сообщения: о событиях и поступках персонажей; о пространственных и временных условиях, в которых развертывается сюжет; о взаимоотношениях действующих лиц и мотивах их поведения и т. п.

Несмотря на популярность термина «точка зрения», его определение вызывало и вызывает немало вопросов. Рассмотрим два подхода классификации этого понятия – у Б. А. Успенского и у Б. О. Кормана.

Успенский говорит о:

  • идеологической точке зрения, понимая под ней видение предмета в свете определенного мировосприятия, которое передается разными способами, свидетельствующими о его индивидуальной и социальной позиции;
  • фразеологической точке зрения, понимая под ней использование автором для описания разных героев различного языка или вообще элементов чужой или замещенной речи при описании;
  • пространственно-временной точке зрения, понимая под ней фиксированное и определяемое в пространственно-временных координатах место рассказчика, которое может совпадать с местом персонажа;
  • точке зрения в плане психологии, понимая под ней различие между двумя возможностями для автора: ссылаться на то или иное индивидуальное восприятие или стремиться описывать события объективно, основываясь на известных ему фактах. Первая, субъективная, возможность, по Успенскому и есть психологическая.

Корман наиболее близок с Успенским относительно фразеологической точки зрения, но он:

  • разграничивает пространственную (физическую) и временную (положение во времени) точки зрения;
  • разделяет идейно-эмоциональную точку зрения на прямо-оценочную (открытое, лежащее на поверхности текста соотношение субъекта сознания и объекта сознания) и косвенно-оценочную (авторская оценка, не выраженная в словах, имеющих очевидное оценочное значение).

Недостаток подхода Кормана – отсутствие в его системе «плана психологии».

Итак, точка зрения в литературном произведении – положение наблюдателя (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире (во времени, пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор – как в отношении объема (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой – выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора.

Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, — это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств, «система соединения знаков, элементов произведения». Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом, направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть». Они обладают уникальной энергией эстетического воздействия.

Термин произошел от латинского глагола componere, что значит складывать, строить, оформлять. Слову «композиция» в его применении к плодам литературного творчества в большей или меньшей мере синонимичны такие слова, как «конструкция», «диспозиция», «компоновка», «организация», «план».

Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Это, утверждает П.В. Палиевский, — «дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое Ее цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».

К сказанному добавим, что совокупность композиционных приемов и средств стимулирует и организует восприятие литературного произведения. Об этом (вслед за кинорежиссером С.М. Эйзенштейном) настойчиво говорят А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов, опираясь на предложенный ими термин «прием выразительности». По мысли этих ученых, искусство (в том числе словесное) «являет мир сквозь призму приемов выразительности», которые управляют реакциями читателя, подчиняют его себе, а тем самым — творческой воле автора. Этих приемов выразительности немного, и их можно систематизировать, составить своего рода алфавит. Опыты систематизации композиционных средств как «приемов выразительности», на сегодняшний день еще предварительные, весьма перспективны.

Фундаментом композиции является организованность (упорядоченность) вымышленной и изображенной писателем реальности, т. е. структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения — это способы «подачи» изображенного, а также речевых единиц.

Композиционные приемы обладают прежде всего выразительной энергией. «Выразительный эффект, — отмечает теоретик музыки, — обычно достигается в произведении с помощью не какого-либо одного средства, а нескольких средств, направленных к той же цели». Так же обстоит дело и в литературе. Композиционные средства здесь составляют своего рода систему, к «слагаемым» (элементам) которой мы и обратимся.

КОМПОЗИЦИЯ

Состав и последовательность расположения эпизодов , частей и элементов литературного произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами.

Так, в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Как часто, пестрою толпою окружен..." основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о "дивном царстве"; в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" — противоречие между ложным и истинным; в "Ионыче" А. П. Чехова — процесс духовной деградации главного героя и т.п.

В эпических, драматических и отчасти в лироэпических произведениях основной частью композиции является сюжет. Такая композиция включает в себя обязательные сюжетно-композиционные элементы (завязка, развитие действия, кульминация и развязка) и дополнительные (экспозиция, пролог, эпилог), а также так называемые внесюжетные элементы композиции (вставные эпизоды, авторские отступления и описания).

При этом композиционное оформление сюжета бывает различным.

Сюжетная композиция может быть:

- последовательной (события развиваются в хронологической последовательности),

- обратной (события даны читателю в обратной хронологической последовательности),

- ретроспективной (последовательно излагающиеся события соединяются с отступлениями в прошлое) и т. д. (См. также Фабула.)

В эпических и лиро-эпических произведениях важную роль в композиции играют внесюжетные элементы: авторские отступления, описания, вводные (вставные) эпизоды. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов составляет существенную особенность композиции произведения, которую надо обязательно отмечать. Так, для композиции поэм М. Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова" и "Мцыри" характерно преобладание сюжетных элементов, а для "Евгения Онегина" А. С. Пушкина, "Мертвых душ" Н. В. Гоголя, "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова показательно значительное количество внесюжетных элементов.

Важную роль в композиции играет система персонажей, а также система образов (например, последовательность образов в стихотворении А. С. Пушкина "Пророк", выражающая процесс духовного становления поэта; или взаимодействие таких символических деталей-образов, как крест, топор, Евангелие, воскресение Лазаря и т. п. в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание").

Для композиции эпического произведения важную роль играет организация повествования: так, в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" вначале повествование ведет простоватый, но наблюдательный Максим Максимыч, затем "автор", публикующий "дневник Печорина ", человек одного с ним круга, и наконец, сам
Печорин. Это позволяет автору раскрыть характер героя, идя от внешнего к внутреннему.

В композицию произведения также могут входить сны ("Преступление и наказание", "Война и мир" Л. Н. Толстого), письма ("Евгений Онегин ", "Герой нашего времени"), жанровые включения, например, песни ("Евгений Онегин", "Кому на Руси жить хорошо"), повесть (в "Мертвых душах" — "Повесть о Капитане Копейкине").

    Композиция литературного произведения. Основные аспекты композиции.

    Композиция образной системы.

    Система образов-персонажей художественного произведения.

    Композиция сюжета и композиция внесюжетных элементов

1. Композиция литературного произведения. Основные аспекты композиции.

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение) – соединение частей или компонентов в целое; структура литературно-художественной формы. Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов произведения в некоторой значимой последовательности.

Композиция – соединение частей, но не сами эти части; в зависимости от того, о каком уровне (слое) художественной формы идет речь, различают аспекты композиции . Это и расстановка персонажей, и событийные (сюжетные) связи произведения, и монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных и т.п.), и повторы символических деталей (образующих мотивы и лейтмотивы), и смена в потоке речи таких ее форм как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части (в том числе на рамочный и основной текст), и динамика речевого стиля и многое другое.

Аспекты композиции многообразны. В то же время подход к произведению как эстетическому объекту позволяет выявить в составе его художественной формы по меньшей мере два слоя и соответственно две композиции, объединяющие различные по своей природе компоненты, – текстуальную и предметную (образную). Иногда в первом случае говорят о внешнем слое композиции (или «внешней композиции»), во втором – о внутреннем.

Может быть, ни в чем так ясно не проявляется различие предметной и текстуальной композиции, как в применении к ним понятий «начало» и «конец», иначе «рама» (рамка, рамочные компоненты). Рамочные компоненты – это заглавие , подзаголовок , иногда – эпиграф, посвящение, предисловие , всегда – первая строка , первый и последний абзацы.

В современном литературоведении, по-видимому, привился пришедший из лингвистики термин «сильная позиция текста » (он, в частности, применяется к заглавиям, первой строке, первому абзацу, концовке).

Исследователи проявляют повышенное внимание к рамочным компонентам текста, в частности, к создающему некий горизонт ожидания его абсолютному началу, структурно выделенному. Например: А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Далее – эпиграф: «Береги честь смолоду ». Или: Н.В. Гоголь. Ревизор. Комедия в пяти действиях. Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица ». Далее следуют «Действующие лица » (традиционный в драме компонент побочного текста ), «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров » (для понимания авторской концепции роль этого метатекста очень важна).

По сравнению с эпическими и драматическими произведениями лирика скромнее в оформлении «входа» в текст: часто заглавия нет вообще, и имя тексту дает его первая строка , одновременно вводящая в ритм стихотворения (поэтому ее нельзя сокращать в оглавлении).

Свои рамочные компоненты имеют части текста, также образующие относительные единства. Эпические произведения могут члениться на тома, книги, части, главы, подглавки и т.п. Их названия будут образовывать свой выразительный текст (компонент рамки произведения).

В драме обычно членение на акты (действия), сцены (картины), явления (в современных пьесах разбивка на явления встречается редко). Весь текст четко делится на персонажный (основной) и авторский (побочный), включающий в себя помимо заголовочного компонента, разного рода сценические указания: описание места, времени действия и пр. в начале актов и сцен, обозначение говорящих, ремарки и т.п.

Части текста в лирике (и в стихотворной речи вообще) – это стих, строфа. Тезис о «единстве и тесноте стихового ряда», выдвинутый Ю.Н. Тыняновым в книге «Проблемы стихотворного языка» (1924) позволяет рассматривать стих (обычно записываемый отдельной строкой) по аналогии с более крупными единствами, частями текста. Можно даже сказать, что функцию рамочных компонентов выполняют в стихе анакруза и клаузула, часто обогащенная рифмой и заметная как граница стиха в случае переноса.

Во всех родах литературы отдельные произведения могут образовывать циклы . Последовательность текстов внутри цикла (книги стихов) обычно порождает интерпретации, в которых аргументами выступают и расстановка персонажей, и сходная структура сюжетов, и характерные ассоциации образов (в свободной композиции лирических стихотворений), и другие – пространственные и временные – связи предметных миров произведения.

Итак, есть компоненты текста и компоненты предметного мира произведения. Для успешного анализа общей композиции произведения требуется прослеживание их взаимодействия, часто весьма напряженного. Композиция текста всегда «накладывается» в восприятии читателя на глубинную, предметную структуру произведения, взаимодействует с нею; именно благодаря этому взаимодействию те или иные приемы прочитываются как знаки присутствия автора в тексте.

Рассматривая предметную композицию, следует отметить, что первая ее функция – «держать» элементы целого, делать его из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции – самим расположением и соотношением образов произведения выражать некоторый художественный смысл.

Прежде, чем приступать к анализу предметной композиции, следует ознакомиться с важнейшими композиционными приемами . В качестве основных среди них могут быть выделены: повтор, усиление, противопоставление и монтаж (Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения – М., 1999, с.128 – 131).

Повтор – один из самых простых и в то же время самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно «закруглить» произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается «перекличка» между началом и концом произведения.

Часто повторяющаяся деталь или образ становится лейтмотивом (ведущим мотивом) произведения. Например, через всю пьесу А.П.Чехова проходит мотив вишневого сада как символа Дома, красоты и устойчивости жизни, ее светлого начала. В пьесе А.Н. Островского лейтмотивом становится образ грозы. В стихотворениях разновидностью повтора является рефрен (повтор отдельных строк).

Близким к повтору приемом является усиление. Этот прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич!» или «и я очень похож на Собакевича!».

По тому же принципу усиления действует подбор художественных образов в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре», использованных для того, чтобы описать главного героя – Беликова: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

Противоположным повтору и усилению приемом является противопоставление – композиционный прием, основанный на антитезе. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь».

В широком смысле слова противопоставлением называется всякое противоположение образов, например, Онегин и Ленский, Базаров и Павел Петрович Кирсанов, образы бури и покоя в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» и т.п.

Контаминация, объединение приемов повтора и противопоставления, дает особый композиционный эффект: так называемую «зеркальную композицию». Как правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Классическим примером зеркальной композиции может, служить роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», В нем как бы повторяется уже изображаемая ранее ситуация, только с переменой положений: вначале Татьяна влюблена в Онегина, пишет ему письмо и выслушивает его холодную отповедь В конце произведения – наоборот: влюбленный Онегин пишет письмо и выслушивает ответ Татьяны.

Суть приема монтажа , заключается в том, что образы, расположенные в произведении рядом, рождают некий новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. Так, например, в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны Туркиной соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе А.П. Чехов.

Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции.

Например, наиболее распространенным приемом микроструктуры стихотворного текста является звуковой повтор в конце стихотворных строк – рифма.

В приведенных выше примерах из произведений Н.В. Гоголя и А.П. Чехова прием усиления организует отдельные фрагменты текстов, а в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» становится общим принципом организации всего художественного целого.

Точно так же монтаж может становиться композиционным принципом организации всего произведения (это можно наблюдать в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», в романе «Мастер и Маргарита» М.А Булгакова).

Таким образом, следует разграничивать повтор, противопоставление, усиление и монтаж как собственно композиционные приемы и как принцип композиции.

1.Понятие композиции, внешняя и внутренняя композиции. 2. Пространство и время художественного произведения. 3.Точка зрения. 4. Типы композиций по составу. 5. Композиционные приемы. 6. Внесюжетные элементы произведения. Значение описаний, вставных конструкций, речи персонажей.

Термин «композиция» (от лат. compositio – составление, соединение, сложение) не имеет однозначного толкования. Композицию часто отождествляют с другими категориями – сюжетом, фабулой и даже системой образов. Наряду с термином «композиция» употребляют близкие ему по смыслу слова: архитектоника, построение (или строение), конструкция, структура художественного текста.

Чаще всего композицию относят к форме литературного произведения. Так, В.Хализев пишет: “Композиция <это> расположение и соотнесенность компонентов художественной формы, т.е. построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром <...> К. скрепляет элементы формы и соподчиняет их идее”. Однако некоторых научных работах такие композиционные категории, как художественное пространство, время, точка зрения, признаются едва ли не самыми важными в определении стиля, поэтики, мировидения автора. То есть их считают определяющими внутренний мир произведения и относятся к сфере содержания.

Считается, понятие «композиция» приобретает более строгий и специфический смысл, когда выделяются его простейшие элементы. Композиция существует в любом литературном произведении, но комбинация ее компонентов, приемов различна. Единицей композиции называют такой «отрезок» произведения, в пределах которого сохраняется одна определенная форма, один способ литературного изображения – например, динамическое, повествование, статическое описание, диалог, реплика, внутренний монолог, письмо персонажа, лирическое отступление и т. п. Благодаря композиции из отдельных элементов, эпизодов возникает целое, некий образ текста, а значит, все композиционные приемы участвуют в раскрытии содержания. Поэтому В.Кожинов называл композицию взаимосвязью разнородных компонентов литературного произведения.



Обобщая опыт ученых, мы даем следующее определение. Композиция – это построение изобразительных элементов, которые организуют художественное целое произведения.

По функциональности элементов необходимо различать внешнюю и внутреннюю композиции.

Внешняя композиция

Внешняя организация текстов в большей степени связана с их родовой, жанровой спецификой, Хотя разделение на части почти всегда носит вспомогательный характер, оно тоже дает ключ к постижению смысла художественного произведения. Следует обращать внимание на последовательность частей, их номинацию.

В эпических текстах внешняя композиция представляет собой деление на тома, книги, части, главы, авторские предисловия, послесловия. Впечатляет оглавление «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского, «романа в четырех частях с эпилогом». Части разделены на 12 книг, имеющих названия. Книги, в свою очередь, разделены на главы, тоже названные, а некоторые из последних имеют подглавки. В общей сложности оглавление романа содержит 118 названий, образующих свой выразительный текст. Такое оглавление выполняет функцию путеводителя по сюжету. В нем даже оцениваются события и герои. Например, «История одной семейки», «Семинарист-карьерист». Некоторые названия соотносятся, выявляя внутренние сцепления глав. Так, в книге «Надрывы» есть свой триптих: «Надрыв в гостиной», «Надрыв в избе», «И на чистом воздухе».

В лирических произведениях признаки внешней композиции – строфы, стихи. Четырнадцатистишия пушкинского романа в стихах – онегинская строфа – обозначены цифрами и являются настоящими законченными главами. Примечательно, что некоторые главы как бы опущены и вместо них автор оставил многозначительные многоточия.

В драматических произведениях внешняя композиция включает в себя авторский текст (список действующих лиц, деление на акты, картины, сцены, явления, ремарки) и текст персонажный (диалоги, монологи, полилоги). Стоит обратить внимание на то, что роль авторских указаний на исходе XIX века значительно изменилась в связи с формированием и последующим доминированием института режиссуры. Особенно велики ремарки в пьесах Горького. Обстоятельностью, подробностями описаний они приближаются к изобразительности эпического слова. У Чехова более того, ремарки приобретают лирический характер; они еще труднее для исполнения, т.к. на сцене требуется издать звук лопнувшей струны и представить закат солнца.

У многих произведений есть общие композиционные черты, которые не зависят от родовой и жанровой специфики. Это прежде всего рамочные компоненты (разные способы размещения текста и его частей на листе бумаги, обозначение глав), заголовочные (заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграфов) и финальные комплексы (датировка, указание места), комментарии.

Пример оригинальной внешней композиции, которая определена рубрикацией текста и номинацией его частей, - это роман мексиканской писательницы Эскивель Лауры «Шоколад на крутом кипятке».

Глава начинается со слов «Способом приготовления…»

Для информации. Роман написан в 1950 году, покорил все страны Латинской Америки; в центре его изображения двухдесятилетняя история провинциального семейства, начатая с событий Мексиканской революции 1910-1917 гг.

Композиция романа определена принципом календаря. Он состоит из 12 глав, по числу месяцев года. Каждую главу предваряет кулинарный рецепт одного из блюд национальной кухни. Дальнейшее повествование вбирает в себя этот рецепт: либо хозяйка готовит по нему блюдо, либо персонажи едят кушанье, приготовленное по этому рецепту. Заголовочный комплекс этого текста являет собой следующее:

Глава первая.

Рождественские пироги.

Продукты:

1 банка сардин,

½ сардельки.

1 луковица,

1 банка индейских перчиков,

Полное название произведения - «Шоколад на крутом кипятке. Роман-календарь с рецептами блюд, содержащий описание домашних средств и любовных связей».

Внутренняя композиция.

Внутренней композицией называют организацию предметного мира произведения. Большинство слов суть знаки вещей, явлений, которые структурируются в предметный мир произведения, в то, что читатель может мысленно представить.

Мы уже отмечали, что К. рассматривают не только как форму, но и как структуру художественного содержания, как его внутреннюю основу (по функции это «внутренняя К.»). При таком понимании в объем категории «внутренняя композиция» входят приемы, строение фрагментов, точка зрения, пространство и время, сюжет, система образов, субъекто-объектные отношения, внесюжетные элементы композиции, художественная речь.

Время и пространство

Время и пространство для человека связаны бесконечно. Ведь даже измеряем мы время с помощью пространства – по расстоянию, пройденному часовой стрелкой. И едва ли мы можем представить пространство без времени. Любая метафора времени – пространственная. Любое литературное произведение воспроизводит реальный мир. Художественный мир сохраняет некоторые законы реального, в том числе такие его формы, как время и пространство. Однако у вторичной, условной реальности условны время и пространство. И это дает дополнительные возможности смысловыражения. Время может прерываться, пространство изменять свои размеры. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно заполняться событиями или течь лениво и оставаться «пустым», редко «населенным» событиями. пространство может быть большим, но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты., может быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке).

Вообще по сравнению с другими искусствами литература наиболее свободно обращается с этими категориями. Так, в «Слове о полку Игоревом» маятниковая композиция позволяет повествователю обращаться к событиям одновременным, но географически отдаленным.

М.Бахтин писал о том, что «приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и примет характеризуется художественный хронотоп». Именно Бахтину принадлежит классификация романных жанров по использованию хронотопов. Последователи Бахтина говорят о смене культурных тенденций в связи со сменами хронотопов: классицизм, романтизм, реализм.

Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. Условность максимальна в лирике, так как последняя ближе всего к искусствам экспрессивным.…

В лирике образ пространства может совершенно отсутствовать. В пушкинском «Я вас любил; любовь еще быть может…» изображается не внешний мир, не пространство мировых событий, а движение чувств человека. Образ пространства отсутствует, но есть образ времени: любовь в прошлом, настоящем, ее пожелание в будущем. В лирике, таким образом, обнаруживается более тесная связь со временем. Русская лирика 19 века подчинена календарному принципу – природному и христианскому.

Условность времени и пространства в драме связана в основном с ее ориентацией на театр. При всем разнообразии организации времени и пространства в драме сохраняются некоторые общие свойства: «драма привержена к замкнутым в пространстве и времени картинам». Это своеобразное наследие изначально установленных канонов: единства места, времени и действия.

Самые широкие возможности для вольного обращения со временем и пространством в эпическом роде.

Условность времени и пространства была известна еще сказкам; «в некотором царстве, в некотором государстве» – зачин мгновенно переводит в сказочную атмосферу, где у времени и пространства нет реальных границ.

Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения осуществляются свободно благодаря фигуре повествователя. Повествователь может «сжимать» и, напротив, «растягивать» время, а то и останавливать его (в описаниях, рассуждениях).

Подобная игра со временем очень показательна в романе Г.Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Произведение Филдинга делится на книги. Интересно, что есть «Книга четвертая, охватывающая год времени» и «Книга десятая, в которой история продвигается вперед на двенадцать часов». Филдинг даже обосновал такую особенность обращения со временем: «Если встретится какая-нибудь необыкновенная сцена… мы не пожалеем… бумаги на подробное ее описание читателю, но если целые годы будут происходить, не создавая ничего достойного его внимания, мы не побоимся пустот в нашей истории».

Д.Джойс, словно слышавший эту фразу, нашел очень много событий в фрагменте человеческой жизни. Многолистный роман «Улисс» он написал об одном дне человека, путешествующего по улицам одного города.

Время развивается и используется по-разному в зависимости от жанра произведения, но даже в рамках одной жанровой разновидности можно обнаружить самое причудливое обхождение автора со временем. «В романах Толстого господствует настоящее время. Они культивируют в читателе способность с наибольшей полнотой пребывать в настоящем... В этом отношении искусство Толстого существенно отличается от искусства Достоевского. Роман Достоевского содержит множество драматически напряженных скрещений прошлого и будущего (отсюда важность исповедей, выяснение предысторий и разгадывание секретов)». «Движение из прошлого Толстой допускает тогда, когда прошлая жизнь ставится на пересмотр, когда решается вопрос, как же быть с этим прошлым, и все оно отвергается. Так случается в «Смерти Ивана Ильича» и «Крейцеровой сонате»…У Достоевского роман направлен к будущему – к итогу. Идея-цель поставлена на испытание и проверку, и весь роман устремляется к тому, что выяснит эта проверка... Иначе у Толстого. Его роман – не законченный цикл событий, а скорее – вырез из действительности. В нем очарование импровизационности, заложенной в настоящем...»

Время в классическом романе 19 века более или менее следовало физической модели. Часы, висевшие на стене такого романа, показывали «нормальное», «эпическое» время, одинаковое для всех. Часы, которые висят на стене в современном романе, показывают черт знает что. В прозе 20 века часы ведут себя странно, стрелки могут застыть на месте, двинуться с бешеной скоростью или пойти вспять. Парадокс в том, что невольно литература подошла к осознанию вечности, какого-то всевремени.

На исходе 19 и в начале 20 века писатели настолько изобретательно относились к использованию времени и пространства, что сделали их особым приемом игры с читателем.

Д.С. Мережковский предваряет 2-й том книги «Наполеон» следующими аналогиями:

«Жизнь Наполеона подобна дневному течению Солнца.

1769-1795. От рождения до Вандемьера – утренние сумерки.

1795-1799. От Вандемьера до Брюмера – восходящее солнце.

1799-1807. От Брюмера до Тильзита – полдень.

1807-1812. От Тильзита до Москвы – вечер.

1812-1815. От Москвы до Ватерлоо – закат.

1815-1821. От Ватерлоо до смерти – ночь».

Метафора Мережковского основана на использовании временных ассоциаций для создания образов, сравнении целой жизни великого человека с одним днем присутствия солнца на земле. В этом предварении – указание на жанр последующей части, хроникальное повествование, биографию.

Стремление писателя выразить собственную оригинальную концепцию мира и человека отражалось на причудливости времени и пространства. Отчасти оно вызывалось и научными теориями. Если в эпоху Возрождения господствовало понятие прогресса и линейная концепция времени, то в начале 20 века оживляются циклические концепции времени. Положения философского труда О.Шпенглера о циклическом развитии цивилизаций («Закат Европы») отразились в литературе. «Так было – так будет» Л.Андреева, «Умрешь – начнешь опять сначала… » Блока. Не только в лексике, системе образов, но даже и в форме композиции – круг или кольцо – сказывалось циклическое восприятие времени, ощущение роковой обреченность на повторяемость. В литературе есть произведения, которые отражают атемпоральную концепцию времени. Время будто бы останавливается в гармоническом мире пасторалий, идиллий, утопий. Если мир совершенен, если «век золотой», то он не нуждается в изменениях, а следовательно, во времени. Это характерно для «Утопии» Т.Мора, «Города Солнца» Т.Кампанеллы. Главным врагом персонажа набоковского романа «Лолита» является время именно потому, что оно не позволяет сохранить возраст его возлюбленной двенадцатилетним. Где красота, там и боль, говорит Набоков, потому что красота преходяща.

На культуру и литературу 20 века существенное влияние оказали концепции времени и пространства, рожденные естественными науками. Причем отразились не только на развлекательной фантастике, но и литературе изначально серьезной: Булгаков («МиМ») , Маяковский («Клоп», «Баня»), Набоков («Ада»). Сказались как научные представления о возможности перемещаться в иные миры (в частности, теория относительности), так и мистические сведения о посещениях прошлого и будущего. Но ни Жюль Верн, ни Герберт Уэллс не могли бы сравниться с фантастами середины 20 века – А.Азимовым («Конец вечности»), Ст.Лемом «Солярис». Не говоря уже о современниках – Лукьяненко.

Деформация пространства и времени в литературе не самоцель. Это художественное представление того типа мышления о мире, каким располагают многоликие современники.

Точка зрения.

Литературоведение XX века предложило термин, которым стали обозначать одно из свойств художественной речи, определяющее читательское восприятие художественного пространства, времени. Это выражение определенной позиции, положения «наблюдателя». Наблюдающим в тексте может быть повествователь, персонаж. Его видение является точкой отсчета для повествования, построения изображения. В переводе с французского один из фрагментов «Мадам Бовари» Флобера звучит так: «Она молчала, Шарль тоже. От воздуха, проходившего под дверью, на полу слегка шевелилась пыль; он смотрел, как она движется, и слышал одно лишь внутреннее биение у себя в голове, а еще вдали, на дворе, крик курицы, которая снесла яйцо».

«Эта длинная трехчастная фраза, включенная в один из первых в романе моментов безмолвия, своей пространственной траекторией – от воздуха до двора – описывает замкнутую кривую, исходя из внешнего пространства и возвращаясь в него. Эта фраза – один из многих примеров того, как “точка зрения”, первоначально принадлежащая «безличному» рассказчику, незаметно перемещается в сознание персонажа. Начиная со слов «он смотрел, как…» повествование исходит от Шарля, поставленного в позицию грамматического субъекта; мы видим и чувствуем через посредство его ощущений».

Таким образом, точка зрения – это положение «наблюдателя» в изображаемом мире (во времени, пространстве, языковой среде). Ею называют способом видения мира.

Наиболее интересной принято считать концепцию точек зрения, созданную Б.Успенским. По его мысли, существуют идеологическая, фразеологическая, пространственная, временная, и психологическая точки зрения. Кроме того, можно выделить т. зр. автора, рассказчика и т.д.

Точка зрения в плане идеологии раскрывается Успенским как возможность автора обозначить оценку, идеологическую роль персонажа. Это отражение системы идейного мировосприятия. Точка зрения фразеологическая проявляется тогда, когда автор описывает разных героев разным языком, разными интонациями. Он может применять элементы чужой речи при описании другого человека. Использовать речь действующего лица или собственную точку зрения. Точка зрения в плане пространственно-временной характеристики позволяет видеть пейзаж, интерьер, сцену, одно и то же событие глазами разных людей. Психологическая точка зрения позволяет автору вести повествование со ссылкой на то или иное индивидуальное сознание, использовать субъективную или объективную точку зрения, совмещать разные восприятия фактов.

Мнение западных ученых отличается от воззрений Успенского. Так во многих работах утверждается, что термин точка зрения создан, чтобы указать на позицию, с которой рассказывается история и что существует две основных точки зрения: внутренняя и внешняя. В первом случае повествователь оказывается одним из действующих лиц; повествование тогда ведется от первого лица. Во втором случае дается внешняя позиция того, кто не принимает участие в действии, идет повествование от третьего лица.

Как инструмент анализа композиции точка зрения применима прежде всего к произведениям, где есть система рассказчиков погружен, как правило, Для раскрытия характеров писатель выбирает разные точки зрения в том или ином эпизоде, разные субстанции: повествователя, рассказчика, главного или второстепенного героя. Например, повесть Пушкина «Выстрел», роман Лермонтова «Герой нашего времени». В «Воскресении» Толстого есть эпизоды, где фразеологически речь принадлежит главному герою, Нехлюдову, но идеологически она направлена против него.

Однако произведение не рассказывает, а показывает. Рассказывающий, как правило, погружен в несколько персонажей и высвечивает центральное сознание. В романе XX века укореняется прием: изображать не с одной, а со многих точек зрения. Источники света поставлены с разных сторон, рассказ ведется от имени разных персонажей, один и тот же ход событий показывается глазами нескольких участников действия. Объективная картина возникает из сложения субъективных образов и восприятий…»

Следовательно, композицию эпического произведения можно рассматривать как соотнесенность разных точек зрения (автора, его представителей), которая способствует разностороннему представлению образов. За любой сложной композицией, в многообразии ее аспектов и приемов, важно увидеть автора, его систему ценностей.

Типы композиций по составу.

В отношении эпических произведений уместно говорить о разных типах композиции, строящихся на основе взаимоотношений сюжета и фабулы. В самом общем виде выделяют линейную, инверсионную, кольцевую, новеллистическую композицию.

В линейной к. сохраняется фабульная последовательность, то есть чередование событий в хроникальном измерении. Иногда ее называю прямой – «Кому на Руси жить хорошо».

Инверсионный тип связан с перестановкой фрагментов, имевших временную связь, а иногда даже обусловлен ретроспективой – обращением назад. Пример – роман Набокова «Лолита». В таком случае автор может делать отступления в прошлое, к событиям и времени, которые предшествовали завязке основного конфликта.

Новеллистическая композиция предполагает, что важные события, умалчиваемые в произведении, оказываются узнанными только в конце. Такой тип помогает автору держать читателя в напряжении и поражать неожиданным поворотом.

Но бывают случаи, когда разные типы композиции сосуществуют, перемешиваются. Кольцевая – в рассказе Набокова «Круг». Текст в тексте, или рассказ с обрамлением – роман того же Набокова «Дар». Спиралевидная композиция «Героя нашего времени», по словам Набокова.

Композиционные приемы

К основным комп. приемам относят повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

Повтор – один из самых простых и наиболее востребованных приемов. Высшая степень его проявления в структуре текста – это кольцевая композиция. В ней устанавливается перекличка между началом и концом произведения:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет,

Живи еще хоть четверть века…

…Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь;

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Роковая обреченность жизнь на круговорот воплощена в композиции стихотворения А.Блока.

Повтор деталей в разных видах – это и рефрен, то есть ритмически повторяющееся вслед за строфой слово, стих, группа стихов. В фольклоре рефрен обычно состоит из восклицательных предложений, утративших смысловую значимость, типа «люли, люли, люли!»:

Степана-то дом на семи верстах стоит

Да кругом этого дома был железный тын

Да виноградье да красно-зеленое!

Свадебная песня, исполняется по приезде после венчания. В ней есть слова тещи:

Уж ты зять-то, мой зять, зять любимый,

зять любимый, зять любимый, богоданный,

ты садись на коня, да не качайся,

Не качайся, не качайся, не качайся,

По улице поедешь – не валяйся,

не валяйся, не валяйся, не валяйся.

Усиление применимо в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для художественной выразительности. Худож.эффект усиливается за счет использования однородных деталей и образов. Средством их организации часто выступает фигура амплификации.

Противоположным повтору и усилению является прием противопоставления. Он основан на антитезе контрастных образов:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть…

Объединение приемов повтора и противопоставления создало зеркальную композицию «Евгения Онегина». В пушкинском романе повторяется ситуация признания в любви, но герои меняются местами. Исследователь Гуковский писал о том, что первая часть романа содержит стремление ее к нему, а вторая – наоборот. То есть в финале повторяется начало с переменой положений героев.

Монтаж – прием, при котором два элемента текста, два образа, располагаясь рядом, рождают некий новый смысл. Так происходит с ремарками и диалогами чеховских пьес. Реплики действующих лиц сменяют одна другую, но настоящего контакта, общения, понимания между участниками диалога не происходит, так как они даже не пытаются друг друга услышать. Монтаж в литературе, как и в кино, порожден эстетической причиной: необходимостью построить художественно цельное, поступательно развивающееся содержание из элементов, разобщенных в пространстве и во времени и размещенных в разных поэтических планах. Роман является многоплановым не только потому, что в нем объединяются события и действия, совершающиеся в разных местах в одно и то же время, но и потому, что его течение расположено во многих поэтических планах. Куски повествовательные и неповествовательные. Драматические сцены и лирические монологи. Пейзажи и публицистика. Изображение в самом малом и самом громадном масштабе. Рассказ от лица автора и от лица героев. Психологический анализ и бег событий. Сцены переднего плана и исторический фон. Экскурсы в прошлое и возвращение в настоящее. Представление случившегося и обсуждение случившегося. Изображения и рассуждения. Эти и другие планы сочетаются так, чтобы образное содержание было охвачено с наибольшей полнотой, и вместе с тем они монтируются так, чтобы своим следованием создавать некий мощный, всеохватывающий ритм. Само сочетание этих планов скрыто заключает в себе важнейшую художественную идею: необходимость видеть жизнь в ряде аспектов, разрезов и отношений, чтобы уловить ее единство.

В том случае, когда один прием организует большой фрагмент или весь текст, он называется принципом композиции.

При трактовке сюжета как действия, внесюжетные элементы – те отрывки литературного произведения, которые не продвигают развития действия.

Внесюжетные элементы композиции: описание, отступление, речь героев, вставные конструкции.

Эти элементы композиции не имеют такого организующего значения, как сюжет, время и пространство, точка зрения, но в своем функционировании тесно связаны со всеми этими явлениями. Они многограннее и детальнее позволяют раскрыть характер действующих лиц, так как их сущность проявляется не только в поступках, но в портрете, в восприятии природы.

Описания, отступления, речь героев входят в состав предметного мира произведения, внутренней композиции, наряду с точками зрения, пространством и временем. Объединяясь в смысловую целостность, эти элементы образуют сцены, эпизоды.

Речь героев. Это способ раскрытия человеческой души. Выделяют монолог - продолжающаяся речь героя в литературном произведении, открытый монолог - произносимый вслух, внутренний монолог – произносимый мысленно, диалог, многоголосие.

Описание. Это воспроизведение предметов в их статике. Описательные формы: пейзаж, портрет, интерьер, характеристика поступков и быта героев.

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства, в отличие от интерьера, изображения внутренних помещений. Устойчивое представление о том, что пейзаж является изображением природы ошибочно. Само слово происходит от французского корня «страна, местность», и оно может обозначать различные образы, занимающие положение в пространстве, например, образы вещей, могут быть урбанистические пейзажи. Существуют произведения без пейзажа. В драме пейзаж сильно редуцирован. Но роль его велика в эпосе. Он может передавать сведения о месте и времени протекания событий. Именно передавать в образной форме, а не просто указывать на их наличие. Пейзаж может влиять на мотивировку действий, так, в «Капитанской дочке» буран заставляет встретиться Гринева с Пугачевым. Мотивировочное значение пейзажа проявляется в сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей («Одиссея» Гомера). Еще одна роль пейзажа – создание психологического настроя, который подготавливает читателя к изменениям в жизни героя. Пейзаж может выражать току зрения героя, так, в романах Набокова бабочка – это авторский знак; бабочки появляются в кульминационных моментах, совершенно неожиданно, когда персонаж находится в ситуации выбора, и от его отношения к бабочке, зависит его судьба.

В драме и лирике скупость пейзажа восполняется его символичностью. В драме эту символику могут нести не только декорации и костюмы персонажей, но и звуковые образы, звукоподражания, шумы («Чайка», «Три сестры»). В лирике пейзаж очень экспрессивен, представляет, в основном, не атрибуты внешнего мира, а ощущения от событий реальности, отсюда слова Северянина фиольно, росно, мольно. Психологизм и символичность пейзажа в лирике передаются через различные тропы – от психологического параллелизма до метонимии.

Портрет – это описание наружности персонажа. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, манеры держаться. Портрет является важным способом создания образа персонажа. Для эпических произведений фольклора и для классической литературы характерно проведение соответствия между внутренним состоянием человека и его внешним обликом. Место и роль портрета определяются родом и жанром произведения, художественными задачами автора. Гоголь представил точное описание поз актеров в заключительной сцене – сцене окаменения.

В лирике важна не конкретика портрета, а обобщенное впечатление автора. В пушкинских стихах мы не найдем черт Анны Керн и других прелестниц, но есть образ любви или возлюбленной, создаваемый деталями-символами.

Интерьер – это описание замкнутого пространства, в основном жилища.

Литература

1. Чернец Л. Г. Композиция // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 115–133.

2. Есин А. Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 42–62.

3. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М.: Московский лицей, 2000. С. 35–38.

4. Нестеров И. В. Диалог и монолог // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 75–87.

5. Хализев В. Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 164.

Дополнительная литература

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–235.

2. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. С. 166 с.

3. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция / Теория литературы. Кн. I. Роды и жанры литературы. М., 1964.

4. Успенский Б. Поэтика композиции. М., 1970.

5. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 179–190.

6. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. С. 106–108.


Хализев В.Е. Композиция // ЛЭС. С.164.

Композиция // КЛЭ. Т. 3. Стлб. 694-696.

Эскивель Лаура. Шоколад на крутом кипятке: Роман / пер. с исп. П.Грушко. М.: Новости, 1993. 256 с. (Серия «Мировой бестселлер».)

Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М., 2000. С. 47 – 62.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике (1937-1938) // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. С. 234-407.

См.: Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964; Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976; Песков A.M., Иванов Н.И. Лирика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986. С. 46.

Старобинский Ж. Шкала температур: язык тела в «Госпоже Бовари» // Старобинский Жан. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 1 / Пер. с фр.; отв. ред. С.Н. Занкин. М.: Языки слав. культуры, 2002. С. 432-463.С.432.