Средневековые коммуны. III. Государства Западной Европы в эпоху крестовых походов. Коммунальное движение в Италии

Когда жаркое средиземноморское солнце стало понемногу склоняться к закату и белые известняковые стены домов утратили свой ослепительный блеск, на улицах города появились кучки людей. Все они направлялись к коммунальному дворцу - небольшому зданию, в котором заседали городские власти. Почтенные старцы из самых родовитых семей занимали свои привычные места на каменных скамьях, располагавшихся в зале, выходившем прямо на рыночную площадь. Уже собралась толпа любопытных: здесь скоро должно было начаться заседание коммунального суда.

Сегодня суд разбирал два дела. Первое из них касалось ссоры между двумя горожанами, закончившейся дракой. Второе было серьёзнее. Месяц назад в городе произошли столкновения между несколькими знатными родами, соперничавшими друг с другом. Нобили (так называли городскую знать) вывели на улицы и вооружили своих слуг, крестьян из соседних деревень и всю свою родню. Несколько богатых домов были разграблены и сожжены. Теперь суд должен был наказать зачинщиков и возместить ущерб потерпевшим.

С первым делом коммунальные судьи разобрались довольно быстро. Многочисленные свидетели подтвердили, что два пополана (так называли простолюдинов) сцепились на людной улице и один из них побил другого. Судьи, однако, заявили, что штрафовать обидчика они не будут. "Потерпевший - не гражданин города, и коммуна не будет его защищать", - сказал главный судья. Он вспомнил и о том, что этот человек во время последней войны бежал из города, прихватив с собой всю семью и имущество, и о том, что он уклонился от уплаты особого налога на ремонт городских стен. Припомнили потерпевшему даже то, что жену он выбрал не местную, а из соседнего города, да и бабка его была не здешнего рода. Коммуна отказалась считать потерпевшего "своим" человеком и предоставила ему возможность искать правду где угодно. Собравшаяся толпа встретила такой приговор одобрительно: пусть все знают наперёд, что коммуну следует уважать, защищать её во время опасностей и вовремя платить налоги.

Второе дело потребовало долгого разбирательства, и приговор по нему был суровым. Нобили, зачинщики смуты, навсегда изгонялись из города. Коммуна отбирала их дома и земли. Вернувшимся тайком грозила смертная казнь. Простолюдины, грабившие чужие дома, облагались немалыми денежными штрафами. Особо было рассмотрено дело нобиля, не участвовавшего в беспорядках, но с удовольствием наблюдавшего со стороны, как грабят и жгут дома его врагов. Он был наказан штрафом в 10 раз большим, чем бесчинствовавшие пополаны. "Благородный человек и вести себя должен по благородному", - заключил своё выступление старик-судья.

Небо из ярко-голубого давно уже стало синим. Колокола городского собора сзывали христиан к вечерней службе. Люди расходились, оживлённо обсуждая речи адвокатов, решения судей, судьбу осуждённых... Вряд ли нужно называть город, в котором всё это происходило. В XIII-XIV вв. подобные сцены разыгрывались во многих городах Южной Франции и Италии. На севере Европы, в Германии, Швейцарии, Скандинавии, Северной Франции городские порядки довольно сильно отличались от южных, средиземноморских, но коммуны - вольные, самоуправляющиеся города - существовали и там.

Судебное заседание, свидетелями которого мы только что были, раскрывает перед нами несколько важных черт, придающих средневековой европейской коммуне неповторимый, своеобразный облик. Прежде всего коммуна - это община. Численность её невелика. Население средневекового города редко превышало 3-5 тыс. человек. Поэтому многие горожане знали друг друга в лицо. Здесь трудно было спрятаться от соседей, схитрить, сделать что-то тайком. Люди зорко следили за своими согражданами и не упускали случая наказать тех, кто пренебрегал своими обязанностями. Горожане знали, что они могут и должны подать свой голос, когда решается судьба человека, высказать своё мнение о нём.

Но коммуна была совсем не простой общиной. Она состояла из знатных и незнатных горожан. Первых называли по-разному: нобили, патриции, гранды, сеньоры, "большие", "сильные"; вторых - чаще всего просто "народ". И те и другие ненавидели друг друга. Гранды время от времени грозились разрубить своими мечами пополанов, "как мясные туши". Пополаны, лишённые права носить оружие, могли только жаловаться на знать в судах. Вот слова одного из флорентийских пополанов, произнесённые во время судебного заседания: "Гранды - это волки и хищные люди, которые хотят господствовать над народом". Коммуна предъявляла к нобилям особые требования, строго наказывая их за междоусобные стычки и мятежи, трусость, проявленную во время сражения. Совсем обойтись без грандов коммуна не могла: только они умели вести переговоры с иностранными государями, составляли рыцарское войско, покупали дорогие изделия местных ремесленников.

Противоречия между нобилями и пополанами выходили на поверхность не так уж и часто. Они больше походили на угли, тлеющие под толстым слоем пепла. Зато столкновения между разными родами знати происходили почти ежедневно. Взаимные издёвки, ссоры в кабаках, драки между слугами легко перерастали в настоящие войны. Противники запирались в высоких башнях дворцов, похожих на крепости, и проходящие по улицам горожане без удивления смотрели на град камней и стрел, которыми враги осыпали друг друга. Знатные роды как бы постоянно испытывали друг друга "на прочность". Те, кто не выдерживал этого испытания, вытеснялись из коммунальных советов и судебных палат, лишались участия в выгодных торговых предприятиях. Этих людей переставали уважать и бояться. Спасти свою жизнь в таких условиях было не просто, и до преклонных лет доживали сравнительно немногие отпрыски знатных семейств. Сигналом к побоищу могло стать любое неосторожное движение. Один из флорентийских хронистов (составителей средневековых хроник) XIV в. рассказывает о таком случае. На похоронах знатной дамы присутствовали представители двух враждующих партий. Все молча расселись: старики - на скамьях, молодёжь - на циновках у стен. Был жаркий летний день, и один из молодых людей лёгким движением смахнул пот со лба. Тут же несколько десятков его врагов вскочили с мест, схватившись за кинжалы. Они восприняли жест юноши как сигнал к нападению. Немедленно взялась за ножи и другая сторона. С большим трудом старикам удалось развести врагов, запретив им устраивать побоище над гробом почтенной дамы.

Коммуну терзали не только вражда между нобилями и пополанами, кровавые счёты между отдельными знатными родами. Недолюбливали друг друга и жители отдельных городских кварталов, и члены разных ремесленных цехов. В итальянском городе Сиене издевательские прозвища, которыми ещё в XIII в. наделяли друг друга жители разных частей города, продолжают употребляться и сейчас, причём слова эти известны даже трёхлетним малышам.

Итак, коммуна представляла собой общину, в которой все зависели от всех и все воевали против всех. Острые столкновения были неизбежны: слишком тесно были "прижаты друг к другу" в рамках небольшой общины гордый гранд, в жилах которого текла кровь королей, и бедный батрак, зарабатывавший себе на жизнь возделыванием чужих виноградников; богатый купец, дававший взаймы королям и герцогам, и рыночная торговка, продающая зелень со своего огорода. Поэтому коммуна была очень озабочена тем, чтобы обеспечить единство всего городского населения, придать этому единству наглядный, торжественный вид.

Средневековые горожане очень любили пышные, торжественные процессии и шествия, устраивавшиеся по любому мало-мальски значительному поводу. В день почитания святого, которого считали покровителем города, на улицах появлялись все горожане от мала до велика, нарядно разодетые. Стены домов украшались коврами и гирляндами цветов. Люди выстраивались в колонну. Они несли красивые зажжённые свечи, статуи святых, облачённые в праздничные одежды, флаги и гербы ремесленных цехов и городских кварталов. Открывали шествие, как правило, городские нищие и шуты. Они несли на высоких шестах свои особые знаки - нищенскую суму, погремушку или шутовской колпак. Наделяя каждую группу населения своим гербом, коммуна как бы признавала за всеми право на существование. "Все мы нужны друг другу, - говорили своим соседям и вчерашним врагам умилённые торжественным шествием горожане, - у всех у нас один Бог и один святой защитник".

Потребность горожан в единстве заметна и в деятельности городских советов - высших органов коммунальной власти. Советы насчитывали до нескольких сотен человек, и решения они принимали голосованием. Обсуждения городских дел в советах нередко были очень бурными, но даже после яростных споров решения принимались почти единогласно. Сохранение единства чаще всего было важнее обеспечения личных интересов. Приемлемое для всех решение приходилось искать очень долго, но все знали, что если оно не будет найдено, то платить за упорство обеим сторонам рано или поздно придётся кровью.

Единство горожан олицетворяли также епископ и главный городской собор. Его называли кафедральным, потому что там находилась кафедра - специальное возвышение, на которое поднимался епископ. Размеры и убранство кафедрального собора были предметом особой гордости коммуны. На его строительство обычно не жалели ни времени, ни средств. Епископ же был почитаемой фигурой не во всех коммунах. Многие из западноевропейских средневековых городов пережили полосу длительной борьбы с местными епископами. В тех случаях, когда епископ был феодальным сеньором, хозяином города, коммуны вели с ним ожесточённую борьбу. Дело доходило и до изгнания епископа из города, и до покушений на его жизнь.

Выступления коммун против феодальных сеньоров, не только церковных, но и светских - графов, герцогов, королей, императоров, - историки называют "коммунальным движением". Это движение начинается в Западной Европе почти повсеместно в конце XI - начале XII вв. в связи с быстрым ростом городов, развитием городских ремёсел и торговли. В Северной Италии и Южной Франции большую роль в успехе коммунального движения сыграло мелкое рыцарство, озабоченное превращением своих земельных наделов, полученных за военную службу, в наследственные владения. Сговорившись с городской верхушкой, эти рыцари не раз обра-щали оружие против крупных феодальных сеньоров, защищая от их посягательств как права горожан, так и свои собственные привилегии. Многие из рыцарей вскоре переселились в города и дали начало знатным родам южнофранцузских и итальянских коммун. На севере Европы горожане чаще всего не имели такой мощной поддержки со стороны. Поэтому им приходилось бороться с сеньорами в одиночку. Борьба эта оказалась более затяжной и менее удачной, чем в Южной Европе.

Феодальные сеньоры довольно быстро поняли, что молодые коммуны готовы платить за свою свободу немалые деньги. Оказалось, что с городами выгоднее договариваться, чем воевать. Результатом этих договоров стали особые документы, которые историки называют "коммунальными привилегиями". В этих привилегиях закреплялись городские свободы и права, обязанности города и сеньора по отношению друг к другу. Чаще всего города настаивали на своём праве иметь собственный суд, самостоятельно избирать городских должностных лиц.

Важным было также требование частичной или полной отмены контроля сеньора за хозяйственной деятельностью горожан.

Но значение привилегий заключалось не только в этом. Они чаще всего составлялись по образцу вассальной присяги, которую город-вассал приносил сеньору-сюзерену. По средневековым представлениям, вассальный договор могли заключить лишь стороны, признающие друг друга равными и вступившие в союз не по принуждению, а по дружбе и любви. Тем самым сеньоры, дававшие городам привилегии, признавали их равными себе, чего в первую очередь и добивались коммуны.

Так в Западной Европе XII-XIII вв. возникает патрицианская коммуна. Её ядро в каждом городе составляют несколько десятков знатных родов, связанных друг с другом клятвой о взаимопомощи. В Германии подобные коммуны первоначально так и называли - "клятвенные сообщества". Мы видим, что сначала коммуной называли далеко не всё городское население, а только его организованную, политически активную часть. В некоторых западноевропейских странах, например в Германии, патрициат так и не выпустил из своих рук власть в городах, удерживая её вплоть до начала Нового времени. Так же обстояло дело в большинстве швей-царских и французских коммун.

Несколько иной путь прошли итальянские коммуны. В наиболее экономически развитых областях страны, в первую очередь в Тоскане, пополанам, которыми верховодили богатые, но незнатные купцы и банкиры, удалось потеснить старую городскую знать, взяв управление делами в свои руки. Возникла пополанская коммуна. Наиболее ярко с конца XIII в. она проявила себя во Флоренции. Здесь к власти пришли торговые и ремесленные цехи; их представители разделили между собой важные городские должности и доходные посты, издали ряд суровых законов, направленных против грандов. Не нужно думать, что пополанская коммуна была демократическим государством. Знать продолжала играть большую роль в политической жизни Флоренции и после победы богатых пополанов. Правда, теперь нобили должны были записываться в цехи, если они хотели заниматься политической деятельностью. За соблюдением знатью коммунальных законов во Флоренции следили более строго, чем в других коммунах. В пополанских коммунах грань между старой аристократией и незнатными богачами стала быстро размываться: пополанская верхушка роднилась с грандами, перенимала их замашки, презрение к простонародью. Пополанская коммуна была почти так же далека от современных представлений о демократии, как и патрицианская.

Расцвет средневековых коммун пришёлся в Западной Европе на XIII-XV вв. В это время крупные феодальные государства были ещё недостаточно сильны, чтобы подчинить себе богатые и процветающие города. Широкое распространение огнестрельного оружия, больших наёмных армий и развитие заокеанской торговли нанесли сильный удар по независимости и благосостоянию городских коммун. У них не хватало теперь сил ни на ведение войн, ни на защиту своих торговых интересов в заморских землях. Большинство средневековых коммун вошли в состав сильных королевств, таких, как Французское или Испанское. В Германии и Италии многие города, напротив, сохранили свою независимость ценой хозяйственного упадка и застоя.

Время существования городских коммун - одна из самых ярких страниц истории Европы. Во многих европейских странах бережно хранят память о прошлом своих городов, реставрируя отдельные средневековые здания и целые улицы; есть даже небольшие городки, полностью сохранившие свой прежний облик. В таких городках достаточно кинуть монету в щель специального автомата - и старая коммунальная мельница начинает вращать своими крыльями, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее... Кажется, что крылья эти дви-жутся не спрятанным мотором, а самим ветром Истории.

Но память о средневековых коммунах хранят не только живописные улочки старого Дубровника, величественные соборы Милана и Кёльна, забавные игрушки немецких городков-музеев. Коммуна, зажатая своими стенами и рвами на крошечной территории, смогла вырастить и воспитать нового человека, которого она подарила новой Европе. Этот человек с любопытством присматривался ко всему окружающему. Он был жаден не только до денег, но и до знаний и полезных навыков. Преследуя личные интересы, он не забывал и о своих обязанностях перед обществом. Коммуна научила его тому, что честным и трудолюбивым человеком быть выгоднее, чем лентяем и вором. Горожанин стал принимать важные решения без оглядки на Бога и короля, опираясь на свой разум, опыт и смётку.

В конце средневековья городская коммуна постепенно уходила в прошлое, но детям её, вырвавшимся на просторы мира, суждена была большая и широкая дорога. Они открывали новые земли, приникали к окуляру микроскопа, изобретали паровые машины, бумажные деньги, задумывались о равенстве людей и справедливом общественном устройстве... Крутятся, крутятся крылья старой коммунальной мельницы... Она ещё не перемолола всё грубое зерно в чистую муку. Бросим и мы на прощанье свою монету в автомат: встреча со средневековой коммуной - незабываемая встреча.

В эпоху, крестовых походов в главных континентальных странах Западной Европы происходило замечательное движение в городах, состоявшее в освобождении городов от власти феодальной аристократии и в превращении их в политически самостоятельные общины . Ранее всего это произошло в Северной Италии. Здесь в X и XI вв. некоторые приморские города , в особенности Венеция и Генуя, стали обогащаться, благодаря торговле с греческим и магометанским Востоком, а в эпоху крестовых походов они только еще более расширили свои торговые сношения с заморскими странами. Кроме того, в Италии началось развитие промышленности, которое обогатило некоторые ломбардские и тосканские города. Значительные материальные средства, скопившиеся в руках горожан, и большее умственное развитие этого класса населения не позволяли уже сеньорам итальянских городов (большею частью епископам) господствовать над горожанами так, как они господствовали вне городских стен, и мало-помалу города Северной Италии, получив от феодальных сеньоров разные уступки, превратились в настоящие республики, в состав населения которых на правах высшего класса вошло и само феодальное дворянство. Эти городовые республики имели свои народные собрания из всех совершеннолетних граждан, свои выборные думы и во главе по нескольку консулов для начальствования над милицией, для поддерживания внутреннего порядка и для отправления правосудия. Из ломбардских городов в XII в. особенно выдвинулся Милан, стоявший даже во главе их общего союза. Такое же явление произошло и во Франции, где городское население вступало даже прямо в вооруженную борьбу со своими сеньорами и заставляло их делать им разные уступки. В случае победы город превращался тоже в маленькую республику, носившую на севере Франции название коммуны, и в ней устанавливались тоже и народное собрание, и дума, и выборные начальники, которые назывались мэрами, т. е. старшинами (от лат. major) или эшевенами. Наконец, самостоятельные городские общины возникли и в Германии, тоже благодаря обогащению от промышленности и торговли. Особенно было много зажиточных городов на Рейне, на верхнем Дунае и во Фландрии. Прирейнские города стали приобретать разные вольности еще в XI в., при Генрихе IV, находившем для себя вообще выгодным помогать городам для ослабления епископов. Фландрские города, среди которых более всего выдвинулись Гент и Брюгге, возвысились в XII столетии. Гораздо уже позднее начали играть большую роль города голландские и ганзейские в северной Германии.

166. Значение развития городов

Развитие городов во вторую половину средних веков имело весьма важное историческое значение. Городской быт был полною противоположностью быту феодальному и потому внес в жизнь тогдашнего общества новые начала. Феодальное рыцарство было прежде всего сословием военным, горожане, наоборот, – классом людей промышленных и торговых. Материальная сила феодалов заключалась в их землях, и главным занятием населения отдельных сеньорий было сельское хозяйство, тогда как основу материального значения городов составляли товары и деньги, а их жители были заняты разными ремеслами, перевозкою товаров и торговлею. Население феодальных сеньорий находилось в крепостной зависимости от своих господ, но в городах устанавливалась гражданская свобода. Основой государственной власти в феодальных княжествах и барониях было землевладение, в городах ею стало общее согласие граждан. Наконец, развитие городов оказало большое влияние и на умственную культуру. Здесь, впервые начал складываться класс светских образованных людей, между тем как раньше образованными людьми были одни только духовные.

167. Социальный строй городов

Внутреннее устройство средневековых городов было весьма разнообразно, но повсеместно наблюдаются некоторые общие черты. Везде именно население делилось на городской патрициат и простой народ. Первый образовывался из сеньоров и рыцарей, если они входили в состав общины (в Италии), или из купцов, обогатившихся торговлею, остальную же массу составляли ремесленники и вообще рабочий люд. Сначала вообще только более зажиточные люди пользовались правом участвовать в городском управлении, т. е. делать общие постановления, выбирать городской совет и должностных лиц и т. п., но с течением времени и менее зажиточные жители добивались тех же прав, хотя для этого им приходилось вступать в борьбу с патрициатом. Большею частью это были ремесленники, которые соединялись в особые товарищества, известные под названием цехов; благодаря этой своей организации, они только и одерживали победу.

168. Цехи и их значение

Цехи вообще имели весьма важное значение в жизни средневековых городов. В эту эпоху отдельные лица охотно соединялись в товарищества для общего дела или для общей защиты. Соединялись в гильдии купцы отдельных общин, соединялись и города в целые союзы ради общих торговых и политических интересов. Цехи тоже были товарищескими соединениями ремесленников одной и той же специальности в отдельных городах. Вся обрабатывающая промышленность находилась тогда в руках ремесленников, и производство совершалось в маленьких заведениях, в которых работал сам хозяин, или мастер с очень небольшим числом наемных рабочих (подмастерьев), считавшихся его младшими товарищами (compagnons, Gesellen), и подростков‑учеников. Чтобы сделаться мастером, нужно было сначала выучиться мастерству и усовершенствоваться в нем в качестве подмастерья, т. е. уметь самому хорошо работать. Ремесленники одной и той же специальности выбирали в покровители себе какого‑либо святого (напр., плотники – св. Иосифа), ставили в церкви его статую, праздновали день его памяти и помогали больным или впавшим в бедность из свой среды. Мало‑помалу такие товарищества стали вырабатывать себе уставы, касавшиеся и самого занятия ремеслом. Основные черты цеховых уставов были следующие. Для того, чтобы заниматься каким‑либо ремеслом в городе, необходимо было принадлежать к цеху,который вообще ограничивал число ремесленных заведений одного рода, сообразуясь с заработком. Число подмастерьев и учеников тоже ограничивалось, чтобы у всех мастеров был приблизительно одинаковый заработок. Цеховые уставы заключали в себе также и разные правила относительно продолжительности учения, обращения с учениками и подмастерьями и т. п., а также и относительно техники производства, потому что цех брал на себя ручательство за доброкачественность работы. Полноправными членами цеха были одни мастера, которые из собственной же среды выбирали и своих старост. Цех работал обыкновенно лишь на свой город и на его округ, т. е. на местный рынок. Таким образом городская промышленность в средние века была лишь мелкая, рассчитанная на небольшой сбыт. Поэтому и обмен товарами между отдельными городами был сравнительно небольшой. Вот почему первыми денежными капиталистами в средние века были только купцы, ведшие крупную заграничную торговлю. Кроме экономического значения цехи имели значение и политическое, потому что, главным образом благодаря такой организации, ремесленники только и добивались права участвовать в городских делах.

169. Новое положение горожан в обществе

В эпоху раздробления главных стран Западной Европы на феодальные владения города, освободившиеся от своих сеньоров, явились новою политическою силою. Рядом с феодальными сеньориями стояли теперь республиканские коммуны, которые и вступили в борьбу с феодальным миром. С другой стороны, рядом с духовенством и рыцарством возник в каждой стране третий чин (третье сословие ), получивший во Франции название буржуазии , а в Германии – бюргерства (от слова бург, т. е.город). Городские общины окружали себя стенами, заводили собственную милицию, на свой страх вели войны. В политической борьбе они могла представлять и действительно представляли большую силу, а потому было важно и для пап с императорами, и для королей с феодальными сеньорами, на чью сторону будут становиться города. С возникновением городов, как самостоятельной политической силы, и государственная жизнь стала усложняться. С XII – XIII вв. в отдельных странах Западной Европы вообще существовали четыре политические силы: 1) королевская власть , 2) духовенство, 3) светская аристократия и 4) города . В разных странах эти силы соединялись между собою неодинаковым образом, но везде с развитием городов политическое устройство стало принимать новый вид.

22 мая 2015

Система управления городами в Средние века была не такой, как сейчас. Особенно речь идет о раннем Средневековье. До 10 века ни один город в Европе не имел самоуправления.

Что такое коммуна?

Коммуна - это сообщество (группа) людей, которые имеют много общего между собой. Например, по принципу проживания на одной территории, по политическим взглядам. Такая группа людей также имеет родственные источники существования (получает доход, работая на одном объекте).

Что такое коммуна в Средневековье? На этот вопрос ответ однозначный - это городская община. Транспортная инфраструктура в Средние века не была развита, поэтому миграция между городами была минимальной. Если человек родился в городе, значит, он в нем оставался на всю жизнь.

Как изначально была организована система управления городами? В принципе, ничего сложного не было. Вся земля принадлежала феодалам (крупным собственникам), которые могли распоряжаться ею по своему усмотрению. Главным феодалом страны зачастую был император (царь).

Борьба за самоуправление

Феодалы далеко не сразу осознали, что такое коммуна. А зря! Анализируя понятие "коммуна" по-современному, мы фактически видим зародыш гражданского общества. Люди имели собственную позицию, собственный общий взгляд на управление своим родным городом и хотели быть свободными в плане установки уклада жизни города.

Борьба за освобождение от феодальной зависимости проходила достаточно долго. Городское население всегда старалось решить вопрос мирным путем, но это не всегда удавалось, поэтому бывали и военные стычки. Но в основном процесс проходил мирным путем. Владельцы земель постепенно начинали понимать, что такое коммуна и какую пользу она может в итоге им принести. Люди освобождались от личной зависимости, приобретали определенные свободы.

Какие города получили коммунальные права?

Тут можно упомянуть французские города Буассон, Амьен, Лилль, Тулуза, а также бельгийские - Гент, Брюгге. В Италии по причине национальных особенностей процесс проходил немного по-другому, поэтому города получили еще и статус республик (Милан, Венеция, Генуя, Пиза и др.). В этих городах организовывались собственные органы управления, полиция, могли устанавливаться местные налоги.

Понимая, что такое коммуна, мы видим начало процесса формирования гражданского общества в Европе в 10 веке. Граждане имели активную жизненную позицию, планы, поэтому были уверены в успешности своего города, даже если он не будет закреплен за феодалом.


Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное
Разное
Кофе из сказки: в Шанхае подают напиток под маленьким сладким "облаком"

…Когда жаркое средиземноморское солн­це стало понемногу склоняться к зака­ту и белые известняковые стены домов утратили свой ослепительный блеск, на улицах города появились кучки людей. Все они направ­лялись к коммунальному дворцу - небольшому зданию, в котором заседали городские власти. Поч­тенные старцы из самых родовитых семей занимали свои привычные места на каменных скамьях, располагавшихся в зале, выходившем прямо на ры­ночную площадь. Уже собралась толпа любопыт­ных: здесь скоро должно было начаться заседание коммунального суда.

Сегодня суд разбирал два дела. Первое из них касалось ссоры между двумя горожанами, закон­чившейся дракой. Второе было серьёзнее. Месяц назад в городе произошли столкновения между не­сколькими знатными родами, соперничавшими друг с другом. Нобили (так называли городскую знать) вывели на улицы и вооружили своих слуг, крестьян из соседних деревень и всю свою родню. Несколько богатых домов были разграблены и сож­жены. Теперь суд должен был наказать зачинщи­ков и возместить ущерб потерпевшим.

С первым делом коммунальные судьи разобра­лись довольно быстро. Многочисленные свидетели подтвердили, что два пополана (так называли прос­толюдинов) сцепились на людной улице и один из них побил другого. Судьи, однако, заявили, что штрафовать обидчика они не будут. «Потерпевший - не гражданин города, и коммуна не будет его защищать», - сказал главный судья. Он вспомнил и о том, что этот человек во время последней войны бежал из города, прихватив с собой всю семью и имущество, и о том, что он уклонился от уплаты особого налога на ремонт городских стен. Припом­нили потерпевшему даже то, что жену он выбрал не местную, а из соседнего города, да и бабка его была не здешнего рода. Коммуна отказалась счи­тать потерпевшего «своим» человеком и предоста­вила ему возможность искать правду где угодно. Собравшаяся толпа встретила такой приговор одоб­рительно: пусть все знают наперёд, что коммуну следует уважать, защищать её во время опасностей и вовремя платить налоги.

Второе дело потребовало долгого разбирательства, и приговор по нему был суровым. Нобили, за­чинщики смуты, навсегда изгонялись из города. Коммуна отбирала их дома и земли. Вернувшимся тайком грозила смертная казнь. Простолюдины, грабившие чужие дома, облагались немалыми де­нежными штрафами. Особо было рассмотрено дело нобиля, не участвовавшего в беспорядках, но с удо­вольствием наблюдавшего со стороны, как грабят и жгут дома его врагов. Он был наказан штрафом в 10 раз большим, чем бесчинствовавшие пополаны. «Благородный человек и вести себя должен по благородному», - заключил своё выступление ста­рик-судья.

Небо из ярко-голубого давно уже стало синим. Колокола городского собора сзывали христиан к ве­черней службе. Люди расходились, оживлённо об­суждая речи адвокатов, решения судей, судьбу осуждённых... Вряд ли нужно называть город, в котором всё это происходило. В XIII-XIV вв. по­добные сцены разыгрывались во многих городах Южной Франции и Италии. На севере Европы, в Германии, Швейцарии, Скандинавии, Северной Франции городские порядки довольно сильно от­личались от южных, средиземноморских, но ком­муны - вольные, самоуправляющиеся города - существовали и там.

Судебное заседание, свидетелями которого мы только что были, раскрывает перед нами несколько важных черт, придающих средневековой европей­ской коммуне неповторимый, своеобразный облик. Прежде всего коммуна - это община. Численность её невелика. Население средневекового города ред­ко превышало 3-5 тыс. человек. Поэтому многие горожане знали друг друга в лицо. Здесь трудно было спрятаться от соседей, схитрить, сделать что-то тайком. Люди зорко следили за своими сограж­данами и не упускали случая наказать тех, кто пре­небрегал своими обязанностями. Горожане знали, что они могут и должны подать свой голос, когда решается судьба человека, высказать своё мнение о нём.

Но коммуна была совсем не простой общиной. Она состояла из знатных и незнатных горожан. Первых называли по-разному: нобили, патриции, гранды, сеньоры, «большие», «сильные»; вторых - чаще всего просто «народ». И те и другие ненавидели друг друга. Гранды время от времени грозились разрубить своими мечами пополанов, «как мясные ту­ши». Пополаны, лишённые права носить оружие, могли только жаловаться на знать в судах. Вот сло­ва одного из флорентийских пополанов, произне­сённые во время судебного заседания: «Гранды - это волки и хищные люди, которые хотят господ­ствовать над народом». Коммуна предъявляла к но­билям особые требования, строго наказывая их за междоусобные стычки и мятежи, трусость, прояв­ленную во время сражения. Совсем обойтись без грандов коммуна не могла: только они умели вести переговоры с иностранными государями, составля­ли рыцарское войско, покупали дорогие изделия местных ремесленников.

Противоречия между нобилями и пополанами выходили на поверхность не так уж и часто. Они больше походили на угли, тлеющие под толстым слоем пепла. Зато столкновения между разными ро­дами знати происходили почти ежедневно. Взаим­ные издёвки, ссоры в кабаках, драки между слу­гами легко перерастали в настоящие войны. Про­тивники запирались в высоких башнях дворцов, по­хожих на крепости, и проходящие по улицам го­рожане без удивления смотрели на град камней и стрел, которыми враги осыпали друг друга. Знат­ные роды как бы постоянно испытывали друг друга «на прочность». Те, кто не выдерживал этого ис­пытания, вытеснялись из коммунальных советов и судебных палат, лишались участия в выгодных тор­говых предприятиях. Этих людей переставали ува­жать и бояться. Спасти свою жизнь в таких усло­виях было не просто, и до преклонных лет дожи­вали сравнительно немногие отпрыски знатных се­мейств. Сигналом к побоищу могло стать любое не­осторожное движение. Один из флорентийских хро­нистов (составителей средневековых хроник) XIV в. рассказывает о таком случае. На похоронах знатной дамы присутствовали представители двух вражду­ющих партий. Все молча расселись: старики - на скамьях, молодёжь - на циновках у стен. Был жаркий летний день, и один из молодых людей лёг­ким движением смахнул пот со лба. Тут же несколь­ко десятков его врагов вскочили с мест, схватив­шись за кинжалы. Они восприняли жест юноши как сигнал к нападению. Немедленно взялась за ножи и другая сторона. С большим трудом стари­кам удалось развести врагов, запретив им устраи­вать побоище над гробом почтенной дамы.

Коммуну терзали не только вражда между но­билями и пополанами, кровавые счёты между от­дельными знатными родами. Недолюбливали друг друга и жители отдельных городских кварталов, и члены разных ремесленных цехов. В итальянском городе Сиене издевательские прозвища, которыми ещё в XIII в. наделяли друг друга жители разных частей города, продолжают употребляться и сейчас, причём слова эти известны даже трёхлетним малы­шам.

Итак, коммуна представляла собой общину, в которой все зависели от всех и все воевали против

всех. Острые столкновения были неизбежны: слиш­ком тесно были «прижаты друг к другу» в рамках небольшой общины гордый гранд, в жилах кото­рого текла кровь королей, и бедный батрак, зараба­тывавший себе на жизнь возделыванием чужих ви­ноградников; богатый купец, дававший взаймы ко­ролям и герцогам, и рыночная торговка, продаю­щая зелень со своего огорода. Поэтому коммуна бы­ла очень озабочена тем, чтобы обеспечить единство всего городского населения, придать этому един­ству наглядный, торжественный вид.

Средневековые горожане очень любили пыш­ные, торжественные процессии и шествия, устраи­вавшиеся по любому мало-мальски значительному поводу. В день почитания святого, которого счи­тали покровителем города, на улицах появлялись все горожане от мала до велика, нарядно разодетые. Стены домов украшались коврами и гирляндами цветов. Люди выстраивались в колонну. Они несли красивые зажжённые свечи, статуи святых, обла­чённые в праздничные одежды, флаги и гербы ре­месленных цехов и городских кварталов. Откры­вали шествие, как правило, городские нищие и шу­ты. Они несли на высоких шестах свои особые зна­ки - нищенскую суму, погремушку или шутовской колпак. Наделяя каждую группу населения своим гербом, коммуна как бы признавала за всеми право на существование. «Все мы нужны друг другу, - говорили своим соседям и вчерашним врагам уми­лённые торжественным шествием горожане, - у всех у нас один Бог и один святой защитник».

Потребность горожан в единстве заметна и в дея­тельности городских советов - высших органов коммунальной власти. Советы насчитывали до не­скольких сотен человек, и решения они принимали голосованием. Обсуждения городских дел в советах нередко были очень бурными, но даже после ярост­ных споров решения принимались почти едино­гласно. Сохранение единства чаще всего было важ­нее обеспечения личных интересов. Приемлемое для всех решение приходилось искать очень долго, но все знали, что если оно не будет найдено, то платить за упорство обеим сторонам рано или позд­но придётся кровью.

Единство горожан олицетворяли также епископ и главный городской собор. Его называли кафед­ральным, потому что там находилась кафедра - специальное возвышение, на которое поднимался епископ. Размеры и убранство кафедрального собо­ра были предметом особой гордости коммуны. На его строительство обычно не жалели ни времени, ни средств. Епископ же был почитаемой фигурой не во всех коммунах. Многие из западноевропей­ских средневековых городов пережили полосу дли­тельной борьбы с местными епископами. В тех слу­чаях, когда епископ был феодальным сеньором, хо­зяином города, коммуны вели с ним ожесточённую борьбу. Дело доходило и до изгнания епископа из города, и до покушений на его жизнь.

Выступления коммун против феодальных сеньо­ров, не только церковных, но и светских - графов, герцогов, королей, императоров, - историки назы-

Городские жители Северной Европы.

вают «коммунальным движением». Это движение начинается в Западной Европе почти повсеместно в конце XI - начале XII вв. в связи с быстрым ростом городов, развитием городских ремёсел и торговли. В Северной Италии и Южной Франции большую роль в успехе коммунального движения сыграло мелкое рыцарство, озабоченное превращением сво­их земельных наделов, полученных за военную службу, в наследственные владения. Сговорившись с городской верхушкой, эти рыцари не раз обра­щали оружие против крупных феодальных сеньо­ров, защищая от их посягательств как права го­рожан, так и свои собственные привилегии. Многие из рыцарей вскоре переселились в города и дали начало знатным родам южнофранцузских и италь­янских коммун. На севере Европы горожане чаще всего не имели такой мощной поддержки со сто­роны. Поэтому им приходилось бороться с сеньо­рами в одиночку. Борьба эта оказалась более за­тяжной и менее удачной, чем в Южной Европе.

Феодальные сеньоры довольно быстро поняли, что молодые коммуны готовы платить за свою сво­боду немалые деньги. Оказалось, что с городами вы­годнее договариваться, чем воевать. Результатом этих договоров стали особые документы, которые историки называют «коммунальными привилегия­ми». В этих привилегиях закреплялись городские свободы и права, обязанности города и сеньора по отношению друг к другу. Чаще всего города настаи­вали на своём праве иметь собственный суд, само­стоятельно избирать городских должностных лиц.

Важным было также требование частичной или полной отмены контроля сеньора за хозяйственной деятельностью горожан.

Но значение привилегий заключалось не только в этом. Они чаще всего составлялись по образцу вассальной присяги, которую город-вассал прино­сил сеньору-сюзерену. По средневековым пред­ставлениям, вассальный договор могли заключить лишь стороны, признающие друг друга равными и вступившие в союз не по принуждению, а по дружбе и любви. Тем самым сеньоры, дававшие городам привилегии, признавали их равными себе, чего в первую очередь и добивались коммуны.

Так в Западной Европе XII-XIII вв. возникает патрицианская коммуна. Её ядро в каждом городе составляют несколько десятков знатных родов, свя­занных друг с другом клятвой о взаимопомощи. В Германии подобные коммуны первоначально так и называли - «клятвенные сообщества». Мы видим, что сначала коммуной называли далеко не всё го­родское население, а только его организованную, политически активную часть. В некоторых запад­ноевропейских странах, например в Германии, пат­рициат так и не выпустил из своих рук власть в городах, удерживая её вплоть до начала Нового вре­мени. Так же обстояло дело в большинстве швей­царских и французских коммун.

Несколько иной путь прошли итальянские ком­муны. В наиболее экономически развитых областях страны, в первую очередь в Тоскане, пополанам, которыми верховодили богатые, но незнатные купцы и банкиры, удалось потеснить старую городскую знать, взяв управление делами в свои руки. Воз­никла пополанская коммуна. Наиболее ярко с кон­ца XIII в. она проявила себя во Флоренции. Здесь к власти пришли торговые и ремесленные цехи; их представители разделили между собой важные го­родские должности и доходные посты, издали ряд суровых законов, направленных против грандов. Не нужно думать, что пополанская коммуна была демократическим государством. Знать продолжала играть большую роль в политической жизни Фло­ренции и после победы богатых пополанов. Правда, теперь нобили должны были записываться в цехи, если они хотели заниматься политической деятель­ностью. За соблюдением знатью коммунальных за­конов во Флоренции следили более строго, чем в других коммунах. В пополанских коммунах грань между старой аристократией и незнатными богача­ми стала быстро размываться: пополанская вер­хушка роднилась с грандами, перенимала их за­машки, презрение к простонародью. Пополанская коммуна была почти так же далека от современных представлений о демократии, как и патрицианская.

Расцвет средневековых коммун пришёлся в За­падной Европе на XIII-XV вв. В это время крупные феодальные государства были ещё недостаточно сильны, чтобы подчинить себе богатые и процве­тающие города. Широкое распространение огне­стрельного оружия, больших наёмных армий и раз­витие заокеанской торговли нанесли сильный удар по независимости и благосостоянию городских ком­мун. У них не хватало теперь сил ни на ведение войн, ни на защиту своих торговых интересов в за­морских землях. Большинство средневековых ком­мун вошли в состав сильных королевств, таких, как Французское или Испанское. В Германии и Италии многие города, напротив, сохранили свою незави­симость ценой хозяйственного упадка и застоя.

Время существования городских коммун - одна из самых ярких страниц истории Европы. Во мно­гих европейских странах бережно хранят память о прошлом своих городов, реставрируя отдельные средневековые здания и целые улицы; есть даже небольшие городки, полностью сохранившие свой прежний облик. В таких городках достаточно ки­нуть монету в щель специального автомата - и ста­рая коммунальная мельница начинает вращать своими крыльями, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее... Кажется, что крылья эти дви­жутся не спрятанным мотором, а самим ветром Ис­тории.

Но память о средневековых коммунах хранят не только живописные улочки старого Дубровника, величественные соборы Милана и Кёльна, забавные игрушки немецких городков-музеев. Коммуна, за­жатая своими стенами и рвами на крошечной тер­ритории, смогла вырастить и воспитать нового че­ловека, которого она подарила новой Европе. Этот человек с любопытством присматривался ко всему окружающему. Он был жаден не только до денег, но и до знаний и полезных навыков. Преследуя лич­ные интересы, он не забывал и о своих обязанностях перед обществом. Коммуна научила его тому, что честным и трудолюбивым человеком быть выгод­нее, чем лентяем и вором. Горожанин стал прини­мать важные решения без оглядки на Бога и ко­роля, опираясь на свой разум, опыт и смётку.

В конце средневековья городская коммуна пос­тепенно уходила в прошлое, но детям её, вырвав­шимся на просторы мира, суждена была большая и широкая дорога. Они открывали новые земли, приникали к окуляру микроскопа, изобретали па­ровые машины, бумажные деньги, задумывались о равенстве людей и справедливом общественном уст­ройстве... Крутятся, крутятся крылья старой ком­мунальной мельницы... Она ещё не перемолола всё грубое зерно в чистую муку. Бросим и мы на про­щанье свою монету в автомат: встреча со средне­вековой коммуной - незабываемая встреча.

Система управления городами в Средние века была не такой, как сейчас. Особенно речь идет о раннем Средневековье. До 10 века ни один город в Европе не имел самоуправления.

Что такое коммуна?

Коммуна - это сообщество (группа) людей, которые имеют много общего между собой. Например, по принципу проживания на одной территории, по Такая группа людей также имеет родственные источники существования (получает доход, работая на одном объекте).

Что такое коммуна в Средневековье? На этот вопрос ответ однозначный - это городская община. в не была развита, поэтому миграция между городами была минимальной. Если человек родился в городе, значит, он в нем оставался на всю жизнь.

Как изначально была организована система управления городами? В принципе, ничего сложного не было. Вся земля принадлежала феодалам (крупным собственникам), которые могли распоряжаться ею по своему усмотрению. Главным феодалом страны зачастую был император (царь).

Борьба за самоуправление

Феодалы далеко не сразу осознали, что такое коммуна. А зря! Анализируя понятие "коммуна" по-современному, мы фактически видим зародыш гражданского общества. Люди имели собственную позицию, собственный общий взгляд на управление своим родным городом и хотели быть свободными в плане установки уклада жизни города.

Борьба за освобождение от проходила достаточно долго. Городское население всегда старалось решить вопрос мирным путем, но это не всегда удавалось, поэтому бывали и военные стычки. Но в основном процесс проходил мирным путем. Владельцы земель постепенно начинали понимать, что такое коммуна и какую пользу она может в итоге им принести. Люди освобождались от личной зависимости, приобретали определенные свободы.

Какие города получили коммунальные права?

Тут можно упомянуть французские города Буассон, Амьен, Лилль, Тулуза, а также бельгийские - Гент, Брюгге. В Италии по причине национальных особенностей процесс проходил немного по-другому, поэтому города получили еще и статус республик (Милан, Венеция, Генуя, Пиза и др.). В этих городах организовывались собственные