Первые транзисторные приемники в ссср. Советские радиоприёмники. Почему их ценят до сих пор

В советские времена одним из популярных средств массовой информации было радио. Радиолы стояли практически в каждом доме. Причем электроника, выпускаемая в Советском Союзе, была настолько живучей, что в народе ходили шутки, будто она выдержит даже ядерную войну. К счастью, проверить это не пришлось, а вот то, что она пережила уже не одно поколение своих владельцев, – это факт…

Распределение электрического сигнала от производственного центра осуществляется сетью передачи. Эти ссылки предоставляются схемами типа «высокого качества»; с помощью СВЧ-лучей, когда расстояния длинны; или спутником электросвязи, который, таким образом, обеспечивает всю страну.

Распространение радиоволн

Более длинные волны означают, что диапазон лучше, когда земля является хорошим проводником. Этот диапазон волн идеально подходит для трансляции национальной программы. Лучшим местом для национального передатчика является географический центр зоны. Передающая антенна должна иметь физический размер порядка одной четверти длины волны.

Радио – в массы

Радиола – бытовое радиотехническое устройство, совмещающее в себе радиоприемник и проигрыватель пластинок. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья.


Это сам пилон, называемый излучающим пиелоном, высотой около 250 м, составляющей передающую антенну. Средние волны распространяются как длинные волны, не препятствуя препятствиям; пометы слабее, хорошо приспособлены к распространению программ с региональным призванием. Ночь препятствует распространению волной пространства с отражением на ионосфере. Волны, излучаемые удаленными передатчиками, могут мешать местному приему.

Короткие волны используют распространение ионосферы. Диапазон составляет несколько тысяч километров. В этой группе выступают трансляционные программы для зарубежных стран. Передающая антенна представляет собой массив простых антенн, составляющих занавес, который излучает в одном направлении.

Термин «радиола» (radiola) возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием. В СССР термин «радиола» пришел с поставками этой компании аппаратуры, сочетающей радиоприемник и проигрыватель грампластинок.

Первая радиола в СССР – СВГ-К (супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством, консольный) – была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом «Радиоприбор».

Метрические волны, передающие программы в частотной модуляции, распространяются как световые волны по прямой линии; они не могут обойти препятствия. Диапазон передатчика 10 кВт, размещенный в нескольких сотнях метров над зоной, обслуживаемой, составляет порядка 100 км. Антенна представляет собой группу простых антенн, и эта группа представляет собой панель. Несколько спаренные панели расположены на вершине опоры пилона.

Прием радиоволн

Обработка, требуемая от прихода радиоволны к воспроизведению звука, идентична независимо от генерации приемника, поскольку основные принципы, на которых основана система, всегда одинаковы: приемник связан с двумя основными параметрами: избирательность, которая является способностью приемника учитывать только канал, соответствующий выбранной программе; и чувствительность, которая является его способностью обрабатывать, с правильным качеством, сигналы низкого уровня. Диапазон передатчика зависит от отношения сигнал / шум, получаемого в приемнике, то есть отношения между мощностью принимаемого сигнала и мощностью шума. добавление шумов, подхваченных антенной, и выход из окружающей промышленной среды, а также шум, создаваемый схемами самого приемника.

Золотая эра

Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер.

Радиочастотный фильтр, настраиваемый слушателем, выбирает электрический сигнал, соответствующий требуемой программе, и переносится на промежуточную частоту, которая остается неизменной независимо от выбранного канала, чтобы улучшить избирательность и стандартизировать схемы. Демодуляция состоит в извлечении аудиосигнала из радиочастотного сигнала, который затем усиливается.

Пропаганда - это набор методов, используемых организованной группой для активного, пассивного, массового общения людей, психологически унифицированных психологическими манипуляциями и созданных внутри организации. Таким образом, Жак Элул определил озабоченность политической или деловой власти в отношении передачи сообщений или мнений сообществу, которое может обеспечить немедленное вещание. Практика властей будет развивать соблазн дискреционного использования, одностороннее и постепенно закрытое для обсуждения или оспаривания.

Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из-за якобы чуждой советскому строю идеологии. Вот тут-то и спасали радиолы.


Ленин первым оценил мощь радио. Рождение радиопропаганды. Операция мероприятия заставила нас забыть инициативу голландского инженера, который в течение года транслировал музыкальные программы в Гааге. Речь идет о сохранении национального пыла в отношении монархического института, но радио также является связующим звеном между центральной властью и территориями, удаленными от Империи.

Его присутствие, судимое чрезмерными его политическими противниками, заработало ему прозвище «Человек с микрофоном между зубами». Два года спустя один из его преемников Гастон Думерг будет регулярно сообщать о своих действиях. Амбициозный человек, Адольф Гитлер, нашел возможность развивать свое стремление к власти в этой области. Пропаганда была бы идеальным инструментом для осуществления этих проектов посредством жестокого и повторяющегося использования сообщений, книга которых является Каталог.

Технические характеристики этих приемников позволяли слушать музыку в диапазоне более «чистых» частот, например, на УКВ. Сквозь шипенье и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку.

И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо («хенде хох», «Гитлер капут», «шнелль» и «доннерветтер» – вот, пожалуй, и весь иностранный словарь комсомольца семидесятых годов), зарубежные песни людям нравились. Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса».

В другом месте автор подчеркивал «скотство» масс. Достаточно было, чтобы президент Маршал Гинденбург, президент Веймарской республики, назначил канцлера Адольфа Гитлера, который десять лет разрабатывал партию, представленную как национальную и социалистическую, на основе популярного недовольства, усиленного кризисом экономического развития. Тогда в социал-демократическом правительстве легко указать отсутствие явно выраженной воли и обвинить ее в недоказанных обстоятельствах для евреев, присутствие которых далеко не является большинством в процессе Демагогия никогда не была загромождена свидетельствами.

«У него приемник «Грюндиг»

«Вражьих голосов» было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах…

Гитлерский проект можно суммировать по двум основным темам: интенсивная пропаганда и антисемитизм. Гитлер сказал, что он был одержим пропагандой союзников, которая была основной причиной поражения Германии во время Первой мировой войны. националистическим и социалистическим, Гитлер назначает преступников: евреев в стране, где антисемитизм повторяется. После публикации «Майн кампф» основные темы будут постоянно повторяться, иногда орошаться, в собраниях национал-социалистической партии. Проект нацистов, в котором цинизм отменяет упрощение, найдет свое применение в развертывании пропаганды, которая сегодня будет называться «мультимедиа», среди которой радио будет занимать важное место.


А вон дантист-надомник Рудик,

У него приемник «Грюндиг»,

Он его ночами крутит,

Ловит, контра, ФРГ.

(В. Высоцкий)

Но зачем глушить-то, спросите вы? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали…

До Первой мировой войны у Германии уже были мощные межконтинентальные радиотелеграфные станции, и после ее поражения она продолжила свое радиовещательное оборудование, что позволило передавать сообщения наибольшему числу людей. передатчики, обстановка домашних хозяйств, было средством. Для их развития использовались страны с наиболее развитой экономикой. Немецкий автор назвал его «мозгом этого манипулирования душами», не колеблясь признать его одним из немногих интересных людей Третьего Рейха, и он окажется на практике мастер ненависти власти, осуществляемой в презрении к другим.


Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков…

Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и радио «Свобода». Именно на «Свободе» читали «Архипелаг» Солженицына, «Остров Крым» Аксенова, «Верный Руслан» Владимова, «Чонкина» Войновича и многое другое…

Радио, сеть которого уже охватывает всю территорию Германии, включая Восточную Пруссию, стала средством массовой коммуникации, которое нацистское правительство будет инвестировать в качестве приоритета. Оно лежит в основе пропагандистского устройства, подготовленного Геббельсом, организатором пропаганды партии. Известно, что трансляции могут быть получены без значительных затрат, налагаемых на слушателей. Недорогое производство и маркетинг популярного приемника скоро способствуют обустройству домов.

Буржуазные элиты нации уже присоединились к проекту восстановления ценностей нации и порядка и поддерживают проект которая сохраняет их интересы и восстанавливает свою власть над экономической сферой. Радио развивается как средство прямой, но односторонней демократии.

Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Безоговорочным лидером тут была программа из Лондона – знаменитый «Севооборот» с Севой Новгородцевым.


Помимо прочего, на «Голосе Америки» по субботам выходила «Танцевальная программа» с Тамарой Домбровской. Нельзя не вспомнить и других ведущих, которые специализировались по жанрам: Лиза Архипова (рок), Билл Макгвайр (джаз, джаз-рок), Джон Мерфи (диско)…

Новый радиорежиссер Евгений Хадамовский обязан своим назначением на недавнюю, но активную активность на службе нацистской партии, а не опытом в области радио. Он организовал радиопередачу на собраниях Гитлера. Он является одним из тех «новых людей», которые должны «изгнать все старые концепции радио, которые должны стать стопроцентным национал-социалистом, чтобы он мог служить пропитанию нации полностью новым духом». Со времени установки фюрера в канцелярию он опубликовал «Официальные директивы для программ немецкого вещания».

Он также описывает свой проект радиостанции, поставленной на службу партии: Эйн Волк. Эти два названия не означают одно и то же. Пустота затем делается в общественном мнении и заполнена теми заменителями, которые являются лозунгами, неустанные побуждения которых перемешиваются. Содержание ежедневных информационных программ решено в Министерстве пропаганды.

Как уже было сказано, все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня смешно вспоминать, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…

Нарушители эфира

Говоря о радиоприемниках, нельзя не упомянуть о таком феномене советского времени, как массовое увлечение молодежи радиоделом и одновременно «радиохулиганством».

Официальная истина сформулирована таким образом, что обращение к обычным методам дезинформации - частичные истины, упущение, сомнительные сравнения - не нужно. Регулярное шоу «Час нации должен развивать патриотизм» пение, речи или лекции, пробуждая славные эпизоды прошлого. «Возвышение программы военного значения увеличивается в контексте» движение регенерации. Отныне массовые демонстрации, организованные службой Геббельса, транслируются. Они должны поддерживать чувство национальной сплоченности, что является одной из основных тем пропаганды.

«Радиохулиганы» – это такие радиолюбители, которые изготавливали самовольно передающие устройства и вещали в эфир. Без контроля, цензуры и прочих прелестей.

Увлечение нелегальным радиоэфиром было повальным. Все подростки грезили работой в эфире на средних волнах, а кто имел «шарманку» (самодельный передатчик), тот был в авторитете.

Когда проводятся крупные митинги Гитлера, почтмейстеру будет предложено открыть свои окна и повысить уровень что соседи или ходоки могут слышать голос фюрера. Радиослушание становится гражданским делом. Радио также будет инструментом пропаганды, если не оружием для иностранца. Радио не признает границы, созданные природой или человеком. Он распространился на территорию других народов, - сказал нацистский сановник. Передачи пропаганды были переданы в Вену, где полиция обнаружила подпольный передатчик, которым управляют австрийские нацисты.

Слушали «Битлов», «Роллингов», Высоцкого и все то, что в официальном эфире было под запретом, передавали музыку по заявкам друзей и подруг.

Чтобы была до конца понятна их дерзость, достаточно вспомнить, что в советские времена даже множительная техника была запрещена, а все печатные машинки ставились на учет в органы госбезопасности…

Дуче завоевал власть против демократического режима, лишенного власти в условиях беспорядка. Демагогическая речь немедленно соблазняет временное заимствование из социалистического дискурса и осуждает косвенный революционный аватар. В качестве пропагандистского органа правительства была создана пресс-служба. Поглощение СМИ будет медленнее, чем в Германии, но стимулируется нацистской моделью с начала 1930-х годов. Италия, в которой проживает всего 40 миллионов жителей, является страной, отстающей от развитие.

Радиовещание, в частности, еще не охватывает всю территорию. Лоялисты, родственники и представители электроэнергетики были поставлены на ответственные должности, которые стояли за дуче, политическая программа и методы управления которого соответствовали их интересам. 20 лет, их присутствие почти забывает о цели вещания.


Однако «радиохулиганы» бесстрашно выходили в эфир. Вещали они на средних волнах, в самом уголке диапазона, каждый придумывал себе звучное название: Маэстро, Болид… Многие играли во «взрослые станции» – крутили музыку, скажем, Аркадия Северного или пели сами под гитару. Нецензурные выражения не приветствовались, но частенько проскальзывали. И этот «перчик» особенно нравился слушателям!

Чтобы отлавливать таких эфирных хулиганов, по городам ездили специальные пеленгационные машины, и ловили самодеятельных шоуменов.


Самое меньшее, что им грозило, – конфискация передатчика. Но при желании могли пришить что угодно – сознательные помехи авиадиспетчерам или даже антисоветчину.

По радио и по почте

Конечно, были в СССР и официальные радиолюбители и радиоклубы, которые легально занимались радиосвязью, имели зарегистрированные позывные и строго определенные частоты вещания. В основном такая связь проходила на ультракоротких волнах.


Была цель: достигнуть наибольшего количества сеансов связи по всему миру. Чем удаленней собеседник, тем престижнее. По почте приходили взаимные подтверждения радиосвязи. Поэтому общение строилось в основном на установлении контакта. Музыкой такой сеанс чаще всего не заполнялся.

Конец времени радиол

В конце 70-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам – магнитолам с компакт-кассетами, а позже – устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Исчезли и «радиохулиганы», а в эпоху перестройки – и «голоса»…






Радиола "Ригонда-стерео". Модель 1964 года. (первая советская стереофоническая радиола)


Радиола "Беларусь-103". Модель 1969 года.



Радио - это не только популярное, но и одно из самых давних средств массовой информации. К примеру, в СССР радио появилось сразу же после Октябрьской революции, то есть с первых лет существования государства. Первые радиоприемники СССР мало напоминали те, которые появились через 20-30 лет.

Радиоприемник «Звезда»

Трансляторы радио можно было встретить лишь в крупных городах, и то далеко не в каждом доме. Первые советские приемники больше напоминали большие квадратные коробки, выполненные из дерева или металла. Сперва такие изобретения устанавливались на больших площадях и оживленных улицах городов. В те времена радиовещание было строго лимитированным, а программу передач можно было прочесть в прессе. Это давало возможность гражданам узнавать точное время трансляции радиопередачи и выходить в конкретный момент на площадь или на улицу для того, чтобы послушать важную информацию.

Особенности радиоприемников

Советские радиолы начали массово появляться в домах граждан лишь после Второй мировой войны. Первыми моделями домашних приемников были «Искра» и «Звезда», хотя этот перечень стремительно расширялся. Старые радиолы существовали в большом количестве вариантов моделей, отличающихся друг от друга не только ценой, но и техническими характеристиками.

Впервые разработанные на заводах СССР схемы и конструкции первых транзисторных приемников долгое время считались базовыми, причем до появления аппаратуры на микросхемах.

Среди первых моделей радиоприемников в СССР были «Рекорд» и «Москвич». Пятиламповая радиола «Рекорд» была создана в 1944 году на Александровском радиозаводе. Массовый выпуск этих приемников продолжился до 1951 года, причем вместе с моделью «Рекорд» также выпускалась модель «Рекорд-46». Также в 1946 году на базе Московского завода ЗИО был произведен радиоприемник «Москвич».

Несомненно, у этих устройств для трансляции радио было немало преимуществ, но запросы населения по качеству и цене они не удовлетворяли. Поэтому в начале 1947 года по инициативе Министерства промышленности средств связи была налажена работа по изготовлению массового радиоприемника. Такое устройство должно было изготавливаться по образцу зарубежной модели радиолы. Последняя заказывалась Министерством Торгово-промышленной Палате. Элементные базы полученных моделей проходили реконструктивную адаптацию, что позволяло создавать принципиально новые радиолы.


Радиоприемник «Океан»

Первым массовым был «Москвич-В». Поступил он в свободную продажу в 1952 году, причем приобретение новинки не составляло труда. Также «Москвич-В» имел доступную цену. Так, заводская себестоимость устройства составляла 172 рубля, но в 1959 году его цена была снижена до 80 рублей. У первого стационарного радиоприемника были такие особенности:

  • имел диапазоны как средних, так и длинных волн;
  • компактные габариты устройства;
  • удовлетворительное качество радиотрансляции.

Однако в 1961 советская радиотехническая промышленность вышла на новый этап развития – в то время был создан первый портативный приемник, получивший название «Фестиваль». Он позволял транслировать радиопередачи в диапазоне средних волн. Кроме того, радиола работала на одной квадратной батарейке. Продолжительность эксплуатации радиоприемника без замены батарейки могла длиться до 25 часов. Кроме того, приемник обрамлялся футляром в виде книги, а вес устройства не превышал одного килограмма. В 1958 году «Фестиваль» переименовали в «Воронеж».

Модели приемников

Старинные радиоприемники включали в себя:

  1. «Атмосферу»: эта радиола хороша зарекомендовала себя среди населения. Первая модель была выпущена в 1959 году, а выпуск таких радиоприемников продолжался до 1964 года. Устройство оснащалось семью германиевыми транзисторами и одним диодом. Принимал радиопередачи, транслируемые в диапазоне средних и длинных волн. Оснащался магнитной антенной и работал от двух батареек, которые обеспечивали шестидесятичасовую бесперебойную работу устройства. Вес «Атмосферы» составлял 1,35 килограмма. Усовершенствованная модель называлась «Атмосфера-2» и она начала выпускаться в 1960 году.
  2. «Комсомолец»: этот диодный радиоприемник выпускался с 1947 по 1957 год. Принимал радиовещание в диапазоне средних и длинных волн. Оснащался внешней антенной и заземлением. Корпус радиоприемника был изготовлен из карболита.
  3. «Ленинград»: выпускался с 1962 года. Портативная радиола работала от десяти транзисторов, и имела 7 диапазонов. Диапазон транслируемого звука достигал 4500 герц.

Также популярными в советское время были радиоприемники «Ласточка», «Нева», «Сокол», «Космос», «Планета», «Спорт», «Рубин» и многие другие.

Радиоприемники, изготовленные на заводах СССР, сегодня считаются не только желаемыми экземплярами для коллекций почитателей антиквариата. Высокое качество сборки позволяет с успехом эксплуатировать многие модели радиол и в современных условиях. Примером таких устройств являются модели «Фестиваль», «Рекорд» и «Океан». К тому, же эти радиоприемники имеют доступную стоимость, что также является их преимуществом.