Трамваи Волчанска и Краснотурьинска - одни из самых маленьких трамвайных систем в России. PROMFOTO из ЖЖ: Волчанский трамвай Волчанский трамвай закрыт

Волчанск - самый маленький город в России с трамвайным движением. Его население - около 10 тысяч жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один необычный вагон. Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.
В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.
Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.
Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяженность линии - около 7-8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии - кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада:
Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.
Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение:
Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон:
С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.
В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.
Депо отапливается печкой:
Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети:
Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.
Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.
Склад ходовых электродвигателей.:
В ванне разводят мальков:
Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас - не знаю. Но информации о закрытии не нашел.
Зимняя защита от холода:
Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011):
Такое ощущение, что время здесь остановилось.
Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций:
Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таежному лесу:
Вот такой вот необычный трамвай.

Волчанск - самый маленький город в России с действующим трамвайный движением. Население города составляет всего 10 тысяч человек! Трамвай здесь основной вид транспорта, соединяющий южную и северную части города.

Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 8 километров. Линия преимущественно однопутная, с разъездами

В прошлом в Волчанске было две линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез? 5. Линия на разрез была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода

Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, и была разобрана по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.

В настоящий момент линия полностью одноколейная, ранее существовавшие разъезды разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу.

Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28-29 минут в сторону Лесной Волчанки и 23-24 минуты в сторону Волчанки. На линии работает один вагон. Расписание движения с осени 2013 года - от депо: 7. 05, 8. 05, 9. 05, 16. 05, 17. 05, 18. 05, 19. 05, 20. 05, 22. 05. От Лесной Волчанки - через 25 минут. При этом по трамваю можно в прямом смысле слова сверять часы - рейсы выполняются всегда вовремя.
Интересно, что ещё пару лет назад продавались советские билеты на трамвай, но с надпечаткой

В настоящий момент в Волчанске пять трамваев и одна грузовая платформа. Из них на ходу - четыре вагона.
Депо тоже выглядит довольно необычно..

А теперь самое интересное. Подвижным составом Волчанск может похвастаться перед многими городами. Особенно его разнообразием. В городе всего два вагона одинаковой модели! Это вагоны КТМ-5 85 года выпуска

Из-за особенностей (крайней убитости) сети там до сих пор используют бугельные токоприёмники

А вот и второй КТМ-5

КТМ-8 2000 года выпуска

Этот вагон был принят в дар от губернатора Эдуарда Эргартовича Росселя. Потому вагону сразу приклеилась кличка "Россель". Настолько, что стала встречаться даже в официальной документации

В 2005 году система обзавелась вагоном 71-402 ("Спектр") Уралтрансмашевского производства

И самое "смешное" - КТМ-19 2007 года! И тоже с бугелем!

Сугробы абсолютно не влияют на работу трамвая. Есть два метода борьбы. При малых заносах - весьма логичный и забавный метод. Не припомню, что бы где-то ещё додумались прицепить пассажирскому трамваю бульдозерный отвал

Ну а если "навалит по пояс", в бой идёт тяжёлая техника

Перед трамваем идёт бульдозер и чистит пути

Хотя снег всё равно остаётся, но такую глубину без проблем вспахивают уже и колёса трамвая

Линия пересекала несколько ж/д переездов (сейчас остался только один). Хотя интенсивность движения по этим ж/д путям ещё меньше чем трамвайная..

Есть места где железная дорога идёт рядом с трамвайной

Да и редкие пересечения с автомобильными дорогами оформлены "в стиле" железнодорожных переездов

Ближний путь - трамвайный, дальний - жеоезнодорожный

Царство кривых столбов и путей

Найди рельсы

Когда-то интенсивность трамвайного движения была гораздо выше чем сейчас. А состояние вагонов - гораздо хуже..

Зато как необычно смотрится современный трамвай в зимней тайге

Но вот состояние путей..

Хотя в городских местах всё довольно культурно. Есть даже площадочки для более удобной посадки

Пассажир бежит:)

В любое время года - красота! Сказка

В 2009 году было официально объявлено, что Волчанск - это самый маленький по населению (но не по размерам!) населённый пункт в России, жители которого могут приехать домой на трамвае

Ну и последнее - схема маршрута и закрытых линий. "Петляние" путей вызвано тем, что когда-то планировалось застроить тайгу и объединить две части городка в один. Вот теперь трамвай и поворачивает на так и не построенных перекрёстках..

Самый депрессивный город в Североуральской агломерации. Выросший у буроугольного разреза, с упадком угледобычи пришёл в упадок и сам город; когда в тогда ещё посёлке Волчанка в 1951 г. открывали трамвайную линию, его население было почти вчетверо больше, чем сейчас. В те годы трамвай гораздо меньше смотрелся здесь как "метро в деревне".
В 1950-е годы на Северном Урале, в довольно изолированном промышленном районе, сложился целый трамвайный заповедник - ещё в 1946 г. был открыт трамвай в Карпинске, в 1953 г. Волчанск был связан с Карпинском 16-километровой трамвайной линией.

В 1954 г. трамвай появился и в более крупном .
однако, трамвайные сети Краснотурьинска и Карпинска не были соединены (хотя расстояние между ними вдвое меньше, чем между Волчанском и Карпинском). Североуральский трамвайный заповедник так и не стал единой сетью; в противном случае это был бы аналог польских интерурбанов Верхней Силезиии.
Здесь, как и в Краснотурьинске, трамвай строился и вплоть до 1994 г. эксплуатировался градообразующим предприятием - сначала трестом "Волчанскуголь", потом - трестом "Вахрушевуголь".
Как и все остальные североуральские трамвайные сети, волчанская сеть была и остаётся однопутной с разъездами.

3.

В 1956 г. Волчанка наконец стала городом Волчанском, в 1959 г. трамвай был пущен непосредственно на угольный разрез; но пик развития города был уже пройден.
Объём добычи угля рос до 1965 г., но население Волчанска уже начало уменьшаться.
В 1965 г. была закрыта междугородняя трамвайная линия Волчанск - Карпинск; впрочем, это лишь косвенно было связано непосредственно с упадком города. Трамвайные пути проходили через маршрут переброски шагающего экскаватора, и их временно демонтировали; после переброски эскаватора решили, что теперь для междугородних пассажирских перевозок тут хватит и автобусов.

4.

С одной стороны, дороги и автобусы стали несколько лучше, с другой стороны - народу в обоих городах жило всё меньше и, соответственно, спрос на междугородние перевозки также падал.
За последующие десятилетия население Волчанска уменьшилось почти вдвое; состояние волчанской трамвайной системы оставалось стабильным.

5.

А в 1994 г. закрылась линия на угольный разрез - украли контактный провод, но добыча угля падала, и восстанавливать движение не имело особого смысла.
Городская трамвайная сеть вновь стала состоять из одной семикилометровой линии.

6.

Эта линия соединяет две части Волчанска, примерно одинаковые по размеру и населению
Северная - Лесная Волчанка - в прошлом периферия рядом с железнодорожной станцией, сейчас - развивающаяся часть города с магазинами, автовокзалом и храмом.
Южная - Волчанка - в прошлом однозначный центр города, построенный в более-менее едином стиле 1950-х годов рядом с угольным разрезом, сейчас - скорее тихая периферия, где из организаций общегородского значения только администрация, трамвайное депо и ДК (сгоревший).
Собственно, основная функция городского трамвая - это связь Волчанки и Лесной Волчанки.
Другая функция: трамвай - это основная достопримечательность городка.

7.

Единственная 7-километровая линия начинается на севере практически в центре Лесной Волчанки, официальное название конечной - Волчанск-1.

8.

Рядом с автовокзалом и храмом; интересно, что в здании автовокзала есть и специальная трамвайная комната ожидания - нигде больше такого не видел.

9.

10.

Трамвайная остановка в Лесной Волчанке:

11.

Почти половина линии проходит по лесу между двумя Волчанками.

12.

Причём большая часть трассы - она даже не вдоль дороги, а просто через лес.
Пути и контактная сеть в плохом состоянии, вагон качается как на волнах, но идёт довольно быстро.

13.

Потом линия проходит через всю южную часть города, заканчиваясь у трамвайного депо, которое ещё миниатюрнее, чем в соседнем
Трамвайная остановка в Волчанке - пример государственно-частного партнёрства:) точнее, муниципально-частного партнёрства.

14.

Волчанский трамвай такой маленький и заповедный, что здесь вагоны оборачиваются прямо через трамвайное депо, и можно легко таким образом посетить его территорию.

15.

Официальное название южной конечной - Волчанск-2.
Несмотря на такое состояние инфраструктуры, городской трамвай востребован - с поправкой на маленький размер и депрессивность Волчанска. Кроме трамвая в городе нет городского общественного транспорта, при этом Волчанке и Лесной Волчанке без общественного транспорта не обойтись.
Раньше конкуренцию трамваю составляли междугородние автобусы, идущие с автовокзала в Лесной Волчанке на Карпинск и Краснотурьинск (да и то их расписание было согласовано с трамвайным графиком таким образом, чтобы они отправлялись в разное время).
Но с 2010 г. автобусы направлены из северной части города напрямую на объездную дорогу, и трамвай остался вне конкуренции; можно сказать, что в Волчанске существует осмысленная транспортная политика, что можно поставить в пример подавляющему большинству городов нашей страны.
Правда, между Волчанкой и Лесной Волчанкой курсируют маршрутки, но они это делают не очень регулярно (я за несколько часов пребывания в городе видел их только один раз), и они заканчивают работу раньше трамвая.
В общем, в отличие от того же Краснотурьинска, в Волчанске существование трамвая выглядит осмысленным.
Как ни странно, местному трамваю помогает и то, что Волчанск очень маленький: меньше присущего большому городу отстранённого отношения, местные (включая администрацию) справедливо относятся к трамваю как к главной местной фишке. Ремонт путей и контактной сети производится своими силами, чуть ли не вручную, заметного вандализма с 1990-х гг. (когда активно крали контактный провод) не было.
Трамвай в Волчанске имеет совершенно европейское преимущество: он ходит чётко по расписанию - 4 рейса утром, 5 рейсов вечером, перерыв с 10 до 16. На преодоление линии у вагонов уходит 30 минут.
Расписание вывешено на конечных (этому тоже поучиться бы той же Москве), и к моменту прихода трамвая всегда скапливается некоторое количество пассажиров.

16.

Вагоны конечно не заполненные, но и не пустые.

17.

Точных данных пассажиропотока я не нашёл, но, по моей оценке, он может достигать нескольких сотен человек в день, что не так уж мало для 9-тысячного города.
Всего в городе 5 вагонов (2 КТМ-5, 1 "Спектр", который не используется из-за проблем с эксплуатацией, 1 КТМ-8, 1 КТМ-19). На линии используется один вагон; таким образом, волчанскую трамвайную систему можно назвать одной из самых обеспеченных подвижным составом в стране.

18.

Не только транспортная диковинка, но всё же ещё и транспорт.
Стоит распространить волчанское отношение к трамваю во всероссийском масштабе, я считаю.

19.

Пожалуй, главная достопримечательность Волчанска - это его трамвайная система. Во многом именно благодаря трамваю город, состоящий из двух частей с общей численностью населения 9.5 тыс.чел, сохраняет статус города.

Трамвай начал работу здесь в 1951 году, тогда он соединял Северную Волчанку с кирпичным заводом. Чуть позже линия была продлена в южную часть тогда еще не города.

Работали вагоны МТВ-82 и КТМ/КТП-1

На линии было три разъезда, под эксплуатацию 4 поездов. Всего, вместе с междугородней линией на Карпинск, работали 7 поездов.

01. Вагон прибыл на конечную

02. Догоняем его

Трамвай здесь работает утром и вечером с интервалом около часа.

03. И отправляемся!

Вагон немного потряхивает в стороны, но грохота нет.

05. Тут сохранились старые билеты, те самые, которые по 3 копейки. Но с надпечаткой "16 руб".

06. Выезжаем из этой части города

07. Путь пролегает по лесу

09. Густой лес иногда сменяется небольшими полянками.

10. Трасса делает несколько поворотов. Кстати, каждый поворот, или, если правильно, "кривая", имеет свое название.
"Кривая "Вольф"", "Кривая "Манасьян"", Большая и Малая кривые.
Необычно.

Раньше на линии были разъезды, поскольку работали два вагона, а в прежние времена - даже 4, что обеспечивало интервал в 15 минут.

(фото А. Оландера, 1995)

13. На прямых участках трамвай разгоняется до 30 км/ч, а средняя скорость по трассе - 24.5 км/ч, что соответствует скоростному трамваю!

14. Въезжаем в Волчанку
(Это может быть волчанка …)

16. Застройка представлена в основном хрущевками, а в центре более старые трехэтажные здания

17. Есть и заброшенные

18. По улице Карпинского подъезжаем к центральной площади, где линия поворачивает на ул. Советскую.

19. Остановка с киосками

20. Улица Советская

22. Конечная

23. Вагон уезжает на разворотное кольцо, проходящее через депо

24. Работники депо показали нам в кабинете директора диплом Книги рекордов России

Самый маленький город с трамвайным движением.
25. Руководство интересуется мировыми трендами в транспортной сфере

26. Чуть позже подъехал и сам директор МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» Криницин А.В. . В краткой беседе с ним мы выяснили, что трамвай в Волчанске работает благодаря ежегодному финансовому обеспечению от региона. Депутаты областного законодательного собрания поддерживают интересы этого небольшого города.

В качестве сувенира мы подарили директору значок с эмблемой нашей инициативной группы

27. Самый новый вагон в Волчанске - КТМ-19 2007 года выпуска. Работает в основном зимой

28. В ремонтном боксе находится вагон КТМ-5 №8

21. Новые шпалы. Они пропитаны не креозотом, а специальным антисептиком, который имеет зеленоватый цвет. Такие шпалы могут служить до 60 лет, в отличие от обычных

22. На территории депо стоит кузов вагона МТВ-82

23. Также в депо стоит вагон "Спектр", который выведен из эксплуатации все по той же причине, что и аналогичные вагоны в Краснотурьинске - проблемы с электроникой

25. Рельсы здесь достаточно старые.

27. Вагон №7, модели КТМ-5

28. Совершив последний утренний рейс, вагон 71-608КМ №1 возвращается в депо. Кстати, вагон этот достаточно молодой - 2000 г выпуска.

29. Днем в движении перерыв, вагон стоит на кольце у здания депо

30. Кольцо, часть пути проходит вдоль дороги

Кольцо - направо, а в направлении дороги до 1995 года было продолжение линии, которая шла на угольный разрез №5, а в 1953-1965 гг здесь также была междугородняя линия, соединявшая Волчанск и Карпинск:

В Карпинске до 1994 года тоже было трамвайное движение, кольцевой маршрут через город. Не сохранили...

32. Опоры контактной сети в направлении участка линии на разрез

34. На кольце лежат рельсы еще более старые, чем в депо

37. Этот рельс поддерживает опору. Изготовлен 100 лет назад

Трамвайная система Волчанска уникальна. Это один из самых интересных объектов, что мне доводилось видеть. Я очень надеюсь, что трамвай в этом городе будет продолжать работать и дальше. Хочется пожелать удачи работникам и руководству в их нелегкой работе!

В следующей части расскажу о неожиданной встрече, угольном разрезе, и о центральной части Волчанки.

Волчанск - самый маленький город в России с трамвайным движением. Его население - около 10 тыс. жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один вагон.

Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств.

Основной текст взят с википедии.

Схема маршрута

Грустный фильм о Волчанском трамвае

1. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

2. В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.

3. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.

4. Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии - около 7-8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии - кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада.

5. Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

6. Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

7. Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон.

8. С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

9. Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3).

10. В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

11. Депо отапливается печкой.

12. Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети.

13. Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.

14. Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

15. Склад ходовых электродвигателей.

16. В ванне разводят мальков.

17. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас - не знаю. Но информации о закрытии не нашел.

18. Зимняя защита от холода.

19. Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011).

20. Трамвайная линия дважды пересекается с железной дорогой: в одном случае - с малоиспользуемой ж/д веткой, а в другом - с бoлее неиспользуемыми подъездными путями к бывшему лесозаводу.

21. Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций.

22. Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таёжному лесу.

23. Вот такой вот необычный трамвай.

Виртуальная экскурсия по линии.

Большое спасибо директору Волчанского трамвая и всем сотрудникам за гостеприимство и помощь!