Выразительные средства в публицистическом тексте. Речевые штампы и проблема выразительности в художественном и публицистическом стилях Средства эмоциональной выразительности публицистическом стиле

Любой функциональный стиль языка - это подсистема, обладающая совокупностью стилистически значимых языковых средств. Они являются неоднородными и каждый из них представляется рядом жанровых разновидностей. Благодаря целям общения, а так же многообразию речи создается жанровое многообразие с различными коммуникативными направленностями, или же целями общения. Именно цели общения являются определяющим звеном при выборе стилистических приемов, а так же композиционной структуры речи для любого конкретного случая.

Еще в древности было известно, что воздействующая сила речи увеличивается, если ее чем-нибудь выделяют. Существует огромное количество выразительных средств (эмоционально-оценочная лексика, тропы, синтаксические конструкции, в том числе фигуры и др.), при помощи которых журналисты пытаются привлечь внимание аудитории. Они расставляют различные акценты и экспериментируют с языком. Так же они ловко сочетают стандарт и экспрессию.

Известно, что для каждого функционального стиля характерен свой собственный набор воздействующих средств. Они сами по себе вытекают из стилистических особенностей данного стиля. Тем не менее достаточно редко можно встретить абсолютно чистый образец какого-либо стиля. Намного чаще мы сталкиваемся с разного рода внешними внедрениями, которые адаптированы специально для данного конкретного текста.

Это особенно важно для публицистики, ибо она объединяет в себе большое множество различных тематик. Это прежде всего политика. Поэтому публицистическим текстам политической тематики будут соответствовать стилистические заимствования из официально-делового функционального стиля. Если это тексты научной тематики – из научного стиля. Культурной – из художественного текста. Говоря об интервью не стоит забывать о разговорно-бытовом стиле и т.д.

Таким образом, можно говорить только о характерных для данного стиля в той или иной степени средствах языкового воздействия, ибо все они всегда присутствуют в языке.

Г. Я. Солганик полагает, что категория экспрессивности «в рамках газетно-публицистического стиля целесообразно рассматривать как видовое понятие по отношению родовому - оценочности» Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова// Поэтика публицистики/ под ред. Г. Я. Солганика.-Москва, 1990.-С. 9.. В языке СМИ назначение эмоционально окрашенных составляющих это не столько образность (как, например, в художественном стиле), сколько создание оценочного эффекта, либо положительного, либо отрицательного.

Главным образом оценочность выражается в лексике. Это частое употребление качественно-оценочных прилагательных и существительных, метафор, фразеологизмов, в использовании особых синтаксических средств. К выразительным средствам нужно отнести слова и выражения, чьей главной особенностью является эмоциональная окрашенность, которая служит для обозначения как положительной, так и отрицательной оценки. Эмоциональное воздействие благодаря разнообразным экспрессивно - образным средствам языка, таким как тропы, лексические средства п т.д.

Под влиянием экспрессивной функции публицистика преобразует, слова, принадлежащие к разным сферам языка, тем самым придавая им оценочное звучание. Метафоры в подобных текстах пользуются огромной популярностью. Прежде всего это выражается в переносном употреблении специальной лексики.

Благодаря метонимии авторы реализовывают разного рода ассоциации по смежности явлений и предметов. Фразеологизмы так же являются важнейшим средством выразительности в публицистике, вместе с афоризмами и пословицами. В статьях перефразируются названия фильмов, известных книг, песен, фрагментов рекламных роликов, известные высказывания политиков и пр. Кроме того, в языке газеты достаточно часто используются каламбуры (фр. calembour- словосочетание, которое содержит в себе игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова).

Как средство воздействия образность главным образом принято связывать с художественной литературой или с поэзией. Тем не менее, публицистические тексты зачастую не менее образны. Их образность определена несколько иными задачами и подходом к действительности. Ведь художественная литература по большому счету является вымыслом, а публицистическая же – документальна. Изображая действительность, писатель косвенно выражает свою собственную точку зрения, посредством описанных им ситуаций и через своих героев. Публицист, в свою очередь, открыто выражает свое мнение, агитирует и пропагандирует.

В обоих случаях воздействие на читателя достигается за счет яркости, образности, а так же эмоциональности текста. Все это в некоторой степени роднит художественную литературу с публицистикой.

Большинство исследователей полагает, что в последнее время публицистические тексты подверглись достаточно серьезным изменениям. Прежде всего, это связанно именно с преобладающей задачей прессы – повлиять на общественное мнение, оставаясь при этом доступным любому читателю, независимо от его уровня образования и культуры. В следствие чего, публицистический стиль стал более «демократичным» и разговорным. В нем появились абсолютно новые черты, такие как элементы эпатажа, вульгаризмы, грубая игра слов, смешение разных культурных традиций.

Публицистический стиль по своей структуре неоднороден. Он подразделяется на различные жанры. Существуют три группы жанров данного стиля:

1)Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и т.д.) Их целью является оперативное, точное и беспристрастное описание событий и фактов. В данном случае роль журналиста как сочинителя, художника, минимальна. В СМИ подобные тексты являются основными хранителями оперативной информации, что позволяет аудитории постоянно наблюдать и быть в курсе наиболее значимых и интересных событий в разных сферах действительности.

2) Аналитические (статья, версия, комментарий, аналитический отчет, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и т.д.).В подобного рода текстах проводится анализ и синтез информации и фактов. Журналист уже не просто передает «сухую» информацию. Его главной задачей является оценка предлагаемой информации, а так же донесении своих собственных выводов до аудитории.

3)Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграф, житейская история и т.д.). Именно этим жанрам публицистических текстов в наибольшей степени свойственны образность, эмоциональность, а так же большое количество изобразительных средств, которые обычно характерны для художественной литературы.

воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

  • вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

  • неологизмы или новые авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

  • стандартные конструкции:

Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;

  • синонимы: …

двое 17-летних юнцов. Подростки попали..

  • многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:

иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;

  • аббревиатуры:

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

  • всевозможные средства словесной образности ():

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,(инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).

Морфологические особенности публицистического стиля

  • специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:

Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..

  • частотность личных местоимений 1 лица:

Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…

Синтаксические средства связности в публицистическом стиле

Этот синтаксис иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.

  • повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения:

А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ

  • парцелляция — выделение части предложения в отдельное предложение:

Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.

  • сегментация — вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:

Выборы в Приморском крае: кто победит?

  • инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.

использование стилистических фигур:

  • анафора — повторение начала слов ряда предложений или оборотов речи:

Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)

  • риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:

Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)

  • риторическое восклицание — выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:

Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)

  • параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или их частей:
  • эпифора — повторение слов или сочетаний в конце конструкции:

Преклоняя колена клянемся — не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся — не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)

  • антитеза — построение, основанное на противоположности картин, характеров, предметов и т.д.:
  • оксюморон — сочетание противоположных друг другу по значению слов в одном художественном образе:

Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)

  • градация — постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений и других средств художественной выразительности:

Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!

  • эллипсис — пропуск слов или фактов, читающихся в контексте:

Время — к восьми (из газет)

Текстовые особенности публицистического стиля

  • относительно краткие предложения:

В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.

  • абзацное деление по целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение:
  • «яркий» заголовок о информации или содержании текста, который сразу же привлекает внимание читателя:
  • эмоциональный повтор как средство связности:

Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.

  • сравнение как способ доказательства:

Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.

О чертах и жанрах публицистического стиля читать

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Тема : Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

Обобщить знания об особенностях публицистического стиля;

Понимать цель публицистического высказывания; знать сферы применения, основные признаки, языковые особенности;

Уметь анализировать тексты публицистического стиля.

Оборудование:

    схема « Публицистический стиль и его признаки»;

    раздаточный материал;

    компьютерная презентация.

Ход урока.

1.Слово учителя.

В прошлые годы мы с вами обращались к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля.

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдем к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.

Человек, хорошо владеющий словом, приемами риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант к добру. Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это закончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно. Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве». Это произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С. Пушкина « К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается?

(В наиболее острые для страны, переломные моменты истории – Великая Отечественная война, перестройка и др.)

Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

2.Обобщение знаний по теме «Публицистический стиль речи». (С опорой на домашнее задание, учебник Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. для 10-11 классов, стр.229-230, 232,237,241) Работа по таблице, краткие записи в тетрадь.

Публицистический стиль и его признаки

3. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

    Анализ текста публицистического стиля (раздаточный материал).

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.

Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума.

Д.С. Лихачев.

Схема анализа на слайде.

    Цель публицистического высказывания

    Стилевые черты.

3. Лексические языковые средства.

4. Синтаксические средства.

2.Совместная работа по учебнику (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. для 10-11 классов)

1.Упр.389 Определите, в каких стилях речи употребляются приведенные фразеологизмы. Подтвердите свои выводы, построив с ними предложения.

2.Упр390 Сгруппируйте слова в зависимости от того, к какому стилю речи они могут принадлежать.

4.Выводы, подведение итогов урока.

Назовите сферы употребления публицистического стиля (общество, политика, экономика, культура)

Назовите телепередачи, которые, на ваш взгляд, являются публицистическими, аргументируйте свой ответ(«К барьеру», «Пусть говорят», «Народ хочет знать»)

5.Домашнее задание.

Упр. 392. Назвать признаки публицистического стиля, указать образные средства языка, найти авторские знаки препинания, определить их роль в тексте.

Повторить основные жанры публицистического стиля.

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

Оценочность,

Призывность

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью . Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность . Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства , прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи .

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики (общественное мнение, воротилы шоу-бизнеса), а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с) (антифашизм, деморализация, межрегиональный), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, слов в переносном значении, ярко окрашенных эмоциями слов.

Средства эмоционального воздействия, используемые в этом стиле речи, многообразны. Большей частью они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той разницей, что основным их назначением является не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, кроме того, содержание публицистических произведений служит передаче сообщений и разъяснению, комментированию событий.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя медлить ни одного дня, ни одного часа, ни одной секунды), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).

Сюда также относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логичностью текста, смысловым выделением особо важных слов, сочетаний, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика обновляется в результате возрождения известных ранее слов, которые получили новое значение. Например, слова предприниматель, бизнес, рынок и др.

В публицистическом стиле речи, как и в научном, нередко используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Кроме того, для публицистического стиля характерно наличие риторических вопросов (До каких пор мы должны это терпеть?) и восклицаний (Предателям в нашей стране делать нечего!)

Образец текста публицистического стиля:

«Как передает наш специальный корреспондент, вчера вечером над центральными районами Тульской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В нескольких деревнях в результате удара молнией возникли пожары. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильный паводок, в результате произошло затопление обширной территории. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами». (Информационная заметка в газете)

В целом, публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (в газете, журнале), в политических выступлениях, речах на собраниях и т.д. Публицистичность -- это искусство аргументации, убеждения, поэтому нестандартность и яркость выражения усиливает действенность речи.