Сборный монолитный каркас. Железобетонный каркас многоэтажных зданий. Стены из крупных панелей

Монолитный каркас дома

Пример построенного монолитного каркаса
дома. Щёлкните на фото для увеличения.

Строительство частного дома на основе монолитного железобетонного каркаса — это практически идеальный способ строительства дома. Железобетонными получаются фундамент, несущие колонны и перекрытия, а стены заполняются кладкой из блоков. Дом получается суперпрочным; фактически эта же технология используется при строительстве современных небоскрёбов. Если в доме планируется цокольный этаж, то он тоже делается из монолитного железобетона.

Достоинства СМК из железобетонных изделий

Железобетон может использоваться как конструкционный материал во всех конструкциях, таких как здания, санитарии, водоочистные сооружения, канализационные системы, плотины, гидроэлектростанции, здания, мосты, виадуки и т.д. главный вопрос - знать, когда использовать предустановленный или предварительно нарисованный.

Стоит только использовать претензию, если сравнение между двумя возможностями демонстрирует преимущество. Например, сегодня, чтобы построить мост пролета более 20 метров, ни один из них не является общим железобетоном. Уже в маленьком понтильяне, с пяти метров, его не стоит защищать, - утверждает профессор. Основным ограничением претендента является его высокая стоимость. Сама сталь более дорогая, чем обычная железобетон.

Строительство дома на основе монолитного каркаса позволяет реализовывать любые планировочные задумки. Можно делать комнаты разной площади, высоты и формы. Можно не привязываться к стандартным размерам бетонных изделий (плит перекрытий). В слишком больших комнатах могут появляться несущие колонны на «территории» комнаты, это неизбежно.

Основные конструктивные узлы

Среди основных преимуществ железобетона - тот факт, что он экономичен, поскольку он имеет сырье с невысокой стоимостью и относительную скорость строительства. Поскольку это материал, который нуждается в простом оборудовании для подготовки, транспортировки, уплотнения и вибрации, он не требует особого мастерства. «Это прочная, непроницаемая структура, если она правильно дозируется и противостоит пожару, атмосферным воздействиям, механическому износу, ударам и вибрациям», - сказал профессор.

Однако он указывает, что решение также имеет некоторые недостатки, такие как высокий вес и трудность проведения реформ и сносов, которые становятся трудоемкими и дорогими. Хотя он широко используется в крышах, железобетон не обеспечивает адекватную изоляцию и теплоизоляцию, особенно когда они установлены в массивных плитах с уменьшенной толщиной. Поэтому он будет влиять на комфорт здания, - отмечает он.

Бетонный каркас редко строят «вручную», с использованием непрофессиональной рабочей силы. Обычно нанимают нормальную строительную фирму. Бетон , конечно, тоже используется покупной. Для уплотнения бетонной смеси после заливки используется электрический вибратор.

В монолитном строительстве бетонные работы можно выполнять единовременно, когда заливается вся бетонная конструкция, либо поэтапно, когда бетон заливается частями. Понятное дело, что нельзя залить двухэтажный каркас дома сразу целиком. Поэтому бетон заливается этапами, по мере затвердевания предыдущей части конструкции: например, несущие колонны на втором этаже заливаются после затвердевания монолитного между первым и вторым этажом.

Конструирование монолитных и сборно-монолитных зданий

Для использования железобетона в Бразилии существуют два основных технических стандарта. Одной из характеристик железобетона является растрескивание, неизбежный процесс. Если нет трещин, то сталь не может помочь конкретному сопротивлению напряжению. Необходимо жить с ним и то, что проповедует техническая норма, - держать их под контролем и в разумных пределах, - говорит он.

Он также советует следить за растрескиванием, поскольку он может стать вредным и нанести ущерб как ускорение в окислении брони. Коррозия стали - еще одно действие, которого нельзя избежать. Это действие не гарантирует начала коррозии, хотя обычно это происходит, как объясняется в литературе. Это медленный процесс, который может занять сотни лет, но есть возможность. Таким образом, стандарт определяет срок службы конструкции и указывает на необходимость ухода, например, избегать прямого контакта с дождевой водой и обеспечения адекватного дренажа на этапе проектирования, - говорит он.

В этом моменте возникает понятие холодного шва . Температура здесь не причём, холодный шов — это граница между застывшим бетоном и новой партией свежезалитого бетона. К сожалению, холодный шов — это слабое место в бетонном каркасе дома, сцепление бетона здесь хуже, чем в просто едино-монолитном бетоне.

Но не нужно сильно переживать по этому вопросу. Появление холодных швов неизбежно при строительстве монолитного бетонного каркаса дома. Поэтому, чтобы улучшить сцепление застывшего бетона со свежим, поверхность застывшего бетона обязательно очищается от пыли, грязи, воды, а также цементной плёнки, возникшей из-за наличия солей.

Стены из крупных панелей

Производство цемента - это процесс, который потребляет большое количество энергии. Достоинство нынешней инженерии заключается в том, чтобы иметь возможность строить как можно меньше бетона. Рекомендация заключается в изучении альтернатив и, по возможности, выборе более устойчивого материала. Хороший проект железобетона может представлять собой наименьшее возможное количество сырья, - говорит специалист.

Серии панельных домов

В Бразилии в некоторых зданиях есть лестницы, цистерны и резервуары, построенные в бетоне. В этом есть преувеличение, потому что есть несколько возможностей, таких как пластиковые коробки и металлические или деревянные лестницы. Но поскольку дизайнеры и строители уже привыкли к конкретному, они не учитывают другие альтернативы, - добавляет он.

Монолитные перекрытия изготавливаются с использованием горизонтально выставленной опалубки (например, из влагостойкой фанеры), установленной на множестве вертикальных металлических стоек-домкратов. На опалубке вяжется арматурный каркас, который потом заливается бетоном. Подпирающие стойки из-под перекрытия убирают постепенно, по мере схватывания бетона.

Он имеет опыт работы в области гражданского строительства с акцентом на «Бетонные конструкции», работая в основном по следующим темам: экспериментирование бетонных конструкций, структурное проектирование бетонных и сборных железобетонных конструкций. Получить документацию Спросите цену свяжитесь с производителем, где купить этот продукт?

Диапазон монолитных каркасных конструкций, изготовленных из бетона, квадратного или прямоугольного сечения для строительства подземных проходов или технических галерей с периферийной канавкой и скошенными краями для уплотнения. Упаковка: на лотке Исполнение: установка на бетон чистоты; плиты со специальными приспособлениями для обработки. Отделка: гладкая или матовая. . Другие технические характеристики продукта.

В перекрытии нужно предусмотреть технологические отверстия: для дымохода, вентканалов, кабелей, труб канализации, воды и отопления.

При строительстве несущих колонн, в отличие от перекрытий, может потребоваться бетон с более высокой подвижностью . Причина в более обильном армировании колонн, а бетон должен занять все имеющиеся пустоты в объёме. Подвижность не должна достигаться излишним добавлением воды. Подвижные бетонные смеси обозначаются П1, П2, П3, П4 и т.д.

Одиннадцать внутренних размеров от 1, 5 до 5 м и позволяют реализовать более 50 моделей. Уплотнение между элементами, выполненными путем заполнения канавок жидким раствором, мастикой вдоль фасок и укладкой самоклеящихся или битумных полосок. В этой статье мы рассмотрим преимущества и недостатки сборных железобетонных железобетонных навесов, учитывая только те, которые имеют особые отличия по сравнению с стальными навесами, которые мы уже выделили. Другие преимущества и недостатки, хотя и важные, были опущены, поскольку они не имеют отношения к рассматриваемой теме и будут рассмотрены в будущих статьях.

Для монолитных колонн обычно применяется специальная съёмная многоразовая опалубка. Экономить тут не надо, иначе опалубку может разорвать давлением изнутри. Нормальные строительные фирмы имеют такую опалубку, хотя её использование стоит недёшво. Люди, которые заливают несущие колонны сами, вынуждены для колонн строить очень прочные опалубки. Иногда строят «несъёмную опалубку» из кирпича.

Хотя в этой статье неизбежно будут некоторые повторения, содержащаяся информация поможет предоставить ряд элементов, чтобы облегчить первую ориентацию в особенностях двух конструктивных технологий. Вместе с тем ясно, что необходимо принять обоснованное и эффективное решение в отношении конкретных потребностей, которые должен удовлетворить сарай, необходимости будущих расширений, климатических аспектов района поселений и других факторов, которые вместе могут привести к а не другой.

Разновидности железобетонных каркасов

Хорошая теплоизоляционная способность. Большое количество материала горной породы, присутствующего в железобетоне, дает материалу замечательную способность изолировать окружающую среду от теплообменников с внешним видом. Хорошая устойчивость к ветру и пиковые нагрузки. Замечательная масса и размер структурных элементов железобетонных сборных конструкций придают этим структурам особую устойчивость к горизонтальным тягам ветра и воздействию пиковых нагрузок.

Важно залить колонну сразу целиком, чтобы избежать появления в колонне холодного шва. Он появится только в месте стыка колонны и перекрытий. Холодный шов колонны должен быть горизонтальным.

Бетонные работы очень желательно проводить при положительной температуре. Есть добавки в бетон для работы с ним в холодное время, также иногда используются греющие кабели. Можно также соорудить шатёр из полиэтиленовой плёнки над стройкой, но всё же по возможности лучше работать с бетоном в тёплое время года.

Значительная устойчивость к атмосферным агентам и агрессивным газам. Бронированный бетон обычно не боится воды или снега. Кроме того, отсутствие металлических компонентов, обнаруженных или, в любом случае, почти несуществующих, на практике ненадежны агентами, такими как коррозионные газы, кислотные дожди или другие факторы, действующие в результате реакции с металлическими компонентами.

Тем не менее, необходимо сделать отдельную дискуссию относительно действия льда в циклах замораживания и оттаивания, для которых делается ссылка на нижеследующий раздел, посвященный недостаткам железобетона. Повышенные запасы безопасности для определенных типов стресса. Поля безопасности, обеспечиваемые железобетоном, в разных условиях и для определенных типов напряжений, как правило, выше. Будучи довольно сложным, мы ссылаемся на углубленное исследование. Дискретная акустическая изоляция. Значительно больше, чем сталь, железобетон представляет собой барьер для звуковых волн, что демонстрирует высокую акустическую изоляционную способность.

Заполнитель стен в монолитном каркасе не обязан быть очень прочным, ведь нагрузку несут железобетонные колонны. Стена в данном случае лишь выполняет ограничивающую и теплозащитную функцию. Фактически, заполнять стены в монолитном каркасе дома можно любым материалом: тёплой керамикой , обычным кирпичом , блоками из ячеистого бетона (пенобетон, газобетон и др.), арболитом и т.д.

Интересные эстетические качества С бронированным сараем, если он спроектирован и спроектирован должным образом, вы можете получить отличный эстетический эффект, даже просто играя с одинаковыми объемами бетонных конструкций и прокладок. Относительная легкость, с которой можно моделировать этот материал, придавая ему округлость и скос, а также «полноту» внешнего вида железобетонной среды, уменьшает необходимость прибегать к дополнительным эстетическим элементам, потребность в которых наиболее ощущается сталь.

Хорошая огнестойкость Конструкция железобетонного сарая может выдерживать пожар без провисания в течение достаточно долгого времени. Эта особенность присутствует в меньшей степени в стальных сараях, где металл подвергается прямому воздействию огня, без какой-либо защиты.

Можно использовать комбинации стеновых материалов. Например, снаружи облицовочный кирпич, внутри тёплая керамика. Или вариант дороже: облицовочный кирпич + тёплая керамика + внутренний слой обычного рядового кирпича. Третий внутренний слой кирпича в данном случай нужен для комфортного использования стены: удобно штробить, сверлить, крепить, гарантированно ничего не вывалится из стены.

Больше веса и объема конструкции. По сравнению со стальной конструкцией, бронированный бетон, поддерживающий нагрузку и другие параметры, имеет больший объем и вес. Больше трудностей при транспортировке и сборке. Прежде всего, больший вес и объем железобетонных балок и колонн приводят к большим трудностям транспортировки, а также к сборке по отношению к стали, которые явно превращаются в более высокие относительные затраты.

Необходимость более крупных фондов. Всегда наибольший вес, требует более объемных фундаментов и, как правило, более трудоемко строить. Меньшая устойчивость к сейсмическим событиям. Больший вес железобетонных конструкций, а также проблемы сопротивления в соединениях между компонентами конструкций по разным причинам, к сожалению, не редкость, обычно приводят к одинаковым нагрузкам и другим факторам, меньше сопротивляемости землетрясениям таких сборных, чем таковые из стали.

У домов на основе монолитного ж/б каркаса могут промерзать монолитные перекрытия, если они выходят наружу и не утеплены. Теплопроводность железобетона примерно 1,69 Вт/(м·°C), а это неслабый мостик холода внутрь дома. Поэтому все торцы перекрытий нужно обязательно утеплять.

Колонны монолитного каркаса нужно «ставить» ко внутренней стороне стены. Перекрытие заходит дальше колонны и стеновой материал «обходит» колонну снаружи. Таким образом, несущие колонны постоянно находятся в зоне тепла и не промораживаются зимой. Это продлевает срок жизни колонн, хотя он и так очень большой.

Самая большая проблема в этом отношении связана с перекрестками, используемыми в сборном железобетоне между балками и колоннами. В настоящее время действующее законодательство предусматривает использование специальных соединений для противодействия землетрясениям.

Также следует отметить, что эта проблема возникает с сборными железобетонными навесами, а не с теми, что были на месте, только из-за различных типов используемых соединений. В последнем случае соединения фактически насыщены и «влажны», в то время как вначале они тележки, шарниры и сухие. В последнем случае проблема заключается в том, что лучи под горизонтальными напряжениями землетрясения стремятся выйти из своих опор, фактически фактически «прислонившись» к их опорам, а затем опустившись, а прежние вместо этого сохраняют свою позицию благодаря к арматурным стержням, которые гарантируют непрерывность между столбом и балкой.

Место в наружной стене, где находится несущая колонна, может получиться с плохим сопротивлением теплопередаче . Поэтому, возможно, на этом участке стены придётся использовать утеплитель.

Хотя колонну надо прижимать к внутренней стороне стены, не нужно делать одинаковую ровную поверхность, колонна должна быть незначитетельно утоплена внутрь. Благодаря этому, если стены потом будут штробиться, штробы не пойдут по колонне.

Таким образом, строительство сборного сарая менее безопасно, чем строительство сарая на участке. Меньшая устойчивость к циклам мороза и оттаивания. Бетон, основной компонент железобетона, имеет особую чувствительность к циклам мороза и оттаивания, что может быть проблемой в холодном и влажном климате. Проблема очевидна с использованием различных механизмов при подготовке самого бетона. Для более детального изучения этой темы, пожалуйста, обратитесь к статье о проблемах мороза для цемента.

Менее эффективное использование пространств Верхний размер столбов приводит к большему пространству, чем доступное пространство, которое менее эффективно используется, чем то, что происходит в соответствующем сборном стальном сарае. Более сложная разборка и последующая новая сборка в другом месте. Хотя сборный железобетонный навес, если он спроектирован и спроектирован таким образом, может быть демонтирован и перенесен в другое место, эта операция, как правило, сложнее, чем со стальными навесами.

Как мне сказал один архитектор, есть риск подсоса влаги монолитным бетонным каркасом от бетонного фундамента. В этом случае необходимо отделить каркас от фундамента гидроизоляцией. Т.е. каркас будет стоять на фундаменте на гидроизоляционном слое. Того, что нет прямой цельной связи между фундаментом и каркасом бояться не стоит, сила тяжести всё держит крепко. Дом и так суперкрепким получается.

Дома на монолитном каркасе хорошо подходят для сейсмоопасных регионов России (Сочи, Екатеринбург и другие районы).















Игорь (15.12.2015 11:36)
Не понимаю тех кто "парится" по поводу "дороговизны и сложности" жб каркаса. В газобетонных - пенобетонных стенах, под перекрытие монолитные армпояса устраивают в обязательном порядке, надо только добавить колонны и вот он - каркас (упрощенно) практически готов.... И в таком разе у вас получается совершенно иной по качеству дом, которому не страшны очень сильные землетрясения, просадки грунта.... при сильном пожаре - каркас удержит перекрытия (жб) и позволит безопасно эвакуироваться.... Не приходилось ли кому видеть растрескавшиеся стены газобетонного дома (иногда в них можно кулак просунуть) ? Такой дом становится непригодным (небезопасным) к проживанию и деньги затраченные на его строительство, во многом можно считать утраченными, плюс стоимость демонтажа.... Да, такие случаи не массовые, но кто даст гарантию, что "сэкономленное " на колоннах не аукнется именно вам.... Англичане в этом плане правы (хоть и не люблю я их) - свой дом должен быть крепостью))))






→ Схемы зданий


Железобетонные каркасы зданий и сооружений


Каркасы одноэтажных зданий. Элементы каркаса. Основные элементы железобетонного сборного каркаса одноэтажных промышленных зданий: фундаменты, фундаментные балки (рандбалки), колонны, подкрановые балки, несущие элементы покрытия (фермы, балки) и связи.

Все элементы сборных железобетонных каркасов унифицированы. Характеристика каждого из них дана в специальных каталогах. Для соединения сборных железобетонных элементов каркаса между собой, а также для крепления стен, покрытий и других элементов зданий они имеют закладные стальные детали.

Рис. 49. Общий вид сборного железобетонного каркаса: 1- колонна; 2 - подкрановая балка; 3 - ферма; 4- плиты покрытия; 5 – стальные рама фонаря; связи

Для строповки элементов каркаса при их транспортировании, складировании и монтаже в процессе изготовления в них закладывают монтажные (подъемные) петли из мягкой арматурной стали (класса А-1) или устраивают специальные отверстия. Сборку железобетонных элементов в каркас производят путем сварки стальных закладных деталей. На рис. 49 приведен общий вид сборного железобетонного каркаса одноэтажного промышленного здания.

Фундаменты. Под колонны каркаса зданий устраивают отдельно стоящие железобетонные фундаменты ступенчатой формы, имеющие в верхней части стакан, в который устанавливают колонны (рис. 50). Устройство этих фундаментов см. в § 24. фундаментные балки. В промышленных каркасных зданиях с шагом колонны 6 и 12 м фундаментные балки служат для опирания на них самонесущих стен и передачи от них нагрузок на фундаменты. Балки имеют тавровое (рис. 51) или трапецеидальное поперечное сечение. Длина основных балок при шаге колонны 6 м-4950 мм, при шаге 12 м- 10700 мм.

Рис. 50. Опирание колонны на фундамент: 1 - колонна; 2 - фундамент

Рис. 51. Фундаментная балка

Балки, укладываемые у торцов здания и температурных швов, где шаг колонн уменьшен, на 500 мм короче основных -4450 и 10 200 мм. Толщина балок для кирпичных стен-250, 380 и 510 мм, блочных -380 и 510 мм, панельных -200, 240, 300 и 400 мм. Высота фундаментных балок 400 и 600 мм.

Балки длиной 6 м изготовляют без предварительного напряжения, длиной 12 м-предварительно напряженными.

Рис. 52. Опирание фундаментной балки: 1 - фундаментная балка; 2 - бетонный столбик; 3 - фундамент

Под наружные стены балки укладывают с внешней стороны колонны, под внутренние стены - между колоннами на продольной раз-бивочной оси. Балки опирают непосредственно на ступени фундаментов или на бетонные столбики (рис. 52), выложенные по этим ступеням с таким расчетом, чтобы верхняя грань балок была расположена на отметке -0,030, т. е.на 30 мм ниже уровня чистого пола. Зазоры между торцами балок, а также между концами балок и колоннами заполняют бетоном марки 100.

По выровненной поверхности балок устраивают горизонтальную гидроизоляцию стен. Во избежание деформации балок при пучинистых (глинистых) грунтах, а также для защиты пристенной полосы пола от промерзания снизу и с боков фундаментных балок делают шлаковую подсыпку.

Фундаментные балки изготовляют из бетона марок 200-400, рабочую арматуру балок ФБ- из стали класса А-П, балок ФБН (фундаментные балки напряженные) - из стали класса А-Шв.

Колонны. В одноэтажных промышленных зданиях сборные Железобетонные колонны применяют сплошные прямоугольного сечения (рис. 53, а, б) и сквозные двухветвевые (рис. 53, в). В зданиях, оборудованных мостовыми кранами, колонны имеют консоли для опирания на них подкрановых балок, на которые укладывают рельсы для передвижения крана. Унифицированные колонны имеют высоту, кратную модулю 600 мм. Проектная высота колонны (Н) исчисляется от уровня чистого пола помещения, т. е. от отметки 0, 000 до верха колонны без учета ее нижнего конца длиной 900-1350 мм, заделываемого в фундамент.

Рис. 53. Типы сборных железобетонных колонн одноэтажных промышленных зданий: а - для бескрановых зданий; б-крановые прямоугольного сечения; в - крановая двухветвевая для средних рядов

Часть колонны, расположенную выше консолей, называют над-крановой, ниже - подкрановой. Надкрановую часть колонны, поддерживающую элементы покрытия, называют надколонником. В двух-ветвевых колоннах надколонник выполняют из одной ветви, вследствие чего для опчрания подкрановых балок создаются уступы. Верхний торец колонны имеет стальной закладной лист с анкерными болтами для крепления несущих элементов покрытия. Стальные закладные детали предусматривают также в местах установки подкрановых балок и связей и, кроме того, в боковых плоскостях крайних колонн (для крепления стен).

Для выверки положения колонн при их монтаже предусмотрены риски в виде вертикальных канавок треугольного профиля. Их наносят на четырех гранях колонн (вверху и внизу), а также на боковых гранях консолей колонн.

Колонны изготовляют из бетона марок 200, 300 и 400, рабочую арматуру - из стали класса А-Ш.

Колонны фахверка (вспомогательного каркаса) устраивают торцовых фахверках и фахверках продольных стен одноэтажных промышленных зданий при длине стеновых панелей 6 и 12 м.

Колонны рассчитывают на нагрузку от ветра и массыпанельныхстен. устанавливают колонны на самостоятельные фундаменты. Наружная грань колонн рассполагается в плоскости внутренней поверхности стен.

Колонны изготовляют из бетона марок 200--400, рабочая арматура - из стали класса А-Ш.

Рис. 54. Сборные железобетонные подкрановые балки: а -таврового сечения длиной 6 м б - двутаврового сечения длиной 12 м

Подкрановые балки служат для передвижения по ним мостовых кранов и являются продольными связями между колоннами каркаса. Балки устанавливают на железобетонные колонны при их шаге 6 и 12 м. Подкрановые балки имеют тавровое или двутавровое сечение. Балки пролетом 6 м изготовляют таврового поперечного сечения с утолщением стенки на опорах высотой 800 и 1000 мм (рис. 54, а), а пролетом 12 м. - двутаврового сечения высотой 1400 мм с усиленной верхней полкой (рисс 54, б). Верхние полки балок служат в основном для крепления к ним крановых рельс. В балках предусмотрены закладные детали, необходимые для крепления балок к колоннам и рельсовых путей к балкам. Все балки - предварительно напряженные.

Балки изготовляются из бетона марки 300-500, рабочая арматура-из высокопрочной проволоки Вр-П, стали класса А-Шв и др.

Стропильные балки. Их изготовляют односкатными, двускатными и с параллельными поясами (рис. 55).

Односкатные балки (рис. 55, а) применяют в покрытиях одноэтажных промышленных зданий пролетом 6-12 м, с шагом колонн 6 м и наружным водостоком. Двускатные балки (рис. 55, б) используют в покрытиях одноэтажных промышленных зданий при пролетах 6-18 м, шаге колонн 6 и 12 м с наружным и внутренним водостоком. Балки с параллельными поясами (рис. 55, в) применяют в покрытиях промышленных зданий с плоской кровлей при пролетах 12 и 18ми шаге колонн 6 и 12 м. Стропильные балки имеют тавровое или двутавровое сечение. В целях уменьшения массы балок и пропуска коммуникаций в их стенках устраивают отверстия различного очертания. Одно- и двускатные балки можно собирать из отдельных блоков с последующим натяжением пропущенной через них арматуры.

Балки устанавливают на железобетонные колонны или на несущие стены с устройством железобетонных подушек, а балки пролетом 18 м также на подстропильные балки. К колоннам балки покрытия прикрепляют анкерными болтами, выпущенными из колонн и проходящими через опорный лист, приваренный к закладной детали балки. Опорный лист балки прикрепляют к листу, заложенному в колонну.

В продольных температурных швах одну из балок устанавливают ца катковую опору.

Балки изготовляют из бетона марок 300, 400 и 500, рабочую арма-туру - из высокопрочной проволоки класса Вр-П или стержней из стали класса A-IV и А-Шв.

Рис. 55. Железобетонные балки: а - односкатные; б - двускатные; в - с параллельными поясами

Стропильные фермы - конструкции, состоящие из отдельных соединенных между собой стержней, образующих каркас.

Стержни фермы, расположенные по ее верхнему контуру, составляют верхний пояс, а по нижнему контуру - нижний пояс. Вертикальные стержни фермы называют стойками, наклонные - расколами. Стойки и раскосы, расположенные между верхними и нижними поясами, образуют решетку фермы, а точки (места), в которых сходятся концы стоек и раскосов,- узлы фермы. Участок между двумя соседними узлами называется панелью.

В зависимости от очертания верхнего пояса фермы делят на сегментные, с параллельными поясами и др. (рис. 56). Железобетонные фермы могут быть цельными или составными. Составные фермы выполняют из двух полуферм или нескольких блоков.

Рис. 56. Железобетонные предварительно напряженные Стропильные фермы: а - сегментная ферма; б - ферма с параллельными поясами

Их применяют в скатных и плоских покрытиях одноэтажных промышленных зданий пролетом 18 м и более. Устанавливают стропильные фермы на железобетонные колонны или подстропильные фермы. Для крепления ферм к колоннам (подстропильным фермам), а также к фермам плит покрытия, рам фонаря, связей в них предусмотрены соответствующие стальные закладные детали.

Фермы выполняют с предварительным напряжением нижнего пояса и растянутых раскосов (в фермах с параллельными поясами).

Изготовляют фермы из бетона марок 300-500, рабочую арматуру. - из высокопрочной проволоки Вр-Н и стержней из стали класса A-IV
и др.

Подстропильные фермы и балки применяют в покрытиях одноэтажных многопролетных промышленных зданий наряду со стропильными фермами и балками (рис. 57),

Подстропильные фермы и балки применяют в средних рядах зданий для опирания ферм или балок покрытия в тех случаях, когда их шаг составляет 6 м, а шаг колонн средних рядов - 12 м.

Подстропильные фермы (балки) устанавливают вдоль здания непосредственно на колонны, с которыми их скрепляют путем сварки закладных деталей. Все фермы (балки) имеют одинаковый пролет 12 м, кроме ферм, устанавливаемых в торцах здания и у поперечных температурных швов, пролет которых составляет 11, 5 м (в соответствии с расположением колонн). По концам и посредине (в нижнем узле) подстропильных ферм (балок) предусмотрены площадки для опирания стропильных ферм (балок). В площадках имеются закладные листы с приваренными к ним анкерными болтами.

Фермы (балки) изготовляют с предварительным напряжением нижнего пояса из бетона марок 400 и 500. Основная (напрягаемая) арматура - из высокопрочной проволоки класса Вр-11 и стали класса А-1У и др.

Связи. Жесткость сборного железобетонного каркаса в поперечном направлении (поперек пролетов) обеспечивается жесткостью самих колонн и их закреплением в фундаментах. В продольном на-правлении (вдоль пролетов) в зданиях с мостовыми кранами и без них при высоте более 9,6 м жесткость каркаса обеспечивается уста, новкой продольных вертикальных стальных связей(рис. 58), которые располагаются в каждом продольном ряду колонн у середины каждого температурного блока. Их выполняют из прокатных профилей и приваривают к специальным закладным деталям колонн.

Рис. 57. Подстропильные железобетонные предварительно напряженные конструкции: а - балка; б - ферма; в-деталь опиравши ферм покрытия на подстропильную ферму; 1 - подстропильная ферма; 2 - стропильные фермы; 3 - плиты покрытия; 4- закладные детали для крепления ферм; 5 - то же, для крепления плит


Рис. 58. Вертикальные связи между колоннами: а - крестовые; б - портальные; 1 -железобетонные колонны; 2 - подкрановые балки; 3 - балки (или фермы) покрытия; 4 - вертикальные связи

Кроме вертикальных связей между колоннами устанавливают также горизонтальные и вертикальные связи между фермами (балками) покрытия. Гори-, онтальные связи устанавливаются в горизонтальных плоскостях, е. в плоскостях верхнего и нижнего поясов ферм, вертикальные - в вертикальных плоскостях между фермами.

Каркасы многоэтажных зданий бывают рамного, связевого и рамно-связевого типа. Для зданий из сборных железобетонных элементов чаще применяют каркасы рамно-связевой системы (рис. 59).

Рис. 59. Многоэтажное здание с балочными перекрытиями рамно-связевой системы: 1 - самонесущая стена; 2 - ригель с полками; 3 - ребристые плиты; 4 - консоль колонны

Рис. 60. Колонны многоэтажных промышленных зданий

Основными элементами такого каркаса являются колонны, ригели, плиты перекрытий, связи.

Колонны (рис. 60) каркаса многоэтажных промышленных зданий обычно имеют сплошное прямоугольное сечение размером 400×400 или 400×600 мм, высоту на один или два этажа и выполняются консольного типа. В плане здания колонны имеют сетку 6×6 или 9×6 м.

Колонны нижнего этажа опирают на фундаменты стаканного типа. Колонны верхних этажей соединяют между собой путем сварки закладных стальных деталей. Торцы колонны снабжены стальными оголовками (сваренными из уголков и полос), к вертикальным стенкам которых приварены концы рабочей арматуры колонн. Стык осуществляется приваркой к тем же оголовкам коротких стыковых стержней.

В каркасах многоэтажных зданий стык колонн для удобства монтажа обычно предусматривают на высоте 0,6 м от уровня пола.

Колонны изготовляют из бетона марок 200-500, рабочую арма-ТУРУ - из стали класса А-Ш.

Ригели (рис. 61) используют в составе сборных железобетонных междуэтажных перекрытий в многоэтажных зданиях. Ригели изготовляют с полками для опирания плит и прямоугольного сечения без ц0ч лок длиной 6 и 9 м, высотой 800 мм и шириной 300 мм.

Ригели пролетом 6 м изготовляют без предварительного напряже. ния, а пролетом 9 м - с предварительным напряжением двух-трех стержней нижней рабочей арматуры. Для подвешивания комму. никаций в ригелях предусмотрены сквозные отверстия диаметром 50 мм. При монтаже каркаса эти отверстия используют для подъема ригелей.

Рис. 61. Ржели

Рис. 62. Плиты перекрытий

По концам ригелей в верхней части имеются выемки, в которых размещаются выпуски верхней опорной арматуры ригеля, стыкуемые с выпусками арматуры колонн.

Ригели устанавливают на консоли железобетонных колонн и соединяют с колоннами сваркой арматуры и закладных деталей с последующим замоноличиванием. Изготовляют их из бетона марок 200- 400, арматуру - из стали класса А-Ш (без предварительного напряжения) и А-Шв - для предварительно напряженной.

Плиты перекрытий (рис. 62) используют в составе сборных железобетонных перекрытий зданий. В многоэтажных зданиях применяют два типа плит перекрытий. Плиты 1-го типа изготовляют шириной 1500 и 750 и длиной 5550 и 5050, плиты 2-го типа - шириной 1500 и длиной 5950 мм. У продольных стен здания укладываются плит” номинальной ширины 750 мм.

Все плиты выполняют П-образного сечения высотой 400 мм. П торцам плит размещены глухие поперечные ребра такой же высот (плиты 1-го типа) и высотой 150 мм (плиты 2-готипа). Кроме того, в прилете имеются три промежуточных поперечных ребра высотой 200 мм. Толщина полки плит 50 мм. В продольных ребрах расположены отвер’ стия диаметром 35 мм {через 1 м) для подвешивания к перекрытию электропроводки и других грузов массой до 300 кг на одно отверстие.
Межколонные плиты (2-го типа), укладываемые по продольным разбивочным осям, так называемые распорные или связевые плиты, имеют вырезы в полках в местах примыкания к колоннам. Плиты изготовляют без предварительного напряжения или с предварительным напряжением рабочей арматуры. Продольные и поперечные ребра плит армируют плоскими сварными каркасами, полку - сварной сеткой. Основная арматура - стержневая.

Плиты 1-го типа укладывают на полки железобетонных ригелей(1-го типа), плиты 2-го типа - поверх железобетонных ригелей прямоугольного сечения (2-го типа).

Изготовляют плиты из бетона марок 200-300 (плиты 1-го типа) 300-400 (плиты 2-го типа), а основную рабочую арматуру - из сТали класса А-И, А-Ш и А-Ш в.

Связи. В сборных железобетонных каркасах рамно-связевой системы многоэтажных зданий колонны и ригели перекрытий образуют рЯд поперечных рам, обеспечивающих пространственную жесткость каркаса в поперечном направлении. Жесткость узлов сопряжения ригелей с колоннами достигается сваркой закладных деталей реги-лей и консолей колонн, а также сваркой выпусков верхней арматуры ригелей со стержнями, пропущенными сквозь тело колонны. Зазоры между колоннами и торцами ригелей заполняют бетоном.

Для обеспечения пространственной жесткости каркаса здания в продольном направлении на всех этажах в середине каждого температурного блока между колоннами продольных рядов ставят вертикальные стальные связи крестового или портального типа, привариваемые к закладным деталям колонн (см. рис. 58).

В многоэтажных зданиях пространственная жесткость здания в целом обеспечивается также проектированием в них так называемых стенок (диафрагм) и ядер жесткости. Стенки жесткости выполняют из сборного или монолитного железобетона”. В качестве сборного железобетона применяют отдельные стеновые панели, которые устанавливают между колоннами каркаса здания. Крепление панелей к колоннам и между собой (по высоте этажей) осуществляют электросваркой закладных стальных деталей в панелях и колоннах. Количество и места расположения стенок жесткости в каждом здании определяются расчетом и указываются в проекте.

Пространственные ядра жесткости, как правило, устраивают монолитными железобетонными, с толщиной стенок 20-40 см и более, в скользящей или переставной опалубке. В пределах ядра обычно размещаются лестнично-лифтовые узлы, вентиляционные шахты, мусоропроводы и другие коммуникации. Ядра жесткости обеспечивают (за счет выгодной статической работы) высокую жесткость здания при минимальном расходе бетона и стали по сравнению с плоскими системами связевых диафрагм. Кроме того, пространственные ядра жесткости эффективно работают и на восприятие крутящих моментов, возникающих под действием несимметричных горизонтальных (ветровых) нагрузок.

Деформационные швы. В каркасах зданий значительной протяженности устраивают деформационные (температурные) швы, которые расчленяют каркас и все опирающиеся на него конструкции на отдельные участки - блоки (рис. 63). Различают швы поперечные и продольные.

Поперечные температурные швы выполняют из сдвоенных колонн и> как правило, без вставки, т. е. без удвоения поперечных разбивоч-ньгх осей. Ось температурного шва совмещается с поперечной разбитной осью, а геометрические оси колонн (а также и опирающихся на них несущих конструкций перекрытия) смещаются с оси температур, ного шва на 500 мм. При этом на примыкающих к швам участках при. меняют плиты укороченной длины, а для заполнения промежутка между спаренными ригелями - специальные железобетонные элементы.


Рис. 63. Деформационные швы в каркасных зданиях; а - схема температурного поперечного шва (без вставки); б, в - то же, продольных швов (со вставкой); г - поперечный шов в покрытии; 1 - ось ряда; 2 - ось колонны; 3 - стальной столик; 4 ~ железобетонная вставка; 5 - железобетонная плита покрытия; 6, 7 - компенсаторы; 8 - кирпичная стенка; 9 - доска; 10 - фартук

Продольные температурные швы в зданиях с железобетонным каркасом выполняют из двух рядов колонн со вставкой между раз-бивочными осями размером 500, 1000 и 1500 мм, а в зданиях со стальным или смешанным каркасом - из одного ряда колонн.

Если в продольном температурном шве в покрытии имеются подстропильные конструкции, то для их размещения необходима привязка колонн 250 мм. Иногда температурный шов совмещают с осадочным. В таких случаях температурно-осадочный шов устраивают и в фундаментах спаренных колонн. Расстояния между температурными и температурно-осадочными швами для различных зданий и сооружений даны в соответствующих нормах проектирования.

Каркасы сооружений. Силосы. Силосные корпуса служат дл) хранения сыпучих материалов (зерна, цемента). Каркасы силосу сооружают из сборных железобетонных конструкций или из монолитного железобетона. Однако возведение монолитных силосов имеет ояд существенных недостатков: невозможность применения предварительного напряжения арматуры, термической обработки и т. д. применение монолитного железобетона осложняет производство работ в зимних условиях.

Рис. 64. Силосный корпус из сборного железобетона (поперечный разрез): 1 - крупные панели; 2 - рама; 3 - плита; 4 - кольца; 5 - шлакобетон; 6 - колонны; 7 - монолитная железобетонная плита; 8 - стеновые блоки; 9 - пилястры в крайних блоках

В последние годы строят сборные железобетонные силосы для хранения зерна и цемента, при сооружении которых в значительной степени устранены указанные выше недостатки, свойственные монолитным силосам. В силосном корпусе для хранения зерна, состоящем Из Двух блоков по 24 банки общей емкостью 32 тыс. т, из монолитного Железобетона выполняют только фундаментную плиту, остальные конструкции - из сборного железобетона (рис. 64). Силосные банки, имеющие высоту около 30 м, состоят из железобетонных колец высотой 1480 мм, армированных сварными сетками; внутренний диаметр колец 5,7 м, толщина стенок 120 мм, масса 8,1 т.

Силосы для хранения цемента высотой около 25 м монтируют из колец высотой 1490 мм, имеющих внутренний диаметр 10 м, стенки толщиной 200 мм и массу 24 т. Для стыкования колец на их верхних торцах предусматривают трапецеидальные пазы, на нижних торцах - гребни.

Соединение колец в банки производят двумя вариантами. Первый вариант заключается в том, что кольца опираются друг на друга насухо по двум круговым площадкам. По второму варианту стык колец выполняют с зазором около 20 мм, который заполняют раствором в процессе монтажа. По окружности колец в их пазы и гребни заранее (при изготовлении) заделывают три стальные плитки-опоры, которыми кольца при установке опираются друг на друга через центрирующие прокладки. Первый вариант соединения колец значительно проще второго, но не всегда обеспечивает точную Горизонтальность стыков колец; при нем возможны местные открытые зазоры в стыках и нарушение вертикальности стен банок.

Рис. 65. Вентиляторная градирня

Соединение банок между собой по образующим выполняется путем армирования стыка вертикальными пространственными каркасами и сетками, заходящими также в горизонтальные стыки между кольцами. Бетонирование стыка осуществляется в металлической опалубке, прикрепляемой к выпускам арматуры.

Градирни. В СССР разработаны и строятся многосекционные вентиляторные градирни из сборных железобетонных унифицированных элементов (рис. 65). Наземный каркас такой градирни состоит из колонн сечением 200×200 мм, устанавливаемых на расстоянии 4 м одна от другой и связываемых между собой поперечными и продольными двухветвевыми балками длиной 8 м общим сечением 500 X 200 мм. Каждая балка имеет три гнезда для соединения с колоннами. Для установки блоков оросителей в трех нижних ярусах на балки основного каркаса укладывают промежуточные балки. Верх градирни состоит из железобетонных коротких стоек, располагаемых по наружному периметру секций градирни, балок и кровельных плит.