Арабский завоеватель испании в 8 веке. Арабское завоевание. Завоевание Руси татаро-монголами

Страница 4 из 10

Часть огромных владений халифата Омейядов.

В 711 году одна из вестготских группировок обратилась за помощью к арабам и берберам из северной Африки. Завоевателей, которые прибыли из Африки и вызвали падение вестготского господства, в Испании называли маврами.

Арабы переправились из Африки в Испанию и, одержав ряд побед, положили конец просуществовавшему почти 300 лет вестготскому государству. В короткое время почти вся Испания была завоевана арабами. Несмотря на отчаянное сопротивление вестготов, через десять лет не завоеванными остались лишь горные области Астурии.

Поскольку Испания была завоевана африканскими войсками, ее считали зависимой от африканских владений халифата Омейядов. Эмир Испании назначался африканским наместником, который в свою очередь подчинялся халифу, резиденция которого находилась в Дамаске, в Сирии.

Арабы не стремились к обращению покоренных народов в ислам. Они предоставляли народам завоеванных стран право: либо принять ислам, либо платить подушную подать (сверх поземельного налога). Арабы, предпочитая земные выгоды интересам религиозным, считали, что не стоит силой приобщать к исламу покоренные народы; ведь подобные действия лишали их добавочных податей.

Арабы относились с уважением к жизненному укладу и обычаям покоренных народов. Основная масса испано-римского и вестготского населения управлялась своими графами, судьями, епископами и пользовалась своими церквами. Покоренные народы продолжали жить под владычеством мусульман в условиях почти полной гражданской независимости.

Церкви и монастыри также платили налоги.

Часть земель составили в особый общественный фонд. В этот фонд вошли церковные имущества и земли, которые принадлежали вестготскому государству, бежавшим магнатам, а также имущество владельцев, оказавших сопротивление арабам.

За теми, кто капитулировал или подчинился завоевателям, арабы признали право собственности на все их имущество с обязательством платить поземельный налог с пахотных земель и с земель, засаженных плодовыми деревьями. Так же поступили завоеватели по отношению к ряду монастырей. Кроме того, теперь владельцы могли свободно продавать свою собственность, что в вестготскую эпоху было не так просто.

С рабами мусульмане обращались более мягко, чем вестготы, при этом достаточно было любому рабу-христианину перейти в ислам, чтобы стать свободным

Преимущества арабской системы управления обесценивались в глазах побежденных, поскольку теперь христиане были подчинены иноверцам. Особенно тяжелым это подчинение было для церкви, которая зависела от халифа, присвоившего себе право назначать и низлагать епископов и созывать соборы.

От арабского завоевания больше выиграли евреи, поскольку стеснительные законы вестготской эпохи были отменены завоевателями. Евреи получили возможность занимать административные должности в испанских городах.

Кордовский эмират

Знатный род Омейядов , который в течении продолжительного периода стоял во главе арабского халифата, в конце концов был свергнут с престола представителями другой семьи - Аббасидами.

Смена династий вызвала в арабских владениях всеобщие смуты. При подобных обстоятельствах юноша из семьи Омейядов по имени Абдаррахман в ходе вооруженных действий захватил власть в Испании и стал эмиром, независимым от аббасидского халифа. Главным городом нового государства была Кордова. С этого времени начинается новая эпоха в истории арабской Испании (756 г. ).

В течение долгого времени представители различных племен оспаривали или не признавали власть нового независимого эмира. Тридцать два года правления Абдаррахмана были заполнены постоянными войнами. В результате одного из заговоров, организованных против эмира, в Испанию вторгся франкский король Карл Великий . Заговор не удался, завоевав несколько городов на севере Испании, франкский король был вынужден возвратиться со своими войсками, поскольку другие дела требовали присутствия правителя в его королевстве. Арьергард франкского войска был полностью уничтожен в ущелье Ронсеваль непокоренными басками; в этой битве погиб знаменитый франкский воин, граф бретонский Роланд . О смерти Роланда была создана знаменитая легенда, послужившая основой для эпической поэмы «Песнь о Роланде ».

Жестоко подавляя возмущения, обуздывая многочисленных противников, Абдаррахман укрепил свою власть и отвоевал города, захваченные франками.

Сын Абдаррахмана Хишам I (788-796 гг.) был набожным, милосердным и скромным государем. Более всего занимали Хишама религиозные дела. Он покровительствовал теологам - факихам, которые приобрели при нем большое влияние. Значение фанатиков стало особенно заметно в правление преемника Хишама, Хакама I (796-822 гг.) . Новый эмир ограничил участие факихов в делах управления. Религиозная партия, стремящаяся к власти, принялась вести агитацию, возбуждая народ против эмира и устраивая различные заговоры. Дело дошло до того, что в эмира бросали камни, когда он проезжал по улицам. Хакам I дважды подвергал наказаниям мятежников в Кордове, однако это не помогло. В 814 г. фанатики осадили эмира в его собственном дворце. Войскам эмира удалось подавить восстание, мнгие были убиты, остальных мятежников Хакам выслал из страны. В результате 15 000 семейств переселились в Египет и до 8000 ушли в Фец, в северо-западную Африку.

Расправившись с фанатиками, Хакам занялся устранением опасности, которая исходила от жителей города Толедо.

Этот город, хотя номинально и был подчинен эмирам, фактически пользовался подлинной автономией. Арабов и берберов в городе было немного. Жители Толедо не забывали о том, что их город был столицей независимой Испании. Они гордились этим и упорно отстаивали свою независимость. Хакам решил покончить с этим. Он созвал к себе во дворец наиболее знатных и богатых горожан и перебил их. Толедо, лишенный своих самых влиятельных граждан, остался в подчинении у эмира, но через семь лет, в 829 году, снова провозгласил свою независимость.

Преемнику Хакама Абдаррахману II (829 г.) пришлось воевать с Толедо в течение восьми лет. В 837 г. он овладел городом благодаря начавшимся в Толедо разногласиям между христианами и ренегатами (бывшими христианами, принявшими ислам). При последующих правителях неоднократно предпринимались попытки достижения политической независимости в различных областях страны.

Кордовский халифат

И только Абдаррахман III (912-961) , один из величайших омейядских правителей, одаренный большими политическими и военными способностями, за короткое время покорил всех врагов центральной власти. В 923 г. он отбросил титул независимого эмира, который носили предыдущие Омейяды. Абдаррахман III принял титул халифа , приравняв себя тем самым к багдадскому халифу. У нового халифа была цель - основать прочную абсолютную монархию. Предприняв ряд походов против христиан, Абдаррахман III установил затем дружественные отношения с христианскими королями. Эмир вмешивался во внутренние дела Леона, поддерживая угодных ему претендентов на престол и сея смуты в христианском государстве. Его войска овладели Северной Африкой и подчинили ее кордовскому халифату.

Своей мудрой политикой Абдаррахмана III стяжал всеобщее уважение, успехи халифа привлекли к нему внимание всей Европы.

У Абдаррахмана III была большая боеспособная армия и самый могущественный флот на Средиземном море.

Все европейские короли посылали к нему посольства с просьбами о заключении союзов. Арабская Испания превратилась в политический и культурный центр Европы.

Абдаррахман покровительствовал развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли, литературы и просвещения. При нем арабская наука и искусство в Испании достигли высшей степени расцвета Многолюдные города украсили стран, были созданы крупные памятники искусства. В Кордове было около полумиллиона жителей, она стала одним из самых прекрасных городов мира. В городе были возведены множество мечетей, бань, дворцов, разбиты сады. С Кордовой соперничали Гренада, Севилья, Толедо.

Сын Абдаррахмана, поэт и ученый Хакам II (961-976 гг.) , продолжал политику отца, особенно в области культуры. Он собрал в своей библиотеке до 400 000 свитков, кордовский университет был тогда самым знаменитым в Европе. Хакам II успешно вел также и войны, сначала с христианами севера, а потом с восставшими африканцами.

Сын халифа Хишам II (976-1009 гг.) вступил на престол в 12-летнем возрасте. В его правление военная мощь халифата достигла апогея. Фактически власть находилась в руках первого министра Мухаммеда-ибн-Абу-Амира , по прозвищу аль-Мансур (победитель). Он правил как бы от имени Хишама II, на самом деле изолировал юного халифа от мира и имел в своих руках всю полноты власти.

Мухаммед по складу своего характера был воителем. Он реорганизовал армию, включив в нее большое число преданных ему лично берберов, которых призвал из Африки. В результате военных кампаний почти все королевство признало свою зависимость от аль-Мансура. Независимыми остались только часть Астурии и Галисии и некоторые земли в Кастилии

После смерти аль-Мансура в 1002 году, заботы по управлению халифатом пали на его сына Музаффара, которого титуловали хаджибом, хотя он был подлинным халифом.

Переход верховной власти к представителям фамилии аль-Мансура возмутил многих. Началась борьба за власть. В 1027 году халифом был избран представитель семьи Омейядов Хишам III. Но у нового халифа не было должных способностей к управлению, и в 1031 году он утратил престол. Спустя 275 лет после своего основания кордовский халифат, основанный Абдаррахманом I, прекратил существование.

На развалинах Кордовского халифата возник целый ряд мелких независимых государств.

До конца арабского господства продолжались войны, раздробленность, борьба за власть.

В 711-м году, когда в Дамаске на трон взошел второй преемник Мохаммеда, двенадцатитысячная армия мусульман вторглась в Испанию.

Правившие тогда Испанией остготы не смогли противостоять арабам и капитулировали.

После завоевания арабы оставили местным жителям их имущество, церкви и законы. Единственное требование, которое они выдвинули — была уплата годовой дани. Эти условия показались населению столь легкими, что они без возмущений приняли их, и арабам осталось лишь сломить сопротивление аристократов-землевладельцев. Борьба эта была недолгой, и уже через два года Испания полностью подчинилась завоевателям.

Берберы, пришедшие с арабами, научили местных жителей ирригации. Земли, которые считались не пригодными были вспаханы.

Арабы интенсивно развивали науки и архитектуру, ими были основаны университеты, которые долгое время оставались единственными очагами интеллекта во всей Европе. Ими были переведены труды греческих и латинских авторов.

В 756 году В Испании был создан Кордовский халифат — самостоятельное государство, отдельное от арабского халифата. Чтобы отделиться от Мекки, арабы построили здесь знаменитую мечеть Кордовы, считавшуюся одним из чудес света.

Испанских арабов, кроме терпимости отличало также рыцарские обычаи. Законы рыцарства: щадить слабого, быть великодушным к побежденному, свято держать данное слово и другие христианские страны приняли позже; законы эти оказали на души людей большее влияние, чем даже религия, а распространялись они в Европе благодаря арабам.

Короли Кастилии и Наварры настолько доверяли верности и гостеприимству арабов, что без возражений отправлялись в Кордову для консультации у медиков, которыми так славился этот город.

Арабская империя пала не из-за внешней интервенции, а в результате междоусобиц. Христиане воспользовались этим, чтобы расширить свои владения. В результате появились такие королевства, как Валенсия, Кастилия,Арагон и другие. Они постепенно объединились, и из множества мелких владений было создано четыре относительно крупных: Португалия, Наварра, Арагон и Кастилия. К концу тринадцатого века арабам осталась лишь Гранада.

Фердинанд Католик, король Арагона, женившись на королеве Кастилии, Изабелле, объединил две короны. В 1492-м году он осадил Гренаду и захватил последнее прибежище мусульман.

Мусульман насильно обращали в христианство; это позволяло святой инквизиции уничтожать их. Политика властей была направлена на полное освобождение испанской земли от иностранцев.

К несчастью для Испании, три миллиона подданных, которых она лишилась, благодаря этой политики, составляли интеллектуальную и промышленную ее элиту. Инквизиция, в свою очередь, постаралась уничтожить всех христиан, которые были хоть немного выше посредственности. Результат был очевиден: Испания, которая считалась великой страной, тут же пришла в самый позорный упадок. К упадку пришло все: сельское хозяйство, промышленность, торговля, науки, литература, культура. С тех пор прошло много веков, но цивилизация Испании так и не достигла уровня своего былого расцвета.

Густав ле Бон «Цивилизация арабов»

Появление ислама вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьезной опасности ни государства Ирана, ни Римская империя. Теперь же отсюда начались великие завоевания магометан, стремительно, на крыльях новой религии покорявших провинции восточной части империи. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года — Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.

Не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привел их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. По легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом — это было подарком судьбы для Мусы. 7000 берберов стали основой войска для похода, который вначале планировался как всего лишь грабительский.

Античный мир разрушили не германские завоевания, а арабские

А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров еще в 5 веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами они были лучшими, чем политиками — за два столетия вестготы не сблизились с местным населением, даже сумели еще больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местными вестготы не практиковали. Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Поэтому как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой окружения он не пользовался.


В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье. Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса дал подкрепление — не менее пяти тысяч воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем Родриго в Толедо собрал армию до 33 000 человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьезный успех.


Армии сошлись 19 или 23 июля 711 года у реки Гвадалете. О ходе битвы известно немного. Братья Родриго покинули своего политического конкурента, видимо, рассчитывая за счет грабителей, которые все равно скоро уйдут, решить эту проблему. Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго. Ахмед аль-Маккари писал: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближенным: «Это король христиан» и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами». Лишенное лидера войско не оказало настоящего сопротивления и было разбито.

Верно этот эпизод описан или все происходило иначе, неизвестно. Точно одно — христиане вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в Испанию прибыло еще 18 000 арабов, и начался захват полуострова. Местное население не начало масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады. За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали еще более-менее серьезное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости — веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.



Арабские действия в Испании

За несколько лет арабы покорили Испанию. Изгоняли их почти 8 столетий

Идущих на север арабов едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., когда их смог разгромить Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании и затем ее завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить свое влияние в Средиземном море в значительно большем объеме, чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве вследствие скудости источников в эту эпоху мы знаем крайне мало, исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е годы. Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами еще много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовала не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным еще почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба по-настоящему открыло миру Америку. Кроме того, арабское завоевание Испании завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен в своем фундаментальном труде «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8 века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Связь с античной традицией, культурная и экономическая, была разорвана. Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион все большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия. Ослабла королевская власть. Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы — с политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.


Великие арабские завоевание предопределили судьбу Европы и России

Кроме того, арабы лишили Константинополь возможности защитить и контролировать Папу Римского. В середине 8 в. отношения Папы и Константинополя была разорваны. Политическая жизнь вслед за хозяйственной смещалась с побережья Средиземного моря на север. Папы теперь зависели от поддержки франкского королевства. Этот разрыв Восточной империи и Папы стал предвосхищением разделения христианства на западное и восточное, которое окончательно произошло в 1054 г., и началом их противостояния. Последствия этого стали определяющими и для нашей русской истории. Россия, оказавшись в лагере восточного христианства, стала на столетия противовесом западному христианскому миру.

Основная литература:
Пирен А. Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира / Пер. с англ. канд. ист. наук. С. К. Меркулова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2011


Завоевание арабами Испании в начале VIII в. привело к созданию на Пиренейском полуострове могущественного Кордовского эмирата (с X в. - халифата). Арабы и североафриканские племена - берберы, получившие впоследствии общее название - мавры, овладели почти всей Испанией, за исключением горных районов на севере полуострова. В руки мусульман попали области, наиболее богатые естественными ресурсами и экономически развитые еще с римских времен.

Завоевание арабами готской Испании совершилось на том этапе ее развития, когда там шел усиленный процесс феодализации. Этот процесс ускорялся сильной романизированностью Испании: рабы и колоны составляли здесь основную массу непосредственных производителей. Родовая знать варваров к VII в. либо стала на место класса рабовладельцев, либо слилась с ним. Вестготские свободные общины быстро подчинились знати, которая вскоре после завоевания Южной Галлии и Испании превратилась в крупных землевладельцев. Феодально зависимое крестьянство формировалось главным образом за счет сервов и либертинов (испано-римских и германских), а также колонов. Арабы захватили земли вестготской и испано-римской знати, церкви и королевского фиска. Многие вестготские феодалы бежали на север, в горные районы Астурии и Пиренеев. Крестьянство же в большинстве случаев осталось на прежних местах и даже испытало вначале некоторое облегчение. Но крестьяне остались в личной и поземельной зависимости и платили феодальную ренту. Кроме того, они платили налоги завоевателям. Гнет феодальных повинностей и государственных налогов с течением времени становился все тяжелее. Его тяжесть впоследствии усугублялась вспышками религиозного фанатизма мусульман по отношению к покоренному христианскому населению.

Арабы Испании, сохранившие связи с более высокоразвитыми странами Востока, обогатили ее сельское хозяйство. Они ввели ряд новых культур: рис, сахарный тростник, финиковые пальмы, гранатовое дерево, шелковицу. При арабах расширяется система оросительных каналов, что во многом способствовало подъему земледелия, процветают виноградарство и виноделие. Развивалось и скотоводство (по преимуществу перегонное овцеводство). В экономике существенную роль играл горнорудный промысел и различные ремесла (производство шелка, выделка сукон, производство оружия, стекла, керамики, изделий из кожи, предметов роскоши, а также тряпичной бумаги).

Большой подъем в Арабской Испании переживали города. Уже в X в. их насчитывалось до 400. Столица Арабского государства - Кордова - стала в X в. одним из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров Европы. Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом; сухопутная торговля велась с Южной Францией и Ломбардией. Испанские товары достигали Индии и Средней Азии. Главными предметами вывоза были продукты сельского хозяйства, горнодобывающих промыслов и ремесленные изделия. Большое значение имела работорговля. Развивалась и внутренняя торговля.

Экономические успехи арабской Испании сопровождались ее культурным подъемом. В Кордове находились огромная библиотека и университет. Библиотеками славились многие другие города страны. Высшие школы в арабской Испании были одними из первых в Европе. Значительный подъем переживают науки: медицина, математика, география. Арабская Испания - родина виднейших прогрессивных философов своего времени: Ибн-Рошда (Аверроэса) и Маймонида. Расцвет искусства и литературы, особенно поэзии, в Испании приходится на то время, когда уровень культуры в остальной Западной Европе был еще очень низким; некоторые европейцы приезжали учиться в университетах Кордовы, Севильи, Малаги, Гранады.

Арабская культура в Испании оказала влияние не только на Европу; она занимает важное место в истории мировой культуры. Через Кбрдовский халифат европейские страны познакомились (в переводах) с трудами арабских ученых по математике, астрономии, географии, физике, алхимии, медицине, анатомии, зоологии, философии. Запад узнал (преимущественно в латинских переводах с арабского) многие произведения древнегреческих мыслителей и ученых. Высоко­го уровня в Испании достигло строительное дело. До нашего времени сохранились великолепные памятники арабско-испанской архитектуры: знаменитая мечеть в Кордове, построенная в VIII-X в., а в XIII в. превращенная в христианский храм, дворец властителей Гранады Альгамбра (XIII-XV вв.), дворец-крепость Алькасар в Севилье (XII в.) и др.

Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в

Испании

Вторая ученическая исследовательская конференция

Арабское и монгольское завоевания, их влияние на исторические судьбы России и Испании

Выполнила

ученица 9-го класса

Якушева Ольга

г. Мадрид

апрель 2011

Введение...................................................................................................................3

Глава I Завоевание.................................................................................................4

1. Завоевание Испании арабами.............................................................................4

2. Завоевание Руси татаро-монголами...................................................................5

3. Сходства и различия............................................................................................6

Глава II Господство.................................................................................................7

1. Господство, длившееся восемь веков..................................................................7

2. Русь под гнётом татаро-монгол............................................................................8

3. Сходства и различия............................................................................................10

Глава III Освобождения земель............................................................................11

1. Период реконкисты.............................................................................................11

2. Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига...........................13

3. Сходства и различия............................................................................................15

Глава IV Влияние...................................................................................................15

1. Арабское влияние на Пиренейский полуостров...............................................15

2. Влияние татаро-монголов на Русь.....................................................................18

3. Сходства и различия............................................................................................20

Заключение...............................................................................................................21

Список используемых материалов........................................................................22

Приложения

Введение

История человечества - это постепенное развитие общества. К сожалению, не последнее место в этом процессе занимали захватнические войны и порабощение одних народов другими.

Бывало так, что завоеватели, находившиеся на более высокой ступени развития, приносили с собой прогресс и способствовали росту уровня жизни захваченных народов. Они совершенствовали всё: от политической системы до экономики и сельского хозяйства: влияли на образование, культуру и кухню.

Другие завоеватели приходили для того, чтобы разорить и разграбить. Ими двигала только жажда наживы, порабощенные народы для них были источником обогащения. Такие завоеватели оказывали косвенное влияние на политическую систему, экономику и т.д. Их варварские действия приводили к упадку и снижению уровня жизни населения на захваченных территориях.

В качестве примера двух противоположностей можно рассмотреть арабское завоевание Испании и татаро-монгольское иго в России. Эта тема интересна мне потому, что она касается истории моей Родины, России, и истории Испании, страны, на территории которой я сейчас проживаю, и которая стала мне близка.

В работе мною были использованы справочные материалы и исторические комментарии, статьи и исследования, найденные в Интернете, информация из российских и испанских учебников по истории, энциклопедий и т.д.

Глава I

Завоевания

Завоевание Испании арабами

К моменту вторжения арабов на Пиренейский полуостров понятия «Испания» ещё не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. Их правление представляло собой запутанную череду сражений за власть. Развивались феодальные отношения. Города приходили в упадок, церкви и монастыри превращались в крепости. Голод, династические распри, отсутствие законности и порядка дестабилизировали общество.¹

К началу VIII века арабами была завоевана вся северо-западная Африка, коренное население которой составляли воинственные племена берберов. Арабский халифат был могуч и необъятен и постоянно стремился расширять свои владения. Берберы и арабы давно покушались на плодородные земли Андалусии, находящиеся по ту сторону Гибралтарского пролива.

В 711 г. удача улыбнулась будущим завоевателям. В Испании шла борьба за власть между королем Родриго и наследником предыдущего владыки Акилой. Последний как раз и вступил в сговор с арабскими и берберскими военачальниками. Никто и не предполагал, что последствия простого военного соглашения окажутся столь катастрофическими. Союзникам предлагалось разбить армию Родриго, а в награду получить казну стольного города Толедо.

Весной 711 года семитысячное арабское войско вступило на Европейский континент. Оно переправилось на судах, предоставленных Акилой, поскольку своего флота в ту пору у арабов не было. Между 19 и 26 июля 711 года состоялось сражение, название которого для слуха испанцев звучит как гул погребального колокола: битва у Гуадалеты. Родриго был полностью разбит.²

Но завоеватели не остановились. Их целью было дальнейшее продвижение в Европу. К 714 году вся территория полуострова, кроме Астурии, была захвачена и отныне принадлежала Дамасскому халифату.

Арабы продвигались дальше. Им удалось захватить небольшую территорию за Пиренеями. В 732 году под Пуатье произошло грандиозное сражение, настоящая битва народов, где войска захватчиков были разбиты и отброшены. И хотя арабы еще не раз совершали вылазки против христиан, им никогда уже не удавалось ни продвинуться так далеко в Европу, ни тем более закрепиться там надолго. Именно благодаря этому сражению распространение ислама на запад прекратилось.

Конкиста прошла удивительно быстро и легко. С 711 по 718 годы арабы заняли почти всю Испанию. В тылу у них, правда, иногда вспыхивали восстания христиан, но в целом кампания разворачивалась удачно. Большинство областей сдалось без сопротивления. Испания того времени была малонаселенной и во многих местностях просто некому было дать отпор неутомимой арабской коннице. Поэтому понятно, каким образом мусульмане в столь сжатые сроки стремительно продвинулись на север. Арабы обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь около восьми веков.³

Завоевание Руси татаро-монголами

Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению Руси в целом. В начале 13 века государство монголо-татар, находящееся на ранней стадии развития феодализма, отличалось силой и монолитностью. Знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые находились на более высоком уровне развития. Большинство из них, как и Русь, переживало период феодальной раздробленности, что значительно облегчало осуществление завоевательных планов татаро-монголов. С 1206 года Чингисхан, избранный вождем монголов, начал объединение разрозненных племён в сплоченное, сильное, мобильное, с жёсткой дисциплиной войско-государство. Свои походы татаро-монголы начали с завоевания земель соседей. Затем вторглись в Китай, покорили Корею и Среднюю Азию, разбили союзные силы половецких и русских князей на реке Калке. По данным летописи, битва произошла 31 мая 1223 года. Войска русских князей, переправившиеся через реку, были почти полностью уничтожены, лагерь русского войска, разбитый на другом берегу и сильно укрепленный, татары штурмовали 3 дня и смогли взять его хитростью и коварством. Битва при Калке была проиграна не столько из-за разногласий между князьями, сколько из-за исторически сложившихся факторов. Во-первых, монгольское войско тактически и позиционно полностью превосходило соединенные полки русских князей. Русское войско не имело достаточного единения, не было обучено тактике ведения боя, основывалось на личном мужестве каждого дружинника. Во-вторых, не было единовластного полководца. В-третьих, русские войска ошиблись в оценке сил противника, не смогли правильно выбрать место сражения. Рельеф местности полностью благоприятствовал татарам. Справедливости ради, нужно сказать, что в то время не только на Руси, но и в Европе не нашлось бы армии, способной соперничать с соединениями Чингисхана. Разведка боем показала, что вести захватнические походы на Русь можно лишь путем организации общемонгольского похода на страны Европы. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый. Кампания на запад была объявлена военным советом в 1235 году. Первым городом, который стал на пути завоевателей, была Рязань. После пяти дней осады стены города, разрушенные мощными осадными орудиями, не выдержали. В декабре 1237 года Рязань пала. Десять дней войско кочевников грабило город, делило добычу, грабило соседние села. Затем пали Коломна, Москва. Города были сожжены, жители перебиты. На пути во Владимир завоевателям приходилось брать штурмом каждый город, неоднократно биться с русскими дружинниками, обороняться от внезапных нападений из засад. Героическое сопротивление простого русского народа сдерживало завоевателей. Владимир пал после тяжелой битвы в феврале 1238, нанеся огромный урон завоевателю. Ростов сдался без боя, также как и Углич. В результате февральских походов 1238 года татаро-моголами были разрушены русские города на территории от Средней Волги до Твери, всего четырнадцать городов.

Оборона Козельска длилась 7 недель. Жители шли на захватчиков с ножами, топорами, дубинками, душили голыми руками. Батый потерял около 4 тысяч воинов. Татары прозвали Козельск "злым городом". Все жители были уничтожены, а город разрушен до основания.

Потрепанное и поредевшее войско татаро-монголов отошло за Волгу. Поход на Русь был возобновлен в 1239 году. Были разорены Муром, Переславль, Чернигов.

Осенью 1240 года татарские полчища подошли к Киеву. Батый был поражен красотой и величием древнерусской столицы. Он хотел взять Киев без боя. Киевляне решили стоять насмерть. Все жители, от мала до велика, поднялись на защиту родного города. Но силы оказались не равны, татарам удалось разрушить крепостные стены и ворваться в город. Несколько дней захватчики разрушали и грабили дома, истребляли оставшихся жителей. Ослабленное многочисленными битвами с русскими татары не решились продвигаться на запад. Батый понимал, что в тылу оставалась разгромленная, но не покоренная Русь. Он отказался от дальнейших завоеваний. Как говорил А.С. Пушкин: "Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока”. * Ордынское иго установилось на Руси к концу 13 столетия и просуществовало почти два с половиной века. Государство Золотой Орды простиралось от Дуная до Иртыша.

Сходства и различия

Сравнительный анализ завоеваний Испании арабами и России татаро-монголами показывает, что, несмотря на временную разницу произошедших событий, причины и последствия вторжений были схожими. И Арабскому халифату и Золотой Орде нужны были новые земли. Ни Россия, ни Испания к моменту захватов не были готовы дать достойный отпор завоевателям, так как погрязли в междоусобных конфликтах и распрях. Войска арабов и татаро-монголов уже имели опыт ведения наступательных войн, были хорошо подготовленными, дисциплинированными.

Среди различий стоит отметить то, что завоевание Испании арабами произошло на шесть веков раньше, чем захват России монголами. Из-за обширности территорий Руси и ожесточенного сопротивления народа татаро-монгольское завоевание длилось почти семнадцать лет, в то время как Испания была покорена арабами, не встретившими практически никакого сопротивления, за 7 лет. Арабы, находившиеся на более высокой ступени развития, при захвате территорий не использовали тактику "выжженной земли" и старались не уничтожать местное население в отличие от монголов, нашествие которых повлекло за собой демографическую катастрофу и разрушения городов на Руси.

Арабское владычество на Пиренейском полуострове продолжалось в течение восьми веков, а татаро-монгольское иго на Руси всего около двух с половиной веков. Чтобы понять, почему так произошло, мы должны проанализировать эпохи их господства.

Глава I I

Господство

Господство, длившееся восемь веков

Захватившие территорию Испании арабы были далеки от исламского фанатизма. В то время ислам был совсем юной религией. Любители радостей жизни, покровители вольной светской поэзии и разнообразных наук, правители арабов не были агрессивны по отношению к народам оккупируемых территорий. Они не стремились насильственно обращать обитателей покоренных земель в магометанство: не рубили голов мирным жителям, не лили в глотки расплавленный свинец, словом, не делали ничего такого, к чему, скажем, притерпелась Русь за время монголо-татарского нашествия.

По мнению историков, в иностранной политике арабы той эпохи не были склонны к кровопролитию на захваченных землях: все сводилось к более или менее регулярному обиранию. Жителей облагали данью, которая, в сущности, и была основной экономической целью арабских военных походов. Исламская подушная подать оказалась гораздо легче обременительных поборов, которые вестготская знать взимала с местного населения. Это примиряло. От подати автоматически освобождались женщины, дети и прочие социально незащищенные элементы. А главное, все принявшие ислам уравнивались в правах с победителями и никакой дани не платили.²

Арабы были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям, в каждом большом городе, помимо мечети, были церковь и синагога. В различных сферах арабского управления нередко можно было увидеть испанцев-христиан. В мусульманской армии имелись христианские наемные войска. Мусульмане и христиане заключали династические браки.³

Почти все население было двуязычным: говорили на языке эль-романсе и на разговорном арабском. Арабы, евреи, испанцы свободно общались, торговали, заключали брачные союзы.

Испания, завоеванная арабами, носила имя Аль-Андалус или Андалусия. Столицей Андалусии была Кордова. В ней правил эмир, подчиненный восседающему в Дамаске халифу. Начальники на местах норовили отделиться от Кордовы и стать независимыми эмирами в Толедо или Сарагосе, христиане подавали голос, а тут еще сложная международная обстановка: то викинги нагрянут с моря и сожгут цветущую Севилью, то франки стянут силы к Пиренеям.

Именно после страшного разорения Севильи викингами в 845 году кордовский эмир принял великое решение: строить флот, способный защитить Андалусию от нападений с моря. Вскоре арабский флот Испании стал одним из сильнейших в Европе.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край.*****

Огромным уважением пользовался Кордовский университет. Сюда приезжали учиться из Франции, Англии, Германии. Кордова славилась на весь мир своими библиотеками. Библиотека халифа насчитывала не менее четырехсот тысяч томов. Здесь жил знаменитый философ Аверроэс, переводчик Аристотеля на арабский язык, оставивший также труды по физике, математике, астрономии, медицине, религии и праву.

Арабы внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве.

Русь под гнётом татаро-монголов

Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться ордынские ханы решили создать совершенную систему контроля над политической жизнью. Орда создает два великих княжества, чтобы сталкивая их, контролировать Южную и Северо-Восточную Русь. Русские князья осознавали могущество Золотой Орды и старались пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ от гибели или угона в рабство. Между князьями были нередкие интриги, правительство Золотой Орды было заинтересовано в этом, ведь чем более слабела княжеская власть на Руси, тем большим авторитетом становился хан. Русские княжества делали попытки не подчиняться Орде, но они жестоко карались. Сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. В то же время русские князья понимали, что за мир с Ордой, за спокойствие на русской земле надо платить. Русские земли рассматривались Ордой как постоянный и надежный источник доходов в виде дани.

Чтобы добиться от русских своевременной выплаты дани, в Империи существовала уже отработанная система, которая действовала по монгольским образцам. Вся территория захваченной страны делилась на округа, способные выставить в ополчение на случай войны по десять тысяч боеспособных мужчин.

Для того, чтобы знать, сколько людей осталось в живых после разорительных походов, монголы провели перепись населения. Итогом этих подсчетов стало обложение страны колоссальной данью. В ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин и различные налоги. Всего было четырнадцать видов дани. За выплатой дани следили особые монгольские наместники - баскаки. Из обескровленных княжеств потянулись в степь обозы с пушниной и серебром, вереницы невольников. Огромные богатства уходили на подарки хану, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников. В рабство забирали тех, кто не смог уплатить дань. Еще одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги. По подсчетам историков во второй половине 13 века монголы вторгались в русские пределы 14 раз.12 Татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию и у себя в Золотой Орде не мешали оправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания считали нередко своими союзниками. Они освобождали его от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество.

Постепенно монголы уверились в покорности Руси и ее князей и в 14 веке отозвали своих представителей - баскаков. отныне сами русские должны были собирать дань и привозить ее в Орду. Именно это право в последствие стало сильнейшим орудием в руках московского князя Ивана Калиты. У московских властей появилась возможность накапливать средства для привлечения сторонников и устрашения противников.

Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани из покоренных народов - всё это создавала мощь Ордынской державы.

Попавшим под власть завоевателей русским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Воспринимая завоевания как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Два с половиной столетия Ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа.

Развитие военного дела на Руси было невозможно без развития торговли и промышленности. Если судить по этому, то Орда сама себе рыла яму, так как своими постоянными поборами она вынуждала Русь развивать ремесла и торговлю. Чтобы платить ханам, ремесла и торговлю также поощряли и русские князья. То есть монголо-татарское иго, на первых порах разгромив экономику Руси, косвенно стало поощрять возрождение экономической жизни и ее могущества.

Постепенно восстанавливается сельское хозяйство. Крестьяне расширяют пашни, увеличивают количество скота. Возрождаются из пепла города. В них развиваются ремесла. Совершенствуются способы добычи и обработки металла. Возникают новые торгово-ремесленные центры. Ликвидируется замкнутость феодальных княжеств. Между ними возникают торговые связи. Создаются предпосылки для объединения русских земель в единое государство.

Сходства и различия

Что касается сходства, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. И арабы, и татаро-монголы облажили захваченные народы регулярной данью.

2. Арабы и татаро-монголы были терпимы к вероисповеданию захваченных народов и не навязывали свои религиозные представления. Они не посягали духовную жизнь коренного населения, не мешали оправлению религиозных обрядов.

3. Оба завоевателя использовали некоторых представителей местной знати в управлении захваченными территориями.

4. В арабской армии были христианские наёмные войска так же, как и татаро-монголы призывали в своё войско боеспособных мужчин из местного населения.

Различия заключались в следующем:

1. Дань, собираемая арабами, была менее обременительна, чем налоги вестготских королей, что устраивало народ. В то время как дань, которой облагали население Руси татаро-монголы, была практически неподъемной, что усиливало недовольство.

2. Призыв в арабскую армию осуществлялся на добровольной основе, а в татаро-монгольское войско принудительно.

3. Арабы захватывали плодородные земли Пиренейского полуострова с целью дальнейшего проживания. Поэтому они делали всё возможное для расцвета экономики, культуры и других сфер жизнедеятельности. Татаро-монголы же рассматривали Русь только в качестве источника обогащения.

4. В Арабском халифате соблюдались права и свободы всего населения. А татаро-монголы поработили народы Руси.

Глава I II

Освобождение земель

Период реконкисты

Остатки разгромленных вестготских войск укрылись в астурийских горах. Командование в свои руки взял дон Пелайо. Он добился сплочения уцелевших в боях вестготов для борьбы с захватчиками и уже в 718 году нанес арабам сильное поражение в битве при Ковадонге.

Васконы, предки басков, не поддавались победоносному мусульманскому завоеванию. Вестготские графы и васконские горцы-пастухи не давали арабам почить на лаврах, беспокоя их неожиданными партизанскими вылазками. В 724 году они разбивают мусульман у города Аинса.

Для объединения в борьбе против захватчиков нужно было некое знамя, единая святыня, которым стал Святой Иаков - Сантьяго, чьи мощи были обретены в IX веке в Галисии, в местечке Компостела.

Другим знаменем Реконкисты стал Сид Воитель, возглавивший борьбу с арабами в XI веке и прославившим испанское оружие.

Реконкиста шла своим ходом. Граница христианского мира медленно, но неуклонно передвигалась с севера на юг. На отвоеванных землях возникали новые христианские королевства: Арагон, Наварра, Кастилия, Леон, Каталония. Королевства вступали в союзы, образовывали разного рода унии на семейной или деловой основе: уния Наварры и Арагона, Арагона и Каталонии, Кастилии и Леона.

Увы, иногда достигнутое с таким трудом единство вдруг рушилось из-за чьей-то политической недальновидности. Так, король Фернандо I, объединивший под своей властью Кастилию и Леон, умирая, неожиданно поделил свои владения между детьми. В результате многочисленных военных перипетий наследников друг с другом королем стал средний сын Альфонсо. Легко представить, какие преимущества давали подобные распри мусульманам!

Альфонсо VI, властитель Кастилии, Леона и Галисии, решительно взялся за меч и отвоевал у мусульман славный город Толедо. 25 мая 1085 года соединенные войска испанцев с триумфом вступили в бывшую столицу вестготского королевства. Это была знаменательная веха в многовековой истории Реконкисты.

Начиная с XI века Реконкиста неудержимо стремилась вперед. Ввиду явной христианской угрозы арабы обратились за помощью к новой политической силе мусульманского мира - воинственному союзу племен сахарских берберов, именующих себя Альморавидами. Они были жестокими и фанатичными правителями. Впервые на земле Испании воцарился воинствующий ислам. Даже местные мусульмане предпочитали лучше отойти под власть короля Кастилии и платить ему дань, чем терпеть притеснения Альморавидов.

Альмохады, сменившие Альморавидов, оказались еще фанатичнее. Они притесняли христиан, устраивали еврейские погромы, жгли бесценные арабские библиотеки.

Христиане противостояли новому вторжению с переменным успехом - им, как всегда, мешали междоусобные распри.

Наконец на призывы испанского короля о помощи откликается Папа. Весной 1212 года понтифик Иннокентий III провозглашает крестовый поход против неверных с отпущением грехов всем крестоносцам. 16 июля в битве при Лас-Навас-де-Толосе самое многочисленное христианское войско наголову разбивает армию Альмохадов. Мощь мусульманской Испании подорвана навеки. Это - поворотный пункт Реконкисты.

В последние три века Реконкисты на первом плане оказались государи Кастилии и Арагона. Арагонский правитель Хайме I Завоеватель в 1229 году начал отвоевание Балеарских островов, завершив его в 1235 году. В 1238-м Хайме I вступил в Валенсию. Он же изгнал мусульман из Мурсии.

Фернандо III Святой в 1236 году победоносно вступил в Кордову, а в 1248-м - в Севилью.

XIII и XIV века - разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого - окончательное вытеснение мусульман из Европы.

Брак Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании. С этого времени испанские короли окончательно перестали быть «королями трех религий». Отныне они представляли лишь одну веру.

После захвата Малаги испанские войска весь 1491 готовились к походу на последний оплот мусульманства - Гранаду. В 1491-м началась затяжная осада. В январе 1492 года последний эмир Гранады покинул Альгамбру.

Католические короли поставили мусульманам жесткое условие: в трехмесячный срок покинуть страну. Тогда же «были обречены на гибель блистательная поэзия, астрономия, архитектура, равных которым не было в Европе», - скажет спустя несколько веков Федерико Гарсиа Лорка. Впереди страну ждали инквизиция и небывалый размах массовых репрессий.**

В реконкисте участвовали все классы складывавшегося феодального общества, однако основной движущей силой этой освободительной борьбы было крестьянство. При продвижении на юг крестьяне Северной Испании заселяли вновь отвоёванные земли, которые были опустошены постоянными войнами, и, таким образом, реконкиста приобретала одновременно характер колонизационного движения. Переселяясь в пограничные области, многие крестьяне добивались личного освобождения от крепостной зависимости. Наряду с крестьянством большую роль в реконкисте сыграло и городское население (купцы и ремесленники). Его участие в реконкисте в значительной мере объясняется тем, что оно было заинтересовано в продвижении на юг, так как Южная Испания в X-XI вв. была в экономическом отношении более развита, чем Северная. Активную роль в реконкисте играло и мелкое рыцарство, хотя основную выгоду из неё извлекали главным образом крупные феодалы (светские и церковные).

Вместе с окончанием Реконкисты завершилось формирование испанского народа и кастильского языка: 1492 год стал еще и годом выхода первой испанской грамматики. Страна наконец объединилась.

Освобождение русских земель от татаро-монгольского ига Русские земли объединились вокруг Москвы. Возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. Москва находилась на перекресте торговых путей. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела. Все земли по реке Москве от стока до устья вошли в состав Московского княжества. Московским князем стал Иван Данилович, за большое состояние прозванный Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Иван Калита наладил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Хан пожаловал ему звание великого князя всей Руси. Москва стала политическим центром русских земель. Во второй половине XIV века продолжалось расширение Московского княжества. Золотая Орда, напротив, слабела, истощенная междоусобицами ханов. С 1360 по 1380 год сменилось 14 правителей Орды. В русских землях усиливалось народное сопротивление татаро-монгольскому игу. Время от времени русские города восставали против власти князей, назначенных татарами, изгоняли татар. Так было в Ростове в 1289 и в Смоленске в 1297. В 1374 году в Нижнем Новгороде вспыхнуло восстание. Жители города перебили послов ордынского хана и весь их отряд. Хан Мамай решил расправиться с непокорной Москвой. В августе 1380 года он выступил в поход на Москву. Правивший тогда в Москве князь Дмитрий, узнав о движении татарских войск, призвал русских князей объединиться для борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига. На его призыв в Москву пришли княжеские дружины и ополчения крестьян и ремесленников из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. В ночь на 8 сентября 1380 года русские войска переправились через Дон и расположились на равнине, которая называлась Куликово поле. На рассвете показались полчища Мамая. Русские приняли бой не дрогнув. Войско Мамая обратилась в бегство. Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединенными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Еще выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось. Позднее, Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. В 1478 году Иван III разорвал договор с Ордой. Летом 1480 года произошло великое "стояние на Угре", продлившееся несколько месяцев и закончившееся бегством татаро-монгольского войска. Объединение русских земель в единое централизованное государство привело к освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Российское государство стало самостоятельным. Ивана III стали величать государем всея Руси, а Русское государство - Россией. Иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия, окончилось. В истории русского народа начался период самостоятельного развития. "Наша великая Русская земля, -писал летописец, - освободилась от ига и начала обновления, как будто перешла от зимы к тихой весне".

Сходства и различия

Анализ процесса освобождения территорий от завоевателей показал отсутствие значимых различий за исключением исторических особенностей. И в Испании, и на Руси оставались территории, свободные от завоевателей. И в период господства арабов, и во времена татаро-монгольского ига нередки были случаи сопротивления народа против власти захватчиков. Как народы Пиренейского полуострова, так и народы Руси не смогли бы освободить свои территории без объединения сил вокруг харизматичных личностей. Немаловажную роль в этом объединении сыграла церковь. Основной движущей силой освободительной борьбы было крестьянство. Победа в обоих случаях стала возможна из-за ослабления власти внутри Арабского халифата и Золотой Орды. Окончательные освобождения Испании и Руси произошли в конце 15-ого века. Освободительная борьба против завоевателей привела к образованию Испанской и Российской империй.

Глава I V

Влияние

Арабское влияние на Пиренейский полуостров

Во времена арабского господства Испания превратилась в одну из самых богатых и населенных стран Европы. По данным переписи того времени в Испании было шесть больших городов, восемдесят городов со значительным населением; триста городов и бесчисленное множество крепостей и селений. Арабы замостили улицы и построили большой водопровод для подачи воды в городские фонтаны. Через реки были переброшены великолепные мосты.

Благодаря созданию многочисленного класса мелких земельных собственников успешно развивалось сельское хозяйство. Арабы не были искусными земледельцами, авторами трактатов о сельском хозяйстве в Испании были мосарабы. Усвоив их уроки, арабы с успехом насаждали виноградники. Также они культивировали в Испании многие растения, которые до того времени были неизвестны в этой стране, например, рис, гранаты, сахарный тростник и различные восточные плодовые деревья. При арабах были расширены или построены заново каналы для орошения садов. Воду брали из рек или из прудов, особенно в районах Гранады, Мурсии и Валенсии.
Во многих областях Испании процветало скотоводство. Стада во избежание вредных воздействий сезонных колебаний температуры перегонялись из одного места в другое в зависимости от времени года.
В экономике страны существенную роль играл горнорудный промысел. Имелись рудники, в которых добывались золото, серебро и другие металлы, а также рубиновые копи. Шерстяные и шелковые ткани Кордовы, Малаги и особенно Альмерии известны были далеко за пределами Испании. В различных местностях производились керамические изделия высокого качества, причем продукция эта вывозилась в другие страны. В Альмерии изготовлялись также стеклянная, железная и бронзовая посуда с рисунками и эмалью, материи, тканные золотом и серебром, в Малаге - парча с рисунками и надписями; в Кордове - художественные изделия из слоновой кости, а в Хативе и других местах - тряпичная бумага для письма, это был новый вид ремесла, введенный арабами.
Альмерия, Мурсия, Севилья, Толедо, Гранада и, прежде всего, Кордова были крупными центрами производства оружия; особенно славились испанская броня и мечи с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. В Кордове изготовлялась также кожа для различных нужд, и в частности дорогие ее сорта с тиснением и позолотой. В Мурсии ткали яркие циновки. В IX в. был открыт способ изготовления стекла, сконструированы механизмы для измерения времени.
Развитие ремёсел, в сочетании с обширными и разветвленными международными связями привели к большому развитию торговли. Севилья была одним из главных портов, в Альмерии расположены судоверфи. Из Хаэна и Малаги вывозились шафран, фиги (лучшие в мире), вина, ароматические породы дерева, мрамор и драгоценные камни, шелк-сырец, сахар, кошениль, перец, железо в болванках, сурьма.
Была организована почтовая служба. Во многих городах Испании чеканились золотые, серебряные и медные монеты. Главный монетный двор находился в Кордове.

В XI в. была основана первая мануфактура, вырабатывающая бумагу. ******

Неизгладимый след арабы оставили в испанской архитектуре. Массивные романские церкви были существенно превзойдены мавританскими культовыми сооружениями, которые были более высокими, более воздушными и более красочными. Купол, подковообразная арка и стройные колонны, часто из яшмы, оникса и мрамора - все это было создано маврами и лучше всего может быть оценено после посещения кордовской Мескиты (мечети).

Поскольку арабы пришли из пустыни, а Коран требует ежедневных омовений, они чрезвычайно любили воду. В дополнение к многочисленным общественным баням они оснащали свои дворцы и виллы фонтанами и прудами. Наилучшее представление об этом дают Альгамбра (по-арабски "красный") - дворец-крепость в Гранаде - и соседний Хенералифе, служивший летней резиденцией халифов.

В средние века Кордова стала научной столицей Европы. Введение в Испании арабских числительных - гораздо менее громоздких, чем соответствующие римские, - подтолкнуло развитие математики; арабам приписывается изобретение алгебры, а также сферической тригонометрии.

Высоко ценились за свои диагностические способности и искусство хирургических операций врачи. Арабы использовали анестезию, также известно, что они выполняли сложные и тонкие хирургические операции.

Арабское завоевание оставило неизгладимый след на географической карте Испании в виде приставок Аль-, Ал-, Эль- в названиях городов, большинство из которых расположено на юге страны: Альбасете, Эль-Ферроль, Аликанте и многие другие.***********

Возникли названия рек: Guadalquivir (от арабского "большая река"), Guadalajara ("река в камнях"), Guadalupe ("волчья река", здесь wadi "река" + lobo "волк").

Арабизмы наблюдаются почти во всех сферах жизнедеятельности испанцев, от военной до сельскохозяйственной. Чаще всего ими заимствовались слова, которые отсутствовали в родном языке: названия некоторых видов животных, новых сельскохозяйственных культур, географические названия, научные термины.

В современном испанском языке до сих пор используется около 4000 слов арабского происхождения. Сельскохозяйственная продукция, завезенная маврами, - асукар (сахар), беренхена (баклажан), наранхас (апельсины) и сандиас (арбузы) - ежедневная пища большинства испанцев. Также к арабскому языку восходят многие слова, связанные с административными функциями, ирригацией, математикой, архитектурой и медициной.

Многие фразы и обычаи, которые все еще употребимы в современной Испании, исходят из арабской культуры, в особенности выражения вежливости - "Эста эс су каса " (это ваш дом), "Буэн провечо" (приятного аппетита) - и ссылки на Бога в повседневной жизни - "си Диос кьере "(если Богу угодно), отсюда же слово "охала ", происходящее от арабского "уа ша"а-л-лах"(дай Бог!). *******

Испанские историки считают, что слово «Мадрид» арабского происхождения, а начало городу положил арабский эмир Мохамед I воздвигнувший крепость для защиты от возможных попыток христиан вернуть утраченные владения.

При арабах расцвела испанская кухня. Без них не было бы и национального испанского блюда паэлья, ведь его основной продукт - рис - привезли сюда мусульмане. С ними прибыли и мно­гие культурные растения - лимоны, абрикосы, бананы, баклажаны, арбузы. В отношении вина арабы проявляли терпимость к иноверцам. Хотя Коран и запрещает потреб­ление алкоголя, христианские виноделы в Аль-Андалусе могли и дальше производить вино. Оливки и оливковое масло также досталось испанцам в наследство от арабских народов. Теперь это визитная карточка страны.

Арабские влияния сказались и в испанском фольклоре, и в инструментарии. Виуэла произошла от арабской лютни , но в развитии приобрела новые черты. Она была предшественницей гитары, которая вначале была четырехструнной, затем к ней добавили пятую, в таком виде она получила название испанской. После добавления шестой струны инструмент приобрел форму, существующую и поныне, приобретшую широкое - всенародное - распространение.********

Полагают, что одобрительные возгласы публики и восклицания “Оле!” во время исполнения знаменитого испанского фламенко, происходят от криков “Аллах!”, которыми когда-то одаривали арабских музыкантов и танцоров.*********²

Испанцы говорят: «Там, где не растет олива, проходит граница арабского владычества». Олива растет почти по всей стране, как и дивно пахнущие апельсинные рощи, персик, миндаль. По всей стране и поныне мелодично журчит в асекиях - местных арыках - вода. Здесь в знойный день как никогда вдруг осознаешь: этот журчащий звук и сама жизнь - одно. Струйка воды, горечь оливы, налитый сладостью апельсин - в этом есть и заслуга арабов, плод их ученых познаний, кропотливого многовекового труда. Заслуга, о которой «христолюбивое воинство», десятилетиями продвигавшееся все дальше на юг, предпочло благополучно забыть. **********

Влияние татаро-монголов на Русь Историки не могут придти к однозначному мнению в вопросе влиянии татаро-монгольского ига на Русь. Одни считают, что татаро-монголы повернули ход развития Руси в худшую сторону, затормозили его на 200-300 лет. Другие полагают, что, наоборот, в наиболее благоприятную. Представители первой группы, которых большинство, придерживаются мнения, что нашествие татаро-монголов сопровождалось массовыми разрушениями русских городов. Жители безжалостно уничтожались или уводились в плен - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, исчезали многие ремесла. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели русской деревне, где жило большинство населения страны, и сельскому хозяйству. Крестьян грабили, рабочий скот и самих крестьян захватывали и угоняли в плен, в Золотую Орду, из амбаров выгребали весь урожай. Монголо-татарское завоевание привело к значительному ухудшению международного положения княжеств. Русью был утрачен путь к Балтийскому морю, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар по культуре. В огне погибли многочисленные памятники иконописи и архитектуры.

Карл Маркс назвал татаро-монгольское иго «кровавым болотом монгольского рабства, которое не только давило, но и оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой».

Представители второй группы полагают, что татаро-монголы, наоборот, оказали благоприятное влияние на развитие Руси и образования Российского государства с централизованной властью, аппарат которого являлся практически копией монгольского оригинала.

Князь Н.С. Трубецкой считал, что татаро-монгольское завоевание «заложило фундамент всех особенностей и своеобразия русского государства», придало его развитию характерные азиатские черты.

Н.М. Карамзин указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним В.О. Ключевский также полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси. «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались Московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

Представители второй группы также считают, что, если татаро-монгольское владычество и привело к некоторому сокращению сношений с Западом, то, с другой стороны, оно открыло русскому народу путь на Восток, способствовало началу торговли с восточными странами.

Интересна позиция историка Л. Н. Гумилёва. Он полагал, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях в борьбе с Ливонским орденом. Татаро-монгольские отряды защищали русские города за некоторую плату. Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. "Это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно”. Он также считал, что этот союз повлёк за собой улучшение во внутреннем положении страны, установился внутренний порядок. Бесспорно влияние татаро-монголов на культуру, обычаи, язык русского народа. Наглядным примером является одежда: от длинных белых рубах и длинных штанов русский народ перешел к цветным шароварам, сафьяновым сапогам и к золотым кафтанам. Большое влияние татаро-монгольское иго оказало на положение женщины: теремной быт и затворничество - это порождение Востока. Такие слова, как валенки, карандаш, утюг, башмак, кабан, таможня, даже стакан, пришли в наш обиход именно после татаро-монгольского ига. Имеется целый пласт слов, попавших в русский язык из монгольского. Татаро-монголы создали почтовую службу, и в русском языке появилось слово "ямщик"; развили внутренние торговые отношения - и к нам попадают слова "базар", "рынок", "деньги", "барыш", "казна". Существует мнение, что знаменитый русский мат достался нам в наследство от завоевателей. Значительная часть великорусских народных песен, стариннейших, обрядовых и свадебных, составлено в так называемой "пятитомной",в мажорном звукоряде, что свойственно тюркским народам и, особенно, монголам. Под влияние попали и танцы. Подобно монгольским танцам русский носит характер состязания в ловкости. гибкости и ритмической дисциплины тела. Такие блюда, как пельмени, плов пришли к нам из монгольской кухни. Есть мнение, что и кофе впервые завезли на Русь татаро-монголы. Сходства и различия Что касается сходства, то бесспорно только одно: и арабы, и татаро-монголы своим долгим присутствием на захваченных территориях повлияли на культурную и социальную жизнь завоеванных народов. В языке появились новые слова, выражения. В повседневную жизнь вошли новые обычаи и традиции. В отличие от татаро-монголов, арабы внесли большой вклад в развитие образования, науки, архитектуры, ремёсел и сельского хозяйства. Обогатили кухню испанских народов. Заключение Заканчивая наше исследование, бесспорно можно сделать следующие выводы. Во-первых, как Испания так и Россия, находясь на окраинах Европы, стали своеобразными щитами на пути завоевателей. Эти две страны предотвратили захватнические походы Арабского халифата и Золотой Орды на Европу, "образующееся просвещение было спасено". И Испания и Россия, благодаря героизму своих граждан, послужили мостами, соединившими различные континенты и цивилизации. Именно в борьбе против арабских завоевателей жители Пиренейского полуострова осознали себя испанцами как нацией. А в борьбе против татаро-монгольского ига население разрозненных славянских княжеств объединилось в один русский народ. Несмотря на многие отличия между Испанией и Россией в историческом плане очевидно их немалое сходство. В этой связи проведение мероприятий в рамках Обменных годов России и Испании призвано способствовать изучению исторического прошлого, сближению культур наших стран, их взаимопроникновению.