Сообщение по географии на тему арабы. Средневековая арабская картография. Язык и культура

В эпоху Средневековья (5-15 века) география успешно развивалась по всем направлениям на Арабском Востоке, в Индии, Китае. Большую роль в развитии географии сыграли не только учёные и путешественники, но и купцы, становившиеся открывателями новых земель.

Арабский Восток

В результате завоевательных походов арабов в 7 веке возникло огромное государство - Арабский халифат. Помимо , оно включало территории , Ирана, Палестины, Пиренейского полуострова и некоторые другие. В результате культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов сложилась особая арабская культура. В 8-9 веках на арабский язык были переведены многие труды учёных Древнего мира, в том числе древнегреческие, персидские, индийские. Это способствовало развитию математики, астрономии, химии, медицины и географии.

Арабы были великолепными мореплавателями, они прекрасно по звездам и , составляли довольно точные . Сведения о странах содержали не только описание, но и точное местоположение городов и других важных объектов.

Арабские путешествия

Активно занимаясь торговлей, арабы проложили древние караванные пути через и открыли её южный край, назвав его Сахель («берег пустыни»). Опытные мореходы, они ещё в 9 веке вдоль восточных берегов Африки достигали острова Мадагаскар, вдоль южных берегов Азии - Индии и Китая. Преградой для арабских путешественников стал лишь Атлантический океан, если не считать плаваний к .

Самым известным из арабских путешественников считается Абу Абдаллах Ибн Баттута. В 14 веке он объехал и исследовал почти все страны Азии и Северной Африки, пересёк Сахару. Итогом его путешествий стал большой труд, в котором подробно описаны города и страны, представлены сведения о .

Освоение Азии

В Азии географическое познание новых территорий шло морским и сухопутным путём. По суше из Индии и Китая двигались буддийские монахи, купцы и путешественники. Их путь лежал через пустыни Центральной Азии, Тибет и . Странствуя по разным районам Азии, они собирали географические сведения о природе и народах увиденных стран. Большую роль в освоении обширных пространств Азии сыграли скотоводы кочевники.

Освоение Азии морским путём привело к заселению Больших и Малых . Начиная с 10 века китайские суда (джонки) подходили Калимантан, Ява, Суматра. Китай устанавил широкие торговые связи с и .

В 14-15 веках для торговли со странами Востока русские использовали путь по , затем по , а далее по суше в Персию и Индию. Именно этим путём отправился в Индию в 1468 году тверской купец Афанасий . Он первым из европейцев подробно описал эту страну в своих путевых записках «Хождение за три моря».

Европа

В начале Средневековья в Европе наблюдался упадок научных знаний, что отразилось и на развитии географии. Однако к середине Средних веков географический кругозор расширился. Происходило повторное знакомство европейцев с далёкими , освоение северных районов Европы и Северной , западных берегов Африки.

Состояние географии

Накопленные цивилизациями Древнего мира географические знания в средневековой Европе были забыты. Путешествия чаще всего носили случайный характер, а главными путешественниками стали паломники к святым местам. Географические представления расширились во время Крестовых походов (11-13 века). Это были военные походы европейцев на с целью освобождения от мусульман Святой земли (Палестины) и Гроба Господня в . Крестоносцы плыли в Палестину вдоль берегов Южной и Юго-Восточной Европы, уточняя на картах очертания островов и заливов Средиземного моря.

Походы викингов

С конца 8 века большую роль в открытии и освоении новых земель играли викинги - жители Скандинавского полуострова. В русских летописях викингов называют варягами, а в европейских источниках - норманнами («северными людьми»). Главными занятиями викингов были рыбный промысел, торговля, а нередко и морской разбой. На своих надёжных судах - дракарах они совершали морские походы как под парусом, так и на вёслах.

Варяги плавали по , которое на Руси называли Варяжским. Их путь в Византию проходил через Финский залив, затем по рекам и волокам в Чёрное и Средиземное моря. Этот путь в русских летописях называют путём «из варяг в греки». Викинги были в Англии и , ходили в через Гибралтарский пролив. В 9 веке они поселились на острове , в 10 веке достигли берегов и островов у восточного побережья Северной Америки.

Путешествия Марко Поло

В 12-13 веках расширялись торговые связи между и азиатскими государствами. Путешествия в дальние страны для купцов стали регулярными, хотя и были небезопасны. Это способствовало накоплению географических знаний. Венецианский купец Марко Поло первым из европейцев побывал в Китае, а также в других странах Азии. Вернувшись на родину, он издал «Книгу о разнообразии мира».

Книга Марко Поло содержит описания природы и жизни населения неизвестных в то время европейцам стран. В ней приводятся подробные сведения о Китае, Персии, Индии, Японии, об островах Ява и Суматра и других богатейших территориях. Европейцы впервые узнали о бумажных деньгах, саговой пальме, горючих «чёрных камнях» (каменном угле) и, главное, о районах, где выращивали пряности, ценившиеся на вес золота. В течение нескольких веков книга Марко Поло пользовалась огромным успехом, в том числе у таких великих мореплавателей, как , Магеллан.

Португальские мореплаватели

В 15 веке могущественной морской державой стала . Для путешествий в дальние страны португальцы вывели на морские просторы новый тип парусников - трёхмачтовые каравеллы. Они могли легко двигаться не только при боковом, но и при встречном ветре. Вдохновителем и организатором морских путешествий был принц Португалии Энрике. Он получил прозвище Мореплаватель, хотя сам редко выходил в море. Энрике задумал грандиозное географическое - достичь морским путём Индии. В 1434-1460 годах в поисках такого пути организованные им многочисленные экспедиции отправлялись к островам центральной части . Продолжалось освоение португальцами Африки. В стране была создана обсерватория, открыта мореходная школа. Португалия, а затем и долго были главными центрами мореплавания и мореходной науки в Европе.

Трудно сказать что-то определенное про арабские средневековые карты, потому что, несмотря на проведенные исследования, оригиналов удалось отыскать, смехотворно мало. Потерялись карты, выполненные аль-Хуваризми (планисфера, изображенная на заказ халифа аль-Мамуна), аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хавкалом, аль-Макдизи и неизвестным автором («Пределы Вселенной»). Даже знаменитая карта аль-Идрис – не что иное, как копия, датированная XV веком.

История арабской картографии, как и всех других картографов, тесно связана с развитием географии и ее многочисленных разветвлений. Еще в античные времена арабам тоже требовались точные ориентиры, чтобы по ним согласовывать свою жизнь и работы. Установление исламской религии только оживило поиски в этом направлении. Чтобы выдерживать время молитв, поста и ритуальных паломничества, надо было уметь ориентироваться в космическом изменении времени и уметь определить местоположение Мекки.

НАСЛЕДНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ СТАРИННЫХ ТРАДИЦИЙ

Но только с тех пор, как перевелись на арабский язык произведения древних авторов, в частности , скажем, произведения Клавдия Птолемея, арабская картография выходит на первое место среди естественных наук. Арабские халифы щедро оплачивали такие переводы: они осознавали вес античных знаний. Чтобы знания эти стали органической составляющей мусульманской культуры, халифы поощряли переводы на арабском языке научных сокровищ античности. Так, халиф аль-Мамун переводческий труд оплачивал золотом…

Арабы берегли как зеницу ока это наследие и в течение всего Средневековья продолжали обогащать достояния античности своими собственными наблюдениями и достижениями науки. Поэтому в период между VII и XII веками полюс географических знаний сместился. Из Европы он перешел к большим научным центрам в Багдаде, Корди и Дамаске. И мы с уверенностью можем сказать, что хотя и не было прямого обмена между арабской и европейской картографиями, возрождение математики и астрономии в течение XIII века в Риме, Оксфорде и Париже является лишь продолжением приобретенного арабами в области картографии. Именно арабы сохранили достояние Античности и сделали тот великий расцвет науки и искусств, который Запад пережил в епоху Возрождения.

Арабы не ошибались, думая, что именно в произведениях Птолемея научные знания греков и римлян достигают наивысшего взлета. Хотя нельзя сказать, что они слепо следовали учению великого греческого звездочета, математика и географа. Арабские путешественники отрицали многие его положения. Со своей стороны, арабские астрономы продолжили вычисления долготы в градусах и достигли очень точных результатов. Следовательно, они не просто сохранили научные положения Птолемея, но и развили их. Требуя углубить известные знания, они, конечно, начинали с того рубежа, до которого дошли их предшественники.

Поиски арабских астрономов достигли кульминации в X веке, благодаря трудам аль-Баттани и аль-Масуди. Аль-Баттани опроверг много гипотез, выдвинутых Птолемеем. В отличие от этого последнего, который считал, что Африка соединяется с Азией у полуострова Малайзия, аль-Баттани был убежден, что Индийский океан – открытое море. Трактаты аль-Бируни о Востоке и аль-Идриса о Западе обогатили знания арабов о мире.

Целый ряд факторов способствовал значительному развитию географической и картографической наук у арабов. Ислам, став религией арабов, поощрял приумножение знаний во всем мире. Завоеваны были гигантские территории: очень нужно было оценить их ресурсы, чтобы ввести целесообразную налоговую систему. Кроме того, три из этих земель (Месопотамия, и Египет) были колыбелью цивилизации. Нельзя было править ими, не зная их.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И КАРТОГРАФЫ

Огромные пространства арабской империи требовали создания почтовой службы и дорожной сети. Почта и дороги, в свою очередь, способствовали торговому обмену, который облегчали общий язык и религия. Все больше книг описывали «пути и королевства». В конце концов, и паломничества весьма способствовали тому, что арабы все больше привлекались к путешествиям и географии. Паломник говорил тем же языком, что и другие мусульмане, которые жили в других местностях и принадлежали к разным общественным кругам. Длительные паломничества часто превращались в бесценные познавательные, исследовательские и торговые путешествия. Возвращаясь, путешественники-паломники купцы рассказывали об увиденном в отчетах, которые имели ценные географические сведения. Среди них было немало картографов, таких, как Ибн Хавкал, аль-Масуди и аль-Идрис.

Много арабских географов исповедовало учение Птолемея. Оно было отправной точкой астрономической географии и картографии.

Мухаммед Ибн Муса аль-Хуваризми заложил основы арабской географической науки. В его книге «О конфигурации Земли» (Китаб Сурат аль-Ард), написанной в первой половине IX века, переводится и исправляется учение Птолемея. Считают, что эта его работа связана со знаменитой планисферой, которую он наметил вместе с другими учеными по заказу халифа аль-Мамуна. К сожалению, большинство карт аль-Хуваризми потерялась. До нас дошли только четыре. Это древнейшие из известных нам арабских карт. В X веке выдающимся арабским картографом был Абул Хасан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и молодость провел в путешествиях, посетил Индию, Цейлон, море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. На склоне лет он отправился в Египет, где и умер в аль-Фустате. Аль-Масуди, вероятно, перечитал большинство известных тогда книг по географии. Он вспоминает много произведений, не дошедших до нас. Основная его работа «Золотые степи» (Муруджу адхдхахаб) заключает его опыт.

Перу Масуди принадлежат и многие другие произведения. Известна его планисфера мира – одна из самых точных тогдашних карт. Он верил в сферичность Земли. К известному в то время миру он добавил еще два континента, один в южном море, а второй, чтобы уравновесить его, с другой стороны известного мира.

Новый тип карт, подобный скорее к картографии, появляется с картой мира Ибн Хавкала. Он представляет экономическую таблицу, насыщенную сведениями из жизни народов. Ибн Хавкал берет за основу «атлас» аль-Истахри, дополняя его. Побережье он изображает в виде округлых и прямых линий; острова и внутренние моря, такие как Каспийское и Аральское, – кругами. Это упрощенное изображение.

ЗОЛОЛОТА ЭПОХА

В X веке (IV в. Хиджры) арабская картография, только начав развиваться еще сто лет назад, переживает действительно золотую эпоху с серией карт («Атлас мусульманского мира»), тесно связанных с многочисленными произведениями о «путях и королевствах». Методологию описания мусульманского мира, введенную выходцем из Балха (аль-Балхи), подхватил и развил персидский ученый из Ирана (аль-Истахри), на чьи работы в свою очередь опирался географ и великий путешественник, рожденный в Багдаде (Ибн Хавкал). Он просмотрел их, исправил и значительно развил.

Эти карты не имеют ничего общего с моделями Птолемея. Исламский атлас содержит в устойчивом раз и навсегда порядке 21 карту, первая из которых – сферическая карта мира. Затем идут шесть карт, изображающих Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Румейское море (Средиземное море). Последние четырнадцать карт посвященные центральной и восточной частям мусульманского мира. Изображать исключительно мусульманский мир – льстило амбициям аль-Истахри, а также Ибн Хавкалу, который написал: «… И я подробно нарисовал исламские страны, провинцию за провинцией, край за краем, уезд за уездом…»

Вся их картографическая деятельность касалась преимущественно востока арабского мира, но и западной его части не было забыто. Последний период в арабской картографии, совпадает с творчеством аль-Идрисв (XII в.), привязанный как раз к мусульманскому западу.

После обучения в Кордове аль-Идрис поселяется на Сицилии, где норманнский король Роджер II заказывает ему гигантскую планисферу с подробным толкованием. Аль-Идрис описывал земной шар в целом: по словам географа, там были представлены «территории Земли с их странами и городами, реки, земли и моря, дороги, расстояния и все, что можно увидеть». Сама карта потерялась, но толкование аль-Идриса дошло до нас в произведении под названием «Развлекательная книга для тех, кто желает путешествовать по миру» (Китаб Нузхат аль мусхтак фи хтирак алафак), более известном, как «Книга Роджера» (Китаб Руджар).

Эта работа позволила западным географам распространить круг знаний, она также помогла португальским мореплавателям исследовать в XV веке неведомые края. Землю аль-Идрис представлял «круглой, как мячик», он считал, что «вода поступает естественным путем и удерживается на ней» и «Земля и вода зависли в космосе, как желток в яйце». К этим комментариям аль-Идрис добавил атлас известного ему мира, и некоторые карты, которые были уже цветными.

Труд аль-Идриса, апогей арабской картографии, был также и предвестником ее упадка. Понятие широты и долготы в нем отсутствуют. Мы, правда, находим в атласе аль-Идриса традиционные для Птолемея «климатические зоны», но они изображены полосами одинаковой ширины, вопреки астрономическим данным. Детали отражены хуже, чем на картах аль-Хуваризми. Есть также определенные ошибки в расчетах расстояний и дуг. Но будем снисходительны к картографу: смерть короля Роджера и беспорядки после нее помешали ему внести в свой атлас необходимые изменения. Аль-Идрис был на перекрестке двух миров, христианского и мусульманского. Неудивительно, что его называли «арабским Страбоном». Его атлас, который считается самым значительным образцом арабской картографии, имел также огромный успех на Западе на протяжении всего Средневековья.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные работы, вклад арабов в развитие картографии остается очень скромным, на удивление всех, кто изучает эту дисциплину. Что же тому причина? Арабам были известны вся Европа (за исключением крайнего севера), центральная часть Азии, Северная Африка – до 10 градуса северной широты – и восточные африканские побережья. Их географические знания не ограничивались самыми исламскими странами. Они значительно превышали знания греков, которым только примерно были известны земли за Каспием и уж точно они ничего не знали о восточном побережье Азии к северу от Индокитая. А арабам был так же хорошо известен путь по суше к источникам Янцзы, как и восточное побережье Азии до Кореи. Конечно, знакомство их с Японией под вопросом, Японский архипелаг появляется уже на картах XI века, но сомнительно, чтобы арабы добирались до него морским путем. Их представления о Японии, возможно, основывается на сведениях, собранных в Центральной Азии, хорошо им известной. Что касается Африки, то именно арабы первые подробно ее описали; именно на эти сведения ссылались все вплоть до XIX века, когда ее начали исследовать европейцы.

Эти необычные путешествия, невозможные для их европейских современников, должны были стать источником бесценной информации для картографов. Но не стали. Арабская картография, которая сумела составить такой точный «Исламский атлас», не смогла создать что-то похожее, хотя бы в форме отдельных карт, для других районов мира, хотя прекрасно их знала. Она не использовала последних достижений географической науки; вместо вводить что-то новое, новейшие карты только повторяли карты предыдущие. Правда, в те времена и европейская картография не отличалась особой оригинальностью и тоже не особо «дружила» с тогдашней географией.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще история картографии столь обширная, что пожалуй можно было бы даже сделать специальную кафедру картографии в рамках исторических или географических факультетов. Пожалуй, разные передовые вузы, такие как Тюменский государственный университет , могли бы позаимствовать эту идею.

Для первобытнообщинного строя и рабовладельческих государств задачи географии сводились к расширению пространственного кругозора, накоплению эмпирического материала. Формировалось мироощущение человека в пространстве своего местожительства. Первичные географические мотивы были представлены бытийной географией, дошедшей до наших дней, но утратившей свои позиции в научной географии. В ее основе лежало понятие «места» или топоса (с греческого - место, участок земли), формирующего у человека свойства топофилии и топофобии, т.е. представления о хороших и плохих местах, хорошей и плохой охоте, дружелюбных и плохих народах (Преображенский, 1997).

В рабовладельческом обществе важной составной частью культуры становится отношение человека не только с природой, но и с людьми и самим собой. В этом случае человек отстаивает ценность и целостность личности в зеркале культурного мифа. Мифологическое сознание исходило из умения человека с помощью ритуалов воспроизводить акт творения подобный божественным силам, создавая жертвенники, алтари, храмы. Так рождался освещенный (сакральный) центр мира, который характеризовал сакральность места. Место становилось частью чего-то общего, потаенного (божественного), которому греческие философы дали название «хорос», т.е. пространство. Оно было результатом творения и имело космоцентрический характер, включая в себя идеальные слои (макрокосм), Ойкумену (мезокосм) и место жизни человека (микрокосм). Таким образом, уже у античных философов понятия «пространство» и «место» разделяются. Место становится частью пространства.

География, как и все другие науки древнего мира, развивалась первоначально внутри философии. Философы рассматривали мир как природное единство, а всю деятельность людей как одно из проявлений вещей. Человек объединялся с природой, включался в нее. В то же время в мифологической форме выражалась мысль об очеловечении природы, придания ей человеческих черт. Географические идеи были связаны с единой географией, изучающей нераздельное пространство с помощью описательного метода. Региональное направление в развитии географии было описательным. Объяснение имело религиозно-мифологическую, а затем натурфилософскую основу, умозрительно истолковывающую природу. Базировалось оно на геоцентрическом понимании мироздания. В то же время, были высказаны некоторые умозрительные идеи (о шарообразности Земли и ее сферах, зависимости человека от природы), на многие столетия «осветившие» путь развития географии. Возник и уникальный метод эмпирических обобщений и передачи геоинформации - картографический.

Наибольших успехов достигли древние греки, которые сумели методом абстрагирования оперировать не только эмпирическими данными, но и их идеальными образами (моделями), что и позволило возникнуть научному знанию в Древней Греции. В то же время в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Центральной и Южной Америке при высокой культуре этого не произошло. «Эти греки были поверхностны - из глубины», - писал Ф.Ницше.


География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей - охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических знаний первобытного человека определялся характером его деятельности и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Острая наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т.е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.

Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. у земледельческих народов Малой Азии, Египта, Двуречья, Северной Индии и Китая. Их образованию способствовало положение вдоль больших рек (источников орошения и водных путей) и надежные естественные рубежи - горы и пустыни. Были созданы первые письменные документы, дошедшие до наших дней. В литературном эпосе важное место занимали путешествия. Так, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (III тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который через пустыни и горы добрался до океана.

Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Уже к 2000 г. до н.э. минойцы основали на о. Крит древнейшую морскую державу и плавали до Канарских островов, Сенегала и Индии. По мнению Геродота финикийцы по поручению фараона Нехо (610-594г. до н.э.) совершили плавание вокруг Африки, продолжавшееся три года. Карфагенянин Ганнон плавал вдоль западных берегов Африки. Индийские мореходы еще к началу II тыс. до н.э. плавали к берегам Аравии, устью Евфрата и восточной Африке, пользуясь муссонными ветрами. Зимой они плыли на запад, летом - на восток. В индийских эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата» дается представление о географических познаниях народов Индии. В первой из них приводится описание всей известной тогда части Земли. В «Махабхарате» перечислены главные горы, моря, реки; приводятся сведения о древних индийских государствах и племенах. В Китае уже в I тыс. до н.э. существовали специальные географические сочинения, в которых содержались краткие описания территории государства (например, книга «Юйгун»). Географические представления китайцев расширились с открытием «шелкового пути».

Самая древняя карта, по мнению Л.Багрова, известна с 3800 г. до н.э. На глиняной табличке была изображена северная часть Двуречья с рекой (Евфрат) и двумя горными цепями. Еще в III тыс. до н.э. шумерийцы создали мифы о сотворении мира, потопе и рае. В Вавилоне была популярна астрология, объясняющая воздействие небесных светил на судьбы людей.

Рабовладельческая культура достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме, унаследовав все лучшее своих предшественников - минойцев, египтян (геометрию, солнечный календарь), ассиро-вавилонян (астрономические знания, деление суток, черчение), финикийцев (алфавит). Развитию стран Средиземноморья способствовал географический фактор, в частности разнообразие природных ландшафтов, игравших большую роль в общественном развитии этого времени.

Древние греки обладали на редкость цельным и ясным миропониманием. Был Космос, Небо, там жили боги. На Земле жили люди. Но пропасти между ними не было. Боги были похожи на людей. Они могли и пьянствовать, и прелюбодействовать, но всегда были готовы вмешаться в судьбы людей. Представление о Земле у ранних греков было религиозно-мифологическим. Земля в виде выпуклого щита окружалась Океаном, из которого вытекали все реки. За Океаном располагалось царство теней. В восточных странах было теплее, чем в западных. Они были ближе к Солнцу.

Во время архаического этапа развития Древней Греции центром научной мысли явился Милет (ионическая колония в Малой Азии), где возникла первая натурфилософская школа. Последователи этой школы пытались объяснить строение Вселенной естественными причинами, исходя из целостной картины мира, единого материального начала: воздуха у Анаксимена, воды у Фалеса, «апейрона» или абстрактной материи у Анаксимандра, огня у Гераклита. Однако истолкование природных явлений у ионийских натурфилософов было умозрительным. Землетрясения, например, они объясняли следствием трескания земли от засухи или после сильных дождей.


Раздел 5. Схоластический период развития наук о Земле (V-XV в. в Западной Европе, VII - XVII в. в других странах).

Феодальная ограниченность и разобщенность пространственного кругозора, возрастающая роль церковных постулатов - характерная черта средневековья. Переход к феодализму в Европе сопровождался упадком культуры. Библия заменила труды античных ученых. Земля из шара «превращается» в прямоугольник или диск. Однако идея единой картины мира сохранялись в религиозных догмах миропонимания.

На этапе социогенеза, становления национальных культур, возникновения и господства в идеологии и мировоззрении мировых религий, методологии сакральности (т.е. признания священного) в географии формируется концепция описательного регионального страноведения.

Основой ее была пространственность, являющаяся универсальной формой упорядочения. Понятие пространства оставалось божественным, т.е. сотворенным Богом. Реальные пространства представляли множество территорий (регионов), открытых и описанных в эпоху великих географических открытий (ВГО). Частью территории становится мифологизированное место, приобретающее свойства ментальности (хождение в Иерусалим, Мекку, за три моря за пряностями в Индию или за шелком в Китай). Трудовая деятельность людей была связана с ресурсоосвоением природных ландшафтов земледельцами и кочевниками. Их образ жизни определял и культурные ценности, где явно просматривалась зависимость человека от природных условий. Это был пик развития единой географии, где человек существовал как часть природы. Методической базой топографической географии был морфологический анализ, т.е. анализ распределения форм и объектов в пространстве. Основные успехи были связаны с генерализацией географических знаний, фиксируемых на картах. Картография стала первой прикладной наукой, «вышедшей» из нерасчлененной единой географии. Поэтому прикладными интересами географии стало создание образа определенных территорий через картографическую модель.

Распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкий уровень кораблестроения, религиозная замкнутость стран Западной Европы, суеверия и легенды о морских чудовищах препятствовали далеким путешествиям. Основным стимулом к познанию дальних стран было христианское паломничество к «священным местам» и миссионерство, а также крестовые походы.

В раннем средневековье наиболее искусными мореходами были ирландские монахи (VI-VIII вв.) и скандинавские викинги (VIII-X в.в.). Первые плавали к Гебридским и Оркнейским островам, открыли Фарерские острова и Исландию. Вторые имели связи с Византией по торговому пути «из варяг в греки», повторно открыли Исландию (860г.), затем Эрик Рыжий открыл Гренландию (983г.), а Лейф Эриксон - Северную Америку.

Феодальная Европа была изолирована от Индии, Китая и даже Африки. Лишь Византия в V-VI вв. имела торговые связи с Востоком. В середине VI в. Козьма Индикоплов побывал в Эфиопии, Аравии, Индии. Его перу принадлежит «Христианская топография» в 12 книгах, в которой сделана попытка согласовать некоторые общегеографические представления античности с Библией. Он отрицал шарообразность Земли и представлял ее в виде прямоугольника, окруженного океаном с 4 заливами - Римским, Каспийским, Аравийским и Персидским. Из океана брали начало реки: Нил, Тигр, Евфрат и Ганг.

С VII в. в развитии мировой культуры видную роль играли арабы, создавшие огромное государство. Они торговали с Китаем, северной и восточной Африкой, знали о Мадагаскаре. Языковая общность, наличие торговых связей в Арабском Халифате и хождение в Мекку (хаджи) способствовали распространению географических знаний. Уже в VIII в. география рассматривалась как «наука о почтовом сообщении» и «наука о путях и областях». Абу Абдаллах Ибн Батута был одним из величайших путешественников средних веков. За 25 лет своих странствий он прошел по суше и по морю 130 тыс. км и посетил Египет, Аравию, Сирию, Иран, Крым и низовье Волги, плато Устюрт, долину Инда, Китай, Шри-Ланку и др. Описание путешествий известных арабских авторов становятся популярнейшим видом литературы. Ценность географических знаний арабов в том, что они, хотя и не прибавили ничего нового к теоретическим разработкам античной географии, все же сохранили их для будущих потомков и пользовались ими при накоплении новых данных об известных им землях.

Аль-Идриси (1100-1165 гг.) в своей книге «Географические развлечения» анализирует идеи Птоломея на основе новейших сведений, накопленных к этому времени путешественниками. Им были составлены две карты мира на 70-ти листах, на которых были сделаны уточнения и исправлены ошибки Птоломея. К сожалению, как и все карты арабов, они были без градусной сети.

Догматы христианства на Западе сыграли существенную роль и в упадке геологических наук в средние века. К примеру, находки ископаемых раковин и скелетов позвоночных рассматривались исключительно как свидетельства Всемирного потопа. Любые выводы могли рассчитывать на признание только лишь в случае, если согласовывались со священным писанием.

Однако, пранаука, основу которой составляли практические знания, развивалась, иначе не существовало бы прогресса общества. Этот процесс шел разными путями и темпами. Однако систематизацию знаний и попыток объяснения явлений после крушения Римской империи мы находим главным образом на Арабском Востоке, в Средней и Малой Азии, в Китае и Армении. Лишь в XIII в. на границе с ранним Возрождением появляются достойные работы европейских авторов.

В Китае в V-XII в.в. помимо сводок по минералам ряд ученых рассматривал вопросы об окаменелостях. Тао Хун-цзин, Шень-Чен правильно объясняли происхождение янтаря. Некоторые ученые верно понимали сущность остатков рыб, моллюсков, а также растений в горных породах. Наряду с этим, существовали и фантастические взгляды. Китайские источники указывают, например, что мамонты – животные, живущие в Земле и погибающие от солнца и ветра. Эти сведения проникли из Сибири.

На Ближнем Востоке естествознание носит следы влияния классической науки, в нем встречаются идеи о вечной изменяемости природы, огромной длительности ее существования. Напомним имена таджика Авиценны (Ибн Сина), узбека Абу Райхан Бируни. Они занимались географией и геологией. Авиценна указывал на образование гор действием землетрясений и размыва текущими водами, образующими долины. Он полагал, что превращение рыхлых пород в твердые происходит под влиянием свойственной природе «пластической силы».

По мнению Авиценны горные породы («камни») могут образовываться двумя путями – либо из грязи благодаря нагреву от солнечных лучей, либо из водной среды опять же вследствие нагревания и высыхания. Очень важным было высказывание о том, что ныне обитаемый мир был ранее необитаемым и погруженным под океан. Наконец, впервые высказывается мысль, что каждое отступление море оставляет после себя слой (осадков) и мы видим, что некоторые горы кажутся нагромождениями слоя за слоем. При этом последовательность слоев отражает последовательность времени их отложения.

По мнению некоторых исследователей, приложение к 4-ой книге Аристотеля «Метеорология» на самом деле принадлежит Авиценне. В нем он пишет о силе, способствующей окаменению растений и животных.

Бируни был разносторонним ученым-эмпириком, не отрицавшим важность обобщений. Критерием же истины он считал опыт. Бируни (Минералогический трактат) первый использовал метод определения удельного веса минералов, к которому вернулись только в XVIII в. Он установил плотность воды. Указал на водное происхождение кристаллов и минералов вообще, основываясь на изучении включений в некоторые из них пузырьков жидкости. В «трактате» были описаны около 100 известных минералов и горных пород. В качестве диагностических признаков выступали цвет, прозрачность и удельный вес. Он занимался вопросами совместного нахождения пород с полезными минералами и рудами, объяснил причину действия артезианских источников. Ученый изучал образование дельты Ганга, положение древнего русла Амударьи и образование Аральского моря. Ему была ясна закономерность изменения гранулометрического состава аллювия от верховьев к устью реки.

К X в. принадлежит сочинение Омара Аалема «Отступление моря», в котором он, сравнивая географические карты разных эпох по изменению контуров Каспийского моря, пришел к заключению о постепенном увеличении площади, занимаемой сушей. Этот метод существует и сейчас, но с использованием аэрофотоснимков.

Одним из крупнейших ученых средневековья был Альберт Великий (Больштедт). Он полагал, что горы могут возникать двумя способами – действием «подземных ветров» (землетрясением) или разрушением морскими водами. Альберт первым прибег к модельному эксперименту. Он вдувал в огонь пар, вследствие чего уголь и зола разбрасывались. Он был из тех, кто высказывал сомнение по поводу всеобщего затопления суши во время Всемирного потопа. К такому же выводу пришел ректор Парижского университета Жан Буридан.

Под влиянием Аристотеля и арабов написана книга Ристоро д"Ареццо «Образование мира» (середина XIII в.). Основной причиной горообразования он считал космическую (влияние звезд), а второстепенными – действие текучей воды и аккумуляцию морскими волнами. Д’Ареццо описывал последовательность свит пород, копал шурфы, обнаруживая гальку и органические остатки, на основании чего и делал вывод.

Близкими к взглядам д"Ареццо являются представления Данте Алигьери (1320 г. н.э.) в трактате «Вода и Земля». Он отрицает распространенное мнение о том, что уровень океана ранее был выше суши. Считая бога «первотолчком» он ищет реальную силу, которая выполнила приказ бога «да будет суша». Эта сила, по его мнению, в космосе.

Причины образования металлов и руд в средние века трактовались химией того времени – алхимией. Существовало мнение о возникновении их под воздействием планет, вообще космических влияний и лучей Солнца в частности. Таких идей, восходящих к Аристотелю, придерживались Фома Аквинский, Р. Бэкон.

Средние века и ранее Возрождение для геологии по характеру знаний, соотношение фактов и обобщений являются продолжением античности. Однако можно говорить об известном относительном суждении предмета исследования в условной «геологии». С зарождением идей христианства исследования приняли узко практический характер. Развивалось горное дело, накапливался опыт. Классическая древность оставила геологии немало наблюдений и большой круг идей, роль которых оценивалась по-разному.

Наука в рассматриваемый этап была крайне слабо дифференцирована. В цикле наук о Земле начала зарождаться лишь география, включающая конгломерат разных, иногда фантастических явлений. Рано зародилась также условные «минералогия» и динамическая геология, включающая и «сейсмологию». Основой знания были наблюдения, однако эта база была явно недостаточной. Общие выводы часто являлись примитивным приложением единичных наблюдений к широкой области явлений. Человек наблюдал факты, иногда несовершенно и поверхностно, и не только «делал», сколько «видел» выводы их этих фактов. Поэтому классическую древность можно условно считать в целом эпохой «живого созерцания».

Сказанное о характере наблюдений древних не противоречит тому, что они часто были точны и лежали в основе идей, иногда лишь кажущихся оторванными от фактов. Долгое время, например, считалось басней утверждение Аристотеля о зимней спячке птиц. Лишь недавно это редкое явление было установлено. Таким образом, основа пранауки - опыт. Геологии как таковой еще не было. Если идея изменчивости и широко прилагалась к геологическим знаниям, то представления о «геологическом прошлом», не существовало.

Итак, в рассматриваемый период уже были разграничены области эндогенных и экзогенных явлений, значительное развитие получила минералогия, тесно связанная с практикой. Однако, в геологии еще нет методологии.


Раздел 6. Период Возрождения (XV - XVII до середины XVIII в.).

Эпоху Возрождения можно назвать эпохой зарождения современных наук и искусств. С ней связаны великие географические открытия, столь важные для наук о Земле. В области геологии в первую очередь развивались минералогия и учение о полезных ископаемых – в составе горного дела.

Наибольший расцвет Возрождения падает на конец 15- начало 16 века. В эту эпоху жил Леонардо да Винчи . Его научное наследие сохранилось не полностью. Рукописи, касающиеся геологии, были опубликованы лишь в 19 веке. Он вел большие инженерные работы, и его интересы в области геологии в известной мере определялись работами по гидротехнике. Поэтому характеристика деятельности вод в его записях преобладает. Леонардо дает правильное объяснение окаменелостям, но отвергает идею всемирного потопа. Движения суши Леонардо приписывает перемещениям воды из одного полушария в другое с изменением центра тяжести Земли – мысль, которая встречается в науке вплоть до 19 века. Рельеф поверхности Земли по Леонардо, – результат размывания морской водой, стекающей с поднимающейся суши. Интересно его мнение о том, что соленость моря происходит от приноса водой растворимых солей. Соль возвращается земле при высыхании морской воды и поднятии суши.

Бернард Палисси «О водах и источниках» (первый гидрогеологический труд) в котором утверждал, что источники в конечном счете питаются дождевыми водами, просачивающимися в почву. В сочинении, посвященном ископаемым органическим останкам Палисси высказывает мысль об их органическом происхождении, но и указывает, что среди ископаемых организмов встречаются остатки исчезнувших видов, в т.ч. похожих на тропические.

Крупнейшей фигурой в геологии 16 в. был Георг Бауэр(Агрикола.) Его интересовали горное дело, металлургия и минералогия , которую для той эпохи следует определить как учение о земном неживом веществе. Агриколе принадлежит классификация веществ. Ее достоинствами являются детальность и деление «минеральных тел» на «горные породы» и «подземные неживые тела» (минералы). Среди последних, правда, он недостаточно четко выделял простые, а также составные и смешанные. Среди минералов выделяются соли, драгоценные камни и металлы. Горные породы разделяются по цвету, твердости и другим физическим свойствам. Эта дифференциация объекта исследования была существенным методологическим шагом вперед. Вода и воздух последовательно относились Агриколой к минеральным телам. Идеи Агриколы , касающиеся генезиса геологических образований, которые он принимает или выдвигает, полностью связаны с наблюдением над современными явлениями. Горы образуются деятельностью воды, ветра, землетрясений и вулканических извержений. Перове место он отводит эрозии, образующей, в частности, долины. Горы разрушают те же факторы, а также огонь. Подземный огонь и вулканизм – результат горения битума и серы. Воду Агрикола различал атмосферную и глубинную (горячие источники), «чистую» и минерализованную. В его работах хорошо видно рождение теории из горной практики.

В 1577 г. П. Мартином было выдвинуто представление о «золотом дереве» якобы растущем из центра Земли. Его ветви – жилы с золотом. Возникла мысль и о семенах металлов металлических минералов, растущих из Земли.

К 1600 г. относится сводка У. Гильберта по земному магнетизму; в ней ядро Земли впервые рассматривается как огромный магнит, которым является ядро, окруженное корой. В этом труде появляется зародыш учения о геомагнетизме и представлении об оболочечном строении Земли .

Таким образом, среди ученых Эпохи Возрождения можно выделить Леонардо да Винчи и Агриколу. Их идеи отражают науку эпохи и связаны с зародившимся давно методом актуализма. В этот этап возникла минералогия как наука о земном веществе. Термин «минералогия» появился у Цезия из Модены в 1636 году.

В XIII в. происходит революция в мореходном искусстве: создаются парусные суда (каравеллы), используется компас, создаются морские карты (портоланы или компасные карты, где градусную сетку заменили компасные румбы). Центром торговли между Западом и Востоком становятся города-республики Венеция и Генуя. Законы Монгольской империи позволяли европейским купцам проникать в Центральную и Восточную Азию. Так, венецианский купец Марко Поло с 1271 по 1295 гг. совершил путешествие по Китаю и посетил Индию, Цейлон, Бирму, Аравию. Он написал книгу «О разнообразии мира» или как ее обычно называют «Книга Марко Поло», которая вошла в золотой фонд мировой литературы и была одной из первых печатных книг Европы.

Картографы, создавая карты, наносили на них все названия, которые они где-нибудь слышали. При этом нередко искажались названия одного и того же объекта (например, Мадагаскара). Путешественники, торговцы, дипломаты и миссионеры мало внимания уделяли географическим фактам. Их больше интересовали нравы и обычаи народов. Популярностью пользовались описания вымышленные, полные легенд и рассказов о чудесах. Интересны были русские «азбуковники» (энциклопедические справочники), в которых содержались обширные сведения о разных странах и городах. В общем XIII и XIV вв. дали очень мало нового в географии. Не было и новых идей.

История XV в. характеризуется появлением торгово-промышленной буржуазии и формированием крупных централизованных государств. Следствием развития товарно-денежных отношений был большой интерес к золоту, которое непрерывно утекало из Европы на Восток для покупки пряностей и щелка. Торговля шла через посредников - арабов. Однако с усилением Османской империи эти торговые пути оказались прерваны, что послужило основным толчком для поиска новых путей к стране пряностей - Индии.

Великим географическим открытиям предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и распространением страноведческих описаний, в которых содержались сведения о странах Востока, богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Они формировали мощный социальный мотив к поиску богатств, удовлетворяя любопытство и становясь руководством для многих путешественников, авантюристов и мечтателей. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий.

Центром географической мысли этого времени была Венеция. Она стала «высшей школой географических и исторических наук» (Риттер, 1864, с.185). В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. На латинский язык переводились труды античных географов. Составлялись сборники путешествий и лоций. Все это способствовало возрождению географических концепций античности и освобождению научной мысли от церковных догм.

Попытку достичь Индии «своим путем» предпринимают испанцы в конце XV в. Это было первое плавание Христофора Колумба (1492г.), когда он открывает острова Карибского моря (Багамские, Кубу, Эспаньолу) и ошибочно называет их Вест-Индией. Плавание Колумба считается началом ВГО. Во время третьего (1498г.) и четвертого (1502-1504г.г.) плаваний Колумб открывает северное побережье Ю.Америки от о.Тринидад и устья Ориноко до Дарьенского залива. П.Кабрал достигает берегов Бразилии, которую называет о.Санта-Крус.

Морской путь в Индию был открыт португальцами, когда Васко да Гама обогнул м.Доброй Надежды и в 1498г. достиг желанной цели. Вся торговля пряностями оказалась в руках португальцев. Французы и англичане (например, Д. Кабот) пытались попасть в Индию северо-западным проходом, но достигли только берегов С.Америки в районе Лабрадора.

Для поиска новых путей в Индию в 1519 г. была направлена испанская эскадра из 5 Кораблей Фернана Магеллана. Через пролив, носящий ныне его имя, он обогнул Ю.Америку и вышел в Тихий океан. После четырехмесячного плавания Магеллан достиг Филиппинских островов, где и погиб в стычке с местными жителями. Первое кругосветное плавание было завершено в 1522г.

В эпоху ВГО появляется хорошее картографическое обеспечение. Были созданы специальные картографические учреждения и их продукция пользовалась большим спросом. Во второй половине XVI в. центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А.Ортелия и Г.Меркатора. Первый прославился изданием собрания карт, включивших 70 наименований и получивших название «Театрум». Второй разработал математические основы картографии. Меркатором была создана карта мира в двойной сердцевидной проекции, где название материка Америка было распространено на оба материка Нового Света. До этого Америкой чаще всего называли район Бразилии. В 1569г. он создает карту мира на 18 листах в цилиндрической проекции, а в 1570г. - свой «Атлас», который был издан в 1595г. его сыном под названием «Атлас, или Картографические соображения о сотворении мира и вид сотворенного».

ВГО продолжались в конце XVI и начале XVII вв. Френсис Дрейк совершает второе после Магеллана кругосветное плавание (1577-1580 г.г.). Абель Тасман в 1642-1643гг. обошел с юга Австралию и открыл Тасманию и Новую Зеландию. К этому же времени относятся и первые топографические съемки. Так, Ф.Апиан провел съемку Баварии, а Секстон - Англии и Уэльса. При составлении карт пользовались большим числом картографических проекций, в том числе знаменитой цилиндрической проекцией Меркатора. На его картах можно было уже различить современные контуры материков.

Крупные открытия были сделаны русскими землепроходцами на востоке Азии. После разгрома Ермаком хана Кучума началось быстрое продвижение казаков к рекам Лене и Вилюю. Иван Москвитин вышел к берегам Тихого океана. Василий Поярков по Амуру спустился до его устья. Федот Попов и Семен Дежнев в 1648г. обогнули Чукотку и открыли пролив, отделяющий Азию и Америку.

Обобщающих географических работ, объясняющих многие природные явления (пояса штилей, пассатов, муссонов, морские течения), которые уже стали известны путешественникам, не было. Никто не пытался свести в единую систему вновь полученные сведения. Правильному истолкованию явлений мешали религиозные догмы. Так, Х.Колумб, открыв устье Ориноко, полагал, что эта дорога в «земной рай». Лишь Б.Кеккерман в своей книге «География», изданной в Ганновере в 1617г. возрождает идеи Аристотеля о земноводном шаре, включая в его состав землю и воду. Он заменяет триаду Птоломея (география - количество, топография - карта, хорография - описание) на «общую» и «специальную» географию

В то же время ВГО расширили границы известной европейцам части нашей планеты. Они способствовали:

Развитию картографии, формированию современной карты мира, где были показаны материки и океаны, издательству карт, которое стало возможно благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. К сожалению большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий. Мартин Бехайм из Нюрнберга изготовил первый дошедший до нас глобус, а Г.Меркатор подготовил свой «Атлас»;

Освещению в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х.Колумба, А.Веспуччи, Пигафетты (участника первого кругосветного плавания) и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. В 1507г. лотарингский географ М. Вальдзеемюллер под впечатлением писем А. Веспуччи предложил называть Новый свет Америкой. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений (Дж. Рамусио, Р.Хаклюйт);

Появлению первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гвиччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города;

Развитию идей математической географии, что было связано с сильным влиянием античной географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географическим описаниям. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировались знания по астрономии, физике и географии;

Появлению учебных заведений, называемых добровольными «академиями» (Флоренция, Болонья, Неаполь), где читались лекции по математике, механике, астрономии;

Интерес к наблюдениям за природными явлениями арабам был свойствен изначально. По звёздам они определяли пути на суше и на море, некоторые астрономические знания помогали им определять погоду, время посева и т. д. Эти знания передавались из поколения в поколение.

Большое значение арабы придавали звёздам, их появлению и исчезновению. Эти явления они называли словом «аль-Анва», то есть связывание какого-либо явления (например, дождя) с появлением той или иной звезды. Они хорошо изучили звёзды и нескольким сотням дали названия. Об этом рассказывается в книге Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Байруни, умершего в 1048 г.

Востоковед В. В. Бартольд отмечает, что развитие цивилизации мусульман началось с приведения в порядок своего государства и управления войсками. Начали они с организации работы почты, для чего мостили и ремонтировали дороги. Сам Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) уделял почте большое внимание. В эпоху правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) работа почты продвинулась вперёд, а при Омейядах заняла ведущее место в государственных делах. Поэтому халиф Абдель-Малик ибн Марван повелел проложить дороги из Дамаска и Иерусалима в южные города Аш-Шама для обеспечения их жизнедеятельности и сбора налогов.

Во времена Аббасидов мусульманские учёные проявили большой интерес к форме Земли и всему, что на ней находится. Поэтому халиф Абу Джафар аль-Мансур повелел перевести некоторые науки на арабский язык, особенно астрономию. А халиф аль-Мамун приказал перевести на арабский язык книгу Клавдия Птолемея «География». Великий математик и астроном аль-Хорезми ссылался на неё в своих работах. Его книга «Форма Земли» открыла новый век географических знаний. Это первое произведение арабской географии хранится в библиотеке Страсбурга.

Во II и III вв. хиджры астрономия в исламском мире получила широкое развитие. А в IV в. учёные-мусульмане заложили основу описательной географии, опирающейся на карты. Многие востоковеды пишут, что в средние века арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Они могли точно установить протяжённость путей сообщения. Среди них географы ибн Хардазабах и Абу аль-Фарадж ибн Джафар. В школе исламской географии первой книгой считается книга «Аль-масалик валь-мамалик» («Дороги и провинции»), написанная ибн Хардазабахом. По происхождению он был персом, работал начальником почты в горной провинции Ирана Майдая. Он подробно описал морские пути, ведущие в Индию и Китай, а также в Среднюю Азию, Византию и Андалусию, рассказал о культуре, сельском хозяйстве, растительном и животном мирах разных стран, а также о торговых путях между Востоком и Европой.

Абу аль-Фарадж Кудамат ибн Джафар возглавлял канцелярию во время правления аль-Муктадира Бил-ляхи аль-Абаси (272 г. х). Он путешествовал по всем районам Аббасидского халифата, используя свои знания по истории, жизнедеятельности людей, путях сообщения. Он написал книгу «Аль-Харадж», которой постоянно пользовался халиф для понимания положения дел в Халифате и для перемещения войск в необходимое место.

Книга «Аль-Бульдан» («Города и страны») является одним из первых сочинений о географии. Её автором является историк-географ Абуль-Аббас Ахмад ибн Якуб ибн Джафар, известный как аль-Якуби. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и страны Запада.

В IV в. х. исламская география, как и другие науки, получила широкое развитие. Путешествия являются основой для описательной географии, а астрономия - основой картографии. Исламская география опиралась на карты, созданные аль-Идриси.

Выдающийся географ IV в. Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди, потомок сподвижника Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Абдуллы ибн Масуда, посетил города древнего мира от Индии до Атлантического океана и от Красного до Каспийского морей. Он также посетил Малую Азию и Ирак, а затем поселился в Египте в 341 г. х., где и умер спустя четыре года. Из его книг наиболее известны «Марвадж аз-захаб» («Место сбыта золота») и «Мадин уль-джавхар» («Место добычи драгоценностей»), перевод которых на французский язык был осуществлен в 1861 г. востоковедом Эрнестом Ренаном.

Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. х. до сих пор изучается европейскими исследователями. Абу Исхак аль-Астарахи в книге «Дороги и провинции» разделил исламский мир на 20 географических регионов, описал границы, перечислил города и дороги, ведущие к ним, а также жизнь народов, условия торговли и сельского хозяйства. Абуль-Касым Мухаммад ибн Али ибн Хавкал был торговцем и с 336 по 340 г. х. обошёл большинство городов исламского мира, посетил Египет, Армению и Азербайджан.

А в период с 350 по 358 г. побывал в Ираке, Хорасане и Персии. Шамсуддин Абу Абдулла ибн Аби Бакрин аль-Максиди, известный как аль-Башари - самая значимая фигура классической исламской географии. Он посетил большинство исламских стран и написал книгу «Ахсан ут-такасим фи марифат иль-акалим» («Наилучший способ регионального деления с точки зрения климата»). Одним из великих знатоков географии был живший в Андалусии Абдулла ибн Аби Мусаиб аль-акри (умер в 487 г. х.). Там же жил кут аль-Хамави. Ему принадлежат произведения по истории стран Западной Азии, а также книга «Муджа-аль-бульдан» - главный справочник по географии.

Самым известным среди мусульманских учёных-географов считался Мухаммад ибн Абдельзиз аш-Шариф аль-Идриси. Он разработал теорию о семи частях света, изучил вышеупомянутый арабский перевод «Географии» греческого учёного Клавдия Птолемея. Родился аль-Идриси в 493 г. х. 1100 г.) в марокканском городе Сеута. Он учился в университете Кордовы, посетил города Андалусии, Франции, Англии, Северной Африки. Совершая паломничество, он посетил Хиджаз, Египет, Малую Азию и Грецию. Говоря об арабских путешественниках-географах, мы не можем не упомянуть имя соотечественника аль-Идриси- Мухаммада ибн Аб-дар-Рахима ибн Сулеймана ибн Ра-бига аль-Гранади по прозвищу Абу Хамид. Он родился в Гренаде в 473 г. х. Его рукопись хранится в Мадриде, в Академии исторических наук. В 500 г. х. Абу Хамид оставил Андалусию. Он посетил самые дальние города Европы, затем морским путем отправился в Африку - Тунис, Александрию. Он описал острова и вулканы Средиземного моря, а также дал детальное представление об одном из чудес света - Александрийском маяке. Он считается последним арабским путешественником, который увидел его в целостном состоянии.

Мореплавания арабов.

О мореплаваниях арабов упоминается в старинных произведениях Страбона и Птолемея. Они пишут, что морская деятельность арабов уходит в далёкие времена. Море неразрывно связано с добычей рыбы и морских животных, торговлей, а также со стремлением познать другие народы и познакомиться с их культурой. Длительные путешествия опытных мореплавателей дали арабам возможность уточнить и расширить знания в области астрономии и географии.

Арабы первыми использовали сезонные ветры в торговых путешествиях между Красным морем и Восточной Африкой и Индией. Ведущее положение арабов в торговле между Востоком и Западом существовало за счёт превосходства этики торговых отношений. Индийский океан был открыт всем желающим соперничать с арабами в торговле. При этом он был безопасным благодаря великодушию арабов.

С угасанием правления арабов в Андалусии начался наплыв авантюристов из Европы и научных делегаций для изучения восточных стран. В начале XVII в. Португалия и Испания начали проводить географические исследования. Большие прибыли, которые они получали от торговли с Востоком, заставили европейских правителей задуматься над новыми путями для ведения торговли. Так, король Португалии Генри отправил несколько морских делегаций в Индию через Западную Африку. Португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш смог дойти до юга Африки и назвал южную оконечность материка Мысом Бурь. А в 1498 г. с помощью известного арабского мореплавателя Шихабуддина Ахмада ибн Маджида португальский мореплаватель Васко да Гама дошёл до Мыса Бурь и назвал его Мыс Доброй Надежды.

Выдающийся учёный Ахмад Заки Баша подтверждал, что да Гама встретился с ибн Маджидом и нашёл у него много карт и морских приспособлений. Говорил он и о том, что именно ибн Маджид указал испанцу путь в Индию и провёл его туда. Да Гама свидетельствовал о том, что морские науки у арабов очень развиты. Уверенность арабских географов в том, что Земля имеет форму шара, помогла Христофору Колумбу прибыть в Индию по морю через запад и, в конце концов, привела к открытию нового материка – Америки.

Духовно просветительский журнал «Ислам», №1 (11), 2005.

  • 20) Охарактеризуйте военные походы Саргона Древнего, персидских царей (Ксеркса, Дария I).
  • 22) Каких мифических героев-путешественников вы знаете? Опишите маршруты их путешествий.
  • 23),24) Назовите наиболее известных путешественников Древней Греции, охарактеризуйте их путешествия.
  • 24: Расскажите о Восточном походе Александра Македонского, о морском походе Неарха, других путешествиях эпохи эллинизма.
  • 36: Какие университеты являлись центрами «научного» паломничества?
  • 37 Каких наиболее выдающихся средневековых европейских путешественников вы знаете?
  • 38: Каковы особенности лечебного туризма в средневековой Европе?
  • 39: Расскажите о плавании св. Брендана. В чем его значение?
  • 40: Охарактеризуйте военные походы норманнов.
  • 41: Каким образом викинги сумели активизировать международную торговлю?
  • 42: Расскажите о Великих географических открытиях норманнов.
  • 44: Охарактеризуйте морские торговые путешествия ганзейских купцов.
  • 45: Каковы были взаимоотношения Ганзы и русских земель?
  • 46: Раскройте объективные причины Великих географических открытий.
  • 47: Какова роль Генриха Мореплавателя в эпоху Великих географических открытий?
  • 48,49. Что вы знаете о плаваниях Бартоломео Диаса и Васко да Гамы? Каково значение его открытий?
  • 50. Какова роль Америго Веспуччи в освоении Нового Света?
  • 51. Какую научную гипотезу подтвердило плавание Фернандо Магеллана? Расскажите о нем.
  • 52. Каковы были географические знания арабских и малайских купцов в Средневековье?
  • 53. Что вам известно о достижениях китайцев в области географических открытий в Средние века?
  • 58 Билет. Известные землепроходцы
  • 57. Что вам известно о жизни и географических открытиях Семена Дежнева
  • 60. Опишите наиболее выдающиеся открытия голландских моряков в первой половине XVII в.
  • 61. Что вам известно о поисках Северо-западного прохода?
  • 62. Почему капитана Дж. Кука почитают как величайшего первооткрывателя?
  • 63. Какой вклад в освоении океанских просторов внесли французские мореплаватели XVII-XVIII вв.?
  • 64. Как начиналось исследование «черного континента»?
  • 65. Как влияла торговля на становление и развитие туризма в Новое время?
  • 72 Билет. Покорение Северного и Южного полюсов
  • 73 Билет. Какие виды туризма появились при Петре1
  • 74 Билет. Известные вам вояжи Петра1
  • 75 Билет. Значимые экспедиции 18 века и их значение
  • 76 Билет. Знаменитые путешественники-естествоиспытатели 19 века
  • 77 Билет. Как и когда зародился лечебный туризм
  • 78 Билет. Как развивался паломнический туризм в России в 17-18 веках
  • 79 Билет. Школьный туризм в России
  • 80 Билет. Деятельность русского туринг-клуба
  • 81 Билет. Расскажите о возникновении и функционировании наиболее значимых международных организаций по туризму в первой половине XX в.
  • 82 Билет. Оон в туризме
  • 83 Билет. Деятельность вто
  • 84 Билет. Основные положения Хартии и Кодекса по туризму
  • 85 Билет. Международные конференции, посвященные проблемам туризма.
  • 86 Билет. Развитие молодежного туризма
  • 87 Билет. Какие тур организации создавались в ссср в 20-30 года
  • 88 Билет. Цели и задачи туризма в 20-30 годы в ссср и как они выполнялись.
  • 89 Билет. Развитие иностранного туризма в предвоенное время
  • 90 Билет. Что вам известно об иностранном туризме в ссср
  • 91 Билет. Особенности развития туризма в 60-80 годы.
  • 92 Билет. Основные тенденции международного туризма в современности
  • 93 Билет. Что можно сказать о предварительных итогах выполнения стратегических направлений развития туризма в России и Москве?
  • 94 Билет. Что мешает полноценному развитию туризма в России?
  • 95 Билет. Страны-лидеры и причины их преуспевания
  • 96 Билет. Прогнозы развития туриндустрии
  • 52. Каковы были географические знания арабских и малайских купцов в Средневековье?

    С VI в. в развитии мировой культуры видную роль начинают играть арабы. К началу VIII в. они создали огромное государство, охватившее всю Переднюю Азию, часть Средней Азии, северо-западную Индии, Северную Африку и большую часть Пиренейского полуострова. У арабов ремесло и торговля преобладали над натуральным хозяйством. Арабские купцы торговали с Китаем и африканскими странами. В XII в. арабы узнали о существовании Мадагаскара, а согласно некоторым другим источникам, в 1420 г. арабские мореплаватели достигли южной оконечности Африки. я расширения пространственного кругозора арабов первостепенное значение имело развитие торговли. Уже в VIII в. география в арабском мире рассматривалась как «наука о почтовом сообщении» и «наука о путях и областях» (126). Описание путешествий становится популярнейшим видом арабской литературы. Из путешественников VIII в. наиболее известен купец Сулейман из Басры, который плавал в Китай и посетил Цейлон, Андаманские и Никобарские острова, а также остров Сокотра.

    В сочинениях арабских авторов преобладают сведения номенклатурного и историко-политического характера; природе же уделено неоправданно мало внимания. В толковании физико-географических явлений ученые, писавшие на арабском языке, не внесли ничего существенно нового и оригинального. Основное значение арабской литературы географического содержания заключается в новых фактах, но не в теориях, которых она придерживались. Теоретические представления арабов оставались недоразвитыми. В большинстве случаев арабы просто следовали грекам, не утруждая себя разработкой новых концепций.

    Действительно, арабы собрали в области физической географии много материала, но не сумели переработать его в стройную научную систему (126). Кроме того, к реальной действительности они постоянно примешивали создания своей фантазии. Тем не менее, роль арабов в истории науки весьма значительна. Благодаря арабам, в западной Европе после крестовых походов стала распространяться новая система «арабских» чисел, их арифметика, астрономия, а также арабские переводы греческих авторов, в том числе Аристотеля, Платона и Птолемея.

    Труды арабов по географии, написанные в VIII-XIV вв., основывались на самых разных литературных источниках. Кроме того, арабские ученые использовали не только переводы с греческого, но и сведения, полученные от своих собственных путешественников.

    Одним из самых первых арабских путешественников был Ибн Хаукаль. Последние тридцать лет своей жизни (943-973 гг.) он посвятил путешествиям в наиболее отдаленные и глухие районы Африки и Азии. Во время своего посещения восточного побережья Африки в той его точке, что находилась примерно в двадцати градусах южнее экватора, он обратил свое внимание на то, что здесь, в этих широтах, которые греки считали необитаемыми, жило большое количество людей. Однако теория о необитаемости этой зоны, которой придерживались древние греки, возрождалась снова и снова, даже в так называемые новые времена.

    Арабским ученым принадлежит несколько важных наблюдений над климатом. В 921 г. Аль-Балхи обобщил сведения о климатических явлениях, собранные арабскими путешественниками, в первом климатическом атласе мира – «Kitab al-Ashkal».

    Масуди (умер в 956 г.) проник на юг до современного Мозамбика и сделал очень точное описание муссонов. Уже в X в. он правильно обрисовал процесс испарения влаги с водной поверхности и ее конденсацию в форме облаков.

    В 985 г. Макдиси предложил новое подразделение Земли на 14 климатических районов. Он обнаружил, что климат изменяется не только с широтой, но также в западном и восточном направлениях. Ему же принадлежит мысль о том, что большая часть южного полушария занята океаном, а основные массивы суши сосредоточены в северном полушарии.

    Некоторые арабские географы высказывали правильные соображения об образовании форм земной поверхности.

    Авиценна, или Ибн Сина , которому довелось непосредственно наблюдать, как горные потоки вырабатывают долины в горах Центральной Азии, также способствовал углублению знаний о развитии форм земной поверхности. Ему принадлежит идея о том, что самые высокие вершины сложены твердыми горными породами, особенно устойчивыми к эрозии.

    Ибн Баттута - один из величайших арабских путешественников всех времен и народов. Ему удалось посетить те места Аравийского полуострова, где до него еще никто не бывал. Он плавал по Красному морю, посетил Эфиопию. Ибн Баттута подтвердил то, на чем настаивал Ибн Хаукаль, а именно, что жаркая зона Восточной Африки не была испепеляюще знойной и что ее населяли местные племена, которые не противились созданию арабами торговых факторий.

    Вернувшись в Мекку, он вскоре вновь пускается в путь, посещает Багдад, путешествует по Персии и землям, прилегающим к Черному морю. Следуя через русские степи, он в итоге достиг Бухары и Самарканда, а оттуда через горы Афганистана попал в Индию.