Художник василий лебедев. Выставка "владимир лебедев - художник русского авангарда" в екатеринбурге Лебедев в детской литературе вклад

Родился 16 октября 1852 г. в семье крестьянина, церковного живописца, что, безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество. О детских и юношеских годах будущего художника практически ничего неизвестно. В начале 1870-х гг. он поступил в Строгановское училище. Оттуда в 1875 г. перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества. Любимым учителем К. В. Лебедева был В. Г. Перов. Ближайшим другом и сподвижником стал Владимир Маковский. Огромную роль в становлении художника сыграл представитель академической школы рисования Е.С. Сорокин. Благодаря занятиям с ним, Клавдий Васильевич достиг высоких успехов в области графики, стал лучшим рисовальщиком Училища, а впоследствии - одним из лучших рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком.

В 1881 за картину «Выход боярышни из церкви» получил большую серебряную медаль. Знание истории, любовь к родному прошлому, историческое чутье позволили ему создать интереснейшие полотна, среди которых «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи».

Портрет мальчика. 1900

Главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, взведенного по проекту К. А. Тона. (Проект собора был утвержден в 1844 г., строительство началось в 1845, с 1877 г. начались штукатурные работы, а затем и роспись стен, которая закончилась к 1887 г.). В Вознесенском Елецком соборе, возведенном архитектором А.С. Каминским по проекту К.А. Тона, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся художников-передвижников А. И. Корзухина и К. В. Лебедева. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - «Распятие Христа» принадлежат кисти академика живописи Алексея Ивановича Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. С Вознесенским собором связаны шесть лет работы. Лебедев заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора.

Русская история периода XVI-XVII вв. вызывала особый интерес. Поэтому неслучайным был успех его картины «Боярская свадьба» (XVII век), демонстрировавшейся в 1884 г. на XII выставке передвижников. Первое большое историческое полотно К. В. Лебедева критика встретила неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть». В. В. Стасов посчитал, что самое привлекательное в работе Лебедева - это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». Имя Лебедева становится известным. Его полотна заметили известные художники. В 1888 г. Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме В. М. Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».

Этой «большой вещью» стало историческое полотно «Уничтожение новгородского веча», продемонстрированная впервые в 1891 г. на XIX выставке передвижников. Следом, в 1894 г. была написана картина «Полонянник», навеянная историческим рассказом Н. Полевого «Русский полонянник» и посвященная трагическим событиям русской истории - монголо-татарскому игу. Постоянно художник обращался в своем творчестве к жанровым историческим сценам, не забывал о них: «Угощение шута» (1892), «Дурка» (1892), «В Московском приказе XVII в.» (1898), «Отдохнул» (1900), «К боярину с наветом» (1903).

Работая над историческим жанром, Клавдий Васильевич писал картины, посвященные отдельным историческим событиям и деятелям русской истории. За полотно «Смерть царя Федора Алексеевича» его удостоили звания академика (1897 г.). В начале XX в. появился цикл картин, посвященных Петровской эпохе: «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов» (1903), «Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Петр I в Саардаме» (1908). Исторические работы К.В. Лебедева были литографированы и изданы в виде альбома в 1911 г.

Будучи членом Товарищества передвижных выставок с 1891, Клавдий Васильевич в избрании тематики своих картин не обошел стороной жанр. Создавая скромные по замыслу, по формальным приемам жанровые сцены, он смог достичь в них широкого обобщения. Таковы полотна «К сыну» (1894), «На родине» (1897), «Что-то случилось», «В церкви», «Иконописец» и др.

В 1897 за картину «Смерть царя Федора Алексеевича» был удостоен звания академика.
1898-1908 Член Московского общества любителей художеств. Член Общества художников исторической живописи.

С 1890-1894 преподаватедь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем с 1894 по 1898 в Высшем художественном училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). С 1896 по 1898 гг. он был профессором натурного класса Высшего Художественного училища при Академии.
С 1906 г. - Действительный член Академии художеств.

Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Незаконченной осталась его картина «Иван Грозный».


Перед Пасхой

Пляска 1900

Женщина на коленях. Эскиз

Подаяние

Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте. 1903

Избрание Михаила Романова в 1613 году. 1912

Ассамблея при дворе Петра I

Иван Грозный в палатах

К боярину с наветом. 1904

К сыну. 1894

Девушка с бубном. 1897

Боярыня. 1904

Иван Грозный

Иван Грозный

Ночь на Ивана Купалу

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889

Лжедмитрий I и Ксения Годунова

Освоение русскими новых земель. 1904

Проводы. 1910

Продажа крепостных с аукциона. 1910

Сострунка медведя в лесу. 1907

Старый холостяк

Царевна Несмеяна

Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи

Боярыня

Жадные

1526 г. Василий III, великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую»
Из собрания иллюстраций журнала «Нива»

Репродукция из журнала Нива Картина Приятели

Полностью

Владимир Васильевич Лебедев

1891 .......................... 1967

Владимир Лебедев, по моему, один из лучших художников и иллюстраторов книг.

В. В. Лебедев рано стал профессионалом - уже с 1911 г. он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой для него всегда оставалась собственная творческая практика, подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на протяжении почти всей жизни.

Даже будучи профессором петроградских ГСХМ (1918-21), он настойчиво постигал принципы живописи кубизма, реализовав свои поиски в графической серии "Прачки" (1920-25), а также в политических плакатах "Окон РОСТА" (1920-21)

Смелое упрощение и уплощение формы, резкие сопоставления немногих ярких цветов придавали его композициям своеобразную монументальность. Как прямое продолжение плакатов была выполнена серия сатирических рисунков "Панель революции" (1922), принесшая художнику известность.

"М.П. Рит в голубом" 1935

Марчелло - Adagio

Наиболее сильно и плодотворно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к "Слоненку" Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, - "Вчера и сегодня", "Мороженое", "О глупом мышонке", "Цирк" (все 1925), "Багаж" (1926), "Как рубанок сделал рубанок" (1927) и др.

Лебедев возглавлял в 1924-33 годах художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения - В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых - А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др.

Напряженная издательская деятельность нисколько не мешала его творчеству. В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков "Акробатки", "Балерины", "Гитаристки" и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.

В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд отличных женских портретов - Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.

Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг. и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты импровизационной легкости и непосредственности. Книжки "Зима - лето - попугай" О. Ф. Берггольц, "Мистер Твистер", "Усатый-полосатый" и "Сказки, песни, загадки" С. Я. Маршака обозначили собою наступление нового этапа в творчестве художника.

Но уже в 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта).
Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда. Эти события произвели разрушительное действие на растерявшегося художника.

В годы войны Лебедев жил в Москве, где сотрудничал в плакатной мастерской "Окон ТАСС", иллюстрировал книги. Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград (1950).
Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку - "Откуда стол пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три медведя" Л. Н. Толстого (1948) и др. Они действительно свидетельствовали о его мастерстве, но в них все возрастали натуралистичность и слащавость. То же самое происходило и с новыми вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение идеологической обстановки в 1950-60-х гг., позволившее художникам немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы жизни стали затянувшейся творческой агонией этого блистательного мастера и сильного человека.

"Портрет Н.С.Надеждиной" 1927

"Портрет Т.Макаровой" 1943

"Художник Татьяна Шишмарёва" 1934

«Женщина с гитарой» 1930

"Городской мотив" 1918

"Катька" 1918

"Женский портрет" 1934

"Девушка с кувшином" 1928

«Девушка с букетом» 1933

"Женский портрет"

"Девушка с гитарой"

"Обнаженная намыливающая ногу"

"Обнаженная в ванной со спины"

"Обнаженная со шнурками"

"Девочка с собачкой" 1930-e

"Женщина с мандолиной" 1927

"Натюрморт с бутылкой" 1930

"Натюрморт с гитарой" 1930, Тульский музей

"Натюрморт (корзина с фруктами)" 1931

"Натюрморт"

"Девушка с букетом" 1933

"Рабфаковка с портфелем" 1937, Омский музей

"Девушка с букетом" 1933

"Женский портрет" 1941

"Гладильщица" 1925

"Женский портрет" 1937

"Спортсмен" 1940-e

"Краснофлотец" 1937

"Портрет К.Георгиевской" 1937

"Портрет художницы Нины Лекаренко" 1934

"Портрет жены артиста" 1943

"Портрет Татьяны Ельциной" 1936

"Обнажённая женщина" 1936

«Обнаженная со скрещенными перед грудью руками» 1937

"Полевые цветы" 1946

"Натюрморт с палитрой"

"Портрет С.Д. Лебедевой" 1936

"Танец «Сыпь, Семёновна, подсыпай, Семёновна!»

"Танцовщица" 1916

"Балерина"

Натурщик" 1915

"Ирина Кичанова" (1918-1989) 1940

"Примерка" 1927

"- Скажите, вы едете на курорт по предписанию врача...?
- Нет, по протекции."
" Бегемот" 1925

"Семейный портрет", "Смехач" 1926

" У автомобиля" 1917

"Нэпманы"

"Ты то, что надо" 1923

"Турецкие борцы" 30-е

"Стоящая обнаженная" Конец 1920-х

"Разочарования и неудачи, без которых не обходится жизнь всякого активно работающего художника, всегда обращали Лебедева к тому вечному источнику вдохновений, каким неизменно оставалась для него живая натура. Здесь он черпал новую уверенность в своих силах. После «Девушек с букетами», не показанных никому, кроме близких друзей, после «Турецких борцов», отрицательно воспринятых критикой, наконец, после книжных работ, подвергшихся осуждению в газетах, художник сосредоточил все свое творческое внимание на портретной живописи; она стала главным содержанием его деятельности в последние предвоенные годы.
С 1934 года начала расти серия лебедевских женских портретов. Они составляют именно серию, во многом подобную ранним графическим циклам, вроде «Акробатки» и «Танцо­вщицы». Каждый портрет представляет собой как бы звено в цепи экспериментов, напра­вленных на творческое осмысливание и эмоциональное истолкование образа современной женщины. Примеры, вырванные из цепи, не могут дать представления о живописи Лебе­дева. Любая отдельная работа - это добросовестный реалистический этюд, в котором нет иной задачи, кроме правдивого воссоздания натуры. Общий замысел - но не априорный, не сочиненный заранее, а естественно вырастающий из осмысления жизненного материала, изученного и обработанного художником, - раскрывается лишь тогда, когда восприни­маешь всю серию в целом, во всем разнообразии ее идейно-образных и формальных аспектов.
Анализ лебедевских портретов удобнее начать с определения их формальных, точнее, живо­писных особенностей, так как именно здесь наиболее четко выступают объединяющие при­знаки серийности.
Композиционная структура - лучше сказать, архитектоника портретной живописи Лебе­дева отличается постоянством и устойчивостью приемов, издавна облюбованных и тща­тельно выверенных художником. Основы метода были заложены еще в 1927 году, в описан­ном выше портрете Н.С. Надеждиной. Подобно последнему, почти все позднейшие портреты изображают полуфигуру на отвлеченном цветопространственном фоне или - реже - в интерь­ере. Изображение дается фронтально, изредка - в легком повороте. Можно насчитать не более трех-четырех вариаций для положения рук. Везде отчетливо намечена центрическая композиционная ось, к которой стягиваются все изобразительные формы; нетрудно заме­тить в них тяготение к симметрии. Однако здесь нет и намека на какую-либо нарочитую схему; чтобы дать почувствовать симметрию, художник сознательно ее чуть-чуть нарушает. Такая устойчивость принципов композиционной структуры, быть может, таила бы опасность самоповторения и даже некоторой монотонности для художника менее глубоко и менее тесно связанного с натурой, чем Лебедев. Но однообразие композиционных решений ком­пенсируется разнообразием и тонкостью живописно-декоративной разработки поверхности холста.
Мысль об органической цельности и гармонии живописной поверхности портрета была едва ли не главной для Лебедева. Обычно художник строил три тесно сближенных пространст­венных плана: лицо модели несколько выдвинуто вперед, контуры плеч и торса образуют второй план, слегка выступающий на цветном фоне, укрепляющем плоскость и лишенном мотивов иллюзорной глубины. Плоскостный характер композиции подчеркнут живописной трактовкой формы, которая передана не объемом, а пятном, иногда превращенным в полу­рельеф, как бы растекающийся в неуловимых очертаниях. Живопись Лебедева почти не знает светотени; уплощенный рельеф создается при помощи оттенков и тональных градаций цвета. Ранние работы изучаемой серии, написанные между 1934 и 1936 годами, обнаруживают сильное влияние Мане; оно проявляется не только в характере мазка и способе наложения краски ровным, легким, почти прозрачным слоем, но и в колорите, построенном на модуля­циях двух-трех основных тонов; преобладают серые, черные и приглушенные желто-коричневые цвета. Некоторые произведения этого периода тяготеют к монохромности. Это живопись тонко продуманная, очень интеллектуальная, но слишком сознательная и безу­пречная; в ней больше рассудка, чем темперамента, больше изящества, чем силы. Однако уже с 1937 года лебедевские портреты начинают говорить несколько иным живо­писным языком. Колористические решения здесь ближе к Ренуару, чем к Мане. Цвет стано­вится более интенсивным и насыщенным, мазок - более пастозным. Контрастные сочетания желтых, красных, синих, зеленых и розовых тонов создают вибрирующую, пронизанную светом, но, вместе с тем, плотную, как бы эмалевую поверхность. Заметно повышается роль контурной линии; форма обретает объемно-пластический характер.
Художественная критика 1930-1940-х годов отметила эти «ренуаровские» тенденции портретной живописи Лебедева, но несколько преувеличила их значение. «Некоторые из наших живописцев настолько поддались влиянию французских импрессио­нистов, что превратились в их прямых подражателей и „идолопоклонников", - говорится в одной из критических статей. - Талантливый художник В. Лебедев затворился в своей мастерской и вот уже много лет не выступает на выставках, не решаясь демонстрировать свои живописные опыты, представляющие подражание Ренуару» (Зотова А. За преодоление пережитков импрессионизма // Искусство. - 1950. - № 1. - С. 77).
Между тем, едва ли есть основания говорить не только об «идолопоклонстве», но даже и о подражании, как о чем-то существенно важном в портретной живописи Лебедева. Выше была уже сделана попытка выяснить его отношение к традициям импрессионизма. Влияние великих французских живописцев было, быть может, глубже, нежели воздействие системы кубизма, но и оно не заходило за пределы проблем профессионального мастерства; опыт Мане и Ренуара был для Лебедева лишь опытом школы, а не мировоззрением, и - повторяя уже цитированные слова Лунина - «он использовал этот опыт, чтобы сделаться более совер­шенным художником». Но весь жизненный материал, обработанный Лебедевым, весь круг его идейно-образных представлений, неразрывно связанных с окружающей современностью, был далек от идей и образов французского искусства. Сказанное можно сформулировать и более категорично: Лебедев не писал «ренуаровских женщин», как это казалось некоторым критикам, и не придавал «ренуаровских черт» своим моделям; он перерабатывал опыт Ренуара (так же, как и Мане), чтобы правдиво и поэтично передать на холсте образы своих современниц.
Следует еще подчеркнуть, что Лебедев не делал так называемых «заказных» портретов. Круг людей, которых писал художник, составляли частью профессиональные натурщицы, частью друзья и знакомые Лебедева, преимущественно из художественной или спортивной среды. Выбор модели никогда не был случайным, хотя его и нельзя объяснить теми или иными предвзятыми намерениями социального или психологического порядка. Предвзятость вообще чужда мышлению Лебедева; создавая образ, он исходил неизменно из живого восприятия натуры. В облике своих будущих персонажей он искал только своеобразия и выразительности, а творческая интуиция помогала ему раскрывать типические черты и характерные приметы переживаемой эпохи.
В обширной серии портретов, написанных Лебедевым в последние предвоенные годы, нетрудно заметить две раздельные, хотя и одновременные струи, бегущие параллельно и не смешивающиеся друг с другом; в них воплотились две стороны дарования художника - его интимный лиризм и его сатирическая ирония.
Известно, как трудно давались Лебедеву положительные образы и насколько подчас невоз­можно было ему совладать со своим темпераментом сатирика. Можно предположить, что обращение к портретной живописи было в значительной степени вызвано стремлением найти в окружающей действительности прочную опору жизнеутверждающему чувству и социаль­ному оптимизму художника. Он хотел показать, что его современницы достойны восхище­ния и восторженного любования.
В самом деле, легко указать ряд портретов, в которые Лебедев вложил всю силу своего лирического чувства. Вместе с тем, он оставался далек от идеализации натуры, в его моделях нет ничего нарочито эффектного.
Он писал большею частью девушек и женщин, милых своей молодостью и свежестью. Мир душевных переживаний героинь художника обычно несложен, чужд надрыва и какой-либо патетики, далек от драматических конфликтов и не дает повода для глубоких психологических обобщений. Лебедев, впрочем, и не претендовал на психологические глубины. Он желал лишь передать поэтическое очарование своей модели, ее пленительную женственность и трогательную девическую грацию.
Было бы, однако, неверным считать лебедевские портреты внепсихологичными. В каждом из них есть тонкая характеристика модели, хотя типическое в облике изображенной женщины почти всегда подчеркнуто сильнее, нежели индивидуальное. Лишь в сравнительно немногих работах, где портретированы люди с творческим дарованием и сильной индивидуальностью, характеристика становится более глубокой, разносторонней и сложной. В изощрен­ном искусстве Лебедева нашлись выразительные средства, чтобы передать энергию и твор­ческое горение скульптора С.Д. Лебедевой, утонченность и одухотворенность художницы Т.В. Шишмаревой.

(из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1972. - С. 202-213.)

"Портрет женщины" поздняя работа

"Портрет А.С.Лазо" 1954

"Портрет девушки" 1956, графитный карандаш

"Разноцветная книга"


"Игрушки и зверушки"

"Игрушки и зверушки"

"Гитара с фарфоровой кошкой и вазой с фруктами" 1930

"Портрет А.А.Салтыковой" 1950-e

Обложка книги С.Я.Маршака «Усатый-полосатый»

В.В.Лебедев на своей персональной выставке. Фотография 1928

Источник текста.

Владимир Лебедев - выдающийся живописец, мастер книжной иллюстрации. На протяжении многих лет он занимался художественным оформлением произведений Самуила Маршака. Кроме того, живописцем создан ряд карикатур на политические темы, несколько портретов и натюрмортов. Тема сегодняшней статьи - творческий путь художника Владимира Васильевича Лебедева.

Ранние годы

Будущий живописец появился на свет в 1891 году, в Петербурге. Художественные способности проявились у него довольно рано. Образование Лебедев начал с обучения в студии А. Титова. Затем окончил художественную школу. Главной особенностью Лебедева было стремление познавать новое. Он никогда не прекращал учиться, даже тогда, когда начал преподавать.

В качестве политического карикатуриста Лебедев проработал недолго (1917-1918 гг.), но его работы запомнились. Возможно, именно собрание рисунков "Панель революции" сыграло плохую роль в его судьбе.

"Панель революции"

В 1922 году Владимир Лебедев создал серию рисунков, посвященных событиям, актуальным для его современников. Коллекцию из двадцати трех графических изображений художник назвал сперва "Улицей революции". Затем первое слово в этом названии заменил на более точное - "панель".

В начале двадцатых годов по улицам Петербурга сновало множество подозрительных и неблагонадежных личностей. Повысился уровень преступности. Такую обстановку создавала экономическая нестабильность в стране. Типичных представителей своего времени изобразил художник Владимир Лебедев.

Рисунки отличаются сатиричностью, гротескностью. "Панель революции" - это пример того, как художник, освобождаясь от всего лишнего, переносит на бумагу социально-психологические типы людей.

Натюрморты и портреты

После завершения сотрудничества с популярным журналом "Сатирикон" художник работал несколько лет над плакатами для телеграфного агентства. Однако помнят сегодня Владимира Лебедева, прежде всего, как иллюстратора детских книг. Эту деятельность он начал в издательстве "Радуга". Но не меньшего внимания достойны и портреты, и натюрморты Лебедева.

Творчество двадцатые годы определилось дружбой с такими художниками, как И. Пуни, Н. Лапшина, Н. Тырса. Общение с коллегами создавало среду, необходимую каждому мастеру. Владимир Лебедев был увлечен творчеством французских художников Ренуара, Мане. В начале тридцатых годов он создал серию работ, среди которых: "Фрукты в корзине", "Красная гитара и палитра". Приблизительно в это время Лебедев выступает и в роли портретиста («Портрет артистки Н. С. Надеждиной», «Натурщица с мандолиной», «Девушка с кувшином», «Краснофлотец», «Турецкие борцы»).

Личная жизнь и семья

С первой супругой Владимир Лебедев познакомился в годы учебы в школе Бернштейна. Звали ее Сарра Лебедева (Дармолатова). Это выдающаяся русская и советская художница, известная также как мастер скульптурного портрета. После развода Лебедев поддерживал с ней дружеские, теплые отношения на протяжении многих лет.

Второй женой художника стала знаменитая балерина и хореограф Надежда Надеждина. Лебедев написал несколько ее портретов. В третий раз живописец женился в 1940 году, на писательнице Аде Лазо.

В тандеме с Маршаком

Имя детского этого писателя известно всем. Однако то, что Самуил Маршак занимался не только литературным творчеством, но и внес огромный вклад в развитие издательского дела, знает не каждый. А, возможно, многое из того, что Маршак задумал в начале двадцатых годов, ему бы не удалось осуществить, если б не сотрудничество с таким талантливым и трудолюбивым графиком, как Владимир Лебедев. Он стал художником новой детской книги. В чем особенности стиля Лебедева?

Отличительная черта работ этого художника - плакатный стиль. Иллюстрации Лебедева отличаются лаконичностью. Фон редко бывает цветным, а фигуры людей и животных изображены схематично. "Шарнирные марионетки" - так назвал один из критиков фигуры Лебедева. Но при этом "марионетки" у мастера иллюстрации получались живыми, яркими, запоминающимися.

Лебедев создавал рисунки для большого количества книг, но чаще он работал именно с Маршаком. Они нашли общий язык, потому как оба были чрезвычайно требовательны к своей деятельности, работали, не покладая рук. Маршак, словно подхватывая лебедевский стиль, писал динамично, создавая четкие словесные картины.

Уроки книжной графики у него брали многие молодые и талантливые художники. Лебедев является создателем собственной школы. Ему удавалось собрать вокруг себя мастеров совершенного разного направления. Книжной иллюстрации Владимир Лебедев посвятил более полувека.

Последние годы

В середине тридцатых годов произошло событие, после которого, согласно мнению критиков, в творческом развитии художника произошел спад. В газетах появился ряд гневных статей в адрес живописца. Это стало тяжелым ударом для Владимира Лебедева.

В Москве он прожил с 1941 года. А в начале пятидесятых вернулся в Ленинград. Он все так же работал в книжной графике, но жил довольно замкнуто, общаясь лишь с немногими друзьями и коллегами. Владимир Лебедев ушел из жизни в 1967 году, похоронен в Санкт-Петербурге.

На сайте широко представлена тема книжной
иллюстрации (оригиналы работ книжной графики).
Это оригиналы иллюстраций (тушь, акварель, гуашь),
как широко известных художников - иллюстраторов
детской книги, таких как А. Елисеев., В. Панов,
Г.А.В. Траугот, Г. Вальк, М. Митурич, М. Скобелев,
С. Остров, Ф. Лемкуль, так и многих других
художников книги, внесших значительный
вклад в искусство книжной графики.
Оформлению книги в советское время уделялось
серьезное внимание. Большое количество художественных учебных
заведений имело отделения книжной графики, где преподавателями
были известнейшие художники того времени.
Самые выдающиеся советские художники нередко обращались к теме
книжных иллюстраций в своем творчестве, но подлинные шедевры
создали лишь те мастера, кто был неразрывно связан с книгой и ее
персонажами на протяжении всей своей жизни.
Мастерство книжной иллюстрации поражает и восхищает читающего
человека. Рисунки к книгам с детства закладываются в память и
остаются в ней навсегда. Коллекционирование книжной графики -
увлекательный процесс, позволяющий окунуться в мир искусства,
вспомнить книги, которые читал еще ребенком и понять, насколько
отличается рисунок, выполненный рукой мастера, от иллюстрации
в книге, часто испорченной типографским станком.
На нашем сайте вы можете купить с целью создания коллекции,
оформления детской комнаты или в подарок оригинальные рисунки
к детским книгам. Коллекционирование детских книг -
один из наиболее популярных видов увлечений.
В графе "архив продаж-читаем книги" можно полистать и почитать
детские книжки любимых авторов с рисунками выдающихся
мастеров книжной иллюстрации. Этот раздел с детскими книгами
будет постепенно пополняться.
Всем, кому интересно искусство книги, книжная графика, виды старой Москвы, рекомендуем посетить наш сайт -
"Книжная Графика"

Рисунки к детским книгам, известных художников
из галереи "Книжная иллюстрация"

Художник В.И. Винокур
Тушь, акварель
Вариант иллюстрации к книге
К. Чуковского "Телефон"
Художники
Смешанная техника
Художник Х. Сафиулин
Тушь, акварель
Иллюстрация к
норвежским сказкам.
Художник

Яговцева Марина Геннадьевна

21.12.2015

Содержание

    Обращение к читателю.

    Биография художника.

5. Ранний период в жизни художника.

7. Главный период в жизни художника.

9. Поздний период в жизни художника.

10. Заключительный вывод.

Дорогой читатель!

Прочитав несколько заметок о Великом русском художнике Владимире Лебедеве, я узнала, какой это был художник. Если Вам интересно о нём узнать, но у Вас немного времени, рекомендую Вам прочитать мой реферат. В реферате я Вам расскажу о биографии, творчестве и о картинах Владимира Лебедева. У него была не очень простая жизнь. Поначалу большую часть его картин осуждали, но он старался не слушать отрицательную критику, он просто продолжал заниматься любимым делом. Больше всего он любил рисовать плакаты и иллюстрации к детским книжкам, содержание некоторых из них он сочинял сам.

Если Вас заинтересовала моя заметка, то продолжайте читать мой реферат.

Приятного чтения!

Биография художника.

Лебедев Владимир Васильевич родился в 1891 году. Это был русский живописец, график, признанный мастер плаката, мастер книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. С самых юных лет он увлекался рисованием. Любил изображать битвы рыцарей, скачущих лошадей, сухопутные и морские батальоны. Наблюдательность и цепкость живого формировались ещё в детстве. Затем окончил несколько художественных школ, в которых он научился рисовать животных и научился живописи, скульптуре и графике. После окончания учёбы стал рисовать для советских журналов.

В 1921 году Лебедев нашёл удачную возможность для развития своего таланта в русле оформления детской книги. Его книжки-картинки с текстами С.Я.Маршака, а иногда и со своими рассказами стали печататься по всему Советскому союзу. Иллюстрации Владимира Лебедева к детским книжкам принадлежали к числу лучших и добились успеха у большей половины страны.

Главная творческая особенность, характеризующая Лебедева и выделяющая его из среды других мастеров книжной графики – это конкретность и жизненная достоверность изображения. Лебедев стремился внести в иллюстрацию к детской книге, не стилизацию живого, а естественное наблюдение реальной натуры. Владимир Лебедев вкладывал в свои рисунки весь свой накопленный опыт художника – реалиста, пристально изучившего окружающую среду. Он обладал разносторонними профессиональными знаниями, которые он приобретал с опытом. Лебедев любил наблюдать за спортсменами, танцовщицами и циркачами, трудовые процессы человека вдохновляли художника, он мог наблюдать за ними часами, а потом передавать это всё в картины. Владимир Лебедев сам был спортсменом, он увлекался боксом. До революции он был чемпионом в своём весе, но потом он прекратил заниматься боксом, но не закончил со спортом, он начал рисовать спортсменов, его это очень увлекало. Работая, в Детгизе он уже обладал немалым опытом творческой жизни. Во время работы он уже был признанным мастером акварели, станкового рисунка, журнальной графики и политического плаката.

В 1930 году Владимир Васильевич Лебедев считался лучшим советским графиком. Лебедев любил, то чем занимался, поэтому он работал ежедневно, стараясь не делать выходных. С раннего утра он рисовал с натуры (к нему приходила натурщица, либо он рисовал натюрморты), затем он усердно трудился над иллюстрациями книг, потом он шёл в редакцию, где очень тщательно просматривал работы своих учеников. Он был очень серьёзным учителем, но его ученики уважали своего учителя.

Лебедев всегда одевался старательно, обдуманно и красиво. В 1941-1945 годы во время Великой Отечественной войны он даже говорил «Мне жалко вещи, гибнущие в блокадном Ленинграде, больше, чем людей». Это заявление всех очень удивило. И поэтому Лебедев завёл альбом, в котором рисовал все «сокровища», которые оставались в ленинградских квартирах.

Лебедев был шикарным художником, но, некоторые люди утверждали обратное. Они любили говорить о неудачах Лебедева, например, то, что ему не удалась станковая живопись. Но Владимир Лебедев шёл по жизни великолепным, свободным художником, который шагает своей дорогой, вдумчиво слушаясь самого себя, капризничая и дуря.

19 век – был веком «золотой» книжки-картинки. Имя художника не скрывалось, наряду с фамилией технического редактора, а красовалось на обложке, рядом с фамилией писателя.

Ранний период в жизни художника «Плакатное искусство»

1920 – 1930 годы.

В 1920-1921 годах Лебедев был заместителем заведующего плакатным отделом. Революционные события были просветлением в творческой жизни Лебедева. После Революции он стал более наблюдательным, открыл для себя новые стили в графики и живописи. Гравирую плакаты и, раскрашивая их о руки, Лебедев решил оформлять плакаты в русском народном стиле – лубок. (Лубок – это вид графики, изображение с подписью, которое отличается своей простотой и доступностью).

Весной 1921 года в пустых витринах Ленинграда появились яркие, стильные и привлекательные плакаты. Затем и Московские витрины стали заполняться его плакатами. Плакаты Владимира Лебедева были смешными, схематичными и простыми, но они привлекали внимание огромного количества людей.

Плакаты были 2-х типов. Одни гравировались на линолеуме, и окрашивалась лишь только их часть.

Другие рисовались на бумаге специальной краской, которую трудно было стереть (в её основу входил клей). В этих плакатах Лебедев добивался ещё большего упрощения, но плакаты были понятны и на них всего хватало.

Владимир Лебедев рисовал уверенно, быстро. Люди думали, что он знает все технические трудности искусства, но Лебедев понимал, что всё новое, что он узнавал, было от того, что каждый раз, когда он начинал рисовать ему приходили всё новые и новые задумки, и он мечтал их воплотить в картины.

Не все плакатные образы были сатирическими. Сколько у него было сатирических плакатов, столько же было и плакатов героического типа. Напомню, Лебедеву нравилось рисовать рабочих, но они были изображены просто из геометрических фигур.

Главный период «Иллюстрация к детской книге» и «Женские портреты»

1921-1967 годы.

Дружба с художниками-ровесниками во многом повлияла на искусство в 1921 году. Друзья-художники составляли для него необходимую художественную среду, в которой нуждается каждый художник, любящий своё дело. Владимир Лебедев в 20-30–ые годы был увлечён Пикассо, позже Ренуаром и Мане. Во многих женских портретах, (например: «Танцовщица», «Девушка с кувшином») ему помогала его вторая жена, которая была солисткой Большого театра, она создала народный ансамбль «Берёзка», и послужила моделью для графической серии «Танцовщица».

Натурщицей для картины «Ада Сергеевна Лазо» была его 3-я и последняя жена Ада Сергеевна Лазо. Это была писательница и редактор Детгиза.

В 1920–30–х годах Владимир Лебедев нашёл удачную возможность проявления своего творчества в иллюстрации к детской книге, тексты которых писал Маршак, а иногда и сам Лебедев создавал детские книжки, со своими рассказами и иллюстрациями. Я уже говорила, что его книги были очень популярны не только в Ленинграде, но ещё и во всём Советском союзе. Детские иллюстрации, к книгам оформленные в эти года принадлежат периоду расцвета жизни художника, они отражают эволюцию манеры и характера картин Лебедева. Его расцвет был выражен не только в иллюстрациях, но и в женских портретах, начинал он с самых простых, заканчивая трудными портретами, в которых были прописаны все самые мелкие частицы.

Поздний период в жизни художника. 1957-1967 годы.

1957-1967 годы Лебедев создавал немного натюрмортов. Причиной того был уже зрелый возраст. Но всё же Владимир Лебедев не останавливался в искусстве. Он не появлялся публично, встречался лишь со своими близкими друзьями. Лебедев с начала 1920-х годов и до конца своей жизни рисовал иллюстрации к детским книжкам и женские портреты. Это была его неотъемлемая часть жизни, он не мог жить без этого. С возрастом люди стали всё больше и больше восхищаться им, но находились и люди, которым не приходилось его творчество.

Своевременно у него менялась манера рисования, становятся многообразнее картины. К концу жизни художник всё чаще использует воздушные расплывы чёрной акварели, погружая своих героев в определённую среду, не интересовавшую никого, но благодаря каким-то небольшим штрихам, картины выходят на высокий уровень.

Рисунки Владимира Лебедева были лишены конкретного сюжета, но в них не было потеряно главной мысли.


Заключительный вывод.

Я прочитала очень много заметок о Владимире Лебедеве в интернете, я открыла для себя очень много знаний и сейчас хочу написать несколько главных мыслей о художнике Владимире Лебедеве.

    Владимир Лебедев с самых юных лет увлекался рисованием.

    Он рисовал природу не стилизованную, а какая она есть, только в упрощённом виде.

    Лебедев любил рисовать спортсменов и рабочих людей, он любил изображать их на своих плакатах.

    Всю свою жизнь он посвятил иллюстрацией к детской книге и женским портретам.

    Владимир Лебедев создал множество графических работ, которые стали классикой советского искусства.

    Не всем художественным критикам нравились работы Лебедева.

    Владимир Лебедев – гениальный, известный, могущественный художник, который шагает своей дорогой, обращая внимания только на свои капризы.