Польза прогресса. Что дал человечеству научно-технический прогресс? Почему наши дети, как заворожённые, часами сидят у монитора

Я уже не раз слышала от старшего поколения, что наши дети совсем другие. Бабушки поражаются тому, что современные мамы с утра до ночи занимаются только детьми. И дело-то не в самих мамах, а именно в детях, которые стали чересчур гиперактивными.

Что случилось, и кто виноват? Может это научно-технический прогресс заставляет наших детей прогрессировать вслед за собой?

Мобильная связь

Даже страшно подумать, сколько всевозможных волн летает вокруг нас. Взять только сотовые телефоны. Без них теперь невозможно представить жизнь, а ведь каких-то десять лет назад мобильник был предметом роскоши.


Теперь же телефон есть даже у первоклашек. Бесспорно – мамам стало гораздо легче, ведь всегда можно проконтролировать ребенка и узнать, как дела. Но ведь детский мозг гораздо менее защищен, нежели взрослый, так что же делать? Отказаться от новшества ради здоровья ребенка?

Микроволновая печь

Раньше, для того, чтобы погреть ребенку молоко, приходилось включать газ, греть в кастрюльке, переливать в чашку или бутылочку. Сейчас же – микроволновая печь разогреет любую еду за считанные минуты. Удобно подогревать детское питание - всегда быстро и не нужно выдумывать водяные бани и прочие ухищрения.



Но многие мамы категорически против микроволновок. Полагают, что это очень вредно и еда «облучается». Я же использовала и использую микроволновую печь, так как не вижу вреда в том, что волны всего лишь разогревают воду в продукте. Что скажете по этому поводу?

Спутниковое телевидение, навигаторы, вай-фай

Это все - колоссальные прорывы в научно-техническом прогрессе. Благодаря множеству интересных каналов можно развивать детей, включая им передачи про животных и культуру, разнообразные детские викторины, фильмы и прочее.


Навигаторы помогают проще ориентироваться на дороге, особенно это важно, когда сзади сидит маленький пассажир. Wi-Fi устройства позволяют маме или папе свободно работать в соседней комнате, пока дети смотрят мультфильмы в интернете. Отсюда вытекают еще одни современные незаменимые изобретения...

Компьютер и интернет

Огромные возможности развития для даже самых маленьких детей может предоставить интернет: например, детские обучающие игры, раскраски он-лайн, аудиокниги и многое-многое другое. Только вот вред от этого развития также не мал!


Портится зрение, ухудшается осанка, появляется зависимость от компьютерных игр, порнография, о которой дети узнают зачастую из баннеров на сайтах. А вместо салок и догонялок на свежем воздухе выбирают новую игрушку в танки …

Как быть?

Но, как бы ни хотели мы оградить наших детей от вреда научно-технического прогресса, им предстоит жить в этом мире. Поэтому нужно учиться самим и учить малышей разумно пользоваться дарами современности. Минута разговора по мобильному телефону, в течение которой можно сказать все необходимое, вреда не принесет. А вот многочасовая болтовня – вполне.


Отказываться от спутниковых тарелок и вай-фай устройств, глупо: если этого нет у вас, то у соседей непременно окажется. Запрещать подходить к компьютеру - тоже нельзя, ведь сейчас без азов компьютерной грамотности никуда. Поэтому придется смириться. Только вот вопрос: так чего же все-таки больше – пользы или вреда?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Основная цель данной работы -- это выяснить, какие опасности несет научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Распространение технологий

Широкое распространение сложных технологий началось не так давно. До этого человек по большей части использовал технологии, близкие к тому, что дает природа. К примеру, выращивание разнообразных злаковых и плодовых растений, животноводство, ковка из железа и меди, строительство из дерева и камня и т.д. Но, примерно с середины XIX века, научно-технический прогресс начал быстро развиваться. Появились сложные технологии, создание которых требует коллективного труда, а также больших затрат времени и ресурсов. Как пример таких технологий можно привести искусственные спутники, ядерную энергетику и электронно-вычислительные машины. Однако, также следует принимать во внимание и опасности, которые они несут.

Вред экологии

На протяжении многих сотен тысячелетий немногочисленные группы первобытных охотников и собирателей дикорастущих плодов оказывали не большее воздействие на окружающую среду, чем другие виды живых существ, являлись одним из элементов не зависящего от них «естественного равновесия». Положение изменилось с тех пор, когда возникло скотоводство и земледелие. Научно-технический прогресс позволил, а потребности растущего населения заставили позаботиться как об увеличении эффективности общественного труда, так и об использовании природных ресурсов путем изменения культивирования - совершенствования элементов окружающей среды - создания стад животных и полей сельскохозяйственных культур. Строились каналы, ирригационные системы, дороги, распахивались степи - таковы были первые шаги преобразования природы. Это неизбежно сопровождалось вырубкой или выжиганием лесов, истреблением вредителей и хищников, вредных уже не столько для самого человека, сколько для культивируемого им элемента природы. Возрастание материальных, технических возможностей преобразования природы создавало иллюзию всемогущества человека, достижения в недалеком будущем господства над природой, «покорения ее». В течение нескольких тысячелетий никто не обращал внимания на уже проявляющиеся негативные последствия быстро растущего вмешательства в природные процессы.

Научно-техническая революция второй половины XX в., резко ускорив темпы развития материального производства, создала качественно новую ситуацию во взаимодействии общества и природы. В оборот вовлекаются все новые массы сырья, используется все большее количество энергии, осваиваются новые пространства земли и просторы Мирового океана. В целом можно утверждать, что возросшие в колоссальной степени возможности и средства воздействия на природу и столь же возросшие потребности человечества привели к использованию природных ресурсов в объемах, соизмеримых с их общими запасами на планете, а масштабы различных действий человечества - преобразования земной поверхности, круговорота влаги и многих веществ, выработки энергии и др. - стали сравнимыми с соответствующими элементами стихийных явлений глобального порядка. Резко усилилось в последние полтора-два десятилетия негативное воздействие на природную среду со стороны материального производства, ее загрязнение, приводящее иногда к нарушению естественных циклов кругооборота веществ и энергии в природных процессах. Во многих случаях воздействие на среду приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые и опасные последствия. Так, согласно данным серьезных исследований, общий объем загрязняющих окружающую среду остаточных продуктов производства и потребления составил в начале 70-х годов около 40 млрд. т. При этом к 2000 г. он может вырасти при сохранении ныне действующих тенденций в 2,5 раза и достигнуть 100 млрд. т.

Сжигание разлившейся нефти у берегов Луизианы

Ежегодный выброс нефтепродуктов в Мировой океан составляет 6 млн. т, а по некоторым данным - 10 млн. т. Нефтяная пленка, покрывающая сегодня немалую часть поверхности океанов и морей, влияет на испарение и обмен энергией между атмосферой и океаном. В прибрежных водах большинства развитых в промышленном отношении стран образовались зоны с высокой концентрацией тяжелых металлов, включая ртуть. Способность природной среды компенсировать эти загрязнения ограниченна. В ряде районов с высокой концентрацией промышленности количество загрязнений уже намного превышает возможности природной среды их нейтрализовать. Если не будут приняты серьезные меры, то такая же ситуация в исторически короткие сроки может возникнуть в масштабах планеты в целом.

Обоснованную тревогу вызывают и другие экологические проблемы. Среди них - сокращение лесного покрова планеты. По данным ФАО, площадь влажных тропических лесов уменьшается ежегодно на 15 млн. га. В Восточной Африке она уже уменьшилась на 72%, а в Южной Азии - на 63,5%. Согласно прогнозам, сделанным, например, в конце 70-х годов по заданию правительства США, площадь лесов на Земле к концу XX в. сократится на 40%.

Итак, несмотря на то, что пока человек не ощущает воздействия технологий на природу, очень скоро это может обернуться катастрофой. Люди могут нанести колоссальный ущерб собственной среде обитания, уничтожив растения и животных, которые дают им пищу, а также заразив воду и воздух, без которых они не могут существовать. Несмотря на то, что уже предпринимаются попытки остановить это, вред природе продолжает наноситься, ведь далеко не все хотят думать о том, какие последствия будут у их действий в будущем.

Оружие массового поражения

Военное дело и технологии неразрывно связаны. Многие технологии можно использовать как оружие, а другие изначально были военными разработками, и только потом нашли свое применение в мирных целях. И, так как прогресс не стоит на месте, появляется оружие массового поражения, способное уничтожать целые города и делать непригодными для жизни огромные территории.

Сравнение размера огненных шаров ядерных взрывов

Один из самых опасных видов оружия массового поражения -- это ядерные и термоядерные заряды. Известно только два случая их применения: бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Тогда с бомбардировщика Соединенных Штатов Америки были сброшены два ядерных заряда. Один заряд был эквивалентен от 13-18 килотонн тротила, а второй 21 килотонне. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек. Через некоторое время после взрыва, выжившие стали умирать от лучевой болезни. Это событие является одним из самых известных примеров того, насколько может быть опасным оружие массового поражения. Мощность же современных термоядерных зарядов достигает эквивалента в несколько десяткой мегатонн тротила. К примеру, самая мощная термоядерная бомба, названная "Царь-бомбой" и испытанная Советским Союзом на Новой Земле, была эквивалентна примерно 57-58.6 мегатоннам тротила.

Другое, не менее опасное оружие -- биологическое. В истории существует ряд известных случаев его применения. К примеру, при колонизации Америки, европейцы намерено заразили индейцев оспой, от которой сами на тот момент имели вакцину. А в 1942 году Великобритания разработала план "Вегетарианец", целью которого было раскидать с самолетов по территории германии корм для скота, зараженный сибирской язвой. Сам план провалился, однако остров, на котором испытывалось это оружие, был полностью заражен и находился на карантине до 1990 года. Также, многие эпидемии, например бубонная чума, могли быть распространены намерено, в качестве оружия.

Еще один вид оружия массового поражения -- химический. Известно достаточно много случаев применения этого оружия. Впервые широкое применение химическое оружие получило во время первой мировой войны, когда Германия выпустила из баллонов хлор. Так как англо-французское войско не было готово к подобной атаке, от нее пострадало 15 тысяч солдат, 5 тысяч из которых умерли. Позднее, около бельгийского города Ипр, Германия предприняла еще одну химическую атаку -- обстрел противника минами, сдержавшими маслянистую жидкость (названной Ипритом). В результате этой атаки погибло 2490 человек, из которых 87 погибло. После своего распространения в первую мировую войну, химическое оружие применялось во многих войнах.

Оружие массового имеется у нескольких государств в количествах, возможно достаточных, чтобы уничтожить все живое на планете. Наличие такого оружия является важным преимуществом для любой страны, поэтому, нет возможности полностью отказаться от него. На данный момент существует множество соглашений, запрещающих применять разные виды оружия массового поражения, а также программы по сокращению его количества. Однако ни одно соглашение или программа не могут дать гарантии, что никто не решит им воспользоваться.

Изменение ценностей человека

Влияние достижений науки и техники на нас начинается уже в детстве. Ведь после рождения начинается очень активное развитие мозга человека. Данный процесс был и остается почти таким же, каким и был всегда, но на современном этапе, начиная с 3-5 лет, мозг начинает развиваться быстрее, чем раньше. Естественно, одним из главных факторов такого активного и быстрого развития мозга у детей являются достижения технического прогресса. Если раньше от мозга не требовалось каких-то особых усилий, для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей достигших 3-5 лет уже вовсю пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном и т. д. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека. Однако у них существуют и негативные эффекты.

Предприятие по производству бумаги

Машины все чаще заменяют человека при решении многих задач. Значительная часть вещей, которые мы используем, производится с минимальным участием человека: Сложная техника, вроде телевизоров и телефонов, множество разнообразной еды, одежда и т.д. После того как создан определенный шаблон и на его основе поставлено производство, человек занимается только контролем, а большую часть потребностей производства составляет сырьё. Обычно сам процесс производства, а иногда даже и внутреннее устройство продукта остается скрытым от конечного пользователя.

Все это приводит к тому, что значительная часть людей принимают окружающие их технологии как данное. Они не понимают как эти технологии были созданы, какие материалы были использованы, не знают даже основных принципов их работы. Они также не понимают, какой вклад сделали люди, создавшие их. В итоге у человека с раннего возраста формируется представление, что технологии будут развиваться "сами", а он сможет продолжать их использовать, при этом не внося никакого вклада в их развитие. Мы даже не можем точно сказать, каким образом были произведены вещи, постоянно используемые нами в быту. К примеру, такая простая и дешевая вещь как бумага, при производстве проходит множество химических процессов, требующих сложнейшего оборудования. Или разнообразная сложная аппаратура, где даже основные принципы работы понятны не каждому человеку.

Все это ведет к тому, что люди превращаются в "потребителей", производящих минимум полезной продукции, но при этом потребляя все, что может дать общество. При этом количество "производителей" сокращается, ведь люди с детства растут как потребители. Таким образом технологический прогресс может остановиться и даже пойти в обратную сторону.

Выводы

В нынешнее время научно-технический прогресс оказывается огромное влияние на образ жизни человека. Однако, несмотря на пользу, которую нам приносят технологии, они также имеют и негативные эффекты, способные нанести непоправимый урон не только человечеству, но и всей планете.

На снимке выдающийся человек. Не я. Дальше объясню. Теперь многие согласятся, что все эти компьютеры и планшеты только мешают жить и работать. Дети на улице не гуляют, как раньше когда-то. Взрослые не ходят в гости друг к другу. В метро сидят отстраненно, уткнувшись в планшеты. Раньше придешь на почту за посылкой заполнишь несколько строчек и посылка твоя. Теперь пришел на Почту России. Отстоишь длинный хвост. Операторша внесет тебя и нужные и ненужные сведения о тебе и кучу номеров от посылки в компьютер для отсылки зачем-то в Москву. Если даже местная пересылка, все равно ей надо сведения о ней тут же набивать в Москву. Все равно заполнишь квиточки с указанием, кто тебе выдал паспорт и когда, да еще и с кодом подразделения и укажешь это не в одном месте. Как будто номера и серии паспорта недостаточно. Потом будут долго-долго искать посылку. А, если пискнешь, то получишь: "Вот и идите сюда вместо нас на нашу зарплату." Еще замечательнее компьютеры проявляют себя в поликлиниках. Посидишь часика два в ожидании, потом врач тебя смотрит 2 минуты, а пишет и вносит данные 15 минут. Да, и чтобы посмотрели, до этого напишешь бумагу, что вся ответственность за действия врача не на враче, а на тебе, в медицине не понимающем. Но, я увлекся. Вернемся в конец шестидесятых. Отечественные пленочные магнитофоны красуются на витринах и стоят месячную зарплату и побольше. Об импортных не говорю. Они в комиссионных лавках и еще в 5 раз дороже. Саша Мещеряков, мой соученик до 3 курса, очень продвинут по части музыки и техники. У меня «Астра-2» , у него «Астра-10» и «Комета» вместе, да еще и динамики импортные. Еще у него есть и переносный портативный магнитофон. "Комета" тяжелая - ее не особо потаскаешь. Записи у него классные. Это время Beatles и Rolling Stones. Многочисленные связи и знакомства позволяют ему держать руку на пульсе тогдашней эстрадной музыки. Мы хорошие приятели, учимся вместе, интересы во многом совпадают. Вместе разбираем задачки, советуемся. От него мне перепадают кое-какие записи. Впрочем, увлекаться музыкой некогда. Вуз серьезный. Лекции по теоретической механике читает доктор технических наук, тогда член-корреспондент, а впоследствии действительный член Латвийской Академии наук Яков Гилелевич Пановко.https://ru.wikipedia.org/wiki/Пановко,_Яков_Гилелевич. Его изображение в начале этого очерка.
Я.Г. Пановко харизматичен и величественен, идеал всех студентов и, не сомневаюсь, суденток и, вообще, всех женщин в Латвии, где он раньше работал, и в России, куда он переехал. Из тех, кто его видел, конечно. Читает превосходно, читает виртуозно, читает понятно. Он методист от Бога. На его захватывающие лекции ходят, как когда-то прихожане приходили на проповеди Лютера. Зал всегда полон. Он еще автор превосходных книг написанных отличным языком для того, чтобы их можно было понять, а не для того, чтобы продемонстрировать научной общественности, какой автор умный. Впрочем, ощущение ясности на лекциях, несколько иллюзорное. Прорабатывать вопросы все равно надо. Получаешь задание, и не так просто бывает найти путь для правильного решения. Наука не такая простая. Расчетную модель надо правильно составить и понять физику процессов и последовательность действий. Мещерякову приходит на ум грандиозная и увлекательная идея записать лекции великого человека на магнитофон и потом готовиться по записям. Тогда делай на лекции только рисуночки, а слова в тетрадь и писать не надо. Он парень неглупый, идет и просит разрешения у лектора. «Ради бога! Пишите.» - получает в ответ. И, вот, сидит Саша в первом ряду, выставив микрофон, чтобы было лучше слышно и щелкает время от времени кнопками. Писать в конспект ему некогда, но пытается. Мы по-старому пишем рисунки и тект в конспект. Кто знает, всё же, что из этой затеи с магнитофоном получится? Семестр кончается. Впереди экзамены. Их у нас всегда на сессию выкатывали пять. Общественные науки себя высоко ставили и обязательно хоть один из своего не нужного списка, да, включали. И значимость, и деньги. В других вузах почему-то всегда поменьше. Промежуток между экзаменами на каждый предмет 3 – 4 дня. Попробуй подготовиться! Саша мне переписал лекции. Ставлю драгоценную кассету, включаю, жду.... Что за черт! Длинноты, треск от перестановки стула, звук шагов, шумы в аудитории, царапание мела по доске, обрывки разговоров и еще множество звуков, которых в обычной обстановке совершенно не замечаешь. Нет, конечно, и отдаленная речь лектора тоже на фоне неслабых помех. Если бы Мешеряков еще и к Пановко ухитрился микрофон прикрепить, но такого уговора, ясное дело, не было. Пытаюсь врубиться, но, как всё это неудобно и как долго! Это же надо в реальном времени все прослушать. А лекций уйма. Несколько часов потерял, крутил пленку, а толку нет. Фрагментарно получается. Выключаю магнитофон, беру конспект, пытаюсь разобраться по записям. Нет, при цейтноте лучше обычного, своей рукой написанного, конспекта, ничего нет. К такому же выводу пришли и все остальные студенты нашей группы. На том экзамене инициатор эксперимента получил трояк. Мне большой ученый поставил четверку. Я был очень недоволен этим результатом. Что поделаешь! Нелегко понравиться специалисту экстра-класса! После этого эксперимента лекции на магнитофон больше не писали никогда.

В научном мире, обществе, в средствах массовой информации обострилась старая как мир дискуссия о полезности или вредности научно-технического прогресса , о необходимости его обуздания или даже запрета. Об этом можно спорить бесконечно, пользуясь всеми благами современной цивилизации: сидя в теплых, светлых апартаментах, снабженных всеми видами современной бытовой техники, и используя при этом компьютеры и другие средства оргтехники и связи. Особенно «продуктивен» этот спор на различных симпозиумах и конференциях, периодически организуемых в лучших уголках мира, куда в мгновение ока слетаются и съезжаются отовсюду лучшие представители дискутирующих сторон.

Нужно, однако, признать, что есть под этой дискуссией и объективное основание. С тех пор, как история фиксирует жизнь человека на земле, нет убедительных доказательств, что удельное количество несчастных людей в современном мире уменьшилось по сравнению с прежними временами, начиная с самых древнейших, хотя в законы природы мы проникли намного глубже, а уровни материального потребления и материальных возможностей даже сравнивать смешно. Хуже того, в наше время небывалого развития науки и технологий большинство людей яснее, чем когда-либо повседневно ощущают глобальную угрозу не только своему «безмятежному счастью», но и просто своему существованию.

Слово «прогресс», на мой взгляд, необходимо разделить на две составляющие: во-первых, на освобождение человека от «табу», которые были «установлены» самой природой (законами материального мира); во-вторых, освобождение человека от «табу», которые были «приняты» людьми для гармонизации человеческих отношений, исходя из первородной склонности людей к скотству (греховности).

Существует заблуждение, что первая составляющая «прогресса», а именно – освобождение человека от «технологических» «табу», которые он вынужден был на себя принять в силу своего неумения противостоять действию объективных законов материального мира (например, закона всемирного тяготения и т.д.) независима от второй. Ярким результатом этого заблуждения является бесконечная гонка вооружений и все более и более кровопролитные войны, что навряд ли можно назвать прогрессом!

Логично предположить, что снятию технологических «табу» должна соответствовать готовность людей к правильному использованию результатов технологического развития, очищение людей от своей «греховности». Другими словами, истинный прогресс может существовать лишь в том случае, если люди от поколения к поколению будут становиться всё лучше и лучше: светлее, добрее, «человечнее».

Пока же, к сожалению, достаточно четко видна совершенно обратная тенденция: научно-техническое развитие, предоставляя человеку огромные возможности и освобождая его от тяжёлого физического и умственного труда, увеличивает свободное время человека не для творческого и нравственного развития, а для его нравственной деградации (в том числе - деградации элиты человеческих сообществ) на фоне всякого рода сомнительных развлечений и наслаждений, усиливая и умножая таким образом худшие свойства человека, и примеров тому - бездна.

Поэтому, сегодняшнее однобокое научно-техническое развитие человеческого общества можно лишь условно назвать прогрессом, так как вторая его сторона (очищение человека) оказалась практически неизменной во времени.