Тема войны в белой гвардии. М.Булгаков «Белая гвардия» Рассмотрение изображения гражданской войны. Другие сочинения по этому произведению

Первые главы романа «Белая гвардия» появились на страницах журнала «Россия» в 1924 году. Но в связи с закрытием журнала писатель не смог опубликовать роман в полном виде. В центре произведения – несколько эпизодов гражданской войны на Украине.

Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Это было сложное, тревожное время, когда советская власть трудно завоёвывала своё право на существование. М.Волошин писал, что Булгаков стал первым писателем, «кто запечатлел душу русской усобицы».

М.А. Булгаков в своём романе правдиво показал ту растерянность, суматоху, а потом и кровавую оргию, которые царили в Киеве в то время. Но «Белая гвардия» - это книга и о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчёркивал, что речь в его романе идёт о людях, трагически заблудившихся в «железном буране революции». В своём произведении автор размышляет о судьбах России, народа, интеллигенции.

Книга Булгакова автобиографична. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев. Там ему и его близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе «Белая гвардия».

В центре повествования находится дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве.

Украина того времени становится ареной ожесточённых боёв между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами. Трудно было тогда разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие друзья - Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры - пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру. Но, обманутые генштабом и союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.

Мы видим положение Турбиных, армейских офицеров, прапорщиков, бывших студентов, «сбитых с винтов жизни войной и революцией». Именно они принимают на себя самые жестокие удары военного времени. Сочувствуя в душе мужикам, которых грабят и расстреливают немцы, они сплачиваются в белую гвардию, чтобы воевать за монархию.

Когда Шервинский сообщает о том, что государь не убит, Турбины пьют за «здоровье его императорского величества». Автор показывает белых юнкеров не злодеями, а юнцами из своей классовой среды. Турбины политикой не занимаются.

Булгаков сознательно отходит от подчёркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагической коллизии, из которой нет выхода.

Г.Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А.Серафимовича, Б.Пильняка, А.Белого и других», - писал Муромский.

Автор конструирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был ещё страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

Мудрый Булгаков, свидетель революции и её последствий для жизни России, скорбит одинаково обо всех погибших и пострадавших на крутых поворотах истории – и «красных», и «белых», ибо не видит виноватых и правых в гражданской войне. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

Есть вечные ценности, которые существуют вне времени, и Булгаков сумел талантливо и искренне рассказать о них в своём романе «Белая гвардия». Пророческими словами заканчивает автор своё повествование. Его герои накануне новой жизни. Они верят, что всё худшее осталось в прошлом. А вместе с автором, героями верим в хорошее и мы: «Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

10. «Белая гвардия» М. Булгакова: тема революции и гражданской войны, философия человека и истории, поэтика романного повествования. В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы. По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны. «Белая гвардия» (1925) и созданной на его мате¬риале пьесе «Дни Турбиных» (1926). Это были высоко¬художественные произведения, показывающие белую ар-мию изнутри. Это воины, исполненные доблести, чести, верные долгу защиты России. Они отдают жизнь за Рос¬сию, ее честь -- как они ее понимают. Булгаков пред¬стает художником трагическим и романтическим од¬новременно. Дом Турбиных, где было столько тепла, неж-ности, взаимопонимания, осмысливается как символ России. Герои Булгакова погибают, защищая свою Рос¬сию. В 1926 году на допросе в ОГПУ писатель мужест¬венно и откровенно признал, что во время гражданской войны симпатии его были всецело на стороне белых. В происшедшей революции Булгаков видел величайшую катастрофу для России и ее народа. Я думаю, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события, по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся, привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с детства все привычно, знакомо, где дом - крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за большим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не приходило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные события, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции. Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом “Белой гвардии”. Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья, - за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного - покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата. Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сражения - сердце романа, его центральная часть. В этой катастрофе “белое” движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете - с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью “генералов” и “штабных”. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия - жива... В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко - может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. “Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? ” Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..” Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: “Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям...” Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет - на случай петлюровских обысков - револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея. Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, “ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку”, перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем. Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность... Все герои “Белой гвардии” выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни - друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, - воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова “Белая гвардия” - книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? ” И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Урок по роману "Белая гвардия" даёт возможность показать особенность таланта М. Булгакова и его позиции в изображении Гражданской войны и революции, позволяет увидеть художественные средства, при помощи которых писателю удалось запечатлеть разрущающее воздействие войны на мирное бытие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Революция и Гражданская война в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Оформление урока:

  • портрет М.Булгакова;
  • плакаты времен Гражданской войны;
  • кадры фотохроники;
  • романс Р.Глиэра «Жить, будем жить!»;
  • видеофрагмент из художественного фильма «Дни Турбиных»;
  • таблица «Венера или Марс?»

Эпиграфы.

Всех беломордых перебьём и останется одна пролетария.

Артем Веселый, 1923г.

Белая гвардия, путь твой высок...

М. Цветаева, 1918г.

Все мы в крови повинны.

«Белая гвардия», 1923-1924гг.

Прошло почти сто лет после Гражданской войны, мы начинаем понимать, какое это было несчастье для всей России. Еще недавно на первый план выступала героика. Слава победителям, позор побежденным! За понятными, заманчивыми лозунгами большевиков - всенародная трагедия. «Кто уцелел - умрет, кто мертв - воспрянет». Нужно увидеть и понять правду о Гражданской. Понять и скорбно склонить головы перед погибшими в братоубийственной войне.

Пора отрешиться от ненависти (ибо в трагедии всегда есть нечто, что превыше всяких пристрастий), избыть ее, чтобы никогда более не повторилось кровавое безумие розни.

Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок.

Божье да белое твое дело: Белое тело твое - в песок.

Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая Белым виденьем тает, тает...

Старого мира - последний сон: Молодость-Доблесть - Вандея - Дон.

Нам необходимо заглянуть в страницы воскресающих книг, словно в разверстую бездну Гражданской войны, бессмысленно жестокой и кровавой усобицы, поглотившей столько прекрасных сердец, заглянуть в эту бездну - ужаснуться и отпрянуть, чтобы никогда более не приближаться даже к краю ее. Именно ради этого, мы вправе предположить, и писал М. Булгаков свой роман о Гражданской войне «Белая гвардия», делая «великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми». Прошлое ощущается в осмыслении - без этого не может совершаться и продолжаться жизнь.

Запишите тему сегодняшнего разговора, эпиграфы к нему.

Роману предпосланы две цитаты. Первая - из «Капитанской дочки» А. Пушкина. Прочитайте.

Что даёт символический образ бурана для понимания эпохи, отражённой в романе?

(В романе отчётливо развивается пушкинская тема заблудившихся в буране людей. В «Белой гвардии» - буран истории. Главная тема - «сбились мы, что делать нам?». Родство идей, оценок, подхода Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

Первый абзац написан в стиле летописи.

Революция - рубеж нового, иного мира. Какими символами писатель обозначил главный конфликт эпохи?

(Противоборство Венеры и Марса: жизни и смерти, любви и ненависти, хаоса и гармонии - испокон века сопровождают развитие человеческой цивилизации. В разгар Гражданской войны в России это противостояние обрело особенно зловещие формы).

Здесь следует, однако, вспомнить второй эпиграф к «Белой гвардии». Он взят из Откровения святого Иоанна Богослова - книги, известной под названием Апокалипсис.

Каков нравственный смысл второго эпиграфа?

(По вечным законам справедливости в час неотвратимой расплаты судим будет каждый «сообразно с делами своими»; за выбор, который человек делает в жизни, за поступки, которые совершает, он несет моральную ответственность).

Алексей Турбин приходит к священнику, отцу Александру, и ищет утешения после смерти матери. (гл. I)

Чем наполнилась чаша ангела, чаша гнева Господнего?

(Обоюдной ненавистью, которая ожесточила людей, дала выход накопившейся злобе: гл. IV, гл. V).

Кажется, что автор всматривается в небо и задает себе, читателю задачу понять, какая же из двух звезд, Венера или Марс, засверкает ярче. Поиски на этот основополагающий для художественной концепции произведения вопрос осуществляли две группы. Каждая группа подбирала соответствующий текстуальный материал, продумывала аргументы в свою пользу. (В тетради - таблица, страницу - пополам).

"Звезда пастушеская " Венера

Красота, свет, вера, Дом, тепло, семья, любовь, покой, порядок

1) Изумительная панорама Города (гл.1V)

Как сон входит в текст романа?

(Под утро Турбину стал сниться довоенный Город. Это просто город, но с прописной буквы как нечто обобщенное, вечное. Описание Города в композиционном отношении двояко: оно открывает главу и вместе с тем позволяют трактовать описание как сон, который переходит в явь.)

Какое впечатление производит Город?

(Образ Города излучает необыкновенный свет жизни. Это святая земля, райский уголок. Владимирский крест - духовный ориентир Города, который находится под покровительством Божьим).

2) Дом Турбиных (гл. 1, 2)

Что ценят, во что верят, чему поклоняются Турбины?

(Дом Турбиных - это прежде всего люди, его населяющие. Братья, Алексей и Николка, дружно живут с сестрой. Они гостеприимны, великодушны, самоотверженны.

Великая русская литература заняла достойное место в этом доме, где звучат имена Пушкина и Толстого, Достоевского и Бунина. Может быть, оттого так красиво в этом небогатом доме, что его атмосфера одухотворена вечно живым искусством.

В доме Турбиных знают и любят музыку. Задумчиво глядя в окно, вспоминает Алексей Турбин оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», а тогда, когда его начинает тревожить мысль о Елене, вспоминается молитва Валентина («...я за сестру тебя молю») из оперы «Фауст» Гуно. Турбины умеют любить и вознаграждены за это любовью. Венера покровительствует героям. Турбины согреты любовью Всевышнего.)

Что завещали старшие Турбины детям, что наказала мать? («Дружно... живите», т.е. сохраните Дом. В начале романа дом Турбиных - символ представлений о красоте, прочности жизни такой, какая звучит в знаменитом романсе Глиэра «Жить, будем жить!», словами которого Шервинский ободряет Елену.)

Звучит романс Глиэра на слова Г. Галиной в исполнении Г. Нэлеппа.

Что больше всего боятся в доме Турбиных?

(гл.1. Больше всего в доме Турбиных боятся, что этот мир покоя, счастья будет разрушен. Турбины пытаются сохранить порядок, заведенный матерью. Братья становятся офицерами Белой армии, одна мысль - защитить.

Мать сказала детям: «Живите». «Но как жить? Как же жить?» - это главный вопрос романа).

3) Дом Юлии Рейсс (гл. 13,19)

(Алексею Турбину спасение является в виде женщины «необычайной красоты» - Юлии Рейсс. Словно сама Венера спустилась с небес, чтобы защитить героя от гибели. Именно дом Юлии Рейсс по счастливой случайности становится для него тихой гаванью, где ему помогли не только выжить, но и принимали потом как близкого человека.)

4)Дом Щегловых (гл. 11)

(Щегловы - простая рабочая семья. Их домик-флигель был рядом со входом в дом Турбиных, и Николка иногда невольно заглядывал к ним в окно. Добравшись до дома и выждав некоторое время, Николка отправляется «на разведку». Ничего нового о происходящем в городе он не узнал, зато, возвращаясь, он увидел сквозь окошко примыкавшего к дому флигелька, как соседка Марья Петровна мыла Петьку. Продрогший на холоде Николка всем своим существом ощутил мирное тепло этого жилища.)

5)Дом Най-Турсов (гл. 17)

(Дом Най-Турсов изображен мельком, через восприятие Николки, как строгая семья, мужественно принявшая известие о гибели их любимого Феликса.)

  1. "Жаркая" молитва Елены перед иконой Божьей Матери (гл. 18)

Как в тяжелых условиях Гражданской войны проявляется нравственная сущность человека?

(Молодая женщина обнаруживает удивительную самоотверженность, сострадательную любовь сестры к брату. Елена готова поступиться личным счастьем, лишь бы только смертельно раненный старший брат был жив. И смерть от Алексея отступает, свершается чудо исцеления. Елена отмолила брата. Так в романе побеждает любовь и жизнь, а значит звезда Венера.)

Однако «давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже, <...> ворчит встревоженная утроба земли. Восемнадцатый год... глядит все грознее и щетинистей».

"Красный, дрожащий" Марс

Гибель красоты, разрушение, беспорядок, торжество бесовских сил, злоба, убийство, насилие, грабежи

1) Город 1918 года (гл. 4,6)

Найдите примеры гибели красоты в атмосфере Города, охваченного бураном революции. Обратите внимание на тон авторского повествования.

(Город, отмеченный печатью небесной благодати, остался во сне. Теперь ему противостоит горд 18-го года. Переполненность Города агрессивной ненавистью противоречит красоте, свету и покою, символом которых был Владимирский крест.

Глубокая скорбь звучит в голосе автора, повествующего о том, как рушится мирная жизнь, привычный порядок вещей. Бытовые зарисовки приобретают символический смысл. Салон мадам Анжу еще недавно был средоточием прекрасного. Теперь же на территорию Венеры со всей бесцеремонностью грубого вояки вторгся Марс, и то, что было красотой, обратилось в обрывки и лоскутки. С коробками из-под дамских шляпок соседствуют «ручные бомбы и пулеметные ленты». Рядом со швейной машинкой - пулемет. И то, и другое - творение рук человеческих, только первое олицетворяет созидание, а второе - разрушенue.)

2) Неразбериха, быстрое наступление петлюровских войск (гл. 2,11)

(Из холода, вьюги, метели, из мира, над которым властвует красный Марс, приходит Мышлаевский, принося с собой веяние хаоса. С одной стороны, самоотверженная защита Города юнкерами и офицерами, их гибель на посту при исполнении долга. С другой стороны - «кабак», «ничего не поймешь», беспорядок, нехватка вооружения и противоречивые приказы. Как следствие - падение духа защитников, слабость обороны.

Через кровь и смерть пришло понимание обреченности Белого движения. Булгаков не рассматривал вопрос о нравственном превосходстве большевиков. Они для него - историческая сила.)

3)Бесчинства и зверства гайдамацкой дивизии (гл. 6,8,20)

Как в этих эпизодах отразилась жестокость войны?

(Через все произведение проходит мотив конца света. «Мирный житель» Яков Фельдман торопился, чтобы помочь появлению на свет новой жизни, а обрел свою смерть.Человеческая жизнь предельно обесценена. Расправа с неизвестным прохожим ничего, кроме ужаса и содрогания, вызвать не может. Ничем не оправданная жестокость, изуверства ради изуверства.)

Булгаков заставляет заглянуть в лицо самой смерти. И задуматься о цене жизни. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь?» - вопрошает автор. Вывод, который он делает, мало утешителен: «Нет. Никто... Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто. » Поистине, осуществилось грозное апокалиптическое пророчество.

4)Празднество в честь Петлюры (гл. 16 )

Как реализуется мотив разгула нечистой силы в Городе? (Убийства, насилия, грабежи пришли в Город с петлюровскими войсками. Бог отвернулся от Города, и уже не Он, а сатана правит там бал. В Софийском соборе происходит невообразимая грешная кутерьма, не совместимая со святым местом. Колокольный звон воспринимается как богохульство, оскорбление священнодействия: как Божья милость провозглашается начало братоубийственной войны. Кровь жертв вопиет к небу, кровавый отсвет осеняет все вокруг.)

5)Судьба Дома Турбиных в вихре войны (гл.2, 11, 12)

(Война вторгается в мир Турбиных. Об этом говорят надписи на печке, проявляя позицию домочадцев, за которую им придется расплачиваться. Война властвует в Доме. Раненый Алексей Турбин мечется в лихорадке. Образ мортиры мерещится в бреду Алексею. Дом теперь лишь пристанище, постоялый двор.)

6)Броненосец "Пролетарий" (гл.20 )

Можно ли приход в Город большевиков считать победой Марса? (Марс торжествует, даже прекрасная Венера становится красноватой. "Живой, пятиконечный " Марс царствует на небосводе. Что это? Намек на большевистский террор?)

Какие детали призваны подчеркнуть воинственную природу пролетарской власти?

(У бронепоезда «Пролетарий» «зверски, не по-человечески» озябший часовой, который «неуклонно рвался взором к звездам». Силу часовому, очевидно, придавало поблескивавшая на его груди звезда и кровная связь с воинственной планетой: «Она [планета] была маленькая и тоже пятиконечная»).

Кинофрагмент.

Этим людям было уютно под новым, невиданным небосводом, одетым «Марсами в их живом сверкании», их души наполнены счастьем. И если Дом прежних времен - розы и белоснежная скатерть, то дом людей из бронепоезда - «тесная конура» и «узкая койка», но им хорошо в таком «доме». Победой какой из сторон завершилось символическое противостояние двух планет? (Победой Mapca).

Вывод под таблицей: истоки Гражданской войны, по Булгакову, - психологические, морально-этические. Отказ людей от христианских нравственных законов, их ненависть и нетерпимость друг к другу приводят к духовному падению и к войне, а значит, к обильным жертвоприношениям богу Марсу, который торжествует.

Как бы напоминая о своем замысле «стать бесстрастно над красными и белыми», автор вводит сон Алексея Турбина, в котором пророчески звучат слова о погибших большевиках, белогвардейцах и мысли апостола Петра: «Все вы у меня... одинаковые - в поле брани убиенные. Это понимать надо, и не всякий поймет». Для Господа Бога и красные, и белые - все одинаковы, все несчастны.

Как оценил Булгаков свое время?

(Для Булгакова, Россия, Отечество, народ - едины. Гражданская война - всегда поражение, гибель, нарушение национального уклада жизни. В представлении Булгакова, революция, Гражданская война - это трагедия, в результате которой разрушается то, что принадлежит миру вечности. В романе открытый финал (последний абзац).

Как отвечает Булгаков на пушкинский вопрос: что делать нам? (Нужно чаще смотреть на далекие звезды и тогда придет ответ на вопрос, как жить)

Автор утверждает ценность человеческой жизни, идеалы добра и гуманности, он скорбит о потерянном мире и видит новое небо. Писатель беспристрастен к белым и красным, он сожалеет, что люди не хотят взглянуть на звезды. Космический мотив заключительных строк романа все же обращен в будущее.

Домашнее задание: найти в 11 главе «Белой гвардии» переклички с романом «Война и мир» (том 1, часть 3, гл.14-17) и выявить различия в изображении истории (войны) между Булгаковым и Толстым.


Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» — так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь — Алексей, Елена, Николка — остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи — изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, — а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие. Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Таль-берг, Шервинский, Лариосик — все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городом нависла серьезная опасность. (Булгаков не называет

его Киевом, он — модель всей страны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней — большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре). Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая от большевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны, ночные притоны. И в этом крикливом, судорожном мире разворачивается драма.

Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаев-ский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?

Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно... ох, неприятно... напрасно я застрелил его... Я, конечно, беру вину на себя... я убийца!» (вспомним героев Толстого, тоже берущих вину на себя). Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит*. Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо тур-бинская порода всегда несла в себе соборное сознание. Что будет после конца Петлюры? Придут красные... Мысль остается незаконченной.

Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство — непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми? Примет, потому что они тоже братья, они не виноваты. Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» — Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с красного «Пролетария». Все — белые и красные — братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «...И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: ...слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло...»

Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя — свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех — и белых и красных.

«Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева — занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира».

Гражданская война глазами Михаила Булгакова в «Белой гвардии»

Велик был год и страшен год

по рождестве Христовом 1918,

от начала же революции второй.

Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом,

и особенно высоко в небе стояли две звезды:

звезда пастушеская - вечерняя Венера

и красный, дрожащий Марс. Булгаков М. Белая гвардия. - М.: АСТ, 2002. - С. 5.

Глаза Михаила Булгакова в «Белой гвардии» явно открыты в самой реалистичной манере, волшебной мечтательности здесь нет места, мы находимся в страшном времени, где история нашей страны кардинально меняется с каждым днем. C первых страниц мы оказываемся в событийных узлах Гражданской войны на Украине конца 1918 года, территория оккупирована немецкими войсками, полна приезжих самого разного толка из Москвы и Санкт-Петербурга, а на подходе - Петлюра, чья фамилия уже стала руганью среди жителей Киева. Люди-люди-люди-люди-люди, много людей, как на картинах Брейгеля…

«Извозчики целыми днями таскали седоков из ресторана в ресторан, и по ночам в кабаре играла струнная музыка, и в табачном дыму светились неземной красотой лица белых, истощенных, закокаиненных проституток» (БГ, 84).

Турбины ставятся в центр повествования, Михаил Афанасьевич рассказывает нам историю дворянской (это не факт) семьи, ужасно нервную и пугающе настоящую. Все персонажи являются прототипами родственников и друзей (не так: у всех персонажей есть прототипы из числа родственников и друзей… Не знаю, у всех ли?.. Мать Булгакова умерла позднее, чем мать Турбиных, и тд) писателя, а пространство - реальными улицами Киева и домом, где жила семья Булгаковых в 1918 году. Алексей, Николка и Елена остались одни в этой борьбе, похоронив мать, забивая последний гвоздь в гроб счастливого прошлого. Одной из причин написания романа стала смерть матери самого писателя Варвары Михайловны от тифа. И вся пестрая, малиновая обстановка, семейные башенные часы, изразцовая саардамовская печь, исписанная гневной рукой Николки, абажур, предсмертная просьба матери «жить дружно» - все то, что напоминало о ярких днях, постепенно теряет свою функцию, уступая место темным эмоциям настоящего. «Капитанскую дочку сожгут в печи» …Так же уходила от нас и традиционная Россия, родная и понятная.

Но Булгаков все же оставляет надежду, ведь семнадцать с половиной лет - не возраст для тотальных разочарований:

«Улетающий в черное, потрескавшееся небо бог ответа не давал, а сам Николка еще не знал, что все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему» (БГ, 6).

Нагнетающее чувство неопределенности, расплывчатые картины мрачного будущего совсем еще молодых людей встречаются с лучиками света в виде цветной закладки священника и его слов о том, что «уныние - грех» . Даже в самых черных днях находится место добру, в этом весь Булгаков. «Латентный оптимизм», видный лишь зорким, но таки существующий.

Да, самое страшное в революционных событиях - это молодость, порой даже юность в них участвующих. Таких, как Николка, было слишком много, чтобы столь кровавые события имели место случится…(поправьте стиль) Только закончившие гимназию, не «зеленые», а «салатовые» мальчики, которым за краткий срок приходится стать лет на 10 старше. Булгаковские персонажи олицетворяют множество людей, чья жизнь никогда не будет прежней, чью жизнь насильно положили на революционный алтарь.

Мне, признаться, больше всех импонирует Виктор Мышлаевский, особенно после просмотра «Дней Турбиных» Владимира Басова, который его и играет. Да, образ Басова не совсем точный, но все же невероятно колоритный, показывающий каждого поручика, потерянного для университета, побитого войной и революцией, ночующего в чужих семьях, укрывающегося шинелью и пьющего водку. Мышлаевский ненавидит большевиков всеми фибрами своей кипящей души, однако и он в конце концов понимает и принимает их победу, другого ведь не остается для патриота такого масштаба. Он принимает родную Россию любой, как любимую женщину, совершившую грехопадение.

А как изображена Елена Тальберг! Тихая, смиренная, красота во внутреннем страдании, ждущая, преданная, но вместе с тем гордая, с явно выраженным чувством собственного достоинства. Трагедия женщины в одном характере. Елена всеми силами старается уберечь семейный очаг, ухаживает, переживает, надеется… Сергей Иванович Тальберг, ее муж, ее опора, бросает семью в наиболее трудный момент, уезжает в Берлин на немецком поезде. Да, он обещает вернуться вместе с армией Деникина, но Елена сразу чувствует пустоту после его отъезда и понимает, что больше она его не увидит. Семейное счастье было утрачено:

«А потом... потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга, - ждите, пока к вам придут» (БГ, 38).

Я думаю, что в третьей части в восемнадцатой главе романа Елена Тальберг раскрывается наиболее ярко. Это сцена молитвы за здоровье Алексея Турбина, получившего ранение. Она просит Богородицу не церковным языком, а повседневным: «Мать-заступница…Что же тебе стоит. Пожалей нас. Все мы в крови повинны, но ты не карай», «Пусть Сергей не возвращается… Отымаешь - отымай, но этого смертью не карай» (БГ, 457). И тут происходит настоящее чудо: «…совершенно неслышным пришел тот, к кому через заступничество смуглой девы взывала Елена» (БГ, 456). Алексей пошел на поправку, а Тальберг так и не вернулся, известив о своей помолвке...

Алексей Турбин, «бритый, светловолосый, постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года, во френче с громадными карманами, в синих рейтузах и мягких новых туфлях, в любимой позе - в кресле с ногами» (БГ, 15), - воплощение самого Булгакова в романе, но не полностью автобиографичное. Булгаков, как известно, много времени уделил врачебному делу, успев поработать в прифронтовой зоне вскоре после начала Первой мировой войны, а в годы Гражданской - военным врачом в армии Украинской Народной Республики, в Вооруженных силах Юга России, а также в рядах Красного Креста. Старший Турбин как раз-таки военный медик, но более серьезного уровня, чем писатель. Я думаю, что Булгаков воплотил в нем собственные нереализованные амбиции. (Почему Вы так думаете? Турбин венеролог, как и Булгаков, но М.А. еще окончил с отличием университет со специализацией по детским болезням, работал в земских больницах… - это ли не опыт!)

Кроме того, видна явная связь Алексея Турбина и Андрея Болконского, так как после чудесного выздоровления глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными» , что свидетельствует о наступлении духовной смерти, как и в «Войне и мире». «Белая гвардия» изначально задумывалась как эпопея в духе Л.Н. Толстого, Булгаков говорил, что от этого романа «небу станет жарко». Однако спустя годы он называл роман «неудавшимся», ведь произведение получилось явно другого толка, но от этого не менее хорошее.

Капитану Тальбергу в романе отведено особое место. Карьерист без понятий нравственности, готовый пойти на все ради своего продвижения. (чтобы не было ошибки, сделайте в одной предложение) Во время Февральской революции он первым надел красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Постоянно меняющаяся власть заставляла его быстро реформировать свои убеждения. Какой статичной и незыблемой казалась фигура гетмана, поддерживаемого немцами, и как ярко в ночи сверкали его трусливые пятки! Так же позорно покинул и Тальберг семью, очаг, любимую женщину, стоило опасности показаться на горизонте. Он представляет собой антипод Турбиных, подчеркивающий при этом благородность их рода.

Город вполне можно назвать героем романа. Родной Киев вызывает у писателя теплые чувства. Даже в темных условиях городской пейзаж в романе выглядит прекрасно: «Вся энергия города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете», «И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира» (БГ, 80-81). Более того, некоторые строчки написаны рукой поэта: «Сонная дрема прошла над Городом, мутной белой птицей пронеслась, минуя стороной крест Владимира, упала за Днепром в самую гущу ночи и поплыла вдоль железной дуги» (БГ, 480). Но тут же, в противовес красоте, мы слышим рев бронепоезда. Столкновение ужасов Гражданской войны идет вкупе с восхищением природой. В романе часто встречаются достопримечательности города, любимые каждым киевлянином: Золотые ворота, Софийский собор, Михайловский монастырь. Владимирскую горку с памятником Владимиру Булгаков считает лучшим местом в мире. Особенным символом является крест Владимира, ведь это символ православия. В конце же романа он зрительно прекращается в меч…

Кульминацией романа я считаю 14 декабря 1918 года, день сражения с петлюровцами, который должен был стать ступенью для последующих боев с красногвардейцами, а закончился поражением. Полковник Малышев своевременно узнает о бегстве гетмана и успевает спасти свой дивизион, вкладывая всю свою решительность в эти слова:

«Слушайте, дети мои! - вдруг сорвавшимся голосом крикнул полковник Малышев, по возрасту годившийся никак не в отцы, а лишь в старшие братья всем стоящим под штыками. - Слушайте! Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами, чему свидетель штабс-капитан Студзинский, на свою совесть беру и ответственность, все!! все!! Вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? - прокричал он» (БГ, 193).

Полковнику Най-Турсу пришлось поступить так же в разгар сражения…

Но, несмотря на полтора месяца правления Петлюры, ненависть к большевикам оставалась прежней, хотя уже имела маленький шанс на признание их победы. Ведь в этот момент герои думают о том, что борьба за «вчера», предательство гетмана и запутанность собственных мыслей подозрительны и, возможно, эта борьба за «старую» Россию бессмысленна…

Хотя смысл все-таки есть. Честь и достоинство Турбиных, их сплоченность и умение сохранить семейные ценности в самые страшные дни дорогого стоит. Да, большевики победили, но интеллигенция смогла найти свою нишу в «новой» России. Сквозь страдания, слезы, жертвы… Но ведь одновременно с этим мы ощущаем ЛЮБОВЬ, любовь всех оттенков, которая побеждает зло.

«Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор.

Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле» (БГ, 488).