Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка. Влияние мультфильмов на формирование мировоззренческих взглядов младших школьников Влияние мультипликационных и художественных фильмов

Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте

Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте

Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения

Список литературы

1. Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

,%20%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d1%83%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%bc%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d1%85,%20%d0%b2%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%20%d0%b2%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d1%8d%d0%b9%d1%84%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8%20%d0%b8%20%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%b7%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f%20%d0%ba%20%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%8d%d0%bc%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d1%8e.%20%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b0%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%b9,%20%d0%b4%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%b7%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d1%8b%d0%bc%d0%b8,%20%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%8f%d1%82%20%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d1%8b%d0%bc%20%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc,%20%d1%84%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%86%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%bc,%20%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%80%d1%83%d1%8f%20%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%b9.%20%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b0%20%d0%b7%d0%b2%d1%83%d1%87%d0%b0%d1%82%20%d1%84%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%b2%d0%be%20%d0%b8%20%d0%bd%d0%b5%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be.%20%d0%93%d0%bb%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%b2%20%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%b5,%20%d0%b2%d1%8b%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5,%20%d0%b2%20%d0%b7%d1%80%d0%b0%d1%87%d0%ba%d0%b0%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%80%d1%8f%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b8.%20%d0%ad%d1%82%d0%be%20%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%20%d0%be%d1%87%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%bc,%20%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d1%8b%d0%bc%20%d0%b2%d1%81%d0%b5%d0%bc%d1%83%20%d0%bc%d0%b8%d1%80%d1%83.%20%d0%9d%d0%b0%20%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%bc%20%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b5%20-%20%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%bd%d1%8b.%20%d0%ad%d1%82%d0%b0%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%b3%d0%b8%d0%bf%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%20%d0%b7%d0%b0%d1%85%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82.">Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка , используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

Мультфильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Но мультфильмы бывают разные - есть добрые, без крови и насилия, в которых поются песни о дружбе. А есть и такие, сюжет которых полностью построен на драках, сражениях, перестрелках, убийствах.

Главные герои американских мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, "смакуются". Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Можно выделить еще ряд признаков, которые присущи практически всем американским мультипликационным фильмам. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. И самым главным является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных

«Влияние мультипликационных фильмов на поведение

детей младшего школьного возраста»

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте являются – мультипликационные фильмы.

Мультипликационные фильмы играют значительную роль в развитии ребенка, поскольку они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Согласно исследованиям, проведённым ещё в 60-х годах ХХ века, сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультипликационных фильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные мультфильмы часто лишены эстетического и этического содержания, герои в них проявляют крайнюю степень агрессии.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям? Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Современные мультфильмы могут оказывать негативное влияние на младшего школьника содержанием, качеством современной мультипликации: излишний объем, длительность просмотра, неадекватное возрасту содержание, отсутствием необходимого контроля просмотра со стороны педагогов, родителей.

Исследования, проводимые среди младших школьников, показали, что просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Также выяснилось, что существует значительная разница в поведении детей при просмотре зарубежных мультфильмов, а именно: у детей появляется не детская агрессия, а порой фобии.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. Зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например, казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет поступать так же, как эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенных исследований, 94% детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

И, наконец, именно в младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок.

1. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.

2. Обязательное обсуждение содержания просмотренных мультфильмов с целью выяснить правильность восприятия происходящего на экране.

3. Мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым.

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: Гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика.

Ситкова Анастасия Викторовна
студент Адыгейского государственного университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Апиш Фатима Нурбиевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Адыгейского государственного университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Всем известно, насколько велико влияние мультфильмов на детей. Но мало кто задумывается, принесет ли просмотр той или иной мультипликационной продукции пользу ребенку? Ведь чаще всего происходит совершенно обратное.

Для изучения данной темы нами были проанализированы различные источники для раскрытия понятий «нравственность», а также «мораль». Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен . Но могут ли влиять мультфильмы на нравственность детей? Наше мнение - еще как могут.

Разнообразие мультфильмов велико. Особой популярность, правда, пользуются мультфильмы зарубежного производства - японского или американского. И причина до смешного проста - их больше, и они зрелищнее, ярче. Нельзя однозначно сказать, что иностранная мультипликационная продукция хуже советской/российской, здесь конкретно стоит проанализировать каждый мультфильм. Однако, как не печально, больше негатива у родителей и педагогов вызывают именно мультфильмы из-за границы.

В своей работе с детьми я столкнулась с агрессивными и порой непонятными мне сюжетами детских игр. После художественных занятий, прогулок, наблюдений, мною был проведен опрос среди родителей и детей. Опрос состоял из нескольких вопросов. Приведем примеры некоторых из них.

Как много времени вы уделяете своему ребенку на просмотры мультфильмов?

1. Какой (-ие) любимый (-ые) мультик (-и) у вашего малыша?
2. Часто ли он играет на улице, с другими ребятами, дома с игрушками?
3. Бывают ли у ребенка настораживающее поведение, быстрая смена настроений, необдуманно сказанные агрессивные фразы?
4. Просит ли сам ребенок смотреть мультфильм или же это ваша инициатива?

В опросе участвовало 44 родителя и 46 детей. Исходя из анализа полученных результатов в опросе родителей, можно составить некоторую картину. Родители, как правило, сами предлагают своим детям просмотреть мультфильмы. Однако, лишь 2 % опрошенных смотрят мультфильмы вместе со своими детьми. Эти же 2 % порой комментируют те или иные моменты, чтобы ребенок понимал суть того, что он смотрит. На просмотры мультфильмов родители в день выделяют своим детям от трех до пяти часов! К сожалению, это связано с недостаточным свободным временем у родителей, а жизнь в городе редко, когда позволит отпустить ребенка одного на улицу. Да и на улице другие дети могут и не встретиться, ведь они точно также сидят за экранами.

68 % опрошенных (30 человек) отметили, что у их детей порой странные реплики, взятые из того или иного мультфильма или мультсериала. А также ребенок порой себя ассоциирует с каким-либо героем, воином, которые, как правило, устраняют своих врагов не нравоучениями или, пробуют проучить, а силой.

К числу наиболее популярной мультипликационной продукции, которую отметили опрашиваемые дети и родители, относятся: «Человек-паук», «Трансформеры», «Винкс», «Губка Боб», «Смурфики», «Фиксики», «Лунтик», «Черепашки-ниндзя», «Жизнь и приключения робота-подростка», «Маша и медведь». Наибольшей популярностью пользуются мультфильмы «для мальчиков» - они же и представляют наибольшую опасность. В каждой серии есть драки, грубость, разборки, с которыми герои справляются, используя силу, реже смекалку. На наш взгляд, в число положительных и развивающих мультфильмов следует отнести «Лунтик», и «Фиксики». «Маша и медведь» довольно популярен среди детей и даже взрослых, что не может не радовать - ведь это отечественный продукт. Но чаще всего поведение Маши сложно назвать правильным, и она не подходит на роль «хорошего и воспитанного ребенка».

12 % родителей (5 человек) пробую иногда включать своим детям советские мультфильмы («Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», «Домовенок Кузя»), но и они отмечают, что-то что им нравилось сами в их детстве, не признается их детьми. Главная причина, отчего проигрывают советские мультфильмы зарубежным - это «неяркость». Красочность картинок, сюжетов, спецэффекты характеры больше для иностранного производства. Мало того, что дети стараются смотреть только вышеназванные ими мультфильмы и мультсериалы, так и отдают предпочтение игрушкам, на основе этих мультиков, школьным принадлежностям, одежде с «геройскими» принтами и проч.

Мы попросили родителей пойти нам на небольшие уступки и в течение двух недель исключить из просмотра детей зарубежные мультфильмы и мультсериалы (кроме некоторых диснеевских, на подобие «Белоснежки и семь гномов», «Рапунцель», «Холодное сердце»). Однозначно перейти на советские мультфильмы родители отказались, под предлогом того, что мало того, что неяркие мультики, так они и «старые, примитивные».

В течение двух-трех дней дети упрямились, отказывались смотреть советские и российские мультфильмы, называя их «неинтересными». По прошествии трех дней и дальше начали появляться наиболее предпочитаемые мультики и мультсериалы, такие как «Смешарики», «Фиксики», «Алёша Попович» и другие богатыри. Благодаря полнометражкам о русских богатырях у детей появился интерес к нашей истории, задавались вопросы об одежде, жизни, старых укладах. У трех детей впервые произошло знакомство с Карлсоном, Чебурашкой и Дядей Стёпой. Сюжеты игр, безусловно, разнообразились, перепады настроения стали более сглаженными.

Мы прекрасно понимаем, что родителям предварительно просматривать тот или иной мультфильм тяжело физически. А тем более то, что показывается по детским (и не только) каналам. Но мы не можем перестать не просить их об этом.

В советское время (а это скорее хорошо, чем плохо) всё, что выходило на экран, подвергалось контролю, что отсутствует сейчас. Если же вы хотите показать какую-либо мультипликационную новинку своему ребенку, посмотрите трейлер о нем и ключевые сцены.

Как уже нами отмечалось, неограниченный просмотр нефильтруемой мультипликационной продукции оказывает влияние на агрессивность, на ограниченность игровых сюжетов, на нервность ребенка. А как же сделать так, чтобы мультик принес пользу?

Просмотрите некоторые мультфильмы вместе с детьми. Мультик должен вызывать только положительные эмоции, улыбку. После просмотра дети если будут шутить и находится в отличном настроении - оставляйте этот мультик и для дальнейших просмотров. Если же при просмотре дети находятся в напряжении, хмурятся, то в дальнейшем избегайте данных мультфильмов. Несколько лет тому назад проводились исследования влияния детских мультфильмов (как отечественных, так и зарубежных) на сознание юных зрителей. Оказалось, что большая часть западной продукции такого рода «зомбирует» (ориентирует) детей на недоверие к окружающему миру, формирует у них враждебность, индивидуализм, агрессивность, расчётливость, тогда как отечественные мультфильмы, наоборот, воспитывают доверие к людям, коллективизм, установку на взаимопомощь, дружественные отношения, любовь к родителям. Однако не все придерживаются такой точки зрения. Изучая материал по данной проблеме в Интернете , на одном из сайтов мы встретили следующий «Анализ советских мультфильмов». Анализ одного из мультфильмов приводим дословно: «Ну, Погоди!» Сюжет, чрезвычайно прост. Мужиковатый гопник-волк в семейных трусах и тельняшке по всей видимости олицетворяет собой простого российского мужчину. Этот мужик на протяжении двадцати серий пытается поймать для своих похотливых целей девочку нимфетку из интеллигентской семьи, изображенную создателями мультсериала в виде «милого зайчика» (популярного на Западе «плейбоевского» символа соблазнения). Мужик в этом мультфильме изображен в виде дегенерата и каждый раз оказывающегося в дураках от выкрутасов взбалмошной особы. Каждая серия отягощает его организм обязательной физической травмой, или увечьем, которое он наносит себе самостоятельно, в результате охоты за длинноухой нимфеткой. По мимо этого «игривого», совершенно не детского сюжета, весь мультфильм представляет собой поклеп на советскую действительность 70-80-х гг. - раздолбанные дороги на которых волк совершает свои неудачные погони за мечтой; разворованные стройки, где простой российский волчара вкалывает пока к нему на объект не забредает этот зайчик-попрыгайчик; дураки-милиционеры, изображенные в виде глупых зубастых бобров и т. д.» . С этим мы категорически не согласны!

Говоря о старых, «советских» мультфильмах, можно сказать, что в них представлена «нормальная для ребенка картина мира». В этих мультфильмах присутствуют как положительные, так и отрицательные персонажи. Однако «добро здесь побеждает зло», отрицательные герои легко перевоспитываются, осознают свои ошибки и становятся добрыми. Детям с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим .

Довершая все вышесказанное, хочется добавить - ни один мультфильм не заменит родителей и живого общения со сверстниками. Если вы хотите воспитать своего ребенка общительным, добрым, отзывчивым, развивать его духовно, то по возможности откажите себе в удовольствии занимать все его свободное время сидением у экрана. Ну а уж если это не удается, то в нашей статье можно увидеть рекомендации, которые мы советовали бы взять на заметку каждому родителю и каждому педагогу. Давайте развивать детей и развиваться вместе с ними, и тогда доброго в нашем мире станет чуточку больше.

Список литературы.

Современная эпоха дает возможность использования всех благ цивилизаций. Они существенно облегчают бытовую жизнь, улучшают качество жизни и увеличивают возможности получения информации. Одним из важных информационных источников современности является телевидение. Следует заметить, что посредством передач, клипов, рекламных роликов, художественных и мультипликационных фильмов передается информация не в чистой, абстрактной форме, а в уже обработанном виде, который призван формировать восприятие того или иного явления, создавать определенную точку зрения. Если взрослый человек в той или иной мере может фильтровать и анализировать, предоставляемую ему информацию, то ребенок полностью восприимчив к информационному потоку. И в этом заключается большая опасность!

Казалось бы, какую опасность могут нести в себе яркие анимированные картинки, мелькающие на экране? Однако любые произведения будь то музыка, рассказ или мультик несут в себе определенную смысловую нагрузку, и от содержания этих произведений напрямую зависит формирование личности.
В современных условиях дети имеют возможность в любое время смотреть разнообразные мультики. Пока ребенок увлечен мультфильмом, родители получают свободное время, в которое они могут заняться своими делами. Однако, оставляя малыша перед экраном, обязательно нужно обращать внимание на то, что именно будет транслироваться в этот момент, и какую идею может вынести ребенок после просмотра того или иного мультфильма.

Современная мультипликация.


Современная мультипликация в основной своей массе перестала быть искусством. Если в эпоху СССР мультфильм обязательно выполнял воспитательную или познавательную функцию, то в настоящее время мультик больше похож на яркое зрелище, в лучшем случае без какого-либо смыслового содержания, в худшем - прививает неправильные ценности или имеет «взрослый» подтекст.

Основные аспекты, оказывающие негативное влияние на детей:


Воспитание агрессии.

При просмотре мультфильмов центром внимания ребенка являются главные герои, следовательно, воспринимается их модель поведения. Например, в мультфильме «Том и Джерри» постоянное соперничество кота и мышки, причем они соревнуются не в положительных вещах, а в том, кто кого быстрее перехитрит, больнее ударит, исподтишка поставит подножку и т.п. Выводы о том, что почерпнет ребенок, просмотрев этот мультик, напрашиваются сами собой: обижать тех, кто слабее это весело, для пущего веселья не грех и обмануть, поставить товарищу подножку, дать пинка.

Сексуальный подтекст.

Современная мультипликация изобилует образами взрослого мира. Образ принцессы становится все сексуальнее, подчеркиваются ее притягательные женственные черты: тонкая талия, большая грудь, широкие бедра. Удивляет и фамильярное поведение героев, откровенные заигрывания, излишнее кокетство, упоительные поцелуи. Все это явный перебор для детского восприятия, ведь ребенок еще не способен в полной мере понять, что такое сексуальные отношения. Следовательно, выпячивание этих аспектов в мультипликационных фильмах излишне.

«Мультомания»

Большое количество мультфильмов в открытом доступе нередко приводит к формированию мультипликационной зависимости. К тому же современные мультипликаторы еще и подливают масло в огонь путем создания мультсериалов. Постепенно ребенок подсаживается на просмотры мультиков, и оторвать его от экрана становится весьма затруднительно. Заниматься реальными делами сложнее: читать книги, играть с друзьями - все это требует определенных усилий. Детям в процессе игр нередко приходится ссориться, выяснять отношения, обижаться, мириться. А просмотр мультфильма от подобных жизненных нюансов избавляет. Яркие нарисованные друзья прекрасно скрасят досуг, при этом ни делить игрушки, ни налаживать с ними отношения не надо. Дети постепенно привыкают к мультфильмам настолько, что заменить мультики реальным делом оказывается непросто, начинаются истерики, попытки отвоевать свое право на неограниченный просмотр мультфильмов.

Как бороться с негативным влиянием мультфильмов?

Первое правило.

Тщательно выбирайте мультики для ребенка. Детям следует показывать только те мультики, в которых даются правильные ориентиры: доброта, взаимопомощь, трудолюбие, сострадание. Обратите внимание на старые советские мультфильмы: «Кот Леопольд»; «Простоквашино»; «Чебурашка и крокодил Гена»; «Винни Пух»; мультики из серии «Веселая карусель»; «По дороге с облаками», «Подарок для слона», «Маугли», «38 попугаев».

Второе правило.

Дозированный просмотр мультфильмов. Разрешите ребенку смотреть 1-2 мультика не более чем 1-2 раза в день. Обратите при этом внимание и на то, сколько времени вы сами проводите у экрана телевизора. Если телевизор работает сутками, то, как бы вы не запрещали смотреть мультики, ребенок все равно подсознательно будет воспринимать вашу модель поведения. Он будет считать, что это и есть правильный образ жизни. Следовательно, взрослым членам семьи также следует дозировать просмотр телепрограмм.

Третье правило.

Сократив времяпрепровождения у телевизора, вы получаете много свободного времени. Соответственно возникает вопрос об организации досуга. Свободное время можно потратить на совместные прогулки; чтение интересных книг; походы в гости, на концерты, выставки, в зоопарки; занятия рукоделием; рисованием; также полезно устраивать активные игры на свежем воздухе.

Чем для детей опасны мультфильмы


Психологи уверяют, что современная анимация вредит детям. Мы выяснили, чем именно.

Когда в семье появляется ребенок, родители волей-неволей начинают смотреть мультики. Казалось бы, что проще — купить диск проверенных советских мультфильмов и успокоиться. Но кто сказал, что ваш малыш будет как и вы, умиляться от восторга, глядя на приключения Чебурашки или дяди Федора из Простоквашино? В его социуме живут совсем иные персонажи — супермены, пингвины, тачки, смешарики и тому подобные существа. И если вы хотите понимать своего ребенка, вам придется познакомится и с ними. Иначе в песочнице и детсаду ему поговорить будет не о чем.

Однако я не раз замечала, что мой 5-летний Ростик после просмотра некоторых мультиков начинал кусаться или плохо спать. Запретить смотреть мультфильмы — нереально. В этом возрасте пульт для ребенка — любимая игрушка, и отобрать ее не представляется возможным. К тому же психологи считают, что если человеческая душа тянется к просмотру этого фильма, значит, что-то душе от этого фильма нужно. «Задача родителя — разобраться, какие именно эмоции движут ребенком и как их правильно размещать, выплеснуть. А каждый просмотр мультфильма желательно обсуждать с малышом, особенно если ему всего от 2 до 5 лет, что здесь хорошо, а что плохо, чтобы он не взял на вооружение какой-то негативный образ или элемент поведения. В таком случае ни один не будет опасным и вредным.

На что же именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления о них 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук
Источник

Опасности мультфильмов: "Лунтик" воспитывает в ребенке жертву


Кадр из мультфильма "Лунтик"

Был период, когда «Лунтика» Ростик смотрел регулярно утром после завтрака. Хватало его ровно на одну серию, потом просил переключать на что-то более динамичное. Поначалу не мог понять: «Лунтик, это кто, слоненок?». А когда узнал, что Лунтик живет на Луне, спросил: «А что, луна фиолетовая?».

Многие ругают «Лунтик» за то, что главный герой «не зайчонок, не лягушка, а неведома зверюшка». Ведь мультик для детей от 3 лет должен быть максимально приближен к реальным образам. Хотя идентифицируя себя с фантазийным персонажем, ребенок ищет свою неповторимость. Однако «драйверы» — установки «Лунтика» — однозначно нездоровые. Например, установка: «Я должен быть хорош для всех. Любовь надо заслужить». Он воспитывает жертву и стремление «не быть собой», угождать и максимально соответствовать требованиям социума. В итоге Лунтик такой хороший, что от него начинает тошнить.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Если ваш ребенок тихий и правильный, как Лунтик, то стоит комментировать некоторые фрагменты, выражая естественные эмоции, например: «А вот я бы тут разозлился!».Источник

Опасности мультфильмов: «Маша и Медведь» воспитывает в ребенке садиста


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.


Кадр из мультфильма "Маша и медведь"

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

«Маша и Медведь» — один из любимых мультфильмов Ростика. Диск, на котором записаны серии, засматривался до дыр и не единожды переписывался. Во время просмотра Ростик прыгает по комнате, шумно играет машинками, скачет по дивану и очень веселится. Как-то выпросил пластиковую часть от шприца (без иглы) и бегал за всеми с криками «Давай-давай лечиться!»

Ольга Сташук, психолог-консультант:

Классический пример садомазохизма, где есть жертва (Медведь) и маленький садист (Маша). Идентифицируясь с Машей, ребенок испытывает триумф от того, что внутренне «берет верх», «делает» взрослых. Таким образом он выплескивает все накопившиеся эмоции наружу. Маша является эдаким «транслятором» детского саботажа, причем совершенно спонтанным. Всем своим поведением она требует: «Что бы еще такого сделать, чтобы меня остановили?». Позитивный, природный, но в целом деструктивный ребенок.

Побыть в роли Маши мечтает каждый из нас — и в этом успех мультсериала. В роли Медведя — совершенной жертвы — чаще бывают бабушки-дедушки, которые все позволяют и все прощают своему внуку. Как правило, после пребывания у бабушек родители несколько дней, как Медведь, хватаются за голову и не знают, что со своим чадом делать. Любая спонтанность граничит с правилами, которые ребенку нужно принять. Принятие правил — наша цена за жизнь в социуме.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. После просмотра «Маши» ребенок, особенно в возрасте до 6 лет, может стать более активным, более спонтанным. Это нужно умело дозировать, направлять в созидательное русло. Задавать вопросы: «А тебе не жалко Мишку? Как думаешь, тут Мишке больно? Вот тут я на Машу злюсь, а ты?»

Опасности мультфильмов: "Губка Боб" отупляет детей


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.

Кадр из мультфильма "Губка Боб"

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

Обычно активный и подвижный Ростик смотрел «Губку», почти не двигаясь. И в какой-то момент спросил: «А что, можно съесть фонарик?». Оказалось, в серии герой проглотил фонарик и зажег его изнутри. Пришлось срочно выключить телевизор и рассказывать, что Боб шутит и так делать нельзя.

Ольга Сташук, психолог-консультант:

Смысла в сериале нет, шутки крайне примитивные: постучали друг дружке по голове, кинули мороженым в стекло. Губка и его друг десять раз не могли влезть в автобус, потому что в очереди то Губка заснул, то конфету себе в ухо засунул, то съел фонарик. Все, что придет ребенку в голову после просмотра, — засунуть себе что-то в ухо. Что, согласитесь, довольно опасно. Самый низкопробный юмор, сравнимый со смехом от битья кувалдой по голове. Думаю, мир аутистов богаче и логичней, чем мир Губки Боба. Если задача родителя — отупение ребенка, то «Губка Боб» — лучший помощник. Кстати, в штате Вирджиния проводили эксперимент: группе дошкольников показывали несколько серий одного мультфильма, а потом проверяли их на концентрацию внимания, агрессивность, гиперактивность. После «Губки Боба» дети показали наихудшие результаты.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не показывать детям до 10 лет в надежде, что потом ему это вовсе будет неинтересно.

Опасности мультфильмов: «Смешарики» негативно показывают девочек


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.

Кадр из мультфильма «Смешарики»

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

Диск с сериалом «Смешарики» Ростику подарили на день рождения. Однако даже одну серию малыш не смог досмотреть до конца. Попросил выключить и больше не ставить. На вопрос «Почему?» сказал: «Мне скучно, давай мы не будем его смотреть».

Ольга Сташук, психолог-консультант:

«Смешарики» получили множество премий и считаются «сертифицированными» для показа малышам. Модель мира здесь, и правда, позитивная, где-то перекликается с «Винни-Пухом». Однако может возникнуть проблема с идентификацией персонажей, надо включить фантазию и угадать, что за зверь, скажем, Пин и Копатыч. Вроде бы добрые герои, ничего отрицательного нет. Темы взяты интересные, но и развязки особой не наблюдается. Например, в «Скверных приметах» один из героев начитался книги о приметах и всячески их нагнетал. «Ты сейчас врежешься, потому что у тебя номер 13 на самокате». Возникает повышенная тревожность. В итоге приходит хрюша Нюша и говорит, что это все ерунда. И не объясняет, почему и что делать. В итоге для ребенка скверные приметы так и остались скверными. И что ему делать — непонятно. «Смешарики» хороши для школьного возраста, когда ребенок уже знает, что такое ирония.

И еще момент. Единственный женский персонаж в мультике Нюша (хрюша) выведен достаточно негативно. Это доминантный тип женщины. Если мужские герои спокойные, задумчивые, интеллектуальные, то Нюша — маленькая стервочка, которая всеми руководит. Если бы был еще один образ-антипод, это бы как-то сглаживалось. То есть здоровой женской модели здесь не показано. Словом, идея хорошая, но для детского восприятия малышей она не до конца продумана.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Если ребенок дошкольного возраста, то «Смешарики» лучше смотреть со взрослым и обязательно потом обсудить. Спрашивать, например, о чем была серия, что понравилось, чье поведение удивило и т.д.

Опасности мультфильмов: «Спайдермен» повышает тревожность


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.


Мультфильм "Спайдермен"

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

После просмотра серии «Человека-паука» Ростик долго не мог уснуть, метался по комнате, изображая спайдермена. Ночью он с кем-то дрался и ссорился, пришлось даже будить, потому что он чуть не вывалился из кроватки. Говорил, что ему снились пауки. Заставил обойти весь дом в поисках живых пауков. Нашел в коридоре одного и не успокоился, пока мы не сняли паучка пылесосом.

Ольга Сташук, психолог-консультант:

«Человек-паук» может быть крайне привлекательным как для мальчиков, так и для девочек с 4 лет. Тема старая, но очень популярная — игра в супергероя, богатыря, который всех спасает и обладает недюжинными способностями. Ребенку нужно иметь подобную идеальную модель: для мальчиков — символ мужественности, для девочек — образ защитника. Для деток постарше есть тема гражданской ответственности: нельзя проходить мимо того, кто в беде. И в этом кроется большой перекос. Когда один человек берет личную ответственность за все, что происходит в мире, и сам пытается перекроить весь мир — это идея-фикс. Супергерой возникает, если мир — тотальное зло и несправедливость, и после просмотра может возникнуть излишняя тревожность.

Хотя в случае с очень спокойным по натуре Ростиком «Человек-паук» может даже приносить пользу, дав ребенку понять, что где-то в нем внутри сидит та личность, которая сможет дать отпор, всех победить, навести порядок и справедливость. Похоже, что во сне он проживает то, что не позволяет себе в повседневной жизни (постоять за себя, выплеснуть обиды).

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Спрашивать, как бы ребенок поступил на месте Человека-паука. Объяснять, что мир надо изучать, а не сразу изменять. И что ребенок не один, как герой мультика, а вокруг есть много людей, способных помочь.

Опасности мультфильмов: "Пингвины из Мадагаскара" культивируют "сортирный" юмор


Психотерапевт прокомментировал реакцию ребенка на любимые мультфильмы.


Кадр из мультфильма "Пингвины из Мадагаскара"

На что именно обращать внимание, смотря с ребенком его любимый мультфильм? Чтобы это понять, мы выяснили реакцию и впечатления от их просмотра 5-летнего ребенка — Ростика. После этого попросили описать каждый из его любимых мультсериалов детского психолога Украинского института консультативной психологии и психотерапии Ольгу Сташук.

У Ростика мультик "Пингвины из Мадагаскара" — лидер по просмотрам две последние недели. Просит включить его и перед походом в садик, и после ужина дома. Как только он начинается, Ростик принимается кричать на всю комнату: «Шкипер! Ковальски!». Появилась и новая шутка: подойти к маме или папе, укусить за руку или щеку, а потом долго ехидно смеяться.

Ольга Сташук, психолог-консультант:

Не мультик, а находка для психолога. Ощущение, что характеры четко прописаны по типам личности и у каждого пингвина есть свой диагноз. Шкипер — параноидальный солдафон. Рядовой — оптимист, на жизнь смотрит с юмором. Ковальски — интеллектуал, аналитик. Если смотреть по Фрейду, то пингвины явно застряли на стадии, которую проходят дети от 1,5 до 3 лет, когда их приучают к опрятности, хождению в туалет, мытью рук. Здесь четко выписан детский интерес к нечистотам, унитазу, супервонючкам и так далее. И это очень привлекает детей, это темы их обсуждений в садике. Это неплохой выход чувству стыда. Также позитивна и привлекательна слаженность «коллектива пингвинов», их доведение любого дела до конца.

Из негатива — в «Пингвинах» нет смыслового спектра. Чему этот мультик учит ребенка? В «Мадагаскаре» хороший посыл — быть самим собой, принимать другого таким, какой он есть, а в «Пингвинах» этого смыслового спектра нет. Задания, которые они придумывают себе, совершенно нелепые: движение ради движения, действие ради действия: давайте весело и дружно делать что-то, не понимая, зачем. Неконструктивно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Спросить у ребенка, какой персонаж ему больше всего нравится. Попросить описать — это и будет образ его внутреннего «я». Тот образ, каким мечтает видеть себя. А это — лучшая диагностика его душевного состояния.

Источник Источник

Влияние мультипликационных фильмов на процесс социализации у детей дошкольного возраста

Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят : печать, радио, телевидение, Интернет.

Социализация— это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта . Данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются в детстве . Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и с миром социальным .

Протекание процесса социализации детей дошкольного возраста раскрывается через такие показатели как: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, . Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» . Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения .


В настоящее время в связи со стремительным развитием средств массовой информации происходит постоянное увеличение каналов на телевидении, возрастает количество зарубежных художественных и мультипликационных фильмов.

Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) .

Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, и подражание.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому . В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Следующий механизм – подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное .

отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» .

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Приведем примеры психологического смысла известных, мультфильмов:

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), «Крошка Енот» (1974), "Бюро находок"(1982), «Смурфы» (1981-1990, Бельгия, США), «Приключение Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ»(2005, США) - умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимовыручка.


«Трое из Простоквашино" (1980), «Приключение домовенка Кузи»(1982), - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

«Ларри и его команда» (2008, Австралия)- работе в команде, дружелюбному отношению к дому и окружающей среде.

"Золушка"(1979) - трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) - любовь к родителям и детям, ценность семьи.

"К. О.А. П.П." (1984), «Уроки тетушки Совы» (Россия, Украина. 2006) - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество .

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки .Например: «Трансформеры», «Человек –паук», «Супер-мен», «Черепашки Ниндзя».

Рассмотрим возможные последствия влияния таких мультфильмов:

    главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка. распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение ребенка .

Для уточнения влияния мультипликационных фильмов на социализацию дошкольника было проведено анкетирование родителей на тему «Роль мультфильмов в жизни современного дошкольника», результаты которого представлены ниже.

В исследование приняли участие 38 родителей. Каждый родитель воспитывает ребенка дошкольного возраста от 2 до 6 лет. Из 38 детей: мальчиков –23, девочек-15; все родители-участники исследования указали, что их ребенок смотрит мультипликационные фильмы. Около 87 % дошкольников данной выборки смотрят мультфильмы ежедневно, причем 50% дошкольников тратит неограниченное количество времени на просмотр мультфильмов в течение дня, 26% детей – один час, только 18% детей смотрят мультфильмы не более 20 минут в день.

Предпочтения детей можно обозначить следующим образом:40% детей чаще смотрят отечественные мультфильмы, 18% зарубежные, 42% дошкольников часто смотрят как отечественные, так и зарубежные мультфильмы. Родители отметили, что в целом у детей нет особых предпочтений в выборе мультфильмов, они готовы смотреть практически любые. Следовательно, то, какой мультфильм будет смотреть ребенок, зависит от родителей. Однако следующие результаты заставляют задуматься о том, всегда ли родители видят и контролируют то, что смотрят их дети.

При выборе мультфильмов родители руководствуются следующими факторами: 45%-смысловой нагрузкой мультфильма, 29% зрелищностью, 13% – популярностью, 13% родителей не задумываются над этим вопросом.

Ответы респонденты свидетельствуют, что только 34% смотрят мультфильмы совместно с ребенком: 60% родителей иногда, и 6% родителей не смотрят мультфильмы с ребенком совсем. Постоянно обсуждают и анализируют увиденное в мультфильме 47% опрошенных родителей, 47% респондентов делают это от случая к случаю, 6% родителей о содержании просматриваемых мультфильмов со своим ребенком не говорят.

В целом, родители признают ценность мультфильмов – 86% родителей считают, что мультфильмы необходимы для развития и воспитания детей.

Родители выделили следующие положительные качества, развитию которых способствует просмотр мультфильмов: доброта, сочувствие, усидчивость, рассудительность, уважение, музыкальность, умение анализировать ситуации, необходимость делиться, дружба, смелость, безопасность, различные образцы поведения, ответственность, любовь. Также в качестве положительных результатов указывают развитие речи, памяти, воображения, мышления, возможность для ребенка получить новую информацию, развитие ценностей.

Также родители выделили и отрицательнее качества развитию, которых способствует просмотр мультфильмов: зависимость, насилие, агрессия, искаженное восприятие действительности, возбужденность, повторение негативных действий, страхи, жестокость, раздражительность, повторение негативных слов и действий.

На вопрос «Мульфильмы для Вас это-…», были получены следующие ответы родителей: родителей, свободное время ребенка, развлечение, приятное времяпрепровождение, средство воспитания, интересная сказка, добрые положительные эмоции, помощь в воспитании ребенка, отдых, спокойствие, воспоминание детства, детство которое хочется вернуть, сказочный мир, способ успокоить ребенка.

Анализ литературы по данной проблеме и результаты проведенного анкетирования свидетельствует о том, что та среда, которая окружает малыша то, что он видит, слышит, несомненно, влияет на его развитие и его социализацию в обществе. А мультфильм один из значимых факторов влияния на ребенка дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы отметить, что мультфильм сам по себе не плох и не хорош; то, что ребенок вынесет из просмотра мультфильма, какой опыт он получит, зависит от взрослых.

Список литературы

Как с пользой смотреть мультфильмы?[Электронный ресурс]: Сайт Твой Психолог –– Режим доступа: http://tvoypsiholog. ru Лалетина воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст] / // Начальная школа плюс До и После, 2010, №08, с. 82–87[Электронный ресурс]: Сайт Школа 2100 –– Режим доступа:http://www. school2100.ru/upload/iblock/b3e/ Мелкозёрова мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников. [Текст]/[Электронный ресурс]: Сайт Журнал аспирантов и докторантов – Режим доступа: http://www. jurnal. org/articles/2008/ped27.html Мудрик человека [Текст] / —Москва, 2006, 304 с. Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка. [Электронный ресурс]: СайтБеби. РУ–– Режим доступа:http://www. baby. ru/blogs/post/31701845-15708935/ Мухина психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина –Москва, 1999. - 456 с. Мухина психология [Текст] / В. С. Мухина – Москва, 1985.–272 с. сихология масс. [Электронный ресурс]: СайтБиблиотека Гумер - психология – Режим доступа: http://www. gumer. info/ Психология человека от рождения до смерти[Текст] /Под ред. А. А. Реана - СПб, 2002. – 656 с. Соколова современных мультфильмов в играх и игрушках детей[Текст]/// Психологическая наука и образование. 2011. №2. – C. 68-74