Ваджра виды. Символика тибетского буддизма: лотос, колокольчик и дордже, ступа, молитвенный барабанчик, флажки Лунг-та. Ваджра в буддизме

Ваджра и колокольчик Ваджра – санскритское слово. По-тибетски оно звучит Дордже, а по-бурятски – Ошир или Очир. С санскритского оно переводится как твердый, могущественный. С тибетского – царь камней, т.е. как алмаз. В общем, Ваджра подразумевает несокрушимую твердость, а также сияние, подобное сиянию бриллианта. По своей сути Ваджра является символом Алмазной, Ваджрной колесницы, т.е. буддийской Тантры, т.к. означает несокрушимое, неизменное, неделимое состояние Просветленного сознания или состояние Будды (как ваджра – ум). В буддизм Ваджра пришла из древней Индии, где она являлась и оружием, и скипетром. Индийский бог Индра с помощью оружия-ваджры метал молнии, контролировал грозу, облака, громы и т.д. Только форма была тогда немного другой. Согласно легенде, Будда Шакьямуни взял ваджру у Индры и заставил её гневно топорщащиеся зубцы сомкнуться, превратив её тем самым в мирный буддийский скипетр. Как важнейший символ, буддийская ваджра переняла качества несокрушимости алмаза, непреодолимую мощь молнии, неразделимую прозрачную ясность бриллианта. Такое оружие, пусть даже и сказочное, является, пожалуй, самым мощным. Теперь мы знаем, что вспышки молний могут производить температуру в 6 раз превосходящую температуру на поверхности солнца, а скорость обратного разряда равна половине скорости света. Нередко ваджру изображают в огненном ореоле. В древнем Тибете метеоритное железо считалось самым лучшим материалом для изготовления Ваджры. Данный материал ещё называют «небесным металлом» за своё происхождение и синеватый оттенок цвета. Сейчас же ваджру изготавливают из любого металла и даже из других материалов. Ваджра может иметь один, два, три, четыре, пять, шесть или девять зубцов с каждого конца. Наиболее распространена с 5-ю зубцами, реже с 9-ю. Нет ни одной детали в Ваджре, не имеющей смысла, символизма. Однако главным требованием к ее изготовлению, как, впрочем, и всей остальной тантрической атрибутики, является пропорциональность. Стандартная единица измерения равняется ширине среднего пальца под второй фалангой, именуемой в текстах «ангула». К примеру, в иконописи 12 ангул составляют лицо – расстояние от подбородка до линии волос. В идеале ваджра должна быть изготовлена индивидуально, под конкретного практикующего, и её длина должна составлять 12 таких единиц измерения. Такие ваджры сейчас крайне редки. В основном же мы видим половинного размера – 6 ангул, что, конечно же, намного удобнее. Символизм 12 единиц заключается в способности Ваджра-Ума этого практикующего уничтожить 12 цепей Взаимозависимого происхождения. Бывает ещё скрещённая ваджра. Иначе её ещё называют Вселенская. Это символ абсолютной стабильности Ума, схожей с элементом Земля. Скрещённая ваджра обладает мощным защитным эффектом. Поэтому её можно увидеть практически везде, где есть буддизм. Однако она редко используется в ритуалах. Если рассматривать символизм каждой детали Ваджры, на это уйдёт много времени и бумаги. Однако главный принцип заключён в несокрушимости, неделимости, неизменности Просветлённого состояния сознания, ваджрного ума Будды. Ваджра всегда держится в правой руке, что символизирует «мужской принцип» Метода, или искусных средств. А вот ритуальный ручной колокольчик держится в левой руке. И это означает «женский принцип», как совершенство Мудрости, напрямую постигающей Пустоту-Шуньяту. Звук возникает из безграничной «пустотной» формы, распространяется во всех направлениях, затем растворяется в ней же. Чаще всего колокольчик отливают из бронзы. На нём множество узоров, орнаментов, специальное количество тех или иных рисунков, символов, и также должна соблюдаться пропорциональность. Главным атрибутом в колокольчике является лик богини Праджняпарамиты. Он символизирует совершенство абсолютной недвойственности всех мудростей Будды, а также различающую осознанность (праджня). Волосы богини туго стянуты в пучок на затылке, представляя сведение всех воззрений к недвойственному восприятию. Ваджра и колокольчик – это 2 основных атрибута в буддийских ритуалах. Вместе они символизируют союз Метода и Мудрости, союз искусных средств и изначальной Мудрости, союз блаженства и Пустоты, союз формы (проявленности) и Пустотности. Вид ваджры и звук колокольчика несут благословение Будды, умиротворяя гнев, разбивая «оковы сансарического сна» и пробуждая бодхичиту. Значение и силу их невозможно переоценить. Кто хоть раз видел ваджру и слышал звук буддийского колокольчика, особенно если он звучит в руке мастера, мысли которого «вибрируют» в унисон с провозглашающим Пустоту звуком, такой человек обязательно станет в будущем на Путь и достигнет Просветления! Ом муни муни маха муние соhа! Олег Намжилов. Курумканский дацан "Гандан Ше Дувлин"

Тибет, расположенный между двумя центральными древнейшими индийской и китайской культурами, – загадочное и мистическое место нашей Земли. Он привлекает к себе внимание мира своим уникальным прошлым, природой и атмосферой. Странности Тибета, нередко именуемого «Крышeй Мирa», начинаются с его основания. Они выражаются во многих моментах, начиная от того, что еще в недавнем двадцатом столетии это было рабовладельческое государство, с кровожадными законами, - за малейшие провинности рабам отрубали конечности и головы. Также были и странности в системе налогообложения – существовали налоги на рождение детей, пение, звон колокольчиков, носы, уши и прочее, всего – порядка двух тысяч. Познать Тибет невозможно, но хоть немножечко приблизиться к его пониманию – вполне реально.
Тибетская цивилизация придает огромный смысл символичности и производит воздействие на различных ступенях. На обыкновенном земном, определенном прошлым, связями в обществе и средствами производства, и втором, действующем абсолютно иначе. Вместе с буддизмом в Тибете возникли значения, передающие происходящее в сознании, или его природу. Существует мнение, что для приобретения Просветления никакой символики, статуй и изображений не требуется, но иные гуру используют знаки, как творческий метод воздействия на наш ум, учитывая его способность цепляться за привычные обыденные вещи. Благодаря именно данным методам отождествления, придающим нам силы, возносящим ввысь, пробуждающим наше сознание, наша духовность развивается гораздо быстрее.
Огромное распространение в буддизме Тибета получили обрядовые тибетские колокольчики или колокола. Согласно философии индуизма, колокольчик – символический знак Нада-Брамы или «Звука зерна», появляющегося из наивысшего бога Брахмы. Колокольчик, встречающийся в различных верованиях, есть во всяком святилище, это – атрибут всякого ламы. Колокол в буддизме Тибета означает разумность, в соотношении с женской сущностью, наравне с лотосом. Его звук – звучание пустотности (шуньята), возникающий из беспредельной пустоты формы, распространяющийся во все стороны и вновь рассеивающийся в тиши пустотности. Полость («зев») - это пустота, а язык колокола - форма. Колокольный звон трактуется как сущность всех проявлений и момент подсознательной женской разумности.
В тантрических обрядах колокольчик присутствует совместно с ваджром, связанным с мужским началом. Колокольчик - в левой длани, ваджр - в правой. Набор для проведения ритуалов (ваджра и колокольчик) знаменует, к тому же, бога-йидама и его мандалу. Ваджр и колокольчик в паре отождествляют неразделимое единство метода и разума, цельность всех свойств, принадлежащих пробужденному состоянию, свободному от двуличия и разделенности.
Тибетские колокольчики могут быть созданы из трех металлов: специальная колокольная бронза - сам колокол, медный сплав - ваджрное навершие и серебро для лепестков. Безусловно, в изготовлении тибетских колокольчиков могут применяться и иные металлы.
Тибетские колокольчики отличаются по своим пропорциям, параметрам и цвету. Их диаметр - 5 - 12 сантиметров. Многие создаются всецело из бронзы. Они бывают черной расцветки, с золотистыми мантрами и значениями. А бывают стального либо золотого цвета. Их щедро декорируют узорчатой чеканкой. Каждый имеет удобную ручку с изображенным божеством-защитником. Для тибетских колокольчиков шьют чехлы из ткани, иногда их производят - из металла.
Употребление колокольного перезвона в магии и ритуалах корнями уходит в далекое-далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов. Сегодня нередко музыканты играют на них, как на этническом музыкальном инструменте. Звук, что издают тибетские колокольчики , прекрасен и неповторим.

Считается, что тибетские колокольчики служат очищению и гармонизации пространства, своим звучанием отгоняя всяческую нечисть, защищая от стихии, хищников, змей и прочих гадов, изгоняя недуги. Этому способствуют вибрирования, создаваемые колоколом, которые отрицательной энергетике просто не выдержать, вследствие чего все отрицательное разрушается. И совсем не требуется, чтобы это был огромный храмовый колокол. Так же эффективно действуют и всякие маленькие тибетские колокольчики, нередко применяемые в целях очистки дома. Застоявшаяся энергия в местах, куда сложно добраться, рассеивается и энергия пространства гармонизируется. Тибетские колокольчики, вместе с тем, - прекрасное дополнительное спецсредство для расслабления, только, для комфорта, их лучше приобретать с удлиненной ручкой. В нашем интернет-магазине можно приобрести уменьшенные копии, созданные искусными мастерами вручную.

Представленные на сайте, тибетские колокольчики , как нельзя лучше, подойдут к стилю фен-шуй, который становится все популярнее у наших соотечественников. Покупая буддийский колокольчик , непременно обращайте внимание на детальную знаковую проработку и аккуратность исполнения, а главное – на звучание, мелодичность. Причем высота звука колокольчика возвышается, пропорционально понижению его поверхности и утолщению стенок.
Сегодня приобрести настоящие тибетские колокольчики не так-то просто, но мы можем предоставить вам такую удачную возможность и удовольствие!

ВАДЖРА (санскр.; тиб. дордже , яп. конгосё , кит. дзиньганси , монг. очир ) - символ буддизма, подобно тому, как крест - символ христ-ва, полумесяц - ислама, ворота “тории” - синтоизма.
Тексты определяют его сл. образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды.
В инд. мифологии Ваджра была известна задолго до буддизма как громовой топор бога Индры и ряда других богов.
Ее эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4 или 100 углами, 1000 зубцами.
Ваджра может иметь вид диска, а может быть крестообразной .
Ей приписывали способность вызывать дождь и быть символом плодородия.
В буддизме облик Ваджра таков: перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами (известны одинарный, двойной, тройной, крестообр. варианты).

В переводе с санскрита это слово означает одновременно «молния» и «алмаз» .
Ваджра представляет собой палицу либо скипетр и символизирует прочность и неуничтожимость.
Она может интерпретироваться в качестве одного из образов мировой оси, фиксируя воздействие верхнего мира на нижний.

Первоначально ваджра являлась атрибутом Индры, бога грозы.
Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его огненной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце.

Ваджра выступает как центральный символ одного из направлений буддизма - ваджраяны (само название которого связано с этим предметом), где она воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
Подобно удару молнии , ваджра прокладывает себе путь во мраке невежества; подобно алмазу , она разрушает, оставаясь неразрушимой.
Символизирует мужское начало, путь, сострадание, активность; как правило ее держат в правой руке.
Парным ваджре предметом в ваджраяне является колокольчик , гханта , символизирующий женское начало, плод, мудрость; его держат в левой руке .
Колокольчик с рукояткой в виде ваджры олицетворяет силу веры.


Ваджра у ступы Сваямбхунадх.

Ваджра состоит из пяти металлических стержней, четыре из которых, с загнутыми в горизонтальной плоскости концами, располагаются вокруг центрального, образуя подобие цветка лотоса.
Ваджра, состоящая из девяти стержней, встречается реже. Она изображается в виде скипетра и является атрибутом многих будд и бодхисатв.

Ваджра используется как символ и как оружие в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Сиаме, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.

Фрагменты из книги проф. Торчинова Е.А. (С-Пб.)
"Введение в буддологию - курс лекций" (лекция 7).

В начале второй половины I тыс. н. э. в буддизме Махаяны постепенно зарождается и формируется новое направление, или Яна (“Колесница”), получившая название Ваджраяны, или тантрического буддизма; это направление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине – в Индии.

Слово ваджра, входящее в название “Ваджраяна”, первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра индийского Зевса – ведийского бога Индры, однако постепенно его смысл изменился. (см. прим. 1.) Дело в том, что одно из значений слова “ваджра” – “алмаз”, “адамант”. В рамках буддизма со словом “ваджра” начали ассоциироваться с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой – само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же, как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также каруну (сострадание) и упаю (искусные средства) в оппозиции праджня – упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как “Алмазная Колесница”, “Громовая Колесница” и т.п. Первый перевод наиболее распространен.

Что можно узнать о «ваджре» из современных словарей и энциклопедий?


  • Ваджра - короткий металлический жезл, имеющий символическую аналогию с алмазом - может резать что угодно, но не сам себя - и с молнией - непреодолимая сила.
  • В индуистской мифологии - зубчатый диск, громовая палица Индры
  • Ваджра является магическим жезлом Посвященных адептов
  • Ее выковал для Индры певец Ушана.
  • Ваджра была выкована для Индры Тваштаром
  • Она сделана из скелета мудреца - отшельника Дадхичи.
  • Существует версия, что первоначально ваджра символизировала фаллос быка.
  • Ваджра ассоциировалась с солнцем.
  • Четверичная или перекрещенная ваджра имеет символику, близкую к символике колеса.
  • Ваджра представляет пять тел Дхьяни Будд.
  • Ваджра означает умение, или Упайю.
  • Ваджра символизирует силу и твердость духа.
  • Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание.
  • Ваджра интерпретируется как знак плодородия.
  • Ваджра воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
  • Ваджра в сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
  • Ваджра символизирует нерушимое состояние.
  • Ваджра символ светоносной неразрушимой природы ума.
  • Ваджра символ власти Будды над злыми духами или элементалами.

«Кардиола» , тело вращения, в 3-d форме имеющее сечение «сердца». Купола церквей имеют форму кардиолы и собраны по принципу Ваджры-молнии.

Императорские короны.


Северные боги имели свою собственную «молнию» оригинальной конструкции и формы – «Молот Тора».

Древнейший символ Молнии и Небесного Огня, известный по всему североевропейскому ареалу индоевропейцев - Громовое оружие Бога - Молот. У германского Донара-Тора молот имел название «Mjolnir». Искусствоведы считают происхождение слова «Мьолнир» неизвестным. Призванные им на помощь этимологи производят его от исландского глагола milva (сокрушить), mala (размолоть), от литовского malti (молоть) и от уэльского слова mellt (молния).

На представленных ниже монетах разных стран средиземноморского региона, датированных от 500 до 200 лет до Р.Х. хорошо видно молнию-ваджру. Подобных монет очень и очень много, это доказывает - в древнем мире все без исключения дееспособные люди прекрасно знали что это такое и понимали значение этого предмета.

На левой картинке изображение «лилии» чуть древней, чем правое. Из книги Похлебкина о геральдике: "Похоже это на лилию? Лилия настолько не похожа на лилию, что дала почву некоторым считать, что это особый масонский знак, который нужно рассматривать перевернув. И тогда мы увидим пчелу" .

Уважаемый Вильям Васильевич писал, что принятое европейскими дворами изображение лилии, как геральдического знака, имеет восточное происхождение, «как постоянный, непременный элемент орнамента, часто воспроизводимый на дорогах тканях. Именно эти ткани, а затем и дорогая одежда, поступавшие через Византию с Востока в Европу, ознакомили уже в раннее средневековье европейских феодалов, основных потребителей роскошных тканей, с лилией».

Правое изображение, уже стилизованное, с 1179 года при Людовике включается в герб французских королей и становится главной гербовой эмблемой французской монархии. Ее официальное наименование во французском гербе гербе Бурбонов - fleur de lis.

Наиболее распространенным средневековым мотивом орнамента восточных тканей была «ваджра», ошибочно принимаемая европейцами за лилию. Если вы внимательней посмотрите на правый образец – ясно увидите счетверенную, крестообразную ваджру. Кто бы мог подумать…

Таким образом, получается так, что европейцы забыв свою «молнию», приняли символом власти восточную, да еще посчитав оружие богов цветком лилии.


Ваджра - это единственный инструмент людей допотопной цивилизации, который дошел до нас. Все остальные инструменты, как показали экспедиции А. Склярова были уничтожены катаклизмами или временем.
Только ваджра дошла до нас в практически в неизмененном виде, благодаря тем немногим кому удалось выжить после потопа. Поэтому стоит поближе рассмотреть это удивительное устройство.
Данное устройство основа на пока мало изученных и большинстве отвергаемых современной наукой торсионных полях. Торсионными полями и торсионными технологиями в совершенстве владели атланты. Пример тому - пирамиды Гизы, служившие усилителями фоновых торсионных полей земли и космоса (вакуума).
Ваджра - тоже устройство из области торсионных технологий.
Чтобы понять принцип действия ваджры рассмотрите следующий рисунок взятый из книги Г. Шипова «Физический вакуум».

Рис. 40. Торсионные поля, создаваемые: а) отдельным электроном; б) постоянным магнитом.

На данном рисунке изображена модель торсионных полей элементарной частицы. Для удобства восприятия я повернул рисунок а) против часовой стрелки.

А теперь сравните эту модель с ваджрой у подножья ступы Сваямбунатх, Непал.

Как видно на рисунке ваджра геометрически воспроизводит модель торсионных полей элементарной частицы. А раз она воспроизводит эту модель, то ваджра может вступать в резонанс с любой элементарной частицей и, если ваджру накачать торсионным полем, то ваджра через резонанс будет способна влиять на эту частицу, например совершать некоторую работу с ней.
Если рассматривать ваджру с таких позиций, то основные вопросы о её назначении и принципах действия можно считать решенными.

2. Изготовление.
Ваджра должна изготавливаться из токопроводящего металла. Почему так, до конца не ясно. Хотя, как предполагаю я, любой металл содержит достаточное количество свободных электронов, которыми легко управлять. Например, использовать эти электроны для передачи электрического тока, под действием сил внешнего электромагнитного поля. А в торсионных технологиях по видимому эти электроны наиболее просто поддаются переоринтеровке и использованию их вращательного (спинового) момента для цели оператора. Так или иначе, работающей будет только ваджра из металла, из дерева и пластмассы ваджра работать не будет.
Сама ваджра состоит из резонансного блока и торсионных разрядников см. рис.

Торсионный блок длинной и шириной берется в соотношении 1:2, причем центральный круг всегда меньше конусных макетов правостороннего и левостороннего торсионного поля. Длинна разрядников равна длине самого резонансного блока. Классически таких разрядников должно быть 4. Выполнены они в форме креста и параллельны корпусу резонансного блока. Такая ваджра наиболее близка к ваджре атлантов. Часть разрядников примыкающая к резонансному блоку может быть украшена: выполнена в форме розетки-голов животных или растений из которых выходят разрядники. Форма разрядников - полукруглая. Концы разрядников - заостренные.
Для тех кто не имеет возможности сделать ваджру, а таких 99%, я рекомендую купить непальскую ваджру. Непальская ваджра наиболее похожа на древнюю ваджру атлантов. Только покупайте большие вадржы длинной 18 и более сантиметров, они удобнее в работе.

3. Активация ваджры.
Это самая сложная, сейчас практически забытая часть.
Как известно из книги исследователей, в частности Э Муулдашева, ваджра работает на психической энергии оператора. Или говоря проще на собственном торсионном поле человека. Значит, способ активации ваджры не технический, а эзотерический.
Активация ваджры традиционно проводится:
А) дистанционным способом, с помощью мантры как описано в книге Э. Мулдашева "В поисках города Богов", часть 2, "Золотые платины Харати". Данный способ состоит в медитативной активации ваджры посредством взгляда на нее и многочисленным произнесением секретной мантры. Мантру эту наверняка кое кто из непальских или тибетских лам знает, но по понятным причинам скрывает. Поэтому данным способом активации ваджры наврядли можно Воспользоваться практически.
Б) прямым способом, когда ваджра берется в ладонь правой руки. Активация здесь проводится чем то вроде видоизмененного жесткого цигуна или рейки. К примеру, на выдохе энергия ци посылалась из дань-тянь через руку в ваджру, концентрировалась в ней, и далее оператор мысленно, через разрядники, направлял эту энергию на объект. Так например и резались камни или скалы. Но что бы овладеть этой методикой нужна тренировка под руководством опытного учителя, нужно сначала «взрастить» ци, нужно научиться направлять и концентрировать её в ваджре. Это очень непросто и требует долгой тренировки. Поэтому захотев поэкспериментировать и просто так взяв в руки ваджру ничего ни в вас ни у меня не получиться. Нужна тренировка.
Но потренировавшись ваджрой можно творить просто чудеса. Вступая в торсионный резонанс с элементарными частицами вещества, ваджра способна изменять торсионный момент этих частиц, способна изменять силы притяжения между частицами, а значит изменять геометрического положение частиц относительно друг друга. Вот почему ваджра способна резать скалы и другие предметы, уничтожать целые армии. Например, в Бурятии сохранилось предание рассказывающая о том, как один лама уничтожил ваджрой целое войско монгольских завоевателей «вложив нее великую силу». Как вы видите это не такой уж и миф. Хотя впрочем, ваджрой с успехом сражался и древнеиндийский бог Индра, и древнегреческий Зевс, и скандинавский Тор и многие другие герои.
Ваджра - это один из великих инструментов, дошедших к нам из цивилизации Богов, и наша задача как следует изучить его.

изображение Ваджры в виде креста:

если посмотреть на Ваджру в "фас", то будет крест из четырех дуг
а это два древних символа Огня Небесного:

Или такая



Мужика сейчас кандрашка хватит...

Может не совсем к теме, но Корона Далай Ламы орнаментом напомнила боевую корону фараона:

А описывается Ваджра, как оружие самообороны. Интересно, что здесь Ваджр три разновидности:


Три основных вида "конго"/"ваджра" - "однозубчатая", "трёхзубчатая и "пятизубчатая"...

Ниндзя например пользовались ей как кастетом.

Ссылка .
А

По поводу для какой руки (или щупальца) Ваджра подходила, сказать тяжело, т.к. возможны варианты:

На основе подобной технологии, возможны варианты или соединение с холодным оружием (нож, копьё, топор)

Индийские и тибетские ритуальные колокольчики используются для очищения и гармонизации пространства, проведения ритуалов и медитаций, в чтении мантр и целительстве звуком. Возникающие благодаря их звучанию вибрации благотворно воздействуют на состояние человека, естественным образом обращая его внимание к центру своего существа, изначальному звуку своей истинной природы, настройке на вибрации высшего «Я». Согласно индуистской философии звук колокольчика символизирует Нада-Браму, или Звук зерна творения, исходящего из Брахмы, высшего божества, создающего мир. В буддийской традиции колокольчик символизирует творящий формы звук пустоты, распространяющийся во всех направлениях, творя бесчисленные пустотные формы явленного мира. При этом внутренняя полость, или зев, колокольчика - пустота, а язычок - формы. Практически во всех культурах, в том числе и на Руси, колокол всегда считался инструментом, призванным настроить сознание человека на высшие вибрации и обратиться к своей душе, своей сути, к Богу.


В Индии, Непале, Тибете и других восточных странах колокольчики широко используются при проведении различных ритуалов, пудж и церемоний. Использование колокольчиков в медитациях очень эффективно способствует очищению ума от неуправляемых потоков беспокоящих мыслей и эмоций, облегчает обнаружение внутри себя безграничного, распахнутого пространства тишины и чистоты, пространства глубинной творческой реализации нашей изначальной природы.

Не для кого ни секрет, что звуковые вибрации оказывают большое влияние на энергетическое состояние человека, благотворно или негативно воздействуя на его психику и, как следствие, на общее состояние организма.

Например, многие звуки, окружающие нас в повседневной жизни, кажутся нам раздражающими

Постоянное пребывание в атмосфере таких звуков разрушает гармонию тонких структур нашего тела и психики, что приводит к хроническому стрессу и быстрой усталости, «изнашиванию» нашей энергетики.

Звуки же, издаваемые такими инструментами как колокольчики, караталы или поющие чаши в значительной мере гармонизируют состояние нашего тела и ума, способствуют выравниванию и исцелению наших тонких энергетических структур. Всё это позволяет целителям широко использовать эти инструменты в своей работе. Звук правильно выбранного колокольчика обязательно должен быть чистым, низким или высоким, в зависимости от ваших ощущений того, что вам необходимо.

Звук непосредственно зависит от размера колокольчика и материала, из которого он изготовлен

Тибетские колокольчики (или «Гханта» по-тибетски) часто можно встретить в комплекте с Ваджрой (или Дордже). Особенность этих колокольчиков в том, что они являются в союзе с Ваджрой, одним из самых главных символов в тибетском буддизме, или Ваджраяне, Алмазной колеснице.

Колокольчик является выражением качества интуитивной мудрости и пустотности проявления и обозначает женский космический принцип бытия, в то время как Ваджра (в переводе «алмаз», «нерушимый», «то, что неизменно»), символизирует мужской космический принцип сознания, а также искусные методы, с помощью которых существа постигают мудрость.

Во время ритуалов колокольчик и ваджру часто используют вместе, при этом колокольчик держат левой рукой, а ваджр - правой, что означает единство мужского (метода искусных средств) и женского (мудрости, пустотности), совершенство пробуждённого состояния, свободного от двойственностей и разделений.

Символизм Ваджры и колокольчика очень глубок и есть несколько уровней описания этого сочетания. В центре Ваджры располагается шар, символизирующей изначальную природу Бытия, пребывающую также в каждом из нас, она же и является источником всех проявлений. Вниз от этого круга исходят лепестки, представляющие наши эмоциональные омрачения, эгоизм или «яды ума». Лепестки, исходящие вверх, - это виды изначальной мудрости, также потенциально присутствующие в нас.

Возможность преобразования пяти ядов ума в пять мудростей на благо всех существ и является основной целью Учения Ваджраяны.