История палестины. Карта палестины и израиля Современная палестина

Формирование нового государства предусматривается на территории Западного берега реки Иордан (или его части, в том числе на территории Восточного Иерусалима) и сектора Газа. Провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета - высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины (ООП).

Почти на всей территории страны субтропический климат распространяется на всю небольшую территорию автономии, хотя кое-где встречаются участки с тропическим сухим и умеренным типом климата.

Средние температуры января от -6 до +18°С, июля - от +24 до +30°С. Осадков выпадает от 100 до 800 мм в год, преимущественно зимой (с ноября по март). Наибольшее количество осадков выпадает обычно в декабре-феврале.

Лето длинное (с апреля по октябрь), жаркое и сухое. Температура воды Мертвого моря колеблется от +19°С в феврале до +31°С в августе. Средняя температура воздуха осенью и весной +27°С, зимой +20°С, а летом превышает +35°С.

История

"Земля без народа для народа без земли". Оторвать народ от земли его отцов и дедов, лишить крова и разбросать по всему свету И ни для кого не секрет, что этот брошенный сионистами лозунг был лишь прикрытием для исполнения колонизаторских замыслов, средствами реализации которых стали запугивания и убийства, а цель которых заключалась в увековечении господства Севера над Югом.

Археологические раскопки, проводимые у подножия горы Кафара, что южнее Назарета, и у подножия Рамля, что недалеко от Тивериады, свидетельствуют о том, что уже в 7500 г. до н.э. и 3100 г. до н.э. в Палестине имели место простые формы социальной организации. Важнейшим событием того периода было основание города Иерихона, который историки считают самым древним городом на земле. Остатки городища были обнаружены неподалеку от местечка Айн Султан. В конце IV тыс. до н.э. жители этого района были знакомы с медью и использовали ее в своих ремеслах. Поэтому историки назвали этот период медно-каменной эпохой.

Первые значительные переселения в Палестину датируются началом III тыс. до н.э. Это переселение ханаанян, которых затем стали называть по местности, где они оседали. Через некоторое время возникло три языка: ханаанский, арамейский (язык Иисуса Христа – да пребудет мир с ним) и арабский. Палестина продолжала называться землей Ханаана вплоть до 1200 г. до н.э., т.е. до нашествия критских племен. В III тыс. до н.э. из местечка Ор в Ираке в Палестину переселился Авраам (да пребудет мир с ним). Там он родил Исхака, отца Якуба, которого звали также Израиль, и к которому относят себя израильтяне.

В тот период Палестина была частью Египетской империи. Между Египтом и Палестиной велась активная торговля, о чем свидетельствуют надписи Тель-Амарина, обнаруженные в Верхнем Египте.

Палестина была свидетелем нескольких нашествий, совершенных критскими племенами, которые затем обосновались на побережье в районе Яффы и Газы. Этот район получил название Палестины по имени критского племени, захватившего эти места и смешавшегося с ханаанами - коренными жителями этих мест. Со временем Палестиной стали называть все прибрежные и внутренние земли, на которых проживали ханаане, которые возобладали так, что все население стало состоять из арабов-ханаанян.

После смерти Сулеймана - сына Дауда (Давида) в 935 г. до н.э. царство распалось. В Иерусалиме возникла Иудея, а в Самарии - Израильское Царство. Между этими двумя царствами возникали постоянные противоречия и войны, и каждое из них обращалось за помощью к египетским фараонам или ассирийским царям за помощью против другого. Все это способствовало ослаблению каждого из Царств, государственная власть теряла контроль над массами, происходили постоянные волнения, вследствие чего Царства эти просуществовали не более тридцати лет.

В 920 г. до н.э. египетский фараон Шишанк захватил Иудею, после чего она стала подчиняться египетскому государству. В 721 г. до н.э. ассирийцы захватили Израильское и Иудейское царства и обложили их данью. Израильское государство попыталось взбунтоваться, но мятеж был подавлен, и большинство жителей уведено в плен в Ирак. В 597 г. до н.э. халдейский царь Навуходоносор предпринял поход в Палестину и захватил Иерусалим - столицу Иудеи, и создал там новое царство, а бывшего иудейского царя, его свиту и полководцев отправил пленниками в Ирак. В 586 г. оставшееся в Иудее еврейское население подняло мятеж против владычества Вавилона в Палестине. Тогда Навуходоносор опять возвратился в Палестину, но на этот раз он разрушил Иерусалим, и Палестина снова стала арабской ханаанской, подчиняющейся Ираку. После этого в Палестину стали прибывать арабские переселенцы из Сирии и Аравийского п-ва.

Нападения ассирийцев и халдеев имели своим результатом исчезновение еврейского государства в Палестине после того как оно просуществовало четыре века с 1000 по 586 гг. до н.э., став местом постоянных волнений, войн и раздоров.

Этот период считается одним из самых важных в истории Палестины, поскольку евреи ссылаются на него, когда обосновывают свое право на возвращение в Палестину, которую они прозвали "землей обетованной" согласно учению евреев, оказавшихся в Вавилоне, и которые трактовали свои религиозные книги под влиянием тоски по земле, на которой они жили, и тем самым допустили смешение ее с религиозными учениями. Что же касается остальных евреев, таких как евреев Самарии, евреев Хиджаза, Йемена и т.н. фалашей, то они ничего на знали об этих талмудических легендах, в которых личное смешивается с религиозным, а субъективное - с объективным.

В 539 г. до н.э. произошло персидское вторжение в Палестину. До этого персы уже захватили Вавилон. После этого Палестина оставалась под персидским владычеством целых два века. Как раз в это время в Иерусалим возвратились остатки иудейских племен из тех, что уцелели в Вавилоне.

Победа Александра Македонского над персами стала важнейшим событием IV века до н.э. В 332 г. до н.э. Александр захватил Сирию, Газу и Иерусалим, включив их в свою империю. После его смерти империя распалась, и Палестина попала под управление Антиоха, которому нанесли поражение Птолемеи в Газе в 321 г. до н.э. С тех пор вплоть до 198 г. н.э. Палестина находилась под управлением Антиоха Ш, обосновавшегося в Сирии.

Это период характеризовался постоянными войнами, которые вели различные государства, существовавшие на территории Палестины, такие как макабское, арабское и набатейское со столицей в Петре. Такое положение сохранялось вплоть до 90 г.н.э., пока эта территория не попала вод власть Рима.

После оккупации Палестины римлянами, она стала одной из римских провинций, затем отошла к Византии. В середине VII века н.э. Палестина была завоевана мусульманами и стала частью Арабского халифата.

В период римского господства Палестина стала свидетелем рождения Иисуса Христа сына Марии, который был послан сынам израилевым вместе с другими пророками. Однако евреи оклеветали его перед римским наместником (случилось это в 37 г.) и обвинили его в безверии. Затем последовало распятие, которое с различными подробностями описывается в мусульманской и христианской традициях.

Последней попыткой создания еврейского государства в Палестине стало восстание, поднятое в 135 г. одним раввином. Это восстание было подавлено римским наместником Адрианом, который занял Иудею и разрушил Иерусалим. На этом месте он построил новый город, куда евреям был вход запрещен. После этого восстания еврей больше не пытались устраивать какие-либо волнения в Палестине вплоть до наступления ХХ столетия, в середине которого было создано еврейское государство, т.е. спустя более двух тысячелетий после его разрушения в 586 г. Навуходоносором.

В 633 г. прововерный халиф Абу Бакр отправил в Сирию несколько армий под командованием Омра Бен Аса, Язида Бен Абу Суфьяна, Шархубейля Бен Хасана, Абу Убейды Бен Джираха. В 634 г. Язид нанес римлянам поражение в Вади Араба, расположенное к югу от Мертвого моря, и преследовал их до Газы.

В том же году Омр Бен Ас одержал над римлянами большую победу в битве при Аджнадине, завоевав Фахл, Бисан, Аллуд и Яффу. И когда Теодор, брат римского императора Геркулеса, стал во главе римской армии, халиф Абу Бакр приказал своему полководцу Халеду Бен Валиду двинуться с войском из Ирака в Палестину.

После смерти правоверного халифа Абу Бакра во главе халифата стал Омар Бен Хаттаб. Он приказал мусульманам, находившимся в Палестине, продолжать воевать с римлянами вплоть до полного завоевания этих территорий. Он приказал Халеду Бен Валиду объединить все мусульманские силы в одно войско. Битва при Ярмуке, где мусульманское войско одержало решительную победу, стала поворотным пунктом в истории Палестине, поскольку этой битвой завершилось изгнание оттуда римлян.

Патриарх Сафроний выдвинул условие, что Иерусалим будет сдан лично Омару Бен Хаттабу (в то время Иерусалим назывался Илия). Халиф Омар прибыл в Палестину и написал указ, согласно которому христианам гарантировалась сохранность церквей крестов, но при этом запрещалось проживать в Священном городе евреям. С тех пор на территорию Палестины стали стекаться арабские племена из Сирии, Хиджаза, Неджда, Йемена. Вскоре большинство населения Палестины стало мусульманским, а господствующим языком - арабский.

В омейядский период Палестина была под властью Дамаска, где тогда правил Сулейман Бен Абдель Малик. К числу самых значительных памятников, построенных в тот период, относится здание Куббат ас-Сахра (построено Абдель Маликом Бен Мерваном в том месте, откуда Пророк вознесся на небо во время своего чудесного путешествия) и мечеть Аль-Акса, достроенная Валидом Бен Абдель Маликом и сохранившаяся до настоящего времени. Следует упомянуть также Белую мечеть и знаменитый дворец, построенные Сулейманом Бен Абдель Маликом в городе Рамле.

После исчезновения Омейдского халифата Палестина перешла под управление аббасидского государства. Палестину посещали халиф Мамун и его сын Махди. Период господства Аббасидов отмечен усилением процесса арабизации Палестины, поскольку происходило смешение пришедших арабов и коренных жителей. В третьем веке хиджры в результате ослабления аббасидского государства большая часть Палестины, а также Ливан, Сирия и Египет попали под власть тулунидов.

IV век хиджры историки считают веком политических волнений. В этот период отмечены нападения на сирийские земли корсаров, пришедших из прибрежных районов Персидского залива, и захвативших Палестину, учинив там полное разрушение. После этого Палестиной правили династии Ахшидидов, Салиджикидов, Фатимидов. Поэтому этот век по праву считается веком анархии.

Иноземное владычество вновь вернулось в Палестину в конце ХI века. В тот период Европа переживала огромные политические, экономические и социальные проблемы. Усугублялась бедность, не хватало ресурсов, росла численность населения, усилились противоречия между королями и феодалами, между королями и Папой. Поэтому поход на Восток представлялся удобным выходом из создавшегося положения. Моральная мобилизация началась проповедью Папы Урбана Второго в 1095 г., в которой он призвал массы освободить гроб Господень от мусульман и очистить от них Иерусалим.

Первые походы, которые продолжались потом около двух веков и которые получили известность как крестовые походы, возглавил Петр-отшельник. Он захватил Рамлю, разрушил Яффу и сорокатысячным войском осадил Иерусалим. После месячной осады небольшой египетский гарнизон сдался. В 1099 г. крестоносцы вошли в Иерусалим, уничтожив при этом по большинству оценок около семидесяти тысяч из числа арабского населения города.

Крестоносцы объявили о создании Латинского королевства в Иерусалиме, а их власть простиралась до Аскалана, Бисана, Наблуса, Акки. Они также утвердились в Тивериаде.

После ожесточенных боев с гарнизонами крестоносцев мусульманский полководец Нуреддин Занки сумел вернуть некоторые города и княжества. Его успех закрепил Саладин Аль-Айюби. После знаменитого сражения при Хаттайне он возвратил Иерусалим в 1187 г.

В период правления мамлюков Сейфуддин Катаз и Захир Бейбарс сумели отразить монгольское нашествие победой в битве под Джалутом (недалеко от Назарета) в 1259 г. Эта битва стала одной из самых ярких побед мусульманского воинства.

В 1516 г. турки-османы разбили мамлюков в битве при Мардж Дабике, что недалеко от Алеппо, и вошли в Палестину, которая с тех пор на четыре века попала под османское владычество.

Захватить Палестину пытался также Наполеон (после захвата Египта). Однако под стенами Акки он потерпел неудачу, и был отброшен от города в результате мужественного сопротивления местного гарнизона, во главе которого стоял Ахмед-паша.

В 1838 г. наместник турецкого паши в Египте Мухаммед Али пытался расширить свои владения за счет сирийских земель. Его сын Ибрагим смог взять Эль-Ариш, Газу, Яффу, а впоследствии Наблус и Иерусалим. Однако в Наблусе и Халиле поднялись народные восстания, причиной которых стало жестокое обращение Ибрагим-паши с местным населением и непомерные налоги. Вследствие народных волнений власть Мухаммеда Али в Палестине продержалась менее десяти лет, после которых Палестина опять вернулась под османское владычество.

После того, как англичане под командованием генерала Алленби разгромили Турцию, их войска вошли в Палестину в 1917 г. И с этого года Палестина стала английской подмандатной территорией вплоть до 1948 г., когда англичане ушли из Палестины, расчистив место евреям для создания ими собственного государства, получившего название Израиль. При содействии Англии и Америки сионистские банды сумели нанести поражение арабам в войне 1948 г. и объявили о создании государства "Израиль" после его отсутствия на палестинской земле, длившегося более двух тысяч лет.

Британия направила в Палестину Королевскую комиссию, задача которой заключалась в том, чтобы установить причины волнений и предложить меры по выполнению условий мандата. Комиссия представила доклад, из которого следовало, что причина арабского восстания заключается в том, что палестинцы желают получить независимость и отвергают создание еврейского национального очага в Палестине. Комиссия рекомендовала прекратить мандат над Палестиной на основе разделения страны и замены мандата системой соглашений подобно тому, как это было сделано в Ираке и Сирии, а также создать два государства: одно арабское, включающее восточную часть Иордании и арабскую часть Палестины, которую определила комиссия, а второе - еврейское на той части Палестины, которую должна определить Комиссия. При этом указывалось, что оба соглашения должны содержать строгие гарантии безопасности меньшинств в обоих государствах. Оба соглашения сопровождались также приложениями о создании сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил, и о сохранении инфраструктуры: дорог, портов, нефтепроводов.

Комиссия предлагала также, чтобы за пределами обоих государств была организована третья зона, куда бы входили Иерусалим и Вифлеем. От этой зоны к морю должен вести коридор, оканчивающийся у Яффы на севере и также к городам Аллуду и Рамле. Эта зона должна была оставаться подмандатной территорией, на которую не распространялись положения Декларации Бальфура, и на которой английский язык должен был быть единственным официальным языком. Комиссия предлагала, чтобы еврейской государство выплатило арабскому государству компенсацию за потерю земли. Естественно, что арабы отвергли предложение Комиссии. Что же касается евреев, то, несмотря на то, что им предлагалось создать свое государство, они также отвергли предложения Комиссии, поскольку они расходились с положениями Декларации Бальфура, которая обещала им всю Палестину.

13 сентября 1937 г. министр иностранных дел Великобритании Иден представил Лиге наций проект раздела Палестины и предложил направить туда техническую комиссию для разработки детального плана раздела. Ввиду отказа арабов и евреев выполнение этого плана было отложено. Затем американцы и англичане активизировали свои усилия, чтобы убедить арабов согласиться с этой идеей, создав для этого в 1945 г. совместную британо-американскую комиссию по реализации проекта, опираясь также на планы Мориссона и Бевина от 1946 и 1947 гг.

Третья рекомендация, которая нас в данном случае больше всего интересует, рекомендовала разделить Палестину на арабское и еврейское государства. Границы арабского государства должны были проходить от Западной Галилеи и Горного Наблуса и прибрежной равнины, простирающейся от Асдода южнее Яффы до египетской границы, включая район Халила, Горы Иерусалима и южную часть Иордании. Площадь арабского государства должна была составлять 12 тыс. км 2 . Что же касается территории еврейского государства, то оно включало Восточную Галилею, Марджбенамир, большую часть побережья, а также районы Вирсавии и Негева. Площадь этого государства, включающего самые плодородные земли, должна была составить 14,2 тыс. км 2 . Что же касается Святых мест, то они должны были отойти под международную опеку, и специальный комитет по опеке при ООН должен был назначать управляющего неарабского и нееврейского.

На заседании ГА ООН от 23 сентября 1947 было решено передать проект на рассмотрение специальной комиссии, в которую входили бы представители всех государств-членов, а также представители от евреев и палестинцев. Палестинский представитель отверг проект, после того как показал исторические корни палестинской проблемы. В свою очередь еврейский представитель согласился с проектом, потребовав при этом включить в состав еврейского государства Западную Галилею и район Иерусалима. 29 ноября 1947 г. проект раздела был представлен на голосование и одобрен 33 голосами "за" против 13. Десять государство воздержались от голосования. 15 марта 1948 г. Великобритания объявила об окончании своего мандата на Палестину и об эвакуации своих войск в августе того же года, подтвердив при этом, что она прекращает выполнять все военные и административные функции.

В том самом году начались бедствия палестинского народа, история которых отмечена огромными жертвами и беспримерным героизмом. Несомненно и то, что история палестинского народа не закончилась и не закончится на этой катастрофе

Достопримечательности Палестины

Иерихон - древнейший город мира, расположенный на 260 метров ниже уровня моря. Город славится большим количеством исторически ценных памятников. Именно в Иерихоне было обнаружено большинство древних построек, в том числе старейшая во всем мире лестница и крепостные сооружения, насчитывающие более 7000 лет. В двух километрах от Иерихона находятся руины дворца Хишиама, построенные по приказу омейядского Халифа Ибн Абул Мелика и выполнявшие ранее роль зимнего дворца, состоявшего из покоев халифа, гвардейской казармы, мечети и бассейнов. Опустив взгляд вниз, можно рассмотреть богато украшенный мозаикой пол дворца. Помимо всего, Иерихон - это важнейшая сельскохозяйственная территория, на которой круглогодично произрастают сочные фрукты и полезные овощи.

Хеврон - один из наиболее густозаселенных древнейших городов мира, расположенный южнее от Иерусалима на высоте 1000 м выше уровня моря. Город носит арабское название Халиль Эль-Рахман, что в переводе означает "Друг Бога". Хеврон - поистине святой город, который с удовольствием посещают как евреи, так и люди христианской и мусульманской религий. Город имеет очень много старинных каменных зданий, храмов и петляющих узких улочек, где можно легко заблудиться, однако именно эти особенности Хеврона привлекают тысячи туристов со всего мира. Главной святыней Хеврона является Эль Хаарам, по форме напоминающий крепость и возведенный над пещерой Махпела. Внутри здания постоянно совершаются молитвы евреев и арабов.

Одним из красивейших побережий Мертвого моря является Хоф ХаКанэ, что в переводе означает “тростинка”. Знакомясь более подробно с южным побережьем, можно заметить, что оно изобилует источниками и зарослями тростника, однако некоторые его территории из-за большого количества воды превратились в труднопроходимые болота. Серверная часть Хоф ХаКанэ в результате стремительного осушения превратилась в пустынный и сухой участок, где спрессовавшиеся глыбы Мертвого моря сформировали причудливые, необычные формы, поражающие воображение. Туристов в Хоф ХаКанэ привлекает ходьба по целебным грязям, однако, выполняя данные процедуры, необходимо быть максимально осторожным, так как осушение спровоцировало множество подземных полостей и провалов.

Мечеть Наби Мусса, что в переводе означает "пророк Моисей" - одно из главных мест сбора паломников, славящееся роскошной средневековой Исламской архитектурой. В VI веке на месте пещеры, где проживал Иисус Христос, был построен монастырь Дейр Каранталь. Согласно Библии, именно здесь Иисус Христос провел сорок дней без воды и еды, отвергая искушения Сатаны. С горы Искушения, расположенной в 350 м выше уровня моря, открывается долина реки Иордан, и хотя маршрут к монастырю довольно труден, получаемые впечатления стоят затраченных усилий.

Кухня Палестины

Палестинская кухня является неотъемлемой частью арабской кулинарной традиции, имея при этом множество своих характерных черт. Вопреки распространенному мнению, блюда местной кухни не так остры и пряны, как принято считать. Зато повсеместно в пищу добавляются мята, разнообразная зелень и травы, лимоны во всех видах, лук, маринованные оливки, кедровые орешки и т. д. Среди закусок популярны всевозможные варианты салатов, мясных и овощных рагу, выпечка с различными начинками, соления и маринованные овощи, а также знаменитые блюда из мелко протертого гороха с зеленью - "фаляфель" и "хумус", паста "мутаббаль" из баклажанов, пряная гороховая паста "тхения", а также различная зелень.

Основой для мясных блюд служат курятина, баранина и телятина, подаваемые обычно с рисом или картофелем. Наиболее популярны своеобразные лепешки с мясом и зеленью "шаварма", тушеная баранина "мэнсаф" под соусом из кисломолочных продуктов "лабан" и с рисовым гарниром, чечевица "адас" с курицей и луком в лимонном соке, густой мясной суп с чесноком, рисом и лимонным соком "млухия", обжаренный в оливковом масле цыпленок "мусаххан" (подается с лепешкой и луковым соусом), тушеные особым образом овощи с мясом или птицей "маклюба", жареное на углях мясо "шиш кабаб", мясное ассорти "машави" и др.

Сладости, произведенные в Палестине и Иордании, считаются одними из лучших в арабском мире. Здесь и посыпанные кунжутом печенья, знаменитая "канафа" (кнафе) с сыром, пирожки "гатаеф",каек би айвех, десерт из гуавы "жавафа" ("жауафа"), отменное мороженое, различные засахаренные фрукты и сотни других видов кондитерских изделий.

Чай и кофе - традиционные напитки. В Палестине, так же как и в Турции, существует огромное количество чайных и кофейных. Палестинцы любят после работы расслабиться за чашечкой чая, к которой непременно подадут целое блюдо сладостей. После чая обычно отдыхают, курят трубку или кальян. Кофе нередко подается вообще без сахара, но зато он хорошего качества и часто в него добавляется кардамон. Традиционно к кофе предлагается стакан холодной воды (для запивания). Кофе может быть черным ("кахва арабия") или коричневым ("уасат", используются несколько менее прожаренные зерна кофе).

Ранняя история

В 3 тысячелетии до н. э. территория Палестины (Ханаан) была заселена племенами ханаанеев .

В XIII в. до н. э. в страну вторглись «народы моря» с Крита и других островов Средиземного моря, нападавшие также и на Египет и закрепившиеся в южной части Средиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора Газы.

От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим, буквально «вторгшиеся», или филистимляне.

В XI в. до н. э. древнееврейские племена основали Израильское царство, распавшееся в 930 г. до н. э. на два: Израильское царство (существовало до 722 г. до н. э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н. э.).

Античность

Впоследствии Палестина была завоёвана древнеперсидским государством , затем входила в состав эллинистических государств (в III-II вв. до н. э.).

С 63 г. до н. э. Иудея являлась римской провинцией и разделялась на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 395 г. - в составе Византии.

После поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 132 г., римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в «Сирия Палестина», чтобы навсегда стереть память о еврейском присутствии в этих местах. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею.

В 395-614 гг. Палестина была провинцией Византии.

В 614 г. Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав .

После победы над Персией в 629 г., византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим - Палестина снова стала провинцией Византии.

Период арабского владычества (638-1099)

Под властью Османской империи (1516-1917)

В 1517 г. территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-20).

В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.

В начале 1799 г. в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и . Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот.

Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (апрель 1799 г.). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон и был вынужден отступить в Египет.

В 1800 г. население Палестины не превышало 300 тысяч, 5 тысяч из которых составляли евреи (главным образом ).

Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, и . Христиане, численность которых составляла около 25 тысяч, были намного более рассеяны.

Главные места концентрации христианского населения - в Иерусалиме, и - контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все - сунниты.

В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты).

Центрально-восточный горный район, простиравшийся от на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса - к вилайету Акко.

После года боевых действий было объявлено перемирие и определены временные границы, названные « ».

Трансиордания аннексировала то, что впоследствии стали называть Западным Берегом и , а Египет получил контроль над . Арабское государство Палестина так и не было создано.

930 до н. э. держава Давида и Соломона распалась на два царства, стало называться Израиль, а — Иудея (ивр. יְהוּדָה ‎, «Еуда»). После завоевания Израильского царства (722 г. до н. э.) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось как наименование всей территории страны.

В 586 до н. э., евреи вернулись и около 520 до н. э. восстановили , а затем и независимость страны под властью династии (Хашмонаим 167 до н. э. — 37 до н. э.). Название «Иудея» сохранялось и под властью (37 до н. э. — 4 н. э.), навязанной иудеям римскими завоевателями.

В 4 г. римляне установили свое непосредственное владычество в стране, провозгласив ее римской провинцией — .

Подробности Категория: Частично признанные и непризнанные государства Азии Опубликовано 23.04.2014 09:48 Просмотров: 10417

Государство Палестина было провозглашено на внеочередной сессии Национального совета Палестины 15 ноября 1988 г. в г. Алжире.

Государство Палестина официально признано многими странами (более 100) и входит в состав Лиги Арабских Государств. Первой страной 3ападной Европы, признавшей это государство, стала Исландия в 2011 г.
Палестина имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией.
США, Израиль, Испания, Норвегия, Швеция и другие страны не признают Государство Палестина и считают, что возможностью его создании должен быть результат прямых переговоров между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА). Фактический военный контроль над значительной частью Палестины осуществляет Израиль, это касается даже той территории, где власть официально принадлежит Палестинской национальной администрации. Значительные территории на Западном берегу реки Иордан, а также Восточный Иерусалим являются предметом спора между израильтянами и палестинцами.

Почему же Израиль не признаёт Государство Палестина?
Рассмотрим позицию Израиля по этому вопросу.
Израиль считает, что у провозглашённого государства не существует определённой территории, а также действующего эффективного правительства. Палестинская национальная администрация (ПНА) во главе с Махмудом Аббасом не контролирует ни сектор Газа, который находится под властью радикального движения ХАМАС, ни Западный берег реки Иордан (около 60% его территории контролируется Израилем).
Палестинское руководство претендует на то, чтобы представлять интересы всех палестинцев. Но в то же время оно отказывается предоставлять гражданские права палестинским беженцам, в том числе живущим в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан.
Необходимым условием принятия в ООН является признание международных законов, соблюдение прав человека, стремление к миру. Израиль считает, что Палестина не отвечает ни одному этому условию. В свою очередь, руководители ПНА неоднократно заявляли о том, что их целью является создание государства, «свободного от евреев», что вызывает неприятие мировой общественности.
Россия поддерживает намерение Палестины стать государством-наблюдателем в ООН.
Таким образом, частично признанное государство Палестина на Ближнем Востоке находится в процессе создания.

Государственная символика

Флаг – происходит от флага арабских националистов времён Первой мировой войны во время Арабского восстания 1916-1918 гг. против Османской империи. Представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:2, состоящее из трёх равновеликих горизонтальных полос (сверху вниз): чёрной, белой и зелёной, с красным равнобедренным прямоугольным треугольником у древкового края.
По версии «Палестинской миссии в ФРГ», чёрный – цвет Абассидов, белый –цвет Омейядов, красный – цвет Хариджитов, завоевателей Андалусии и Хашимитов, зелёный – цвет Фатимидов и ислама. Все четыре цвета считаются пан-арабскими цветами. Флаг утверждён в 1916 г.

Герб – представляет собой изображение серебряного «орла Саладина» с чёрными крыльями, хвостом и верхней частью головы, смотрящего вправо и имеющего на груди остроконечный щиток, повторяющий рисунок флага Палестины в вертикальном положении. В лапах орел держит картуш, на котором написано название государства на арабском языке. Герб утверждён 5 января 2013 г.

Государственное устройство

Форма правления – демократическая парламентская республика.
Глава государства – президент.
Глава правительства – премьер-министр.

Столица – Рамалла.
Крупнейший город – Газа.
Официальный язык – арабский. Распространены иврит и английский.
Территория – 6020 км².

Палестинские арабы
Население – 4 394 323 чел. Основная масса населения – палестинские арабы, евреи (17% жителей Западного берега и 0,6% жителей Газы).
Религия – преобладают мусульмане (75% на Западном берегу, 98,7% в Газе). Евреи исповедуют иудаизм. 8% жителей Западного берега и 0,7% жителей Газы – христиане.
Валюта – новый израильский шекель.
Политические партии и организации . ХАМАС (Исламское движение сопротивления). Образовано в 1987 г. Ведёт мусульманскую священную войну (джихад) против Израиля, выступает за его уничтожение и создание исламского теократического государства на всей территории Палестины и Иордании, не отказывается от террористических методов. Движение ХАМАС официально выступает против любого мирного соглашения с Израилем. В 2004 г. новый глава Палестинской автономии Махмуд Аббас добился от руководства ХАМАС согласия на прекращение огня с Израилем.
В 1964г. Ахмедом Шукейри создана «Организация освобождения Палестины» (ООП), которая возглавляла движение за создание независимого арабского Палестинского государства, проводила вооруженные акции и политические выступления. В 1988 г. ООП объявила о признании резолюций ООН 1948 и 1967 и, как следствие, права Израиля на существование.
«Исламский джихад» – военная организация исламских фундаменталистов, образованная в конце 1970-х под влиянием исламской революции в Иране. Стремится к уничтожению Израиля и изгнанию евреев из Палестины. Использует террористические методы.
Существуют и другие организации и группировки (более 10).
Вооружённые силы – «полицейские силы», насчитывающие от 40 до 80 тысяч рекрутов. На их вооружении находится ограниченное число военной техники и автоматического оружия. Существуют также вооруженные формирования отдельных политических группировок.
Экономика – базировалась в основном на сельском хозяйстве, палестинцы работали в Израиле. После закрытия Израилем границ безработными в Палестине оказались более половины трудоспособного населения страны.
Сельское хозяйство : развито выращивание оливок, цитрусовых и овощей, производство мяса и других продуктов питания.
Промышленность : небольшие семейные предприятия, которые производят цемент, одежду, мыло, ремесленные изделия и сувениры (резьба по дереву и перламутровые изделия). В израильских поселениях имеются небольшие современные промышленные предприятия. Большая часть электроэнергии импортируется из Израиля.
Экспорт : оливки, цитрусовые и другие фрукты, овощи, строительный камень, цветы. Импорт : продукты питания, товары широкого потребления и строительные материалы.

Образование – школьное образование длится 12 лет: с 1 по 10 класс – основная школа; 11-12 классы – старшая школа (профильное обучение). Кроме государственных школ существуют школы UNRWA, созданные по инициативе ЮНЕСКО для беженцев на территории Палестины. Образование в этих школах даётся только в объёме основной школы; затем ученики переходят в государственные школы. Преобладают раздельные школы для мальчиков и для девочек, но есть и смешанные школы. В стране действуют университеты, колледжи, институты и профессиональные училища.

Природа

Западный берег Иордана представляет собой в основном сильно пересеченное плоскогорье. Наиболее низкая точка – поверхность Мертвого моря (–408 м), наиболее высокая – гора Таль-Асур (1022 м). Полоса Газа – ровная или холмистая прибрежная равнина, покрытая песками и дюнами.
Реки Палестины не судоходны. Река Иордан течёт с севера на юг и впадает в соленое Мертвое море. Она многократно упоминается в Библии. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос. Христиане относятся к Иордану как к священной реке; с византийской эпохи существует убеждение, что вода Иордана исцеляет болезни.

Река Иордан в месте описанных событий
Небольшие реки и ручьи пересыхают в сухое время года. В стране нехватка питьевой воды.
Климат средиземноморский, он зависит от высоты расположения местности над уровнем моря. Лето сухое, тёплое или жаркое, часто из пустыни дует жаркий иссушающий ветер хамсин. Зима мягкая или прохладная.
Флора : вечнозелёный дуб, терпентинное дерево, маслина, фисташка, можжевельник, лавр, земляничное дерево, иерусалимская сосна, платан, иудино дерево, в горах – таворский дуб и сикомор (библейская смоковница).

Иерусалимская (алепская) сосна
Фауна Палестины бедна. Крупные млекопитающие почти истреблены. Встречаются лисы, дикобразы, ежи, зайцы, кабаны, змеи, черепахи и ящерицы. Насчитывается около 400 видов птиц, в том числе грифы, пеликаны, аисты, совы.

Культура

Современная литература арабской Палестины: выдающийся палестинский поэт, лауреат международной литературной премии «Лотос» Махмуд Дервиш (цикл стихов «Песни моей маленькой родины», поэма «Стихи при отблеске выстрела»), поэты Самих аль-Касем, Муин Бсису.

Писатели и поэты старшего поколения – Абу Салма, Тауфик Зайяд, Эмиль Хабиби. Произведения палестинских писателей изданы в Ливане, Египте, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в России.

Исмаил Шаммут
Развивается изобразительное искусство, особенно живопись и графика. Наиболее известные палестинские художники: Исмаил Шаммут (картины «Добрая земля», «Женщины из Палестины»), Тамам аль-Акхаль, Тау-фик Абдуляль, Абдедь Муты Абу Зейда, Самир Салама (полотна «Лагерь палестинских беженцев», «Мир и война», «Сопротивление народа»). Художника Ибрагима Ганема называют «художником палестинской деревни». В своих картинах он показывает привычный повседневный труд крестьян-феллахов, их обычаи и обряды, красочные костюмы и танцы, наполненные солнечным светом пейзажи палестинских деревень. Это глубокое ощущение своей родной земли и обычаев её народа живописец тонко передаёт в композициях «Танцы на деревенской площади», «Жатва», «Сельский пейзаж». Столь же искренне и проникновенно показаны жизнь и труд крестьян и горожан в полотнах художников Джумарани аль-Хусейни («Сезон сбора оливок»), Лейлы аш-Шавва («Деревенские женщины»), Ибрагима Хазима («Девочки»).

И. Шаммут «Женское лицо Палестины»
Молодые палестинские кинематографисты создали ряд кинофильмов: «Хроника исчезновения» и «Божественное вмешательство» (режиссёр Илия Селейман, 2002), «Вторжение» (режиссёр Низар Хасан), «Хроника осады» (режиссёр Самир Абдул-ла, работающий во Франции) и др.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Палестине

Святой Верте́п (Вифлеем)

Святая Пещера Рождества

Величайшая христианская святыня, пещера в скале, где родился Иисус Христос от Девы Марии.
В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, вделанной в пол и когда-то позолоченной и украшенной драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 – армянам и 4 – католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы.

Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос.

Базилика Рождества Христова

Христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.
Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого.

С тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI-VII вв. – это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

Другие достопримечательности Палестины

В Палестине очень много мест, связанных с христианством.

Храм Гроба Господня

Храм стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Иерусалимскому патриархату, комплекс административных зданий которого непосредственно примыкает к юго-западной стороне Храма.
Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста.

Иерихон

Современный Иерихон
Город в Палестине, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон. Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан.
Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии.
К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения, гора Каранталь), где Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Сейчас на этом месте расположен православный Монастырь Искушения.

Монастырь Искушения

В Иерихоне, согласно местному преданию, сохранилось дерево Закхея. Упоминаемая в Евангелии смоковница находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому обществу.

Древний город Хеврон и его окрестности

Хеврон – один из древнейших городов мира, находится в исторической области Иудея, почитается в иудаизме вторым по святости городом после Иерусалима. Самое известное историческое место в Хевроне – это Пещера Патриархов (Пещера Махпела), которая является святыней для иудеев, христиан и мусульман. Буквально в переводе с иврита название звучит как «Двойная пещера». В склепе, согласно Библии, похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Согласно еврейской традиции, здесь также покоятся тела Адама и Евы.
В иудаизме пещера почитается как второе по святости место (после Храмовой горы), также почитается христианами и мусульманами.

Гора Гризим

Вместе с горою Гевал, Гризим была назначена Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании, и здесь шесть колен Израиля: Симеоново, Левиино, Иудово, Иссахарово и Вениаминово должны были произносить благословение на исполнителей Закона. Здесь по приказанию Моисея был устроен израильтянами жертвенник из цельных камней, на которых были высечены 10 заповедей Господних.

Кумран

Это местность на Западном берегу реки Иордан. Поселение было разрушено римлянами в 68 г. н.э. или вскоре после него. Поселение, как и вся местность, стала известна благодаря расположенному недалеко от него тайнику со свитками в пещерах отвесных скал и ниже, в мергелевых уступах. С момента открытия в 1947 г. и до 1956 г. были найдены около 900 свитков, в основном написанные на пергаменте, но также и на папирусе. Были проведены обширные раскопки. Были найдены сосуды, еврейские ритуальные ванны и кладбища.
Одни учёные считают, что здесь размещалась община еврейской секты ессеев, другие предполагают существование здесь нерелигиозных общин.

Кумранские рукописи (Свитки Мёртвого моря)

В настоящее время все кумранские свитки опубликованы. Хранятся они в Храме Книги в Иерусалиме. Но существует мнение, что далеко не все свитки Мёртвого моря попали в руки к учёным. Особый интерес вызывает связь между кумранскими рукописями и ранним христианством: оказалось, что созданные за несколько десятилетий до Рождества Христова свитки Мёртвого моря содержат многие христианские идеи.

Город Наблус (в античности Флавия Неаполис)

Современный Наблус
Город известен с библейских времён. В 400 году до н. э. он превратился в культурный центр и священный город самаритян. Захвачен римлянами в начале нашей эры и переименован ими в честь императора Веспасиана в Флавия Неаполис, это название в арабском было искажено в Наблус. В городе сохранились руины древнего храма гиксосов. Интересны церковь Св. Анны и Сидонские гробницы.
В настоящее время в городе проживает около 130 000 человек, в основном палестинцы. Большинство верующих – мусульмане. Около 350 самаритян проживают в отдельном районе на горе Гризим.

История

Древнейшая история

Первыми людьми на территории Палестины были эректусы (жили на берегу реки Иордан ещё в 750 тыс. до н. э. и уже умели добывать огонь). Во времена среднего палеолита здесь жили неандертальцы. Около 9 тысяч лет назад здесь был построен Иерихон.

Ханаан (Финикия)

В библейские времена это была страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. В настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.
Возник в IV тыс. до н.э. Ханаанский период продолжается 2 тыс. лет до вторжения протоеврейских племён. Согласно Библии, древнееврейские племена под предводительством Иисуса Навина вторглись на территорию Ханаана с востока, и первой их жертвой становится Иерихон. Они захватили большую часть территории Ханаана, осилить их филистимляне (палестинцы) смогли лишь в царствование царей Давида и Соломона.

Римский и византийский периоды

Римский период начинается в 66 до н. э., когда Помпей присоединяет Палестину в числе прочих территорий Восточного Средиземноморья. Первоначально местная иудейская элита приветствовала новых властителей, считая, что далекие римляне не будут вмешиваться во внутренние дела их страны. Однако римляне вскоре привели к власти более лояльную себе идумейскую династию, самым известным представителем которой стал царь Ирод Великий.
В 395 г. Палестина стала провинцией Византии. К этому времени среди местного населения сформировалась сильная христианская община, известная как Иерусалимская православная церковь. Затем в 614 г. Палестина была присоединена к Персии, церкви были разорены, а Животворящий Крест увезён в Иран. После победы над Персией в 629 г. Палестина снова стала провинцией Византии.

Арабский период

Он длился с 634 г. В X в. контроль над Палестиной переходит египетской династии Тулунидов, которых сменяют турки-сельджуки, а с 1098 г. вновь египетские Фатимиды.

Крестоносцы

В 1099 г. европейские крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, было учреждено Иерусалимское королевство. Власть королевства распространялась также и на Ливан, и на приморскую Сирию. В этот период в Палестине строятся многочисленные замки в Газе, Яффе, Акре, Арсуре, Цфате и Цезарии). Королевство пало в 1291 г.

Османская империя

В 1517 г. территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.
Христиане и иудеи, согласно мусульманским законам, имели статус «зимми» (пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги. В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы.
В 1800 г. население Палестины не превышало 300 тысяч. Главные места концентрации христианского населения - в Иерусалиме, Назарете и Вифлиеме – контролировались православной и католической церквями. Евреи в основном были сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все – сунниты.

Сионизм

Среди евреев всегда было распространено сильное желание возвратиться к Сиону и в Палестину. Начиная с XII в. преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 г. этот поток пополнился евреями, изгнанными из Испании, они основали еврейскую общину Цфата.
Первая большая волна современной еврейской иммиграции, известная как Первая алия, началась в 1881 г.

Основателем политического сионизма (движения, ставившее своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене) считается Теодор Герцль, журналист, писатель, доктор юриспруденции.

Британский мандат

Вторая алия (1904-1914 гг.) началась после Кишинёвского погрома. Около 40 тысяч евреев поселилось в Палестине.
Во время Первой мировой войны был сформирован «Еврейский легион», который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины. В ноябре 1917 г. был создан документ, в котором декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа».
1919-1923 гг. – Третья алия: в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Начала развиваться экономика. Арабское сопротивление привело в 1920 г. к Палестинским бунтам и формированию новой еврейской военной организации «Хаганы».
В 1922 г. Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома». В то время страну населяли в основном арабы-мусульмане, но самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.
В 1924-1929 гг. - Четвёртая алия. В Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Подъём нацистской идеологии в 1930-х гг. в Германии привёл к Пятой алие, четверть миллиона евреев спасались от Гитлера. Этот наплыв закончился Арабским восстанием 1936-1939 гг. и изданием Британией «Белой книги» в 1939 г., которая фактически прекратила иммиграцию евреев в Палестину. Страны мира отказывались принимать евреев, спасавшихся от Холокоста. Вместе с запретом Великобритании на переселение в Палестину это фактически означало смерть для миллионов. Для обхода запрета на иммиграцию в Палестину была создана тайная организация «Моссад ле-Алия Бет», которая помогала евреям нелегально добраться до Палестины и спастись от гибели.
По окончании Второй мировой войны еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 г.

После создания Израиля

В конце 1947 г. согласно решению ООН британскую Палестину было принято разделить на арабскую и еврейскую часть с предоставлением особого статуса району Иерусалима под управлением ООН. Но арабы не согласились с созданием Государства Израиль на территории, которую они считали своей. Начался затяжной арабо-израильский конфликт.
В результате первой арабо-израильской войны территория Палестины оказалась разделена между Израилем, Египтом и Трансиорданией.

Арабские активисты почти сразу перешли к террористическим атакам против Израиля. Арабов поддерживали международные организации и страны социалистического лагеря. В 1967 г. в результате Шестидневной войны большая часть территории британской Палестины оказалась под контролем Израиля.
В 1994 г. была создана Палестинская национальная администрация (ПНА) во главе с Ясером Арафатом. Столицей ПНА стал город Рамалла.

Ицхак Рабин, Билл Клинтон и Ясир Арафат на подписании Соглашений Осло, 13 сентября 1993 г., Вашингтон
В 2005 г. Израиль в ходе реализации «Плана одностороннего размежевания» эвакуировал все еврейские поселения и вывел свои войска из сектора Газа.
Государство Палестина официально признано 134 государствами-членами ООН и входит в состав Лиги Арабских Государств, но не имеет статуса полноправного члена ООН, поскольку не признано тремя государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН: США, Великобританией и Францией, а также большинством стран Евросоюза, Японией и некоторыми другими.

На эти вопросы отвечает президент Института Ближнего Востока Евгений Янович
Сатановский*
- На самом деле Палестина - понятие не только географическое, но и
филологическое. Это - провинция Римской империи, названная так, насколько
помнится, во времена императора Адриана по имени филистимлян*, выходцев с
греческих островов, за тысячу с лишним лет до его эпохи завоевавших
побережье в районе Газы, Ашкелона, Ашдода, чтобы стереть историческую
память об Израиле и Иудее. После подавления восстания Бар-Кохбы римляне
постарались очистить эту территорию от мятежных евреев и заселить ее
римскими колонистами. Но евреи продолжали жить во многих местах (Иерусалиме,
Хайфе, Цфате) фактически до начала распространения сионизма и массовой алии
новейшего времени. Многие из потомков тех евреев, которые никогда оттуда не
уходили, были обращены в христианство или в ислам.
Утверждение о том, что Палестину испокон веков населяют арабы, вызывает
недоумение.
В Палестине, помимо еврейских племен, селились выходцы из Индии,
> Сирии, Двуречья, Египта. Во времена Оттоманской империи поселились черкесы.
> Существовали две-три деревни алавитов. Друзы живут в Ливане, Сирии и
> Северном Израиле. Но современное государство на этой территории было
> образовано одно - Государство Израиль.**
> Никаких других государств на этой территории в историческое время не было,
> кроме государств еврейских, а на их развалинах "по наследству" несколько
> столетий существовали государства крестоносцев. Остальное время это была
> провинция: египетских фараонов, римских цезарей, турецких султанов,
> британской короны. Палестины же как государства со столицей и правящей
> династией не существовало никогда. И в этом один из корней того, почему
> палестинское государство не возникло и сегодня, хотя последние десятилетия
> весь мир занят его созданием.
> Ситуацию на Ближнем Востоке можно назвать и "мирным процессом", и
> капитуляцией Израиля - в зависимости от подхода. На протяжении десятков лет
> ею занимается международное сообщество - несколько тысяч дипломатов,
> политиков, чиновников, журналистов, ООН, международные организации, фонды,
> МИДы и Госдепартамент США. Ситуация загнана ими в абсолютный тупик. Сегодня
> на наших глазах рассыпается, как все пирамиды, построенные на песке,
> концепция о двух государствах для двух народов на одной небольшой
> территории. Рассыпается потому, что не каждый народ может построить
> собственное государство. Иначе в мире существовало бы столько же тысяч
> государств, сколько существует народов.
> Несмотря на беспрецедентную помощь в несколько десятков миллиардов долларов,
> вложенных за 60 лет в строительство Палестинского государства, оно там так и
> не возникло. Вопрос о том, какой именно род: Нашашиби или Хуссейни, Ашрауи или Аль Хинди
> - кто из палестинских "нобилей" возглавит Палестину - вопрос смертельной
> борьбы кланов. Такой же, как в Италии времен Монтекки и Капулетти.
> Невозможно было понять до Гарибальди, кто будет править единой Италией, а до
> Бисмарка - единой Германией, этими "лоскутными одеялами" Европы. Так и
> сейчас невозможно понять, кто станет главным на палестинской политической
> сцене, где будет располагаться палестинская столица. В Иерусалиме, как того
> требует "мировое сообщество", или в иерусалимском пригороде Абу Дис? Кто
> будет править Палестиной? Джибриль Раджуб, родовой удел которого Иерихон?
> Мохаммед Дахлан, отступивший на Западный берег Иордана, потеряв власть в
> Газе? Кто-то из "сильных людей" Наблуса, Вифлеема или Рамаллы? Неизвестно.
> Гражданская война в Палестине - следствие того, что там нет ни признанного
> центра, ни единого лидера.
> Сегодня Палестина - это ряд городов и деревень, племен и оседлого населения
> с разным этническим происхождением. Некоторые из них восходят к евреям и
> самаритянам. Другие - к греко-римским поселенцам. Очень немного настоящих
> арабов, в частности, две большие семьи, оставшиеся в Газе, когда основная
> часть арабской армии пошла на Миср - Египет. Они неохотно женятся даже на
> своих соседях, помня, что они-то и есть арабы - в отличие от всех остальных.
> Мы знаем потомков армян и тех, кто ведет родословную от греков, индийцев,
> туркменов, курдов, цыган и выходцев из Грузии. Знаем потомков освобожденных
> англичанами суданских рабов. Такая "гремучая смесь" характерна для всего
> Ближнего Востока, построенного на больших семьях и племенах, в Европе давно
> ушедших в прошлое. В Палестине такого еще не произошло. Это не вина, и не
> беда - это этап исторического развития.
> Палестинцы - самый образованный народ в мире с почти поголовным средним
> образованием. Высок и процент населения с образованием высшим, полученным в
> Европе, России, США, Канаде, Австралии за счет ООН и национальных грантов.
> Палестинские преподаватели, за исключением небольшого числа образовательных
> учреждений исламского типа, строят образование на светских моделях.
> КОРР.: И это касается живущих в Газе?
> Е.С.: - Разумеется. Там достаточное количество бесплатных школ с высоким для
> Арабского Востока уровнем преподавания. Деньги выделяет ООН. Палестинцы
> создали хорошую систему школьного и университетского образования. Евреи это
> для себя сделали за собственный счет, палестинцы - за счет других. Так что
> рассуждения о том, как они "страдают от израильской оккупации", не слишком
> совпадают с действительностью. Газа застроена приличными домами, почему и не
> показывают ее вид с моря. "Блокада и оккупация" выглядят не вполне так, как
> хотелось бы палестинцам.
> Распад Британской империи породил палестинских беженцев, выведя их в
> окружающий мир. Если бы этого не произошло, никаких палестинцев мир бы
> сегодня не знал. Они были бы одной из периферийных групп арабского мира.
> Существовала бы Палестина, поделенная между Сирией, Египтом и, может быть,
> Саудовской Аравией. И вряд ли участь палестинцев была бы более счастливой,
> чем голодающих египетских феллахов. "Израильская оккупация" оказалась для
> палестинцев самой мягкой и либеральной из всех, которые они знали. Ее нельзя
> сравнивать ни с египетской, ни с иорданской.
> Почему палестинцы превратились в ударный отряд исламского мира, действующий
> против Израиля? А это была единственная роль, в которой их видели в Дамаске,
> Багдаде, Каире и Эр-Рияде. Почему они стали "евреями арабского мира"?
> В значительной мере это связано с двумя факторами. Образованные палестинцы -
> врачи, учителя, инженеры, техники, преподаватели университетов - живут в
> арабском мире как чужаки, нелояльные к местным властям. Им припоминают
> попытку свергнуть в 1970-м короля Хусейна в Иордании, закончившуюся резней
> "Черного сентября"; гражданскую войну в Ливане, инициированную Арафатом в
> 1975-76 годах, которую остановила только Сирия в 1990-м; трагедию Кувейта,
> который палестинцы в том же 1990-м сдали Саддаму Хусейну, после чего сотни
> тысяч их были изгнаны из всех стран Аравийского полуострова. Палестинская
> диаспора доказала свою нелояльность всему арабскому миру. Не случайно
> сегодня ХАМАС поддерживается Исламской Республикой Иран. Парадоксальная
> ситуация: суннитская религиозная группировка в Газе опирается на шиитское
> государство. В поисках политического прикрытия и спонсоров ХАМАС умудрился
> поссориться даже со своим естественным союзником - Саудовской Аравией,
> нарушив перемирие с ФАТХом Абу Мазена, заключенное под патронажем
> саудовского монарха в Мекке, под сенью Каабы, скрепленное клятвой на Коране.
> Не случайно после этого саудовская газета "Аль Ахрам", выходящая в Лондоне,
> писала: "В обмен на иранские деньги ХАМАС предал и арабов, и палестинский
> народ, и саму идею палестинского государства."
> Гражданская война стоила палестинцам тысяч жизней. После того как в августе
> 2005 года под давлением Ариэля Шарона, Газа осталась бесконтрольной, из нее
> были выселены поселенцы и ушла контролировавшая ее израильская дивизия. Там
> погибло около 9000 палестинцев. Из них не более 1500 - во время операции
> "Литой свинец" и израильских антитеррористических действий. Остальные - в
> междоусобице ХАМАСа с ФАТХом. Когда израильская армия в январе 2009 года
> брала штурмом Газу, лишь около тысячи бойцов ХАМАСа из примерно 33-35 тысяч
> человек, поставленных под ружье, находились "на передовой". Остальные либо
> дезертировали, либо отсиживались дома, спрятав форму и оружие, большинство
> же занималось грабежом гуманитарных конвоев и уничтожением активистов ФАТХа.
> Было убито множество фатховцев, а захваченных в плен пытали, в то время как
> ХАМАС трубил на весь мир о жестокостях "израильских оккупантов", о том, что
> только немедленное международное вмешательство может спасти Газу.
> Отдельно - о бюджете Палестинской национальной администрации, которую часто
> неверно называют "Палестинской национальной автономией" (ПНА). Автономия -
> это часть какого-то государственного образования. Палестинцы же не входят ни
> в Израиль, ни в Иорданию, ни в Египет. Все страны, имевшие несчастье брать
> на себя контроль над Палестиной за последние сто лет, хотели (или хотят до
> сих пор) избавиться от этого "чемодана без ручки". Его нести чрезвычайно
> тяжело, а бросить почти невозможно. "Одностороннее размежевание" Шарона и
> было попыткой бросить этот "чемодан". Закончилось это грустно.
> Из 2,5 миллиарда, необходимых для ежегодных текущих расходов ПНА, включая
> сектор Газа, не более 15% собираются в виде налогов. Экономика Палестины,
> бывшая когда-то на более высоком уровне, чем египетская, иорданская,
> ливанская, сирийская, за счет сотрудничества с Израилем - разрушена, из-за
> прерванных контактов с ним палестинская рабочая сила стала не нужной никому.
> Палестинцы потеряли в Израиле около 200 000 рабочих мест. Их заняли приезжие
> из Африки, Иордании, Китая, Филиппин, Индонезии, Таиланда, Румынии, а также
> жены и мужья израильских арабов (примерно 150 000 человек). Каждый
> работавший в Израиле палестинец кормил 5 - 7 человек. Это примерно 1,5
> миллиона, включая водителей автобусов, такси, бульдозеров и другой
> строительной техники, с зарплатой до 3-5 тысяч долларов в месяц.
> Не забудем и о ежегодно пересылаемых Палестинской администрации 700-780 млн.
> долларов налогов с заработка палестинцев, работавших в Израиле. В
> аналогичной ситуации Франция должна была бы перечислять Алжиру налоги с
> заработка гастарбайтеров-алжирцев, американцы за работу на территории США
> граждан Мексики - мексиканскому правительству. Но подобная система
> действовала только между Израилем и Палестинской администрацией.
> Не забудем о перечислении Израилем ПНА таможенных сборов и прочих платежей.
> К деньгам этим Палестинская администрация быстро привыкла, деля их между
> собой и полагая, что их вовсе не обязательно вкладывать в инфраструктуру
> Палестины.
> КОРР.: Но зачем же Израиль занимался такой благотворительностью, получая в
> ответ взрывы шахидов и обстрелы "касамами"?
> Е.С.: - Правительство Израиля с его леворадикальными социалистическими
> идеями, догмами и иллюзиями начала ХХ века - провинциально и не слишком
> образованно. К тому же значительная часть израильского истеблишмента
> участвовала в дележе этих денег, обслуживая финансовые потоки. Так было даже
> в годы интифады. Пока израильская армия вела бои с палестинскими боевиками и
> террористами-самоубийцами, на личные счета Арафата в иерусалимском банке
> Апоалим поступали сотни миллионов долларов через Гиноссара, когда-то
> ответственного сотрудника израильских спецслужб, а в годы "мирного процесса"
> - партнера по казино в Иерихоне Джибриля Раджуба и посредника между
> израильской элитой и палестинским руководством. Когда разразился скандал,
> Гиноссар "скоропостижно скончался".
> Политика делается реальными людьми. К сожалению, в Израиле, как уже было
> сказано, - не слишком образованными, но обладающими талантом политических
> комбинаций. Эти люди умеют брать власть, не очень понимая, что с ней делать,
> и не слишком заслуживая того, чтобы у власти находиться.
> Реальная политика существенно отличается от романтических идей, связанных со
> строительством еврейского национального очага. В этом плане нынешние
> правители сильно отличаются от Зеэва Жаботинского, не дожившего до
> образования Государства Израиль, первого и последнего еврейского
> государственного деятеля ХХ века, интеллектуальный уровень и образование
> которого были достойны еврейского государства.
> Его политические противники увековечили память о нем как об экстремисте,
> забыв, каким либералом был этот человек. Именно Жаботинский писал, что если
> президентом еврейского государства будет еврей, премьером должен стать араб,
> и наоборот: при президенте-арабе премьер-министром должен быть еврей.
> Сегодня даже ультралевая партия "Мерец" не способна на такие заявления.
> Жаботинский трезво оценивал будущее сосуществование двух народов в одном
> государстве. Он понимал, что война - это война, а мир - это мир, что
> лояльность стране - обязательное условие для того, чтобы быть ее
> гражданином. Эта простая идея сегодня в Израиле с трудом пробивает себе
> дорогу сквозь левацкие догмы при помощи нынешнего главы МИДа и вице-премьера
> Авигдора Либермана. Впрочем, его тоже называют экстремистом.
> Операция "Литой свинец" по завышенным оценкам палестинцев принесла Газе
> убыток в 2 млрд. долларов. Конференция стран-доноров в курортном Шарм
> аш-Шейхе обещала Газе помощь в 5,4 млд. В условиях мирового экономического
> кризиса - блестящий бизнес! Похоже, ХАМАС должен просить Израиль ежегодно
> бомбить Газу, чтобы проводить такого рода инвестиционные операции. Сотни
> миллионов долларов ежегодно поступают туда из Ирана, миллиарды - из других
> источников.
> Революция - прибыльный бизнес, и палестинское руководство это прекрасно
> понимало во все времена. Обычная же экономика в Палестине отсутствует,
> поскольку не может существовать в условиях диктатуры. Ни один диктатор,
> обеспеченный дотациями извне, не допустит появления в контролируемом им
> анклаве источников финансирования, не зависящих от него. Именно поэтому
> Арафат, один из богатейших людей планеты, уничтожил палестинскую экономику,
> сложившуюся за период израильского контроля, построенную на посредничестве
> между Израилем и арабскими странами.
> КОРР.: Выходит, палестинцам вообще не нужно государство?
> Е.С.: - Государство необходимо для определенных целей. Оно решает вопросы
> вашей карьеры, будущего ваших детей, проблемы инфраструктуры. Никто в мире
> не получал от "мирового сообщества" такого количества денег, которого
> хватило бы на строительство доброго десятка государств.
> Идея палестинского государства пока что привела к великой "халяве":
> бесплатное снабжение продуктами питания, медикаментами, бесплатные
> образование и медицинская помощь. Но "у семи нянек дитя без глазу":
> международные организации убивают будущее этих людей. Именно на
> гарантированной "халяве" основан беспрецедентный демографический рост в
> Палестине, в два-три раза выше, чем у соседей. Как Палестина будет
> существовать в дальнейшем, сегодня непонятно. Она раскалывается на отдельные
> анклавы, в каждом из которых свои "сильные люди" и своя администрация.
> КОРР.: Вы полагаете, что палестинцы не смогут построить собственного
> государства?
> Е.С.: - Я не занимаюсь научной фантастикой. Государства создаются не ООН, не
> "конспонсорами" и не американскими президентами, а людьми, которые хотят и
> могут это сделать. Есть все условия для того, чтобы Палестина стала
> государством. Все деньги для того, чтобы создать средних размеров
> государство, причем европейского уровня, выданы. Если в результате Палестина
> стала не чем иным, как рассадником радикализма, исламизма, гражданской войны
> и терроризма, значит, такова судьба этой территории. Если бы палестинцы
> могли создать государство, они бы его создали. И существование Газы на
> расстоянии 20-30 км от Западного берега этому не помеха.
> Мы не знаем, что будет происходить дальше. Может быть, в Палестине родится
> новый Саддам Хуссейн, Каддафи, Насер, Вашингтон или Бен-Гурион. Если там
> появится лидер, готовый построить государство, пойдя на те же жертвы, на
> которые пошли израильтяне, отказавшись от претензий на строительство Израиля
> "от Нила до Евфрата", он создаст палестинское государство. Отказавшись от
> Заиорданья, Южного Ливана, Южной Сирии, Синая, исторически входивших в
> состав Израиля, израильтяне построили свое государство на той части
> территории, которую могли взять под контроль и удержать.
> Чтобы построить Польшу, нужен был Пилсудский, Финляндию - Маннергейм. Но не
> все революционеры могут стать руководителями государств. Фидель Кастро смог
> из революционера превратиться в такого лидера. Ясир Арафат не хотел и не
> смог перейти грань, отделяющую государственного деятеля от революционера.
> Единственное, что сделало палестинцев народом - это жесткая сегрегация в
> арабском и исламском мире в целом, создание из них ударной силы против
> Израиля. На такой базе государства не строят. Вы или занимаетесь революцией,
> или строите свою страну в мире с соседями. Идея палестинского государства
> убита усилиями ООН и "мирового сообщества", внутренними палестинскими
> распрями, внешним давлением арабского и исламского мира.
> КОРР.: Если Палестина не государство, то какое же гражданство у палестинцев,
> проживающих на территории ПНА?
> Е.С.: - Собственного гражданства у них нет. Существуют документы гражданской
> администрации. У некоторых есть израильские паспорта, у большинства -
> иорданские. Своей валюты нет. Вся торговля, включая Газу, идет на шекели.
> КОРР.: Расскажите немного о своем институте.
> Е.С.: - Институт частный, независимый, негосударстенный, не входящий в
> Академию наук РФ. Занимается регионом от Мавритании и Марокко до Пакистана и
> от Сомали до Российской границы. Нас интересуют вопросы современности и
> будущего этого региона: экономика, религия, терроризм, политика, армия и
> все, что связано с региональными диаспорами. Плюс распространение ислама за
> пределами Ближнего и Среднего Востока, все, что связано с этим процессом в
> окружающем мире.
> Институт существует с начала 90-х годов. За это время издано более двух
> сотен книг и несколько тысяч статей. У нас уникальные архив и библиотека. На
> институт работают несколько сотен экспертов, в т.ч. около сотни из Израиля,
> Турции, Ирана, стран Арабского Востока. Говоря попросту, наше дело -
> аналитика, которая идет в профильные вузы и государственные структуры
> Российской Федерации. Как это реализовать на практике - решают они. Книги,
> изданные институтом, поступают в библиотеки, посольства, академические
> структуры, с которыми мы сотрудничаем.
> КОРР.: Благодарим за содержательную беседу.*
>
> *М. Немировская*

Палестина – священная земля, которая связана с такими легендарными библейскими именами, как Авраам и Сара, Иосиф и Мария, Иисус Христос, Исаак и Иаков. Ежегодно ее посещает несколько тысяч паломников, стекающихся сюда со всех уголков Земли.

Кроме того, Палестина привлекает истинных ценителей древности. Этому многострадальному краю есть что предложить любознательным путешественникам – старинные города, великолепные храмы, древние ландшафты, глубокие пещеры и многое другое.

На территории Палестины расположен один из древнейших старейших населенных городов мира – Хеврон. На арабском его название звучит как Халиль Эль-Рахман , что означает «Друг Бога». Хеврон является святыней для трех крупнейших монорелигий мира – христианства, иудаизма и ислама. Город неразрывно связан с именем великого библейского пророка и родоначальника многих народов – Авраама, выбравшего Хеврон местом своего жительства и погребения своей жены Сары.

Хеврон привлекателен для туризма не только благодаря своему богатому историческому и библейскому наследию, но и внешнему облику. Многочисленные извилистые улочки, старинные храмы и сооружения манят сюда путешественников со всех уголков земли.

Название города сразу вызывает образы Девы Марии и младенца Иисуса, а также трех волхвов, которые принесли к колыбели божественного дитя священные дары. Для христиан Вифлеем является самым священным местом на Земле, так как именно здесь был рожден от непорочного зачатия Иисус Христос.

Современный Вифлеем является одним из главных туристических направлений Палестины. Сюда приезжают не только многочисленные паломники, но и ценители древности. Город славится своими великолепными храмами и дворцами, которые являются настоящими шедеврами восточного зодчества.

Храм был возведен в 332 году императором Константином на месте пещеры, где согласно библейским преданиям был рожден младенец Иисус. К сожалению, в первоначальном виде храм не сохранился. От него остался лишь фрагмент мозаики на полу и часть каркаса. Существующая ныне Базика была возведена на месте разрушенного храма в первой половине VI ст.

По своему внешнему виду Базилика напоминает больше крепость, призванную оберегать святое место от захватчиков и оскорбления верующих. Внутреннее убранство храма поражает своей роскошью. Здесь до сих пор можно увидеть искусно выполненные мозаики, насчитывающие на своем веку несколько столетий.

Главным местом Базилики является Грот Рождения, где был рожден Иисус. Место его рождения обозначено серебряной Вифлеемской звездой на полу, выполненном из белого мрамора.

На территории города Бейт-Сахур посланники Бога сообщили пастухам Благую Весть – о рождении Иисуса. В переводе с арабского название населенного пункта переводится как «поле пастушков». На месте отдыха пастухов был возведен подземный храм Георгия Победоносца. Кроме того, тут же были погребены сами пастухи и несколько христианских мучеников, которые погибли от рук персов в начале VII ст.

Каранталь – легендарная гора Искушения, расположенная рядом с руинами древнего города Иерихон на территории Иудейской пустыни. По библейскому преданию здесь в течение 40 дней Сатана искушал Иисуса Христа.

Каранталь является одним из главных мест паломничества христиан. Рядом с его вершиной расположен православный греческий монастырь, возведенный в далеком IV ст. Главной святыней храма является камень, на котором молился Иисус Христос во время своего сорокадневного поста.

Недалеко от храма Рождества расположен молочный грот. Он в первую очередь является местом паломничества женщин, которые по каким-либо причинам не могут зачать ребенка или же испытывают проблемы с лактацией.

По библейскому преданию после рождения Иисуса Мария и Иосиф скрывалось от солдат царя Ирода Великого на территории уединенного грота. Когда Мария кормила грудью своего сына, капли молока попали на стены, окрасив их в молочный цвет. Принято считать, что порошок со стен пещеры обладает чудодейственным свойством и помогает женщинам решить их проблемы.

На территории грота расположена икона Богоматери, к которой могут обратиться женщины с проблемами зачатия или нехватки грудного молока.

Это одно из мест паломничества в Вифлееме. Здесь святой трудился над переводом и составлением на латинском языке тестов Ветхого и Нового Заветов. Всего Иероним провел в пещере 33 года своей жизни.

Попасть в пещеру можно только из храма св. Екатерины. Перед входом в святое место туристы увидят витражи, изображающие святого в процессе своей работы.

В центральной части древнего Иерихона находится дерево Закхея, которое согласно библейским преданием существовало еще во время Иисуса Христа. Именно на него ввиду своего невысокого роста залез сборщик налогов Закхей, чтобы увидеть Иисуса, который направлялся в Иерихон.

Это один из древнейших городов Земли, который, к сожалению, в настоящий момент практически полностью находится в руинах. Он насчитывает на своем веку свыше 10 тысячелетий. За всю историю своего существования он не раз был разрушен и переходил из рук одних завоевателей к другим. Город неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Заветах, что делает его основным местом паломничества христиан и иудей.

На территории Иерихона в результате археологических раскопок было найдено множество артефактов, древних храмов и сооружений. Рядом с городом находится легендарная гора Искушения и дерево Закхея.

К востоку от древнего Иерихона был построен современный одноименный город, который непрерывно развивается. Местные жители занимаются ведением сельского хозяйства и работают в сфере обслуживания туристов.

Это легендарное место, расположенное среди соснового бора в 4 км к югу от Вифлеема. Соломоновы пруды представляют собой фрагменты гидротехнических сооружений, которые возвел царь Соломон. Достаточно неплохо сохранились каменные резервуары, способные в прошлом вместить 160 тыс кубометров воды. В них скапливалась дождевая вода, которая затем с помощью специальных насосов подавалась в близлежащие города.

Это руины дворца Ирода Великого, поражающие своей былой мощью и величием. Крепость расположена на холме к востоку от Вифлеема. Ранее она имела высоту в 8 этажей. У подножья холма располагались терма, бассейн, а также дворец для приближенных к царю лиц.

Это один из крупнейших сооружений древней Иудеи. Внешне Мар-Саба напоминает скорее крепость, чем монастырь. Ранее здесь проживало несколько тысяч монахов.

Монастырь был основан во второй половине V века преподобным Саввой Освященным. Сначала здесь была возведена пещерная церковь, а после того, как сюда начали прибывать ученики, было принято решение о постройке укрепленных монастырских стен и дозорных башен.

До сегодняшнего времени монастырь достаточно неплохо сохранился. Стоит отметить, что Мар-Саба является мужским храмом, поэтому вход сюда женщинам строго воспрещен.

Это зимний дворец халифа Хишиама, который был когда-то величественным и мощным сооружением. Однако вскоре после его постройки произошло крупное землетрясение, превратившее дворец в руины. В настоящее время туристам доступны лишь фрагменты этого некогда роскошного сооружения. Неплохо сохранился мозаичный пол и фрагменты стен. Особое восхищение вызывает мозаика «Древо жизни», которая является имитацией знаменитых персидских ковров.

В 1947 году в одной из местных пещер Кумрана бедуинскими пастухами была найдена важнейшая находка – свитки Мертвого моря. Это древнейшие библейские писания, значение которых для мира достаточно велико. С этого времени на территории Кумрана начали проходить масштабные археологические раскопки. Были найдены различные свитки и фрагменты библейских текстов, а также древние предметы обихода. Все находки в настоящий момент хранятся в израильском музее – Храм Книги.