«Как изображается в поэме «Анна Снегина» новая власть. Cочинение «Как изображается в поэме «Анна Снегина» новая власть Анна снегина как изображается новая власть советов

Черемуха душистая. Эпитет. Левитан. Памятник С.Есенину. Речевая разминка. Государственный музей-заповедник. Проталинка. А. Шевелев. Правила выразительного чтения. Белая береза. Словарная работа. Родился в Рязанской губернии. Творчество Есенина. Сергей Есенин. Расцвела черёмуха. Жизнь Сергея Есенина. Сельская начальная школа. Метафора. Олицетворение. Правильно ставь ударение. Большое видится на расстоянии.

«Стихотворение «Пороша»» - Зимний сказочный пейзаж. Стихотворение « Пороша». Физминутка. Расположите слова, которые обозначают движение снега. Аллитерация. Сергей Александрович Есенин 1895-1925. Будьте здоровы. Движение помогают передать слова. ЛГ чувствует природу. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Разминка. Медленное падение снега создает сказочную картину. Почему вороны серые. Загадки, над которыми в детстве думал поэт.

«Поэма «Анна Снегина»» - Лидия Кашина. Эпиграф к уроку. Речь какого героя открывает поэму. За горами, за жёлтыми долами. Анна Сардановская. Беседа по вопросам. Автобиографичность образа главной героини. Каким видится прошлое лирическому герою. Каковы настроения земляков поэта. Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина». Высказывания о Есенине. Как соотносятся автор и лирический герой. Традиционная для русской литературы тема.

«Не бродить, не мять в кустах багряных» - Беседа по вопросам. Предварительное задание. Образ природы. «Не бродить не мять в кустах багряных…». Пусть порой мне шепчет синий вечер. Чтение стихотворения. Слова, обозначающие цвет. Словарная работа. Впечатление совершенства. Аллитерация. Имя тонкое растаяло, как звук. Каким настроением овеяно стихотворение. Эпитет.

«Есенин «Древесный роман»» - Тополь. Ель. Калина. Религия мысли. Ива. Сергей Есенин «Древесный роман». Дуб. Берёза. Липа. Древо. Традиционный троп. Рябина. Клён. Яблоня.

«Есенин «Черёмуха»» - Белая береза. Поет ручей. Стихи о природе. Первая книга стихов Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин. С. Есенин. Речевая разминка. Стихотворение. Прочитать выразительно. Ознакомить учащихся с биографией С. Есенина. Черемуха. Физкультминутка. Ветхая избушка.

Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина»

Литература и библиотековедение

Есенина Анна Снегина. Поэма Анна Онегина написанная незадолго до смерти поэта в 1924 году явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. Это ощущение усиливается в поэме тем что на её страницах в качестве олицетворения его юности появляется Анна Снегина первая любовь девушка в белой накидке которая ласково сказала: Нет Несмотря на былые воспоминания автор прекрасно понимает что прошлое вернуть невозможно:...

5. Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина».

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы.

Главная тема поемы – Октябрь в деревне. Есенин просто не мог не затронуть в своём творчестве эту тему. Он, как и Маяковский, пришёл в поэзию не по капризу тщеславия, а был мобилизован и призван революцией. Крестьянский вопрос, самый больной и самый сложный вопрос нашей русской истории, больше всего волновал поэта, и он затрагивает его в своей поэме, которая отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы тысяча девятьсот восемнадцатого года. Старшая сестра поэта вспоминает: « В селе у нас творилось бог знает что. «Долой буржуев! Долой помещиков!» - неслось со всех сторон. Каждую неделю мужики собирались на сход. Руководил всем Мочалин Пётр Яковлевич, наш односельчанин, рабочий коломенского завода. Во время революции он пользовался в нашем селе большим авторитетом. Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нём всё. Позднее Мочалин послужил ему в известной мере прототипом для образа Оглоблина Прона в «Анне Снегиной».

С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. В тысяча девятьсот двадцать пятом году Есенин неоднократно читает «Анну Снегину». Присутствующий на одном из таких чтений Фурманов вспоминает: «Он читал нам последнюю свою, предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую, прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, переталкивались в местах, где уже не было силы радость удержать внутри».

Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Она составлена из эпизодов, дающих целостное представление о происходящих событиях. Эта поэма – поэма характеров. На первом месте стоит образ самого повествователя. Через него эпическая конструкция произведения окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными. Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой, беззаветной любви. Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается. Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать».

В отличие от первых произведений, воспевающих преображённую крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков»: крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Мы видим., что корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равной степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но характеры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Рассказ возницы не спутаешь ни с каким другим.

У радовских мужиков, мечтающих получить без выкупа помещичьи угодья, есть свои интонационные характеристики. Как контрастно изображены братья Оглоблины: Прон и Лабутя. Если первый – подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый, то второй – лентяй, пьяница, трус и приспособленец.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина – первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет.

Поэма «Анна Снегина» – редчайший документ революционной эпохи. Этот документ некому и нечем оспаривать. Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна о жизни русского мужика в дни великого социального перелома. Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в этом и в других своих произведениях, он рассказывает о себе. Но это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать дальше – в будущее…

В новой России для красоты не остается места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Кстати сказать, в родном для Есенина Константиновском уезде деревни с такими названиями существовали, только располагались не по соседству друг с другом. Очевидно, Есенина привлекло символическое значение этих названий. «Радово» в нашем сознании ассоциируется с «радостью», а также с «радеть», то есть заботиться о чем-то. «Криуши» же напоминают о чем-то неправильном, кривом. Есенин еще в августе 1920 г. в одном из писем с тревогой отмечал: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Поэт скорее всего предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян все соки (так и произошло в коллективизацию, уже после самоубийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, на красный флаг смотрел не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и с все возрастающим страхом.

Интересен образ и самой Анны Снегиной, которая является частью прошлого лирического героя, его юности. Поэт вспоминает годы молодости, когда он и Анна мечтали о прекрасном будущем, говорили о своих возможностях и устремлениях. Но теперь все изменилось, поменялась сама жизнь, независимо от воли людей. Трагичен эпизод, где Анна Снегина узнает о гибели своего мужа на войне. Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32895. Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Сенсуализм и рационализм. Проблема истины. Агностицизм 44.86 KB
Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное эмпирическое и теоретическое. Субъект познания тот кто познает; Объект познания то что познается. Чувственное познание Самая простая и исходная форма познания.
32896. Сознание и человек. Гилозоизм, панпсихизм. Редукционизм, физикализм, механицизм 35.52 KB
Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности материи. Отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи. Редукционизм высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей свойственных низшим формам т. Механицизм теория в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея что каждое явление представляет собой результат существования материи находящейся в движении и может быть объяснено на основе законов...
32897. Декарт (1596-1650) 11.6 KB
Первое правило метода гласит что истинным является все то что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнениям то есть самоочевидно. Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь ради успеха ее изучения на более простые составляющие. Третье правило метода утверждает: в познании мыслью следует идти от простейших то есть элементарных и наиболее доступных для нас вещей к вещам более сложным. Четвертое правило декартовского метода ориентирует на достижение полноты знания.
32899. Иммануил Кант(1724 – 1804) 12.28 KB
Иммануил Кант1724 1804. В философском развитии Канта различают 2 периода:1. Разработка космогонической картины мира происхождение солнечной системы из первоначальной туманности теория КантаЛапласа. Всеобщая естественная история и теория неба 1755 в нем Кант практически исключает идею сотворения.
32900. НЕОКАНТИАНСТВО 11.82 KB
В неокантианстве различают Марбургскую школу занимавшуюся преимущественно логикометодологической проблематикой естественных наук и Фрейбургскую Баденскую школу сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла. Разрабатывала в основном вопросы связанные с методологией гуманитарных наук. Различие между естествознанием и науками гуманитарного цикла представители этой школы видели не в разнице предмета исследования а в специфическом методе присущем историческому познанию.
32901. Философская система 11.94 KB
Субъективный дух человеческое сознание постигая вещи обнаруживает в них проявление абсолютного духа божественного мышления. Порожденная духом природа не имеет независимого от него существования. Дух выходит из природы прерывая внешнюю кору материальности как чего то низшего.3 Философия духа делится на три части на учения о субъективном объективном и абсолютном духе.
32902. Становление марксистской философии 11.5 KB
Во второй половине 50х и особенно в 60е годы происходит антропологический поворот: советская философия обращается к человеку человеческой проблематике. В современном буржуазном обществе она предстала по Марксу как проблема отчуждения: устройство общества разделение труда частная собственность таково что результаты человеческой деятельности продукты труда отчуждаются от человека и превращаются в господствующую над ним силу что ведет и к отчуждению людей друг от друга.
32903. Философия Жизни в19 в 12.41 KB
Философия Жизни в19 в. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни. Именно в это время возникает иррационализм который к концу 19 века оформляется в отдельную школу Философию жизни. Этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма позитивизма механицизма т.

1 слайд

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» Цель: увидеть, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы

2 слайд

Разберёмся во всём,что видели Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.Есенин Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму.

3 слайд

Словарная работа Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема.

4 слайд

Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?

5 слайд

Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями.

6 слайд

Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины.

7 слайд

8 слайд

С тех пор у нас неуряды. Скатилась со счатья вожжа. Почти что три года кряду У нас то падёж, то пожар.

9 слайд

10 слайд

Как высказывается отношение к войне? Почему герой самовольно возвращается с войны?

11 слайд

12 слайд

Какие вопросы волнуют мужиков? Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встрече?

13 слайд

Физминутка 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза

14 слайд

В чём причина разлада в отношениях герои и героини? Как изображается в поэме новая власть?

15 слайд

Вспомним, что ответил на вопрос мужиков о Ленине герой. Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?

Разберёмся во всём,что видели Разберёмся во всём,что видели Что случилось, что сталось в стране, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. По чужой и по нашей вине. С.Есенин С.Есенин Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму. Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму.


Словарная работа Словарная работа Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема.


Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме? Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?


Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями.


Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины.














Физминутка Физминутка 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза






И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает всё по- прежнему, но всё ему видится уже другим. И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает всё по- прежнему, но всё ему видится уже другим.


Иду я разросшимся садом, Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Погорбившийся плетень. Сравним с описанием (почти таким же) из 1-ой главы. Сравним с описанием (почти таким же) из 1-ой главы. Что изменилось? Что изменилось?


В концовке поэмы изменено всего лишь одно слово, но смысл поменялся значительно: В концовке поэмы изменено всего лишь одно слово, но смысл поменялся значительно: Мы все в эти годы любили, Мы все в эти годы любили, Но, значит, Но, значит, Любили и нас. Любили и нас. Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (прочитайте эпиграф). Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (прочитайте эпиграф).



Тема урока : «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина».

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы; обучить анализу худ. произведения;

показать народность творчества С.А.Есенина.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2, 3)

II. Проверка ДЗ. (тест, слайды 4, 5)

IV. Словарная работа. (слайд 6)

V. Вступление.

1. Слово учителя.

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

2. Сообщение учащегося.

Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя – поэта Сергея - мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче.

3. Слово учителя. (слайды 7, 8, 9)

События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.

VI. Аналитическая беседа.

- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места . Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова:

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.)

- Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей , в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)
ТЕМА ВОЙНЫ.

- Как высказывается отношение к войне? (Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)

- Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал. Он возвращается с войны летом 1917 года.)

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ,

- Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо :

У нас теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны –

Дерутся селом на село.

Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.


ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 10)
ТЕМА КРЕСТЬЯНСТВА.

- Каким видится прошлое лирическому герою ?(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.)

Здесь начинается ведущий мотив поэмы.

-Каковы настроения земляков поэта? (Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье. Прогнали царя…». Мы узнаем про «булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)

-Какие вопросы волнуют мужиков? ( Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос - о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».

-Почему герой отвечает: «Он - вы»? (Этот афоризм о Ленине – народном вожде- знаменателен. Здесь герой поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.они слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).

-Что побудило героя обратиться к Ленину? (Вера, а, может быть, точнее – желание веры в светлое будущее)

-Какие предстают перед нами крестьяне? (Прон – русский традиционный мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, - приспособленец и тунеядец.)

-Есть ли в поэме положительный тип крестьянина? (Конечно, есть. Это мельник- воплощение доброты , человечность, близость к природе. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы.)

СООБЩЕНИЕ.

- С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение Есенина к своим героям проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство.

СООБЩЕНИЕ.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные качества людей. Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.


ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 11)
-Теперь обратимся к нашим героям и посмотрим, как развивается ведущий мотив поэмы.
ЛЕЙТМОТИВ ПОЭМЫ («МЫ ВСЕ В ЭТИ ГОДЫ ЛЮБИЛИ…»)

- Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече? (Диалог героев идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ) ).

Лейтмотив поэмы звучит уже оптимистично. («Есть что-то прекрасное в лете,/А с летом прекрасное в нас»)

-В чем причина разлада в отношениях героев? (Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья , а для переговоров взял «важного», как он считал человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот здесь…». Все лето герои не виделись).

СООБЩЕНИЕ.

Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу героев раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности. Возникают ассоциации с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха.

Лирический сюжет поэмы – история несостоявшейся любви героев – едва намечен, он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, а чувства интуитивны. Революция привела героев к расставанью, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Революция не у героев память о любви. То, что Анна оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.
-Как изображается в поэме новая власть? (Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона , который «от радости чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути, который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).

- Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места? (Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофон» - играть «коровам тамбовский фокстрот»? « Удел хлебороба гас »).

-Откуда узнает герой о событиях в Криуше? (О событиях он узнает из письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).

-И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него письмо Анны? (Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия. ПРОЧИТАТЬ .Сергей остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)

-Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части ? (Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим. ПРОЧИТАТЬ. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)

СООБЩЕНИЕ.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.
ЗАПИСЬ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЙТМОТИВА (слайд 12)
VII. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.

-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)

VIII. Итог урока и домашнее задание.