Календарь. Июль от Античности до XVI века. Римский календарь. Календарь и часы в риме Календарь римской империи

Были приняты два способа летоисчисления. Первоначально году давали свои имена два правивших в это время консула. Затем, по мере становления
империи, началом отсчёта был сделан год основания Рима (753 г. до н.э.).
Изначально Новый год в Риме праздновался в первый день весны — 1 марта. В этот день совершался обряд изгнания зимы — «старого Марса», и по имени этого бога, второго по значению после царя богов Юпитера, и был назван месяц. Лишь позже Новый год у римлян стал начинаться 1 января, поскольку именно в этот день, начиная со 153 г. до н.э., вступали в должность консулы.
Римляне приписывали разделение года на месяцы своему второму царю — Нуме Помпилию. Всего было 10 месяцев. За мартом шел апрель — происхождение этого названия неясно. Возможно, оно родственно латинскому прилагательному apricus — штёплый», «обогреваемый солнцем». Третьим месяцем года был май, посвященный богине плодоносной земли Майе. Четвёртый месяц — июнь — был месяцем супруги Юпитера, богини брака и материнства Юноны. Эти четыре месяца, связанные с земледельческими работами и семьёй, считались главными в году. Недаром остальные месяцы носили только порядковые номера. По отношению к марту сентябрь был седьмым (Septimus no-латыни и означает «седьмой»), октябрь (от octavus — «восьмой») — восьмым, ноябрь (от novem — «девять») — девятым, декабрь же (от decimus — «десятый») считался десятым. Пятый (квинтилий) и шестой (секстилий) месяцы впоследствии были названы июлем и августом в честь Гая Юлия Цезаря и императора Августа.
Позднее римляне прибавили к своему календарю ещё два месяца — январь, посвященный богу всякого начала Янусу (ведь с этого месяца стал начинаться год) и февраль (от febmarius — «очистительный»), в который совершались очистительные жертвоприношения.
Март, май, квинтилий и октябрь имели по 31 дню, остальные месяцы — по 29 дней, февраль — 28. По чётным годам прибавлялся дополнительный месяц, включавший 22 или 23 дня. Т.к. добавочный месяц включали жрецы, то они, ловко пользуясь политической ситуацией, продлевали или сокрашали срок полномочий должностных лиц.
В годы гражданских неурядиц всё так перепуталось, что Цезарь (недаром его именем благодарные римляне назвали один из месяцев!), решив положить згой путанице конец и будучи Великим понтификом, провёл реформу календаря. Он установил, что в году 365 с четвертью суток.
Продолжительность месяцев стала, таким образом, неодинаковой: в чётных было по 30 дней, а в нечётных — по 31. Каждые четыре года к февралю прибавлялся один дополнительный день, который" римляне считали неблагоприятным (от этого и весь февраль получил дурную славу). Когда же в календаре вместо квинтили» и секстилия появились июль и август, было решено почтить усопших политических деятелей (к тому же провозглашённых богами!) весьма неожиданным способом. У февраля шотобрали* два дня (отчего он стал самым коротким —к вящему удовольствию римлян — месяцем в году) и «поделили» их между июлем и августом.
Хорошо известная нам семидневная неделя ведёт происхождение с Востока. О ней говорится и а Библии, но долгое время в Риме таким счётом дней пользовались только христиане. Лишь император Константин Великий в 321 г. н.э. законодательно закрепил семидневную неделю. До этого времени римляне вели счёт дней по-другому. В каждом месяце было три постоянных числа. Первое число месяца называлось Календами (отсюда происходит слово «календарь»). День, который делил месяц на две равные половины, римляне называли Идами (от глагола iduere — «делить»). В январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре они приходились на 13-е число, а в остальных месяцах — на 15-е. Девятый день до Ид назывался Нонами (букв, ж девятые»). В марте, мае, июле и октябре они приходились на 7-е число, в других же месяцах — на 5-е. Числа, предшествующие этим дням, римляне обозначали наречием «накануне». Например, 31 декабря для них было днём накануне Январских Календ. Остальные дни месяца обозначались путём отсчёта дней в обратном направлении. Так, 2 января считалось четвёртым днём до Январских Нон (текущий день также включался в подсчёт).
Необычный день был в феврале високосного года. Раз в четыре года римляне дважды отмечали 24 февраля — шестой день до Мартовских Календ. От «имени» дополнительного дня — «дважды шестой» (по-латыни bissextus) и произошло название «високосный».

По древнеримскому календарю год состоял из 10 месяцев, первым из которых считался март. На рубеже VII – VI веков до н.э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год состоял из 12 месяцев – январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря назывались прилагательными, согласованными со словом mensis (месяц): mensis Martius – март (в честь бога войны Марса), m. Aprilis – апрель, m. Maius – май, m. Junius – июнь (в честь богини Юноны); остальные названия месяцев происходили от числительных, и называли номер месяца по порядку следования с начала года: m. Quintilis – пятый (позже, с 44 г. до н.э. m. Julius – июль, в честь Юлия Цезаря), m. Sextilis – шестой (позже, с 8 г. н.э. m. Augustus – август, в честь императора Августа), m. September – сентябрь (седьмой), m. October – октябрь (восьмой), m. November – ноябрь (девятый), m. December – декабрь (десятый). Затем следовали: m. Januarius – январь (в честь двуликого бога Януса), m. Februarius – февраль (месяц очищений, от лат. februare – oчищать, приносить искупительную жертву в конце года).

В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь по совету египетского астронома Сосигена провел реформу календаря по египетскому образцу. Был установлен четырехгодичный солнечный цикл (365+365+365+366=1461 день), с неравной продолжительностью месяцев: 30 дней (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), 31 день (январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь) и 28 или 29 дней в феврале. Начало года Юлий Цезарь перенес на 1 января, поскольку в этот день консулы вступали в должность, и начинался римский хозяйственный год. Этот календарь назывался юлианским (старый стиль) и он был заменен исправленным новым григорианским календарем (по имени папы Григория XIII, который и ввел его) в 1582 г. во Франции, Италии, Испании, Португалии, позже в остальных странах Европы, и в 1918 г. в России.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в месяце трех главных дней, связанных со сменой фаз луны:

1) 1-й день каждого месяца – календы, первоначально – первый день новолуния, о котором возвещает жрец;

2) 13-й или 15-й день каждого месяца – иды, первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния;

3) 5-й или 7-й день месяца – ноны, день первой четверти луны, девятый день перед идами, считая день нон и ид.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны – на 7-е числа, в остальных месяцах – на 13-е и 5-е соответственно. Дни, предшествующие календам, нонам и идам обозначались словом накануне – pridie (Acc.). Остальные дни обозначались посредством указания, сколько дней осталось до ближайшего главного дня, при этом в счет входили также день, который обозначается, и ближайший главный день (сравните, по-русски – третьего дня).

Неделя

Деление месяца на семидневные недели пришло в Рим с Древнего Востока, и в I в. до н.э. стало в Риме общепринятым. В заимствованной римлянами неделе только один день – суббота – имел особое название, остальные назывались порядковыми номерами; римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов: суббота – Saturni dies (день Сатурна), воскресенье – Solis dies (Солнца), понедельник – Lunae dies (Луны), вторник – Martis dies (Марса), среда – Mercuri dies (Меркурия), четверг – Jovis dies (Юпитера), пятница – Veneris dies (Венеры).

Часы

Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов в 291 г. до н.э., в 164 г. до н.э. в Риме ввели водяные часы. День, как и ночь, был разделен на 12 часов, продолжительность которых менялась в зависимости от времени года. День – это время от восхода до заката солнца, ночь – время от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь – с 6 часов вечера до 6 часов утра (например, четвертый час дня в равноденствие – это 6 часов + 4 часа = 10 часов утра, т.е. 4 часа после восхода солнца).

Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая, например, в равноденствие: prima vigilia – с 6 ч. вечера до 9 ч., secunda vigilia – с 9 ч. до 12 ч., tertia vigilia – с 12 ч. до 3 ч., quarta vigilia – с 3 ч. до 6 ч.

Июль - жаркий месяц середины лета, время активных сельскохозяйственных работ для крестьян и приятного отдыха для знати. Месяц горячий в разных смыслах, он и назван в честь одного из самых ярких политиков всех времен и народов Юлия Цезаря.

14 век. Святые, чьи праздники приходятся на первую половину июля: Св. Свитун, Св. Мартин, Св. Томас, Св. Бенедикт, Св. Милдред, Св. Кенельм , Св. Маргарита. Астрологический и церковный календарь в шести частях / 14th century, late. Astrological and ecclesiastical calendar in six pieces. MS. Rawl. D. 939, Section 2c (verso), detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Image description: Feasts in July: St. Swithin, St. Martin, St. Thomas, St. Benedict, St. Mildred, St. Kenelm, St. Margaret.
В республиканском античном Риме июль назывался Quintilis от quintus - пятый. Квинтилис был переименован в честь рожденного в этом месяце великого реформатора Юлия Цезаря и стал называться Julius mensis - "месяц Юлия". Поэтому, вначале краткий рассказ о римском летоисчислении. Тем более, что наше слово "календарь" происходит от римского слова "календы".

Первоначально в Риме год был разделен на десять месяцев. Считалось, что это дело ума и рук самого Ромула, основателя Рима. Год начинался 1 марта.

Римский календарь действовал как журнал записи гражданского времени. Основанный великим понтификом он указывал для каждого месяца на период торговли - буквы с A до H, на счастливые F и несчастливые N дни, религиозные праздники - NP, даты народных собраний - С.
У римлян в месяце фиксировались только три дня: календы, ноны, иды, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы. Этими днями месяцы разделялись на три неравные части.

Календы /Calendae - от латинского calare - звать, отсюда и произошло слово "календарь". Календы - это первый день каждого месяца, начало новой луны. Календы были днями, когда понтифики объявляли переходящие праздники месяца, а также днями выплаты долгов, записанных в долговые книги - calendaria.

Определение начала месяца возлагалось на особого жреца, а позже на верховного понтифика, следившего за новолунием из особого ритуального сооружения на Капитолийском холме и торжественно объявлявшего о нем народу, а глашатаи публично выкликали это на площадях.

Ноны, первая четверть луны, приходились на пятый или седьмой день, за 9 дней до полнолуния. Иды соответствовали полнолунию, они выпадали на тринадцатый или пятнадцатый день месяца.

15.


Calendar pages for July, from the Hours of Joanna of Castile, Netherlands (Bruges), between 1496 and 1506, Additional 18852, ff. 7v-8
Работа в полях кипит. Идет ежегодной сбор пшеницы. Все мужчины работают засучив рукава, а кое-кто и без штанов. На странице справа крестьяне переносят собранный ​​урожай в бревенчатой ​​сарай.

16.

Между 1412 и 1416 или около 1440. Июль, folio 7, verso. Великолепный часослов герцога Беррийского /Très Riches Heures du Duc de Berry. Братья Лимбург (Поль?) или Бартелеми д’Эйк(?) (ок. 1420- после 1470). Пергамент, гуашь, акварель, позолота. 29×21 см. Музей Конде, Шантийи via
На июльской миниатюре из Великолепного часослова герцога Беррийского показаны сбор урожая и стрижка овец. Два крестьянина в широкополых соломенных шляпах срезают серпами спелые колосья, среди которых проглядывают сорняки - красные маки и голубые васильки. Справа на переднем плане женщина в синем платье и мужчина стригут овец. Ручей, струящийся среди ив и камышей, впадает в реку Клэн и разделяет собой две сцены земных трудов. За пахотным полем, у подножия гор раскинулся замок с крышей, крытой сланцем. Это, скорее всего, замок Пуатье/Château de Poitiers, возведенным по приказу герцога Беррийского в конце 14 века на берегу реки Клен в Пуату и не существующий ныне.

Остальные дни обозначались указанием количества дней, оставшихся до ближайшего главного дня ; при этом в счёт входили и день, который обозначался, и ближайший главный день : ante diem nonum Kalendas Septembres — за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа , обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.
……………
Календарь древних римлян.

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами : первый, второй, третий и т.д.
Год начинался с весны - периода, близкого к весеннему равноденствию.
Позже первые четыре месяца были переименованы:

Первый (весенний!) месяц года был назван в честь бога весенних побегов, земледелия и скотоводства, а этим богом у римлян был… Марс ! Это уже потом он стал, как Арес, богом войны.
А месяц был назван мартиусом (martius) - в честь Марса .

Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire - "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus -"согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере.

Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus).
Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:

квинтилис (quintilis) - пятый; секстилис (sextilis) - шестой;

септембер (september) - седьмой; октобер (october) - восьмой;

новембер (november) - девятый; децембер (december) - десятый.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер ) имели каждый по 31 дню , а остальные месяцы состояли из 30 дней.

Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня .

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца - одиннадцатый и двенадцатый.

Первый из этих месяцев - януариус - был назван в честь двуликого бога Януса , который считался богом небесного свода , открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа и выхода, всякого начинания . Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.

Второй добавленный месяц - фебрариус - был посвящен богу подземного царства Фебруусу . Само же его название происходит от слова februare - "очищать", и связано с обрядом очищения.


Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней , и в связи с добавлением 51 дня (почему не 61?) пришлось менять длину месяцев.

Но все равно римский год был более чем на 10 дней короче тропического года.

Чтобы держать начало года вблизи одного сезона, делали вставку дополнительных дней . При этом римляне в каждом втором году между 24 и 25 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня.

В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, иногда называли просто вставочным месяцем - интеркалярием (intercalis).
Слово "мерцедоний" происходит от "merces edis" - "плата за труд": тогда производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде была 366,25 дня, то есть на сутки больше, чем в действительности.

Рисунок, выбитый на старинном каменном календаре римлян. В верхнем ряду изображены боги, которым посвящены дни недели: Сатурн — суббота, Солнце — воскресенье, Луна — понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среда, Юпитер — четверг, Венера — пятница. В центре календаря — римский зодиак, справа и слева от него — латинские обозначения чисел месяца.

Реформа Юлия Цезаря.

Хаотичность римского календаря стала значительной, и нужна была неотложная реформа. И реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.). Разработала новый календарь группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток .

Считали в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней .

Как прежде месяц Мерцедоний, так и теперь этот дополнительный день "упрятали" между 24 и 25 февраля. Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bis sextus ) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля . Февраль был выбран как последний месяц римского года. Дополненный год стали называть annus bissextus , откуда и пошло наше слово високосный. Первым високосным годом стал 45 до н. э.

Цезарь упорядочил число дней в месяцах по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном - 30 дней.

Кроме того, Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В новом календаре на каждый день года было указано, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го - заход Арктура, 7-го - заход Плеяд и Ориона и т.д. Календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и с циклом земледельческих работ.

Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.
Юлий Цезарь является автором традиции начинать отсчет нового года с первого января .

В благодарность за реформу, и учитывая военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус .

А через год, в этом же сенате, Цезаря убили…

Изменения в календаре были и позже.

Римские жрецы вновь запутали календарь, объявляя високосным каждый третий, (а не четвертый) год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.

Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет - с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. - високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели , которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы - нундиды .

В связи с этим сенат переименовал месяц секстилис в месяц августус . Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней . Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу . Так февраль остался с 28 или 29 днями .

Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, один день септембера передали октоберу . Одновременно перенесли один день новембера на децембер . Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась вплоть до XVI века . С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

В VI веке римский монах Дионисий Малый предложил ввести новую христианскую эру , начало которой идет от Рождества Христова , а не от сотворения мира, и не от основания Рима.

Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.
Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. А на Руси еще несколько веков продолжали считать годы от сотворения мира.

Реформа папы Григория XIII.

В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта . Никейский собор , проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г.Извик в Турции) закрепил эту дату , решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число.

Тем не менее, средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года . В результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад - от марта к февралю. К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта .

Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио .

Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток .
Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323 .


Такая календарная система получила наименование григорианской или "нового стиля ". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля".

Страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а в протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 - 100 лет.

Англия ждала до 1751 г., а затем «одним выстрелом убила двух зайцев»: исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 января . Кое-кто из англичан воспринял реформу как грабеж: шутка ли, исчезли целых три месяца жизни!)))

Пользование разными календарями вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир , можно подумать, что два великих писателя скончались в один и тот же день.
На самом деле разница была в 10 дней! Шекспир умер в протестантской Англии, которая еще жила по юлианскому календарю, а Сервантес — в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет .

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление , применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя . Но счет годов велся от сотворения мира , которое произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта, а в конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября.

Действовавший в России календарь от «сотворения мира» заменил на юлианский Пётр I с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет).

Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Православная церковь отказалась ее принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.

Сейчас григорианский календарь стал международным.
…………
Теперь о славянских названиях месяцев.
12 месяцев - любимая сказка

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь не согласован с изменением фаз Луны.

Издревле отрезки года связывали с теми или иными явлениями природы или с хозяйственной деятельностью.

Не совсем на тему. Из легенды: у славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам...


Названия месяцев

Январь . Славянское название "Просинец" - от появляющейся синевы неба в Январе.

Февраль - "Сечень", «Лютень». Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню.

Март
"Сухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. "Протальник" - понятно почему.
Апрель
Древнерусские имена апреля: "Березень", "Снегогон". В украинском языке месяц носит название "квiтень" (цветущий).

Май - названия "Травень", "Травный" - природа зеленеет и расцветает.
Июнь.
"Изок". Изок - кузнечик, их в июне было особенно много. Другое название "Червень".

Июль.

"Червень" - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный). Еще называли "Липец" - липа цветет в июле. «Грозник» - от сильных гроз. И просто - «Макушка лета». «Страдник» - от страдных летних работ.
Август
А у славян все еще страда - "Серпень", "Жнивень", - время косить пшеницу. На севере Август еще назывался «Зарев», «Зорничник» - от сияния зарниц.
Сентябрь
Русским названием месяца был «Рюинь», Ревун - от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. «Хмурень» - погода начинала портиться. В украинском языке месяц - "Вересень" (от цветущего медоноса - вереска).

Октябрь
Чудесное славянское название - "Листопад". Иначе - «Грязник», от осенних дождей и хляби. А еще «Свадебник» - в это время заканчивались основные сельскохозяйственные работы, не грех и свадебку справить, особенно после праздника Покрова.

Ноябрь - "Грудень", от груд замерзшей земли со снегом.

Декабрь - "Студень" - холодно!

Табличка славянских названий месяцев


Неделя и дни недели.

Неделя - это период времени в 7 суток , существующий в большинстве календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и связан с изменением фаз Луны.
Откуда пошли названия дней недели?

Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил , которые позже были названы планетами (от греческого "блуждающий"). Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

Вавилонские астрологи считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая "управляет" им.
Счет часов был начат с субботы : первым ее часом "управлял" Сатурн, вторым - Юпитер, третьим - Марс и т.д., седьмым - Луна. Затем весь цикл снова повторялся.

В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья , "управляло" Солнце , первый час третьего дня доставался Луне, четвертый день - Марсу, пятый - Меркурию, шестой - Юпитеру и седьмой - Венере.

Планета, управляющая первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.

Эта система была перенята римлянами - названия планет отождествлялись с именами богов . Они управляли днями недели, которые получили их имена . Римские названия перекочевали в календари многих народов Западной Европы.

"Планетарные" названия дней недели и в английском и скандинавских языках, но названия в них произведены от имени языческих богов германо-скандинавской мифологии.

День Сатурна у Вавилонян считался несчастливым ; в этот день предписывалось не заниматься делами, и сам он получил название "шаббат" - покой . При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота), некоторые западноевропейские языки.

У славян воскресенье называлось "неделя ", "день, в который ничего не делают " (не занимаются делами). А понедельник - это "день после недели», Вторник - "второй день после недели", итд.
Вот какая не деля...)))


Дни недели

Олицетворение дней недели мы видим в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках.

Понедельник - Monday (англ.) перекликается с Луной - Moon, ещё нагляднее Lundi (фр.),

Вторник - в названии вторника Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы узнаём планету Марс . В Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу , аналога Марса.

Среда - угадывается Меркурий в le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана, Одина). Этот же бог скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.).

Воден - необычный бог, он изображается высоким стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом.

В славянских "среда", "середа ", а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели

Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера , дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.).

А вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), и прочие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. На хинди четверг - День Юпитера.

Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.).
Английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) от имени скандинавской богини плодородия и любви Фрейи (Фригге ), аналога Афродиты и Венеры. На хинди пятница - День Венеры.

Суббота - лицо Сатурна проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.).
Русское название «суббота », el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".
Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения". На хинди суббота - День Сатурна.

Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце).
Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень " и являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством.

Русское "воскресенье " появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя", сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Недiля (укр.), Nedele (чех.). На хинди воскресенье - День Солнца.
……………

И наконец о сутках и часах.

Сутки - единица любого календаря, выделение которой основывается на чередовании дня и ночи. Такое разделение суток зародилось в Древнем Вавилоне, жрецы которого считали, что день и ночь состоят из двенадцати часов. Официально деление суток на 24 часа ввел александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. н.э.

Первый час начинался с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат - двенадцатым. И длина часа была переменной , зависела от длины светлого времени суток.
Важным шагом стало изобретение и использование механических часов, в Европе это IX - XII вв.

Старинные часы в Праге


Механические часы сделали продолжительность часа постоянной и независимой от соотношения дневной и ночной части суток.
Первые механические часы в России были установлены великим князем Василием I в 1404 г. во дворе за церковью св. Благовещенья. Знаменитые часы на Спасской башне установил в 1624 г. при царе Михаиле Федоровиче механик Галловей.

Вот такая непростая история календаря...

………………

Википедия и Рунет.

Римский календарь и основные праздники

Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых - тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь - месяц Януса, март - Марса, май - богини плодородной земли Майи, июнь - Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой - восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem - семь), десятый, октябрь - восьмым (octo - восемь), одиннадцатый и двенадцатый - девятым и десятым соответственно (novem и decem - девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» - от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.

Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.

Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы - первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны - день первой четверти луны, а иды - середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, - в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.

В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.

В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.

Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема

15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий - луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.

Пан. Художник М. Врубель

Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.

Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника - подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком - символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем.

Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков - увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии - не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».

В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.

27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.

В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины - свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.

Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема

С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.

Весна. Художник Л. Альма-Тадема

В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.

В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.

С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.

Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, - Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.

Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.

Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые - в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.

Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема

В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми - возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.

Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Календарь В средневековой Франции были введены и получили распространение хорошо нам знакомые временные точки отсчета. Начало летосчисления, положенное Рождеством Христовым, 25 декабря первого года, было установлено в 532 г. Дени Ле Пти. Религиозное происхождение

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Календарь на 200, 300, 400 лет Вспомним о цикле Солнца и вернемся к таблице на стр. 163. Через каждые 28 лет дни недели вновь возвращаются «на свои места» и весь круг повторяется в неизменном порядке. Значит, достаточно составить календарь на 28 лет, и он будет служить хоть и не

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Мусульманское летосчисление и основные праздники Последовательный отсчет времени от выдающейся даты – летосчисление – у разных народов всегда был неодинаковым. В зависимости от политических и религиозных мотивов каждое государство или народ решали эту задачу

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Календарь Для народа, жившего на перекрестке многообразных влияний, трудно уточнить историю календаря. Евреи пользуются различными способами летосчисления. Их календарь отражает прогресс их знаний:они восприняли лунно-солнечный, как только он был изобретен египтянами.

автора Телушкин Джозеф

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Календарь К этой теме не так-то легко приступить, поскольку известно, что понятие времени и способ его использования меняются вместе с происходящими изменениями культур и эпох. Уже на языковом уровне становится ясно, что древний исландский язык не располагал

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

КАЛЕНДАРЬ Галлы, сообщает Цезарь, не желавший вникать в сложности их календаря, «измеряют длительность не только по числу дней, но и по числу ночей». Было бы проще сказать, что их календарь был лунным, он встречается у многих древних цивилизаций. К счастью, Плиний Старший

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Календарь Предпосылки Свойственные земледельческим народам потребности предопределяют, что в ходе своего культурного развития они вынуждены изобрести или заимствовать календарную систему. Исходя из периодичности земледельческих циклов и желая точно знать время,

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Сообщение о делах в Юкатане автора де Ланда Диэго

Из книги Счисление и календарь автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Счисление и календарь Термин «новая хронология», введенный А. Фоменко и Г. Носовским, строго говоря, не вполне удачен, поскольку «новых хронологий» и в прошлом было немало, например, «советская хронология» - «годовщины Великого Октября», начало которой считалось от 7

Из книги Газетный мир Московского университета автора Кузнецов Иван Васильевич

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Календарь и праздники Само слово «календарь» появилось в Риме. Оно произошло от названия первых дней месяца – календ. Как уже говорилось, составление календаря у римлян было прерогативой специальных жрецов, которые нередко использовали это в собственных целях.