Нод ознакомление с окружающим миром зима снежная - белоснежная. Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "зима полна серебра" Ознакомление с окружающим по теме зима

Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи и закономерности в природе. Воспитывать интерес к произведениям о зиме.
Материалы: картинки с изображением зимы и лета, схема образования снежинки.
1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Ребята, предлагаю немного попутешествовать.

Закройте глаза и покружитесь вокруг себя:

Раз-два-три – покружись

В центр круга повернись!

Показать картинку с изображением лета.


Какое время года изображено на картинке?

А вы знаете, что на Земле есть такие места, где всегда лето?


А теперь опять закройте глаза.

Раз-два-три – покружись

В центр круга повернись!

Показать картинку с изображением зимы.

Какое время года вы видите?

А есть и места, в которых круглый год зима.

А у нас с вами какое время года целый год? (Ответы детей.)

Правильно, нам с вами повезло. Мы можем любоваться всеми временами года: и зимой, и весной, и летом, и осенью.

2. Основная часть.

Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение» , а заканчивать по очереди мы будем одно и то же предложение: «Только зимой ….»

Вот вы сказали, что зимой много снега. Много снега – это много снежинок. А знаете ли вы, как образуются снежинки? (Рассматривание схемы образования снежинки. )


Высоко-высоко в небе находятся крохотные кристаллики льда. Они намного меньше снежинок. Как только кристаллики попадают в тучу, они соединяются друг с другом и превращаются в снежинку. Снежинка становится достаточно тяжёлой, чтобы упасть на землю. Летит она очень медленно, и за то время пока летит, снежинка изменяется несколько раз: то подтаивает, то соединяется с другими кристаллами и становится ещё больше. Среди прилетевших на землю снежинок мы не найдём ни одной одинаковой. Но у всех них будет по 6 лучиков. Вот попробуйте найти во время снегопада 2 одинаковых снежинки и посмотрим, что из этого выйдет!

Куда не посмотришь зимой, всё вокруг белым-бело. Кажется, что вся жизнь в природе остановилась. Неужели это так? (Ответы детей.)

Вы правы, природа зимой не погибает, а лишь засыпает глубоким сном. Это можно увидеть на примере деревьев. Посмотрите, я принесла в группу ветку дерева. (Рассматривание ветки с почками. ) Как вы думаете, что будет, если поставить ветку в воду и оставить в тепле? (Ответы детей.)

Сколько длится зима по времени? (Ответы детей.)

Мудрый русский народ придумал о каждом месяце пословицы и поговорки . Давайте вместе подумаем и объясним их значение.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Январь – месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов.

Январь – году начало, зиме середина.

Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей.

В феврале два друга – мороз да вьюга.

Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер.

Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая, такая, какой её описал К. Ушинский в рассказе «Проказы старухи-зимы».

«Проказы старухи-зимы» Константин Ушинский

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами окна; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Что понравилось больше всего?


Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Самойлова Светлана Викторовна, воспитатель ГБОУ СОШ №10 СП «Детский сад «Березка»» г.о. Чапаевск Самарской области.

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Пришла зима – снег и радость принесла». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы.

Интеграция образовательных областей : «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Физическая культура»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге. («Познание»)
Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно). Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам. («Познание»)
Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ. («Коммуникация»)
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. («Коммуникация»)
Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх. («Физическая культура»)
Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. («Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского). («Музыка»)
Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. («Социализация»)
Побуждать проявлять чуткость к художественному слову при прослушивании стихотворения о снежинке. («Чтение худ.литературы»)
Продолжать совершенствовать умение рисовать гуашью и красками. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге. («Художественное творчество»)

Материал:
Картинки с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка, рыбы под толщей льда; для дид.игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т.д.; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др.мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или фиолетовая), белая гуашь, кисточки, непроливайки; муз.композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

1.Беседа о зиме.

Дети сидят на паласе на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Какие зимние признаки вы знаете?
Дети называют признаки зимы и прикрепляют их на мольберте.
- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
Воспитатель: Молодцы, а теперь ответьте на мои вопросы.

Воспитатель задает вопрос и прикрепляет соответствующую картинку на мольберте.
- Как называются кучи снега на земле?(сугробы)
- Как называется ветер со снегом? (метель)
Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
- Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)
Иней бывает, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. В мороз на траве или на земле образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
- Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры)
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.
- Что происходит с реками зимой? (они покрываются льдом)
Рыбы опускаются глубоко на дно и там медленно плавают.
- Как называется явление, когда зимой падает снег? (снегопад)
- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.)
- Из чего состоит снег? (из снежинок)
- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А загадки отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.(снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:
Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток
Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,
А серебром зимой деревья уберет. (иней)

2. Физминутка.

Я мороза не боюсь! (грозят пальцем)
С ним я крепко подружусь! (ладони скреплены)
Подойдет ко мне мороз. (ходьба на месте)
Тронет руку, тронет нос!(показывают)
Значит, надо не зевать:
Бегать, прыгать и скакать! (прыжки на месте).

3.Опытно- экспериментальная деятельность.

Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? (Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Слышал я, что вы здесь говорите о зиме, о снеге, о снежинках. Посмотрите, что я вам принес.

Незнайка приглашает детей за большой стол. Выкладывает на стол банки, наполовину наполненные водой.
Дети рассматривают воду и убеждаются, что через воду все видно. Затем Незнайка в каждую банку бросает мелкие предметы (пуговицы, шарики и т.д.) , предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно. Перемещает банки, чтобы дети рассмотрели разные предметы. Уточняет - вода прозрачная, не имеет запаха, но ее можно сделать цветной, если добавить в нее краску. Дети набирают разную краску кисточками и растворяют ее в банках с водой. Каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет. Затем Незнайка обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их не видно. Поясняет: цветная вода стала непрозрачной, через нее ничего не видно, из такой воды можно сделать цветные льдинки. Незнайка разливает воду по формочкам.
Незнайка: Ребята, а что нужно сделать, чтобы вода в формочках замерзла? (поставить на мороз или в холодильник) Во что превратится вода? (в лед). В следующий раз я покажу вам, что у нас получилось. А сейчас мне пора. До свидания!

4.Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку мне искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5.Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:
Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном.
И землю устилаете
Блестящим серебром!
Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белой гуашью.
- Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).
Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

6. Рефлексия.

Выставка рисунков.
Дети рассматривают узоры на рисунках, отмечают сходства и различия.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

ГБОУ школа 851

Сумская ул.4А

Егорова И.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

Отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши) :

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору) .

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?


Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: Зима

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Составила: Педагог ШРЭР "Всезнайка" Карасенко Людмила Николаевна МАУ ДО "Дворец Детского Творчества",г.Таганрог

Описание работы: Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику, как педагогами школ раннего развития детей, так и воспитателями дошкольных учреждений.

Тип занятия: Занятие закрепляющего типа.

Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:
Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Подготовка к занятию: подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.

Демонстрационные материалы: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы..» (из мультфильма «Простоквашино»), мультимедийный проектор.

Ход занятия:
Педагог: Ребята, вы любите ходить в гости?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла...
(Зима)

Педагог: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
Педагог: На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят... (санки)


(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи)
Педагог: На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.


Педагог: Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено?


Педагог: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)


Педагог: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?
Педагог: Ребята, что это за волшебная коробка?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)


Педагог: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки. (На протяжении занятия дети получают снежинки)

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

Педагог: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
Педагог: Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три
Педагог: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?


Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
Педагог: Каким стало солнце, небо?


(Ответы детей)
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Педагог: А сейчас настало время поиграть.

Задание 2.Игра «Зимний ветер и снежинки»

(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг)

Задание 3 «Жизнь животных и птиц зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)




Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.



Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.


Задание 4. Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Задание 5. «Жизнь растений зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)


Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Дети высказывают свое мнение)


Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

Задание 6. «Жизнь людей зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)




Педагог: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица




Педагог: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.

Задание 7. "Снеговик"

Педагог: А сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
(Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком,рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.

Задание 8. Игра «Доскажи словечко»

Педагог: Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю...
(снег)


Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице...
(мороз)
Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
а проснувшись, стал реветь
этот зверь лесной …
(медведь)


Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
(белка)


Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает...
(снеговик)


Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим...
(лед)


Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня …
(коньки)


Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
(Новый год)


Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый Дедушка...
(Мороз)

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по зимним месяцам» (средняягруппа)

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно -образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Путешествие по зимним месяцам»

Цель: Закрепить у детей представления о зиме. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Программное содержание

Образовательные задачи: закреплять знания о зиме: название зимних месяцев, зимних игр, пословиц о зиме. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Расширять кругозор с помощью литературных произведений.

Развивающие: продолжать развивать внимание посредством игровой деятельности. Уметь устанавливать связи между явлениями природы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным произведениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про зимние месяцы, разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, культурой и традициями русского народа.

Словарная работа: лютень, студень, просинец, пурга.

Материалы и оборудование: иллюстрации с зимним временем года, книга «Сказочные загадки», иллюстрации с изображением русских народных сказок.

Ход деятельности

В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но сначала мне понадобится ваша помощь.

Ребята, я забыла, а как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времён года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите названия зимних месяцев.

Игровое упражнение «Угадай месяц»

В. Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: первый месяц - декабрь, второй – январь и последний – февраль. Теперь можно начинать наше путешествие.

(Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением декабря, читает стихотворение)

У декабря полно забот –

Как всё успеть не знает

Он провожает старый год

И Новый год встречает!

В. Да, ребята, декабрь - первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозом колет. »

Как вы думаете, почему люди так говорили?

Д. В декабре наступают морозы, Одеваться нужно очень тепло. На окнах появляются морозные узоры.

В. Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?

Д. В безветренный день мороз ощущается слабее.

В. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. День длится всего семь с половиной часов. В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты. » Как вы думаете, о чем эта пословица?

Д. В декабре реки и озёра покрываются льдом.

Выпадает много снега.

В. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о зиме? Какие?

Д. Зимой солнце светит, да не греет.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

Как зима не злится, а весне покорится.

В. Все пословицы и приметы складывались народом и передавались из поколения в поколения. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы с вами поиграем в одну из них. Игра называется «Золотые ворота».

Подвижная игра: «Золотые ворота» (Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают руки вверх – это «ворота». Остальные берутся за руки, получается цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз - запрещается,

Третий раз – не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, «ворота закрываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.

В. Замечательно! Мы с вами немного повеселились, а теперь отправляемся в следующий месяц.

(Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением января)

Январь – начало года

Силён его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

В. Январь – второй месяц зимы. В народе январь называют - просинец. Потому что впервые после хмурого неба декабря, появляются первые островки синего неба. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг. »

Дети, что бы это значило?

Д. В январе день прибавляется очень медленно.

В. Правильно. Всего на два часа. А греет ли солнце?

Д. Нет, греет мало.

В. Ребята, а в какие зимние игры вы играете зимой на улице?

Д. Лепим снеговика. Катаемся на санках, коньках, лыжах. Играем в снежки.

В. Вы любите лепить снеговика? Давайте все вместе слепим необычного снеговика.

Физ. минутка. «снеговик». Давай, дружок, кати снежок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок). Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком) И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех комав) Его улыбка так светла (улыбаются) Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, нос, прикрывают руками голову, держат воображаемую метлу) Но солнце припечет слегка (медленно приседают) Увы! И нет снеговика (пожимают плечами и разводят руки в стороны)

В. В январе, очень сильные морозы, зимние вечера длинные и что бы не скучать русский народ придумывал и рассказывал сказки. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?

Д. Колобок, Курочка Ряба, Маша и медведь, Снегурочка и т. д.

В. У меня тоже есть книга со сказками, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне закончить сказку и назовите её.

Викторина по русским сказкам.

«Колобок» «Волк и семеро козлят»

Из муки он был печен Жили семеро ребят

На сметане был мешен Белых, маленьких (козлят)

На окошке он студился Мама их любила

По дорожке (покатился) Молочком (кормила)

Был он весел, был он смел Тут зубами щёлк, да щёлк -

И в пути он песню (пел) Появился серый (волк)

Съесть его хотел зайчишка, Как коза запел тот зверь:

Серый волк и бурый (мишка) - Отворите, детки (дверь)

А когда малыш в лесу Ваша матушка пришла,

Встретил рыжую (лису) Молочка вам (принесла)

Что за сказка?. (Колобок) Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки

«… .и … »

В. И вот последний месяц зимы - ветреный февраль. (Воспитатель показывает иллюстрацию на месяц февраль). В феврале зима с весной встречаются. В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз, да вьюга». В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель?

Д. Когда дует ветер и метёт снег.

В. Правильно, ветер поднимает с земли снежинки, метёт как метлой. Иногда метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Я вью-ю-у-га. » Так метель сама себя назвала. Бывает что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Ничего не видно вокруг, воздух мутный. Это пурга.

В. Я – февраль, я младший сын,

Я метелей господин.

Всех вас ветром застужу,

В снежном вихре закружу,

Лица снегом залеплю

И в сугробах утоплю,

Снег насыплю без разбору

И в карманы, и за ворот!

Не боится детвора!

Не уходит со двора!

Бабу снежную катает

И вовсю в снежки играет!

В. Я приготовила вам загадки о зиме.

Головою вниз растёт Он прозрачный и холодный,

Лишь зимой, не целый год. Он загадочный и плотный,

С крыш свисает очень ловко А в тепле вдруг оживает,

Эта снежная морковка. Слёзы льёт и быстро тает.

Не снежинка, не свистулька Что водою слёзы льёт?

Это крупная (сосулька) Ну, конечно, это… .(лёд)

Налетит на землю вдруг Он слетает белой стаей

Белый вихрь из белых мух. И сверкает на лету.

Снег сугробом стелется Он звездой прохладной тает

Это что (метелица) На ладони и во рту. (снег)

Ранним утром во дворе Подышал он на окно –

Лёд улёгся на траве Вмиг покрылось льдом оно.

И весь луг стал светло-синий. Даже веточки берёз

Серебром сверкает (иней) Инеем укрыл… .(мороз)

Подведение итогов:

В. Ребята, какой последний месяц зимы?

Д. Февраль.

В. Правильно, Февраль. Именно в конце февраля, люди провожают зиму и зазывают весну, везде идут народные гулянья. В народе говорят в феврале зима с весной встречаются. Провожают зиму весёлым праздником, который называется МАСЛЕНИЦА. По традиции на масленицу пекут блины и поют песни.

В. Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы вспомнили названия зимних месяцев, узнали новую игру, в которую можно играть зимой и выучили новые пословицы и поговорки о зиме.