Развенчание культа личности сталина называется. Культ личности сталина и его разоблачение. Сталинский культ в ссср

Хрущев явился выразителем критического, антисталинского направления в партии, которое не могло выступить открыто при жизни Сталина.

Уже сразу после смерти Сталина руководство страны приняло меры по прекращению восхваления Сталина в печати. Маленков на заседании Президиума ЦК КПСС высказался за “прекращение политики культа личности”.

Были приостановлены репрессии: освободили участников “дела врачей”, прекратили фабриковать “мингрельское дело”, не состоялась задуманная Сталиным массовая депортация евреев в Сибирь. В 1953 г. был устранен Берия - руководитель госбезопасности.

Расстрел Берия в декабре 1953 г. породил у мучеников Гулага надежду на освобождение. Режим в лагерях был смягчен, разрешены свидания с родными. В 1955 г. возвратились домой всего около 10 тыс. чел. И несколько тысяч были реабилитированы посмертно.

Однако система Гулака еще сохранялась. В ряде лагерей вспыхнули восстания заключенных, жестоко подавленные с применением танков. Было много жертв.

Хрущев хотел радикально решить вопрос о ликвидации Гулага, освободить всех невинно осужденных. Хрущев предложил включить в отчетный доклад к ХХ съезду КПСС раздел о критике культа личности. Но предложение не прошло.

Свой известный доклад “О преодолении культа личности и его последствий” Н.С. Хрущев прочитал на закрытом заседании съезда 25 февраля. В СССР доклад был опубликован лишь в 1989 г.

С особой ненавистью и ожесточением говорил Хрущев о Сталине. Он объявил его прямым и главным виновником поражения на фронтах в начальный период войны. Хрущев возложил на Сталина ответственность за поражения Красной Армии в 1941-1942 гг. и оккупацию огромных территорий. Он привел данные о массовых необоснованных репрессиях военных кадров.

В докладе была нарисована страшная картина массовых необоснованных арестов людей, в том числе крупных партийных и государственных деятелей. В докладе приводились многочисленные факты пыток и истязаний, которым подвергались арестованные. Но всей правды о сталинских репрессиях Хрущев не сказал, т.к. и сам в них участвовал.

Сталин был виновен и в развале с/х, допустил серьезные просчеты во внешней политике, нарушил внутрипартийную демократию, установил режим личной власти.

Таким образом, Хрущев критиковал Сталина, но не систему; он не мог порвать с коммунистической идеологией, он продолжал оставаться убежденным коммунистом.

Впоследствии критика Сталина была смягчена. Но, несмотря на это, в стране активно шел процесс реабилитации политических заключенных, разрушение всесильного некогда Гулага. Пересматривались материалы судебных процессов 1936-1938 гг. Был упрощен порядок реабилитации.

Смелым шагом Хрущева была реабилитация и возвращение на прежние места проживания народов, депортированных Сталиным во время ВОВ: чеченцев, ингушей, кабардинцев, карачаевцев, калмыков. Однако он не довел дело до конца: не были восстановлены автономные республики крымских татар и немцев Поволжья. При восстановлении автономий перекраивались их границы, что создавало основу для будущих конфликтов.

В 1957 г. была попытка отстранить Хрущева от власти и развернуть страну назад. Но Хрущев одержал победу и продолжил курс демократизации страны.

Под давлением Хрущева ХХII съезд КПСС принял решение о выносе тела Сталина из Мавзолея и захоронении его на Красной площади.

Впервые Хрущев поставил вопрос о том, что к инакомыслящим в партии не должны применяться репрессивные меры.

Однако идеологическая основа тоталитарного строя практически не была поколеблена. Хрущев оставался сторонником авторитарной власти.

Некоторые историки считают, что культ Сталина возник в 1926 - 1927 гг. Во многих выступлениях лидеров «левой» оппозиции уже тогда звучал протест против нарождающегося в партии культа. Но то было лишь начало возвышения Сталина. Внешне он держался с подчеркнутой демократичностью, как бы противопоставляя себя «аристократу» Троцкому. Сталин был относительно доступен, грубоват и прост; он свободно ходил по зданию ЦК и Кремлю, гулял вокруг него без охраны, иногда запросто заходил в Институт красной профессуры побе­седовать со студентами.

Если в начале 20-х гг. в большинстве официальных учреждений можно было увидеть портреты Ленина и Троцкого (после 1924 г. портрет Троцкого почти везде убрали), то портретов Сталина еще нигде не было - их начали повсюду вывешивать только в 1930 г., после того, как в декабре 1929 г. с небывалой для того времени пом­пезностью было отмечено его 50-летие. Сталина в при­ветствиях называли не только «замечательным», «выдающимся», но уже и «великим», «гениальным». В сборнике статей и воспоминаний о Сталине, выпущенном в 1929 г., содержалось немало преувеличений и искажений. Настойчиво повторялась мысль, что «…при жизни Ленина т. Сталин, будучи одним из его учеников, был, однако, единственным, самым надежным его помощником, который, в отличие от других, на всех важнейших этапах революции, на всех крутых поворотах, проделанных партией под руководством Владимира Ильича, без коле­баний шел рука об руку с ним». Авторы сборника стремились доказать, что, хотя Сталина знают в партии ско­рее как практика, в действительности он и крупнейший теоретик марксизма-ленинизма.

К.Е.Ворошилов в своей статье «Сталин и Красная Армия» приписал Сталину такие заслуги в гражданской войне, которых и в помине не было. В 1931 г. в преди­словии к 6-томному собранию сочинений В.И.Ленина редактор этого издания В.В.Адоратский писал, что работы Ленина надо изучать через труды Сталина. В новые из­дания своих книг по истории ВКЩ б) Ем.Ярославский и А.Бубнов вписывали страницы о «заслугах» Сталина.

Можно предположить, что во всех этих восхвалениях, значительно усилившихся после январского Пленума ЦК 1933 г., было немало искреннего. Но еще больше было заботливо поощряемого подхалимского усердия. То, что первыми стали прибегать к неумеренным восхвалениям Сталина члены Политбюро, особенно Молотов и Каганович, сразу придало этим восхвалениям характер официального политического курса, которого должны были придерживаться и те, кто никогда не счи­тал Сталина непогрешимым.

То и дело в газетах печатались статьи Пятакова, Зи­новьева, Каменева, которые в очередной раз признавали свои ошибки и правоту «великого вождя трудящихся всего мира - товарища Сталина». В первом номере «Правды» за 1934 г. была помещена огромная статья К.Радека, где он прямо захлебывался от восторга, говоря о Сталине. Через несколько дней эту статью издали отдельной брошюрой тиражом 225 тыс. экземпляров.

Культ Сталина служил не только его неумеренному тщеславию, но и столь же неумеренному властолюбию, ставил в особое положение, поднимал над партией на недосягаемую высоту и полностью изолировал от какой-либо критики. Это проявилось уже на XVII съезде ВКП(б), где почти каждый из выступавших говорил о «величии» и «гениальности» Сталина. Можно было подумать, что съезд собрался лишь для того, чтобы его чествовать.

Естественно, что через Коминтерн культ Сталина стал сразу же насаждаться и во всех зарубежных компартиях, а это не могло не повлиять на стиль и методы их работы. Пример ВКЩ б) поощрял к созданию культа собственных вождей, к извращению демократических принципов внутрипартийной жизни.

14 февраля 1956 года - начался ХХ съезд КПСС. На съезде был зачитан доклад Хрущева, разоблачающий культ личности Сталина.

К весне 1955 г. Н. С. Хрущев смог серьезно укрепить свои позиции в руководстве страны. Устранение Берии привело к заметному осложнению положения Маленкова. Он был снят с поста Председателя Совмина. Новым главой правительства стал министр вооруженных сил СССР Н. А. Булганин, человек малоинициативный и нерешительный.

После обвинения в причастности к репрессиям Маленкова в обществе вновь заговорили о сталинском наследии, о необходимости продолжения реабилитации. Поток выходивших на свободу политических заключенных, сроки наказания которых закончились, нес в общество новую информацию о сталинских беззакониях. Атмосфера в стране стала накаляться. В этой обстановке 31 декабря 1955 г. на заседании Президиума ЦК состоялась дискуссия о репрессиях 30-х гг., в центре которой оказалась судьба членов ЦК, избранного XVII съездом партии. По итогам обсуждения была создана специальная комиссия под председательством секретаря ЦК КПСС П. Н. Поспелова. Комиссии поручили изучить все материалы репрессий партийных и советских деятелей в 30-х - начале 40-х гг.

Обратив особое внимание лишь на преследования партийной олигархии и не касаясь репрессий против «социально чуждых элементов», комиссия представила многочисленные факты сталинских преступлений. Конкретные факты свидетельствовали о том, что Сталин сам руководил массовым террором. В частности, в республики, города, области «спускались» лимиты на аресты, и эта «разнарядка» утверждалась лично Сталиным. Эти факты поразили даже хорошо информированных членов советского руководства. «Если верны факты, разве это коммунизм?» - говорил Сабуров на специальном заседании Президиума ЦК, на котором рассматривался вопрос, как информировать партию о сталинских преступлениях. Ознакомившись с материалами, после долгих колебаний Хрущев принял решение заслушать доклад на съезде: «Несостоятельность Сталина раскрывается как вождя. Что за вождь, если всех уничтожил? Надо проявить мужество сказать правду. И если не сказать, тогда проявим нечестность по отношению к съезду».

К подготовке XX съезда был привлечен ряд старых большевиков, возвратившихся к этому времени из лагерей. Хрущев надеялся, что их выступления переломят настроение делегатов съезда. Вероятно, он вполне осознавал рискованность своей акции. Накануне открытия XX съезда делегатам разослали ранее не публиковавшиеся работы Ленина - письмо к съезду, письма по национальному вопросу.

Из-за противодействия Молотова, Ворошилова, Кагановича, Маленкова, непосредственно причастных к массовым репрессиям, вопрос о Сталине не был поставлен в Отчетном докладе ЦК. В результате компромисса доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» был заслушан на закрытом заседании съезда 25 февраля и впервые опубликован лишь в 1989 г. В нем Хрущев не сказал и не мог сказать всей правды о сталинских преступлениях по причине личной причастности к ним, а также из-за боязни лишиться возможных союзников в продолжавшейся борьбе за власть. Но и то, что услышали делегаты съезда, произвело на них впечатление разорвавшейся бомбы.

В секретном докладе говорилось о полном пренебрежении Сталина принципами коллективного руководства, о личной причастности «вождя народов» к массовым репрессиям, о жестоких пытках заключенных. На Сталина Хрущев возложил ответственность за тяжелое положение в сельском хозяйстве, за поражения Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны, за грубые просчеты и извращения в национальной политике.

В докладе причины возникновения массовых репрессий объяснялись исключительно личными качествами Сталина. Осуждая преступления Сталина, Хрущев стремился реабилитировать партию, идеи социализма и коммунизма. По этой причине не была затронута природа сталинского режима.

Ограничение на XX съезде критики сталинизма лишь культом личности, сохранение в неприкосновенности основных теоретических догм, на которых строился сталинский социализм, закрыли на многие годы путь к реальному реформированию советской системы. Консервативно настроенная часть советского руководства, «чтобы не развязать стихию», пыталась ограничить критику сталинизма строго определенными рамками. В партийных организациях после съезда зачитывался уже отредактированный вариант доклада Хрущева, который тем не менее вызвал широчайший резонанс в стране. Слухи о разоблачении культа личности Сталина быстро распространились в народе. Авторы многих писем в ЦК были недовольны тем, как вопрос о культе личности поставлен на XX съезде, и требовали осудить Сталина «посмертно партийным судом». Далеко не все в это время готовы были принять правду о Сталине. Ознакомившись с текстом доклада, тысячи людей впервые задумались о цене социалистических преобразований. Разоблачение Сталина для наиболее преданных сторонников режима означало, что многочисленные жертвы были принесены напрасно, а жизнь потрачена впустую.

В Грузии намерение властей убрать с постаментов многочисленные изваяния вождя задели национальные чувства. На многочисленных стихийных митингах и собраниях, проходивших в Тбилиси в первых числах марта 1956 г., политические требования немедленной смены руководства страны сопровождались призывами к открытой борьбе, изгнанию русских, выходу Грузии из состава СССР. 9 марта 1956 г., когда массовые просталинские волнения достигли кульминации, Москва приняла решение использовать силу. В результате погибли десятки людей.

Несмотря на половинчатость решений по вопросу о культе личности Сталина, XX съезд дал мощный импульс демократическим процессам в стране, возникновению политической оппозиции. Вместе с тем события в Тбилиси, а также сопротивление наиболее консервативной части партийных олигархов заставили Хрущева отказаться от полного развенчания сталинизма, чреватого окончательной потерей легитимности коммунистического режима. С лета 1956 г. официальная критика Сталина переводится в более спокойное русло. Однако кремлевской власти не удалось удержать начавшиеся перемены в обществе в рамках управляемой десталинизации. Развенчание сталинского мифа обезоружило наиболее преданных и фанатичных сторонников советской системы, вызвало к жизни мощные стихийные силы, идущие из народных глубин. Время безоглядной веры в коммунистические мифы прошло.

В 1953 году умер советский вождь, победивший фашизм и превративший страну из аграрной в индустриальную державу с атомной бомбой на вооружении. До сих пор спорят о роли Сталина в истории СССР, но это был мощный политик, деятельность которого до сих пор обсуждаема обществом.

Формирование культа личности Сталина

Еще при жизни вождя его именем было названо большое количество объектов, среди которых были заводы, культурные центры и населенные пункты.

Не было забыто и участие Иосифа Джугашвили в обороне города Царицын в годы Гражданской войны, который впоследствии был переименован в Сталинград.

Ища ответ на вопрос, каковы же были причины установления культа личности Сталина, не стоит забывать об установившемся политическом режиме в 30-е годы. Именно тогда И.В. Сталин устранил опасных для него соратников Ленина с политической арены. Льва Троцкого советские агенты отыскали и убили на другом конце мира - в Мексике. Зиновьева и Каменева устранили в самом СССР, равно как и иных представителей «троцкистско-зиновьевского объединенного центра».

Рис. 1. Лев Троцкий в Мексике.

Победа во Второй Мировой войны подняла авторитет Сталина до небывалых высот, сделав его чуть ли не самым популярным человеком на Земле. Таким образом, среди советских людей сформировался культ личности вождя и веры в верность всех его решений и поступков. Даже масштабные политические репрессии уходили в тень на фоне того индустриального и военного рывка за 20 лет, который был сделан при Сталине.

Рис. 2. Портрет Сталина.

Советской пропагандой Сталин был объявлен теоретиком марксизма-ленинизма и его портрет ставился на одну ступень с К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И. Лениным. Даже в литературе появилось такое направление, как «сталиниана», в котором восхвалялась личность вождя.

Страна в период формирования культа личности

Культ личности вождя стал формироваться уже в 30-е годы. Это время сопровождается началом формирования плановой экономики страны. За две пятилетки (1928-1937 гг) в стране был построено множество промышленных заводов в Магнитогорске и Челябинске, тракторные заводы в Сталинграде и Харькове, автомобильные и машиностроительные заводы, была запущена ДнепроГЭС, развернулось железнодорожное строительство Турксиба. При таких успехах среди ярых сторонников идей коммунизма личность Сталина стремительно росла, однако следует знать, какой ценой они были достигнуты.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Для борьбы с мнимыми врагами установившегося режима в армии и среди населения проводились регулярные «чистки». Суды проводились в виде сталинских «троек», когда в течение короткого срока три человека принимали решение о расстреле по большей части ни в чем неповинных людей. Человека могли расстрелять за то, что его предки были церковнослужителями или принадлежали сословию, не вписывающегося в рамки коммунистической идеи.

В европейской части Советского Союза в 30-х годах население испытывало ужасный голод, который захватил север Казахской ССР, юг РСФСР и часть Украинской ССР. Только в Украине от голода погибло более 11 миллионов человек за 1 год. Ради проведения индустриализации и коллективизации населению не хватало продовольствия, а весь урожай с полей следовало сдавать в пользу государства. Рабочие на стройках спали прямо на рабочих местах, а там, где не хватало рабочих рук, привлекались заключенные и репрессированные, которых по стране было несколько десятков миллионов человек.
Апогеем стал закон «О трех колосках», когда расстрелу могли подвергнуть колхозников за то, что они унесли с колхозного поля даже несколько зерен.

Миллионы людей в 30-е годы умерли от голода, были расстреляны или приняли смерть в лагерях.

Разоблачение культа личности

Через 3 года после смерти вождя, в 1956 году, новый генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев во время 20 съезда партии 25 февраля зачитал доклад о развенчании культа личности Сталина. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» содержал в себе информацию о недавно минувших годах, негативные последствия которых возлагались только на Сталина.

Рис. 3. Доклад Хрущева о культе личности.

Публичному осуждению также были подвергнуты репрессии военных и партийных деятелей. Отступление армии в первый год войны было связано именно с этим. Несмотря на то, что доклад зачитывался на условно закрытом заседании в присутствии 1349 делегатов, информация о нем достигла самых дальних уголков страны и обсуждалась даже в ячейках ВЛКСМ. Доклад был переведен на многие языки и обсуждался даже в капиталистических странах. Несмотря на эти события, в самом СССР текст доклада был опубликован лишь в 1989 году.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культе личности Сталина, следует отметить, что несмотря на его незыблемость, он был смело развенчан. Пошатнулась вера советского народа в вождя, в лидера партии как в великого проводника к построению социализма. Именно с развенчания культа личности вождя начинается спад развития советского государства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1200.

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили). Споры об этой личности, его роли в истории советского государства не утихают до настоящего времени. Суть культа личности Сталина имеет много противоречивых объяснений историков, журналистов и общественных деятелей.

Злой гений побед и свершений

Злой ли гений Сталин или катализатор экономического чуда разрушенной гражданской войной и революционными баталиями Советской России?
За короткий срок обессиленной в революциях аграрной стране удалось совершить рывок к полной индустриализации, строительству мощных заводов и фабрик.
К 1940 году страна вошла в пятерку мировых держав, способных произвести самостоятельно любой вид товаров и услуг; по объему промышленного производства страна вышла на 1- е место в Европе и 2- е в мире. В предвоенный период на территории СССР введено почти 9000 промышленных предприятий.
Однако значительная часть благосостояния создавалось «на костях» армии политзаключенных.
Поклонники вождя считают, что благодаря Сталину мы победили в кровавой бойне Второй Мировой. Гитлер и его союзники направили 2\3 военной мощи на уничтожение страны Советов. Но СССР не только одержал победу, но освободил Европу от нацизма.
Оппоненты военного гения Сталина утверждают, что масштабные репрессии привели к обезглавливанию командования армии и огромным человеческим потерям. Да и вторжения можно было избежать, проводи Сталин другую политику.

Истоки культа личности

Вождизм не возникает на пустом месте и историческими предпосылками уходит в седую древность. Египет, Ассирию, Индию, с их поклонением сонму божеств, идеям загробной жизни, можно считать зачатками традиций культового поклонения.
Возведение государственного деятеля в объект культа как социально-политическое явление берет свое начало в Римской империи эпохи Октавиана Августа. Безоглядным преклонением народа сумасбродному императору человечество обязано названием летнего месяца.
Король-«солнце» Людовик XIV непостижимым образом сочетал любовь к роскоши и искусствам со стремлением к тотальному контролю и подчинением себе всех и вся. Еще при жизни турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк стал отцом народа, его личность увековечена в каждом городе Турции. Уже в наши дни глава Туркменистана Сапармурат Ниязов стал олицетворением лидера восточного государства.

Предпосылки культа личности руководителя государства

У всякого явления есть первопричины, корни. Культ личности руководителя немыслим в свободном, демократическом государстве. Для становления диктаторских режимов «питательной средой» считаются различного рода неблагополучия общества. Суть заключается в нескольких предпосылках:
Социальные потрясения, кризис действующей власти или смена руководства;
Борьба за власть в политической верхушке государства;
Экономический кризис, низкий уровень жизни населения;
Политизированность социальных институтов;
Значительная маргинальная прослойка в обществе. Представители этой части населения социально не устроены, агрессивны и отлично внушаемы.
Появление амбициозного и харизматичного лидера, «рассыпающего» обещаниями социального прорыва и наказания виновных за «сегодняшние» беды, способного повести за собою. Так Германия получила в свое время Гитлера, а Россия – большевиков.

Сталинский культ в СССР

Опальный Троцкий назвал Сталина «гениальной посредственностью». Возможно, Сталин не обладал даром красноречия, но стратегом был великолепным.
После смерти Ленина в правительстве СССР развернулась отчаянная «драка» за власть. «Грузину со сталью во взгляде» удалось на время затаиться и выждать удобного момента, когда противники окончательно перегрызлись друг с другом, расчистив место для хитрого и дальновидного политика. После достижения цели оставалось окончательно «почистить» окружение, избавившись от политических оппонентов, окружив себя тщательно подобранным кругом верноподданных.
Абсолютный захват власти происходил постепенно. Причем, костяк сталинского команды составили вовсе не закаленные в боях революционеры, а безвольные чиновники и аппарат Генерального Секретариата ЦК КПСС, которым вождь «всех народов» руководил лично.

«Зерно» попало в благодатную почву

Сутью Джугашвили-Сталина считаются скрупулезность в мелочах и высокая работоспособность. Именно это потребовалось ослабевшей от войн и революций молодой рабоче-крестьянской стране. Пользу в становлении сталинского диктата сыграли всеобщая усталость народа от потрясений, разгул нищеты и бандитизма в стране.
Огромную роль в формировании культа личности Сталина сыграла социальная характеристика СССР. Страна была аграрной с большой прослойкой крестьянского населения. Конечно, большевистская пропаганда способствовала формированию рационального взгляда на устройство государства у земледельцев и бывших крестьян. Но подсознательно «отцовский» архетип патриархального уклада жизни села требовал «сильной руки» и «справедливого царя». Эти устремления активно использовали Сталин и его окружение при формировании образа вождя с безотчетным проявлением восхищения, поклонения и безудержной веры в правоту любого решения власти.
Между тем, до 30- х годов прошлого столетия Сталин не обладал всей полнотой власти. По существу, это самой системе потребовался сталинский характер. Не возникни Джугашвили, «стальную» политику проводил бы любой член Политбюро того времени: подавляющее большинство революционеров проявили себя в гражданскую войну безжалостными диктаторами. Но к 1929 году Иосифу Джугашвили удалось вовремя расчистить политический путь, не оставив не только соперников, но и соратников, способных «охладить» грузинский пыл вождя. С этого момента непростой характер Генсека стал сказываться на обществе.

Карающая длань «вождя народа»

Мстительность, злопамятность, болезненная подозрительность и мелочность проявляли себя не только в общении с ближайшим окружением, но и при решении государственных задач. Противоречить мнению вождя стало крайне опасно: Сталин не владел искусством ведения дискуссии, общения с оппонентом. На спорящего вождь обрушивал поток бранных слов и угроз, а затем подвергал репрессиям.
Советский вождизм достиг самых уродливых форм: тюремный срок можно было схлопотать за криво висящий портрет вождя, «неправильный» анекдот. Совершенно неожиданно за небольшие служебные упущения, опоздание на работу можно было стать «врагом народа» и пособником западных разведок. Слежка, доносы стали обыденностью жизни к легендарному 37- му году.
Все это привело к огромным жертвам среди населения страны и в партийных рядах.
Апогея культ личности Сталина достиг к 50- летию Иосифа Джугашвили. Советскому народу пропаганда внушила, что именно Сталин создал «непобедимую и легендарную» Красную Армию. Он стал четвертым теоретиком учения марксизма-ленинизма и гарантом ленинской линии КПСС. И, конечно, все достижения индустриализации, сельского хозяйства, науки, искусства преподносились как прямой результат «чуткого и мудрого» сталинского руководства. Из-под «пера» не одаренного даром публициста Сталина безмерными тиражами выпускались речи, доклады, выступления и книжная продукция.

XX съезд КПСС: свержение с пьедестала

Все оборвалось неожиданно в 1953 году со смертью вождя советского народа от инсульта. Но по некоторым версиям Сталину помогли почить его соратники. Скорбь же народа не знала границ: люди оплакивали вождя горше собственных родственников. На улице выстроилась многотысячная толпа народа в стремлении отдать дань памяти обожаемому диктатору.
В 1956 году XX съезд КПСС положил конец сталинской идеологии. Как гром среди ясного неба, для партийцев прозвучал доклад Никиты Сергеевича Хрущева, развенчавший культ Сталина. Однако и сегодня немало тех, кто считает единственно приемлемым для огромной России авторитарный и единовластный стиль руководства.