Политика понимается как. Внутренняя и внешняя политика. Что входит в политику

Поли́тика (греч. politikē - искусство управления государством)

    Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

    Вопросы и события общественной, государственной жизни.

    Определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика - общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика (греч. politikē - государственные или общественные дела от греч. πόλις - государство) определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις) - самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности,- особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствование системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформированная в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функциистратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле политика - определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, - в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Научное изучение политики ведется в рамках политологии.

Альтернативные определения

    Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество , а τικός (тикос) -интерес ; (дословно - «множество интересов») [ источник не указан 252 дня ] . Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос , а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос ) ;

    Политика - искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика - управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;

    Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства ;

    Политика - это управление распределением ресурсов;

    Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;

    Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает ;

    Политика - это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства ;

    Политика - это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика;

    Политика - всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;

    Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;

    Политика - форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества, и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь.

    Политика - это искусство объединения людей.

    Политика - это борьба за право устанавливать свои правила игры.

    Политика - искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле).

    Политика - приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица.

    Политика - исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой).

    Политика - меры и действия предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру политикой фирмы "А", могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли

Основные подходы

Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики - консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

    точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

Политические процессы и общество

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    Политические партии - организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

    искусство управления государством и обществом;

    совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами

    сфера деятельности государства, партий, общественных движений.

    стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти (Макс Вебер).

Политические системы и идеологии

См. также: Политическая система

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

[править]Известные политические мыслители

Связанные определения

    Политические отношения - формы взаимосвязи субъектов политики - согласие, партнерство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

    Политическая власть - возможность и способность навязывать свою волю другому.

    Политические организации - совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

    Политическая культура - тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

    Политическое сознание - политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).

    Субъекты политики - индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политика и её особая роль в жизнедеятельности общества

Политика - чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач - управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика - определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения - как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

    зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;

    зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;

    зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента.

Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе.

Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования.

Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

    традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;

    социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

    сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;

    науку и искусство государственного управления ;

    способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь - везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:

    Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.

    Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.

    Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.

    Искусство управления государством.

Всю историю человечества можно разбить на дополитический и политический периоды. Несколько десятков тысяч лет общество в своей организации обходилось без политики. К. Маркс связывал дополитическую организацию общества с отсутствием классов. В доклассовом обществе не было частной собственности, люди жили малочисленными этнообразованиями, связанными кровнородственными связями -- семейными, родовыми, племенными. В ХХ столетии исследования таких ученых как К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль расширили представления о дополитическом периоде истории. В этом обществе люди жили в соответствии с жесткими традициями, которые составляли основу организации. Их организация базировалась на культурных технологиях, в которых получали реализацию жизненные ситуации. Поскольку эти ситуации были связаны с природой и немногочисленными сообществами, они были достаточно просты. В этом обществе еще не было людей в нашем привычном понимании. Люди были носителями функций, имели имена, которые давались им при «совершеннолетии» -- включении в сообщество «взрослых» в результате обряда посвящения. Эти люди не мыслили самостоятельно, у них не было индивидуальной воли и права выбора. Они были в буквальном смысле «винтиками» общественной машины -- организации, которая их запрограммировала социальными ритуалами, табу, снабжала мифологическими догмами, формировала донаучное, дологическое сознание, в котором все объяснялось и все диктовалось для каждого человека -- исполнителя социальной роли. Подобная общественная организация характеризовалась нерасчлененностью, слитностью (синкретичностью) социальных институтов. Они в обществе были еще не нужны и содержались в зародыше. Переход к политической организации представляет собой значительный скачок в изменении общественной формы. Появление политики способствовало развитию человеческой культуры. В обществе создается соответствующая структура, которая делает человека более свободным, осознающим себя и свое бытие, а также более организованным. Итак, политика -- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. По его определению, политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Тогда под политикой понималась вся общественная жизнь. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Социологическая. Характеризует политику через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию.

  • -- экономическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- этическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
  • -- стратификационная. Политика - это соперничество определенных общественных групп: классов или наций (марксизм) или заинтересованных групп (А.Бентли, Д.Трумэн), обеспечивающих в современном демократическом государстве баланс, равновесие общественных интересов.
  • -- правовая. Политика - это специализированная деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность (теории «Общественного договора» Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта).

Субстанциональная. Раскрывает первооснову, «ткань», из которой состоит политика.

  • -- властная. Политика - это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование (М.Вебер).
  • -- институциональная. Политика - это деятельность государства, а также партий и других ассоциаций и объединений.
  • -- антропологическая. Политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека (Аристотель).
  • -- конфликтно-консенсусная. Политика - это деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов (М. Дюверже, С.Ф. Хантингтон).
  • -- отношение «друзья-враги». Политика - это любая общественная деятельность, в которой люди взаимодействуют как друзья и враги.

Процессуальная - раскрывает динамический, процессуальный характер политики.

  • -- деятельностная. Политика - процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.
  • -- телеологическая. Политика - это деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
  • -- системная. Политика - относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, целостность, отграниченная от окружающей среды (остальных областей общества) и находящаяся с ней в непрерывном взаимодействии.

Натуралистическая трактует политику как совокупность природных факторов.

  • -- географическая. Трактует политику как совокупность природных факторов.
  • -- биологическая. Политика есть инструмент управления животными инстинктами человека.
  • -- психологическая. Политика - это деятельность людей, детерминированная их стремлением к власти и богатству.

Теологическая - политика как проявление божественной воли.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

) исторически формировались как городские общины с самоуправлением, которые конституировали себя в качестве политической формации, общности - эта форма самоорганизации общества была типична для Древней Греции . Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю . С ростом государств и империй политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления . Политика как методология управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы), в которых формировалась будущая элита.

Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э . Аристотелем , который предлагал для него следующее определение: политика - искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события - хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль . Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

  • Теологическое . В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.
  • Антропологическое . Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).
  • Биологическое . Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал - таких, к примеру, как агрессивность , инстинкт самосохранения , борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц , в частности, увязывал с феноменом агрессивности войны , революции и другие конфликты , имеющие место в жизни общества .
  • Психологическое . Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности , интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики . В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд , ассоциировавший природу политики с бессознательным .
  • Социальное . Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего - по мере роста его сложности и развития социальной стратификации . В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция , которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:
    • Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности . Последняя, в свою очередь, способствует развитию экономики , её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности , обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.
    • Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.
    • Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий , находящихся под контролем указанного сообщества.

Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами - посредством обычаев , моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого, понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти . В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти - анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья - как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

Сущность политики [ | ]

В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским , военным , судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и , управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика , глобальная или мировая политика) .

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

Основные подходы [ | ]

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

  • Субстанциональный . Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Никколо Макиавелли , Макса Вебера и Карла Маркса .
  • Институционный . Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, Владимир Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.
  • Социологический . В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп , реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.
  • Телеологический . Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска Компромиссов , и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов , областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия - с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

Альтернативные определения [ | ]

  • Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество , а τικός (тикос) - интерес ; (дословно - «множество интересов») [ ] . Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос , а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос ) ;
  • Политика - искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика - управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
  • Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства ;
  • Политика - это управление распределением ресурсов;
  • Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти ;
  • Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами , будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает ;
  • Политика - это участие в делах государства , направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
  • Политика - это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика;
  • Политика - всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем-либо или кем-либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
  • Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
  • Политика - форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них - партии и церковь;
  • Политика - это искусство объединения людей;
  • Политика - это борьба за право устанавливать свои правила игры;
  • Политика - искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
  • Политика - приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
  • Политика - исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
  • Политика - меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

Функции [ | ]

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

  • Реализация интересов социальных групп , имеющих значимость с точки зрения власти .
  • Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство .
  • Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
  • Рационализация отношений между людьми и смягчение противоречий в обществе, поиск разумных решений возникающих проблем.
  • Постановка целей развития общества, определение связанных с ними задач управления и способов их достижения.
  • Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов в обществе через политические механизмы, такие как формирование государственного бюджета .
  • Поддержание политической коммуникации между различными социальными группами через средства массовой информации , посредническую деятельность в создании площадок для контактов власти и организаций гражданского общества , представителей конфликтующих сторон.
  • Гарантия политических прав и свобод граждан , соблюдение принципов социального равенства и справедливости .

Структура [ | ]

В политике выделяются субъекты, или акторы - свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты - общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему , политический режим и политические процессы.

Виды [ | ]

Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

  • По целевой сфере общества:
и т. п.
  • По направлению или масштабу: внутренняя и внешняя .
  • По содержанию и характеру:
  • прогрессивная,
  • реакционная,
  • научно-обоснованная,
  • волюнтаристская.
  • По субъектам: политика мирового сообщества , государства, организации и т. д.
  • Политические процессы и общество [ | ]

    От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.

    В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    Политические системы и идеологии [ | ]

    На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

    Известные политические деятели [ | ]

    (греч. πόλις ) исторически формировались как городские общины с самоуправлением, которые конституировали себя в качестве политической формации, общности - эта форма самоорганизации общества была типична для Древней Греции . Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю . С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления . Политика, как методология управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы) в которых формировалась будущая элита.

    Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э . Аристотелем , который предлагал для него следующее определение: политика - это искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события - хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль . Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

    1. Теологическое . В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.
    2. Антропологическое . Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).
    3. Биологическое . Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал - таких, к примеру, как агрессивность , инстинкт самосохранения , борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц , в частности, увязывал с феноменом агрессивности войны , революции и другие конфликты , имеющие место в жизни общества .
    4. Психологическое . Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности , интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики . В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд , ассоциировавший природу политики с бессознательным .
    5. Социальное . Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего - по мере роста его сложности и развития социальной стратификации . В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция , которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:
      1. Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности . Последняя, в свою очередь, способствует развитию экономики , её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности , обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.
      2. Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.
      3. Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий , находящихся под контролем указанного сообщества.

    Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами - посредством обычаев , моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти . В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти - анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья - как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

    Сущность политики

    В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским , военным , судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и , управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика , глобальная или мировая политика) .

    Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

    Основные подходы

    В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

    1. Субстанциональный . Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Н. Макиавелли, М. Вебера и К. Маркса.
    2. Институционный . Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, В. Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.
    3. Социологический . В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп , реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.
    4. Телеологический . Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

    Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска компромиссов , и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов , областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия - с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

    Альтернативные определения

    • Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество , а τικός (тикос) - интерес ; (дословно - «множество интересов») [ ] . Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос , а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос ) ;
    • Политика - искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика - управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
    • Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства ;
    • Политика - это управление распределением ресурсов;
    • Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти ;
    • Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами , будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает ;
    • Политика - это участие в делах государства , направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
    • Политика - это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика;
    • Политика - всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
    • Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
    • Политика - форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь;
    • Политика - это искусство объединения людей;
    • Политика - это борьба за право устанавливать свои правила игры;
    • Политика - искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
    • Политика - приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
    • Политика - исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
    • Политика - меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

    Функции политики

    В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

    1. Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
    2. Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство .
    3. Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
    4. Рационализация отношений между людьми и смягчение противоречий в обществе, поиск разумных решений возникающих проблем.

    Структура политики

    В политике выделяются субъекты, или акторы - свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты - общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему , политический режим и политические процессы.

    Виды политики

    Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

    1. По целевой сфере общества: экономическая , социальная , научно-техническая, военная и т. п.
    2. По направлению или масштабу: внутренняя и внешняя .
    3. По содержанию и характеру: прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная и волюнтаристская.
    4. По субъектам: политика мирового сообщества , государства, организации и т. д.

    Политические процессы и общество

    От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.

    В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    • Политическая партия - организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

    В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику , политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

    В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

    Как отмечается международной организацией Оксфэм , «во многих странах имущественное неравенство ведёт к дисбалансам в политической репрезентации отдельных групп общества. Политические и экономические правила и решения благоволят к богатым в ущерб всем остальным» .

    Политические системы и идеологии

    На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

    Что такое политика? В самом упрощенном виде - это особая форма деятельности, направленная на управление обществом, завоевание и удержание власти, а также предоставление гарантий безопасности граждан. В этом отношении политика, в узком значении этого слова, заканчивается там, где начинаются революционные процессы - создание иных «правил игры», в свою очередь, порождающих новые стандарты политической деятельности.

    Идеология и партии

    Кроме того, говоря, что такое политика, необходимо учитывать идеологические взгляды, партийные стратегии и общественные интересы как структурные компоненты политики. Идеологические взгляды зачастую формируются на основе сложившихся культурных, ментальных и исторических традиций. По своей природе они выражают ментальные интересы различных социальных групп, проживающих на территории одного государства, но объединенных единым пониманием политических процессов. К примеру, структурная дихотомия немецких ХДС и СДПГ. Христианские демократы - это католики, они либералы и правые. Социал-демократы - протестанты и левые. Соответственно, формируются различные партийные стратегии на основе интересов и взглядов социальных и профессиональных групп, поддерживающих, соответственно, ХДС и СДПГ.

    Люди и институты

    Описывая, что такое политика, необходимо сразу подчеркнуть, что любая политическая деятельность осуществляется в рамках институтов власти, легитимных механизмов, позволяющих инкорпорировать социальные интересы в политические. Это не означает, что одна персона не может сконцентрировать в своих руках всю полноту власти (к сожалению, часто происходит именно так), однако в этом случае правитель сам становится Классический пример - знаменитое выражение Людовика XIV: «Государство - это Я».

    Политика проявляется в различных формах, имеет различные измерения. Политическая деятельность - это всего лишь одна из форм ее проявления, однако она не раскрывает всей сути «политического». Возьмем, к примеру, корпоративные структуры. Что такое политика в организации или в бизнесе? Нередко мы встречаем выражение «политика фирмы», «наша политика», «политика профсоюзов» и т.д. Ведь, по сути, в таком случае речь не идет о государственном управлении. Мы сталкиваемся с выбором определенного ценностного набора и «правил игры». На самом деле нам предлагают ограничить свою свободу общими, корпоративными интересами и действовать уже не в своих, а в общих интересах, которые негласно признаются приоритетными по отношению к интересам отдельной личности.

    Выводы

    Таким образом, давая определение политики, мы должны исходить из трех основных предпосылок: соотношение личного и корпоративного; идеологический выбор и ценностный набор; цели политики и государства, а также их провайдеров - партий и политических институтов. В итоге получается, что политика - это деятельность (философия деятельности), ориентированная на укрепление и развитие доминирующих корпоративных связей на основе определенных принципов и стратегии развития организации. Причем неважно, какова социальная природа самой организации. Важно лишь ее доминирующее положение по отношению к личности.