Рождение европейской средневековой цивилизации кратко. Рождение средневековой европы. Каролинги. Франкская империя

Римский и германский миры. Еще задолго до своей гибели Римской империи вступила в полосу упадка. С III в. резко ухудшилось состояние экономики: сокращались посевные площади, падала урожайность, замирали торговля и ремесла.

Серьезных изменений претерпел и государственное устройство Рима. Император считался уже не первым среди равных, а обладателем, лицом священной. «Нет власти не от Бога» - это положение христианского учения лучше соответствовало тогдашнему положению вещей. Увидев в новой вере обосновать свою власть, римские императоры прекратили гонения на христиан. Сначала Константин Великий разрешил открыто исповедовать христианство, а 8381 г. оно было объявлено государственной религией.

Совсем другим стало и римское войско. Те времена, когда оно состояло только из полноправных римских граждан, отошли в прошлое. Обычным стал набор воинов из варваров - тех, кто говорил не на латыни и не на греческом языке. В будущем это имело пагубные для Рима последствия, превратившись в одну из главных причин гибели империи.

К северу от Альп проживали многочисленные варварские племена германцев, кельтов, славян. их языки принадлежат к одной, индоевропейской, языковой семьи. Видимо, далекие предки этих народов жили по соседству. Первыми ослаблением Римской империи воспользовались германцы.

Древней родиной германцев были южное и северное побережье и острова Балтийского моря, Скандинавский и Ютландский полуострова. Глобальное похолодание заставило германцев постепенно переселяться в теплые края. В начале нашей эры они уже занимали пространство между реками Рейн, Одер и Дунай. Земли, пригодной для земледелия, здесь было немного. Преобладали прекрасные пастбища. Поэтому главным занятием германцев стало скотоводство, а основным богатством - быки, волы и коровы. Неплохо знали германцы и земледелие. Они пользовались сохой и плугом, выращивали ячмень, просо, пшеницу, лен. Достаточно активно германские племена занимались торговлей, в частности с римлянами. Жили они в небольших деревнях или хуторах. Римский историк Корнелий Тацит (ок. 55-120) сообщает, что они «поселяются на расстоянии друг от друга, где кому понравится ручей, поляна или роща». Для жилья строили длинные и высокие деревянные дома, рассчитанные на большую семью с 20-30 человек. В непогоду там держали и скот.

Жили германцы общиной. Ее членами считались свободные равноправные мужчины, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом. Вместе они были воинами и имели право участвовать в народном собрании. Германцы много воевали, но не потому, что отличались какой-то особой агрессивностью. Так обычно происходило с разными народами на той стадии их развития, когда вследствие появления имущественного неравенства внутри общины выделялись влиятельные люди - знать. Рабов германцы имели немного. Они работали рядом с хозяином, жили в доме, питались с ним за одним столом. Нередко рабов отпускали на волю или даже усыновляли.

Высшим органом власти у германцев было народное собрание. В них принимали участие все совершеннолетние свободные мужчины, за исключением тех, кто трусостью опозорил себя в битве. Народное собрание рассматривали вопросы войны и мира, судили преступников, избирали из числа самых знатных соплеменников старейшин и вождей. Племенные вожди, или конунги, возглавляли войско и представляли интересы племени в международных делах. Совет старейшин решал текущие прежде судебные, дела. Германцы не знали письменности, поэтому свои обычаи и законы передавали следующим поколениям устно - от отца к сыну.

Отдельное место в германском обществе занимали предводители дружин. Вокруг этих отважных и храбрых воинов собиралась молодежь, искала приключений и обогащения в военных походах, точнее - в разбойных набегах на соседей. Впоследствии жена превратилась в настоящее войско, а из дружинников выделилась служила знать. Она вытеснила из окружения конунга племенных старейшин и все решительнее влияла на его действия. Считалось, что члены определенного рода отличаются особой доблестью и удачливостью, поэтому из него выбирали конунгов. Отступить с поля битвы означало покрыть себя позором. Когда такое случалось, то навстречу немцам, которые потеряли мужество сражаться с врагом, выбегали их матери и жены. Они требовали убить себя и тем спасти от плена и рабства. Нередко это заставляло воинов вернуться и продолжать бой. Германцы были убеждены, что война является лучшим с занятий, а смерть на поле боя - достойный.

С IV в. среди германцев начало распространяться христианство в виде арианства. Оно объявляло Христа существом, ниже Бога Отца, и за это позже осуждалось церковью. Первыми арианство приняли готы. Среди них проповедовал священник Ульфила, который перевел Библию с латыни готским языком. Христианизация ускорила возникновение у германцев государства. Королей германцы выбирают по знатностью, а военачальников - за доблестью. При этом короли не имеют неограниченной или произвольной власти, а вожди стоят во главе скорее потому, что подают пример, а не потому, что пользуются правом приказывать; потому, что они сильные, выделяются в бою, сражаются впереди войска и этим вызывают недоумение...

В незначительных делах советуются старейшины, в важных - все, причем те дела, по которым решения принимаются народ, предварительно обсуждаются со старейшинами...

Во время боя вождю стыдно, если его жена покажет себя храбрее его, жене же стыдно отставать от вождя. Вернуться живым из боя, в котором погиб вождь, - значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестием... Вожди сражаются за победу, дружинники - за вождя. Если племя, в котором они родились, прозябает в длительном мире и бездействия, то многие знатных юношей подаются в тех племен, которые в то время сражаются. Ведь этот народ не терпит покоя, и проще отличиться среди опасностей, а прокормить большую дружину можно только грабежом и войной...

Землю занимают все поочередно по числу рабочих и впоследствии разделяют ее между собой по достоинству...

Ни один народ не является щедрым и гостеприимным, как германцы. Считается грех отказать кому-то из смертных в приюте. Каждый угощает лучшей пищей соответствии по средствам...

Те, кто достиг юношеского возраста, отпускают волосы и бороду и до тех пор не изменяют такой внешности... пока не убьют врага... В трусливых и невоинственных этот ужасно так и остается. Храбрые носят на себе железное кольцо, словно кандалы, пока не убьют врага.

Политическая организация феодального общества не оставалась неизменной. Первыми государствами западноевропейского Средневековья были варварские государства, образовавшиеся в V-VI вв. на территории Западной Римской империи: Вестготское, Франкское, Остготское, Бургундское, Лангобардское и др. Варварские королевства очень быстро прекратили свое существование, оставив о себе память в средневековом эпосе. Самым жизненным оказалось Франкское королевство, которое переросло в сильное самостоятельное государство.

Меровинги - первая королевская династия, правившая во Франкском государстве. Название получила по имени полулегендарного основателя рода - Меровея. Франкское государство периода Меровингов возникло в конце V века на части территории Западно-Римской империи. Произошло это в результате обширных завоеваний, успешно осуществленных первым франкским королем Хлодвиком I . В то время среди франков только короли имели право носить длинные волосы, которые стали их отличительным признаком. У франков существовало поверье, что в волосах королей таиться магическая сила, которая приносит королям удачу в государственных делах, наделяет их доблестью и отвагой, обеспечивает им военные победы. Когда короля династии Меровингов хотели лишить власти и короны, ему остригали волосы. И не раз члены королевского рода предпочитали расстаться с жизнью, нежели со своими длинными волосами.

Каролинги - королевская, затем императорская династия во Франкском государстве. Династия получила свое название по имени Карла Великого, создавшего огромную державу.

Образование Франкского государства. Племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В него вошли хамавы, бруктеры , сугамбры и некоторые другие племена. В IV в. франки расселились в Северо-Восточной Галлии как союзники Римской империи. Они жили обособленно от галло-римского населения и не подвергались в это время романизации. Франки делились на две группы - салических , живших у морского побережья, и рипуарских, расселившихся на восток от реки Маас. Во главе отдельных областей стояли самостоятельные князья. Из княжеских династий наиболее сильными являлись Меровинги, правившие у салических франков. Их легендарным родоначальником считался Меровей («рожденный морем»). Третий представитель династии Меровингов Хлодвиг (481-511гг.) распространил свою власть на всех франков. С помощью подкупа, предательства, насилия он истребил всех других князей, среди них и многих сородичей, и начал править как единый король. Собрав большое войско, Хлодвиг нанес поражение римскому владетельному князю Сиагрию, и уже в начале VI в. большая часть Галлии (кроме Бургундии н а юго-востоке, Септимании на юге и Бретани на западе) была завоевана франками. Чтобы укрепить свою власть и получить поддержку христианского духовенства и галло-римской аристократии, Хлодвиг вместе со своей дружиной и приближенными принял в 496 г. римско-христианскую веру. С этого времени установились дружественные отношения между франкскими королями и папами. Хлодвиг поделил королевство между своими сыновьями. В доме Меровингов вошло в традицию делить государство на уделы, однако в принципе оно считалось единым и по временам объединялось под властью одного короля.

Расширение Франкского королевства. При сыновьях и внуках Хлодвига произошдо расширение Франкского королевства за счет подчинения Бургундии, германских герцогств Тюрингии, Баварии, области на востоке от Рейна - Франконии. Также франки захватили принадлежавший Остготскому государству Прованс. Франкское государство занимало почти всю Галлию и значительную часть Германии, являясь самым крупным варварским королевством на Западе. В его состав входили разные этнические территории, которые находились на разных уровнях своего социально-экономического развития

Франкское общество по «Салической правде». О хозяйственной жизни и общественном строе франков во времена первых Меровингов богатый материал содержит «Салическая правда», записанная, видимо, при Хлодвиге. В отличие от других варварских правд, «Салическая правда» отражала сравнительно архаические порядки, не подвергшиеся влиянию римского права. Это дает возможность проследить раннюю стадию разложения первобытнообщинных отношений и формирования раннефеодального строя у франков. Позднейшие дополнения к «Правде» позволяют судить о дальнейшем развитии этих процессов в VI-VII вв. Уровень хозяйственной жизни франков был выше, чем у германских племен.

Франкское государство при династии Каролингов.
В период Каролингов (конец VII в до середины IX в.) Франкское государство значительно окрепло и расширилось, превратившись в империю. Это было обусловлено тем, что правители новой династии пользовались поддержкой многочисленного слоя средних и мелких землевладельцев, заинтересованных во внешних завоеваниях и укреплении государственной власти для подчинения и закрепощения свободных крестьян.

Карл Великий проводил завоевательную политику с целью создания мировой империи. Завоевание огромных территорий намного расширило границы Франкского государства. Теперь оно простиралось от реки Эбро и Барселоны до Эльбы и Балтийского побережья, от Ламанша до Среднего Дуная и. Адриатики, включая почти всю Италию. Созданная Карлом Великим империя занимала, таким образом, значительную часть территории бывшей Западной Римской империи, в том числе и ее столицу Рим. Это оживило римскую державную традицию. Карл Великий не хотел довольствоваться титулом короля франков, а претендовал на титул всемирного монарха, «императора римлян». В 800 г., когда он находился в Риме, папа Лев III короновал его в Латеранской церкви короной «римских императоров». Ценой значительных территориальных уступок удалось добиться признания императорского титула франкского короля со стороны восточно-римского императора.

Воссозданная франкским королем империя только по названию походила на древнюю Римскую империю. Она не только территориально была меньше, но и намного слабее в военно-административном отношении. Карл Великий пытался использовать вновь приобретенный императорский титул для укрепления своей власти внутри государства и повышения международного престижа. Все население, от знати и до рабов, должно было принести ему присягу в верности.

Предпринимались попытки создать централизованный аппарат управления по римскому образцу. Большое значение имело подчинение императором римской церкви и ее главы - папы. Господство над западной церковью стало орудием международной политики империи.

Междоусобицы и Верденский раздел. Борьба феодальной знати против королевской власти усугублялась династическими смутами. Сыновья Людовика Благочестивого, который унаследовал от Карла Великого императорскую власть, требовали раздела империи и выделения каждому самостоятельного королевства. В 817 г. был произведен первый раздел.

В 843 г. в Вердене был заключен договор о разделе империи Карла Великого между его внуками - Лотарем, Людовиком Немецким и Карлом Лысым. Первый, сохраняя за собой титул императора, получил Италию (кроме южной, принадлежавшей Византии) и промежуточные территории между западно-франкским и Восточно-Франкским государствами, первое из которых досталось Карлу Лысому, а второе - Людовику Немецкому. Таким образом, раздел был произведен в основном по этническому признаку. На территории вновь образовавшихся государств сформировались впоследствии три западно-еврейские народности - французская, немецкая и итальянская. К началу Х в. императорский титул потерял значение и исчез.

Таким образом, X-XII вв. – время полицентризма в Западной Европе. Крупные феодальные владения превратились в самостоятельные государственные образования, лишь номинально зависящие от центральной власти. Короли вели борьбу с феодальной вольницей, но это ни к чему не привело. В результате возникли государства, в которых власть короля была ограничена органами сословного представительства – кортесы в Кастилии 1137 г., парламент в Англии 1265 г., генеральные штаты во Франции 1302г.

К концу Средневековья сложились централизованные государства с укрепившейся властью монарха, переросшую в раннее Новое время в абсолютную монархию.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Сформулируйте и раскройте характерные черты западноевропейского феодализма.

2.Что лежит в основе периодизации Средневековья?

3.Что лежало в основе деления средневекового общества на сословия?

4.Почему в раннее Средневековье в Европе было мало городов? Когда и в связи с чем города стали возрождаться?

5. В чем состояли причины кризиса XIV-XV вв. средневековой Европы?

ТЕМА 8

ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

§ 1. Рождение средневековой Европы

1 . Римский и варварский миры в середине I тысячелетия

Крах Римской империи, на развалинах которой зародилась средневековая Европа, стал следствием длительного упадка экономики. Приходили в запустение земледелие и ремесла, земля не обрабатывалась, власть императоров постепенно ослаблялось.

Кризис углублялся, и в духовной жизни Римского государства. Вместе с уничтожением гражданских свобод произошел моральный упадок римского общества. На смену язычеству пришло христианство, которое стало приобретать характер государственной религии.

Упадок и некогда непобедима римская армия. Она превратилась в малорухливу военную массу, поколениями проживала в укрепленных лагерях вдоль границ империи. Армия потеряла высокие боевые навыки знаменитых римских легионов и за своим вооружением и военной тактикой почти не отличалась от ополчений варваров.

Воин-варвар

Каменные столбы Калланіша

Соотношение сил между Римской империей и варварской периферией постепенно менялось в пользу варваров. Особенно большую роль в судьбе поздней Римской империи сыграли ее северные соседи - германские племена. Германцы впервые попали в поле зрения римлян И ст. к н. е. Римляне поначалу приняли их за галлов (кельтов), однако в конце И в. н. е. выдающийся римский 14 историк Корнелий Тацит довольно четко определяет германцев как особую группу племен.

Германцы тогда жили общиной на территории между реками Рейном, Одером и Дунаем. Основные средства для жизни получали, занимаясь скотоводством. Скот у германцев была главным богатством и использовалась как мерило стоимости. Кроме того, они занимались земледелием, которое с V века. приобретает первостепенное значение. Для обработки земли германцы использовали легкий плуг или рало. Они сеяли лен, овес, просо, пшеницу, ячмень, выращивали огородные культуры, в частности капусту и салат. Представители германских племен вели торговлю с римлянами.

Историческая изюминка

Сына и преемника Константина Великого императора Констанция, который прибыл в IV ст. в Рим из Константинополя, поразил внешний вид жителей Вечного города: здесь почти не было людей, одетых в традиционные тоги. Рим был наполнен выходцами с Востока - египтянами, сирийцами, иудеями, чаще всего случались германцы. Удивительно, но даже коренные римляне почему-то пытались подражать одежду и поведение тех, кого на протяжении многих веков сами же презрительно называли варварами, то есть теми, кто не владел даже «человеческим» языком, а произносил лишь непонятные фразы вроде «вар-вар».

Постепенно под влиянием внутренних факторов и римского общественного строя у германцев начала расти имущественное неравенство. Среди свободных членов общины отличаются знатные люди. Общественное расслоение было частично обусловлено появлением рабов из пленных. Однако германцы наделяли рабов участками земли и, подобно римских колонов, предоставляли возможность самостоятельно вести Хозяйство. Это была патриархальная форма рабства, которая со временем превратилась в один из видов феодальной зависимости.

Важные дела германцы обсуждали на народных собраниях, которые назывались тинг. На них присутствовали все взрослые мужчины, которые носили оружие. Народные собрания избирали совет старейшин, решала, прежде всего, судебные дела.. Были у германцев также конунги (будущие короли) и военные вожди.

Главную боевую силу германцев составляли военные жены. Дружинники находились в полной зависимости от своих военных вождей: клялись им в верности, получали от них оружие, коней, часть добычи.

В IV - V вв. в политическом строе германцев происходили важные изменения. Они объединились в крупные военно-племенные союзы, получили свои наименования по названиям господствующих племен. Так возникают германские народности алеманнов, баваров, франков, саксов, тюрінгів и др. Из числа дружинников выделилась Ящик св. Колумбы (VI в.). Племена скоттов брали ящик в битвы как талисман так называемая служилая знать. Она начала сплачиваться вокруг конунга, вытеснять из его окружения племенных старейшин и все активнее влиять на его действия. Одновременно укреплялась и власть конунгов.

Орнамент - типичный признак искусства варваров - использовался в памятниках времен христианизации варварских племен

Крест св. Мартина. Шотландия. VII -VIII вв.

Важную роль в становлении государственности сыграло распространение христианства среди германцев. В IV ст. епископ Ульфіла обративший в христианство готов. Для этого ему пришлось перевести Библию на готском языке и создать для своей новой паствы письменность на основе греческого алфавита.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

И ст. Римский историк Корнелий Тацит о германцах

Племена, которые населяют Германию, испокон веков составляют самобытный народ, который сохранил первозданную чистоту и похож лишь на себя самого... Германцы поразительно похожи между собой: голубые глаза, находчивый взгляд, русые волосы, крепкое телосложение...

Королей германцы выбирают по знатностью, вождей - за победой. Однако и короли не наделены в них неограниченной властью, вседозволенностью. Вожди решительные, имеют достоинство, сражаются всегда впереди войска и этим вызывают уважение. Однако ни наказывать, ни заковывать, ни налагать телесное наказание не позволяется никому, кроме жрецов... Менее значительные дела рассматриваются на совете старейшин, а дела поважнее обсуждаются всеми...

На народных собраниях избирают также старейшин, которые творят суд по округам и поселках...

В бою постыдно вождю уступить кому-либо в доблести, не менее постыдно дружине не уподобиться доблести вождя. А выйти живым из боя, в котором погиб вождь, - бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, совершать отважные поступки, думая только о славе, - первейшая их обязанность: вожди сражаются ради победы, дружинники - за своего вождя... От щедрот своего вождя дружинники ждут себе и боевого коня, и окровавленной, победной фрамегт копья). Вместо платы у них - еда и обильное угощение на пирах. Возможности для подобного расточительства возникают лишь войны и грабежи...

Цели урока:

Обучающая: изучить особенности зарождения средневековой цивилизации под влиянием античной и варварской культур.

Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умения работать в парах, осуществлять самоконтроль.

Воспитательная: воспитание активности и самостоятельности при выполнении определенных заданий.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристическая беседа, лекция, иллюстрация, видеометод, работа учащихся с учебником.

Оснащение урока: мультимедийный компьютер, экран, проектор, карты: “Цивилизации Древнего Востока”, “Китай и Индия в древности”, “Завоевания Александра Македонского”, “Римская империя – I до н.э. – I в. н.э.”, “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи”, учебник “Россия и мир” – 10-й класс, авторы О.В.Волобуев, В.А. Клоков и др.; учебный диск MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира”, презентация PowerPoint (Приложение1).

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания: фронтальный опрос (устно); проверочный тест (письменно).

III. Изучение нового материала:

1) Поздняя Римская империя.

2) Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

3) Влияние античности и варварских народов на Средневековье.

4) Роль христианской церкви в формировании средневекового общества.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока. Слайд № 1, 2 (Приложение 1).

Работа в тетрадях: запись темы и плана урока.

II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос: слайд № 3 (Приложение 1).

Работа с картами: “Цивилизации Древнего Востока”, “Китай и Индия в древности”, “Завоевания Александра Македонского”.

Задания на слайдах № 4, 5 (Приложение1).

Оценочная шкала:

семь/шесть правильных ответов – оценка 5;

пять правильных ответов – оценка 4;

четыре правильных ответа – оценка 3;

менее четырех правильных ответов – оценка 2.

Тест проверяется в парах.

Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Прежде чем приступить к изучению первого пункта нашей темы, вспомним основные периоды в развитии римского государства.

Предполагаемый ответ учащегося. Основание Рима – 753 г. до н.э.; царский период – VII–VI вв. до н.э.; республиканский период – III–II вв.до н.э.; императорский период – I в до н.э. – V в. н.э.; падение Западной Римской империи – 476 г.н.э.

Учитель. Пик римского могущества в Средиземноморье пришелся на период I в. до н.э. – II в. н.э., который получил в истории название ранняя империя. Действительно могущество Рима в этот период распространилось на все побережье Средиземного моря. Риму подчинились народы, говорившие на разных языках, исповедовавшие разные религии, стоящие на различных ступенях цивилизационного развития. Жители покоренных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вспомните, что означает этот термин?

Предполагаемый ответ учащегося. Романизация – процесс, в ходе которого завоеванные Римом народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства и культуру.

Учитель. Да, действительно, римское влияние на завоеванные народы можно проследить буквально во всем – одежда, язык, религия, способы ведения хозяйства. Но примерно с III в. н.э. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Рим перестал вести завоевательные войны, поток пленников – потенциальных рабов иссяк, крупные земельные владения начинают испытывать недостаток бесплатной рабочей силы. Попытка использовать усовершенствованные орудия труда для увеличения производительности не могла увенчаться успехом, так как рабу, не заинтересованному в результатах своего труда, нельзя было доверять эти орудия. Следовательно рабство из основы римской экономики превращается в тормоз, мешающий ее развитию. Какую же причину кризиса Римской империи мы назовем первой?

Предполагаемый ответ учащегося. Рабство – тормоз для развития римской экономики.

Работа в тетрадях: запись заголовка “Основные причины кризиса Римской империи” и его первой причины. Слайд № 7 (Приложение 1).

Работа в тетрадях: заполние схемы с помощью текста учебника (рисунок 1).

Проверка заполнения схемы осуществляется при помощи слайда № 6 (Приложение 1).

Учитель. Разрушительная полоса гражданский войн, поразивших Римскую империю в III в. н.э., усугубила экономический кризис. Результатом военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали поступать в казну государства. Спасаясь от разорения и императорских чиновников, римское городское население бежало в деревни, где пополняло ряды мелких арендаторов – колонов. Города, некогда бывшие центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Как сформулировать вторую причину кризиса Римской империи?

Предполагаемый ответ учащегося. Разорение хозяйства страны, свертывание торговли, упадок городов в результате гражданской войны.

Работа в тетрадях: запись вторй причины кризиса Римской империи.

Учитель. Междоусобицы, в ходе которых легионы то и дело возводили на трон “солдатских императоров”, ослабляли Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как наделять земельными участками за военную службу стало сложно из-за упадка земледелия в стране. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступившие на римскую службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к постепенному отчуждению армии от интересов гражданского римского населения. Из всего выше изложенного какие еще причины кризиса Римского государства можно выделить?

Предполагаемый ответ учащегося. Натиск варварских племен, ослабление центральной власти в связи с частой сменой императоров, отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.

Работа в тетрадях: запись остальных причин кризиса Римской империи. Слайд № 7 (Приложение 1).

Учитель. Для изучения второго вопроса нашей темы найдите в учебнике карту “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи”. На данном этапе урока наша задача заключается в том, чтобы выявить причины Великого переселения народов в IV в.н.э. и его роль в гибели Западной Римской империи. Среди народов, соседствующих с Римской империей и активно поддерживающих с ней связь, были германские и славянские племена. Римляне называли их варварами. В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли от их набегов свои границы. Но ослабление Римской империи из-за пережитых кризисов и гражданских войн не позволило остановить римлянам массовое переселение германских племен вглубь империи. Массовое передвижение, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великое переселение народов.

Работа в тетрадях: запись “IV в. н.э. – Великое переселение народов”.

Учитель. Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Начав движение у северных границ Китая, они дошли до Урала, Волги и Черного моря.

Учащиеся прослеживают по карте направление передвижения племен гуннов.

Учитель. Спасаясь от степных кочевников германские племена начали массовое переселение в пределы Римской империи. Часть германских племен стали союзниками Рима. Другая часть, расселившись на ее северных границах, стала совершать разорительные набеги на римские поселения. Среди германских племен, сыгравших главную роль в падении Западной Римской империи необходимо отметить племена англов, франков, саксов, остготов, вестготов, вандалов.

Работа в тетрадях: запись названий германских племен. Слайд № 8 (Приложение 1).

Работа с картой “Великое переселение народов”. Слайд № 8 (Приложение 1).

Учитель. В 395 г. н.э. после смерти императора Феодосия Великого, империя разделилась на Восточную и Западную. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь. Силы Западной Римской империи были подорваны. Рим, некогда процветающий город, подвергался нападению и разорению варварами: 410 г.н.э. – взятие Рима готами; 455 г.н.э. – разрушение Рима вандалами. За 21 год после разгрома вандалами “вечного города”, в Западной Римской империи сменилось 9 императоров – ставленников римской знати и германских военных вождей. В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой “лоскутное одеяло”, где хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. В 476 г.н.э. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и объявил себя правителем. Этот год вошел в историю как год падения Западной Римской империи.

Работа в тетрадях: запись основных дат и событий. Слайд № 9 (Приложение1).

Для более эмоционального восприятия учащимися событий, связанных с падением Западной Римской империи, для большей наглядности и лучшего усвоения информации демонстрируется отрывок с учебного диска MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира”. Тема: “Цивилизация Древнего Рима”. Подтема “Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи” (6 минут).

Учитель. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.

Работа с картой “Варварские королевства в V в. н.э.”.

Проверка заполнения таблицы осуществляется при помощи слайда № 10 (Приложение 1).

Учитель. Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов.

Работа в тетрадях: при помощи текста учебника заполняется таблица “Влияние античности и варварских народов на Средневековье” (рисунок 3).

Преподаватель может отслеживать оформление таблицы либо в процессе ее заполнения, либо после окончания всей работы при помощи слайда № 11 (Приложение 1).

Учитель. Последняя задача, которую необходимо решить на сегодняшнем уроке, заключается в том, чтобы выяснить роль христианской церкви в политической и экономической жизни средневекового общества.

Работа в тетрадях: с помощью текста учебника найти и записать причины, которые позволили превратиться христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья.

Контроль и самоконтроль выполненного задания. Слайд №12 (Приложение 1).

Работа в тетрадях: оформление вывода по изученной теме. Слайд № 13 (Приложение 1).

IV. Закрепление изученного материала . Слайд № 14 (Приложение 1).

V. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным учащимся.

VI. Домашнее задание. Подготовить устное сообщение о правителях варварских королевств Хлодвиге, Карле Мартелле, Карле Великом.

Литература

  1. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.Н. и др. История Средних веков. Европа. Минск. 2000.
  2. Игнатов А.В.. Методическое пособие. М. 2005.
  3. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. Смоленск. 1995.

Средневековая Европа возникла на руинах Римской империи не сра-зу, а на протяжении нескольких столетий. Она образовалась в результа-те нашествия варварских племен, и прежде всего германских. Эти на-шествия завершили продолжительный процесс объединения римского и варварского миров.

Как смогли соединиться эти не похожие между собой миры, что и привело к появлению европейского средневековья?

За несколько веков до гибели Римская империя начала приходить в упадок, численность ее населения сокращалась. Коренных жителей на Апеннинском полуострове становилось меньше, чем чужаков — галлов, германцев и других племен. Новопоселенцы не воспринимали культуру греков и римлян. Усиливалась варваризация общества, что оказалось для Рима более опасным, чем вражеские нападения. Люди становились более грубыми, их взгляды на жизнь — более примитивными. Если в бытность свою римляне жили, следуя законам предков, то новые поколения стали морально опускаться, стремясь лишь к богатству и развлечениям. Распространение «чужих» рели-гий ослабляло старую веру. Вместе с тем усилива-лось влияние христианства. Вначале государствен-ная власть запрещала веру Христову, но, в конце концов, образумилась и в 313 г. провозгласила сво-боду вероисповеданий. Еще через 12 лет верхушка духовенства на собрании в Никее приняла символ веры — краткое изложение христианского вероуче-ния. Начиная с императора Константина, римские властители исповедовали христианство. С тех пор между государством и церковью воцарились мир и согласие. Победа христианства означала заме-ну старого мировоззрения новым, воспринятым и средневековой Европой.

В империи нарастал хозяйственный кризис. Сокращалось произво-дство, обесценивались деньги, замирала торговля. Недостаток рабов послужил причиной упадка больших рабовладельческих хозяйств — латифундий. Рабы работали неохотно, кое-как, поэтому в сельском хозяйстве все больше использовалась работа колонов и прикрепленных к земле крестьян. Процесс замены рабского труда крестьянским завер-шился позднее, уже в средние века.

Изменялось также политическое устройство Римской империи. Государственная власть становилась деспотичной. Бывшие граждане превращались в безвольных подданных жестокого императора. Власть убивала в римлянах чувство ответственности за судьбу государства. Дошло до того, что они уже не хотели служить в армии. Императоры были вынуждены набирать в войско наемников-варваров, которые и подавно были равнодушны к судьбе Рима. Варваризация армии стала одной из основных причин упадка и гибели Римской империи.

Рим, таким образом, оказался не в состоянии выдержать натиск вра-жески настроенных к нему варварских племен, с которыми он столетия-ми воевал. Набеги многочисленных племен кельтов, германцев, славян, фракийцев и сарматов ускорили гибель этого исполинского государства. Материал с сайта

Особую роль в уничтожении Западной Римской империи сыграли гер-манцы. Римский историк Корнелий Тацит описал их людьми рослыми, голубоглазыми, русыми, решительными, выносливыми и терпеливыми.

Германские племена франков, англов, лангобардов, вандалов, вест-готов (западных готов), остготов (восточных готов), бургундов и других занимались больше скотоводством, чем земледелием: не хва-тало пахотных земель. Они селились в основном небольшими хутора-ми, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга. Жили германцы общинами, тем не менее уже делились на богатых и бедных, знатных и простых. Использовали работу подневольных людей, кото-рых иногда отпускали на волю или усыновляли. Хотя в германских семьях главенствовали мужчины, к женщинам относились с большим уважением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам: