Социальные роли в школе. Человек в малой группе Какие у школьников социальные роли

Настоящий педагог не только учит, но и учится сам. И прежде всего у детей. А трудные дети – странные, неблагополучные, выбивающиеся из общей колеи – становятся для него учителями вдвойне.
Именно такие дети вольно или невольно бросают педагогу вызов – и особенно классному руководителю. Ему ведь приходится постоянно разгребать и улаживать конфликты, вспыхивающие то и дело по вине того или иного «изгоя».
Именно дети-изгои больше других напоминают учителю, каково значение индивидуальности. У каждого из них – свой мир, своя логика действий. С ними хочешь не хочешь, а без индивидуального подхода отношений не наладить. Так и будут уроки срывать да в классе провоцировать то бойкот, то травлю, то смешки…
Так какие же они, дети-парии? Откуда берутся? И можно ли подыскать к ним ключик, разобраться в их поведении и привычках?
Труднее всего, наверное, преодолеть собственное предубеждение. Различить в баламутящем класс и внешне отталкивающем ребенке – боль и беду.

Татьяна Алексеева,
кандидат филологических наук

Мишени для бойкота

По материалам работы известного социолога А. Сперанского «Система социальных ролей в ученическом классе»

Ученики могут найти повод для бойкота даже там, где для него, казалось бы, нет видимых причин. В каждом классе неизбежно распределение по ролям. Есть роль лидера, но есть и роль изгоя. И тут уже не личные качества определят, быть бойкоту или не быть, а особенности роли.

О тношения ученика и учителя достаточно формализованны. А между самими учениками отношения свободны и допускают большой набор вариантов. Социальные роли в классе распределяются не только под влиянием психофизиологических возможностей учеников. Разделение по ролям зачастую происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.
Предугадать распределение учеников по системе социальных ролей невозможно. Но учителю очень важно знать закономерности развития межличностных отношений в классе.
Как показывают социологические исследования, формирование системы социальных ролей имеет ряд особенностей.
1. Система социальных ролей формируется под воздействием эмоциональной сферы класса.
2. Лидерское место сформировано с самого начала, но заполняется по принципу перебора претендентов.
3. В первую очередь из социальных ролей формируется изгойская роль.
Каждая социальная роль не может существовать отдельно. Они возникают во взаимосвязи, как единая система.

ТРИ ТИПА ИЗГОЕВ

Каждый человек, ребенок, подросток испытывает не только положительные, но и негативные эмоции. Если не отводить их за рамки своей личности, они начнут ее разрушать. Ну а учитывая, что человек находится в социальном окружении, понятно, что свои негативные эмоции он, как правило, сбрасывает на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах. Так и возникает «образ врага».
Изгойское место – это некоторая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве. Битье чучел, поклонение идолам – лишь некоторые из них. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и иудейство – направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования.
Подростки же не владеют опытом регулирования негативных эмоций в социальном плане, накопленного историей человечества. Поэтому они поддаются своим мифическим представлениям о классе, в котором учатся. В ученической среде достаточно быстро распространяются мифы об одноклассниках – как позитивные, так и негативные. В итоге в общем мифическом сознании класса о некоторых учениках создаются мифы, которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.
Причинами такого явления могут быть разные социальные особенности семей, которые резко отличаются от социальных качеств семей одноклассников, а также физические недостатки ученика. Условно можно изгоев разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.

«Клоун»

Изгой-клоун играет с окружением на грани фола. Своим поведением он сознательно провоцирует насмешки. И, подобно средневековому шуту, выявляет границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от ученика достаточно развитого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Далеко не всегда такой ученик осознает себя «критиком» социального устройства класса. Даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна.
Клоун забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций. Обычно подросток, выступающий в этой роли, достаточно чутко следит за уровнем негативных эмоций, адресованных ему лично. Когда негативизм в классе достигает определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклас­сников, снижает уровень негативизма.
Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие механизм социальных отношений. Но внутренне они стараются отгородиться от своего окружения.

«Белая ворона»

Изгойство «белой вороны» вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников. Как правило, они заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии т.д.
Подросток становится «белой вороной», в сущности, по одной причине – он не может вести себя по-другому, в отличие от «клоуна». Но логика его поведения непостижима для большинства.
У одноклассников «белой вороны» создается масса мифических домыслов и вымыслов. Их распространяют ученики, входящие в лидерскую группу. Все домыслы рождаются из-за невозможности лидера и интерпретатора объяснить поведение одноклассника. Но признать неудачу или свою ограниченность лидер не может. И «белая ворона» становится изгоем.

«Антагонист»

Изгой-антагонист олицетворяет крайнюю степень изгойства. Такое изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять всех вокруг, а не искать недостатки в себе.
Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания. Осознавая свое неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучше, как платить той же монетой. Он обосновывает свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу – в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю.

Неудавшиеся лидеры

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток – неспособность мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место.
В принципе изгой – это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников.
Он может только разрушать то, с чем он не согласен. Изгой обречен вечно оставаться в оппозиции.

ТРИ ТИПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Если признается наличие трех типов изгойства, то следует признать и три типа педагогического взаимодействия с изгоями.
Выстраивая свою работу с изгоями, учителю необходимо помнить, что изгой – это изнаночная сторона эмоциональной жизни ученического класса. На практике изгойство нередко оборачивается травлей одного или двух учеников целым классом. В разгар травли многие поступки учеников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.
Сама по себе система образования не имеет механизмов противодействия формированию изгойской позиции. Но на индивидуальном уровне с этим можно справиться.
Классному руководителю, который рано или поздно обязательно столкнется с этой проблемой, важно знать о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде.

Переиграть «клоуна»

Клоунада до последнего времени не рассматривалась педагогами как изгойское поведение. Но подтверждением тому, что клоунада – часть изгойства, может стать публичность поведения клоуна. Привлекая к себе внимание, клоун через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе.
Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик испытывает на учителе, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации.
Попытка учителя дать действиям «клоуна» негативную эмоциональную оценку, критиковать или унижать его, только лишь укрепляет его тип поведения. Педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу «клин клином вышибают», ставя такого ученика в нестандартную для него ситуацию.

Помочь «белой вороне»

При работе с изгоем-белой вороной важно помнить, что отношения этого изгоя со своими одноклас­сниками не заходят дальше вербальной агрессии.
Как правило, агрессия в отношениях между «белой вороной» и классом бывает односторонней, нередко со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков, имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в «белые вороны».
Необходимость особого отношения к сверстнику, имеющему видимые физические недостатки, понимается подростками довольно быстро. Но необходимость особого отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные ценности (исповедующего другую религию и др.), подростками воспринимается далеко не сразу.
В целом проблема «белой вороны» решается вербальными средствами. Поэтому достаточно эффективны дискуссионные формы педагогической работы, помогающие ученикам правильно воспринять различия между ними. Современная педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на всех остальных.

Спасти «антагониста»

Изгой-антагонист не только сам активно не воспринимает класс, но и провоцирует к себе негативное отношение, доходящее до агрессивности.
Наиболее распространенная ошибка учителя в подобной ситуации – это попытка занять чью-либо сторону. Как правило, он встает на сторону класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход лишь ухудшает ситуацию. Педагог, по сути, становится орудием своих учеников и теряет профессиональные качества.
Если учитель обладает достаточным авторитетом и при этом встает на защиту изгоя, то иногда он даже может привести его к лидерству в классе. Тогда бывший изгой начинает мстить одноклассникам, прикрываясь мнением и авторитетом учителя.
Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны. С уходом ученика в классе остается социальное место, на которое попадет другой одноклассник.
Сам изгой, переходя в другой класс, нередко снова начинает провоцировать негативное отношение в свою сторону. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, связанные с ситуацией появления нового изгоя-антагониста.
Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Какую выгоду дает ребенку? И что под силу сделать родителям, чтобы школьник чувствовал себя комфортно в коллективе?

Тихоня: мне хорошо одному!

В эту категорию попадают дети с богатым внутренним миром, интроверты по своей природе. Им не нужно внешних подтверждений, что они замечательные. Они не ищут ничьего общества, самостоятельны, хорошо справляются с письменными работами, но не любят отвечать у доски. Не активны в классе, потому что им это неинтересно. Иногда им не хватает уверенности в себе.

Выгода. Тихоням не надо коммуницировать с внешним миром, зато можно сосредоточиться на том, что по-настоящему интересно.

В чем опасность? Замкнутость и неумение строить отношения с людьми в будущем.

Что могут сделать родители? Помочь ребенку быть ярче, научить проявлять свои сильные черты. Очень важно, чтобы у тихони был друг: тогда он не чувствует себя одиноким и несчастным.

Подлиза: поближе к сильным

Ему очень хочется быть первым, но не хватает на это ни силы, ни характера. Поэтому он выбирает иной путь - держаться в одной связке с лидерами. Подлизы где-то трусят: они боятся, что их будут обижать, вот и ведут себя таким образом. Они вполне искренне могут восхищаться качествами яркого и харизматичного лидера. Но все же из-за того, что очень дорожат «теплым» местом рядом с ним, часто поступают вразрез с собственным мнением: спокойствие заводилы дороже дружбы.

Выгода . Всегда есть защита, можно погреться в лучах славы тех, кто «круче». Отчасти все достижения лидера имеют отношение и к его менее заметному другу.

В чем опасность? С одной стороны, гибкость в отношениях с людьми, умение подстроиться под собеседника - полезные качества для общения. Но с другой стороны, ребенок в такой ситуации привыкает не иметь личного мнения. А значит, не сможет проявить себя в ситуации, когда от него потребуются лидерские качества. Ведь он все время был в тени, не брал на себя инициативу, а выполнял чужие распоряжения. Кроме того, есть риск, что ребенок, который с детства усвоил науку подхалимажа, в будущем будет добиваться своего не поступками, а лестью и враньем. И это очень грустно, ведь во взрослой жизни подлиза - типичный манипулятор.

Что могут сделать родители? Учить сына или дочь брать на себя ответственность, показывать, что он ценен сам по себе, без «сильного» окружения за спиной. Часто подлизы вырастают в семьях, где родители слишком строги: они приучаются врать ради спасения.

Ябеда: один я хороший!

У ябеды не получается заслужить уважение делами. Он выбирает другой путь: унизить одноклассника и за его счет возвыситься самому. Причины такого поведения, как правило, коренятся глубоко в семье. Родители ябед, не достигнув многого в жизни, самоутверждаются, унижая ребенка, и тот ведет себя так же. Слабость характера тоже способствует подобному поведению.

Выгода. Иллюзия важности собственной персоны, уважения и почета.

В чем опасность? Формируется жизненная позиция «я хороший, а все вокруг плохие». Взрослые ябеды очерняют всех вокруг, не скажут ни о ком доброго слова.

Что могут сделать родители? Перестать унижать ребенка дома, наказывать только заслуженно. Прекратить рассказывать в присутствии детей гадости о других людях, стараться объективно относиться к себе и другим. Объяснять ребенку, что в каждом человеке много хороших черт - на них и нужно обращать внимание.

На этом уроке мы постараемся определить, кем мы являемся в обществе, как нас могут воспринимать окружающие люди, как происходит процесс распределения социальных ролей и возникновения статусов у того или иного человека.

Тема: Социальная сфера

Урок: Социальные роли и статусы

Если попытаться описать словами то, кем вы являетесь, то получится следующее: вы ученик восьмого класса, мальчик или девочка. Вы спортсмен и, например, играете в футбол либо плаваете. Вы сын или дочь, внук или внучка. Являетесь гражданами России. Эта цепочка по аналогии уже ясна. Для себя можно определить огромную череду статусов, ведь каждый из перечисленных нами статусов подразумевает под собой какую-то информацию и некий образец поведения, некие действия и некие ожидания по отношению к вам.

Многие из вас наверняка любят кино. Как минимум каждый из вас видел хотя бы один фильм. Во всех из них снимаются актёры. И возникает вопрос, почему один и тот же человек в разных фильмах может так легко перевоплощаться в разных людей. В одном фильме он играет положительного персонажа, в другом - отрицательного, а в третьем фильме это вообще нейтральный персонаж, играющий эпизодическую роль, просто показывающий себя, но с совершенно другой стороны.

Рис. 1. Евгений Леонов в роли Егора Залетаева в фильме «Не горюй!» ()

Рис. 2. Евгений Леонов в роли «Доцента» Белого в фильме «Джентльмены удачи» ()

Рис. 3. Евгений Леонов в роли Короля в фильме «Обыкновенное чудо» ()

В театральном искусстве считается, что идеальным актёром будет тот человек, который лишён самостоятельной личности. Такой человек не имеет собственных взглядов на жизнь, он никак не ассоциирует себя среди окружающих людей. Этот человек берёт произведение или сценарий, читает о персонаже, вовлекает себя в этот образ, пропускает его через себя и потом играет жизнь этого человека. И тогда получается эффект абсолютного восприятия, зритель верит этому персонажу, переживает за него, сопереживает ему, плачет и смеётся вместе с ним и даже начинает верить в его реальность. Но это всего лишь игра. В этом, с одной стороны, заключается счастье профессионального актёра. С другой же стороны несчастье заключается в том, что человек, лишенный личности, индивидуальности, ‒ это, по сути, никто.

На самом деле, все люди играют. Весь мир - театр. Проблема человека заключается в том, что ему необходимо для себя определить какую-то роль и социальный статус, который придётся нести всю жизнь, а не в течение полутора часов фильма или трёх часов спектакля. Вот поэтому выбор человека в жизни должен быть мудр. В нашей жизни вопросы самоидентификации и поиска смысла жизни являются самыми важными.

Малая группа ученика - это класс. Это формальная группа, поскольку класс - это формальное деление. Соответственно, в рамках этого формального деления мы градируем учеников по их социальным статусам. То есть существует статус отличников, которых иногда несправедливо называют ботанами; есть статус двоечников, несправедливо называемых болотом. Но жизнь тем и хороша, что любой социальный статус можно поменять. Отличником быть хорошо: это означает, что ученик много знает и очень трудолюбив. Если же ученик волею судеб или из-за своей лености попал в стан болота, то он может преодолеть этот социальный статус, подняться, потому что у человека есть инструментарий для того, чтобы это сделать.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровнородственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудноопределимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента, конечно, нет. Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом , который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

Когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

Когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Общество всегда вкладывает определенные ожидания в тот ли иной социальный статус. Все люди каким-то образом позиционируют себя в жизни. Если вернуться к примеру об ученике-отличнике, то он хорошо учится, получает высокие оценки, выполняет все домашние задания. На самом деле есть отличник, который получает только пятёрки, а есть человек, который позиционирует себя как отличник, то есть как человек, обладающий широким спектром знаний.

Иногда ученик может получить в четверти или семестре не все пятёрки, но отношение к нему после этого не поменяется, ведь он уже определил для себя социальную роль. То есть социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль - это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек. Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

а) По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

б) По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

в) По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

д) По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего, чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются следующие:

1. Социальные роли и статусы, определённые возрастом. С возрастом идёт становление человека, его осознание себя в окружающем мире, его изменения по отношению к окружающим. Возрастная лестница откладывает очень весомый отпечаток на том социальном статусе, который человек несёт в себе.

Рис. 5. Представители трёх поколений ()

С другой стороны, человек и реализует себя в окружающем мире, согласуясь именно с этим статусом и соответствующей социальной ролью. От ребёнка ожидают действий, согласующихся с его социальной ролью: он сын, ученик, футболист, к примеру. И он живёт, согласуясь со своим социальным опытом: если он выходит на футбольный матч со взрослыми людьми, то он может проиграть. Но это будет хороший урок на будущее, ведь ребёнок будет видеть, как надо играть лучше, и будет накапливать опыт. Но когда проигрыш случается с более взрослым, опытным игроком, то он воспринимается совершенно по-иному с точки зрения того, каков эмоциональный эффект. Получается, что возрастная градация - это очень важный момент в определении социальной роли и статуса человека.

2. Другой тип социальной градации определяется полом. Если человек родился мальчиком, то его с детства приучают к тому, чтобы быть мужчиной: ему дарят не кукол, а машинки, солдатиков, конструктор, то есть так называемые «мужские подарки». Мальчик должен вырасти мужчиной-защитником, мужчиной-добытчиком семейного благополучия в будущем.

То же самое по отношению к девочке, но в этом случае существует несколько иная градация. Девочка - будущая мать, хранительница домашнего очага и, соответственно, ей делают подарки, которые помогут в будущем успешно выполнять свою социальную роль.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но взаимодействуют и взаимодополняются. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или главы фирмы, чем женщине. Можно утверждать о разных возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина - с другой. Основное социальное положение субъекта в обществе является частично предписанным, а частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого субъекта. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами условна, но концептуальное их разделение необходимо для изучения и управления.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты . В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

- «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;

- «разделение ролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;

- «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

Даже если мы осознаём себя как людей, играющих ту или иною социальную роль, понимаем, каков наш социальный статус в определённые периоды жизни, всё равно поиск себя остаётся главным в жизни.

На следующем занятии мы поговорим о нациях и этносе, изучим термин «межнациональные отношения», как они возникают и развиваются. Этот урок является важным и пригодится для последующего изучения курса обществознания.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

Домашнее задание

1. В чём заключается разница между социальной ролью и социальным статусом?

2. Приведите примеры социальной иерархии.

3. * Какие социальные роли играете лично Вы? Какими статусами обладаете? Свои мысли изложите в форме эссе.

Образцово-показательный лицей и коррекционная школа мало чем отличаются, когда речь идет о распределении социальных ролей. Каким бы ни был дружным класс, каким бы хорошим – классный руководитель, всегда есть среди учеников сильные и слабые, троечники и зубрилы, любимчики учителей и индивидуалисты. Разберемся, стоит ли переживать из-за этого расслоения, можно ли изменить образ ребенка в глазах сверстников и как научиться правильно использовать его.

Почему роли не равны

Француз Дидье Дезор двадцать лет назад опубликовал результаты опыта над крысами, определяющего социальные роли в коллективе. Шестерых пушистых питомцев помещали в клетку с водоемом, причем корм клали в ту часть, которая отделена водой. Через какое-то время группа разделилась: две крысы просто ждали, когда три других вернутся с кормом и отнимали его, а еще один индивидуалист отбивался от нападок агрессоров, сам плавал за кормом и сам его съедал. И так происходило каждый раз, даже если крыс было в десятки раз больше. Слушая рассказы детей о распределении социальных ролей в школе, начинаешь понимать смысл опыта, проведенного над крысами.

Ситуация обостряется неравенством в обществе. Для уравнивания социального положения родителей вводят школьную форму, которая должна стирать грань между богатыми и бедными. Но ситуации это не меняет. Дети стремятся выделиться если не при помощи одежды, то за счет модных канцелярских принадлежностей, обуви, рюкзаков и даже дорогих украшений. Поэтому в классе почти наверняка образуется элита и те, кто к ней не принадлежит.

Часто родители думают, что ребенок попадает в ту или иную группу именно из-за финансового состояния семьи, но на самом деле куда сильнее влияют особенности его личности и характера. Уверенный в себе, спокойный и независимый, если вспомнить опыт с крысами, скорее станет индивидуалистом, чем прогнется под других или сам будет кого-нибудь угнетать. А чем больше разных характеров, тем сложнее школьная иерархия, тем более многообразно распределение ролей.

Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости – это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными . Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. Промежуточной стадией на этом пути может быть возникновение корпорации , т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание групповой принадлежности, в результате чего каждый учащийся класса может сказать про другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у школьников преобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения личных, порой корыстных, целей.

Высшей формой социальной зрелости группы является коллектив. Им становится группа, цель деятельности которой не только едина для всех , но и общественно полезна . Коллектив характеризуется общими ценностями , на основе их развивается понимание общности и формируется общественное мнение , с помощью которого оказывается давление на отдельных членов коллектива. Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей – групп и коллективов. Прежде всего – он член своей семьи, далее – он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы – компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности.

Учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов – межличностное предпочтение.

В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив.

Социальный статус школьников в классе. Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованные отношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т.е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т.д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности.

Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола.

Лидеры и отвергаемые. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений – непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т.е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т.е. могут быть и формальными лидерами), другие – нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и неформальным лидером, если он обладает определенными организаторскими качествами. Отношение к нему учителя должно определяться следующими обстоятельствами: во-первых, следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе; во-вторых, чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду коллектива; в-третьих, какими методами он утверждает свой авторитет; в-четвертых, как он относится к учителю и его деятельности. Все это учитель должен учесть, прежде чем сделать попытку опереться в руководстве поведением класса на лидера. Однако выяснить эти обстоятельства бывает не всегда легко, так как нередко лидерство носит скрытый характер: лидер предпочитает оставаться в тени; свою «дирижерскую» функцию осуществляет незаметно, с помощью подставных лиц, особенно если она направлена против учителя.

Если же лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, то учитель должен привлечь его в качестве своего помощника. Во многих случаях доверие, оказываемое учителем такому ученику, способствует превращению его из озорника, нарушителя дисциплины, если он таковым являлся, в верного помощника в борьбе за дисциплину класса в целом.

Если же учителю не удалось привлечь на свою сторону неформального лидера, а он дезорганизует работу коллектива, то задача учителя – дискредитировать его в глазах его сторонников. Для этого надо акцентировать его отрицательные черты, показать отрицательную роль для класса его поступков, дать возможность почувствовать школьникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнет ореол, заслонявший от школьников его недостатки, и в конце концов исчезнет и само его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность – качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками.

Заслуживает особого внимания учителя и еще одна категория школьников – отвергаемые . Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими школьниками не хотят вместе работать, брать в командную игру. Да и сами они держатся особняком, часто психически подавлены. Это закрепляет уже имеющиеся черты личности и приводит к возникновению новых отрицательных черт.

Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки.