Социологическое исследование. Социологическое исследование отношение подростков к наркомании Социологическое исследование отношение молодежи

К. С. Степанов

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ « УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА»

SOCIOLOGICAL RESEARCH «YOUTH PARTICIPATION IN IN TOWN’ SOCIAL LIFE»

ГОУ ВПО Кировская ГМ А Минздравсоцразвития

В статье представлены итоги социологического исследования «Участие молодежи в социальной жизни города». Тема социальной активности молодежи является острой в нашем городе. Было проведено анкетирование разных слоев молодежи. Большая часть молодежи города отмечала, что власти города уделяют мало внимания проблемам молодежи. Финансовая помощь для развития культурной и спортивной жизни не достаточна.

Ключевые слова: социологический, исследование, участие, деятельность, власти.

In the article the results of sociological research Participation of the youth in the social life of the town are exposed. The theme of social activity of the youth is sharp in our town. The main part of the youth marked that the authorities pay little attention to the problems of the youth. The financial help to the development of cultural and sports life is not enough.

Key words: sociological, research, participation, activity, authorities.

Особенность социологии в том, что она рассматривает общество как единую целостную систему, а его составные части именно как части единого целого. Основной целью изучения общества в социологии, в отличие от других наук, является повышение уровня и улучшение условий жизни человека, изучение общественной жизни человека, социальных групп, изучение явлений и факторов развития общества, а также социальной обусловленности здоровья человека. Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. Среди наиболее значимых функций можно выделить теоретикопознавательную, мировоззренческо - идеологическую, критическую, практическую и др. Основной ее функцией является изучение действительности, накопление знаний о социальной реальности, их обобщение и составление наиболее полной характеристики современных социальных процессов. Эта функция относится ко всем уровням социологического знания и служит основой для осуществления остальных функций. Практическая функция социологии связана с совершенствованием социально-управленческих и социально-политических отношений. Прикладная функция связана с тем, что социология не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления общественными процессами. Социология выступает в качестве одной из теоретических основ политики я практики. Особенно большое значение имеют социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации прикладной функции социологии.

Действительное использование результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ социальной политики и в практике управления

общественными процессами - одна из актуальных задач развития нашего общества.

Прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов, являются важнейшей со став-ляющей частью процесса социологических исследований. Конкретные социологические исследования представляют собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем .

Социологическое исследование состоит из четырех последовательных, взаимосвязанных этапов:

подготовка исследований; сбор первичной информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и предложений.

В соответствии с характером поставленной цели и выдвигаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательные, описательные и аналитические.

Анкетный опрос

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса

Анкетирование. Сбор информации осуществляется с помощью вопросника (анкеты), разрабатываемого специально в соответствии с программой исследования.

Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Респондент получает анкету на руки и заполняет ее, отвечая на поставленные вопросы письменно. Личного контакта с анкетером не происходит. Анкетер - это человек, проводящий анкетирование. Участников опроса в прикладной социологии принято называть респондентами.

По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым.

Групповое анкетирование применяется по месту работы или учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются для опроса, включенные в выборку, респонденты. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата анкет заранее обговаривается.

В массовом опросе респондентами являются различные социальнопрофессиональные и демографические группы населения. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения. Участники таких оп-

росов являются экспертами. Анкета должна иметь четкую композицию. Она состоит из трех смысловых блоков: вводная часть, основная часть и «паспортичка». Вводная часть представляет собой обращение к респонденту, где излагаются тема, цели, задачи опроса, объясняется техника заполнения анкеты. Основной блок содержит вопросы, раскрывающие содержание исследуемой темы. В «паспортичке» помещают вопросы, с помощью которых получают данные о личности опрашиваемого. Вопросы анкеты различают по трем основаниям: по содержанию, по форме и по функции.

После окончания компоновки анкеты ее необходимо подвергнуть логическому контролю и апробировать ее, проведя пробное исследование.

Обоснование выбора темы «Участие молодежи в социальной жизни города Кирова»

Многочисленные социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодёжи. Анализ результатов убеждает, что за прошедшее десятилетие в молодёжной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Процессы реформирования, происходящие в России, по-новому высвечивают проблему социального участия молодёжи. Во- первых, молодёжь - одна из крупных социально демографических групп российского общества. Во-вторых, вчерашние выпускники учебных заведений пополняют ежегодно социально активное население страны. Наконец, актуальность социализации молодёжи определяется сложностью времени, в котором оказалась молодёжь. Распались ранее созданные молодёжные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший к значительному росту числа молодёжи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодёжи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоёв, увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодёжь оказалась одной из самых незащищённых социальных групп, значительно ухудшилось её противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества . Объект исследования - молодёжь города Кирова. Предмет исследования - социальная активность молодёжи. Цель исследования: выявить уровень активного участия молодёжи города Кирова в социальной жизни города. Гипотезы исследования:

1) молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города Кирова;

2) участие в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города положительно влияет на молодёжь города Кирова;

3) администрация города не достаточно уделяет внимания молодёжи и её развитию.

В качестве предположительных факторов участия молодёжи в социальной жизни города Кирова являются:

Уровень участия молодежи в социальной жизни города;

Влияния общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города;

Посещаемость молодежью культурных и спортивных заведений города;

Влияние на молодежь участие в культурной жизни города;

Достаточное внимание со стороны администрации города к молодёжи.

Для определения уровня участия молодежи в социальной жизни города Кирова мы ввели вопросы № 1, 8, 21.

Для определения влияния общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города мы ввели вопросы № 25, 28.

25. Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа).

б) друзья;

в) родители;

г) свой вариант__________________________________________

28. Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа).

а) родители;

в) ближайшее окружение;

г) свой вариант_____________________________________________

Для определения посещает ли молодежь культурные и спортивные заведения города, мы ввели вопросы № 2, 19.

2. Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города (музеи, выставки, театры и т.д.)?

а) 1 раза в месяц;

б) 1 раз в полгода;

в) 1 раз в год;

г) не посещаю;

а) посещал раньше;

б) посещаю регулярно;

в) посещаю по возможности;

г) не посещаю, но собираюсь;

д) не посещаю и не собираюсь.

Для обоснования гипотезы о положительном влиянии на молодежь участие в культурной жизни города мы ввели вопрос № 3.

а) положительно;

г) отрицательно;

д) никак не влияет.

Для обоснования гипотезы о том, что молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города, мы ввели вопрос №29.

29. По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной,

спортивной и общественно-политической жизни города?

а) да, должна;

б) нет, не должна;

в) свой вариант__________________________________________

Обоснования гипотезы о том, что администрация города недостаточно уделяет внимания молодёжи и её развитию, мы ввели вопросы № 20, 26.

20. Как Вы думаете, доступны ли для молодёжи спортивные секции в материальном плане?

а) достаточно доступны;

б) мало доступны;

в) не доступны;

г) затрудняюсь ответить.

26. Как Вы считаете, достаточно ли материальных средств выделяет администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города?

а) достаточно;

б) недостаточно;

в) свой вариант__________________________________

Обоснование выбора методов сбора социальной информации

В качестве основного метода сбора информации выбран анкетный опрос, который отличается от других методов относительной простой дешевизной, большой выборочной совокупностью и оперативностью объёма информации, позволяющий в короткие сроки собрать информацию о мыслях, чувствах людей, их

мнениях, настроениях.

Дополнительным методом сбора информации будет интервью. Этот вид опроса позволяет выявить нюансы сознания. Достоверность информации определяется эффективностью взаимопонимания интервьюера и опрашиваемого

В качестве дополнительных методов сбора первичной информации также выбраны следующие методы:

Анализ документов классическим способом;

Включённое наблюдение.

Обоснование выборочной совокупности

Предполагается опросить с учётом брака 120 человек. Выборочная совокупность составляет 100 человек - это допустимое количество для пилотного исследования. При этом предполагается, что выборочная совокупность не является репрезентативной. Генеральная совокупность: молодёжь города Кирова. Выборку планируется сформировать на основании методики стратификационной выборки. Критериями отбора являются два социальных признака: возраст (возрастные группы предварительно делятся на две категории: от 18 до 23 лет и от 24 до 29 лет);образование (группа предварительно делится на две категории: с не высшим образованием и с высшим образованием).

1) Выявить уровень участия молодёжи в социальной жизни города:

а) культурной;

б) спортивной;

в) общественно-политической.

1. Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города?

а) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) не принимал и не собираюсь принимать

13. Принимаете ли Вы участие в различных общественно-политических мероприятиях города Кирова (митинги, встречи с депутатами и т.д.)?

а) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) не принимал и не собираюсь принимать.

21. Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях города?

а.) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) е принимал и не собираюсь принимать.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города? ” был получен результат, представленный на рисунке 1.

Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города?

18-23 не высшее 18-23высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее

О б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем (3 в. не принимал, но собираюсь принять

Рис. 1. Результаты социологического исследования «Участие молодежи в культурных мероприятиях города»

Вывод: из рисунка 1 видно, что большинство респондентов «не принимало и не собирается принимать» участие в культурных мероприятиях города. Так ответило 46,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет,

50% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% рес-

пондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в различных общественно-политических мероприятиях города (митинги, встречи с депутатами и т. д.)?” был получен результат, представленный на рисунке 2. Вывод: из рисунка 2 видно, что молодежь от 18 до 29 лет с высшим и невысшим образованием в основном «не принимала и не собирается принимать» участие в различных общественно-политических мероприятиях города, так ответило 80% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 70% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 50% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет. Большинство респондентов ответили: «Всем этим я не интересуюсь, это для меня абсолютно не интересно» и «Нет. Считаю,

это напрасной тратой времени».

Принимаете ли Вы участие в различных общественнополитических мероприятиях города

образование образование образование образование

□ а. принимал раньше и буду принимать в дальнейшем

Ш б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем

□ г. не принимал и не собираюсь принимать

Рис. 2. Результаты исследования» Участие молодежи в различных общественнополитических мероприятиях города»

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях города Кирова?”, был получен результат, представленный на рисунке 3.

Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. принимал раньше и буду принимать в дальнейшем

П б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем

□ в. не принимал, но собираюсь принять

□ г. не принимал и не собираюсь принимать

Рис. 3. Результаты исследования «Участие молодежи в спортивных меро-

приятиях города»

Вывод: из рисунка 3 видно, что большинство респондентов «принимало раньше и будет принимать в дальнейшем» или «принимало раньше, но не собирается принимать в дальнейшем» участие в спортивных мероприятиях города Так же большая часть молодежи от 18 до 29 лет с невысшим и высшим образованием «не принимала и не собирается принимать» участие в спортивных мероприятиях города, так ответило 23,3% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 45% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 26,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 25% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

2) Выявить влияние общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

25. Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? (не более 2-х вариантов ответа)

а) пропаганда здорового образа жизни;

б) друзья;

в) родители;

28. Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа)

а) родители;

в) ближайшее окружение;

г) свой вариант_______________________________________________

Из анализа ответов на вопрос анкеты: “Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? ” был получен результат, представленный на рисунке 4.

Что или кто, по Вашему мнению может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом?

18-23 не высшее 18-23 высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее

образование

образование

образование

образование

□ а. пропаганда здорового образа жизни Ш б. друзья

□ в. родители

□ г. свой вариант

Рис. 4. Результаты исследования «Стимулирование молодежи заниматься спортом»

Вывод: из рисунка 4 видно, что для молодежи от 18 до 23 и от 24 до 29 лет с невысшим образованием в большей степени стимулировать заниматься спортом могут «друзья», так ответило 70% и 42,5% соответственно. Такое же мнение у Г. Он ответил: «Стимулировать молодёжь заняться спортом могут в первую очередь друзья, с которыми у них общие интересы». Мнение же молодежи от 18 до 23 лет с высшим образованием почти поровну разделились между вариантами ответов а,

б, и в. - это «пропаганда здорового образа жизни», «друзья» и «родители». По мнению молодежи от 24 до 29 лет с высшим образованием, в большей степени стимулировать заниматься спортом могут «пропаганда здорового образа жизни» и «друзья».

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи?”, был получен результат, представленный на рисунке 5.

Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи?

образование

образование

образование

образование

Ш а. родители Ш б. СМИ □ в. ближайшее окружение □ г. свой вариант

Рис. 5. Результаты исследования «Влияние на социальную активность молодежи»

Вывод: из рисунка 5 видно, что по мнению всех респондентов более эффективно влиять на социальную активность молодёжи может «ближайшее окружение», так ответило 46,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 48,4% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 43,8% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 34,4% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

3) Выявить, посещает ли молодёжь культурные и спортивные заведения города.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

2. Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города (музеи, выставки, театр и т.д.)?

а) 1 раз в месяц;

б) 1 раз в полгода;

в) 1 раз в год;

г) не посещаю.

19. Посещаете ли Вы спортивные секции города?

а) посещал раньше;

б) посещаю регулярно;

в) посещаю по возможности;

г) не посещаю, но собираюсь;

д) не посещаю и не собираюсь.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города?” был получен результат, представленный на рисунке 6.

Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. 1 раза в месяц □ б. 1 раз в полгода □ в. 1 раз в год □ г. не посещаю

Рис. 6. Результаты исследования «Посещение молодежью культурных заведений города»

Вывод: из рисунка 6 видно, что культурные заведения нашего города молодёжь в основном «не посещает», с которыми совпало мнение у К. Он ответил: «Нет, культурные заведения нашего города я не посещаю, потому что считаю, что в нашем городе практически нет таких заведений, которые вызвали бы у меня хотя бы какой-то интерес». Можно отметить, что респонденты от 24 до 29 лет с невысшим образованием больше всех остальных посещают культурные заведения «1 раз в год», чаще всего «1 раз в месяц» посещают культурные заведения нашего города молодёжь от 18 до 23 лет с невысшим образованием.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “ Посещаете ли Вы спортивные секции города?”, был получен результат, представленный на рисунке 7. Вывод: из рисунка 7 видно, что большая часть респондентов «посещает по возможности» спортивные секции города, так ответило 26,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 50% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет. К ним также можно отнести мнение В., который ответил: «Да, занимаюсь и мои друзья тоже, хотя не все».

Посещаете ли Вы спортивные секции города?

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. посещал раньше В в. посещаю по возможности Е1 д. не посещаю и не собираюсь

б. посещаю регулярно г. не посещаю, но собираюсь

Рис. 7. Результаты исследования «Посещение молодежью спортивных секций города».

3. Выводы по гипотезам

Гипотезы:

1) Молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города. - Г ипотеза опровергнута.

29. По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города?

а) да, должна;

б) нет, не должна;

в) свой вариант___________________________________________________

После анализа ответов на вопрос анкеты: “По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города?”, был получен результат, представленный на рисунке 8.

Вывод: из рис. 8 видно, что почти все респонденты считают, что молодёжь «да, должна» участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города, так ответило 76,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 90% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 70% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 85% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

2) Участие молодёжи в культурной жизни города положительно влияет на молодёжь города. - Г ипотеза подтверждена.

По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города?

образование образование образование образование □ а. да, должна Ш б. нет, не должна □ в. свой вариант

Рис. 8. Результаты исследования «Участие молодежи в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города»

На данную гипотезу был составлен следующий вопрос:

3. По Вашему мнению, как влияет посещение культурных заведений на молодёжь?

а.) положительно;

б) скорее положительно, чем отрицательно;

в) скорее отрицательно, чем положительно;

г) отрицательно;

д) никак не влияет.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “По Вашему мнению, как влияет посещение культурных заведений на молодёжь?”, был получен результат, представленный на рисунке 9. Вывод: из рисунка 9 видно, что основная часть респондентов считает, что администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города выделяет «недостаточно» материальных средств, и поэтому часть молодёжи города не принимает и не собирается принимать участие в культурных и общественно политических мероприятиях города. В то же время большая часть респондентов принимает и будет принимать в дальнейшем участие в спортивных мероприятиях города. Это означает, что современная молодёжь больше интересуется спортивной, нежели культурной и общественно-политической жизнью города.

Как Вы считаете, достаточно ли материальных средств выделяет администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города?

18-23 не высшее 18-23 высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее образование образование образование образование

ЕЭ а. достаточно Ш б. не достаточно 13 в. свой вариант

Рис. 9. Результаты исследование «Выделение администрацией города материальных средств на развитие культурной и спортивной жизни города»

Часть молодёжи города вне зависимости от образования не посещает культурные заведения, а спортивные заведения посещает по возможности Часть опрошенных отметила недостаточное выделение материальных средств администрацией города Кирова на развитие культурной и спортивной жизни города. Спортивные секции для молодёжи недостаточно доступны в материальном плане. Большинство респондентов дали рекомендацию администрации города и всем владельцам спортивных секций уменьшить цены на посещение спортивных секций или сделать какие-либо скидки для молодёжи.

Список литературы:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002. 215 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 308 с.

Степанов Константин Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития, e-mail: vas7 01 @rambler.ru

Социологическое исследование

Работу выполнили

Студентки 221 группы

Фмлипенко А.С.

Бондаренко И. В.

Работу проверил

Даренский В.Ю.

Луганск 2011

Аналитический раздел программы

1.1. Основной вопрос исследования

Каковы причины низкой степени религиозности современной молодежи на данном этапе развития общества? Каковы потребности молодежи в посещении церкви, в общении со священнослужителями, чтении религиозной литературы? Почему сейчас молодежь отодвигает на второй план знания как о современной религиозности, так и о ее истории? Как мы знаем, сейчас идет процесс решения этого пробела в жизни современного общества. Главным же вопросом данного исследования на религиозную тематику является вопрос о количественной характеристики религиозности молодежи.

Современная молодежь имеет несколько другие представления о религиозности. Кто в этом виноват и как выдвинуть критерии религиозности, это современный вопрос.

1.2. Цель исследования

Установить и изучить мнения и отношения студентов второго курса Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.О. Дидоренка (в последующем ЛГУВД) к религиозности. Обозначить и вывести конкретные понимания основ религиозности (соблюдение постов, вера в Бога, по каким условиям можно считать себя религиозным).

1.3. Задачи исследования

1. Изучить понимание религиозности современной молодежи в целом;

2. Изучить потребности молодежи в посещении церкви (если таковые есть);

3. Изучить отношение молодежи к религиозным таинствам:

Крещение;

Венчание;

Соблюдение поста;

4. Изучить критерии основ религиозности большинства;

5. Изучить повседневное поведение студентов на основах веры;

1.4. Объект исследования

Студенты второго курса Луганского университета внутренних дел им. Э.О. Дидоренка.

1.5. Предмет исследования

Основы религиозности современной молодежи в целом. Мнения и представления о религиозности студентов второго курса ЛГУВД.

Логический анализ предмета исследования

1.6.1. Отбор основных понятий

Исходя из понятия и цели данного исследования логическому анализу подлежат такие понятия, как: религиозность и молодежь.

1.6.2. Интерпретация основных понятий

а) религиозность – это характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему

б) молодежь – это социально-демографиеская группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

1.6.3. Операционализация основных терминов

Религиозность

1. значение основ веры:

Символы веры;

Заповеди;

2. соблюдение в повседневной жизни основ веры:

Не грешить;

Не оскорблять верующих;

Чтить веру;

3. общение с религиозной громадой:

4. участие в таинствах:

а) крещение

Крещенный

Некрещенный

б) исповедь

Исповедываешься

Не исповедываешься

в) венчание

Венчанный

Невенчанный

5. посещение церкви:

По религиозным праздникам;

2-3 раза в месяц;

2-3 раза в год;

Не посещаю;

6. в чем заключается соблюдение церковных праздников:

Посещение церкви в день праздников;

Причащение;

Не соблюдаю;

7. чтение религиозной литературы:

Чтение иногда;

Не читается вообще;

8. вера в Бога:

9. наличие предметов культа дома:

Молодежь

1. по возрасту:

Студенты 2 курса;

Мужской;

Женский;

3. с какой семьи:

Религиозной;

Не религиозной;

4. являетесь ли слушателем религиозной дисциплины:

5. состоите ли в религиозной громаде:

Религиозность

Вера в Бога Соблюдение Посещение церкви

основ религиозности

Молодежь

Студенты Учащиеся

Гипотезы исследования

1.7.1. Описательная гипотеза

В современном обществе очень часто затрагивается вопрос о религиозности молодежи. Сейчас определенная часть молодежи верит в Бога, посещает церковь. Эта молодежь отличается внутренним миром от обычных студентов, которые не признают религиозные праздники, не посещают церковь во время всех священных служб. Как известно из средств массовой информации религиозности уделяется большое внимание. В вузах ввели религиозные дисциплины для повышения степени религиозности студентов.

1.7.2. Основная гипотеза

Молодежь не понимает самого содержания религиозности, не стремиться понять, чем отличается религиозный человек от нерелигиозного. Студенты отрицают религиозные таинства, которые могут быть присущими каждому студенту (крещение, причащение, молитва и другие), по определенным причинам: проведение свободного времени в другом обществе, из-за нестремления к познанию основ религиозности, круга общения, неспособность самостоятельно понимать суть таинств и их цель.

Можно заметить, что не все студенты, которые говорят, о своей вере в Бога действительно это почитают. Вера в Бога – это не просто слова, это целая нить признаков, подтверждающих это, которые, конечно, очень малостью соблюдаются.

1.7.3. Дополнительная гипотеза

Дополнительной гипотезой являются предположения о том, что узнав критерии отбора для религиозности многие студенты задумаются о том, что явно ли они являются религиозными и соблюдают ее. Является ли вера в Бога основной для определения религиозности данных студентов. Многие студенты не считают основу для религиозности важной.

Верите ли Вы в Бога?

в) ваш вариант ответа

Какие обряды Вы совершали?

а) крещение

б) венчание

в) исповедь

г) причащение

д) никаких

е) ваш вариант ответа

5. По факту крещения Вы являетесь:

а) крещенный

б) некрещеный

Из какой Вы семьи?

а) религиозной

б) не религиозной

в) Ваш вариант ответа

Ваш пол

а) мужской

б) женский

11. Ваш возраст_______

Заключение

Из данных, приведенных выше, можно сделать выводы и сопоставить их с гипотезами.

В настоящее время многие члены украинского общества испытывает определённые трудности, связанные с формулированием своей идентичности. Социологические исследования показывают, что для значительной части респондентов отнесение себя к группе "православные" не означает высокий уровень воцерковлённости, а скорее служит индикатором отнесения к определённой социо -культурной традиции.

Во многом это объясняется тем обстоятельством, что научное знание, основанное на позитивизме, на определённом историческом этапе довольно чётко отделило себя от религиозного познания, что для сферы некоторых естественных наук было в то время вполне логичным.

Существенной методологической проблемой в рамках социологического исследования на сегодняшний день является типология религиозности, так как здесь существуют разные подходы к вопросу субъективности и объективности критериев религиозной идентификации. Существуют определённые противоречия между религиозной самоидентификацией респондентов и различными интерпретациями результатов количественных исследований.

Подводя итог следует сказать, что наше исследование в значительной мере расширило наше мировоззрение в отношении религиозности наших студентов а также дало понять важность нашего исследования в области православия.

Социологическое исследование

«Отношение современной молодежи к религии»

Работу выполнили

Студентки 221 группы

Фмлипенко А.С.

Бондаренко И. В.

Работу проверил

Даренский В.Ю.

2. Исследование отношения молодежи к своему здоровью и здоровью будущих детей

В первой главе мы рассмотрели задачи социальной работы в учреждениях соцпрофилактики и реабилитации подростков и молодежи, значение репродуктивного здоровья молодёжи, а так же факторы, негативно влияющие на здоровье будущего потомства. В экспериментальной части нашей работы мы решили выяснить степень информированности юношей и девушек о разрушающем воздействии на организм психоактивных веществ. А так же выяснить насколько заботится современная молодёжь о своём здоровье и здоровье будущих детей.

Мы провели анкетирование, результаты которого представлены в Приложении 1.

База исследования: В исследовании принимали участие студенты ВУЗов, колледжей, читатели библиотек, а так же юноши и девушки на улицах города (20 человек). Их вниманию была предложена анонимная анкета, состоящая из 50 вопросов, на которые предлагалось ответить в произвольной форме или выбрать один из предложенных вариантов ответа.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что 60% опрошенных нами юношей и девушек считают себя полностью здоровыми. Однако, 65% зная о вреде курения, продолжают курить, а 70% употребляют алкоголь, зная о том, что это вредно для здоровья (Рис.1).

Как видно из таблицы 1, курят 65% наших респондентов. Причем, 20% начали курить до 16-ти лет, 60 % курят каждый день, 45 % - курят, даже если больны. 60 % курят за компанию, чтобы быть «как все», 30 % курят, чтобы поднять себе настроение.


Рис. 1. Результаты анкетирования молодежи и подростков

Только половина опрошенных считают, что курить вредно. Хотят бросить курить 45 %. Однако, никто из опрошенных не хочет, чтобы курили их дети.

Таблица 1. Отношение молодежи к курению

Вопросы Ответы «да» %
1 7 35
2 Курите ли вы? 13 65
3 4 20
4 Вы курите каждый день? 12 60
5 7 35
6 Вы курите, даже если больны? 9 45
7 6 30
8 12 60
9 8 40
10 10 50
11 4 20
12 Вы хотите бросить курить? 9 45
13 7 35
14 0 0

Следовательно, молодежь знает о вреде курения, но не считает, что сигареты могут принести лично им какой-либо реальный вред. 60% курят «за компанию».

По результатам нашего опроса, 70% молодежи употребляют алкоголь, 80% попробовали его до 16 лет. Причем 25 % употребляет спиртное чаще, чем раз в неделю, 85% пьют «за компанию». При этом лишь половина опрошенных считают, что алкоголь вреден для них. И только 5% боятся стать алкоголиками (см. таб.2).

Таблица 2. Отношение молодежи к алкоголю

Вопросы Ответы «да» %
1 Употребляете алкоголь? 14 70
2 16 80
3 5 25
4 Только по праздникам? 2 10
5 12 60
6 17 85
7 11 55
8 6 30
9 4 20
10 1 5
11 Считаете ли вы, что алкоголь вреден для здоровья? 10 50
12 5 25
13 Вы уважаете пьющих людей? 2 10

Итак, вред алкоголя молодежью и подростками тоже недооценивается. Преобладает мотив «за компанию».

Среди наших респондентов пробовали наркотики 20%. Только половина опрошенных считает, что привыкание к наркотику возможно с первого раза.

В компанию, где могут предложить наркотик, пойдут 15 % опрошенных. Но большинство наших респондентов будут отказываться от предложения попробовать наркотики (рис. 2).


Рис.2 Отношение к наркотикам

Как видно из таблицы 4, большинство считает себя здоровыми людьми, но только 20 % ведут здоровый образ жизни, хотя 45 % уверены, что о здоровье надо заботиться уже сейчас. Вредные привычки у себя признают 35%. И при этом все опрошенные хотят иметь здоровых детей.

Таблица 4. Отношение молодежи к своему здоровью

Вопросы анкеты Ответ «да», (кол-во человек) %
1 12 60
2 1 5
3 9 45
4 4 20
5 Вы занимаетесь спортом? 6 30
6 Есть ли у вас вредные привычки? 7 35
7 9 45
8 20 100

Итак, по результатам проведенного нами исследования, выяснилось, что большинство опрошенных нами юношей и девушек хотят иметь здоровых детей, стараются следить за своим здоровьем и считают, что у пьющих и курящих родителей не может быть здорового потомства, но не смотря на это не спешат избавляться от своих вредных привычек, употребляют алкоголь и курят «за компанию».


Заключение

Итак, в условиях современной России потребность в социальной работе является особенно острой и всеобщей. Социология здоровья становится той специальной теорией, которая своим развитием будет способствовать дальнейшему расширению сферы интересов общей социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками. Ее плодотворные обобщения, научные методы и частные методики могут быть применены непосредственно в сфере медицинских исследований проблем здоровья и болезни, нормы и патологии.

Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на репродуктивные функции будущих родителей крайне негативно. Вследствие этого существует угроза прерывания беременности, бесплодия, повышается вероятность рождения больного или неполноценного потомства. Пьянство и алкоголизм осложняют социально-демографическую ситуацию в стране, влияют на численность населения и его психические и физические возможности, снижают социально полезную активность. Злоупотребление алкоголем приводит к снижению уровня рождаемости и увеличению числа детей с врождёнными физическими и психическими отклонениями.

Сохранение репродуктивного здоровья молодёжи является одной из основных задач современного общества. Особо пристальное внимание вызывает молодая семья, которая является важной социально-демографической группой населения. Формирование здорового образа жизни должно выражаться в закреплении в молодёжной среде комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, исключающих пагубные привычки.

Целью нашего экспериментального исследования стало изучение отношения молодёжи и подростков к своему репродуктивному здоровью.

Мы предположили, что российская молодежь и подростки в силу своих возрастных особенностей не достаточно учитывают последствия вредных привычек, влияющих на их репродуктивное здоровье.

По результатам проведенного нами исследования, выяснилось, что большинство опрошенных нами юношей и девушек хотят иметь здоровых детей, стараются следить за своим здоровьем и считают, что у пьющих и курящих родителей не может быть здорового потомства, но не смотря на это не спешат избавляться от своих вредных привычек, употребляют алкоголь и курят «за компанию».

Таким образом, наша гипотеза получила подтверждение, стоявшие перед работой задачи были решены. Цель курсовой работы достигнута.


Список литературы

1. Аистова Л.С. Квалификация хулиганства: Учеб.-практ. пособие. СПб., 2004.-264с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.-326с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 2000. -276с.

4. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М.: Знание, 2005.- 226с.

5. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.: Маяк, 2001.- 348с.

6. Богданович Л,А. Белый ужас; М.: 2008.- 97 с.

7. Бытко Ю.И. Учение о рецидиве преступлений в российском уголовном праве: История и современность. Саратов, 2003.-224с

8. Деларю В.В. Губительная сигарета; М.: Медицина, 2007. – 80 с.

9. Еремин Б А. Рынок труда и занятость в современной России. - СПб., 2003. -342с.

10. Ерышев О.Ф. Жизнь без наркотиков. М.: Астрель АСТ, 2005.–159с.

12. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. М.: Сов. Россия, 2003.- 61

13. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 2005. - 207с.

14. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2004.-326с.

15. Кузнецова М.Н., Сметник В.П., Фролова О.Г.; О вашем здоровье, женщины. М.: Медицина, 2003.-224с.

16. Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2005. - № 10-11. - С. 68-238с.

17. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С.; Азбука здоровья для молодёжи. М.: Профиздат. 2000. – 176 с.

18. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М., 2003. – 265с.

19. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А.; Формирование здорового образа жизни молодёжи. М.: Медицина, 2003. -192 с.

20. Маюров А.Н.; Антиалкогольное воспитание. М.: Просвещение, 2007. -189

21. Мудров М.Я. Избранные произведения. М.: - 2003. – 237 с.

22. Нойтберг Р. Новая книга о супружестве; Волгоград.:2003.-160с.

23. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. 2002. № 1.С.3-7.

24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2008.-296с.

25. Пащенков С.З. Во вред здоровью, семье, потомству. М.: Московский рабочий, 2005. – 95с.

26. Романов К. М. Практикум по социологии. – М., 2004.-357с.

27. Сусков И.И.; Алкоголь и наследственность.–М.: Знание, 2004.– 64с.

28. Таболин В.А., Жданова С.А., Пятницкая И.Н.; Алкоголь и потомство.- М.: Высшая школа. 2004. – 108 с.

29. Теория и методика социальной работы /Под рук. И.Г. Зайны-шева. - М.: Союз, 2004. - Ч. 1. С.45-48.

30. Энциклопедия здоровья в 4-х томах, т.2.Гл. ред. Покровский В.И. М.:ИПО «Автор», 1992. -278 с.

31. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004.-468с.


Приложение 1.

Вопросы и утверждения

1. Вы считаете себя полностью здоровым человеком?

2. Вы не совсем довольны своим здоровьем?

3. Считаете ли вы, что о здоровье надо заботиться уже сейчас?

4. Вы ведете здоровый образ жизни?

5. Вы занимаетесь спортом?

6. Есть ли у вас вредные привычки?

7. Курите ли вы?

8. Вы начали курить раньше 16-ти лет?

9. Вы курите каждый день?

10. Вам трудно удержаться от курения в местах, где курить запрещено?

11. Вы курите, даже если больны?

12. Вы курите, чтобы поднять себе настроение?

13. Вы курите «за компанию», чтобы быть «как все»?

14. Вы получаете удовольствие от сигарет?

15. Как вы считаете: курить вредно?

16. Вам нравятся курящие девушки?

17. Вы хотите бросить курить?

18. Вы сможете совсем отказаться от сигарет?

19. Вы хотели бы, чтобы ваши дети курили?

20. Употребляете алкоголь?

21. Вы попробовали алкоголь раньше 16-ти лет?

22. Употребляете алкоголь чаще, чем раз в неделю?

23. Только по праздникам?

24. Алкоголь поднимает вам настроение?

25. Вы пьете «за компанию», чтобы быть «как все»?

26. Вы получаете удовольствие от алкоголя?

27. Вы пьете, чтобы снять стресс, расслабиться?

28. Вы считаете, пиво алкогольным напитком?

29. Вы не боитесь стать алкоголиком?

30. Считаете ли вы, что наносите вред своему здоровью, употребляя алкоголь?

31. Вы сможете совсем отказаться от алкоголя?

32. Вы уважаете пьющих людей?

33. Вы когда-нибудь пробовали наркотики?

34. Вы сможете отказаться, если вам предложат попробовать наркотик?

35. Как вы считаете, можно ли привыкнуть к наркотику, однажды попробовав?

36. Вы пойдете в компанию, где принимают наркотики?

37. В детстве вы часто проводили свободное время с родителями?

38. Много ли у вас друзей?

40. Вы считаете себя интересным собеседником?

41. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

42. Хватает ли вам общения?

43. Легко ли вас понимают другие люди?

44. Вы чувствуете себя покинутым?

45. Часто ли у вас бывают грустные мысли?

46. Вам часто бывает скучно?

47. Вы чувствуете себя одиноким, изолированным от других?

48. Бывает ли у вас бессонница?

49. Заботитесь ли вы о своем здоровье?

50. Хотите ли иметь в будущем здоровых детей?


Приложение 2

Вопросы анкеты Ответ «да», (кол-во человек)
1 Вы считаете себя полностью здоровым человеком? 12
2 Вы не совсем довольны своим здоровьем? 1
3 Считаете ли вы, что о здоровье надо заботиться уже сейчас? 4
4 Вы ведете здоровый образ жизни? 4
5 Вы занимаетесь спортом? 6
6 Есть ли у вас вредные привычки? 7
7 Курите ли вы? 13
8 Вы начали курить раньше 16-ти лет? 4
9 Вы курите каждый день? 12
10 Вам трудно удержаться от курения в местах, где курить запрещено? 7
11 Вы курите, даже если больны? 9
12 Вы курите, чтобы поднять себе настроение? 6
13 Вы курите «за компанию», чтобы быть «как все»? 12
14 Вы получаете удовольствие от сигарет? 8
15 Как вы считаете: курить вредно? 10
16 Вам нравятся курящие девушки? 4
17 Вы хотите бросить курить? 9
18 Вы сможете совсем отказаться от сигарет? 7
19 Вы хотели бы, чтобы ваши дети курили? 0
20 Употребляете алкоголь? 14
21 Вы попробовали алкоголь раньше 16-ти лет? 16
22 Употребляете алкоголь чаще, чем раз в неделю? 5
23 Только по праздникам? 2
24 Алкоголь поднимает вам настроение? 12
25 Вы пьете «за компанию», чтобы быть «как все»? 17
26 Вы получаете удовольствие от алкоголя? 11
27 Вы пьете, чтобы снять стресс, расслабиться? 6
28 Вы считаете, пиво алкогольным напитком? 4
29 Вы боитесь стать алкоголиком? 1
30 Считаете ли вы, что наносите вред своему здоровью, употребляя алкоголь? 3
31 Вы сможете совсем отказаться от алкоголя? 5
32 Вы уважаете пьющих людей? 2
33 Вы когда-нибудь пробовали наркотики? 4
34 Вы сможете отказаться, если вам предложат попробовать наркотик? 15
35 Как вы считаете, можно ли привыкнуть к наркотику, однажды попробовав? 10
36 Вы пойдете в компанию, где принимают наркотики? 3
37 В детстве вы часто проводили свободное время с родителями? 8
38 Много ли у вас друзей? 6
39 Вы любите читать книги? 7
40 Вы считаете себя интересным собеседником? 8
41 Находитесь ли вы в компании в центре внимания? 5
42 Хватает ли вам общения? 12
43 Легко ли вас понимают другие люди? 7
44 Вы чувствуете себя покинутым? 5
45 Часто ли у вас бывают грустные мысли? 6
46 Вам часто бывает скучно? 8
47 Вы чувствуете себя одиноким, изолированным от других? 3
48 Бывает ли у вас бессонница? 2
49 Заботитесь ли вы о своем здоровье? 9
50 Хотите ли иметь в будущем здоровых детей? 20

Приложение 3

Протокол исследования № 1

Пол: жен. Возраст: 18

3. Считаете ли вы, что о здоровье надо заботиться уже сейчас? - да

4. Вы ведете здоровый образ жизни? -да

7. Курите ли вы? - нет

8. Вы начали курить раньше 16-ти лет? -нет

9. Вы курите каждый день? -да

10. Вам трудно удержаться от курения в местах, где курить запрещено? - нет

14. Вы получаете удовольствие от сигарет? - нет

15. Как вы считаете: курить вредно? - нет

18. Вы сможете совсем отказаться от сигарет? - да

27. Вы пьете, чтобы снять стресс, расслабиться? - да

34. Вы сможете отказаться, если вам предложат попробовать наркотик? - да

40. Вы считаете себя интересным собеседником? - да

41. Находитесь ли вы в компании в центре внимания? - да

45. Часто ли у вас бывают грустные мысли? - нет

48. Бывает ли у вас бессонница? - да

49. Заботитесь ли вы о своем здоровье? - да

50. Хотите ли иметь в будущем здоровых детей? - да


Протокол исследования № 2

Пол: муж. Возраст: 15

1. Вы считаете себя полностью здоровым человеком? - да

2. Вы не совсем довольны своим здоровьем? - нет

3. Считаете ли вы, что о здоровье надо заботиться уже сейчас? - нет

4. Вы ведете здоровый образ жизни? - да

5. Вы занимаетесь спортом? - нет

6. Есть ли у вас вредные привычки? - да

7. Курите ли вы? - да

8. Вы начали курить раньше 16-ти лет? - нет

9. Вы курите каждый день? - да

10. Вам трудно удержаться от курения в местах, где курить запрещено? - да

11. Вы курите, даже если больны? - да

12. Вы курите, чтобы поднять себе настроение? - да

13. Вы курите «за компанию», чтобы быть «как все»? - да

14. Вы получаете удовольствие от сигарет? - да

15. Как вы считаете: курить вредно? - да

16. Вам нравятся курящие девушки? - нет

17. Вы хотите бросить курить? - нет

18. Вы сможете совсем отказаться от сигарет? - нет

19. Вы хотели бы, чтобы ваши дети курили? - нет

20. Употребляете алкоголь? - да

21. Вы попробовали алкоголь раньше 16-ти лет? - да

22. Употребляете алкоголь чаще, чем раз в неделю? - нет

23. Только по праздникам? - да

24. Алкоголь поднимает вам настроение? - да

25. Вы пьете «за компанию», чтобы быть «как все»? - да

26. Вы получаете удовольствие от алкоголя? - да

27. Вы пьете, чтобы снять стресс, расслабиться? - нет

28. Вы считаете, пиво алкогольным напитком? - да

29. Вы не боитесь стать алкоголиком? - нет

30. Считаете ли вы, что наносите вред своему здоровью, употребляя алкоголь? - нет

31. Вы сможете совсем отказаться от алкоголя? - да

32. Вы уважаете пьющих людей? - нет

33. Вы когда-нибудь пробовали наркотики? - нет

34. Вы сможете отказаться, если вам предложат попробовать наркотик? -да

35. Как вы считаете, можно ли привыкнуть к наркотику, однажды попробовав? - нет

36. Вы пойдете в компанию, где принимают наркотики? - нет

37. В детстве вы часто проводили свободное время с родителями? - да

38. Много ли у вас друзей? - да

40. Вы считаете себя интересным собеседником? - нет

41. Находитесь ли вы в компании в центре внимания? - нет

42. Хватает ли вам общения? - да

43. Легко ли вас понимают другие люди? - нет

44. Вы чувствуете себя покинутым? - нет

45. Часто ли у вас бывают грустные мысли? - да

46. Вам часто бывает скучно? - нет

47. Вы чувствуете себя одиноким, изолированным от других? - нет

48. Бывает ли у вас бессонница? - нет

49. Заботитесь ли вы о своем здоровье? - нет



Брачных паpтнеpов, pоль главы семейства и пpава и обязанности pодственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.Унивеpсальность семьи как института pаскpывается в понятии «функции семьи>. Под социальными функциями подpазумеваются базисные потpебности общества и людей, котоpые удовлетвоpяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и бpака относятся следующие. Сфера...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

1. Методологический раздел.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Научная разработка темы исследования.

1.4. Логический анализ понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Объект исследования.

1.8. Предмет исследования.

1.9. Гипотезы.

2. Методика – процедурный раздел.

2.1. Методы сбора первичной эмпирической информации.

2.2. Место, время проведения исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.4. Выборка.

2.5. Методы обработки социальной информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2.7. Анкета.

2.8. Рабочий план проведения исследования.

2.9. Библиография.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1.1. Актуальность темы.

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку.

Лично меня сподвигло на выбор этой темы, то, что все люди стали меньше читать и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают очень известных писателей.

В данный момент количество людей, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

1.2 Определение проблемы.

В настоящее время стоит огромная проблема того, что люди не хотят читать. Я думаю, это связано с тем, что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не могут читать, другие же больше предпочитают Интернет или послушать музыку.

1.3. Научная разработка темы исследования.

Читательская культура молодежи: мифы и реальность.

Анна Акимова

1) Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%. Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе. У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко , а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере (Джоан Роллинг) . Остальные называли либо старых английских писателей, либо и вовсе американских.

По ответам молодежи видно, что у них есть домашние библиотеки: 38,6% ответили, что имеют дома более 200 книг, 43,6% – от 50 до 200 книг. Но, несмотря на это, молодежь предпочитает книги для прочтения покупать в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%). Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия. Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами». Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ")

Адрес : http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

2) Наиболее популярнее сейчас это - современная философия. Оказалось, что в большинстве своем подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов - Анхеля де Куатье и Пауло Коэльо. Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую (и не менее сложную) «Чайку Джонатан Ливингстон».Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках». Очень уж модное произведение! На втором месте обычно фантастика. Многие молодые люди предпочитают именно ее. Фантастику можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг («Парень из Колорадо»). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста.
Несколько уступает Кингу Дин Кунц - современный замечательный писатель-фантаст.
Самые читаемые книги - серия про Гарри Поттера писательницы Джоан Роллинг. Их читают все - от мала до велика. Тему полюбившегося сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессонна. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать. К сожалению, лишь единицы читают книги с интересом, увлечением. Около 70 процентов школьников берут в библиотеках только школьную литературу и материалы для докладов. Из классических произведений молодежь предпочитает «Мастера и Маргариту». Это произведение влечет подрастающие поколения уже долгое время.И, наконец, самой развлекательной литературой являются - журналы. Их «развелось» очень много самых разных. Например, «YES!», «Лиза», «GLAMOUR».Думаю, не стоит сетовать на то, что читать мы стали меньше. Да, факты весьма плачевны: 52% россиян не покупают книг вообще, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками.

О литературной эволюции.

Ю. Н. Тынянов

3) Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, - а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, - и самым литературным рядом. Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполпоту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид "истории генералов". Слепой отпор "истории генералов" вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения.

Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой - связь выгодная и нужная для науки - оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и "историчность" литературного явления смешивают с "историзмом" по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Евгений Лещинский (источник "Наш мир")

Адрес: http://www. knigi .ru/lilit/.html

4) Подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах. Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Жанры "рассказ", "повесть" в системе 20-х - 40-х годов определялись, как то явствует из самых названий, другими признаками, нежели у нас. Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия "рассказ", "повесть", "роман" для нас адекватны определению количества печатных листов. Это доказывает не столько "автоматизованность" жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство - не безразличный признак. В изолированном же от системы произведении мы жанра и вовсе не в состоянии определить, ибо то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что во время Ломоносова.

На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно. Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой.

Строго говоря, вне соотнесенности литературных явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, напр., вопрос о прозе и поэзии. Мы молчаливо считаем метрическую прозу - прозой и неметрический верлибр - стихом, не отдавая себе отчета в том, что в иной литературной системе мы были бы поставлены в затруднительное положение.

Но проза дифференцируется, эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дифференция одного соотнесенного типа влечет за собою или, лучше сказать, связана с дифференцией другого соотнесенного типа. Возникает метрическая проза (напр., Андрей Белый). Это связано с перенесением стиховой функции в стихе с метра на другие признаки, частью вторичные, результативные: на ритм как знак стиховых единиц, особый синтаксис, особую лексику и т. д. Функция прозы к стиху остается, но формальные элементы, ее выполняющие, - другие.

Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной; и подобно тому как в современной литературе малосущественна соотносительность жанров (по вторичным, результативным признакам), так может настать период, когда несущественно будет в произведении, написано ли оно стихом или прозой.

Анна Скворцова

Адрес: http:// gazeta . ru /

5) Если мы условимся в том, что эволюция есть изменение соотношения членов системы, т. е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается "сменой" систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам. Совершенно несходные по видимости явления разных функциональных систем могут быть сходны по функциям. и наоборот. Вопрос затемняется здесь тем, что каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах, - то, что можно назвать "традиционностью".

Так, быть может, функции пушкинской прозы ближе к функциям прозы Толстого, нежели функции пушкинского стиха к функции подражателей его в 30-х годах и Майкова.

Резюмирую: изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как к ряду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной. Рассмотрение должно идти от конструктивной функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным.

Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление "влияния" главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.

Молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Читать в наше время действительно престижно!

1 .4. Логический анализ понятий.

1.4.1. Интерпретация и операционализация понятий.

Ключевые понятия:

3. Литературные жанры;

4. Молодежь.

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

1. Книги - подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

2. Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

3. Литературные жанры: былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма.

Былина - героическая песня повествовательного характера.

Драма - главное отличие драмы от других литературных жанров - предназначение для сцены.

Ода - торжественное патетическое стихотворение. В V - IV вв. до н.э. исполнялась только с музыкой, пением, танцами. В Древней Греции одами прославляли спортивные соревнования. В Древнем Риме Гораций разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.

Элегия - жанр лирики, возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.

Рассказ - это малая форма эпической прозаической литерату ры.

Повесть - древнейший жанр русской литературы.

Роман произошёл на романских языках в древние и средние века, но имел только некоторые черты современного романа.

Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.

Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.

4. Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

1.5. Цель исследования.

Выявить какие жанры литературы наиболее предпочтительнее у молодежи, так как я считаю, что сейчас в наше время очень важно читать.

1.6. Задачи исследования.

1) определить отношение молодежи к чтению книг;

2) выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;

3) выявить зависимость выбора жанра книги от пола;

4) выявить любимые места для чтения книг;

5) какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

1.7. Объект исследования.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, которые отдают предпочтение различным жанрам литературы.

1.8. Предмет исследования.

Предмет исследования – жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

1.9. Гипотезы.

  1. Большинство студентов считают, что читать книги это пустая трата времени. (Для проверки использовался вопрос в анкете №5).
  2. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. (Для проверки использовался вопрос в анкете №1).
  3. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. (Для проверки использовался вопрос в анкете №3).
  4. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. (Для проверки использовался вопрос в анкете №11).
  5. Обстоятельства, препятствующие чтению - это отсутствие книг, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса. (Для проверки использовался вопрос в анкете №6,7 и 8).

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Опрос в форме анкетирования.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Место: г. Москва.

Время проведения: Ноябрь, 2008.

Инструментарий: Анкета.

Название инструментария: Литературные жанры литературы.

2.3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 12 вопроса, в том числе:

1. Вопросы по содержанию:

1.1. О личности респондента - №1-3.

1.2. О фактах поведения - №10.

1.3. О фактах сознания - №5.

2. Вопросы по форме:

2.1. Открытые - № ---.

2.2. Закрытые - №6,7,8,11.

2.3. Полуоткрытые - №10.

3. Вопросы по оформлению:

3.1. Линейные - № 1-12.

3.2. Табличные -№ ---

4. Вопросы-фильтры -№1-12.

5. Вопросы-ловушки -№---.

6. По функции:

6.1 Основные - 10.

6.2 Неосновные – 2.

2.4. Выборка.

В данном социологическом исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

2.5. Методы обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирической информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже действующими библиотеками для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания.

Кроме того, результаты исследования могут показать, какой жанр литературы наиболее предпочтительней в Российской Федерации.


Приложение 1.

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.

Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.

Студентка 2-го курса ФУ

Трубицына Наталья

1. Ваш возраст.

а) младше 18

б) от 18 до 20

в) от 20 до 23

г) от 23 до 25

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

б) студент, работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу?

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)

а) классика

б) современные книги

8. Какой жанр книги вы предпочитаете?

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

з) стихотворение

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

б) в институте

в) на работе

г) в общественном транспорте

д) на отдыхе

е) другое ______________

12. Если у вас домашняя библиотека?

Спасибо за ответы!!!
Приложение 2.

Рабочий план проведения исследования.

Наименование мероприятий Сроки исполнения

Ответственный

Разработка программы КСИ 05.11 – 07.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструментария 08.11 – 10.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструкций для организаторов и анкетеров 11.11 – 12.11 Трубицына Н.Д.
Тиражирование инструментария 13.11 -15.11 Трубицына Н.Д.
Инструктаж организаторов и анкетеров 16.11 – 18.11 Трубицына Н.Д.
Сбор, обработка и подготовка анкет 19.11 – 21.11 Трубицына Н.Д.
Анализ полученной информации, её обобщение и отображение 22.11 – 23.11 Трубицына Н.Д..
Подготовка аналитических записок и отчетов 24.11 - 27.11 Трубицына Н.Д.
Презентации и внедрение итогов исследования в практику 28.11 – 30.11 Трубицына Н.Д.

Приложение 3.

Библиография.

1. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова.

2. Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ") http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

3. О литературной эволюции. Ю. Н. Тынянов.

4. Евгений Лещинский (источник "Наш мир") http://www. knigi .ru/lilit/.html

5. Анна Скворцова http :// gazeta . ru /


3. Аналитический раздел.

1. Читает ли молодежь (в %):

Вывод: молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2. Выбор литературного жанра, в зависимости от возраста (в %):

Былина Драма Ода Лирика Рассказ Повесть Роман Стихотворение Поэма
<18 0 14 7 0 7 0 36 14 22
18-20 1 17 2 4 13 17 26 13 5
20-23 0 32 0 17 0 17 17 0 17
23-25 0 0 0 0 50 50 0 0 0

Вывод: роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Он наиболее предпочтительнее у молодежи до 18 лет. В основном молодежь в возрасте от 18 и до 25 лет предпочитают: "рассказ", "повесть". На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

3. Выбор литературного жанра, в зависимости от пола:

Вывод: подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Из таблицы видно, что молодые люди любят стихи, а девушки романы.

4. Наиболее предпочтительные места для чтения:

5. Какие книги больше всего предпочитает молодежь:

Вывод: сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература также пользуется успехом.


Общий вывод.

В ходе исследования многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.

По итогам можно сделать вывод, что многие студенты любят читать, другие же не любят.

Большинство студентов читают в общественном месте, по пути из института или в институт, получается, что в метро и в автобусах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.