Коммуникативная сторона общения средства коммуникации. Структура общения. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Социальная установка, её структура и изменение

В ходе общения одним из важнейших аспектов взаимодействия выступает обмен информацией : различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами .

Коммуникация (от англ. communicate- сообщать передавать) – одна из сторон человеческого общения – информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п.). Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация, так как человек, выполняющий определенную работу, ориентируется на оценку и мнение других о его работе.

Процесс обмена информацией характеризуется следующими признаками:

1. В процессе обмена информацией мы имеем дело в двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом. Любое общение предполагает взаимное информирование, налаживание совместной деятельности. Особую роль играет значимость информации: информация должна быть не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве: деятельность, общение и познание.

2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации , т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры , которые носят социальный или психологический характер . Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к различным социальным, политическим, религиозным группам или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем . Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь , то идет речь о вербальной коммуникации . Речь является самым универсальным средством коммуникации , т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая .

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация – побуждение к действию в заданном направлении; интердикция – побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Для того, чтобы информация точно дошла до адресата американский исследователь Гарольд Лассуэлл предложил для изучения убеждающего воздействия СМИ модель коммуникативного процесса , которая включала 5 элементов:

1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2. Что? (передается) - Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) - Канал

4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5. С каким эффектом? - Эффективность

Рассмотрение коммуникативной стороны общения предполагает обращение к такому понятию, как субъективная информативность личности .

Субъективная информативность личности – характеристика субъекта, указывающая на степень его осведомленности о предмете, средствах общения, собеседнике и других компонентах процесса общения. На субъективную информативность личности влияют многие факторы. Среди них можно выделить:

Индивидуально-психологические свойства субъекта;

Предыдущий опыт межличностного взаимодействия;

Возрастные особенности;

Когнитивные характеристики;

Социокультурный уровень;

Уровень общей психологической культуры;

Во многом результат любого взаимодействия зависит от уровня субъективной информативности участников. При недостаточном уровне может возникать непонимание, общение будет затруднено вследствие возникновения различного рода барьеров, каузальных атрибуций и т.д. Рассмотрим более подробно понятие барьер общения.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению .

Выделяют: барьеры понимания , барьеры социально-культурного различия , барьеры отношения .

2. Социально-культурные барьеры – это социальные , политические, половозрастные и профессиональные различия между партнерами по общению, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

3. Барьеры отношения – это психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Рассматривая в предыдущем вопросе виды общения, мы указали, что процесс обмена информацией идет двумя каналами: вербальным (при помощи речи) и невербальным . Невербальное общение имеет принципиальное значение в процессе передачи информации от коммуникатора реципиенту.

Напомним, чтоНевербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств , представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Психолог Аллан Пиз считает, что при помощи невербальных средств общения передается до 80% информации.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения .

1. Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела – осанку, походка, позы), жесты и взгляд .

2. Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика – громкость, тембр, ритм, высоту звука.

3. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание).

4. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство).

Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека, пола, типа темперамента, социального статуса, национальности.

Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжении или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит, радость, гнев, печаль, то есть самые распространенные эмоциональные состояния лица. Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками.

Улыбка является универсальным средством невербального общения. Она обозначает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения о том, что человек улыбается не только тому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее. Улыбка украшает человека, дарит радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Улыбка может быть дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, несмешливая и т.д. Следует помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.

Взгляд – это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения или сомнения.

Жесты . В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки. Даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, – согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, – партнерское рукопожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и движением чувств человека.

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов :

Жесты оценки, при которых человек оценивает информацию (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание);

Жесты самоконтроля (руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился в подлокотники);

Жесты доминирования (жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз);

Жесты расположения (прикладывание руки к груди, означающее честность, прикосновение к собеседнику).

Поза – это положение человеческого тела. От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации. Наиболее информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни являются запретными, а другие – нормативными.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

Открытую, характеризующую искренность и правдивость (открытые ладони рук, развернутые навстречу собеседнику, руки и ноги не скрещены, расстегнутый пиджак;

Закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации (скрещенные руки, посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;

Поза готовности, характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижение цели (руки лежат на бедрах, туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.

Важное место для общения имеет голос , который является выразителем наших чувств. Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над постановкой голоса, особенно учителю. Существенной значение имеет гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Кроме того, очень важен тон речи, то есть окраска, голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр – это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Неслучайно есть голоса, которые нас привлекают и надолго завораживают.

Одним из важнейших средств может стать умелое использование пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания.

Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения.Выделяю 4 пространственные зоны, или дистанции в общении:

1. интимная (от 0 до 45 см). Является самой важной дистанцией и охраняемой человеком. Проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям;

2. личная (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей;

3. социальная (от 120 см до 400 см). Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (новичок в группе, новый сотрудник в коллективе);

4. общественная или публичная (от 400 см до 750 см). При общении с большим количеством людей.

Определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия.

Итак, невербальное поведение человека, несмотря на свою подчиненность языку, обладает относительной самостоятельностью, формируется в конкретной культуре и несет ее отпечатки и не всегда осознается человеком. Это может приводить к возникновению коммуникативного диссонанса, когда наблюдается расхождение между вербальным и невербальным уровнями сообщения информации.

Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивая планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Общение - сложное явление. И для того, чтобы был возможен анализ каждого элемента, необходимо обозначить его структуру:

Общение

Коммуникация Интеракция Социальная перцепция

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В коммуникативном процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а обмен ею Суть коммуникативного процесса - совместное постижение людьми информации, а не только простое информирование друг друга. В процессе коммуникации люди влияют друг на друга посредством знаковой системы. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.

В коммуникативном общении могут возникать барьеры, которые связаны с наличием у людей социальных, политических, религиозных, профессиональных и др. различий, которые не только порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Передача любой информации возможна лишь при наличии знаковых систем, с помощью которых она передается. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникативном процессе:

человеческая речь (вербальная коммуникация) - естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет коммуникатор (сообщающий информацию), а декодирование - реципиент (принимающий информацию);

оптико-кинетическая система. Включает в себя жесты, мимику, пантомимику;

паралингвистическая система - качество голоса и тональность, и экстралингвистическая - включение в речь пауз, темп речи;

организация пространства и времени коммуникативного процесса ;

контакт глаз.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть между ними происходит обмен не только знаниями и идеями, но и действиями, реальными актами.

В ходе взаимодействия для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность.

В социальной психологии существует несколько различных попыток структурировать взаимодействие. Это транзактный анализ Э. Берн, предполагающий наличие в структуре личности 3-х подструктур: Родитель, Взрослый и Ребенок; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского.

Существует следующие типы взаимодействия:

кооперация - необходимый элемент совместной деятельности;

конкуренция, приводящая к конфликтам, которые подразделяются на конфликты продуктивные и деструктивные.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на основе взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие. И в том и в другом случае имеет большое значение тот факт, как воспринимается партнер по общению.

Так как человек вступает в общение как личность, то он и воспринимается партнером по общению как личность. На основе внешней стороны поведение мы как бы расшифровываем человека. При этом возникают впечатления, играющие весьма важную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания человека. Эта связь двухсторонняя: чем более богато представление человека о самом себе, тем более богат и мир его восприятия других людей. Вместе с тем, познавая другого человека, обогащается и собственное самосознание личности.

Люди не просто воспринимают друг друга, но также и формируют отношение к воспринимаемому партнеру по общению. Область исследований, связанных с выявлением механизмов различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции . Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладает эмоциональный компонент.

Для того, чтобы понять, как личность включена в процессы общения, что она в них вносит, необходимо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, то есть в условиях различной по содержанию деятельности. Общение - процесс многосторонний и важный для каждого из членов социума.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Стороны структуры общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции. Механизмом социально-психологической регуляции поведения людей.

    презентация , добавлен 27.12.2015

    Характеристика теорий социально-психологического воздействия (общих и специальных), разработанных различными психологическими школами. Отличительные черты таких социально-психологических способов влияния, как внушение, заражение, подражание, убеждение.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2010

    Становление речевого воздействия как науки в конце ХХ века. Цели общения: информационная, предметная и коммуникативная. Основные способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение. Нормативные правила общения.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2015

    Понятие и отличительные признаки направленного и ненаправленного влияния, их место и значение в современной практической психологии. Средства внушения и особенности их применения. Убеждение как механизм влияния посредством логической аргументации.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2010

    Общение как основа межличностных отношений. Коммуникативная сторона общения. Типы информации и средства коммуникации. Психология межличностного общения. Социально-ролевые отношения. Социально-психологический климат в коллективе. Структура малых групп.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Анализ терминов "общение" и "коммуникация" в психологической и социологической литературе, их соотношение, общие и отличительные признаки. Основные виды коммуникативных сфер. Задачи коммуникативного процесса, виды барьеров в общении. Внутригрупповой язык.

    Коммуникативная сторона общения

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Коммуникативная сторона общения
    Рубрика (тематическая категория) Психология

    Тема 2. Социальная психология общения

    В психологической науке общение традиционно воспринимается как специфический вид совместной деятельности людей. Так, в работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева человек воспринимается как субъект трех базовых видов деятельности - труда, познания и общения (Ананьев Б. Г. , 1977).

    В структуре общения обычно выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент связан с обменом информацией словесными (знаковыми) средствами, аффективный - с обменом информацией на эмоциональном уровне, поведенческий - с общением с позиций взаимной регуляции поведения и деятельности партнеров по общению.

    Рассмотрим характеристики каждой из выделœенных сторон общения.

    Под коммуникацией в узком смысле слова принято понимать процесс обмена информацией между людьми. При этом следует понимать, что, в отличие от простого ʼʼдвижения информацииʼʼ, между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих ʼʼна одном языкеʼʼ, являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения.

    Еще Л. С. Выготский отмечал, что ʼʼмысль никогда не равна прямому значению словʼʼ (Выготский Л. С, 1956). По этой причине у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

    Вместе с тем, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально-психологический характер.
    Размещено на реф.рф
    С одной стороны, такие барьеры бывают связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся: застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия.

    Информация, исходящая от коммуникатора, должна быть двух типов - побудительная и констатирующая.

    Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Выделяется побуждение нескольких видов: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (запрет нежелательных видов деятельности), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности партнера).

    Констатирующая информация выступает в форме сообщения, при этом не предполагается непосредственное изменение поведения. Сам характер сообщения должна быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито ʼʼбезразличногоʼʼ тона изложения до включения в текст сообщения элементов явного убеждения. Убедительность - это способность формировать убеждения, т. е. ʼʼосознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациямиʼʼ. Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и в зарубежной. Шведский ученый К. Асп сформулировал способы повышения убедительности информации.

    1. Релœевантность информации. Все факты и аргументы должны иметь отношение к той идее, которую хочет донести источник информации. Известно, что в первую очередь запоминаются аргументированные факты, во вторую - только факты. Общие утверждения и оценочные суждения оставляют в памяти незначительный след. Соотношение релœевантной информации с другими видами информации определяет ее плотность. Асп предложил разработанный им индекс плотности информации - соотношение количества релœевантных единиц информации с числом, к примеру, слов в сообщении.

    2. Широта информации. Выражается в разнообразии аргументации.

    3. Глубина информации. Выражается не только в логической, но и в научной обоснованности.

    В отечественных исследованиях также приводится целый перечень факторов, способствующих повышению доверия к воспринимаемой информации.

    1. Свойство желательности. Человек более склонен доверять тому, что для него приятно или полезно, или тому человеку, который ему симпатичен.

    2. Свойство логического следования. В случае если исходная посылка признается человеком истинной, а вывод производится со строгой логической крайне важно стью, то человек будет доверять истинности вывода тем больше, чем короче логическая цепь вывода и чем отчетливее вывод сформулирован в понятиях, выражающих привычные для человека представления.

    3. Свойство эмоциональности. Убеждающая сила речевого сообщения пропорциональна его эмоциональной насыщенности. Эмоционально насыщены в порядке убывания: беседа с одним человеком ʼʼс глазу на глазʼʼ, лекция, кино или телœевидение, радио, печатный или рукописный текст.

    4. Кумулятивное свойство. Доверие тем выше, чем чаще встречаются факты, послужившие основанием для доверия.

    5. Свойство непосредственности. Больше доверия вызывают факты, случившиеся с самим рассказчиком.

    6. Свойство согласия. Доверие выше, в случае если другие компетентные лица согласны с приведенными фактами. Причем степень уверенности пропорциональна отношению числа соглашающихся к числу несогласных. И наоборот, сложившаяся уверенность может перейти в сомнение в случае несогласия других компетентных лиц.

    7. Свойство ассоциативности. В случае если несколько высказываний имеют убеждающую силу, то эта сила возрастет, в случае если высказывания будут связаны в единую логическую систему.

    8. Свойство безразличия. Изложенные факты обычно не вызывают значительного доверия, в случае если они безразличны воспринимающему их слушателю.

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе: соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делœении различают вербальную и невербальную коммуникации (Андреева Г. М., 1998).

    При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используют человеческую речь. При помощи речи реализуются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определœенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Важно заметить, что для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

    Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

    В структуру речевого общения входят:

    § значение и смысл слов, фраз; важную роль играют точность употребления слова, его доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, точность произносимых звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

    § речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи;

    § выразительные качества голоса - характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - ʼʼхм-хмʼʼ, ʼʼэ-э-эʼʼ и др.

    Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена ʼʼкоммуникативных ролейʼʼ, т. е. смена ʼʼговорящегоʼʼ и ʼʼслушающегоʼʼ, когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит обогащение, развитие информации.

    Кроме вербальных, коммуникативный процесс бывает представлен невербальными средствами.

    Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к разделœению жестов на группы. К первому из них относится разделœение жестов на выразительные исходя из их роли в коммуникативном процессе:

    1. Жесты-ʼʼиллюстраторыʼʼ - это жесты сообщения: указатели (ʼʼуказующий перстʼʼ), пиктографы, т. е. образные картины изображения (ʼʼВот такого размера и конфигурацииʼʼ); кинœетографы - движения телом; жесты-ʼʼбитыʼʼ (жесты-ʼʼотмашки>>); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

    2. Жесты - ʼʼрегуляторыʼʼ - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целœенаправленные движения руками.

    3. Жесты - ʼʼэмблемыʼʼ - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. К примеру, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях ʼʼздравствуйтеʼʼ, а поднятые над головой - ʼʼдо свиданияʼʼ.

    4. Жесты - ʼʼадапторыʼʼ - это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт: касания, похлопывания партнера по плечу, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

    5. Жесты - ʼʼаффекторыʼʼ - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определœенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

    Другая классификация жестов, предложенная А. Пизом (2001), представляет практический интерес для наблюдателя, поскольку позволяет по неконтролируемым или слабо контролируемым движениям узнать скрытые намерения или эмоциональное состояние человека:

    1) жесты уверенности - соединœение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

    2) жесты нервозности, неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть, и др.;

    3) жесты стремления к самоконтролю - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

    4) жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

    5) жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

    6) жесты расположения к собеседнику - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

    7) жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

    8) жесты неискренности - прикрытие рукой рта; прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта͵ свидетельствующая либо о сокрытии истины, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

    Следует отметить, что нюансы, которые придает включение оптико-кинœетической системы знаков в ситуацию коммуникации, оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, к примеру в различных национальных культурах.

    Особая область социальной психологии, где исследуется расположение людей в пространстве при общении, принято называть проксемикой.

    Выделяют следующие зоны дистанции при человеческом контакте.

    Интимная зона (15-45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для общения в этой зоне характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определœенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделœение адреналина, прилив крови к голове и пр.
    Размещено на реф.рф
    Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всœегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

    Личная, или персональная, зона (45-120 см); она служит для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

    Социальная зона (120-400 см); эта зона обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинœетах, как правило, с теми, кого не очень хорошо знают.

    Публичная зона (свыше 400 см); под этой зоной подразумевается зона для общения с большой группой людей, находящихся, к примеру, на митинге, и пр.

    В целом всœе системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, крайне важно й людям для совместной деятельности.

    Коммуникативная сторона общения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Коммуникативная сторона общения" 2017, 2018.

    Существует много различных определений и понятий "общения", прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия "общение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и персептивной.

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

    Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

    Коммуникативная сторона общении. Общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой потому, что1) в отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки. Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое "движение информации". Но как минимум активный обмен ею. Особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто "обмениваются" значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.2) Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникационного процесса. Коммуникационное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Ничего похожего не происходит в "чисто" информационных процессах.3)Человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: "все должны говорить на одном языке". Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.4) В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным "языком" на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам. Барьеры могут носить и более "чисто" выраженный психологический характер: они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя -- "символический интеракционизм". У Мида становление "Я" происходит действительно в ситуациях общения, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что эти ситуации есть вместе с тем ситуации совместной деятельности. В них формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Для Мида ситуация общения раскрывается как ситуация прежде всего взаимодействия. Методологические просчёты этого направления:1)Большое значение роли символов. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество, действительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры -- все сводится только к символам.2) Интерактивный аспект общения отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным "представителем" социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается "последней" социальной детерминантной взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное "замыкание" взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.



    Перцептивная сторона общения. Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто "согласовывать действия", но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

    Термином "Социальная перцепция" исследователи называют процесс восприятия так называемых "социальных объектов", под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для нашего случая точным.

    Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

    Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова "восприятие" кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима "восприятие другого человека" употребляется выражение "познание другого человека".