Положение румынии в 1920 х годах. Национальная политика румынии. Румыния: стремление к величию

Участие Румынии в I мировой войне на стороне Антанты не было успешным. Потери армии составили 800 тыс. чел. (10% населения). Германия оккупировала 2/3 территории Румынии. Правительство из Бухареста переехало в г. Яссы. Оккупанты вывезли более 2 млн. т. продовольствия. Транспортная система была разрушена. Промышленность не работала. Возникла продовольственная проблема. [детская смертность составляла 70%]. Тяжёлая обстановка вынудила Румынию прекратить войну с державами Четвертного союза. В конце ноября 1917 г. было подписано перемирие. В апреле 1918 г. был подписан сепаратный Бухарестский мирный договор. Оккупация Румынии германскими войсками сохранялась. У неё отняли Добруджу. Румынская армия подлежала демобилизации. Румыния фактически превращалась в аграрно-сырьевой придаток Германии. Она обязалась поставлять в Германию продовольствие, немецкие фирмы получали монопольное право на разработку и эксплуатацию румынских нефтяных ресурсов сроком на 90 лет.

В декабре 1917 г. к Румынии с просьбой о включении в её состав Бессарабии обратился созданный там орган власти - "Сфатул Цэрий", или "Совет Страны" (в него входили офицеры, чиновники, представители буржуазии и интеллигенции). Это привело к вводу румынских войск в Бессарабию в начале 1918 г. В конце марта 1918 г. СЦ принял решение о вхождении Бессарабии в состав Румынского королевства на условиях автономии. В декабре 1918 г. СЦ самораспустился.

После подписания перемирия между Антантой и Австро-Венгрией и начала революции в Германии Румыния 10 ноября 1918 г. объявила о денонсации Бухарестского договора и о возобновлении войны с Германией. Это вернуло Румынию в стан Антанты. Германские войска ушли из страны, и 1 декабря в Бухарест возвратились правительство и королевская семья.

румыния война бухарестский договор

Распад Австро-Венгрии осенью 1918 г. возродил идею "Великой Румынии". Румыния выдвинула претензии на целый ряд соседних территорий. В ноябре 1918 г. Румыния оккупировала Буковину [Южная Буковина приняла решение о вхождении в Румынию, а в Северной Буковине Народное вече якобы высказалось за присоединение к Украине. Поэтому считается, что Румыния оккупировала лишь Северную Буковину]. В Трансильвании активно действовала Румынская национальная партия (создана ещё в 1881 г.) во главе с Юлиу Маниу. Она требовала вхождения Трансильвании в состав Румынии. Был создан Румынский национальный совет Трансильвании, который 31 октября 1918 г. объявил себя верховной властью в Трансильвании и отказался подчиняться венгерскому правительству.1 декабря 1918 г. в г. Алба-Юлия открылось Народное Собрание Трансильвании, на котором присутствовали свыше 100 000 чел. Оно приняло т. н. "Объединительную декларацию" о присоединении к Румынии при условии демократических преобразований. Король Фердинанд согласился на это условие, и румынская армия вступила в Трансильванию [Трансильвания включает 3 области - собственно Трансильванию, Кришану и Марамуреш].

К началу работы ПМК в состав Румынии вошли многие территории, претензии на которые Румыния пыталась любыми способами обосновать. Союзники в конце концов решили признать территориальные приращения Румынии. В пользу Румынии говорило её участие в I мировой войне на стороне Антанты, но главное - участие Румынии в подавлении советской власти в Венгрии весной-осенью 1919 г. По Сен-Жерменскому, Нейискому и Трианонскому договорам в состав т. н. "Старого королевства" (т.е. Валахия, Молдова и Северная Добруджа) вошли Буковина, Трансильвания, Южная Добруджа и Восточный Банат. В 1920 г. был подписан т. н. Парижский протокол о юридическом признании великими державами аннексии Румынией Бессарабии, но он ратифицировался медленно и остался нератифицированным Японией, так что формально так и не вступил в силу. Весной 1922 г. король Фердинанд был коронован как суверен "Великой Румынии".

Территория Румынского королевства после I м. в. увеличилась более чем в 2 раза - со 138 до 295 тыс. кв.км, население также увеличилось в 2 раза - с 8 до 16 млн. чел. Однако ј населения составляли национальные меньшинства (венгры, немцы, славяне и др.). Территориальные приращения значительно увеличили экономический потенциал Румынии. Её промышленность составляла 235% довоенного уровня, больше половины её размещалось в Трансильвании. Сеть ж/д выросла в 3 раза (с 3,5 до 11 тыс. км), численность рабочего класса увеличилась с 250 до 550 тыс. чел. Однако Румыния была аграрной страной (в с/х было занято более 80% населения). Наиболее развитыми отраслями промышленности являлись лёгкая, пищевая и нефтедобывающая. Почти 80% капиталов в промышленной сфере принадлежало иностранцам (сначала австрийскому и немецкому, затем - английскому и французскому).

В декабре 1918 г. был издан закон о выборах. Вводилось всеобщее избирательное право для мужчин с 21 года. Однако политическое развитие Румынии было неустойчивым. Ослабли позиции старых партий, в т. ч. самой влиятельной - Национал-либеральной партии. Во главе неё стоял Ион Брэтиану, глава семейства Брэтиану, которое за богатство и влиятельность сам король Фердинанд называл "второй румынской династией". В 1919 г.5 раз переносились парламентские выборы. С конца 1918 г. по начало 1922 г. сменилось 7 кабинетов. Они носили коалиционный характер и формировались из представителей новых партий - РНПТ и царанистской (крестьянской) партии. Выборы 1922 г. принесли победу НЛП, и во главе правительства стал Ион Брэтиану. НЛП управляла страной до 1928 г. Главной оппозиционной партией и самой массовой после НЛП была Национал-царанистская партия, возникшая в 1926 г. путём объединения РНПТ и Царанистской партии. Её лидером был Юлиу Маниу (НЦП вела крестьянскую пропаганду; некоторые её лидеры даже на королевских приёмах появлялись в крестьянской одежде - длинной рубахе навыпуск и в лаптях).

В марте 1923 г. была принята новая конституция. Провозглашались основные демократические права и свободы. Значительные властные полномочия принадлежали королю (роспуск парламента, назначение премьера, санкционирование и право вето в отношении законов и право пересматривать конституцию), кабинет министров не был ответственен перед парламентом. Конституция была дополнена рядом законов. В 1924 г. был принят закон о национальных меньшинствах. Фактически был взят курс на ассимиляцию нерумынского населения (государственные служащие должны были сдавать экзамены по румынскому языку, истории, географии, праву). В 1925 г. произошла унификация законодательства: правовые нормы "старого королевства" распространялись на всю территорию Румынии. В 1926 г. новый избирательный закон вводил фактически мажоритарную избирательную систему (партия, получавшая относительное большинство голосов, т.е.40%, получала и большинство мест в парламенте).

В мае 1921 г. образовалась КПР (до осени 1922 г. - Социалистическая-коммунистическая партия). Однако против неё сразу же развернулись репрессии. Активно действовала тайная полиция - сигуранца. Уже в 1922 г. прошёл "процесс 270-ти" над участниками I съезда КПР. В 1924 г. КПР была запрещена и действовала нелегально.

С 1922 по 1928 гг. Румыния переживала период стабилизации. Некоторое развитие получили металлургия (в Трансильвании) и химическая промышленность. Было создано более 1000 новых предприятий. К 1929 г. объём промышленного производства превысил Уровень 1924 г. в 1,5 раза. Промышленному росту способствовала правительственная политика "опоры на собственные силы" (лозунг НЛП). Она подразумевала некоторое ограничение и регулирование поступления в страну иностранного капитала, введение протекционистских таможенных тарифов. В 20-х гг. экономическая элита "старого королевства" при поддержке НЛП проводила политику оттеснения на второй план буржуазии новоприсоединённых областей и национальных меньшинств. В 1921 г. началась обещанная ещё в 1918 г. аграрная реформа. Устанавливался земельный максимум (от 100 до 500 га). Излишки выкупались крестьянами на правах пользования (временно запрещалась свободная продажа приобретённой земли). Аграрная реформа укрепила зажиточное крестьянство и способствовала дальнейшему развитию капитализма в деревне.

В середине 20-х гг. внутренняя обстановка обострилась. Король Фердинанд I и глава клана Брэтиану - Ион Брэтиану - были уже старыми. НЦП пыталась объединить все оппозиционные силы вокруг наследного принца Кароля ("карлистская оппозиция"). Принц выступал против влияния клана Брэтиану, но они при помощи короля (в основном - королевы Марии) добились лишения Кароля прав престолонаследия и его изгнания из страны в 1926 г. (повод - его семейные дела). Наследником Фердинанда был объявлен его внук - малолетний сын Кароля, Михай. НЦП стала требовать возвращения Кароля в страну.

В июле 1927 г. скончался король Фердинанд. Королём был объявлен 6-летний Михай I. При нём был создан регентский совет. В ноябре 1927 г. скончался и Ион Брэтиану. Премьер-министром стал его брат Винтила Брэтиану. Однако позиции НЛП уже ослабли. На выборах в конце 1928 г. почти 80% голосов набрала НЦП. Она сформировала правительство и находилась у власти до начала 1934 г.

Уже с конца 1928 г. начался спад в румынской экономике, сменившийся кризисом. Падение производства достигло максимума в мае 1932 г. и составило 40%, безработица - 300 тыс. чел. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Возникли "ножницы цен". Свыше 80% крестьянских хозяйств имели долги. В отличие от НЛП, НЦП придерживалась доктрины "открытых дверей", делая займы, привлекая иностранные инвестиции и раздавая концессии. В 1931-33 гг. была реализована программа стабилизации экономики под названием "3 жертвенные кривые" (I - в 1931 г., II - в 1932 г, III - в начале 1933 г.). Это была политика "жёсткой экономии", в ходе которой для уменьшения бюджетных расходов 3 раза сокращалось число госслужащих и понижалась их зарплата. Для борьбы с безработицей применялись насильственные переселения безработных в сельскую местность и поощрялась "трудовая эмиграция" за рубеж. Вводились экспортные премии за вывоз зерна. В 1931 г. был введён запрет продаж крестьянских хозяйств за долги. В 1932 г. крестьяне получили право продавать свои участки, государство списывало половину их долгов и возмещало кредиторам остальную часть, но крестьяне Т.о. становились должниками государства (на 30 лет, позже - на 17). Выходить из кризиса Румыния стала с 1934 г.

В годы кризиса активизировалось рабочее движение. В середине февраля 1933 г. прошла крупнейшая в истории Румынии забастовка - рабочих ж/д мастерских в пригороде Бухареста Гривице, получившая название "Красная Гривица".

В период кризиса неспокойной была политическая ситуация. Происходило дробление партий (в 1928 г. - 7 буржуазных партий, в 1932 г. - 17). Часто проводились внеочередные выборы, в 1929-33 гг. сменилось 10 кабинетов, 9 из них сформировала НЦП. В 1930 г. парламент реабилитировал принца Кароля и позволил ему вернуться в Румынию. После возвращения он был коронован в июне 1930 г. как Кароль II. Однако он стал отходить от НЦП и стремился договориться с новым руководством НЛП (в конце 1930 г. умер В. Брэтиану).

В это же время активизировалась деятельность фашистских организаций (Ассоциации христианских студентов, Лиги национал-христианской защиты). Лидер одной из них "капитан" К. Кодряну в 1927 г. создал фашистскую организацию "Легион Михаила Архангела", которая в 1930 г. была преобразована в военизированную "Железную гвардию". Она вела антиправительственную агитацию и регулярно проводила "акции устрашения" (например, осуществила убийство премьер-министра (Иона Дуки) в декабре 1933 г.). В 1933 г. правительство запретило "Железную гвардию".

В ноябре 1933 г. правительство НЦП подало в отставку. Победу на декабрьских выборах в парламент одержала НЛП.

Во внешней политике в 20-х гг. Румыния выступала ярой сторонницей сохранения версальских границ. Она стремилась найти союзников, также в этом заинтересованных. В 1921 г. Румыния стала вместе с Чехословакией и Югославией участницей МА, выступая против реваншистских устремлений Венгрии и Болгарии. Тесные связи Румыния поддерживала с Польшей. В марте 1921 г. был подписан румыно-польский договор, оформивший военно-политический союз этих стран, существовавший до 1939 г. Для дальнейшей изоляции Венгрии и Болгарии Румыния, Чехословакия и Югославия в феврале 1933 г. подписали "Организационный пакт" МА.

Внешнеполитическим ориентиром для Румынии выступала Франция. В июне 1926 г. был подписан франко-румынский договор. Румыния поддержала и французский проект Пан-Европы. Однако в сентябре 1926 г. Румыния подписала договор о дружбе с Италией. Неизменно напряжёнными оставались отношения не только с Венгрией и Болгарией, но и с СССР. Румыния оставалась единственной из пограничных с СССР государств, не имевших с ним дипотношений. Была лишь проведена демаркация границы по р. Днестр.

16. Внутр и внеш политика Румынии в 1918-1939гг.

Межвоенный период 1920-1939 гг.

Система послевоенных мирных договоров, определивших послевоенное устройство Европы, более чем в два раза увеличила размеры Румынии, прибавив к «Старому королевству» Трансильванию, Добруджу, Бессарабию, Северную Буковину и часть Баната. Процесс политического объединения всех румын в одном государстве был завершен. Это объединение было санкционировано венчанием короля Фердинанда и королевы Марии на трон «Великой Румынии» в Алба-Юлии в 1922 году и принятием новой конституции в 1923 году.

Однако ни в СССР, ни в Венгрии и Болгарии расширение границ Румынии понимания не нашло, и все содержание румынской внешней политики 1920-1939 года сводится к попыткам удержать за собой новоприобретенные территории. Румыния участвовала в системе военных союзов, созданных под эгидой французской дипломатии; в 1921 году вместе с Чехословакией и Югославией образовала «Малую Антанту», направленную против попыток Германии, Венгрии и Болгарии пересмотреть послевоенные мирные договоренности. В феврале 1934 года Румыния с Югославией, Турцией и Грецией сформировала «Балканскую Антанту», при помощи которой намеревалась сдержать территориальные амбиции Болгарии. Румыния заключила также военный союз с Польшей, направленный против СССР.

Король Фердинанд умер в 1927 году; его сын Кароль был фигурой весьма спорной. В 1920 году он женился на греческой принцессе Елене, и в следующем году от этого брака родился мальчик, которого назвали Михаем. Однако позже Кароль увлекся своей стенографисткой Еленой Лупеску и, отказавшись от прав на трон, уехал с ней в Париж. Поэтому после смерти Фердинанда королем Румынии стал 6-летний Михай, от имени которого правил регентский совет.

Великая депрессия 1929- 1933 года подорвала основы румынской экономики. Миллион румын, потеряли рабочие места, бедность превратилась в острейшую проблему страны.

В подобных сложных ситуациях многие люди склонны искать самый простой выход. И такой выход румынам предложила «Железная гвардия» - фашистская организация, созданная в 1927 году националистом Корнелиу Кодряну, который прославился тем, что голыми руками убил в Яссах начальника полиции. Сторонники «Железной гвардии» обвиняли во всех бедах Румынии коммунистов, евреев и либералов и ратовали за установление в стране диктатуры. Популярность «Железной гвардии» росла, и чтобы сдержать ее натиск, Румынские правящие круги вместо ребенка Михая пригласили на трон изгнанника Кароля. В 1930 году он стал румынским королем под именем Кароля II.

Однако, несмотря на все меры, хаос нарастал, усиливая всеобщее недовольство. Бастовали руководимые коммунистами рабочие на заводах и железных дорогах; правительство жестоко подавило забастовщиков и заключило в тюрьму руководителя компартии Георге Георгиу-Дежа. В 1933 году сторонники «Железной гвардии» убили премьер-министра Румынии Иона Дуку. После провала всех попыток стабилизировать политическую ситуацию законными методами, Кароль II в апреле 1938 года, отменил конституцию, объявил вне закона «Железную гвардию» и все политические партии и установил режим личной власти. 19 апреля полиция арестовала и заключила в тюрьму Кодряну и других лидеров «Железной гвардии», которые позже были убиты «при попытке к бегству».

С середины 1930-х годов Румыния все больше втягивается в орбиту влияния фашистской Германии. 23 марта 1939 года Румыния и Германия подписали совместную десятилетнюю программу экономического развития Румынии, которая позволила Германии эксплуатировать природные ресурсы страны.

Политическая жизнь в период 1918–1937 гг.

Политические партии. Прямым следствием объединения 1918 г. и реформ, осуществлявшихся в годы Первой мировой войны, а также после ее окончания, стало полное искоренение политической системы, при которой в Старом королевстве господствовали две партии – национал-либералы и консерваторы. Вследствие принятия законов о всеобщем избирательном праве и аграрной реформе, партия консерваторов распалась. После 1918 г. лишь однажды, в 1922 г., консервативная группировка под руководством Таке Ионеску сумела прийти к власти, однако на выборах, состоявшихся в конце того же года, она не получила ни одного места в парламенте. Консервативная партия исчезла с политической сцены Румынии.

Национал-либеральная партия (НЛП) и после войны продолжала играть важную роль в политической жизни страны. Либералы находились у власти с 1914 по 1918 г. (с небольшим перерывом в марте – ноябре 1918 г.), когда они, подобно другим либеральным партиям Европы, проиграли ими же организованные выборы на основе всеобщего избирательного права. После короткой передышки, связанной с реорганизацией и расширением своего влияния на присоединенных территориях, либералы вновь вернулись к власти в период 1922–1928 гг. (с перерывом в марте – ноябре 1927 г.) и 1933–1937 гг. {200} В 1922– 1927 гг. либералам удалось добиться самого большого успеха. Основу Национал-либеральной партии составляла финансовая олигархия, объединившаяся вокруг Румынского банка и руководимая семьей Брэтиану. Вынужденные считаться с условиями, сложившимися после 1918 г., либеральные лидеры разработали новую программу, которая предусматривала: необходимость принятия новой конституции, осуществление административного и законодательного единства, достижение экономической стабилизации, ограничение доступа иностранного капитала в экономику страны путем претворения в жизнь принципа «собственными силами», а также установление равноправия между всеми гражданами и др. В целях укрепления собственных организаций в присоединенных провинциях Национал-либеральная партия объединилась с Крестьянской партией Бессарабии и Демократической партией объединения Буковины, а в Трансильвании сумела привлечь на свою сторону ряд представителей румынской /560/ элиты. Председателем партии был избран Ион И. К. Брэтиану, а в состав высшего руководства вошли Винтилэ Брэтиану, И. Г. Дука, Константин И. К. Брэтиану, Георге Брэтиану, Константин Анджелеску, Георге Тэтэреску и др. Основным печатным органом партии стала газета «Вииторул» («Будущее»). {201}

Кончина Иона И. К. Брэтиану в ноябре 1927 г. вызвала изменения в руководстве этой политической партии. Во главе партии оказался Винтилэ Брэтиану, но уже через год либералы отошли от власти. После смерти Иона И. К. Брэтиану внутри НЛП образовалось несколько фракций. В 1930 г., несмотря на проведенную реорганизацию, в партии продолжали существовать разногласия. Георге Брэтиану создал «НЛП Георге Брэтиану» (программа которой предусматривала нравственное обновление страны, введение строгих принципов экономии, сокращение пошлин и налогов, установление жесткого контроля над имуществом чиновников и др.), а Константин Арджетояну, также отошедший от либералов, основал собственную политическую партию «Аграрный союз». В декабре 1930 г. на пост председателя НЛП был избран И. Г. Дука. Его попытки восстановить престиж партии не увенчались успехом, через три года он был убит представителями крайне правых сил. Лидером партии стал Константин (Дину) Брэтиану. Национал-либеральная партия вернулась к власти в 1934 г., однако король Кароль II назначил главой правительства не председателя НЛП, а Георге Тэтэреску, члена партии «младо-либералов».

В начале межвоенного периода Национал-либеральная партия не имела равного себе по силе политического конкурента, благодаря этому обстоятельству на нее не оказывалось внешнего давления, а уровень внутреннего напряжения снизился. К тому же, лидеру либералов Иону И. К. Брэтиану удавалось находить общий язык с королем Фердинандом. Подобное положение изменилось в 1926 г., когда на румынской политической сцене появилась Национал-цэрэнистская партия, образовавшаяся в результате слияния Национальной партии Трансильвании (под руководством Юлиу Маниу) с Крестьянской партией Старого королевства. В качестве председателя партии был избран Юлиу Маниу. Другими видными деятелями партии были Александру Вайда-Воевод, Ион Михалаке, Николае Лупу и др. Хотя по сравнению с либералами Национал-цэрэнистская партия пользовалась более широкой поддержкой со стороны электората, все же у власти она находилась довольно непродолжительное время в 1928–1931 гг. и в 1932–1933 гг. {202} /561/

Руководители национал-цэрэнистов, обладавшие чувством патриотизма, но лишенные политической ловкости и гибкости, которыми обладали либералы, допустили ряд тактических ошибок, среди которых оказался их предвыборный союз с крайне правыми силами в 1937 г. Этому сопутствовал и их неудачный приход к власти именно в период мирового экономического кризиса. Программа партии содержала весьма важные положения, такие как обеспечение прав и свобод граждан, проведение административной реформы в целях децентрализации и укрепления местного самоуправления, выведение правосудия из-под влияния политических сил и др. Новая партия уделяла особое внимание сельскому хозяйству, исходя из соображений о том, что Румыния должна остаться аграрной страной. Основным ее печатным органом стала газета «Дрептатя» («Справедливость»). Лишившись власти, Национал-цэрэнистская партия оставалась одной из главных оппозиционных сил по отношению к диктаторским режимам, выступая за сохранение демократической системы, основанной на положениях Конституции 1923 г. В то же время партия не была лишена внутренних противоречий и соперничества, а многие ее деятели либо перешли в другие партии, либо создали собственные политические группировки. Например, Н. Лупу сформировал новую Крестьянскую партию, пытаясь при этом восстановить бывшую партию под тем же названием, а Э. Филипеску перешел в ряды Народной партии. {203}

Помимо Национал-либеральной и Национал-цэрэнистской партий у власти чередовались такие политические силы, как Народная партия (во главе с маршалом Александру Авереску, которая была представлена в правительстве в 1920–1921 гг. и в 1926–1927 гг.), Националистическо-демократическая партия, возглавляемая известным историком Николаем Йоргой (1931–1932), Национал-христианская партия под руководством Октавиана Гоги и А. К. Кузы (1937–1938). На политической сцене Румынии проявили себя и такие партии, как Социалистическая партия, Демократическая партия объединения Буковины (руководитель Ион Нистор), Крестьянская партия Бессарабии (руководитель Ион Инкулец), были представлены также партии национальных меньшинств (Венгерская партия, Венгерский союз, Немецкая партия, Народная партия швабов, Еврейская партия, Еврейский союз) и др.

В результате влияния извне в Румынии появились партии крайне левых и крайне правых сил, которые, однако, в межвоен- /562/ ный период так и не смогли получить необходимого количества голосов на выборах для взятия власти. По сравнению с другими европейскими странами влияние левых партий на румынской политической арене было ограниченным. В ноябре 1918 г. Социал-демократическая партия Старого королевства была переименована в Социалистическую партию и окончательно разорвала отношения со II Интернационалом. После состоявшегося 1 декабря 1918 г. голосования за объединение их провинции с Румынией, трансильванские социал-демократы приняли решение о взаимодействии с Социалистической партией Старого королевства с целью достижения единства рабочего движения по всей стране. На состоявшемся в мае 1919 г. съезде Социалистической партии Старого королевства была принята предвыборная программа, к которой примкнули остальные социалистические партии страны и которая предусматривала введение всеобщего избирательного права для лиц, достигших 18-летнего возраста, экспроприацию всей помещичьей земли, национализацию промышленности, проведение реформ в пользу рабочих и др. Съезд принял также решение о включении в состав Исполнительного Комитета четырех представителей Трансильвании, а также по два представителя Буковины и Бессарабии, что по существу означало объединение социалистических партий. {204}

В 1921 г. Социалистическая партия разделилась на сторонников III Интернационала (коммунистов) и тех, кто выступал за сохранение социал-демократической линии. В октябре 1922 г. состоялся II съезд Коммунистической партии Румынии, на котором был избран генеральный секретарь (Георге Кристеску), сформирован Центральный Комитет и принят ее устав. Согласно уставу Коммунистическая партия Румынии находилась на положении отдела Коминтерна, безоговорочно приняв в качестве собственных лишь цели и задачи Коминтерна. На всем протяжении межвоенного периода численность КПР была незначительной. Вследствие принятой программы и проводимой антинациональной идеологии, а также после кровавых инцидентов в местечке Татарбунары в 1924 г. вблизи румыно-советской границы компартия была объявлена вне закона. {205}

На крайне правом фланге румынской политической борьбы оказалось легионерское движение, которое было опутано мистицизмом, поощряло ненависть и нетерпимость, антисемитизм и антизападные настроения. В первой половине 20-х годов роль пра- /563/ вых политических партий была абсолютно незначительной. Начало легионерского движения относится к 1922–1923 гг., когда Корнелиу Зеля Кодряну создал Ассоциацию христианских студентов, а затем профессор Ясского университета А. К. Куза основал Лигу национально-христианской защиты, в которую вошло и общество Кодряну. Данная организация выступала против политических партий, высказывалась за ограничение роли парламента и за усиление роли монархии в политической жизни страны. Лига национал-христианской защиты создала собственные военизированные отряды, под названием «лэнчиеры» (уланы), которые часто прибегали к насилию, в основном против евреев. Однако внутри Лиги возник конфликт между ее лидером А. К. Кузой и его ближайшим сотрудником Зеля Кодряну. Первый придавал Лиге значение широкого надпартийного национального движения и поддерживал идею проведения воспитательных мер в целях изменения менталитета масс. В то время как Кодряну стремился сделать из нее хорошо организованную партию, которая должна была развернуть усиленную антисемитскую кампанию и использовать любые средства (включая убийства) для достижения своей цели. Он добивался распространения своих идей через прессу и на открытых собраниях.

В 1927 г. Корнелиу Зеля Кодряну основал Легион Михаила Архангела, который после 1930 г. получил название «Железная гвардия» и имел много общего с экстремистскими партиями нацистской Германии и фашистской Италии (прославление вождя, форма приветствия, форма одежды, антисемитизм), а своих членов и сочувствующих вербовал, прежде всего, из числа городской молодежи, включая студентов, а также из рядов сельских священников, рабочих, крестьян и лиц, находившихся на обочине общественной жизни. После убийства в 1933 г. либерального премьер-министра И. Г. Дуки «Железная гвардия» была объявлена вне закона, однако в следующем году она была преобразована в политическую партию под названием «Все для Отечества». На выборах в 1937 г. легионерская партия заняла третье место, получив наибольшее число голосов за все время своего существования. После устранения ее лидера по приказу короля в 1938 г. легионерская партия, которую возглавил Хоря Сима, пользовавшийся определенной поддержкой со стороны гитлеровской Германии, вновь вернулась в 1940 г. на румынскую политическую арену. {206} /564/

Парламент представлял законодательную власть, а его деятельность осуществлялась на основе Конституции 1923 года. Он состоял из двух палат (сенат и палата депутатов), а пост председателя парламента занимал, как правило, известный политический или культурный деятель страны. Палата депутатов состояла из депутатов (проживавших в Румынии и достигших 25-летнего возраста), которые избирались взрослым населением путем всеобщего, прямого, равного, обязательного и тайного голосования. Часть сената составляли члены по праву, к которым относились наследники трона, достигшие 18 лет, митрополит страны, епархиальные епископы двух румынских вероисповеданий, главы признанных государством церквей, президент Румынской академии, бывшие председатели Совета Министров, общий стаж которых на этом посту составлял четыре года, бывшие министры с общим стажем в шесть лет, бывшие председатели парламентских палат, бывшие председатели местных парламентов Трансильвании, Буковины и Бессарабии. Члены парламента могли обратиться с запросами в правительство, а министры были ответственны за свои действия перед законодательным органом. Большинство в парламенте принадлежало представителям Национал-либеральной и Национал-цэрэнистской партий, а в ходе заседаний были приняты важные документы для румынского общества: ратификация мирных договоров, утверждение объединительных актов Трансильвании, Буковины и Бессарабии с Румынским королевством, административный закон, аграрная реформа, закон о выборах, бюджет и др. Самым важным законодательным актом стало принятие в марте 1923 г. новой Конституции. В ней Румыния провозглашалась национально единым и неделимым государством, населению которой гарантировались наиболее передовые гражданские права и свободы, что позволило считать ее одной из самых демократичных конституций своего времени. Конституция гарантировала гражданам личную свободу, неприкосновенность жилья, свободу совести, свободу слова и печати. В ней содержались положения, гарантировавшие право собственности. Согласно основному закону страны власть принадлежала народу, который осуществлял ее через своих избранников на основе записанных в конституции принципов, в том числе принципа разделения властей. {207}

Правительство. Согласно Конституции 1923 г. исполнительная власть осуществлялась от имени короля. В период с 1918 по /565/ 1940 г. в Румынии сменилось 38 кабинетов. Были приняты меры для достижения законодательного единства и интеграции присоединенных провинций, была организована система денежного обращения с введением в 1920 г. единой монеты, проведена аграрная реформа, был принят закон о территориальном единстве, были подготовлены законы об экономическом и культурном развитии страны.

Одной из важнейших задач большинства правительств в первые послевоенные годы было проведение аграрной реформы. Закон об аграрной реформе в Олтении, Валахии, Молдове и Добрудже был принят 17 июля 1921 г., а 30 июля – для Трансильвании, Баната, Кришаны и Марамуреша, а также для Буковины. Эти законы обобщали принятые в 1917–1920 гг. законодательные акты в данной области. По существу, они имели единый характер с учетом некоторых своеобразных особенностей каждой провинции. Общим стало положение о невозможности продавать или закладывать полученную землю до ее полного выкупа. Следует, однако, заметить, что самые большие наделы были выделены в Трансильвании, где политическое сознание крестьянства было наиболее развитым, и либералы стремились заручиться значительной поддержкой. {208}

На основе нового фундаментального закона в июле 1925 г. был принят закон о территориальном единстве, а в марте 1926 г. – новый закон о выборах. Согласно закону об административном устройстве Румыния была разделена на уезды (руководимые префектами), а те, в свою очередь, делились на волости (руководимые преторами), которые состояли из городских или сельских коммун и деревень, возглавляемых примарями. Новым законом 1938 г. об административном устройстве было введено дополнительное звено – цинуты, каждый из которых объединял несколько уездов. По всей стране было образовано 10 цинутов, во главе которых король назначал своих наместников.

Что касается избирательного законодательства, то наряду с принятыми в 1918–1920 гг. положениями в марте 1926 г. был опубликован закон об «избирательном бонусе», согласно которому партия, добившаяся 40 % общего числа голосов, получала 50 % парламентских мест. Остальная часть мандатов распределялась между всеми партиями, участвовавшими в выборах, с учетом партии, выигравшей «избирательный бонус». Хотя этот закон противоречил положениям Конституции 1923 г., так как благоприятст- /566/ вовал одной лишь политической партии, он был сохранен до 1939 г. К числу важных законодательных актов относились законы о развитии образования (о начальном образовании в 1924 г. и о среднем в 1928 г.), об устройстве судебных органов и др.

После объединения Трансильвании с Румынией почти 8 % населения страны составляли греко-католики. Православная и Греко-католическая церковь были признаны «национальными церквами» и пользовались поддержкой правительства. В феврале 1925 г. отдельным законом митрополит Валахии был возведен в сан патриарха Румынской православной церкви. Первым патриархом стал Мирон Кристя. В мае 1928 г. был утвержден закон об общих принципах действия культов, который предусматривал, что наряду с православным существовали и такие вероисповедания, как греко-католическое (униатское), католическое, реформатское, лютеранско-евангелическое, унитарианское, армяно-григорианское, иу- дейское и мусульманское. Были приняты и другие законы в духе возникших новых реальностей. {209}

Правосудие представляло третью власть в государстве. Согласно конституции судебные решения выносились на основании закона и исполнялись от имени короля. Судьи становились бессменными. В 1924 г. был принят закон об устройстве судебных органов. Согласно этому закону представители судейского сословия не могли занимать другие общественные должности, быть избранными в парламент или в коммунальные и уездные советы, не имели права занимать административные должности или быть избранными в ревизионные комиссии коммерческих обществ, но пользовались правом преподавать на юридических факультетах страны или в вузах по месту жительства. {210}

Монархия. Согласно конституции и уставу королевской семьи король назначал премьер-министра, назначал и отзывал министров, утверждал законы, имел право заключать соглашения и договоры, чеканить монету, присваивать награды, являлся главнокомандующим вооруженных сил. Любой официальный документ государя подписывался министром, в ведении которого находился рассматриваемый вопрос. Согласно конституции король открывал парламентские сессии, зачитывая свою тронную речь, на которую палата депутатов и сенат формулировали ответы. Король объявлял о закрытии сессии и мог созывать внеочередные /567/ парламентские сессии. Король имел право распускать обе палаты одновременно или одну из них. Декрет о роспуске должен был предусматривать организацию новых выборов в течение двух месяцев и начало работы новых законодательных палат в течение трех месяцев. {211}

Король Фердинанд, правивший в 1914–1927 гг., сыграл важную роль в образовании и укреплении нового объединенного государства. Пятнадцатого октября 1922 г. в кафедральном соборе Объединения в Алба-Юлии состоялась церемония коронации Фердинанда и королевы Марии в качестве государей объединенной Румынии. В годы его правления претворялась в жизнь программа по завершению объединительного процесса, развития и модернизации общества, что происходило на фоне кризиса династии в 1925 г., когда наследный принц Кароль отказался от этого права и выехал за рубеж вместе со своей возлюбленной Еленой Лупеску. Все попытки Фердинанда убедить Кароля вернуться оказались тщетными, и тогда на совместном заседании 4 января 1926 г. обе палаты парламента, приняв к сведению факт отказа наследного принца от трона, провозгласили Михая, сына Кароля, наследником короля Фердинанда. Каролю запрещалось возвращаться в страну, были предусмотрены также меры в отношении тех, кто мог бы выступить против этого принятого в январе 1926 г. решения. В 1927 г. король Фердинанд скончался, и наследником стал его малолетний внук Михай. Был создан регентский совет, в который вошли принц Николае (брат Кароля), Патриарх Румынии Мирон Кристя и председатель Кассационного суда Георге Буздугана, которого после его кончины заменил Константин Сэрэцяну.

После смерти Фердинанда в стране развернулась усиленная кампания в поддержку возвращения Кароля и возведения его на трон. Во главе этой кампании стояла Национал-цэрэнистская партия, которая в действительности таким образом добивалась отстранения либералов от власти. После длительных переговоров с национал-цэрэнистскими лидерами Кароль вернулся в страну 6 июня 1930 г., и через два дня парламент провозгласил его королем Румынии под именем Кароль II. При нем находилась «королевская камарилья», состоявшая из значительного числа приближенных к нему лиц. {212}

Вопрос о роли Кароля II в истории Румынии был и остается предметом постоянных дискуссий. Для многих Кароль II, который рассматривается как предшественник фашизма и предатель /568/ демократии, был, тем не менее, человеком своего времени, который, хотя и не сумел полностью решить всех проблем периода 30-х годов, по крайней мере, стремился к их преодолению. В его деятельности проявилось отсутствие уважения и доверия к принципам демократии межвоенного периода. Его политическое кредо – авторитарная система правления, при которой государь становился решающим политическим фактором и инициатором всех политических действий. Свидетельством тому стало его отношение к Юлиу Маниу, который обеспечил его возвращение из изгнания и которому Кароль ответил неблагодарностью. Маниу поддерживал идею существования демократии под контролем конституционной монархии, Кароль, со своей стороны, считал, что премьер-министр должен быть лишь исполнителем воли короля. Разрыв между королем и Юлиу Маниу расценивается как окончание демократического эксперимента. Отставка Маниу с поста премьер-министра, официальной мотивировкой которой стали внебрачные связи Кароля с Еленой Лупеску, не смогла скрыть действительной причины этого разрыва, а именно отказ короля уступить пальму первенства главе правительства и подчиниться национал-цэрэнистской политике. Одновременно с обвинениями в адрес Елены Лупеску (еврейкой по происхождению) Маниу затронул еврейский вопрос, который в 30-е годы все больше присутствовал в выступлениях политических лидеров и деятелей культуры. {213}

Румынская политическая жизнь в 1930-х годах была отмечена крахом демократических учреждений. Либералы и национал-цэрэнисты утратили свое господство, которым обладали в предыдущее десятилетие. За отставкой Юлиу Маниу с поста премьер-министра последовал период министерской чехарды. {214} В апреле 1931 г. было образовано правительство национального единства под председательством Николая Йорги. В отличие от предыдущих, данный кабинет не был сформирован по партийному принципу, все его члены были назначены королем. Такое правительство во всем отвечало интересам короля, который мог таким образом обойтись без поддержки крупных политических партий. Политика правительств в период 1931–1933 гг. не отличалась особой динамичностью, а специально принятые меры для решения социальных и экономических вопросов не привели к каким-либо результатам. /569/

Образование нового национал-цэрэнистского кабинета под председательством Александра Вайда-Воеводы (июнь 1932 – сентябрь 1933 г.) также не могло считаться лучшим решением вопроса. Тем более, что вследствие экономического кризиса и подавления силовыми методами рабочего движения (например, забастовки железнодорожников в феврале 1933 г.) произошло значительное снижение популярности партии. {215} Осенью 1933 г. национал-цэрэнистское правительство было заменено другим – национал-либеральным во главе с И. Г. Дукой. Новый премьер-министр предпринял меры для ликвидации последствий экономического кризиса и снижения напряженности в стране. Он занял непримиримую позицию в отношении «Железной гвардии», которая была им распущена. Железногвардейцы отомстили ему за это, убив его в декабре того же года.

Назначенный на место И. Г. Дуки 4 января 1934 г. лидер «младо-либералов» Георге Тэтэреску возглавил правительство с самым долгим пребыванием у власти в истории межвоенной Румынии. До 17 ноября 1937 г. оно проводило в жизнь программу, придавшую значительный импульс развитию национальной экономики, в особенности промышленности, оно поддержало таможенный протекционизм, выдачу кредитов новым предприятиям и др. Особое внимание было уделено вооруженным силам, которые были модернизированы (с учетом роста проявления ревизионизма на международной арене), сельскому хозяйству также была оказана поддержка путем выдачи кредитов и принятия ряда мер, способных улучшить техническое оснащение и качество продукции в этой области. Во время нахождения у власти правительства Тэтэреску был достигнут значительный экономический рост, в результате чего в 1937 г. уровень социального производства повысился на 70 % по сравнению с 1932 г., а национальный доход вырос на 60 %. {216} В этот период возросла роль монархии. Преступив рамки своих полномочий, установленных конституцией, Кароль оказывал влияние на правительство, которое в свою очередь приняло ряд законодательных мер, позволявших ему полностью контролировать ситуацию в стране. В действительности предложения о принятии законов, имевших целью укрепление полномочий исполнительной власти и ослабление роли парламента и оппозиции, исходили в основном от самого Кароля.

Период 30-х годов в значительной мере был отмечен все более возраставшей напряженностью между королем и крупными поли- /570/ тическими партиями, с одной стороны, и между королем и крайне правыми силами – с другой. После убийства И. Г. Дуки впервые после 1862 г. вновь была введена цензура, а правительство получило право действовать на основе исключительно королевских декретов. Расколу внутри либерального крыла способствовали приверженец старой брэтианской традиции Георге Брэтиану (сын И. И. К. Брэтиану, незаурядный историк, но весьма посредственный политик) и приближенный к королю Георге Тэтэреску. Либералы, хотя и добившиеся значительных успехов в социально-экономической и культурной областях, начали постепенно терять свою популярность, что привело их к поражению на выборах в конце 1937 г. {217}

Из книги Взлет и падение третьего рейха. Том I автора Ширер Уильям Лоуренс

ЖИЗНЬ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ: 1933–1937 ГОДЫ Как раз в это время, в середине лета 1934 года, я и приехал в третий рейх на постоянную работу. И обнаружил в новой Германии много такого, что впечатляло, озадачивало, тревожило иностранного наблюдателя. Подавляющее большинство немецкого

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ XIII–XIV вв. - время подъема городов, которые были, как уже сказано выше, наиболее динамичным элементом средневекового общества, фундаментальным источником изменений во всех сферах его жизни. В развитии

Из книги Сталинские соколы - Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг автора Швабедиссен Вальтер

Глава 1 Период с 1918 по 1933 г Будучи органической частью армии и флота, русские ВВС не претерпели значительных и независимых изменений в ходе Первой мировой войны. За исключением четырехмоторного бомбардировщика Сикорского, сконструированного в 1914 г. - большого

Из книги «The Soviet Story». Механизм лжи (Forgery Tissue) автора Дюков Александр Решидеович

3.6. В период с 1937 по 1941 год в СССР было репрессировано 11 миллионов человек Заявление о том, что в период с 1937 по 1941 год в Советском Союзе было репрессировано 11 миллионов человек, прозвучало в фильме из уст Натальи Лебедевой, сотрудника Института всеобщей истории Российской

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Первый период войны (июль 1937 г. октябрь 1938 г.) Это время превращения «инцидента» в «большую войну», время значительных военных успехов японских агрессоров. Уже в июле японские войска захватили Пекин и Тяньцзинь и продолжали наступать в Северном Китае. В августе начались

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Как уже говорилось в предыдущей главе, основой богатств империи было сельское общество и сельскохозяйственное производство, из которого государство и частные землевладельцы извлекали доход в виде налогов или ренты. Но крестьянство не имело в

автора Бонвеч Бернд

Политическая жизнь В Германии после бурных событий 1923 г. политические страсти перенеслись в высшие государственные и общественные структуры: рейхстаг, правительство, партии. Заработали традиционные парламентские механизмы. В феврале 1924 г. было отменено чрезвычайное

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

Политическая жизнь 1994 г. получил в ФРГ название «года супервыборов», когда прошли выборы в Европарламент, президента Германии, выборы в бундестаг, в ландтаги 8 земель. К этому времени сложилась менее благоприятная ситуация для правящей коалиции. В новых землях нарастало

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

19.4. Общественно-политическая жизнь После упразднения высшего органа государственной власти в стране в период Великой Отечественной войны – Государственного Комитета Обороны – вся власть продолжала оставаться в руках партийно-государственного аппарата, который

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

5. Политическая жизнь империи Вестфальский мир заложил основы миропорядка, которого европейские страны придерживались в течение почти полутора столетий. Суть его, по мысли Руссо, заключалась в том, что главным способом улаживания споров между державами стали переговоры,

автора Конт Франсис

Политическая жизнь 980Владимир становится великим князем Киевским и вводит в качестве официальной религии реформированный им языческий культ.981Завоевание Владимиром Червенской Руси с городами Червен и Перемышль.983Поход против литовского племени ятвягов и овладение

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая и государственная жизнь 1914- 7-10 (20–23) июля. Визит в Санкт-Петербург президента Французской республики Пуанкаре и председателя Совета министров Вивиани.- 16 (29) июля. Закон о переходе в военных зонах гражданских властей в подчинение военного

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая и государственная жизнь 1917- 29 сент. (12 окт.). В большевистской газете «Рабочий путь» появляется статья Ленина «Кризис назрел». Содержащийся в ней призыв к немедленному вооруженному восстанию наталкивается на несогласие значительной части большевиков.- 7

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Политическая и государственная жизнь 1918- 5 (18) янв. В Петрограде проходит первое заседание Учредительного собрания. Большевики, оказавшиеся в явном меньшинстве (около 175 депутатов против 410 эсеров), покидают зал.- 6 (19) янв. Декретом ВЦИК Учредительное собрание

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Политическая ситуация в Украине в мае - октябре 1918 г Правительство Ф. Лизогуба 10 мая 1918 г. опубликовало декларацию, в которой своей главной задачей признало «укрепить на Украине государственный порядок и в условиях полного покоя и настоящей воли привести страну к

Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман Викторович

В 1930-х гг. население Румынии превышало 19 млн. человек. В границах Румынии на 1940 г. проживали румыны (71,9%), венгры (7%), немцы (4,1%), евреи (4%), украинцы (3,2%), русские (2,3%), болгары (2%), цыгане (1,5%), турки (0,9%) и другие народы. К началу Второй мировой войны межнациональные отношения в Румынии находились в стадии «тлеющего конфликта».

Во второй четверти ХХ в. в Румынии получил распространение складывавшийся со второй половины XVIII в. миф о национальной исключительности и национальной миссии румын, которые объявлялись потомками и культурными наследниками двух великих народов древности - римлян и даков, сплотившихся в единое этническое образование в южных предгорьях Карпат в правление римского императора Траяна (53 - 117 гг. н.э.). Им отводилась роль цивилизованного народа, окруженного варварами - славянами, тюрками и мадьярами. Постепенно возникала идея «румынизации» национальных меньшинств, также устойчивыми являлись антиеврейские и антицыганские настроения. С 1930-х гг. сформировались различного рода румынские национал-радикальные партии и движения: Антисемитский союз, Национальное итало-румынское фашистское движение, Национал-Румынские Фаши, Национально-фашистское движение, Железная Гвардия.

Несмотря на то, что румынский парламент принял в марте 1919 г. закон о правах национальных меньшинств, в национальных учебных заведениях были обязаны преподавать на румынском языке, органы национальной периодической печати и книжные издательства закрывались, национальные имена менялись на соответствующие румынские имена и т.д. Молдаван официально было принято однозначно относить к румынам.

В июне 1934 г. румынским парламентом был утвержден законопроект «Об использовании румынских рабочих в частных фирмах», разработанный правительством Национально-либеральной партии. По новому закону 80% работников любого предприятия должны были составлять румыны. Министерство промышленности и торговли разослало во все частные фирмы специальную анкету, в которую был включен вопрос об этническом происхождении сотрудников. Результатом введения данного закона стали массовые увольнения представителей национальных меньшинств.

В то же время существовали законодательные акты, формально обеспечивавшие права национальных меньшинств в чрезвычайных условиях. Так, они имели право отказаться от военной службы в случае начала боевых действий с той страной, в которой их соплеменники являются «титульной нацией». Однако, как показала практика, этот закон не выполнялся. Русские граждане Румынии повсеместно призывались в армию в период войны с СССР. Это касалось, в частности, старообрядцев-липован, проживавших с XVIII в. в нижнем течении Дуная. Например, в 1943 - 1944 гг. офицером интендантской службы Румынской королевской армии являлся известный русский певец эмигрант Петр Лещенко.

Во время оккупации Румынией Бессарабии и Приднестровья здесь было запрещено официальное использование русского языка. В школах преподавался румынский язык. С 20 ноября 1943 г. в Транснистрии были закрыты все школы, кроме румынских. На Южной Украине также проводилась политика вытеснения русского языка в школах.

Румынский «великодержавный» национализм сталкивался с национализмом и сепаратистскими настроениями политических движений национальных меньшинств. Это относится к румынским немцам (Немецкая парламентская партия, Саксонская партия), венграм (Венгерская национальная партия), украинцам (Буковинское движение «Освобождение», Украинская партия), молдаванам (Союз бессарабцев, Бессарабский национальный союз, Союз борьбы за освобождение Бессарабии), евреям (Союз румынских евреев, Партия еврейского государства, Еврейская национальная партия, Еврейская партия, Сионистская федерация Румынии, Новая сионистская организация), болгарам (Болгарская партия). Их деятельность с одной стороны позволяла национальным меньшинствам бороться за свою самобытность и права, но с другой стороны крайне радикализировала всю систему межнациональных отношений в Румынии.

Венгерские, молдавские и болгарские партии выступали за отделение регионов, населенных соответственно венграми, молдаванами и болгарами от Румынии и их воссоединением с Венгрией, СССР и Болгарией. Последовавшие в 1940 г. аннексии части территории Румынии Советским Союзом, Венгрией и Болгарией привели к массовым перемещениям населения, исчислявшимся сотнями тысяч человек, а также межнациональными столкновениями и погромами.

Румынские немцы во многом ориентировались на процессы, происходящие в Германии. В 1932 г. у них возникло «Национал-социалистическое движение взаимопомощи немцев в Румынии», которое вскоре было запрещено. Однако в 1934 г. оно воссоздается под другим названием - «Национальное движение возрождения немцев Румынии». Фюрером «возрожденцев» стал бывший офицер австрийской армии Фриц Фабрициус. Данное движение ратовало за автономию для немцев в Румынии и находило противников не только в лице румынских властей и националистов, но и Немецкой евангелической церкви в Румынии во главе с доктором Гансом Отто Ротом. В 1940 - 1941 гг., несмотря на то, что процессы румынизации местных немцев прекратились, многие из них эмигрировали в Германию. Оставшиеся фольксдойче получили возможность добровольно вступать в вермахт и войска СС. На территории Транснистрии действовали полицейские отряды, набранные из бессарабских и новороссийских немцев. Они приняли активное участие в карательных акциях в зоне румынской оккупации.

В 1940 - 1944 гг. репрессиям и наибольшей румынизации подверглись малочисленные этнические группы в Румынии - армяне, греки, турки, татары и другие. Так, по закону от 8 августа 1940 г. их предпринимательская деятельность строго регламентировалась и ограничивалась процентными нормами. Однако ни один из народов Румынии не повергался таким гонениям, как евреи и цыгане. В 1920 - 1930-х гг. в Румынии наблюдался заметный рост антиеврейских настроений, особенно среди румынской интеллигенции и студенчества. Во многих университетах были введены процентные нормы приема евреев. После прихода в 1933 г. к власти в Германии нацистов различные румынские партии стали принимать антисемитские программы. В 1935 г. Национальная крестьянская партия объединилась с Лигой национальной христианской защиты, создав Национальную христианскую партию, программным требованием которой стала защита рабочих-христиан «путем предпочтения румынских этнических элементов» и «румынизация персонала фирм», то есть удаление евреев даже из частных предприятий.

В 1935 г. правление Юридической ассоциации приняло постановление о процентной норме для евреев-юристов. Евреев прекратили принимать в ассоциацию; иногда лицензий лишали евреев, уже входивших в нее.

В 1940 г. в Румынии проживало 728 115 евреев. В конце 1930-х гг., после принятия законодательных актов, направленных на вытеснение евреев из различных сфер экономической и интеллектуальной жизни, началось катастрофическое обнищание еврейского населения Румынии. Поэтому евреи играли значительную роль в социалистическом и коммунистическом движении Румынии.

Летом 1940 г. во время аннексии части румынской территории Советским союзом, Венгрией и Болгарией при отступлении румынские солдаты устраивали погромы, сопровождавшиеся убийствами. Например, в Добрудже 30 июня 1940 г. были убиты 52 человека. Евреев выбрасывали из поездов с беженцами, направлявшимися в Румынию.

8 августа 1940 г. в Румынии были приняты законы о повсеместном ограничении количества евреев в высших учебных заведениях. Евреи также были удалены со всех государственных постов, в том числе и из армии.

С сентября 1940 г. наступил период жестокого антиеврейского террора, продолжавшийся пять месяцев. По всей стране конфисковывали еврейские магазины и предприятия. Чтобы получить от владельцев заявления о передаче собственности румынам, их подвергали пыткам.

21 января 1941 г. Железная гвардия предприняла попытку государственного переворота. В то время как одни отряды Железной гвардии вели бои с частями румынской армии за контроль над Бухарестом, другие нападали на евреев столицы. Было убито 125 и искалечено 140 евреев, разрушено несколько синагог.

Вскоре после начала войны с СССР румынские солдаты 29 июня 1941 г. устроили погром в Яссах; где погибло около 12 000 евреев.

В Бессарабии, Буковине, Южной Украине наступавшие румынские войска повсеместно принимали участие в уничтожении еврейского населения СССР.

В августе 1941 г. румынские власти начали депортацию евреев из находившихся под их контролем Буковины и Бессарабии через Днестр, в немецкую зону оккупации. Немцы отказались принять депортированных, многих расстреляли, других отправили назад в румынскую зону, где часть из них тут же была убита румынскими жандармами; многие утонули в Днестре или погибли от болезней и голода по пути (4 400 человек) в концентрационные лагеря Бессарабии.

Погибшие в «поездах смерти». Август 1941 г.

В течение пяти недель после начала войны была уничтожена половина еврейского населения (около 160 тысяч человек), проживавшего в Бессарабии и Буковине. В сентябре 1941 г. на территории, оккупированной румынской армией, евреев стали заключать в гетто. В румынской зоне оккупации на территории СССР их обязали носить желтую шестиконечную звезду.

16 сентября 1941 г. началась депортация евреев из лагерей Бессарабии в Транснистрию. К 15 ноября, когда депортация была прекращена, все евреи Бессарабии и Буковины (за исключением 20 000 евреев Черновцов) были отправлены в Транснистрию. В ходе депортации погибли 22 000 человек.

Во второй половине октября 1941 г. близ Одессы по личному приказу маршала Антонеску было расстреляно и заживо сожжено около 35 000 жителей города еврейской национальности.

Зимой 1941 - 1942 гг. в Транснистрии среди депортированных евреев началась массовая гибель от переохлаждения (температура воздуха временами опускалась до -40°), голода и инфекционных болезней (тиф, дизентерия). Среди взрослых смертность достигала 70%, среди детей - 100%. В начале 1942 г. румынские жандармы, украинские полицейские и зондеркоммандо «R», где служили местные немцы, приступили к систематическому истреблению ссыльных. Так, в селе Богдановка Березовского района около 5 000 больных и увечных евреев были согнаны в сараи и заживо сожжены, после чего начались регулярные расстрелы обитателей (44 000 человек) местного лагеря, завершившиеся их поголовным уничтожением. Всего в Транснистрии в 1941 - 1944 гг. погибло около 200 000 советских и румынских евреев.

После поражения румынских войск под Сталинградом отношение властей к евреям заметно изменилось. С декабря 1942 г. началась эвакуация евреев в Турцию. Всего до сентября 1944 г. на 13 судах Румынию покинули около 13 000 евреев.

С октября 1943 г. начались поставки международных еврейских организаций (прежде всего «Джойнт») для евреев в Транснистрии - денег, вещей, медикаментов, продуктов питания. Румынскому правительству сообщили, что данные организации готовы заплатить большую сумму за возвращение евреев из Транснистрии. Маршал Антонеску разрешил вернуться пожилым людям, вдовам, инвалидам Первой мировой войны и бывшим офицерам румынской армии.

Возвращение евреев из Транснистрии. 1944 г.

Большинство евреев вернулось в Румынию в 1944 г., накануне отступления румынских войск из Транснистрии. По данным переписи в Румынии на конец 1945 г. проживали 428 312 евреев.

Репрессии против цыган также имели системный характер. В то же время делалось различие между разными племенными группами. Лояльно настроенные к монархии рома имели свою политическую партию «Всеобщий союз цыган Румынии». Рома служили в румынской армии и участвовали в боях на Восточном фронте. К кочевым кэлдэрарам и лингурaрам отношение было уже иное. Их румынские власти считали «закоренелыми и неисправимыми преступниками». Они подвергались преследованиям и депортации из Румынии в Транснистрию в соответствии с тщательно разработанными инструкциями. Депортации начались в 1942 г. С июня по август в концентрационные лагеря было отправлено кочевых цыган - 11 441; цыган, собранных в румынских тюрьмах - 13 176. Также репрессиям подверглись все цыгане, проживавшие на оккупированной территории СССР. Около 40 000 цыган из Очаковского, Березовского и Балтского уездов Транснистрии были депортированы в 1942 г. в концентрационные лагеря. Из 20 000 цыган Березовского уезда 11 500 были расстреляны, а 7 000 умерли от голода и тифа.

Согласно данным румынской комиссии по расследованию военных преступлений, погибло 36 000 румынских цыган.

С августа 1944 г. национальная политика в Румынии резко изменилась, но по-прежнему осталась репрессивной. Теперь объектом преследований стали румынские немцы. Во время отступления германской армии с территории Румынии большое количество местных немцев ушло на запад - в Германию, Венгрию и Австрию. Оставшиеся немцы подверглись репрессиям. В декабре 1944 - январе 1945 г. в СССР в трудовые лагеря (главным образом, на Донбасс) было насильственно выслано 69 332 румынских немца. Затем в течение 1945 - 1946 гг. румынские власти выслали в Германию около 750 000 немцев.

Созданное в 1918 г. польское государство унаследовало украинские земли, как от Российской, так и Австро-Венгерской империй. Новый географический регион с центром во Львове был назван Западной Украиной. В соответствии с данными переписи 1931 г. на этой территории проживало 8,9 млн. человек, в том числе 5,6 млн. украинцев и 2,2 млн. поляков. Более 3 млн. украинцев Восточной Галичины с Лемковщиной, которые ранее находились в составе Австро-Венгрии, принадлежали в основном к греко-католической церкви. Около 2 млн. украинцев, которые населяли земли, входившие ранее в состав Российской империи (Западная Волынь, Полесье, Холмщина и Подляшье) исповедовали православие.

В 1923 г. в Париже Совет послов Антанты (Англия, Франция, Италия и Япония) окончательно предоставил Польше юридические права на владение Восточной Галичиной. Была официально признана восточная граница Польши, которая была установлена Рижским мирным договором после польско-советской войны 1920 г. Это решение лишило Восточную Галичину статуса международной территории. Украинцы оказались единственным народом многонациональной империи Габсбургов, который не смог получить национальную государственность.

В 1923–1926 гг. у власти в Польше находились народные демократы (эндеки), которые в украинском вопросе отстаивали «инкорпорационную» программу. Сущность её заключалась в том, чтобы оккупировать западные земли Украины, Беларуси и Литвы, добиться признания новых восточных границ Польши, а потом путём принудительной ассимиляции создать однонациональное государство. Экономическая политика эндеков в украинских землях состояла в том, чтобы тормозить развитие «восточных кресов» и превратить их в аграрно-сырьевой придаток более развитых польских территорий.

Правительство официально разделило страну на две хозяйственные территории: Польшу «А», в которую входили коренные польские земли, и Польшу «Б», к которой относились захваченные украинские и белорусские земли. Дешёвыми кредитами и государственными заказами поддерживалось и стимулировалось промышленное развитие Польши «А», а в украинских землях кредитование промышленных предприятий резко ограничивалось.

Положение в аграрном секторе украинских земель осложнялось тем, что польское правительство отдало лучшие земли в распоряжение так называемых осадников (поляков – демобилизованных солдат, отставных чиновников), а затем всем желающим. Предоставление сельским осадникам лучших земель вызывало недовольство украинских крестьян, которые страдали от малоземелья. Поэтому в межвоенный период в Канаду и США выехало около 200 тыс. человек.



Польские правительственные круги стремились вытравить само название «Украина», «украинец». Украинское население «восточных кресов» они называли «русинами», а всю территорию называли Восточной Малопольшей. Сигналом к активной полонизации украинских земель послужил закон от 31 июля 1924 г., который провозгласил польский язык государственным языком. Одновременно польские власти взяли курс на ликвидацию украинской школы. Если в 1911/1912 учебном году в Восточной Галичине было 2 418 украинских школ, то в 1926/1927 – только 845.

В мае 1926 г. к власти пришёл Ю. Пилсудский, который был сторонником возрождения Польши «от моря до моря». В национальном вопросе польское правительство разрабатывало федералистскую программу, известную в 1920–1930-х гг. как доктрину польского прометеизма. Сущность нового курса заключалась в государственной ассимиляции национальных меньшинств и в отказе от национальной ассимиляции, особенно языковой.

Программа государственной ассимиляции использовалась польским правительством недолго. Накануне Второй мировой войны под давлением внешних факторов, особенно боясь позиции Германии в украинском вопросе, Польша в 1937 г. изменила акцент в своей национальной политике и возвратилась к эндековской доктрине однонационального польского государства.



Польская политическая система базировалась на конституционных принципах. Это давало возможность национальным меньшинствам, несмотря на дискриминацию, отстаивать интересы через официальные каналы в институтах государственной власти. Поэтому уже в 1925 г. украинцы имели 12 своих политических партий, которые представляли широкий политический спектр.

Украинское народно-демократическое объединение (УНДО) – либеральная партия, образовавшаяся в 1925 г. Её лидерами были Д. Левицкий, В. Мудрый, А. Луцкий. В основе её программы – конституционная демократия и независимость Украины. Украинская социал-радикальная партия (УСРП) – социалистическая партия, созданная в 1926 г., лидерами которой были Л. Бачинский, И. Макух. Программа партии предусматривала ограничение частной собственности и отстаивание независимости Украины. Коммунистическая партия Западной Украины образовалась в 1919 г., а в 1923 г. начала называться КПЗУ. Её возглавляли Й. Крилык, Р. Кузьма. Основными положениями программы были борьба с социальным и национальным гнётом, за объединение Западной Украины с Советской Украиной. На противоположной стороне были политические объединения типа Украинской католической партии, которые склонялись к сотрудничеству с польским правительством.

Украинские партии боролись за места в польском парламенте: если в 1927 г. представительство украинцев в сейме составляло 25 послов и 6 сенаторов, то в июле 1939 г. оно возросло до 50 послов и 14 сенаторов. В экономике противодействие официальной линии на торможение развития украинских земель осуществлялось через кооперативное движение.

Реагируя на полонизацию образования, украинская интеллигенция основала во Львове тайный Львовский университет (1921–1925 гг.). В период своего подъёма он имел три факультета (философский, юридический, медицинский) и 15 кафедр. В нём работали 54 профессора, и обучалось 1 500 студентов. Основным центром национальной культуры в западноукраинских землях было научное общество имени Т. Шевченко во Львове. В его состав входило около 200 учёных, среди которых были историки И. Крипьякевич, С. Томашевский, фольклорист и музыкант Ф. Колесса.

Важным фактором общественной жизни в западноукраинских землях была греко-католическая церковь, которая в 1939 г. в Галичине и Закарпатье насчитывала 4,37 млн. верующих, 3 040 парафий с 4 440 церквями. Но единства в церковных делах не было. Существовало противостояние между митрополитом А. Шептицким, который стремился поддерживать национальные стремления своего народа, и епископа Г. Хомишина и Василианского ордена, которые выступали за объединение греко-католической церкви с католической, содействуя этим процессом ассимиляции украинцев.

Когда гнёт польских властей становился невыносимым, движение украинского населения приобретало революционный, а иногда и экстремистский характер. Из года в год ширилось рабочее движение: если в 1922 г. в Западной Украине произошло только 59 забастовок, то в 1934–1939 гг. – 1 118. С весны 1930 г. усилились выступления крестьян. На территории Волынского, Львовского, Тернопольского и Станиславского воеводств произошло около 3 тыс. антигосударственных политических выступлений.

Ответом польского правительства была кампания пацификации («умиротворения») – подавление выступлений с помощью полиции и войск. Репрессиям были подвергнуты жители 800 сёл, 1 739 человек были арестованы.

Ассимиляционная политика польских властей, фактическое отсутствие единства украинских политических сил толкали часть украинской молодёжи на использование более радикальных форм борьбы. В январе 1929 г. в Вене была создана Организация Украинских Националистов (ОУН). Её лидером был Е. Коновалец, а основным идеологом Д. Донцов, который отстаивал украинский радикальный национализм. Накануне Второй мировой войны эта организация насчитывала 20 тыс. человек. ОУН осуждала социализм, капитализм, либерализм, демократизм, выдвигая на первый план революционный национализм. Эта организация активно применяла тактику революционного террора против польской администрации и украинцев, которые сотрудничали с польской властью. В 1934 г. члены ОУН ликвидировали польского министра внутренних дел Б. Перацкого, на которого ОУН возложила ответственность за пацификацию.

Таким образом, несмотря на постоянные колебания официального курса польского правительства в украинском вопросе, на всех этапах стратегическая цель (ассимиляция украинцев) фактически не менялась.

В 1918–1919 гг. в условиях гражданской войны Румыния захватила Бессарабию, Северную Буковину и округ Марамарош, бывшую территорию Венгрии. В 1920 г. на территории Румынии проживало почти 790 тыс. украинцев (или 4,7 % всего населения). Основными местами их сосредоточения были Северная Буковина, Хотинский, Аккерманский и Измаильский округа Бессарабии.

Колониальная эксплуатация украинских земель вела к деградации хозяйства. На Буковине за 1922–1929 гг. было закрыто 85 предприятий и мастерских. Вследствие аграрной реформы размеры крестьянских наделов в украинских округах Бессарабии уменьшились в три раза. Эти же процессы были характерны и для Северной Буковины. Кроме того, в 1928–1929 гг. в период реакции в провинции вводилось военное положение, украинские земли активно раздавались офицерам румынской армии. В это время любое выступление против властей жестоко подавлялось, как это было с Татарбунарским восстанием 1924 г., в котором приняли участие 6 тыс. человек. Происходила активная румынизация края: были закрыты все украинские школы, преследовалась украинская церковь. С 1927 г. была ликвидирована автономия Буковины, которой она владела, находясь под властью Австрии. Период с 1929 по 1933 гг. был временем кризиса, что привело к определённому ослаблению колониального давления на украинских землях. Но уже в феврале 1933 г. на оккупированных территориях было введено чрезвычайное положение. Румынские власти грабили украинские города и сёла.

В связи с этим росло политическое движение в украинских землях, входивших в состав Румынии. Больше всего оно проявилось на территории Буковины, где действовали три основных политических формирования:

1. Коммунистическая партия Румынии, которую возглавляли С. Канюк, В. Гаврилюк, Ф. Стасюк. Её представители выступали за воссоединение с Советской Украиной.

2. Украинская национальная партия, созданная в 1927 г. и возглавляемая В. Залозецким. Эта партия выступала за компромисс с существующим режимом. За время своего существования с 1927 по 1938 гг. ей удалось получить несколько мест в румынском парламенте.

3. «Революционный» или национальный лагерь был сформирован в середине 1930-х гг. В основном он объединял молодёжь, но имел некоторую поддержку со стороны крестьянства. Его лидерами были А. Зыбачинский, И. Григорович. В 1938 г. в Румынии была установлена военная диктатура и все украинские политические организации перешли на нелегальное положение.

После распада Австро-Венгерской империи остро встал вопрос о будущем Закарпатья. На решение этой проблемы большое влияние оказала деятельность закарпатской эмиграции в США, представители которой вели переговоры с президентом Чехословакии Т. Массариком по вопросу о присоединении Закарпатской Украины к этой стране на федеративных началах. Согласно Трианонскому мирному договору (июнь 1920 г.) Закарпатье присоединялось к Чехословакии с названием Подкарпатская Русь, а позже было переименовано в Подкарпатский край. Правительство Чехословакии обещало украинцам широкие автономные права, однако эти обещания так и не выполнило.

Чехословакия была одним из немногих демократических государств Европы, поэтому положение украинцев в этом государстве было лучше, чем в других странах. В Закарпатье развивались образование и культура, в школах разрешалось выбирать язык обучения, активно действовали такие организации как «Просвита» и «Пласт». Правительство не запрещало деятельность политических партий и движений, которых насчитывалось около 30. Они представляли широкий спектр взглядов на общественное развитие.

Вместе с тем чешское правительство рассматривало Закарпатье только как аграрно-сырьевую базу своего государства. Промышленность в экономике края не превышала 2 %. Сельскому хозяйству не хватало капиталовложений, поэтому 90 % крестьянских хозяйств попали в зависимость от банков, а разные штрафы и налоги на протяжении 1919–1929 гг. возросли в 13 раз. Это вызвало протест местных украинцев. Поэтому за время вхождения Закарпатья в состав Чехословакии власти около 90 раз отдавали приказ войскам и полиции открывать огонь по украинскому населению.

В конце 1930-х гг. западноукраинский национальный центр временно переместился в Закарпатскую Украину. После Мюнхенского соглашения 1938 г. начался кризис чешской государственности. В октябре 1938 г. чешское правительство согласилось предоставить автономию Закарпатью. Было создано правительство автономии во главе с А. Волошиным, который пользовался авторитетом среди населения и выступал за строительство закарпатской государственности. Но международные события помешали нормальному развитию автономии. Чтобы получить поддержку Венгрии в будущей войне, 2 ноября 1938 г. Германия и Италия провели в Вене арбитраж, который разделил Закарпатье. Венгрии была передана значительная территория Закарпатья с населением в 180 тыс. человек и крупными городами Ужгородом, Мукачевым, Береговым.

Правительство А. Волошина переехало в г. Хуст. Ему удалось провести несколько реформ, одной из которых была украинизация административной власти и образования. Кроме того, была создана основа вооружённых сил – «Карпатская Сечь» в количестве 5 тыс. человек. Возникновение Карпатской Украины вызвало подъём в украинских землях.

Но в ночь с 14 на 15 марта 1939 г. немецкая армия вступила на территорию Чехословакии, и по соглашению с А. Гитлером Венгрия начала оккупацию всего Закарпатья.

Вопросы для самоконтроля

1. Как осуществлялась индустриализация в УССР?

2. Как осуществлялась насильственная коллективизация в Украине?

3. Чем был вызван голод 1932–1933 гг. в Украине?

4. Охарактеризуйте экономические, социальные и демографические последствия коллективизации в Украине?

5. Раскройте обстоятельства массовых репрессий в УССР в 1920–1930-е гг.

6. Покажите губительные последствия массовых репрессий в УССР во всех сферах жизни общества.

7. Охарактеризуйте положение украинцев под властью Польши, Румынии, Чехословакии в межвоенный период.

8. Покажите основные результаты культурного строительства в советской Украине.