Право – регулятор общественной жизни. Понятие регулятора общественных отношений Почему люди не могут обойтись без права

Подробное решение параграф § 18 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Почему люди не могут обойтись без права?

Потому что право, регулятор общественных отношений, право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Государство должно стремиться к полной реализации им же установленных норм.

Откуда право берёт силу?

Право берет силу из законодательных актов правительства, федеральных и региональных законов, Конституции, правоприменительной практики.

Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей. Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность. Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом.

Ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами - правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Право, как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Вопросы и задания к документу

1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?

2. Как вы думаете, какой смысл вкладывает учёный в слово «лицо»?

4. Какими причинами обусловлено происхождение права?

Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров.

Право – взаимное ограничение свободы под общим законом. В основе данного определения лежит правомерное взаимодействие индивидов и их стремление урегулировать свободу.

6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в предыдущем параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните своё мнение.

Нормативный подход ближе к предложенному философом, т. к. право, как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ.

Вопросы

1. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?

Право прежде всего есть система норм социального поведения. Все элементы внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели - правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества - экономической, политической, социальной, культурной.

Право - это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.

Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов.

Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение.

Право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого.

2. Объясните, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.

Право есть вся совокупность, а точнее, система существующих в данном государстве законов. Право становится, властной общеобязательностью (т. е. общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства) только в форме закона - позитивного права. Однако закон, как известно, есть творение власти. Он может соответствовать или противоречить праву. Правовым закон становится только тогда, когда целиком отвечает требованиям права, т. е. в том случае, когда естественные права человека получают официальное признание и защиту государства.

3. Что сближает право и мораль? В чём проявляется «суверенность» права?

Большинство норм права, содержащих запреты, напрямую восходит к морали: не совершать насилия над личностью, не оскорблять человека, не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не брать чужого, не нарушать правил общежития, общественного порядка и т. д.

У морали и права общая цель - способствовать общественному согласию, порядку, гармонизации отношений между людьми, а также между людьми по поводу окружающей среды.

Сближает их также духовная, идейная основа: и мораль, и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить его в жизнь. Защищая интересы и права человека, призывая к гуманным взаимоотношениям, как мораль, так и право стремятся прежде всего обеспечить справедливость.

Есть основание говорить и о близости воспитательной роли морали и права. Их нормы, воздействуя на наше сознание, способствуют выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний.

Суверенность права проявляется в праве на жизнь, свободу и стремление к счастью.

4. Что такое система права?

Системой права можно назвать обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) - нормы, отрасли, институты.

Дополнительный материал:

Система права: выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права; предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей; показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

5. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение.

Норма права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения.

Правовые нормы имеют следующие признаки

Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.

Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права и обязанности.

Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.

6. Как классифицируют нормы права?

Существуют различные классификации норм права. Наиболее типичная определяется характером предписаний, содержащихся в нормах

Выделяют: 1) нормы уполномочивающие - это труднопроизносимое словообразование имеет вполне ясный смысл и обозначает нормы-разрешения, дающие право на то, что можно делать; 2) нормы обязывающие, т. е. содержащие предписания, строго обязательные для исполнения; 3) нормы запрещающие - это нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя.

Отрасль права - это самая крупная часть системы права. Она представляет собой совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений. В системе права РФ насчитывается более 30 отраслей.

8. Что представляет собой правовой институт?

Институт права представляет собой объективно обособившуюся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

Дополнительный материал:

В отличие от отрасли, охватывающей целую сферу однородных общественных отношений, институт права регулирует только отдельный участок (сторону) родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Причём внутри отрасли права могут выделиться сразу несколько правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.

Задания

1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) любил говорить, что существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.

Закон - официальный письменный документ издаваемы, высшими органами государственной власти. Право - система общеобязательных норм поведения, выработанных в обществе или установленных органами государственной власти на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Из понятий выходит, что закон порой может быть использован с коварством, так как ничем не угрожает ему, а право же, в свою очередь, не допускает злоупотреблением своих возможностей, то есть влечет за свое нарушение неотвратимое наказание.

2. Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В вагон электрички, перед самым её отходом, влетает женщина с тяжёлыми сумками в руках. Все места заняты, причём в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встаёт, а женщина садится на его место. Смущённый мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивлённо спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я, женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам».

Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали.

Женщина неправа в данной ситуации. Она не имеет права требовать уступить место. Это только вопрос морали.

С точки зрения права – нигде такого закона нет, она имела право, если была бы инвалидом, беременной или с ребенком, а место было отмечено соответствующим знаком. С точки зрения морали – женщинам должны уступать места, это вопрос хорошего воспитания.

3. Опираясь на известную вам классификацию правовых норм, укажите, какую форму действия предписывают изложенные ниже нормы права (приведите название нормы и объясните её смысл): «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15); «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Конституция РФ, ст. 45); «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).

1) «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15) - Правовосстановительная норма (Сущность правовосстановительной нормы логически связана с правонарушением и особым видом санкции – правовосстановительной санкцией. Правовосстановительными санкциями охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью мер государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны (либо размер их ограничен заранее определенным пределом); они применяются для восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния.)

2) «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Конституция РФ, ст. 45) – Управомочивающая норма (Управомочивающие нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении субъектам со стороны государства, фиксируемого в нормах поведения. Социальный смысл управомочивающих норм – предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы правах автора, об имущественных правах и другие.)

3) «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58) – Обязывающая норма (Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обвязывание является одним из решающих рычагов целенаправленного воздействия на социальные процессы.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава. Понятие права: признаки, назначение, функции………………………5

1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле…………………6

1.2. Право как регулятор общественных отношений………………………...7

1.3. Сущность права……………………………………………………………9

1.4. Признаки права……………………………………………………………..9

1.5. Назначение права…………………………………………………………12

1.6. Функции права…………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………….………..17

Введение

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них, употребляется по меньшей мере в двух смыслах.

Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", т. е. естественное право.

Во-вторых, право - это то, что "полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право".

Право - общественное явление, оно есть сторона, "часть" общества.

В отечественной правовой истории наблюдается сложная эволюция права. С течением времени менялись представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале ХХ в. ученые-юристы связывали с правом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание зависимости от власти и т.п. В 20-х годах XX в. формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права, которое оказалось весьма устойчивым. Но в 50-е годы вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором выделялись помимо норм также правоотношения и правосознание.

Коренное изменение общественного строя в нашей стране в 90-х годах приводит к изменению взглядов на право. С одной стороны, расширяются научные разработки в области философии права, когда наряду с позитивным правом более резко выделяются начала естественного права и проводится различение права и закона. С другой стороны, сохраняется и обогащается прежнее нормативистское представление о праве.

Право - это правовые взгляды и позиции, выражающие социальные интересы, и закрепляемые в системе общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством и международными структурами и регулирующих общественные отношения, обеспеченных государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества.

Целью данной работы является теоретическое изучение вопроса. Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

· раскрыть существующую в обществе систему правовых отношений;

· определить сущность и содержание права.

1. Понятие права: признаки, назначение, функции

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

1.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств». Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

1.2. Право как регулятор общественных отношений

Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право - наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

1.3. Сущность права

Сущность - это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика - это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы.

1.4. Признаки права

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно отмерено и определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения». Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

2) формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

3) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.

4) интеллектуально-волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение - фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

1.5. Назначение права

Назначение права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права - выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны - инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

1.6. Функции права

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права - регулятивную и охранительную.

· регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги);

· охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

· воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву;

· идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, демократизма;

· информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества.

Заключение

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института. Право - совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.

Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом поведения.

В последние годы произошло много перемен во всех сферах нашей жизни, которые подвергли испытаниям государственные институты и правовую систему.

Современное право не просто меняется, оно становится обширнее, покрывает ранее неизвестные отношения. Современные правовые системы и нормативно-правовые массивы устроены довольно сложно. Неизбежны поэтому как внутренние юридические противоречия в рамках каждой из правовых систем, так и внешние противоречия между ними. Соприкосновение, взаимодействие правовых систем, их взаимовлияние охватывает все слои каждой из них. Общим является то, что юридические противоречия выражаются в разном правопонимании, в столкновении правовых актов, в неправомерных действиях государственных, межгосударственных и общественных структур, в притязаниях и действиях по изменению существующего правопорядка.

Поэтому, одна из задач современного права, как регулятора общественных отношений - это формирование коллизионного права.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2000.

2. Морозова Л.А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. - М.: Юристъ, 2000.

3. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. - М., Ин-фра-М-Норма, 1997.

4. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1996.

Подобные документы

    Сущность и понятие государства. Особенности социальной и либеральной его моделей, их общие черты и коренные различия. Система государственного регулирования общественных отношений и формирование социальной политики посредством внедрения программ.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Сущность и генезис избирательного права, этапы его становления и развития, значение в современном обществе. Классификация и типы избирательных систем, их анализ, сравнительная характеристика, условия применения и оценка эффективности, преимущества.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2014

    Понятие общественных организаций и объединений, их виды и конституционно-правовой статус. Порядок регистрации и ликвидации общественных организаций и объединений. Общественные объединения в Беларуси. Популярность общественных организация среди населения.

    реферат , добавлен 14.10.2013

    Различные мнения о власти как социальном феномене. Власть как один из способов организации общественных отношений и форм социального регулирования. Основные ее концепции, отличительные признаки, субъекты и объекты. Формы, разновидности и ветви власти.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Трансформация общественных отношений. Сущность, природа и ведущие признаки политической элиты. Исторический аспект. Типологическое многообразие, классификация политической элиты. Современная политическая элита России, ее отличительные черты, особенности.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2008

    Общественные объединения: понятие, гражданско-правовой статус и виды. Их статистика, сфера деятельности и проблемы. Классификация некоторых услуг общественных организаций в зависимости от предоставляемой помощи. Особенности развития гражданского общества.

    научная работа , добавлен 18.02.2010

    Изучение понятия, места и роли общественных объединений в политической системе общества. Характеристика их деятельности согласно международному и национальному законодательству. Особенности правового статуса общественных объединений в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2018

    Характеристика и анализ основных функций политологии: гносеологическая, мировоззренческая. Политика как совокупность общественных отношений по поводу политической власти. Знакомство с методами исследования в политологии: традиционные, современные.

    реферат , добавлен 31.01.2013

    История развития цивилизаций. Церковь как институционный представитель определенной религии, ее роль в политической системе общества. Характеристика Российской Федерации как светского государства, уровень гармонизации отношений общественных институтов.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2012

    Права человека во взаимоотношениях государства, общества и личности. Естественное право как натуралистическая концепция жизни. Борьба за социальные права. Теория естественного права и общественного договора на фоне современной политики.

Право - один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:
- обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);
- религиозные нормы;
- нормы общественных объединений (корпоративные нормы);
- нормы морали.

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:
- являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;
- служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;
- выполняют организующую роль в поведении людей;
- служат инструментом социального контроля.

Применительно к праву названные свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения. Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах общего характера.

Второй - свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, в том, что делает суд.

Третий подход - психологический - распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.п. Совсем не случайно в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, попрания каких-либо прав человека. Это так называемый философский (естественно-правовой), подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества - вот что должно регулировать поведение людей. Заметим, что данная теория естественного права возродилась после некоторого забвения в середине уходящего столетия как реакция на произвол фашистских тоталитарных режимов.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие - для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Мы знаем к чему, например, приводили суды на основе революционного правосознания, помним, какие законы могли принимать властвующие, если задавались единственной целью удержания своей власти. Да и «справедливость» могли трактовать по-разному. Поэтому уместен и пятый подход - интегративный - сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. Интегративный подход должен учитывать допустимость разных определений права. Он не может игнорировать того обстоятельства, что в разное время у разных народов применительно к разным политическим ситуациям признавалось разное понимание права. Точнее - разное восприятие его и населением, и теми, кто находится у власти в одном конкретном государстве, и населением и властвующими другого государства. То есть в действительности и те и другие руководствуются в общении, строят свою жизнь по правилам, которые черпаются из разных источников.

С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы общающихся социальных субъектов. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т.д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления.

Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм - правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях.
Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность - содержательный признак права. Правовые нормы в своем применении рассчитаны на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев.
Правовые нормы являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Отличительное свойство права и правовых норм - их системность. В идеале это внутренне согласованная и непротиворечивая система норм, специально упорядочиваемая в ходе работ по систематизации права.

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм - обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.
Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных ситуаций.

Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.
Утверждением принципов справедливости право формирует гуманистические ценности.

Более предметно о ценности права можно говорить при анализе его роли в решении социальных и экономических задач, значения для формирования правового государства и гражданского общества, в осуществлении внутренних и внешних функций государства.

(См. схему 5 на стр. 575)

1. Необходимость нормативного регулирования в обществе

Человеческое общество является особой ступенью в развитии при­роды и животного мира. Человек качественно изменил свое отноше­ние к природе, став разумным. Если все животные могли только при­спосабливаться к окружающей их природной среде, то человек с по­мощью создаваемых орудий стал преобразовывать природу, приспосабливать ее для своего существования. Разумная деятельность человека имела своим результатом не только преобразованную при­роду, но и принципиально иные способы взаимодействия, взаимосвязи людей между собой - человеческое общество. Последнее предстает сложным социальным образованием, совокупностью многочислен­ных и многообразных связей, в которые вступают люди в процессе их жизни, производственной, политической или духовной деятель­ности.

Основными элементами общества выступают отдельные индиви­дуумы и их коллективные объединения. Современное общество включает в себя такие коллективные объединения, как:

1) семья, представляющая собой форму объединения, основан­
ного на супружеском союзе и родственных связях между мужем и
женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими род­
ственниками;

2) юридическое лицо. В этом качестве выступают прежде всего
предприятия и организации, создаваемые и действующие в сфере
производства, распределения, обмена и потребления с целью обес­
печения людей промышленными и продовольственными товара­
ми, благоустроенным жильем, орудиями труда, транспортом и дру­
гими материальными благами. Юридическими лицами выступают

также учреждения, организации, действующие в сфере образова­ния, здравоохранения, спорта и отдыха, культуры: школы, коллед­жи, институты, музеи, библиотеки, поликлиники, санатории, дома отдыха и др.;

3) государство и его органы, осуществляющие управление дела­
ми общества. В их число входят представительные законодательные
органы, глава государства, правительство и иные органы исполни­
тельной власти, суды, прокуратура, милиция, армия, тюрьмы;



4) органы местного самоуправления, образуемые населением для
управления городами, селами, иными населенными пунктами для
решения каких-либо задач местного значения;

5) общественные объединения и политические партии, создавае­
мые гражданами на добровольных началах для участия в политичес­
кой деятельности, охране трудовых прав работников, оказания ма­
териальной помощи малообеспеченным и нуждающимся в матери­
альной помощи членам общества, охране окружающей природной
среды, решения иных социально значимых проблем.

Индивидуумы и их объединения находятся между собой в самых разнообразных связях, которые называются общественными отно­шениями. Так, жители городов продают для сельскохозяйственных объединений, фермеров трактора, комбайны, сенокосилки, иную технику. В свою очередь горожане покупают сельскохозяйственную продукцию. Многообразны общественные связи граждан и в сфере политики. Например, большая часть населения участвует в выборах депутатов законодательного органа страны. Мужское население боль­шинства государств несет обязанность по защите Родины от внешних агрессоров. Общественные отношения существуют и между члена­ми одной семьи: мужем, женой и их детьми.

Наличие связей между различными компонентами общества явля­ется необходимым способом существования как людей, так и их объеди­нений и общества в целом. Ибо производственная, политическая, об­разовательная деятельность человека, его объединений возможна лишь в общении с другими людьми и иными компонентами общества.

Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Так, горожане хотели бы как можно дороже продавать произведенную ими технику, удоб­рения и как можно дешевле покупать сельскохозяйственные продук­ты. Жители села, наоборот, готовы высоко ценить произведенные ими продукты и заинтересованы в низких ценах на все городские товары. В сложной ситуации оказывается общество, когда число желающих

работать в высшем законодательном органе намного превышает чис­ло имеющихся в нем мест. Далеко не все современные родители же­лают участвовать в воспитании и материальном содержании своих детей.

Каким же образом можно согласовать противоречивые интересы горожан и жителей села, обеспечить отбор достойных кандидатур в законодательный орган, и в то же время не обидеть никого из пре­тендентов? Как обеспечить безусловное выполнение обязанностей по отношению к детям, престарелым родителям, разрешить иные социальные противоречия?

Одним из основных способов согласования противоречивых ин­тересов людей и их объединений является нормативное регулирова­ние. Общество, государство, отдельные социальные слои, группы разрабатывают правила, которые предписывают, как следует посту­пать в том или ином случае, ситуации, чтобы достичь поставленной цели и в то же время не нарушить прав и интересов других людей, их объединений. В идеале в качестве общеобязательного правила изби­рается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью - не делай другому того, чего не желаешь себе.

Нормативное регулирование зародилось на заре человеческого общества и свелось к созданию двух типов норм, правил - соци­альных и технических. Социальные нормы возникли как способ уп­равления делами общества и обеспечения согласованных действий между членами первобытно-общинного строя. Как верно отмечал Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития обще­ства возникает потребность охватить общим правилом повторяющи­еся изо дня в день акты производства, распределения и обмена про­дуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272).

С развитием производящей экономики, пастушества, ремесла, земледелия в жизни человека важное значение приобретают разного рода правила производственной деятельности, следование которым обеспечивает достижение поставленной цели. Что нужно делать зем­ледельцу, чтобы обеспечить высокий урожай зерна, овощей, иных сельскохозяйственных культур? Каким образом можно из руды по­лучить металл, как следует его обрабатывать, чтобы получить нож, топор, вазу?

Правила производственной деятельности вырабатывались посте­пенно, путем проб и ошибок. По мере их накопления образовыва­лись своды общеобязательных правил, следование которым значи­тельно увеличивало возможности людей по преобразованию приро­ды и удовлетворению своих потребностей в орудиях труда, пище, жилье. Например, развитию земледелия в странах Ближнего Восто­ка способствовало создание агрокалендарей, основанных на движе­нии небесных светил и циклических изменениях природы, чередо­вании времен года. Агрокалендари буквально по дням расписывали жизнь членов земледельческой общины, содержали четкие указания, какие сельскохозяйственные работы необходимо делать в соответ­ствующий период, а какие работы производить нельзя.

Нормы, которые определяют отношение человека к природе, по­рядок его деятельности по созданию материальных благ, пользова­ния орудиями труда, называются техническими нормами. В отличие от них социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями в процессе материального производства, в политичес­кой или социально-культурной сфере.

Как технические, так и социальные нормы являются важнейшим и необходимым атрибутом современного общества. С их помощью современный человек регламентирует все социально значимые спо­собы человеческой деятельности.

Современную систему технических норм составляют технологи­ческие правила, правила техники безопасности, пользования совре­менными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответству­ющие технические правила. Не составляет исключения и професси­ональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приема­ми риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

И наоборот, при несоблюдении технических норм человек упо­добляется героине басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Даже располагая современной техникой, он скорее всего не сможет полу­чить ожидаемых результатов. В то же время с большой долей вероят­ности можно предположить, что такой человек испортит сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безо­пасности может обернуться производственной травмой или иными

тяжкими последствиями как для самого нарушителя, так и для окру­жающих.

Столь же важное значение в современном мире имеет и соблюде­ние социальных норм, которые регулируют отношения, возникаю­щие в процессе осуществления экономических, политических, со­циально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.

Социальное нормативное регулирование осуществляется двумя способами: 1) установлением запретов на действия, которые призна­ются опасными для общества или его отдельных членов. В частно­сти, запрещается посягать на жизнь и здоровье других людей, их соб­ственность, мешать им распоряжаться своим имуществом, призывать к насильственному свержению конституционного государственного строя, разжигать национальную, религиозную и иную рознь; 2) закрепле­нием в общеобязательном правиле - социальной норме - прав и обя­занностей участников соответствующего отношения. В таком прави­ле обязательно указываются те права, которыми обладают участни­ки отношения, и их обязанности по отношению друг к другу и иным членам общества.

Благодаря социальным нормам в обществе создается стабильность и порядок в отношениях между людьми и их объединениями. Выби­рая тот или иной вариант поведения, человек заранее знает круг сво­их прав и обязанностей, как ему нужно действовать, чтобы стать уча­стником конкретного отношения. Например, вступить в трудовые отношения с предприятием, поступить в образовательное учрежде­ние, осуществить поездку в городском транспорте, познакомиться с другим человеком.

Способы регулятивного воздействия социальных норм на пове­дение человека, деятельность его объединений зависят от того, к ка­кому виду социальных норм относится конкретная норма, как она была установлена и кто конкретно осуществляет охрану этой нормы от нарушения. Поэтому для более детального ознакомления с дей­ствием социальных нормативных регуляторов, их влиянием на по­ведение людей необходимо рассмотреть виды социальных норм, дей­ствующих в современном обществе.

2. Виды социальных норм

Нормативное регулирование общественных отношений в со­временный период осуществляется с помощью достаточно слож-

ной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мо­раль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нор­мы или нормы общественных объединений, 4) религиозные нор­мы, 5) правовые нормы. Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих норматив­ное регулирование общественных отношений. Нормы права уста­навливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведе­ния, основанные на представлениях общества или отдельных соци­альных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и неспра­ведливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требова­ниях и принципах.

Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддер­живается обществом в целом или же большинством его членов. На­пример, современное общество всемерно защищает и охраняет так называемые общечеловеческие ценности: жизнь человека, его лич­ную свободу, неприкосновенность его собственности. Они близки к христианским заповедям - не убий, не укради, почитай родителей своих и т.п.

Однако значительная часть норм вырабатывается не всем обще­ством, а той или иной его частью. Дело в том, что современное обще­ство распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных харак­теристик. Так, выделяют рабочих, фермеров и капиталистов, муж­чин и женщин, подростков и взрослых, трудоспособное население и пенсионеров.

Нравственные воззрения одной социальной группы могут порой значительно отличаться от нравственности других социальных групп. Шалость, озорство оправдываются и даже одобряются подростками, но резко осуждаются взрослыми. Капиталист морально оправдывает эксплуатацию других людей. Рабочий класс, наоборот, считает эксп­луатацию формой закабаления, угнетения человека человеком. Нрав­ственные воззрения каждой социальной группы лежат в основе со­здаваемых ею моральных норм.

Таким образом, неоднородность и даже противоречивость мораль­ных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных


норм. Для морали характерны еще два следующих специфических признака.

Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное пове­дение человека, иных лиц. Под соответствием поведения моральной норме подразумевается не простое признание моральных норм, а постоянное следование этим нормам, осуществление их требований на деле, совершение каких-либо реальных действий в пользу другого лица, государства или общества. Действительный гуманизм и мило­сердие проявляются не столько в призывах к ним, сколько в оказа­нии конкретной и действенной помощи нуждающимся лицам.

Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом со­циальных норм. Изменение конкретно-исторической обстановки в стране либо политического, экономического положения отдельного социального слоя влечет за собой изменение его социальных оценок и, соответственно, появление новых моральных норм.

Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо об­щество в целом, либо отдельный социальный слой. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуж­дение, общественное презрение, изгнание нарушителя из коллек­тива и др.

Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид со­циальных норм имеет и свои особенности.

Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в да­леком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу при­вычки. Для обычая характерны следующие три признака.

Норма действовала в далеком прошлом, несколько столетий назад.

Сохранение нормы в современном обществе обеспечивается си­лой привычки и иногда для регулирования совсем иных отношений. Так, современный человек не обходится без рукопожатий со знако­мыми. Обычай же этот сложился в Средневековье при заключении рыцарями мира, как демонстрация отсутствия оружия в открыто про­тягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохра­нилась и поныне.

образом: «Норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздей­ствие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, при­выкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала по­требностью». По нашему мнению, такое объяснение причин отсут­ствия прямой связи между обычаями и оценочными принципами не является всеобщим. Можно найти ряд примеров, когда реализа­ция моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего об­щества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными норма­ми, а не обычаями.

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют дол­жное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранив­шиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процеду­ру, порядок реализации моральных норм.

К примеру, мораль требует уважительного отношения людей друг к другу. Одной из форм проявления таких отношений людей являет­ся рукопожатие, а по русскому обычаю также поклон либо объятие и троекратный поцелуй.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются пра­вила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведе­ния каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжествен­ными или знаменательными, значительными событиями в жизни че­ловека, предприятий, организаций, государства и общества. Таковы традиции устраивать свадьбу по случаю заключения брака, отме­чать банкетами юбилейные даты, устраивать в трудовом коллек­тиве торжественные проводы сотрудника на пенсию. Большую роль традиции играют в международных отношениях, при дипло­матическом протоколе.

В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации. Лица, не соблюдающие традиций, осуждаются общественным мнением.

Применяемые в деловых кругах традиции называются деловыми обыкновениями, или согласно ст. 5 ГК РФ обычаями делового обо­рота. В этом качестве понимаются сложившиеся и широко приме­няемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм, как нормы общественных объединений, политичес­ких партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литера­туре эти нормы называются корпоративными.

Конституции современных демократических государств предостав­ляют гражданам право на создание общественных объединений по интересам и политических партий. Вступление в такие объединения и партии и деятельность внутри их основываются на принципах добро­вольности, равноправия и самодеятельности. Никто не может быть принужден к вступлению в общественное объединение и пребывание в нем. Каждое общественное объединение строит свою работу само­стоятельно и без какого-либо вмешательства государственных орга­нов и должностных лиц. Законодательно определяется лишь перечень запрещенных, опасных для государства и общества деяний, соверше­ние которых влечет применение мер государственного принуждения. Чтобы обеспечить деятельность общественных объединений и политических партий в установленных законом пределах, не допус­тить нарушения ими прав граждан, а также интересов общества и государства, государство осуществляет регистрацию общественных объединений и политических партий. Одним из обязательных доку­ментов, представляемых на регистрацию, является устав обществен­ного объединения, политической партии. Этот документ утверждается общим собранием либо конференцией, съездом или иным органом общественного объединения, политической партии.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются все важней­шие стороны деятельности общественного объединения, политичес­кой партии, в том числе: 1) цели их организации и деятельности; 2) ус­ловия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, политической партии, права и обязанности их членов; 3) компетенция и порядок формирования руководящих органов, сро­ки их полномочий; 4) источники формирования денежных средств и иного имущества; 5) порядок реорганизации и ликвидации обще­ственного объединения, политической партии.

Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения - формально закрепляются письменным источником - уставом, принимаемым в ус­тановленном порядке. Рассматриваемые нами выше нормы морали, обычаи и традиции существуют по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и четкого документального закрепления не имеют.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпора­тивные нормы имеют существенное отличие от последних. Если не­соблюдение норм права влечет применение мер государственного принуждения, то охрана корпоративных норм от нарушения осуще­ствляется исключительно самими общественными объединениями, политическими партиями. Всякие конфликты, которые могут воз­никать между общественным объединением, политической партией и их членами по поводу членства, работы в организации, примене­ния взысканий, государство не только не рассматривает, но даже и не принимает к рассмотрению. Все это должны решать сами объеди­нения и их члены в соответствии с действующими корпоративными нормами.

Корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойства­ми права, поскольку регулируют отношения общественных образо­ваний, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-пра­вовому регулированию. Эту особенность корпоративных норм не учитывают авторы, которые относят к ним положения, содержащи­еся в уставах предприятий, коммерческих и иных хозяйственных орга­низаций.

Уставы предприятий, коммерческих и иных организаций пред­ставляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязаннос­ти и защищаемых от нарушений органами государства. Любые нару­шения этих уставов, закрепленных ими прав и обязанностей заинте­ресованные лица могут обжаловать в судебном порядке и все такие жалобы будут рассмотрены судебными органами по существу.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религи­озных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании веру­ющих, исповедующих языческие, многобожеские культы.

Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объе­динений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют от­ношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет по рядок отправления религиозных обрядов.

В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в раде государств, исповедующих ислам. С их помощью регу­лируются государственные, гражданские, брачно-семейные отноше­ния, рассматриваются и разрешаются уголовные дела. Однако в со­временных демократических государствах религиозные нормы со ставляют особый вид социальных норм и регулируют отношения только между верующими.

Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществ­ляется самими верующими. При этом свобода вероисповеданий не должна нарушать права и свободы других лиц, общественную безо­пасность, жизнь и здоровье людей. Деяния религиозных организа­ций, связанные с причинением вреда здоровью граждан, иным по­сягательством на личность и права граждан, признаются преступле­нием, а виновные лица подлежат привлечению к юридической ответственности. Во всех иных случаях государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений и действие устанавливае­мых ими норм, а религиозные объединения не претендуют на регу­лирование общественных отношений вместо государства или парал­лельно с ним.

Таким образом, мораль, обычаи, традиции, обыкновения, нормы общественных объединений, политических партий и религиозных организаций играют важную роль в регулировании общественных отношений. Усвоение этих норм и пользование ими составляет не­обходимое условие успешной социально активной деятельности че­ловека, его признания в качестве равноправного члена соответству­ющего коллектива, иного социального образования. И тем не менее наиболее значимые действия и поступки в сфере производства, об­мена и потребления материальных и духовных благ, участие в делах государства, получение образования, воспитание, пользование дос­тижениями науки и культуры человек, иные лица могут осуществ­лять только на основе и в соответствии с действующими нормами права.

3. Понятие и признаки права

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой со­вокупность, систему правил поведения. На протяжении многих сто­летий оно бессменно удерживает лидирующую роль в егулировании общественных отношений. Явный приоритет права над други­ми социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуще­ствлять управление делами общества.

Право представляет собой систему правил, установленных государ­ством либо принятых в установленном им порядке населением либо не­государственными органами и организациями. В этом видится прин­ципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Со ответственно государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять пра­вовые нормы. В системе государственных органов имеется прежде всего специальный законодательный (представительный) орган, ос­новная деятельность которого сводится к подготовке и принятию законов и иных нормативно-правовых актов, осуществлению нор­мативно-правового регулирования общественных отношений. Их реальное исполнение обеспечивается правительством, министерства­ми, иными государственными органами исполнительной власти. В процессе своей деятельности органы исполнительной власти также принимают нормативно-правовые акты, которые не могут противо­речить Конституции и законам страны.

В отдельных случаях государство делегирует свое право прини­мать нормативно-правовые акты негосударственным организациям. Так, в бывшем СССР этим правом наделялись профсоюзы, другие общественные организации, выполнявшие отдельные функции го­сударства. В настоящее время в Российской Федерации правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений наделяются органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государства, а также предприятия, орга­низации, профсоюзы и трудовые коллективы. (См. об этом следую­щий параграф).

Право негосударственных организаций принимать нормы права не отменяет общего правила, согласно которому источником права является только государство. Во-первых, правотворческая деятель­ность негосударственных организаций всегда осуществляется с со­гласия, с санкции государства. Оно добровольно передает часть сво­их нормотворческих правомочий негосударственным организациям, тогда как последние не могут предоставить сами себе этого права. Во-вторых, нормотворческая деятельность негосударственных орга­низаций осуществляется под контролем государства и все норматив­но-правовые акты, противоречащие законам, иным правовым актам, государство отменяет, признает их недействующими. В-третьих, нор­мативно-правовые акты, принятые негосударственными организа­циями с санкции государства, охраняются и защищаются органами государства наравне с нормативно-правовыми актами и в том же порядке.

2. Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

Мораль, обычаи, традиции, некоторые религиозные и иные со­циальные нормы существуют только в сознании людей, по-разному понимаются и применяются ими. Более того, социальные нормы отдельных социальных групп могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от них право характеризуется особыми формами его выражения, существования и особыми способами согласования норм права между собой.

Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулиро­вание общественных отношений. В идеале они должны содержать предписания по всем вопросам, которые могут возникнуть и возни­кают в процессе реализации норм права: какими правами и обязан­ностями наделяются конкретные лица, при каких условиях и в ка­ком порядке можно использовать эти права, каким образом их мож­но защитить от правонарушений и др. Решение этих вопросов дается лишь совокупностью взаимосвязанных и не противоречащих друг другу норм права.

Логическая непротиворечивость и согласованность норм права обеспечиваются неукоснительным исполнением принципа иерархи­ческой соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта соподчи-ненность выражается в том, что акты правотворческого органа не могут противоречить актам, принятым вышестоящим органом, а так­же конституции страны. Акты и нормы права, нарушающие этот принцип, подлежат незамедлительной отмене.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах - нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только их обязательное зак­репление в письменных источниках, но и опубликование для широ­кого круга лиц. В современном демократическом государстве действует принцип, согласно которому нормативно-правовые акты не вступают в действие до тех пор, пока не будут опубликованы в прессе или доведены до сведения населения, иных заинтересованных лиц каким-либо иным способом.

Формальная определенность норм права является их необходи­мым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свой­ство права - его общеобязательность.

3. Общеобязательность права означает, что все лица, кого касают­
ся нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или испол­
нять. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­
дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако­
ны. Аналогичное требование предъявляется и в отношении указов
Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзакон­
ных актов. Неисполнение норм права, содержащихся в этих актах,
признается таким же правонарушением, как и нарушение Консти­
туции РФ и законов.

При этом никто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять в данной ситу­ации. Государство публикует свои нормативно-правовые акты в пе­чати, осуществляет их пропаганду с помощью средств массовой ин­формации, и каждый гражданин имеет реальную возможность озна­комиться с действующими в обществе нормами и знать свои права и обязанности.

Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуще­ствления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны и другими законами. Особенно важно подчинение государ­ства праву на стадии правотворчества, подготовки и принятия зако­нов и иных нормативно-правовых актов. Государство должно: 1) осу­ществлять правотворческую деятельность в порядке, установленном Конституцией и иными актами; 2) не нарушать прав и свобод граж­дан, не возводить в закон произвол и насилие; 3) обеспечивать за­конность в деятельности органов государства.

3. Общеобязательность норм права является их неотъемлемым
реальным признаком, проявляющимся в конкретных отношени­
ях, действиях и поступках. Принимая нормы права, государство
проводит серию многообразных действенных мер по их реализации,
в том числе: 1) осуществляет правовое воспитание населения,
разъясняет существо и направленность действующих в обществе

норм права, порядок их реализации и защиты; 2) обязывает ком­петентные государственные органы и должностных лиц осуществ­лять правоприменительную деятельность с целью наделения уча­стников конкретных правоотношений правами и обязанностями, разрешения конфликтов и решения иных юридически значимых действий; 3) повышает правовую культуру государственных слу­жащих, обеспечивает их нормативно-правовыми актами, создает материальные и иные условия для их успешной работы; 4) приме­няет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Неукоснительное исполнение и соблюдение ном права обеспе­чивается принудительной силой государства в лице его органов внут­ренних дел (милиции, полиции), прокуратуры и суда. Это означает что в случае нарушения нормы права потерпевший может обратить­ся за защитой в эти органы, которые обязаны принять меры к реаль­ному исполнению нарушенной нормы. Например, рабочий не полу­чил за работу квартальную премию, тогда как все остальные ее полу­чили. В этом случае рабочий имеет право обратиться с иском в суд, и если суд признает, что претензия рабочего на премию правомерна, то орган управления предприятием обязан выплатить ее рабочему. Суд может также отказать рабочему в иске и признать действия орга­на управления правомерными.

Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотрен­ную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предуп­реждение, штраф, административный арест или лишение свободы. При этом государство берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответственности всех лиц, совер­шивших преступления или административные проступки. Государ­ство также оказывает содействие в разрешении гражданско-право­вых споров и споров, возникающих при применении дисциплинар­ных взысканий.

Обеспечение реального действия права государством, его орга­нами также отличает право от иных социальных норм. В отличие от права нарушение норм морали, обычаев, корпоративных и иных со­циальных неюридических норм не влечет каких-либо правовых по­следствий. Потерпевший не может требовать исполнения этих со­циальных норм с помощью органов государства. Право принуждать к исполнению таких норм целиком и полностью лежит на субъекте, который их сформулировал и поддерживает силой общественного мнения. За несоблюдение социальных неюридических норм не при­меняются и меры государственного принуждения.

Таким образом, право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраня­ются им от нарушений.

Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулиро­вание не изолированно, а во взаимосвязи с остальными социальны­ми нормами. Хотя эта связь является достаточно сложной и проти­воречивой и проявляется далеко не со всеми социальными нормами.