Тоталитарные режимы: сравнительная характеристика. Основные различия между тоталитарными режимами В чем заключались различия между тоталитарными

Политаризм - это политический способ организации всей общественной жизни. Характеризуется все объясняющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчиненным всей обязательной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Авторитаризм - это политический способ организации всей общественной жизни, характеризуется ограниченной властью одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества в неполитических сферах.

Демократия - одна из основных форм правления политической и социалистической организации общества, государства, власти, развивающийся и прогрессирующий политический режим, обычно связанный с республиканской формой правления исторические и идеологические предпосылки появления этой типологизации таковы.

Первобытному обществу необходим был лидер, который бы навел порядок в обществе, управлял бы им, контролировал и их во всем, т.к. такой человек был не в силе еще сам управлять собой, контролировать, поэтому устанавливается тоталитарный режим. Но постепенно человек начал развиваться в области мышления, начали происходить разделения собственности, люди сами стали решать, как им нужно жить, что делать, но лишь в рамках собственных интересах. Политика же и связанные с ней процессы оставались под контролем власти, т.к. человек в этом еще не очень хорошо разбирался, наступил авторитарный режим. Но на этом развитие человека не останавливается, он уже начинает самостоятельно мыслить не только в области своей личной жизни, но и в политике, поэтому ему необходимо становится принимать участие в осуществлении политике, власти, поэтому появляется демократический режим, позволяющий реализовать человеку свои возможности во всех направлениях. Достоинства этой типологизации заключается в том, что человек развивался постепенно, поэтапно развивалось его мышление, не было неразберихи, хаоса, переворотов и т.д. Недостатком данной типологизации заключается в том, что человека подавляли как личность, он становится винтиком в большом механизме (как в тоталитарном авторитарном режиме). Поэтому человек не готов, самостоятельно решать какие - либо вопросы, т.к. за него все решали и делали, объединено в один тип национал социалистического режима в Германии и сталинского режима в СССР является научно-корректным, как общественный строй он возник в Германии. Ему присуще почти все общие черты тоталитаризма. Национал - социализм имеет родство с фашизмом, хотя многое заимствует у советского коммунизма, прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищи». Но в то же время место класса здесь защищает нация, место классовой ненависти - ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических политических системах агрессивность направлена, прежде всего, во внутрь, против собственных граждан, но в национально-социалистических - во вне, против других народов.

Как считаете, может ли существовать какой-либо политический режим без проекта утопического толка?

На мой взгляд, политический режим не может существовать без проекта утопического толка. Ведь каждый политический режим «улучшавшему» жизнь - обрисовывает все стороны жизни идеального общественного устройства, не оставляет места для дисгармонии, противоречий и т.д. Но все это обречено на провал, т.к. «идеальное» общество никому не удалось построить и все режимы терпят крах.

Можно ли в связи с этим утверждать, что различия между тоталитарным и авторитарным режимами носят количественный, а не качественный характер?

Мне кажется, в связи с данным утверждением, что в отличие от тоталитарного авторитарный политический режим оставляет некое социальное пространство для свободной самореализации личности, например, он не вторгается в экономику, ограниченно контролирует духовную сферу, не вмешивается в семейную жизнь и т.д. различия между тоталитарным и авторитарным, режимами носит количественный, а не качественный характер. Ведь жизнь человека не изменилась, как существующая тотальная контроль, так он и остался, лишь маленькая часть или количество вышло из-под контроля, человек получил лишь часть свободы, а все остальное контролируется.

Не говорит ли это о том, что для сравнения выбираются заведомо выгодные типы режимов и предлагаемая типология носит крайне тенденциозный характер?

Это не говорит о том, что для сравнения выбирают выгодные типы режимов и предлагаемая типология носит крайне тенденциозный характер. Ведь в той или другой мере дружно - лирические режимы в чем-то похожи на тоталитарный, авторитарный или демократический политические режимы.

Большинство людей отлично знают, или демократия. Эти термины постоянно употребляются телеведущими в новостях. Даже жители глухих деревень со средним образованием смогут объяснить, какая между ними разница. Но большинство людей не знает, чем отличается от авторитарного. Более того, некоторые вообще полагают, что эти термины обозначают одно и то же. На самом деле, это не так. Давайте попробуем выяснить, чем отличается от авторитарного.

Формулировка авторитаризма

Авторитаризм, или авторитарный режим, - явление, при котором власть сконцентрирована в руках одного человека или в пределах одной группы единомышленников. При этом оппозиционные силы во власти допускаются, но только в том случае, если они являются политически слабыми. По большей части оппозиция при авторитаризме носит декоративную функцию, и лишь на публике она выступает против официальной власти. Впрочем, в областях, которые не касаются политики (культура, экономика, частная жизнь), возможно проявление личности и характера человека. Однако при этом все равно важно, чтобы свобода не вредила действующей власти и не выставляла ее в негативном свете.

Стоит отметить, что практически любой авторитарный режим рано или поздно придет к формату единоличной диктатуры, и, даже если он начинался с власти определенной группы, он все равно трансформируется в режим диктатуры. Государства, в основе которых был авторитарный режим, существовали всегда. Сегодня такой страной можно назвать Марокко или Саудовскую Аравию.

Тоталитаризм

Тоталитарный режим образно называют "сыном авторитаризма", ведь он практически всегда является продолжением авторитарного развития государства. В таком государстве власть сосредоточена в руках одного человека, права которого безграничны. В истории известно много подобных случаев, хотя лидера всегда называли по-разному: царь, диктатор, генеральный секретарь, вождь, фюрер и т. д. И хотя в стране может существовать видимость коллективного управления, власть всегда сосредоточена в одних руках. Отличным примером может стать наше недавнее прошлое. В СССР существовал руководящий партийный орган ЦК КПСС, хотя реальная власть была сосредоточена только в руках одного человека - генерального секретаря партии.

Если провести сравнение авторитарного и тоталитарного режимов, то в первую очередь можно выделить сферу жизни общества. При авторитаризме допускается проявление характера и личности, при тоталитаризме - нет. Последний режим стремится контролировать все сферы жизни общества, включая даже мысли. Любое мнение, которое идет вразрез с правительственным, рассматривается как преступление и карается с жестокостью. Самый яркие примеры найти несложно: Адольф Гитлер, Иосиф Сталин. И этот список можно продолжать долго.

Приведем простой пример, чтобы более точно понимать, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного.

Авторитаризм в Германии

Германия потерпела поражение в Первой мировой войне. В середине 20-го столетия к власти в разбитой стране пришла Национал-социалистическая партия и установила авторитарное правление. В основном действия были направлены на укрепление экономики и военной мощи страны, однако очень быстро власть перешла в руки одного человека - Адольфа Гитлера, который был лидером партии. С этого момента режим в стране начал трансформироваться из авторитарного в тоталитарный. Стоит отметить, что сама система авторитарного правления в Германии была невнятной. Ее даже историки упоминают только вскользь, чаще всего говорят о тоталитаризме, который играл ключевую роль в истории этой страны.

Становление тоталитарного режима

После окончательного становления тоталитаризма началось принудительное насаждение нацистской идеологии. Параллельно создавался мощный идеологически-полицейский аппарат - инструмент для эффективного контроля граждан страны. Причем инструмент позволял контролировать граждан не только в границах страны, но и за ее пределами. В государстве контролировались вообще все, что могло поддаваться контролю: спорт, медицина, пресса, культура и т. д. Все области деятельности граждан попали под жесткий присмотр. В результате Германия превратилась в очень жестокую, но хорошо отлаженную машину, где каждый винтик имел свое место. Последствия подобной трансформации всем хорошо известны. К счастью, просуществовал режим Гитлера недолго, однако даже за короткий период времени он принес много несчастья всему миру.

В принципе, Германия является демонстрацией того, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного, ведь здесь один способ правления резко сменился другим. Результаты налицо.

Идеология

Она является вторичной при авторитарном режиме власти. Здесь главная задача сводится к тому, чтобы заставить людей выполнять задачи, которые являются для них приемлемыми. И в этом заключается отличие авторитарного режима от тоталитарного. Последнему необходима очень мощная и четкая идеология, которая продвигается всеми возможными средствами информации. Она же является оправданием для преступлений, которые могут совершаться властью (лидером) даже против собственного народа. Строить тоталитаризм без идеологии никак нельзя - он будет обречен на провал.

Оппозиция

Люди, которые думают иначе, не нравятся никакой власти. Но авторитаризм допускает использование оппозиции для своих личных целей. Обычно при этом режиме управления создают видимость противодействия властям, но по факту никаких действий не предпринимают. Такая "карманная оппозиция" может подавать голос по команде правящей партии и проводить мирные акции протеста, которые никому не мешают.

Тоталитарный режим отличается от авторитарного тем, что он вообще не допускает оппозицию к власти. Даже самая идея того, что кто-то может создавать видимость борьбы против власти, строго запрещена. Любой смутьян будет наказан с особой жестокостью. Следовательно, даже полностью контролируемая оппозиция при тоталитаризме исключается - для нее нет даже фундамента.

Свобода

Авторитаризм дает возможность гражданам своей страны проявляться себя, он гарантирует неприкосновенность частной жизни и по тем направлениям, которые вообще не связаны с политикой. Это касается экономики, медицины, спорта и т.ид. Однако культура обязательно проверяется на наличие политической составляющей, то же самое касается духовной сферы. Если обнаруживается критика существующей власти, то возможны негативные последствия для авторов этой критики.

Тоталитарный режим держит все сферы под жестким контролем. Гражданам нельзя ни в какой сфере выходить за рамки продиктованных правил, все должно соответствовать регламенту и быть строго расписано.

Общие черты тоталитарного и авторитарного режимов здесь проявляются в цензуре культуры и духовной сферы. Обе системы обеспокоены критикой в свой адрес в данных сферах, вот только тоталитаризм также вмешивается и в другие области жизни граждан, авторитаризм стоит в стороне.

Роль вождя

При обоих режимах есть вождь, вот только при авторитаризме его роль не так велика. Главное для авторитаризма - политическое устройства страны. Учитывая тот факт, что "царь" при таком способе правления особо не вмешивается в жизни граждан, то и влияние его на них слабо. Это приводит к тому, что граждане критично относятся к своему лидеру. Достаточно распространены случаи, когда граждане открыто смеются над лидером своей страны и выражают недовольство. На просторах бывшего СССР такое явление является классическим.

При тоталитаризме роль вождя крайне велика. Всевозможная пропаганда приравнивает лидера государства практически к божеству, которому все граждане обязаны поклоняться. При этом вождь должен обладать сильной харизмой, и народ его должен обязательно любить, верить в него. Причем люди его искренне любят, и лишь небольшая часть населения может быть им недовольна, вот только они этого не показывают даже в родственных кругах.

В заключение

Напоследок отметим, что обе системы являются неэффективными и регрессивными, ведь в конечном итоге они приводят к революциям, войне и даже гибели государства. В истории подобных примеров множество. Теперь вы знаете, чем тоталитарный политический режим отличается от авторитарного. Ответ на подобный вопрос не может быть лаконичным, так как важных отличий всегда несколько.

В разделе Школы на вопрос Чем отличается тоталитарный режим от авторитарного? Наиболее серьезный момент связан с пониманием цели, «исторической миссии» данного режима, будь то доктрина «расового превосходства», специфические национально-имперские идеи или какие-то другие.2. Многие авторитарные режимы стремились сохранить прежний социально-экономический уклад. Латиноамериканские хунты, например, подходили к делу довольно прагматично.6. Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти. Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в том, какую роль играют в обоих режимах репрессии.9.

При тоталитаризме на первых порах крайне важным является факт симпатии, которую испытывает народ по отношению к власти. При авторитаризме деятельность оппозиции не запрещается, хотя часто по отношению к ней проводятся репрессии. Тоталитарный режим всегда легитимный в лице мирового сообщества, что связано с формальной законностью прихода к власти через выборы или другие политические рычаги влияния. Лидер в авторитарном режиме - всегда харизматичная личность и хороший оратор, способный вести за собой массы. Тоталитарный режим не так сильно зависит от лидера.

В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу. Его нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х годов». Карательные органы в этой системе - материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих - тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры, и имя им - миллионы. Большим шагом вперед в понимании сущности общества, сложившегося в нашей стране, явился уже сам факт признания тоталитаризма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. Избавление от тоталитарной мистификации в другом - в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества.

Ответ на подобный вопрос не может быть лаконичным, так как важных отличий всегда несколько.

Итальянский режим отличался стремлением сохранить традиционные структуры, показателем чего служат, например, Лютеранские соглашения (1929 г.), заключенные между Б.Муссолини и Ватиканом. При традиционной типологизации фашизм и большевизм располагаются на двух крайних полюсах идейно-политического спектра. Не случайно они вели борьбу не на жизнь, а на смерть вследствие изначальной несовместимости идеологий. Петр I и Людовик XIV могли требовать внешнего подчинения и получать подтверждения своей власти, но они не могли контролировать все аспекты жизни общества.

Чем тоталитарный режим отличается от авторитарного

Главное для авторитаризма – политическое устройства страны. При тоталитаризме роль вождя крайне велика. Всевозможная пропаганда приравнивает лидера государства практически к божеству, которому все граждане обязаны поклоняться.

Чем тоталитарный режим отличается от авторитарного

Тоталитаризм в этом отношении гораздо более последователен, устойчив и надежен для власть придержащих. Тоталитаризм, как показывает опыт, отнюдь не бессмертен и со временем теряет опоры своей устойчивости, вырождаясь в режим, чьи институты дряхлеют и который начинает все более напоминать авторитаризм. Однако именно эти учреждения и преследуются авторитаризмом из опасения подрыва его и без того не слишком надежных устоев. Наиболее характерный пример посттоталитаризма — политический режим, возникший в СССР после смерти Сталина. Институты авторитаризма таким образом представляют собой, в зависимости от обстоятельств, удивительную и не слишком функциональную смесь институтов традиционных, демократических и тоталитарных.

При этом оппозиционные силы во власти допускаются, но только в том случае, если они являются политически слабыми. По большей части оппозиция при авторитаризме носит декоративную функцию, и лишь на публике она выступает против официальной власти. Государства, в основе которых был авторитарный режим, существовали всегда.

Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель - выполнить конкретную задачу, а именно - вывести страну из исторического тупика.

Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю . Принцип тоталитарного общества - "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного - "разрешено то, что не имеет отношения к политике".

В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей - послушание и скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей - послушание и профессионализм.

Общее

Стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;

Стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;

Стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;

Относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;

Перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

Относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок.

34. Тоталитарный политический режим: условия формирования и характерные черты.

Тоталитарный режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Признаки тоталитарного режима:

государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учете, мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

В качестве условий формирования тоталитаризма выделяются следующие : резкая ломка устоявшихся структур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов; накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения; наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

Авторитарный (от лат. "autoritas" - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

Характерные черты.

♦ концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

♦ наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

♦ ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

♦ отсутствие огромного репрессивного аппарата;

♦ разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

♦ наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

36. Демократический политический режим: характерные черты, условия функционирования.

Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

Характерные черты .

избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;

наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Условия функционирования демократического режима.

наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;

наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае , если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против Действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

37. Государство: сущность, общие признаки, структура и функции. Таможенный кодекс РФ о таможенных органах как государственном институте.

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

Признаки государства:

1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

2. система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3. территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

4. суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5. право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Структура государства

По разделению власти :

система законодательных (представительных) учреждений; исполнительно-распорядительные органы; судебные органы.

По выполняемым функциям .

Органы, осуществляющие внутренние функции:

Охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

Социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта;

Духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

Органы, осуществляющие внешние функции: - вооруженные силы; - разведка;

Органы межгосударственных отношений.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции : экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий дтя "удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальней среды обитания.

Внешниефункции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.

[Таможенный кодекс РФ] [Глава 39] [Статья 401]

1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.


Похожая информация.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени B.C. Черномырдина»

Губкинский институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени B.C. Черномырдина»

Кафедра Информационных технологий


Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

на тему: «Общее и особенное в тоталитарных режимах»


Выполнил:

студент 2 курса

Группы Э-10

Спец. 080502

Бондарев С. А.

Руководитель:

доктор ист. наук

Богданов С. В.


г. Губкин,



Введение

Понятие тоталитаризма

2.Сходства нацизма в германии, итальянского фашизма и коммунизма СССР

1Идеология

2Средства управления. Социальный вопрос. Формирование человека нового типа

3Экономика

Отличительные черты режимов

1Идеологические различия

2 Политические различия

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Обычно тоталитарные режимы изучают с точки зрения их организации, неудач и преступлений. Однако такие режимы в истории часто находили поддержку среди широких слоев населения - в силу свойств общественной психологии («стадные» инстинкты, малограмотность) и использования изощренной техники обработки массового сознания. Опасность тоталитаризма в том, что ее влиянию подвластны как широкие массы населения, так и интеллигенция, способная стать проводником идеологии в массы. Актуальность данной работы заключается в том, что она призвана показать общее пагубное направление тоталитарных режимов, а также их особенности во избежание заражения этой идеологией российских умов, стремящихся перенять западные направления в любой области или «патриотично» повторить опыт XX века.

Цель данной работы заключается в рассмотрении общих черт и особенностей тоталитарных режимов. Из целей исследования вытекают основные задачи:

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть сущность тоталитаризма;

Исследовать разновидности тоталитарного режима;

Выявить общее и отличающее тоталитарные режимы.

Предмет исследования - характерные черты тоталитарных режимов. Объект исследования - тоталитарные режимы в Германии, Италии и СССР. Контрольная работа выполнена в объеме 11 страниц машинописного текста, включающего введение, три раздела с подпунктами, заключение и список используемой литературы.


1.Понятие тоталитаризма


Термин тоталитаризм произошел от латинского слова «totalitas», которое переводится как «полнота». Впервые он был введен в оборот в начале XX века идеологом фашизма Италии Дж. Джентиле, а в 1925 году его использовал в выступлении Б. Муссолини, лидер итальянского фашизма. Сущность тоталитаризма заключается в стремлении государства к полному контролю всех сфер жизни общества, подчинению людей господствующей идеологии.

Можно выделить следующие признаки тоталитаризма:

·стремление государства к всеобъемлющей власти;

·отчуждение общества от политической власти, которое оно не осознает; формирование представления о единстве народа и власти; контроль государства над экономикой, СМИ, культурой, вплоть до поступков людей;

·абсолютная регламентация отношений в обществе (дозволяется только то, что прямо разрешается законом);

·формирование государственной власти, недоступной для народного контроля закрытым бюрократическим способом;

·доминирование методов насилия, террора и принуждения.


2. Сходства нацизма в германии, итальянского фашизма и коммунизма СССР


Тоталитаризм подразделяется на «левый», примером которого может послужить советский коммунизм, и «правый», к которому относятся итальянский фашизм и немецкий национал-социализм.


1 Идеология

тоталитаризм режим политический социальный

Общей чертой всех тоталитарных режимов является идеология и способы ее функционирования. Главная цель этого движения - создание нового общества с новыми людьми. При этом указывался враг, подлежащий беспощадному истреблению в борьбе ради достижения цели. Несмотря на все враждебные настроения, упомянуть либерализм никогда не забывали. Агрессию представляли как последнюю необходимость в достижении будущей новой жизни. Место нравственных ценностей должна была занять верность идеологии, при этом истолковывать настоящие интересы движения могли только избранные. Если в религиозных или традиционных доктринах существовали единые цели, то в тоталитаризме они зависели от воли вождя.

Общеизвестно, что как при коммунизме, ведущим историю от идей К. Маркса и Ф. Энгельса, провозглашающих превосходство класса пролетариата над другими, так и при фашизме, базировавшемся на философии Ф. Ницше, говорившего об избранстве немецкой нации,за идеал была принята пирамидальная структура власти. Судьбы людей не имели значения, а государство в обоих случаях строилось как террористическая диктатура.


2.2 Средства управления. Социальный вопрос. Формирование человека нового типа


Для тоталитарного режима характерна монопольно властвующая массовая партия, уничтожающая все партии по приходу к правлению. Сознание населения обрабатывается согласно идеологии, и все средства массовой информации находятся под контролем. Господствующим классом становится партийная бюрократия, объединившаяся с государственным аппаратом. Создается замкнутая гигантская, не обновляющаяся и оторванная от общества система с всепроникающей коррупцией. Такое положение дел вызывает недовольство, а при этом неизбежным является террор как удержание власти.

Для нормального существования диктатуре нужно иметь уравновешивающий фактор - внутреннего и внешнего врага. Внешним врагом в рассматриваемых государствах признавались - буржуазные демократии и международный империализм. Цель- завоевание мира, средство ее достижения - мировая война. Без отражения внешней угрозы режимы теряют смысл, т. к. сущность тоталитаризма - агрессия. Внутренние же враги в СССР назвались врагами народа, а в Германии - врагами нации. Это были прежде всего представители интеллигенции и духовенства - лучшие люди в нравственном и физическом отношении, способные противостоять идеологическому террору. «Бог» и «ум» не давали диктаторам влиять на этих людей.

Для управления внутриполитической ситуацией в таких условиях, необходим был аппарат подавления. Террор был узаконен и являлся частью государственной политики. Никто не мог никому доверять, т.к. каждый следил друг за другом. Чистка имела место даже внутри самой партии, порождая атмосферу всеобъемлющего страха.

Тоталитарный режим характеризуется полным пренебрежением к человеческим судьбам и жизням. Люди - всего лишь «винтики» в его механизме. Сталин говорил: «Нет человека - нет проблемы», Гитлер считал так же. Счастливая жизнь обещалась людям за счет ограбления чужих народов, либо части своего собственного.

Одно из главных отличий тоталитаризма от других форм деспотизма (авторитаризма и абсолютизма) заключается в его стремлении переделать человеческую природу. Угрозу он видит в инакомыслии и пытается искоренить его, унифицировать людей и подавить личностные качества в человеке. Система террора формирует в человеке состояние абсолютной незащищенности и покинутости. Проведение такой политики приводит к моральной деградации общества, т. к., отрицая мораль, режим не может призвать людей к совести.


3 Экономика


Сходство тоталитарных режимов в области экономики состоит в распространении влияния государственного регулирования во все отрасли хозяйства, а также в замене принципа частной собственности на принцип уравниловки. За счет организации дешевых рабочих мест и принуждения к труду была ликвидирована безработица, но экономические стимулы, особенно в сельском хозяйстве, почти бездействовали, в результате чего снизилась производительность труда и качество в обеих странах. Со сложной экономической ситуацией пытались справиться методами рабовладельческих государств - принудительным трудом миллионов заключенных.Кроме того, экономику подрывает в этом случае непомерная милитаризация - увеличение военного сектора в общей структуре национального хозяйства отдельных государств в ущерб другим отраслям. Гражданам внушается, что жизнь в государстве, окруженном со всех сторон врагами естественна.

Во всех трех странах отмечалась коллективная организация труда в государственном масштабе, т.е. превращение экономики в одну большую фабрику, в которой все становятся исполнителями плана, ведущая к свертыванию предпринимательской активности, распространению равнодушия к труду и безответственности, развитию иждивенческих качеств.


3.Отличительные черты режимов


3.1Идеологические различия


Немецкий нацизм и итальянский фашизм принято относить к «правой» ветви тоталитаризма, однако эти режимы тоже имеют различия. Правая ветвь была зарождена в Италии и получила название фашизм от «fascio», означающее «пучок», «объединение». Позже эту идею перехватил Гитлер и развил до национал - социализма. Основой обе идеи имеют шовинизм (крайняя мера национализма), но в Италии он был направлен на возрождение Римской империи и усиление государства, то в Германии послужил теорией превосходства рас, доведенной до антисемитизма.

Основой идеологии коммунизма стало марксистское учение о классовой борьбе, ведущей к установлению диктатуры пролетариата как промежуточной стадии на пути построения бесклассового общества. Следовательно, в основе коммунизма лежит та же идея превосходства, но классовая.


2 Политические различия


Государство - главный элемент политической системы, а значит, основные различия связаны в этой сфере с отношением к нему.

Для фашистов государство является абсолютом, наибольшей ценностью, в сравнении с которой индивиды относительны и малозначимы. Национал - социалисты же видели государство как средство сохранения народа, и вообще представлялось как промежуточный этап в строительстве расового общества. В этом замечается сходство с идеями Ленина и Маркса.

К. Маркс и Ф. Энгельс говорили о государстве, что оно является результатом разделения общества на противоборствующие классы и орудием власти одного класса над другим. В переходный период от капитализма к социализму будет существовать временное государство, которое основано на диктатуре пролетариата. С исчезновением же враждебных классов исчезает и государство за ненадобностью. В переходной сущности государства коммунисты солидарны с национал - социалистами.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить структурное сходство фашизма, нацизма и сталинизма. Однако характер идеологии, социальная основа этих режимов существенно отличаются, поэтому нельзя говорить о фашизме и сталинизме как о синонимах.


Заключение


Изучив стороны тоталитарных режимов, можно сказать, что такая система управления обладает высокой способностью к мобилизации всех ресурсов для достижения целей, например, ради победы в войне, оборонного строительства. Однако долгое время существовать такие режимы не могут и не должны. Они губят страну, уничтожая лучших представителей, ухудшая общий генофонд; «давят» на людей, обезличивая их; «питаются» за счет разжигания розни; формируют власть, недостижимую для народа и неподконтрольную ему и т.д.

Несмотря на различия, имеющиеся в различных тоталитарных режимах, будь то национал - социализм, фашизм или коммунизм, общая их природа разрушительна, кратковременные успехи иллюзорны, а «счастливую жизнь» строителей такой структуры довольно трудно представить. Этот строй обречен - такое закрытое общество не приспособлено к полноценному обновлению и учету требований, представляемых непрерывно изменяющимся миром.


Список используемой литературы


1.Верт Н. Сравнивая Гитлера и Сталина сегодня // Россия и Германия на пути к антитоталитарному согласию. - М. - 2000.

.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев - М.: Издательская корпорация «Логос», 2007.

.Любин В. Преодоление прошлого: споры о тоталитаризме в Германии, Италии и СССР // Россия XXI. - 2003. - №5.

.Панарин А.С. Политология: Учебник. - 2-е, перераб. и дополненное. - М.: ТКВелби, 2004. - 440 с.

.Пленков О.Ю. О содержании понятия «тоталитаризм» // Преподавание истории в школе. - 1991. №1.

.Политология / М.А. Василик, И.П. Вишнякова-Вишневецкая, Ю.Г. Вилунас и др.; Под ред. М.А. Василика. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Издательство ACT", 2002.- 400 с.

.Политология. Курс лекций (4-е издание, переработанное и дополненное). - М.: Зерцало, 2008.

.Салмин А.М. К проблеме генезиса тоталитаризма // Тоталитаризм как исторический феномен. - М. - 1989.

.Семыкина Т. В. Политические режимы. - М.: Приор, 2004

.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2006.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.