Действенность социального контроля обеспечивается главным образом. Культурные универсалии. Виды социальной мобильности

Часть 1

Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего

к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. горизонтальная

2. вертикальная

1-А,В,Д 2-Б,Г

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.

2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.

3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.

4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.

5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и

(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных(Г), которые регулируют деятельность людей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и(Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или(Е)».


Cписок те рминов:

1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус

Часть 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

1) смысл понятия, например: малая группа - устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;

2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие аген­ты социализации:

1) семья: (В семье Лена усво­и­ла ос­нов­ные пра­ви­ла веж­ли­во­го обращения.)

2) школа: (Учащиеся 2 класса, при­ни­мая уча­стие в школь­ных пат­ри­о­ти­че­ских праздниках, на­учи­лись ува­жать ге­ро­и­че­ское прошлое своей страны.)

3) средства мас­со­вой информации. (Чтение ста­тей на общественно- по­ли­ти­че­скую те­ма­ти­ку по­мог­ло Насте сфор­ми­ро­вать свою осо­знан­ную граж­дан­скую позицию.)

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Большинство россиян вполне либеральны во всем, что касается их личного жизненного успеха. Но они довольно консервативны, когда речь заходит о роли государства во внутренней и внешней политике. Такие настроения выявили ученые Института социологии РАН, которые представят сегодня доклад "Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политической деятельности". Независимо от ценностных ориентаций россиян их гражданская активность в обществе качественно меняется, требуя от власти встречных шагов к диалогу.


Демократическими институтами "недовольна значительная часть населения не только в России, но и во многих развитых странах", пояснил "Ъ" один из авторов доклада, руководитель Центра комплексных социальных исследований Владимир Петухов. Но "тотального разочарования ни в российской, весьма несовершенной версии демократии, ни тем более в демократических ценностях у сограждан нет", утверждает он.

Есть разочарование в действующих партиях, а также в "одних и тех же" политических лидерах, несменяемых по 20 с лишним лет. Есть недоверие к институтам власти, в неэффективности которых каждый мог убедиться на собственном опыте. В силу этого в стране нарастает гражданская активность, убедились социологи (исследование проводилось в марте 2014 года при поддержке Института социально-экономических и политических исследований).

Социологи не нашли веских подтверждений стереотипу о том, что "российское общество, пережившее посттоталитарную травму, апатично, инертно, патерналистски ориентировано". По их опросам, 37% россиян нацелены "на инициативность, умение добиваться успеха, чувство собственного достоинства, рациональность, готовность к сотрудничеству, стремление к переменам". Устойчивость, "стабильность, воспроизводство себя в неизменной форме и негативное отношение к переменам" свойственно для 29% граждан.

Правда, либеральных ценностей "индивидуализма, нонконформизма, предприимчивости" россияне придерживаются "в достижении собственных жизненных целей". В оценке же роли государства внутри страны и за рубежом либералы составляют 8%, а государственники-державники — 56%. По мнению социологов, очевиден "запрос на "сильную руку" и развитие собственной государственности в противовес ориентации на союз со странами Запада". Но это не означает запроса на "закручивание гаек". Державники уверены, что "сильное государство" должно обеспечить "равенство всех граждан перед законом и обязательные для всех "правила игры"".

Типичный активный россиянин, как выявили социологи,— это человек в возрасте до 30 лет, имеющий высшее образование и проживающий в крупном областном или краевом центре, относящий себя к средним слоям общества и достаточно часто (не менее раза в неделю) использующий социальные сети. Типичный инертный россиянин — житель райцентра в возрасте старше 60 лет, имеющий среднее специальное образование и вышедший на пенсию, относящий себя к низшим слоям общества и не использующий социальные сети. Это различие "отчетливо выражает" скрытый "конфликт "советских" и "несоветских" поколений". Социологам еще предстоит выяснить, какое из поколений более чувствительно, например, к "закручиванию гаек".

Однако, невзирая на разность "поколений" и ценностных ориентиров, активность в обществе нарастает. При этом, "неполитический и политический активизм не противопоставлены, а, напротив, дополняют друг друга". Подавляющее большинство опрошенных (79-81%), "участвующих в деятельности неполитических общественных организаций, в той или иной форме включены и в политическую жизнь страны". В марте 57% опрошенных заявляли, что в той или иной степени причастны к политическому действию. Из них 12% уже предпочли "деятельные формы участия" — от интернет-сообществ политических единомышленников до членства в партиях. Еще 45% проявляют интерес к политике, но не выходят за рамки эпизодической и преимущественно "парадной" включенности (обсуждают политику в своем кругу и целенаправленно ходят на выборы).

В этих условиях крайне важен диалог "государственных институтов и граждан". Последние активны и порой решительны в защите интересов своего дома, своего двора. Но диалог с органами местного самоуправления складывается обычно после акций протеста. Что до политики, то, по мнению социологов, на фоне общего разочарования действующими партиями "объективно назревает некоторая "департизация" политической жизни". Итогом могут стать своеобразные "общественно-партийные холдинги" или "партии одного требования". Это могло бы "снизить остроту идейного и мировоззренческого противостояния" в обществе за счет "существенного расширения общественно-политической повестки дня".

Важно только, чтобы власть и граждане одинаково воспринимали термин "диалог". "Это не разговоры о "наболевшем" с кем-нибудь из начальства",— пояснил "Ъ" Владимир Петухов. По его словам, для гражданских активистов "диалог означает возможность оказывать давление на власть, чтобы добиваться от нее решения назревших проблем". Социологи не исключают нарастания протестной активности, невзирая на нынешний ее спад. Причем в ходе опросов выяснилось, что "конформизм и долготерпение российской глубинки сильно преувеличены".

"Уже сегодня готовность протестовать в защиту экономических и социальных прав граждан чаще высказывают жители сельских поселений (40%) и поселков городского типа (45%)", тогда как среди жителей мегаполисов, где преобладает "ядерный" протестный электорат, готовы к этому лишь 26%. Но у жителей глубинки "существенно меньше" возможностей добиться эффекта легальными формами протеста. Социологи не исключают возврата "таких архаичных форм выражения своего недовольства, как стихийные бунты, погромы". Кроме того, опросы показали, что "сегодня происходит латентная легитимация радикальных форм политической борьбы — все больше граждан считают допустимой мерой защиты своих прав формирование боевых отрядов (рост с 25% в 2012 году до 28% в 2014-м)". Социологи подчеркивают, что "агрессивный дискурс перестает восприниматься как маргинальный".

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Вариант №1

1.Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?

1)

социализация

2)

социальная норма

3)

социальная мобильность

4)

социальная роль

2.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вид социального отношения

Содержание

Социальное взаимодействие

Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга

Социальный

Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов

4. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

5. Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

репродуктивную

социального контроля

социально-статусную

хозяйственно-экономическую

6. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Ответы учащихся

Учащиеся
5 класса

Учащиеся
9 класса

«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

«Чтение сейчас никому не нужно»

2.Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.

3.Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.

4.Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабоуспевающие ученики.

7. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия.

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

8. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

9. Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена -

воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа?

1) К. - гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники.

2) К. - владелец фирмы по продаже цветов

3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа.

4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.

11. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.

13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)

ответственность

2)

общество

3)

контроль

4)

добровольность

5)

производство

6)

механизм

7)

инициатива

8)

самоконтроль

9)

нормативный акт

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Социальные нормы -

общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…>

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы -

это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право -

средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

1. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Вариант №2

1.Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, - это социальные

1)

санкции

2)

правила

3)

ценности

4)

традиции

2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.

Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

4. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

5. Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?

беспрекословное подчинение младших старшим

ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства

добровольное распределение обязанностей между членами семьи

совместное проживание нескольких поколений родственников

6. В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).

Варианты ответа

Насколько необходимо заключение брака?

Юноши

Девушки

Очень важно

71,9

66,4

Не очень важно

25,8

29,4

Неважно

3,2

4,2

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.

Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака.

Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.

Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.

7. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация - это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

8. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ САНКЦИЙ

А)

понижение в должности

Б)

государственная награда

В)

аплодисменты

Г)

отказ пожать руку

Д)

вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е)

комплимент

1)

формальные санкции

2)

неформальные санкции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

социально-классовый

этнический

демографический

территориальный

10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

11. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.