Инновационная деятельность руководителя доу. Консультация для воспитателей: «Инновации в дошкольном образовании. смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов и управленцев, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозможны без качественного изменения системы повышения квалификации.

Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Его рассмотрению и изучению посвящен специальный семинар, который проводится в Московском институте открытого образования на кафедре «Педагогика и методика дошкольного образования» по многочисленным просьбам заведующих, старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИЯ?

Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Процесс (продвижение) - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:


добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;


    носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.


Новое может выступать в разных формах:


    принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);


    условная (относительная) новизна;


    «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;


    изобретательские мелочи.


Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:


    в содержании образования;


    в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;


    в управлении ДОУ.


2. По масштабам (объему) преобразований:


    частные, единичные, не связанные между собой;


    модульные (комплекс частных, связанных между собой);


    системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).


3. По инновационному потенциалу:


    усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);


    новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);


    радикальные инновации.


4. По отношению к предшествующему:


    новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);


    прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);


    освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);


    ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Например, коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, используя новую технологию, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководитель приобретает литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д.

Однако нередко дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:


    считаю бесполезным;


    есть сомнения в необходимости использования;


    есть сомнения в возможности применения;


    есть интерес;


    есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;


    затрудняюсь ответить;


    свой ответ.


Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.

Вот несколько позиций, по которым руководитель может оценивать педагога в коллективе.


    Степень ответственного отношения к делу.


    Мотив педагогической деятельности: призвание - старание - случайность.


    Приоритеты в организации работы: поиск нового - набор известных приемов.


    Отношение детей: любовь - уважение - боязнь.


    Отношение родителей: уважение - неприятие - «никакое».


    Отношение коллектива: стремление к лидеру - ровное - отчуждение.


    Кругозор.


    Воспитанность: тактичность - низкая культура - конфликтность.


    Позиция на педсоветах, совещаниях: активен - участвует - отмалчивается.


10. Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) - после уговоров - иногда.


    Моральные правила: принципиальность - невмешательство - игра в «правду».


    Чувство юмора.


    Коммуникабельность: открытость - сдержанность - «все в себе».


Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации инновационной деятельности в коллективе.

В свою очередь предъявляются требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность.

Он должен:

1) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных,

недостижимых;


    быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;


    твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;


    уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;


    иметь в коллективе группу единомышленников;


Но самое важное заключается в умении руководителя выделить проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:


    что мы имеем, каких результатов достигли;


    что нас не удовлетворяет в работе;


    что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие результаты хотим получить.


В развивающемся ДОУ все изменения (в системе работы с кадрами, в построении воспитательно-образовательного процесса с детьми, во взаимодействии с родителями и т.д.) направлены на достижение конкретных целей и должны приводить к качественно новым результатам работы.

Планирование и организацию необходимо сделать более гибкими и позволяющими приобщить к делу каждого сотрудника, активно включить в педагогический процесс Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в планируемый проект.

Вводится режим самоконтроля, самооценки и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи наблюдают за психическим развитием детей; методист, врач, медицинская сестра - за здоровьем детей и их физическим развитием; логопед, дефектолог - за результатами коррекционной работы и т.д.).

Развитие охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Можно выделить важные признаки развивающихся учреждений, организаций:


    коллектив организации сам выделяет проблемы и разрешает противоречия;


    культивируется инициатива;


    поощряется ответственность;


    одобряется способность определять приоритетные задачи;


    ценится умение организовать себя и своих коллег на решение актуальных задач.


При этом основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения.

Обобщая сказанное, можно определить основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья детей.

Переводу дошкольного образовательного учреждения в режим развития служат:


    концепция и программа развития детского сада;


    моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности;


    проведение в учреждении инновационной, экспериментальной или Опытной работы;


    сплоченный общностью цели коллектив - дети, педагоги, родители;


    организация оптимальной системы внутрисадовского контроля и самоуправления;


    система эффективной научно-методической деятельности;


    материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды;


    набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами и запросами детей и родителей.


Рассмотрим основные направления развития столичного образования, являющиеся своеобразным ориентиром в инновационной деятельности.


    Ориентация системы образования на интересы личности ребенка. Максимальный учет индивидуальных особенностей детей (врожденных и приобретенных в процессе воспитания и обучения). Создание педагогических систем для детей, требующих специализированных форм обучения и воспитания. (Одаренные дети, дети с повышенной мотивацией к обучению и способные дети; дети, социально не защищенные; дети с девиантным поведением; дети с задержками и отклонениями в развитии; дети с ослабленным здоровьем и дети-инвалиды.) Развитие системы этнокультурного образования, создание условий для диалога культур, учет разных конфессий. Переосмысление роли и дальнейшее развитие дополнительного образования, выполняющего важные функции обучения и воспитания.


    Решение комплекса проблем воспитания детей, рассмотрение их как приоритетных и первоочередных. Консолидация городского сообщества в интересах детства. Объединение усилий учреждений общего среднего, профессионального и дополнительного образования, науки, культуры и здравоохранения, физкультуры и спорта, творческих союзов, средств массовой информации и широкой общественности с целью разработки новых, более эффективных воспитательных технологий.


3. Обновление содержания образования. Тщательный отбор минимально необходимого содержания образования. Формирование новой культуры, позволяющей человеку эффективно работать с компьютером. Уделение особого внимания эстетическому воспитанию, проблемам готовности детей к школьному обучению. Уточнение задач, которые должны решать педагоги, работающие в ДОУ с детьми пятилетнего возраста. Разработка принципиально новых методов (по сравнению с тестированием) оценки готовности детей к школе. Создание групп кратковременного пребывания детей в ДОУ разной направленности.

4. Введение комплекса социальных, экономических, правовых и организационно-управленческих мер по поддержке развития образования, в том числе инновационной и экспериментальной деятельности. Развитие форм многоканального финансирования образования за счет:


    бюджета города;


    финансовой поддержки префектур и районных управ;


    инвестиционной программы Правительства Москвы;


    благотворительных программ и организаций;


    попечительских советов и средств родителей.


Возрождение отечественной индустрии материально-технического обеспечения образования, создание системы разработки, производства и распространения средств обучения (учебно-методическая литература, наглядные пособия, технические средства обучения, компьютеры и т.д.). Широкое вовлечение общественности в управление образованием, создание ассоциаций работников науки, культуры и образования, внебюджетных фондов развития образования, попечительских советов и т.д.


    Существенное повышение роли педагогической науки. Активное сотрудничество с институтами Российской академии образования, Российской академией наук, Российской академией медицинских наук, столичными вузами. Разработка методов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей, их социальной адаптации. Подготовка профессиональных кадров для различных педагогических систем. Повышение психологической квалификации педагогов и управленцев.


    Создание условий для расширения внедрения информационных технологий в учебный процесс, формирование у нового поколения способности к самостоятельному поиску, сбору, организации и передаче информации.


7. Многоуровневое изучение образовательных запросов населения столицы. Проведение регулярных социологических опросов основных категорий потребителей образовательных услуг (учащихся, выпускников, родителей, работодателей) с целью оптимизации, совершенствования работы учреждений образования города.

8. Совершенствование работы методической службы города. Оказание педагогу постоянной методической поддержки. Анализ и прогнозирование многоуровневой образовательной системы города. Поддержка, стимулирование главного внутреннего источника развития системы образования - инновационной активности педагога.

КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного.

Г. К. Селевко дает классификацию педагогических технологий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспитания и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку.

Авторитарные технологии. Педагог - единоличный субъект учебно-воспитательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Способ, метод, средство обучения определяют разные технологии: догматические, репродуктивные; объяснительно-иллюстративные, программированного, проблемного, развивающего обучения; диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и другие.

Большой класс современных технологий определяется содержанием модернизаций и модификаций, которым подвергается существующая в них традиционная система. Это технологии на основе:


    гуманизации и демократизации педагогических отношений;


    активизации и интенсификации деятельности учащихся;


    эффективности организации и управления процессом обучения;


    методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.


Технологии, использующие методы народной педагогики, опирающейся на естественные процессы развития ребенка, а также альтернативные («Вальдорфская педагогика» Р. Штейнера и др.).

Педагогика сотрудничества, по мнению Г.К. Селевко, - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

Сотрудничество - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В педагогике сотрудничества несколько направлений. Одно из них - гуманно-личностный подход к ребенку, который ставит в центр образовательной системы развитие совокупности качеств личности, источник многих инновационных идей.

Гуманно-личностный подход объединяет в себе целый ряд идей. Прежде всего, это гуманизация и демократизация педагогических отношений, включающие в себя:


    любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;


    веру в ребенка;


    мастерство общения;


    отсутствие прямого принуждения;


    терпимость к детским недостаткам;


    признание права ребенка на ошибку и на собственную точку зрения;


    особый стиль отношений: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к анализу проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития дошкольного учреждения. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических условий инновационной деятельности составило цель данного исследования.

Сегодня у нас в стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновационный процесс» и др.

Одной из тенденций развития инновационных технологий является также включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы человека.

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.


    Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


    Волобуева В.Я., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского сада. – М.: АПО, 1994

1 января 2014 г. за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров , работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). С этого момента действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) прекращено.

Новый закон внес ключевые правки в существенно изменит правила, по которым будет осуществляться произведение, нормирование в детских садах как за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, так и за счет средств из иных источников. Также, в соответствии с вступившим в силу законом, все госзакупки теперь .

Закон № 44-ФЗ должен сделать процесс государственных закупок в детском саду - от планирования до приемки и анализа контрактных результатов - более прозрачным, эффективным и менее коррупционным.

Основное отличие Закона № 44-ФЗ от № 94-ФЗ закреплено в ст. 1 Закона № 44-ФЗ, где определена сфера его регулирования:

  • планирование госзакупок в ДОУ;
  • определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества);
  • особенности исполнения контрактов ;
  • мониторинг приобретения товаров, работ, услуг;
  • аудит в сфере приобретения товаров, работ, услуг;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере государственных закупок в детских садах и иных учреждениях для обеспечения муниципальных и госнужд.

Закон № 94-ФЗ регулирует только сферу размещения заказов на госзакупки в детском саду.

Новый закон о государственных закупках в детском саду включает в себя восемь глав:

  1. Общие положения.
  2. Планирование.
  3. Осуществление покупок.
  4. Мониторинг покупок и аудит в сфере закупок.
  5. Контроль в сфере покупок.
  6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению покупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
  7. Особенности осуществления отдельных видов покупок.
  8. Заключительные положения.

Не будем рассматривать подробно каждую из них, остановимся только на основных моментах, которые необходимо учесть руководителям образовательных организаций при осуществлении государственные закупки в детском саду в 2014 г.

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным учреждением

Прежде всего обратим внимание на то, что формулировка Закона № 94-ФЗ «размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» в Законе № 44-ФЗ заменена на формулировку «покупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

П. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ приобретение товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это комплекс действий, которые выполняются в заданном порядке заказчиком и ориентированы на реализацию муниципальных или госнужд. Скупка стартует с того, что выбирается поставщик (подрядчик, исполнитель), а завершается после того, как стороны контракта выполняют обязательства.

Если на законодательном уровне размещение объявления о выполнение госзакупок в ДОУ или создание приглашения на участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрено, скупка начинается с составления контракта, а завершается после выполнения обязательств всеми участниками договора.

Контрактная система в сфере государственных закупок в детском саду базируется на принципах:

  • открытости, прозрачности;
  • обеспечения конкуренции;
  • профессионализма заказчика;
  • стимулирования инноваций;
  • ответственности за результативность обеспечения
  • государственных и муниципальных нужд;
  • эффективности приобретения и др.

В Законах № 94-ФЗ и № 44-ФЗ образовательная организация бюджетной сферы является заказчиком. П. 7 ст. 3 заказчиком называет муниципального или госзаказчика, либо бюджетную организацию, которая делает покупку.

Администрации ДОУ важно следовать норме ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в которой говорится о том, что если, согласно нормативно-правовым актам, действующим в бюджетных правоотношениях, госорганы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетными фондами, которые считаются муниципальными или государственными заказчиками, делегируют обязанности и права на выполнение государственных закупок в детском саду и иных организациях автономным и бюджетным учреждениям безвозмездно, эти учреждения в рамках полученных полномочий должны приобретать товары, услуги и работы согласно указанным в нормативно-правовых актах положениям.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения в данном случае выступают в роли муниципальных или госзаказчиков. Еще один важный момент: согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение получает право пользоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), правда не всегда, а в случае, если речь идет о покупках за счет:

1) грантов, которые передаются организациям, юрлицам и гражданам безвозмездно и безвозвратно, включая иностранных юрлиц и иностранных гражданам, международным организациям, которые получили право на получение грантов, субсидий (грантов), которые предоставляются из бюджетной системы в ходе конкурсов, не предусмотрено иное;

2) средств, если ДОУ выступает исполнителем соглашения по договору, когда на основании договора для осуществления договора иных лиц для выполнения работ, поставки товаров, которые необходимые для выполнения предусмотренных договором обязательств;

3) средств, которые были переданы для осуществления деятельности, которая приносит доход.

Использовать указанное право бюджетное образовательное учреждение можно, но следует разработать и принять положение о государственных закупках в детском саду в соответствии с требованиями, установленными Законом № 223-ФЗ.

Если учреждение хочет применять законодательные нормы по отношению к вышеуказанным покупкам с 1 января 2014 г., оно должно принять положение и опубликовать его до этого срока, т. е. в 2013 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Особо следует отметить, что независимо от того, какое решение примет учреждение - применять при госзакупках в ДОУ нормы Закона № 44-ФЗ или № 223-ФЗ, - в течение года изменить его будет нельзя. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 15.

Информационное обеспечение контрактной системы государственных закупок в детском саду

В настоящее время образовательные организации и органы управления образованием публикуют на сайте www.zakupki.gov.ru сведения о размещении заказов и заключении контрактов на осуществление госзакупок в детском саду.

Нормативный акт подразумевает особый ход размещения данных о госзакупках в свободном доступе: ст. 4 предусматривает формирование единой информационной системы. Данная система должна гарантировать:

1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в т. ч. автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере госзакупок в детских садах;

2) контроль за соответствием различного рода информации (какой именно, указано в п. 2 ч. 1 ст. 4);

3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;

4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении государственных закупок в детских садах.

Согласно ч. 3 ст. 4 единая информационная система должна содержать:

1) планы госзакупок в детских садах и иных учреждениях;

2) планы-графики;

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;

4) данные о параметрах, запретах и ограничениях для допуска товаров, которые поставляются из другой страны или группы стран, услуг и работ, которые оказываются или выполняются гражданами других стран, список иностранных держав, групп иностранных держав, которые могут использоваться для проведения госзакупок в детских садах, с которыми РФ имеет международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении покупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о приобретениях, об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международных финансовых организаций, с которыми РФ заключила международные договоры;

12) итоги мониторинга и аудита в сфере покупок, а также контроля в сфере приобретения;

13) отчеты заказчиков;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1;

16) данные о ценах работ, товаров, услуг, которые складываются в рыночных условиях, необходимых для реализации муниципальных или госнужд, а также запросах цен работ, товаров и услуг, которые размешают заказчики согласно ч. 5 ст. 22;

17) другие данные и документы, которые размещаются в единой инфосистеме согласно Закону № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и принятым совместно с ним нормативно-правовыми актами.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере приобретений, интегрированные с единой информационной системой. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере госзакупок в детских садах и иных учреждениях устанавливаются Правительством РФ.

Закон № 44-ФЗ. Ст. 4. Ч. 7, 8

Ч. 5 ст. 112 закрепляет право установки и применения единой инфосистемы за Правительством РФ. Прежде чем ввести в эксплуатацию данные, которые будут размещаться в единой инфосистеме, должны быть размещены в том порядке, который установлен Правительством РФ, на сайте www.zakupki.gov.ru.

Большинство норм о единой информационной системе вступит в силу 1 января 2014 г. Пункт 16 ч. 3 ст. 4 вступит в силу 1 января 2015 г.

Закон № 44-ФЗ вводит новое для образовательных организаций понятие - планирование приобретений. Иными словами, законодатель устанавливает правило, согласно которому все государственные и муниципальные госзакупки в детских садах и иных учреждениях должны быть запланированы.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 планирование государственных закупок в детских садах должно осуществляться посредством:

1) планов покупок, утверждаемых на срок действия соответствующего бюджета;

2) планов-графиков, утверждаемых на год.

В планах покупок необходимо будет указывать цели осуществления госзакупок в детских садах, наименование и описание объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых покупок, объемы финансового обеспечения и другие сведения.

Планы-графики превращаются в основания для выполнения государственных закупок в детских садах. Отныне заказчик может закупать товары и услуги только в том случае, если они внесены в план-график.

План госзакупок в детских садах и иных учреждениях создается в ходе создания и рассмотрения проектов бюджетной системы РФ, учитывая положения бюджетного законодательства. План принимается за срок в 10 дней после доведения до муниципального или госзаказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств согласно с бюджетным законодательством РФ.

Согласно ч. 13 ст. 21 Закона план-график может быть изменен в том случае, когда изменения были внесены в план госзакупок в детских садах, а также в ряде других случаев:

  1. Если начальная цена контракта, который заключается с единственным исполнителем (подрядчиком, поставщиком) были уменьшена или увеличена;
  2. если сроки выполнения контрактных обязательств, размер аванса и оплаты были изменены до начала покупки;
  3. если дата начала покупки и принцип выбора поставщика были изменены, а заказчик отменил приобретения, которые предусмотрены планом-графиком;
  4. реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 Закона № 44-ФЗ обязательного общественного обсуждения скупок и не требующего внесения изменения в план скупок;
  5. в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч. 4 и 5 ст. 21.

Требования об обязательном планировании скупок вступят в силу с 1 января 2015 г., требование об осуществлении скупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками - с 1 января 2016 г.

Обоснование государственных закупок в детских садах

В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчик должен обосновывать каждую свою скупку. В прежнем документе, регулирующем процесс госзакупок, заказчики должны были обосновывать только начальную (максимальную) цену контракта при осуществлении каждой государственной закупки в детских садах.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона обоснование приобретений будет осуществляться при формировании плана скупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых приобретений целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.

Цели госзакупок должны определяться с учетом ст. 13. Согласно данной статье государственные закупки в детских садах осуществляются для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд, а именно:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в т. ч. федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ (в т. ч. региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ, за исключением исполняемых в соответствии с госпрограммами, перечисленными в предыдущем пункте;

3) выполнения функций и полномочий госорганов РФ, органов управления внебюджетными фондами РФ, госорганов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением функций и полномочий, перечисленных в предыдущих пунктах.

В планах госзакупок в детских садах необходимо будет обосновывать, каким именно образом объект госзакупки послужит достижению целей приобретения. В планах-графиках нужно будет обосновывать начальную (максимальную) цену контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, если покупка будет признана необоснованной в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере скупок, органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Требование обязательного обоснования приобретений вводится с 1 января 2015 г. До указанной даты есть время, чтобы поработать по законодательным нормам и осознанно подойти к решению этого вопроса.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта в сфере государственных закупок в детских садах

Понятие «начальная (максимальная) цена контракта» было и в Законе № 94-ФЗ. № 44-ФЗ расширяет сферу его действия - теперь оно может применяться при заключении контракта с единственным поставщиком.

Статьей 22 установлены пять методов определения начальной цены:

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к госзакупкам в детских садах, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Этот метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

2. Нормативный метод - заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта на основании требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

3. Метод тарифов - актуален, когда согласно законодательству РФ, стоимость работ, товаров и услуг, которые регулируются муниципальными правовыми актами и подлежат госрегулированию. При этом начальную (максимальную) стоимость контракта определяют согласно тарифу на работы, товары и услуги.

4. Проектно-сметный метод - предусматривает выделение начальной (максимальной) цены контракта:

На возведение, реконструкцию или капремонт объекта, основываясь на проектной документации согласно на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;

Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора,на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области госохраны объектов культурного наследия.

5. Метод затрат - подразумевает выделение начальной (максимальной) стоимости контракта, в том числе контракта, который был заключен с единственным поставщиком (исполнителей, подрядчиком), как суммы затрат и других, необходимых для выделения сферы деятельности прибыли. В учет принимаются все прямые и косвенные затраты на покупку и реализацию товаров, услуг и работ, траты на перевозку, хранение, страховку и иные траты. Этот метод актуален в том случае, когда иные невозможно применить.

Приоритетным методом обоснования начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка).

Создание комиссии по осуществлению государственных закупок в детском саду

Согласно ст. 39 для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления государственных закупок в детских садах у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик должен создать комиссию по осуществлению приобретений.

Комиссии могут быть:

  • конкурсные;
  • аукционные;
  • котировочные;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единые, осуществляющие функции по осуществлению приобретений путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений.

В аукционной, конкурсной и единой комиссии должно быть не менее 5 членов, тогда как в котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть 3 и более человек.

В комиссию по выполнению скупок могут поступить лица, которая прошли профепереподготовку или повышение квалификации по направлению приобретений, специалисты, которые имеют знания, что относятся к объектам покупки.

Закон № 44-ФЗ. Ст. 39. П. 5

Согласно ст. 40, заказчик может привлекать другие организации для осуществления

Норма, закрепленная в ст. 40, дает право заказчику привлечь специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на основе контракта. Тем не менее заказчик должен все равно создать комиссию по приобретению, правда, с уменьшенными функциями.

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении госзакупок в детских садах

В целом Закон № 44-ФЗ существенно расширил доступный заказчику инструментарий конкурентных процедур по сравнению с № 94-ФЗ.

В статье 24 приведены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Конкурсом называют путь выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), в ходе которого победителем считается тот участник скупки, который предложил самые оптимальные условия договора.

Аукционом называют путь выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), в ходе которого победителем считают участника государственных закупок в детских садах, который предлагает наименьшую цену договора.

Список оснований для покупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) сокращен, если торги были признаны несостоявшимися, заказчик обязан повторно приобрести в полном объеме по упрощенной процедуре перед тем, как покупать продукцию у единственного поставщика.

Общее правило подразумевает, что Закон № 44-ФЗ приобрел силу в 2014 г. В качестве исключения принимаются нормы, которые касаются планирования покупок, обоснования и введения идентификационного кода, что вступили в силу с 2015 года, а также порядок введения единой инфосистемы покупок и обязательного обсуждения покупок общественностью, мониторинга и внутреннего финансового контроля, которые приобрели силу в 2016 г.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, инновационные преобразования приобретают системный характер.)

Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Некоторые организационные моменты:

    Создание структурных подразделений– творческих групп педагогов по проблемам.

    Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).

    Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:

    Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.

    Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом

    Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются:

    игровые сеансы (индивидуальные и групповые);

    индивидуальные развивающие занятия;

    консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;

    выставки (игровых пособий, литературы);

    праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

1. Сенсорное развитие

2. Развитие движений

3. Развитие речи

4. Музыкальное развитие.

5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)

Некоторые направления инноваций в ДОУ:

    Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

    Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

    Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.

    Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.

    Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.

    Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

    Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

    Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.

    Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.

    Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

    Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

    Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Примеры инновационной деятельности в ДОУ:

    метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;

    совершенствование мастерства педагогов;

    поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;

    мониторинг развития каждого ребенка;

    учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;

    внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

    формирование основ безопасной жизнедеятельности;

    организация экологического образования дошкольников;

    оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)

    создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»

«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие компоненты:

    пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа Прикамья. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;

    пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;

    пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются
нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.
В отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:
квалификационным составом коллектива педагогов;
наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
наличием современной информационной базы;
наличием собственных методических разработок.

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
Основными элементами инновационного потенциала являются:
материально-технические ресурсы;
финансовые ресурсы;
интеллектуальные ресурсы;
социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию
педагогического процесса на одного сотрудника);
инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,
участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам инновационной деятельности).

Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем :

    проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;

    проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;

    приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;

    поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.

Перспективные направления работы:

    организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.

    участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта

    создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ

    мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов (в течение года, отв. – зам. зав. ДОУ)

1

Пудинова А.С. 1 Шепилова Н.А. 1

1 Магнитогорский государственный университет

1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – С. 34-35.

2. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008. – С. 12-18.

3. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004. – С. 43.

Одним из решающих факторов развития современного ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе сложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. При этом вполне очевидно, что любому руководителю сначала нужно определиться с «терминологическим полем», в рамках которого будут формулироваться цели и задачи изменений. Инновация (нововведение) - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое .

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В литературе описаны типы нововведений, которые группируются по следующим основаниям.

  1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс: в содержании образования; в формах, методах образовательного процесса; в управлении ДОУ.
  2. По масштабам (объему) преобразований: частные, единичные, не связанные между собой; модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
  3. По инновационному потенциалу: усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); радикальные инновации.
  4. По отношению к предшествующему: новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение); ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Считается, что впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов в ХIХ веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. С начала XX века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 30-е годы XX века австрийский экономист И. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», означавшее в авторском варианте «новшество», «нововведение». Систематическое изучение инновации в образовании началось в конце 50-х годов XX века в США и Западной Европе.

Обобщая результаты проведенных исследований можно сказать, что в 50-60-е годы в связи с внедрением в процесс обучения технических средств широко используются термины «технология образования», «технология обучения», «педагогическая технология». В США, Англии, ФРГ, Франции, Италии под таким названием стали выходить специальные журналы.

Сегодня понятие «педагогическая технология», «инновационная технология», «технология обучения» насчитывает большое количество определений («технология» - от греч. «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука).

Одной из первых классификаций считается классификация Е.М. Роджерса. На основе ряда эмпирических исследований он разработал идеальные типы категорий субъектов-реализаторов новшеств:

1) новаторы - всегда открытые к новому, которым постоянно интересуются, извлекают новое из общения с локальными группами, из любых контактов и космополитически ориентированы;

2) ранние реализаторы - следуют за новаторами, но отличаются от них тем, что в большей степени интегрированы в свое местное объединение и тем самым сильно влияют на него;

3) предварительное большинство - субъекты этой группы свободно и интенсивно общаются с первыми группами, но редко выступают в роли лидеров;

4) позднее большинство - основной характеристикой этих субъектов является скепсис. Они осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;

5) колеблющиеся - их основой характеристикой является ориентация на традиционные ценности, они последними осваивают новшества.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного . Г.К. Селевко дает классификацию педагогических технологий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспитания и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку.

Авторитарные технологии. Педагог - единоличный субъект учебно-воспитательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Заведующий ДОУ должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:

  1. считаю бесполезным;
  2. есть сомнения в необходимости использования;
  3. есть сомнения в возможности применения;
  4. есть интерес;
  5. есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;
  6. затрудняюсь ответить;
  7. свой ответ.

Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Таким образом, инновационная деятельность является сложной, комплексной деятельностью по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств, направленных на достижение большей эффективности в сфере образования в дошкольных образовательных учреждениях.

Библиографическая ссылка

Пудинова А.С., Шепилова Н.А. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 34-35;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5541 (дата обращения: 30.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Комментариев нет

Инновационная деятельность в дошкольной организации как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой

Оригинальность 60% ап ру

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Сущность и направления инновационной деятельности в ДОУ ……… 8
1.2.Традиции и инновации в организации процесса ознакомления детей с природой в дошкольном учреждении ……………………………. 12
1.3 Управления инновационной деятельностью педагогов в организации процесса ознакомления детей с природой ………………………………… 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОУ С ЦЕЛЬЮПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
2.1. Методика контроля и оценки качества инновационных процессов в ДОУ …………………………………………………………………………. 19
2.2. Реализация инновационной стратегии развития ДОУ как условие совершенствования процесса ознакомления детей с природой ………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………. 71

В научной литературе различают понятие «новшество», «нововведение», «инновация».
Новшество обычно понимается как элемент педагогической деятельности, который представленном виде, в данном качестве ещё не встречался, хотя аналог данного явления, конечно же, найти можно, и в этом смысле новое в педагогике – это хорошо забытое старое.
Нововведение – своеобразный носитель новшества, средство его распространения, донесение до практики (новые проекты, программы, средства обучения, пособия). Укореняясь в практике, нововведение, несущее в себе новшество (или их комплекс), обновляет практику, делая её более эффективной
Инновация – это распространение новшеств в педагогической практике.
Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования.
Инновационная деятельность – комплекс мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.
К основным функциям инновационной деятельности относятся изменение компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания, образования форм, методов, средств обучения системы управления.
В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия новшества. Основным результатом поискового этапа является сформулированная инновационная проблема и задачи нововведения. Далее следует инновационный проект намеченных преобразований.
На этапе реализации инновационная деятельность включает следующие действия: программно-сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное, оформительское, трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотношение полученных результатов с поставленными целями, полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом. Модель инновационной деятельности включает: инноватора, нормативные предписания, среду нововведения, процессуальный компонент, новшество, произведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс включает в себя, по крайней мере, три этапа: генерирование идеи, разработку идеи в прикладном аспекте, реализацию нововведения в практике. Деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.

№ 9587 Хотите получить эту работу? Напишите заявку на [email protected]