Во второй половине xix в. Россия во второй половине XIX в. Начало XX века - «серебряный век» русской культуры

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
      • Войны за наследства
      • Семилетняя война
      • Русско-турецкая война 1768-1774
      • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Социальные последствия промышленного переворота
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Образование мировой системы социализма
      • Социалистические режимы в Азии
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Россия во второй половине XIX в.

Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ – значительная часть дворянства и чиновничество.

В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста выступлений крестьян император Александр II (1818-1881), понимавший необходимость преобразований, в речи на приеме депутации московских дворян заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Началась коренная перестройка общественной жизни, «эпоха великих реформ».

В начале 1857 г. возник Секретный комитет по крестьянскому вопросу, который, проработав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1858-1859 гг. было создано около 50 губернских комитетов, разрабатывающих проекты освобождения крестьян. Для обобщения проектов губернских комитетов в начале 1859 г. были образованы Редакционные комитеты.

Главный комитет по крестьянскому делу, затем Государственный совет на основе материалов Редакционных комитетов разработали концепцию отмены крепостного права. План освобождения крестьян сводился к тому, чтобы сделать как можно меньше уступок со стороны помещиков освобождаемым крестьянам.

19февраля 1861 г. Манифестом Александра II было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.

Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам – принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6%).

Государство, выступившее посредником между помещиком и крестьянином, уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (80% стоимости отданной крестьянину земли), которую затем крестьянин должен был погашать в рассрочку с уплатой и названных процентов. В течение 44 лет крестьяне вынуждены были отдать государству около 1.5 млрд. руб. вместо 500 млн. руб.

Крестьяне не имели денег, чтобы внести сразу помещику выкуп за полученную землю. Государство же обязалось сразу выплатить помещикам выкупную сумму деньгами или шестипроцентными облигациями. Стремясь отдать землю в пределах установленной Положениями 19 февраля нормы, помещики отрезали от прежнего крестьянского надела 1/5 земли. Отнятые у крестьян участки земли стали называться отрезками, которые могли быть тем же крестьянам сданы в аренду.

Крестьяне получили землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридически собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом было заинтересовано государство, помещики, ибо сохранилась круговая порука, община отвечала за сбор налогов.

От крепостного права, помимо частновладельческих крестьян, были освобождены и другие категории крестьянства. Удельные крестьяне, получившие личную свободу еще 1858 г., были переведены на выкуп с сохранением существующих земельных наделов (в среднем 4,8 десятин). За государственными крестьянами указами 18 ноября и 24 ноября 1866 г. закрепляли существующие наделы, и они получали бессрочное право их добровольного выкупа.

Дворовые крестьяне получили личную свободу, но оставались еще в феодальной зависимости от своих хозяев в течение двух лет со дня обнародования Положений 19 февраля 1861 г. Крепостные рабочие вотчинных предприятий оставались зависимыми от владельцев до перехода на выкуп.

Дворовые крестьяне и рабочие вотчинных предприятий закрепили за собой лишь те земли, которые имели до отмены крепостного права. Однако подавляющее большинство дворовых крестьян и крепостных рабочих земельным наделом не владели.

Вслед за центральными губерниями крепостное право было отменено в Белоруссии, на Украине, Северном Кавказе и в Закавказье. Всего было освобождено от крепостной зависимости 22 млн. крестьян. Из них 4 млн. были отпущены на свободу без земли. Обезземеливание крестьян облегчало создание рынка рабочей силы в стране.

Проведение реформы требовало больших финансовых затрат. К тому же увеличились государственные капиталовложения в экономику страны. В 1860 г. был открыт Государственный банк России, который один мог выпускать бумажные деньги, заниматься эмиссией. Основным источником государственных средств являлась подушная подать с крестьян без учета размера их доходов. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимого имущества.

Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословие неполноценными.

Крестьянское малоземелье (в среднем частновладельческие крестьяне получили 3,3 десятины земли на душу при необходимых 67 десятин) послужило фактором обострения противоречий между крестьянами и помещиками. Более того, появились новые противоречия – между крестьянами и капиталистами, что в будущем должно было привести к революционному взрыву.

Крестьянский идеал справедливости и правды не совпадал с реально проведенной реформой. После 1861 г. борьба крестьян за землю не прекратилась. В Пензенской губернии волнения крестьян были жестоко подавлены войсками.

С целью укрепления государственных финансов в 1862 г. по проекту В.А. Татаринова (1816-1871) была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала составление смет и расходование государственных средств. В России впервые стали публиковать государственный бюджет.

  • Проведение других реформ
  • Переход к реакции
  • Пореформенное развитие России
  • Общественно-политическое движение

Россия во второй половине XIX века

Крымская война 1853 - 1856 гг.

Поводом к этой войне стал так называемый "спор из-за ключей" от христианских храмов на Святой Земле. Дело в том, что к этому времени часть ключей от храмов Святой Земли находилась в руках католических священников, часть в руках православных. Но обе стороны хотели обладать ключами от всех христианских храмов на Святой Земле.

Ключи от храмов на Святой Земле по настоянию Франции были отданы католикам. Весной 1853 г. Россия в ультимативной форме потребовала от турецкого султана отдать ключи от храмов в Вифлееме православным священникам и приказал ввести русские войска во владения Турции - дунайские автономные княжества. В ответ турецкий султан в октябре 1853 г. объявил России войну.

Война одновременно проходила на Дунайском и Кавказском театре военных действий. Вначале война проходила успешно для России. Русские войска на Кавказе одержали ряд блестящих побед. Русский флот под командованием адмирала П.С. Нахимова одержал одну из своих выдающихся побед в своей истории - около турецкой гавани Синопа. В Синопской гавани располагалась крупнейшая турецкая военно-морская база. В хорошо защищенной бухте расположились 14 парусных и 2 паровых корабля. Адмирал П.С. Нахимов решил нанести по ней удар, чтобы перерезать морские коммуникации противника. В результате четырехчасового боя турки потеряли все свои корабли и свыше 3000 убитыми, все береговые укрепления были разрушены. Потери П.С. Нахимова составили 37 чел. убитыми и 216 ранеными.

Победа русского флота в Синопской бухте золотыми буквами вписана в историю русского военно-морского флота, наряду с Гангутским сражением (1714 г.) и Чесменским боем (1770 г.).

Весной следующего года произошло резкое осложнение международной обстановки. На помощь Турции пришли Англия, Франция, Сардиния, Австрия.

14 сентября 1854 г. огромный флот союзников - 300 транспортных судов под прикрытием 89 боевых кораблей - подошел к берегам Крыма. Союзники обступили Севастополь - главную военно-морскую базу Черноморского флота. Севастополь уже в то время играл исключительную роль в Черном море. Потеря Севастополя означала потерю Крыма и невозможность России вести активную внешнюю политику на Черном море и на Балканах. В Черноморскую эскадру входило 26 линейных (крупных) кораблей, 5 из них были затоплены у входа в Севастопольскую бухту. Город был неприступен с моря, но он был беззащитен с суши. Союзники высадили на берег отлично вооруженную армию. Для открытого боя с таким сильным противником русский флот был слаб. Все же было принято решение город не сдавать.

Экипажи всех судов (24,5 тыс. чел.) сошли на берег и стали защищать город вместе с солдатами и местными жителями. С сентября 1854 г. оборону города возглавили адмирал В.А. Корнилов и военный инженер Э.И. Тотлебен. За короткий срок моряки, солдаты, горожане возвели вокруг города несколько рядов оборонительных укреплений. С 17 октября была проведена трехдневная бомбардировка города. Она ни к чему не привела. Защитники города не сдавались. Тогда противник перешел к осаде города. 30 тыс. гарнизон города сдерживал осаду 120-тыс. армии союзников. После гибели 5 октября 1854 г. В.А. Корнилова оборону города возглавил П.С. Нахимов. Кольцо вокруг города постепенно сжималось. В июле 1855 г. был смертельно ранен адмирал П.С. Нахимов. В августе 1855 г. ежедневно гибло до 2 - 3 тыс. защитников города.В начале сентября пал Малахов курган - ключевая высота города. 27 августа 1855 г. защитники покинули развалины Севастополя.

Севастополь занимает особое место в российской истории. Две обороны - в период Крымской, а также в период Великой Отечественной - войн превратили Севастополь в национальную святыню России.

Поражение России в Крымской войне стало страшным ударом для Николая I, военного человека. В начале феврале 1855 г. он легко простудился, но не стал предпринимать никакого лечения. 12 февраля после получения сообщения о поражении русских войск под Евпаторией его состояние резко ухудшилось. В результате внезапного развития паралича 18 февраля 1855 г. он умер. Существуют версии, основанные на многочисленной мемуарной литературе, что, якобы, Николай I принял яд. Истина вряд ли будет установлена, так как эта легенда в духе шекспировских трагедий. Маловероятно, чтобы такой сильный человек как Николай I проявил бы греховную слабость, зная, что все его деяния будут внимательно изучены потомками. Вряд ли он хотел остаться в памяти потомков слабым человеком. Но поражение России, конечно же, сокрушило его дух, и это ускорило его кончину. Своим сыновьям император завещал: "Служите России…".

На престол вступил новый император Александр II Николаевич. Он был твердо намерен покончить с Крымской войной.

В 1856 г. состоялся Парижский мирный договор. По его условиям России было запрещено иметь флот на Черном море и военно-морские базы. Россия передавала Турции Карс, часть Бессарабии. Южные границы России были открыты для любого неприятельского вторжения. Россия утратила ведущие позиции на Балканах и Ближнем Востоке и не играла прежней роли в европейских делах.

Основная причиной поражения России в Крымской войне стала экономическая отсталость России.

Парижский мирный договор ослабил позиции России на Черном море, но борьба с горцами на Кавказе продолжалась. Но она становилась все труднее.

Кавказ уже бурлил. Центром сопротивления на востоке Кавказа стали Чечня и часть Дагестана, на западе борьбу против российского правительства вели абхазцы, черкесы и адыги. Вначале горцы были разрозненны. Но после поражения в русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. турецкий султан - духовный глава всего мусульманского мира - объявил газават (священную войну) всех мусульман против "неверных" - христиан. В 30-е гг. в горах Кавказа появились мюриды - проповедники священной войны. Мюридизм получил особое распространение среди жителей восточной части Кавказских гор - Чечне и Дагестане. В горах Дагестана появился знаменитый Шамиль. Это был очень храбрый, сильный человек. Он отлично разбирался в законах ислама, знал Коран наизусть. Он производил магическое воздействие на горцев: они готовы были идти с ним на верную смерть. В 1834 г. вся Чечня и Дагестан признали Шамиля пророком-имамом. С 1830 по 1840 гг. горцы одержали ряд побед над русскими войсками. В центральной части Чечни Шамиль создал сильное теократическое государство - имамат со столицей в Ведено. Но законы в этом государстве были так жестоки, что вскоре горцы стали проявлять недовольство политикой Шамиля.

Русские продолжали строить дороги, мосты, основывать селения. Горцы, видя, что русские не причиняют им вреда, стали отходить от Шамиля.

В 1856 г. Александр II назначил наместником Кавказа и главнокомандующим Кавказской армии князя А.И. Барятинского - блестящего молодого военачальника и талантливого администратора. Новый главнокомандующий усилил Кавказскую армию и поручил генералу Н.И. Евдокимову задачу покорения Чечни - "осиного гнезда" на Кавказе. А.И. Барятинский с войсками действовал в Дагестане. В течение 1858 г. русскими войсками была завоевана вся Чечня, а в течение 1859 г. - Дагестан.

Шамиль с отрядом самых преданных воинов в 600 чел. укрылся в своем последнем оплоте - ауле Гуниб в горной части Восточного Дагестана. Аул стоял на огромной труднодоступной скале. В ночь на 26 августа 1859 г. войска плотным кольцом окружили гору. Прибыл сам главнокомандующий - князь А.И. Барятинский. Ночью русские забили тревогу как бы к началу приступа. Горцы в ту сторону открыли непрерывную пальбу. А между тем с другой стороны, которая по крутизне считалась совершенно неприступной, солдаты взбирались на вершину горы. И когда рассвело, Шамиль увидел перед собой целый полк. На размышление Шамилю А.И. Барятинский отвел 20 мин. После недолгого колебания Шамиль решил сдаться. При оружии Шамиль был приглашен к А.И. Барятинскому. Громкое солдатское "ура" неслось в рядах, когда Шамиль проходил сквозь строй. Главнокомандующий объявил пленнику, что он будет отправлен в Петербург, и его судьбу будет решать сам император. Вечером того же дня А.И. Барятинский прислал Шамилю от себя шубу из черного медведя, подарки женам, невесткам, детям. На всем пути следования Шамиля на удивление для него встречали радушно.

В Москве Шамиль осмотрел Кремль, был в опере. В Петербурге он пробыл две недели. Увиденное потрясло Шамиля. Он сказал: "Если бы я раньше знал Россию, я бы с ней никогда не воевал. Россия большая, Чечня маленькая. Чечня не может воевать с Россией".

Доживал свои дни Шамиль вместе с семьей в Калуге, где ему была определена большая пенсия. В Калуге в 1869 г. Александр II отпустил Шамиля в Мекку совершить хадж. Перед отъездом, будучи в здравом уме и твердой памяти, Шамиль сказал: " Желаю и дальше русскому императору так же успешно управлять горцами для их же блага".

В 1862 г. главнокомандующим Кавказской армией вместо А.И. Барятинского был назначен брат императора великий князь Михаил Николаевич. 21 мая 1864 г. - в день рождения императора - все русские войска, действовавшие в Западной части Кавказских гор, соединились. Священники отслужили перед войсками молебен. На Кавказе не осталось ни одного воюющего племени. Александр II на сообщение о замирении Кавказа ответил брату телеграммой: "Спасибо тебе, Евдокимову и славным нашим войскам".

Полувековая борьба горских народов с русскими завершилась. В истории Кавказа началась новая страница.

Эпоха великих реформ

19 февраля 1855 г. на престол вступил старший сын Николая I - Александр II Николаевич (1855 - 1881 гг.).

Александр Николаевич по желанию отца воспитывался в простой обстановке. Николай I говорил, что хочет в сыне воспитать, прежде всего, человека. В воспитатели цесаревичу был выбран поэт В.А. Жуковского, человек умный, образованный, благородный. Шесть месяцев В.А. Жуковский готовил план воспитания наследника. Целью воспитания и образования В.А. Жуковский провозгласил "образование для благодетели". Для преподавания наук Александру Николаевичу были выбраны лучшие учителя того времени. Наследник овладел французским, английским, немецким, польским языками. Граф М.М. Сперанский познакомил его законодательства и управления государством. Другие лица познакомили с отношениями России с другими государствами, с наукой о народном хозяйстве. Отец позаботился о том, что цесаревич стал "военным человеком". Александр Николаевич с детства мог часами смотреть на парады, разводы петербургской гвардии. Александр Николаевич находился под сильным влиянием отца, перенял многие его качества, но был человеком мягким и великодушным. В 1837 г. по сложившейся традиции наследник отправился в путешествие по России. В 1838 г. состоялась продолжительная поездка за границу. Он посетил Данию, Пруссию, Италию, Австрию. Во время этой поездки наследник познакомился с Дармштадтской принцессой Марией, которая в 1841 г. стала его супругой Марией Александровной. По возвращении Александр Николаевич был назначен членом Государственного совета, а затем комитета министров.

Таким образом, ещё до вступления на престол Александр Николаевич был хорошо знаком с делами высшего военного и гражданского управления.

В первый день восшествия на престол Александр Николаевич был одушевлён самым искренним намерением сделать всё для устранения недостатков русской жизни.

В день коронации 26 августа 1856 г. была дарована амнистия декабристам, 9000 человек получили освобождение от полицейского надзора, был закрыт цензурный комитет, было отменено ограничение числа студентов университетах, был разрешён выезд российских подданных за границу, многих николаевских сановников Александр II отправил в отставку.

По сравнению с жестким николаевским правлением это была новая политика. Поэт Ф.И. Тютчев назвал её словом оттепель.

Александр II был намерен искоренить недостатки русской жизни. Главным недостатком он считал крепостное право. К этому времени идея отмены крепостного права получила широкое распространение в "верхах": правительстве, среди чиновничества, дворянства, интеллигенции. Александр II крепостное право также считал величайшим злом и решил его уничтожить.

Между тем это была одна из сложнейших проблем, доставшихся Александру II в наследство. В стране было 25 млн. крепостных крестьян. Крепостное право слагалось на Руси веками - с 1497 г. по 1649 гг.- и было тесно связано с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. Мир вокруг русского крестьянина не менялся веками. Теперь крестьянина нужно было освободить от опеки помещика, дать ему личную свободу.

Нужно было решить сложнейшую задачу:

с землёй или без земли освобождать крестьянина;

за чей счёт наделять его землёй - у государства такого количества земли не было.

В исторической науке существуют различные мнения относительно причин, которые заставили самодержавие пойти на отмену крепостного права. В советский период господствующей являлась точка зрения, что крепостное право себя изжило: не заинтересованность крестьян в результатах своего труда, ужесточение эксплуатации в помещичьих имениях вели к заметному застою и деградации сельского хозяйства. Доходность помещичьих имений падала. Крепостное право тормозило развитие производительных сил в сельском хозяйстве, мешало развитию промышленности и торговли. Это привело к росту социальной напряжённости на рубеже 50-х - 60-х гг. XIX в. Социальная напряжённость выразилась в подъёме крестьянского движения и выступлениях радикальных общественных деятелей - Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Вследствие этого в 60-х гг. в России сложилась революционная ситуация. По мнению В.И. Ленина, революционная ситуация не переросла в революцию, так как в России тех лет не было революционного класса. Революционные силы были настолько слабы, что, проведя буржуазные реформы, правительство смогло снять революционную ситуацию.

Основные положения другой точки зрения заключаются в том, что крепостное право далеко не исчерпало своих возможностей, антиправительственные выступления были крайне слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофа России не грозили. Главной бедой русского крестьянина в то время было не отсутствие земли и свобод, а разболтанность, нежелание работать, уход в другие религии. Но, сохраняя крепостное право, Россия могла выбыть из числа великих держав. Крестьянская реформа была вызвана в первую очередь внешнеполитическими факторами, необходимостью сохранить статус России как великой державы.

В правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы. По свидетельству П.Д. Киселёва, незадолго до своей кончины в беседе о крепостном праве Николай I сказал наследнику: "Гораздо лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу".

И Александр II решился. В начале 1857 г. для подготовки крестьянской реформы был учреждён Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество о своих намерениях, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. Во всех комитетах развернулась настоящая борьба по вопросу: с землёй или без земли освобождать крестьян. В Западной Европе крестьяне были освобождены без земли, по выражению Ф.М. Достоевского, " в чём мать родила". Царь склонился к мысли, что крестьян нужно всё-таки освободить с землёй.

В начале 1859 г. для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии во главе с Я.И. Ростовцевым. Комиссии стали готовить проект крестьянской реформы. В сентябре 1860 г. выработанный проект реформы был обсуждён депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.

В середине февраля 1861 г. Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом.

18 февраля 1861 г. в шестую годовщину смерти своего отца Николая I император долго молился у его гробницы в Петропавловском соборе. На другой день, 19 февраля, ему принесли для подписания документы об отмене крепостного права.

Это был великий закон. Александр II знал, насколько глубокие изменения в русской жизни последуют за его подписанием. Он приказал всем выйти из кабинета. Царь хотел остаться наедине со своей совестью.

Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей";

"Положение" о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

В этих двух документах содержалась суть крестьянской реформы.

Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник - Прощённое воскресенье - 5 марта 1861 г., в других городах - в ближайшую неделю. Власть словно бы просила прощения у русского крестьянства за все те обиды, которые она ему нанесла.

Манифест и "Положения" касались трёх основных вопросов:

личное освобождение крестьян;

наделение их землёй;

выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от опеки помещика, мог без разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов.

Правительство учитывало, что понятие индивидуальной, частной свободы было для крестьянского сознания чуждым. Поэтому община первое время сохранялась. Сохранялись общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука при выплате налогов и выполнения государственных повинностей.

Крестьяне оставались единственным сословием, которое платил подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

Наделение крестьян землёй. Наделение крестьян землёй регламентировали "Положения". Размеры наделов зависели от плодородия почвы. Территория России условно разделялась на три полосы: чернозёмную, нечернозёмную, степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьянин не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Мировые посредники в основном защищали интересы дворян, но некоторые общественные деятели, в частности Л.Н. Толстой, биолог К.А. Тимирязев и др., активно защищали крестьян. В разных районах крестьяне получили от 2 до 4 десятин земли на ревизскую душу. Для ведения товарного хозяйства крестьянину нужно было от 5 до 8 десятин земли. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так появилось понятие "отрезков", как бы отобранных помещиками у крестьян. Крестьяне продолжали считать эту землю своей и боролись за возвращение отрезков вплоть до 1917 г.

Выкупная сделка. Получая землю, крестьяне должны были выплатить её стоимость. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Эти крестьяне назывались "временнообязанными". Чтобы помещики получили выкупные суммы одновременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить государству ссуду с начислением 6% годовых. Выкупные платежи были отменены правительством в 1906 г.

Остальные 20% должна была платить помещику крестьянская община. Пока крестьяне не выплатят эти 20%, они должны были по- прежнему платить помещику оброк и выполнять некоторые повинности.

Выкупная операция не ущемляла прав помещиков, не ухудшала финансового положения государства. Все издержки на проведение реформы оплачивали крестьяне.

С 1858 по 1863 г. была проведена реформа удельных (принадлежавших императорской семье) крестьян, а в 1866 г. - реформа государственных крестьян.

Значение отмены крепостного права. Крестьянская реформа Александра II имела огромное историческое значение. Она принесла свободу 25 миллионам крестьян, она открыла дорогу для развития буржуазных отношений. В истории России началась новая эпоха - бурного развития буржуазных отношений. Отмена крепостного права положила начало другим важнейшим преобразованиям. Нравственное значение реформы заключалось в том, что она покончила с крепостным рабством.

Продолжением отмены крепостного права в России были:

городская;

судебная;

реформы в области образования;

реформы в области печати.

Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.

Земская реформа была проведена в 1864 г. По "Положению о губернских и уездных земских учреждениях" вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Земства избирались на три года и состояли из распорядительных органов (губернских и уездных земских собраний) и исполнительных (губернских и уездных земских управ). Из-за высокого имущественного ценза в них преобладали помещики. Сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ, больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Земства сыграли большую роль в развитии просвещения и здравоохранения.

Городская реформа. В 1870 г. было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Все сословия в городе выбирали представителей в городскую думу на 4 года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу. Городская управа состояла из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем городской думы и городской управы. Дума и управа занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, медицине и образования. В городских думах, в связи с высоким имущественным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа была проведена в 1864 г. Это была самая радикальная из всех реформ, так как отражала самые последние тенденции в мировой судебной практике.

Прежний суд - сословный, закрытый, был отменён. Вводились всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность судебного процесса. Судебный процесс стал устным, состязательным. Судебные заседания стали открытыми для публики. Обвинял подсудимого прокурор, защищал - присяжный поверенный. Вопрос о виновности подсудимого решался присяжными заседателями - представителями общества. Присяжные заседатели - 12 человек - назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт: "виновен", "невиновен", "виновен, но заслуживает снисхождения". На основании вердикта присяжных заседателей суд выносил приговор.

Устанавливались разные судебные инстанции со строго разграниченной компетенцией. Низшей судебной инстанцией был мировой суд, состоявший из одного человека - мирового судьи. Мировой судья избирался на три года уездным земским собранием или городской думой. Мировой суд разбирал мелкие проступки и гражданские дела с иском до 500 рублей. Судопроизводство в мировом суде было упрощено. Следующей судебной инстанцией был окружной суд.

В его компетенции были уголовные и тяжкие дела. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. В то время в русском общеуголовном законодательстве не было такой меры наказания как смертная казнь. Приговорить к смерти могли только специальные судебные органы - военные суды, Особое присутствие Сената. Для разбора конфликтов среди крестьян был сохранён сословный волостной суд, состоящий из местных крестьян. Это объяснялось тем, что правовые понятия крестьян сильно отличались от общегражданских. Волостной суд судил на основании существовавших в данной местности обычаев. Широко распространённой мерой наказания волостного суда были телесные наказания. Они существовали до 1904 г.

Военная реформа. В 1861 г. военным министром стал Д.А. Милютин. Он пробыл на своём посту 20 лет, и в 1861 - 1874 гг. под его руководством была проведена целая серия военных реформ. Д.А. Милютин стал творцом новой русской армии. Цель реформ - создать боеспособную армию, обладающим обученным личным составом, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. В 1874 г. был издан указ о всеобщей воинской повинности. Он отменял рекрутский набор и вводил всесословную воинскую повинность мужчин, достигших 21 года. Правительство каждый год определяло количество новобранцев, и из числа призывников по жребию брало только это число. Обычно на службу призывалось не более 20 - 25% призывников.

Взятые на службу числились на ней:

в сухопутных войсках 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе;

на флоте - 7 лет на действительной службе и 3 года в запасе.

Срок действительной службы в значительной степени сокращался в зависимости от образовательного ценза. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4 лет, окончивших городскую школу - до 3 лет; гимназию - до полутора лет. Лица, имевшие высшее образование, служили полгода. В 60-х гг. началось перевооружение армии - замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Строились железные дороги к западным и южным границам России. Особенное значение придавалось развитию военного парового флота. Для повышения общеобразовательного уровня офицеров создавались двухгодичные юнкерские училища и военные гимназии. В целях развития высшего военного образования были созданы военные академии: Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Совершенствовалась система военного управления войсками. В годы проведения реформ было создано первоначально девять, затем ещё четыре военных округа. Во главе военных округов были поставлены командующие военными округами. Постепенно сокращалась численность армии. К концу XIX в. она сократилась с 1млн.100 тыс. чел. до 742 тыс. на 130 млн. населения.

В результате военной реформы значительно была повышена боеспособность русской армии, значительно сокращалась её численность в мирное время. При этом хорошо подготовленный резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию.

Реформы в области образования. В 1863 г. был издан новый общеуниверситетский устав, в выработке которого участвовали профессора Петербургского университета. Согласно новому уставу, университетам была предоставлена широкая автономия: право выбирать ректора, деканов, профессоров. Университетские советы получили право самостоятельно решать все научные, учебные, административно - финансовые вопросы. Что касается студенческого самоуправления, то ещё в начале правления Александра II было разрешено посещать лекционные занятия в университетах "вольнослушателям" как мужчинам, так и женщинам. Это привело к беспорядкам в ряде университетов. Поэтому по университетскому уставу 1863 г. студентам были даны не такие широкие права, как профессорско-преподавательскому составу. По уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали дисциплинарному суду, в члены которого избирались из состава профессоров университетским советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться установленным университетским правилам.

С целью предотвращения студенческих волнений в дальнейшем было решено реформировать среднее и начальное образование. 14 июня 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, согласно которому отныне образованием народа должны были заниматься государство, церковь и общество (земства). 19 ноября 1864 г. появился "Устав гимназий и прогимназий". Устав провозглашал принцип доступности среднего образования для всех сословий. Но была установлена довольно высокая плата за обучение, что, конечно же, давало право поступления только детям из обеспеченных семей.

Гимназии были разделены на два типа:

классические;

реальные (и те, и другие - семиклассные).

Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних языков: латыни, греческого языка. В реальных гимназиях увеличивался объём преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на изучение гуманитарных наук.

Цель реальных гимназий - дать общее образование выходцам из всех сословий с определёнными практическими навыками в какой - либо профессии.

В 1871 был издан новый устав гимназии, согласно которому окончившие классические гимназии имели право поступления в университет без экзаменов. Окончившие реальные гимназии могли преимущественно поступать в высшие технические учебные заведения. Им доступ в университеты был затруднён. По уставу 1864 г. учреждались также прогимназии - четырёхклассные учебные заведения, соответствующие первым четырём классам семилетней классической гимназии. Окончившие прогимназию могли поступать в пятый класс классической гимназии.

Были осуществлены мероприятия по развитию женского образования. До реформ Александра II в России существовали только закрытые институты и частные пансионы для девушек "из благородных сословий" (из семей дворян). В 1870 г. появилось Положение Министерства народного просвещения о женских гимназиях и прогимназиях. Стали появляться открытые женские гимназии для девочек из всех сословий. Одновременно Церковь стала открывать епархиальные женские училища. С целью развития высшего женского образования в ряде городов - Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Одессе - были открыты педагогические и высшие женские курсы.

Реформы в области печати. С начала проведения всеобъемлющих реформ в обществе был поставлен вопрос о цензурном комитете. В 1862 г он был закрыт, часть его функций была возложена на Министерство внутренних дел, а часть - на Министерство народного просвещения. В 1865 г. было разрешено обсуждать в печати деятельность правительства и проблемы общественной жизни. 1865 г. были введены "Временные правила", касавшиеся печати. Предварительная цензура отменялась на книги, рассчитанные на состоятельную и образованную часть общества, а также на центральные, научные издания. Для издания периодических издания требовалось внесение крупного денежного залога, для издания некоторых периодических изданий требовалось разрешение министра внутренних дел. Предварительная цензура сохранялась на провинциальную и массовую литературу для народа.

Значение реформ. Отмена крепостного права и буржуазные реформы, проведённые в правление Александра II, являются знаменательным событием в истории России. За отмену крепостного права народ прозвал Александр II Освободителем. Россия в значительной степени приблизилась к европейской социально - политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращения России в буржуазную монархию. Был открыт путь мирной модернизации русского общества. Начался бурный рост экономики и культуры страны. В российскую историю буржуазные реформы Александра II вошли как "великие реформы".

Но у всеобъемлющих реформ Александра II была и обратная сторона. Получение личной свободы 25 млн. русским крестьянством, демократические свободы, создание новой структуры местного управления, изменение судопроизводства, возникновение новой социальной структуры общества и др. привели к изменению многовекового уклада русской жизни. Вскоре обнаружилось, что, помимо благотворных результатов, одним из результатов реформ стал рост напряженности в обществе. Внутренняя жизнь государства оказалась расстроенной, казна пуста, росли иностранные займы. Оживление торгово-промышленной деятельности сопровождалось широким распространением финансового мошенничества, разорением. В город из деревни хлынули крестьяне, но город оказался не готов к приёму такого количества неквалифицированной рабочей силы. Крестьяне повсеместно проявляли недовольство реформой. Русский крестьянин не смог "переварить" мысль о том, что ему нужно платить за землю. В деревне упорно циркулировали слухи, что крестьянам прочитали "не тот Манифест". В обществе стремительно росли имущественное неравенство, бедность, преступность.

В обществе появилось мнение, что "великая реформа 1861 г." была "великим обманом". Царь-реформатор стал вызывать ненависть. 4 апреля 1866 г. студент Дмитрий Каракозов стрелял в царя. Покушение обыкновенного человека на жизнь Помазанника Божья вызвало шок в русском обществе. Современники оставили свидетельства, что в тот день к поэту А.Н. Майкову вдруг вбежал бледный, трясущийся Ф.М. Достоевский. Никого не видя, он всё повторял: "Он стрелял, …стрелял,…стрелял". Но этот выстрел стал символическим знаком того, что отныне "всё позволено". Революционеры - народники приговорили царя к смертной казни. Началась настоящая охота на царя. На него было совершено 7 покушений. А Александр II в это время переживал личную драму: он осознал, что его политика либерализации потерпела крах. Царь постарел, осунулся, похудел. Императрица Мария Александровна уже давно была больна и прикована к постели. Спасала царя новая любовь - молодая княжна Екатерина Долгорукая. Она была на 34 года моложе царя и родила ему троих детей. Несмотря на протесты семьи, царь поселил Е.М. Долгорукую с детьми в Зимнем дворце. Императрица Мария Александровна тихо скончалась в одиночестве летом 1880 г. Через полтора месяца царь обвенчался с Е.М. Долгорукой и думал о том, чтобы её короновать.

1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен от взрыва бомбы, брошенной студентом И. Гриневицким.

На великие реформы Россия ответила убийством царя-реформатора.

Список литературы

История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2000.

Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. М., 1997.

Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. М., 1999.

Романовы. Исторические портреты. Книга третья. М., 2001.

Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. М., 1993.

Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.

Казиев Шапи. Имам Шамиль. - М., 2001.

Великие реформы в России (1856-1874) (Сборник) под ред. А.Г. Захаровой. М.,1992.

Епанчин Н.А. на службе трёх императоров. Воспоминания. М., 1996.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1998.

Ляшенко Л.М. Александр II, или История трёх одиночеств. М., 2002.

Виноградов В.И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. М., 1978.

Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни России. М., 1993.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма - все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах - 46,6%).

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением. Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы. Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость - вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).


Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них - образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории. Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен. Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского. Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.


Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России - одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX века - «серебряный век» русской культуры

Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века - это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой - сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии - декадентства, символизма - являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.


Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов - членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909-1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого - настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.


Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906-1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков - Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.

Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне Крымская война (1853-1856 , также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства) вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. В пореформенной России почти все министерства значительно расширили свои функции. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Совет министров действовал до 1882 г.

В 1860 г. был создан Государственный банк, занимавшийся кредитованием промышленной, торговой и другой деятельности .

Реформы существенно изменили военное министерство. При нем был образован Главный штаб по управлению войсками, а департаменты преобразованы в главные управления, которые значительно улучшили состояние дел во всех отраслях военного ведомства.Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений.

Формирование всесословных органов самоуправления (земства, городские думы) в 60х – 70х гг. XIX века. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян (3 курии). Они избирали на 3 года Уездное земское собрание , которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган Уездная земская управа –работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Все это делало местное управление более гибким и мобильным. Но преобладали в земствах всё же дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков - самых надежных агентов самодержавия - власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Согласно «Городовому положению» 1870 г., в городах учреждались бессословные органы самоуправления: распорядительный - городская дума и исполнительный - городская управа, избираемые на 4 года плательщиками городских налогов, к которым относились владельцы различных торгово-промышленных заведений, домов и прочих доходных имуществ.
Городские думы находились в прямом подчинении Сенату. Городской голова, являясь председателем думы, одновременно возглавлял городскую управу. В крупных городах он утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В функции нового городского самоуправления входили забота о благоустройстве городов. Они получили право собирать налоги с городской недвижимости, а также с торгово-промышленных заведений. Деятельность городских органов самоуправления позитивно влияла на развитие городов, но имела и существенные недостатки: слабый бюджет, преимущественная забота о районе проживания городской верхушки и полное запустение рабочих окраин, безразличное отношение к бедноте.

Дореформенный суд был сословным, зависевшим от администрации, в нем отсутствовала состязательность, гласность, следствие находилось в руках полиции. Все это порождало возможность для злоупотреблений. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.

Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. В итоге Россия получила одну из самых лучших судебных систем в мире.

Незавершенность реформ 60-70-х гг. заключалась, прежде всего, в том, что экономические реформы не сопровождались реформами политическими, приведением системы власти и управления в соответствие с уровнем развития экономики и требованиями общества.
Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство - главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Общим итогом ревизии реформ 60-70-х гг. стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией. Принятые законы должны были вернуть дворянству его положение в управлении государством и обществом, сохранить сословную структуру и самодержавие власти. Однако это не произошло. Распространение консервативных идей их авторами было преувеличено, и полного поворота назад не получилось. Общество не позволило его совершить, и даже в самом дворянстве усилились тенденции к всесословности.

Контрреформы: 1) 1866г . Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий;2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.

Городская реформа 1870г. «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа », которую контролирует Губернатор.

Убийство Александра II. На престол вступил его сын, Александр III. Реформы 60-70-х гг. оценивались не однозначно. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо не только остановить, но и вернуть назад, на исходные позиции, восстановить «так, как было». Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.
Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел. В последние месяцы царствования императора Александра II он занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями, проводил либеральную внутриполитическую линию. В руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова»

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс и технику вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

Капитализм с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, которые требовали увеличения сырьевой базы, привел к глубоким сдвигам в области отечественной науки и техники. Общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший всю страну, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки также способствовали «необычайным успеха умственного движения» (К.А. Тимирязев).

Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров. В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров университетов получили мировое признание. В середине 60-х годов «Современник» отмечал, что «во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической».

В стране возникли новые научные центры: «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1863), «Общество русских врачей», «Русское техническое общество» (1866). Серьезный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в. (Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество и др.) .

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

Во второй половине XIX в. отечественная наука, опиравшаяся на материалистические и научные традиции, достигла небывалых успехов. Достижения русской науки, связанные с развитием мировой науки, сильно подняли ее международный авторитет. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, - писал К.А. Тимирязев в середине 90-х годов, - и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство».

А.М. Ляпунов (1857-1918) создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, что оказало влияние на дальнейшее развитие мировой науки.

Также стоит упомянуть первую женщину-профессора математики С.В. Ковалевскую (1850-1891), открывшую классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). (Приложение 2.) Он доказал внутреннюю силу между несколькими видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед науку. Работа Д.И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана семь раз.

Ученые Н.Н. Зинин (1812-1888) и А.М. Бутлеров (1828-1886) - основоположники органической химии. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской Школы русских химиков-органиков.

Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная для применения электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905), 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.

Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жуковский (1847-1921). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолковского (1857-1935), преподавателя гимназии в г. Калуге, основоположника современной космонавтики.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных дизелей.

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета.

Огромными были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии.

В 1863 г. в журнале «Медицинский вестник» была напечатана работа И.М. Сеченова (1829-1905) «Рефлексы головного мозга», заложившая основы материалистической физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Крупнейший исследователь, пропагандист и популяризатор научных знаний, Сеченов создал физиологическою школу, из которой вышел И.П. Павлов (1849-1936). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.

И.П. Павлов (1894-1936) - учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы внес огромный вклад в развитие мировой науки.

Русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора» появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г.

К числу первых русских дарвинистов принадлежал основоположник эволюционной морфологии растений А.Н. Бекетов (1825-1902). Развитие эволюционного учения в России связано с именем И.И. Мечникова (1845-1916) и А.О. Ковалевского (1840-1901), созвавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1883 г. явление фагоцитоза, способности защитных свойств организма Работы Мечникова имели мировую известность Он был избран почетным доктором Кембриджского университета, работал в институте Луи Пастера во Франции.

В развитии дарвинизма и естественнонаучного материализма в России особенно велики заслуги К.А. Тимирязева (1843-1920), одного из основателей русской научной школы физиологии растений. Он был блестящим популяризатором науки и много сделал для пропаганды дарвинизма. Эволюционное учение Дарвина Тимирязев рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии.

В.В. Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов.

Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Ч.Ч. Валиханова (1835-1865). С именем Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888) связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

Во второй половине XIX в. в России ученые-гуманитарии плодотворно работали в области истории, лингвистики, литературоведения, экономики, создав важные научные исследования.

В области филологии и лингвистики много сделал И.И. Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914). В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А.С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П.В. Анненков (1813-1887). Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.

Интенсивная работа велась в области русской фольклористики, ширилось собирательство и исследование устного народного творчества. Изданные труды были чрезвычайно ценны содержавшимся в них богатым фактическим материалом. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В.И. Даль (1801-1872), издавший в 60-е годы «Толковый словарь живого великорусского языка», который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В.И. Даля неоднократно переиздавался. (Приложение 3.)

Особое внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. В 50-70-х гг. над 29-томным изданием «История России с древнейших времен» работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.

Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г.В. Плеханова (1856-1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа «Социализм и политическая борьба».

В.О. Ключевский (1841-1911) читал Курс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества. В работах Н.И. Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор «Русской истории и жизнеописаний ее главнейших деятелей». Таким образом, в области науки XIX век представляет потрясающие успехи русской науки, выводящие ее на ведущие позиции в мире. Наблюдается две линии в развитии русской философской мысли: славянофилы и западники, которые при кардинальном расхождении философских взглядов на прошлое и будущее России, сходятся в отношении к существующему режиму царизма и его политике.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли в 19 веке была тема выбора пути развития, тема будущего России. Столкновение исторических взглядов западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Т. Грановский, И.С. Тургенев) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) со временем переросло в непримиримый идейный конфликт.

Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно проводя в жизнь принципы парламентаризма, гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству.

Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации, и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной самобытной жизнью, в основе которой лежит глубоко идейное начало, «народный дух», пронизывающий все стороны коллективной жизни.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники неожиданно сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепостному праву и к современному им полицейско-бюрократическому режиму, оба требовали свободы печати, слова и потому в глазах царского правительства являлись неблагонадежными.

Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно, с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем в первую очередь этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов) .

Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания.